экономика
Е.А. КАКШАЙСКАЯ (Волгоград)
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Освещены важность и необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ состояния малого и среднего предпринимательства в территориальном и экономическом разрезе. Представлен обзор видов государственной поддержки в Волгоградской области.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, виды государственной поддержки.
На уровень развития малого и среднего предпринимательства оказывают влияние многочисленные факторы: экономическая и политическая обстановка как в мире в целом, так и в регионе в частности, правовое поле, в рамках которого функционируют предприятия, административные барьеры, степень государственного регулирования и государственной поддержки.
Проводя экономическую политику, государство вольно или невольно оказывает воздействие на субъекты малого и среднего предпринимательства. В арсенале органов власти находятся рычаги, способные влиять как на развитие, так и на сдерживание предпринимательской среды. К таким действенным рычагам следует отнести ставку рефинансирования, уровень инфляции, тарифы на энергоресурсы, обязательные платежи и уровень процентных ставок по ним и др.
Успешные и стабильные экономики мира подтверждают ведущую роль малого и среднего предпринимательства в народном хозяйстве. Это проявляется и в занятости населения, и в повышении конкуренции (а значит, качества товаров, работ, услуг), и в формировании доходов бюджетов, и в социальной стабильности общества. Конечно, экономическую мощь и потенциал страны формирует крупный бизнес, но именно малый бизнес призван создавать основу экономики.
Развитие малого предпринимательства в России проходило в несколько этапов. Начало
1990-х гг. было бумом создания предприятий малого бизнеса, в период финансового кризиса 1998 г. их количество существенно сократилось, а современное состояние отражают данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1 основные экономические показатели средних и малых предприятий [4]
Показатель Средние предприятия Малые предприятия
всего в том числе микро
Число предприятий
2009 г. 15547 1578769 1339345
2010 г. 25170 1644269 1415186
2011 г. 15856 1836433 1593755
Средняя численность работников, тыс. чел.
2009 г. 2063,1 11281,7 3823,2
2010 г. 2582,9 11149,0 3883,3
2011 г. 2051,5 11480,5 4354,5
Анализ данных за указанный период свидетельствует о росте средних предприятий на 2%, малых предприятий - на 16%, в то время как численность работников, занятых на средних предприятиях, сократилась на 0,6%, а на малых - увеличилась на 14%.
Немаловажным является и территориальный аспект развития предпринимательства. Состояние малого бизнеса - это индикатор региональной экономической политики.
Данные Федеральной службы государственной статистики демонстрируют существенное отставание Волгоградской области от лидеров Южного федерального округа как по количеству малых предприятий, так и по численно -сти занятых, и что самое принципиальное - по инвестициям в основной капитал.
Опыт экономически развитых стран в вопросах развития малого и среднего бизнеса свидетельствует о том, что для полноценного развития предпринимательской среды нужна четкая действенная государственная политика. Разработка такой политики начинается с определения критериев отнесения предприятия к «малому» и «среднему».
© Какшайская Е.А., 2013
Таблица 2
деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в 2012 г. [4]
Наименование Число предприятий на 1 января 2013 г., тыс. Численность работников, тыс. чел. Оборот, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.
Российская Федерация 238,1 6362,4 15116297,3 364477,6
Южный федеральный округ 18,3 506,8 1120969,7 52405,0
Краснодарский край 5,9 194,9 492849,3 30576,2
Волгоградская область 3,8 94,0 166212,7 5486,5
Ростовская область 6,8 167,7 394898,8 13761,7
Таблица 3
число предприятий по видам экономической деятельности в 2011 г. (на конец года) [4]
Наименование Единиц В процентах к итогу
средние предприятия малые предприятия средние предприятия малые предприятия микро- предприятия
всего в том числе микропредприятия
Всего 15945 1836433 1593755 100 100 100
Из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3128 59903 49047 19,6 3,3 3,1
рыболовство, рыбоводство 79 3612 3124 0,5 0,2 0,2
добыча полезных ископаемых 260 6218 5139 1,6 0,3 0,3
обрабатывающие производства 3834 171269 136325 24,0 9,3 8,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 362 11427 8117 2,3 0,6 0,5
строительство 1969 202579 172837 12,3 11,0 10,8
оптовая и розничная торговля ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3584 727341 651905 22,5 39,6 40,9
Из них:
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2121 462265 414969 13,3 25,2 26,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 948 201534 180299 5,9 11,0 11,3
гостиницы и рестораны 197 53069 41243 1,2 2,9 2,6
транспорт и связь 721 114870 102043 4,5 6,3 6,4
Из них связь 55 11598 10161 0,3 0,6 0,6
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1516 381438 332233 9,5 20,8 20,8
Из них научные исследования и разработки 90 13087 11580 0,6 0,7 0,7
образование 2 5701 5378 0,0 0,3 0,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 145 24906 21267 0,9 1,4 1,3
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 144 46662 39790 0,9 2,5 2,5
Малый и средний бизнес охватывает практически все отрасли экономики, однако преимущественно он сосредоточен в сфере услуг и сфере обращения, что не приводит к качественной перестройке структуры экономики России.
отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с учетом ряда условий.
1. Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям, или созданным государственными академиями наук научным учреждениям высшего профессионального образования, или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек включительно.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.
3. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации 9 февраля 2013 г. № 101: микропредприятия -60 млн руб.; малые предприятия - 400 млн руб.; средние предприятия - 1000 млн руб.
Виды государственной поддержки предпринимательства можно классифицировать следующим образом.
1. законодательная поддержка - разработка нормативно-правовых актов, которые регламентируют функционирование малого и среднего бизнеса. В этот блок входят определение льготных налоговых условий, проработка антимонопольной политики, отмена излишних административных барьеров (лицензирования ряда видов экономической деятельности, дублирующих контрольных функций органов власти в отношении бизнеса), протекционистская политика и пр.
2. Финансовая и имущественная поддержка - льготное кредитование, поручительство и страхование субъектов малого предпринимательства, компенсация части понесенных затрат, связанных с развитием бизнеса, льготные условия аренды, приобретения имущества, предоставление грантов.
3. Информационно-методологическая поддержка - подготовка и переподготовка предпринимателей в целях повышения финансовой и правовой грамотности, информационная поддержка предпринимательства в рамках как доведения информации о преференциях и ответственности за ведение деятельности, так и продвижения товаров, работ, услуг отечественных производителей.
4. Экономическая поддержка - участие в конкурентных процедурах на право заключения госзаказов на производство и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Таблица 4
Виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области (составлено автором)
Вид поддержки Форма/размер помощи Что необходимо для получения помощи
Льготные условия на услуги бизнес-инкубатора Предоставление в аренду (субаренду) нежилых помещений; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения Участие в конкурсе на право пользования льготными условиями, в котором могут принять участие субъекты малого предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, соответствующие требованиям Федерального закона от 27.07.2007 № 209-ФЗ, осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области
Поддержка субъектов молодежного предпринимательства До 200 тыс. руб., но не более 90% произведенных затрат Субсидии предоставляются субъектам молодежного предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Приоритет в получении субсидии имеют субъекты, являющиеся участниками мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность
Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства До 300 тыс. руб., но не более 50% произведенных затрат Субсидированию подлежит часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары на экспорт, на аренду помещений и (или) земельных участков
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства До 300 тыс. руб., но не более 90% произведенных затрат Субсидированию подлежат затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, максимальная мощность которого составляет до 500 кВт включительно
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства действующих инновационных компаний До 5 млн руб., но не более 50% произведенных затрат Возмещению подлежит часть затрат на приобретение машин, оборудования, связанных с технологическими инновациями, программных средств, новых технологий и т.п.
Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационных компаний До 300 тыс. руб., но не более 90% произведенных затрат Субсидия предоставляется после прохождения начинающим субъектом малого предпринимательства краткосрочного обучения предпринимательской деятельности. Заявитель должен предоставить бизнес-план с подробным описанием своего проекта. Возмещению подлежит часть затрат на приобретение основных средств, ремонт нежилых помещений, рекламу и пр.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в повышении энергоэффективности их производств До 1 млн руб., но не более 50% произведенных затрат Возмещению подлежит часть затрат на энергетическое обследование мероприятий по энергосбережению, приобретению энергосберегающих технологий, оборудования, материалов. Заявителю необходимо пройти обучение по вопросам, связанным с энергосбережением
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях До 250 тыс. руб., но не более 75% произведенных затрат Необходимы документы, подтверждающие участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях
Окончание табл. 4
Вид поддержки Форма/размер помощи Что необходимо для получения помощи
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках выплат вознаграждений по договорам поручительства До 90% произведенных затрат на выплату вознаграждения по договору поручительства Субсидия предоставляется субъектам, заключившим договор поручительства с организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках сертификации До 1 млн руб., но не более 80% произведенных затрат Необходимы документы, подтверждающие прохождение сертификации
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках договора финансовой аренды 2/3 ставки рефинансирования по договорам лизинга, не превышающим 15 млн руб. Предметом лизинга могут быть автотранспортные средства, агрегаты, аппараты, машины, механизмы, оборудование и т.п.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы «Развитие» До 50% фактических затрат, но не более 15 млн руб. Поддержка проектов малых предприятий по модернизации и технологическому развитию экономики России в области информационных технологий, фармацевтики и энергосбережения; проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы «Старт» До 6 млн в течение трех лет Программа рассчитана на три этапа. Финансирование в первый год предоставляется для проведения НИОКР. Одним из основных критериев отбора проектов на второй и третий этап является привлечение средств на реализацию проекта из внебюджетных средств на паритетной основе с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских вузов До 50% затрат, но не более 100 000 тыс. руб. в год не более трех лет Субсидия предоставляется на конкурсной основе. Заявитель должен предоставить проект НИОКР. Обязательным условием является использование собственных средств в проекте в размере 100%-ной субсидии
Субсидирование части первоначального взноса по контракту лизинга До 1/15 стоимости предмета лизинга, но не более 250 тыс. руб. Участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированного не ранее трех лет до дня подачи заявки и реализовавшее товарную продукцию не менее чем на 30 000 руб. за год. Обязательным условием является наличие собственного вклада в развитие своего хозяйства в сумме 100 000 руб.
Г ранты на бытовое обустройство начинающих фермеров До 100% понесенных затрат, но не более 250 тыс. руб. Участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированного не ранее трех лет до дня подачи заявки и реализовавшего товарную продукцию не менее чем на 30 000 руб. за год. Средства могут быть направлены на строительство жилья, приобретение мебели и других предметов обустройства
гранты на создание крестьянско-фермерского хозяйства До 100% понесенных затрат, но не более 1500 тыс. руб. Участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированного не ранее трех лет до дня подачи заявки и реализовавшего товарную продукцию не менее чем на 30 000 руб. за год. гранты могут быть использованы на приобретение земли, подключение к инженерным сетям и т.п.
Развитию российского предпринимательства не способствуют ни налоговая, ни таможенная, ни кредитная, ни амортизационная сферы экономической политики государства. В целом следует констатировать, что современные экономические условия в россии не стимулируют предпринимательство к развитию, и государству предстоит приложить огромные усилия по восстановлению доверия к власти и побуждению предпринимательской инициативы.
Можно выделить ряд причин, вследствие которых российское предпринимательство существенно отстает в развитии от желаемых темпов:
1) сырьевая ориентированность экономики, спад производства, высокая инфляция, дороговизна банковских кредитов;
2) малое и среднее предпринимательство преимущественно задействовано в сфере услуг и сфере обращения, что не приводит к качественной перестройке структуры экономики россии;
3) низкий уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей;
4) недостаточная государственная поддержка предпринимательства.
литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Рос. газ. 2008. 30 дек.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъекта малого и среднего предпринимательства» // Рос. газ. 2013. 15 февр.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Рос. газ. 2007. 31 июля.
4. Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL : http://www.gks.ru.
Government support of small-scale and middle-scale entrepreneurship
There is considered the importance and necessity of government support of small-scale and middle entrepreneurship. There is analyzed the condition of small-scale and middle entrepreneurship in the territorial and economic aspect. There is given the survey of the types of government support in the Volgograd region.
Key words: small-scale and middle entrepreneurship, government support, types of government support.
е.м. шахбазян
(Волгоград)
проблемы и пути совершенствования ипотечного кредитования с использованием материнского капитала
Описаны условия, способствующие расширению платежеспособного спроса населения на жилье, связанные с развитием и расширением системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. На основе сочетания требований кредитных организаций и потенциальных заемщиков предлагается модель ипотечного кредитования, которая может послужить базой для установления и развития ипотечных отношений в будущем.
Ключевые слова: ипотека, ипотечный кредит, залог, жилая недвижимость, заемщик, материнский капитал, процентная ставка, первоначальный взнос, коммерческий банк.
В настоящее время приоритетными для России являются задачи формирования конкурентоспособной экономики, заключающиеся в поддержании устойчивого экономического роста, повышении инвестиционной привлекательности страны и инновационной направленности в росте благосостояния граждан, существенной капитализации финансового и банковского секторов.
Особенность сложившегося в России подхода к проблеме формирования системы ипотечного кредитования заключается в попытках применения моделей, работающих исключительно в условиях стабильной экономики, а также при поддержке государства, прежде всего как гаранта устойчивых отношений на долговременный период, которые присущи ипотеке [2].
В настоящее время не нашли должного отражения многие важные методические аспекты формирования и развития эффективной системы ипотечного жилищного кредитования. В частности, в более глубокой научной проработке нуждаются проблемы привлечения финансовых ресурсов для ипотечного жилищного кредитования, повышения эффективности методов государственного и муниципального регулирования развития системы ипотечного жилищного кредитования.
© Шахбазян Е.М., 2013