ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Иванов А. В.
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Владимирского филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 600017, Россия, Владимир, ул.
Горького, 59А, iav@bk.ru
Багдасарян М. А.
магистрант Владимирского филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 600017, Россия, Владимир, ул. Горького, 59А, martabagdasaryan@mail.ru
УДК 331.5:338(470)
ББК 65.240.5(2Рос)-131
Цель: изучение факторов, определяющих состояние рынка труда в России, и роли малого предпринимательства в его формировании.
Методы: проведен анализ факторов, влияющих на рынок труда в Российской Федерации, а также динамический анализ статистических данных по участию малого и среднего предпринимательства в его формировании.
Результаты. Авторы оценивают влияние малого бизнеса на занятость населения страны и приходят к выводу, что современные нестандартные формы занятости, такие как самозанятость, становятся наиболее адекватными в условиях постиндустриальной экономики. Однако, поддержка малого бизнеса как базиса увеличения самозанятости населения является разрозненной и слабо скоординированной.
Научная новизна: Научная новизна заключается в определении прямого соотношения между ростом нестандартной занятости в России и мире и развитием малого предпринимательства в стране, а также в предложении о единого государственного органа, который отвечал бы за анализ и оценку развития малого бизнеса, его воздействие на рынок труда и формирование его государственной поддержки.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, рынок труда, самозанятость, служба занятости, нестандартная занятость, поддержка предпринимательства.
THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE LABOR MARKET IN MODERN CONDITIONS
Ivanov A. V.
candidate of Economics, Associate Professor Department of Finance of Vladimir Branch, Russian Presidential Academy of National
co Economy and Public Administration (Russia), 600017, Russia, Vladimir, Gorky str., 59A, iav@bk.ru
^
o cm
< Bagdasaryan M. A.
§
t graduate student of Vladimir Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia),
¡1 600017, Russia, Vladimir, Gorky str., 59A, martabagdasaryan@mail.ru
o <o
(U <B
^ The purpose of the publication: the study of factors that determine the state of the labor market in, and the role of small business in its formation.
^ Methods: an analysis of factors affecting the labor market in the Russian Federationand a dynamic analysis of statis-| tical data on the participation of small businesses in its formation.
Results. The authors assess the impact of small businesses on the employment of the country's population and con© clude that modern non-standard forms of employment, such as self-employment, become most adequate in the post-indus-
Иванов А. В., Багдасарян М. А.
trial economy. However, supporting small business as a basis for increasing the self-employment of the population is fragmented and poorly coordinated.
Scientific novelty: The scientific novelty consists in determining the direct correlation between the growth of precarious employment in Russia and the world and the development of small business in the country, as well as in the proposal for a single government institution responsible for the analysis and assessment of small business development, its impact on the labor market and the formation of its state support.
Key words: small business, labor market, self-employment, employment service, precarious employment, support of entrepreneurship.
В современных условиях, отличающихся экономической нестабильностью, высокой волатильностью рынков и слабо прогнозируемыми показателями основных факторов развития, проблема занятости населения выходит на одно из первых мест среди вопросов, на которые должно быть обращено самое пристальное внимание представителей органов власти государства и муниципальных образований. Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года отметил: «Нам необходимо серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности» [1].
Исследование проблем рынка труда и занятости имеет долгую и многогранную историю. Эти вопросы исследовали представители различных экономических школ, начиная с классиков в лице Д. Риккардо, Д. Миля, А. Маршалла и неоклассиков Дж. Пери, М. Фелдстайна, Р. Холла; обращали внимание на вопросы занятости представители кейнсианства, монетаризма (М. Фрид-мен, Ф. Хайек и др.), и многие другие ученые. В современной российской науке эти вопросы также разрабатывает целый ряд отечественных исследователей, такие как И. В. Цыганкова, Р. Л. Агабекян и др. Условия постиндустриальной экономики, отличающиеся высоким динамизмом, революционно новыми методами и скоростями коммуникации, делают исследование вопросов занятости населения весьма актуальной задачей, закладывающей основы социальной стабильности и безопасности государственного управления.
Исследователи отмечают целый ряд факторов, усложняющих решение вопросов занятости в Российской Федерации. Как правило, к таким факторам относят:
1) сокращение численности населения России: последний раз небольшой демографический всплеск отмечался статистикой в 2016 году, и с тех пор тенден-
ция на сокращение численности населения в стране возобновилась;
2) сокращение общего числа рабочих мест в экономике государства в связи с изменением ее структуры;
3) продолжающееся уже несколько десятилетий «вымывание» научно-технического и технического персонала предприятий, происходящее в силу целого ряда факторов: постепенное закрытие сложных и крупных производств, низкий уровень заработных плат у «синеворотничкового» контингента и т.п.;
4) отток высококвалифицированных зарубежных специалистов в области управления и финансов (т.н. «экспатов»), вызванный разрастающейся «войной санкций» между Россией и Западом;
5) непрекращающееся снижение престижности профессий в сфере материального производства и рост престижности профессий «постиндустриального характера», связанных с интеллектуальной деятельностью и оказанием услуг;
6) увеличение предложения низкоквалифицированной рабочей силы, связанное с притоком мигрантов из азиатских государств ближнего зарубежья;
7) старение экономически активного населения, что сказывается на производительности труда, снижении степени обучаемости персонала и замедлении внедрения новых технологий, равно как и на трудностях «смены поколений» и проблемах передачи производственного опыта;
8) высокий уровень скрытой безработицы и скрытой занятости, что весьма характерно именно для российской экономики, отличающейся высоким уровнем своей «серой» части;
9) некоторые другие факторы, обусловленные как глобальными тенденциями рынков труда, так и российской спецификой.
В настоящее время роль одного из ведущих секторов экономики России берет на себя малое предпринимательство. Во многих странах именно оно начинает определять темпы экономического роста, а также уровень занятости, структуру и качество ВВП. Благодаря малому предпринимательству, российская экономика может быть способна отвечать все возрастающим глобальным вызовам и следовать мировым тенденциям
Иванов А. В., Багдасарян М. А.
формирования гибкой смешанной экономики, как ее особого вида, в котором сочетаются различные формы собственности и адекватной экономической модели в целом.
Поддержка малого и среднего предпринимательства - один из важных пунктов уже процитированного нами мартовского послания президента В. В. Путина. «К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 %, а число занятых здесь вырасти с 19 млн до 25 млн человек», — заявил он [1]. По оценке Минэкономразвития России, доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте Российской Федерации находится на уровне 20 %. На малые и средние хозяйствующие субъекты приходится 6,7 % общего объема основных фондов и около 11 % общего объема инвестиций в основной капитал [2]. Можно предположить, что, если экономика страны будет расти только на 2 % в год, вклад малого и среднего бизнеса в экономику должен будет увеличиться на 24 трлн руб. к 2025 году, как это указано в послании президента [3].
Вопросы развития малого предпринимательства и занятости населения в стране тесно связаны. Особенность малого предпринимательства заключается в том, что оно воздействует на количественные и качественные характеристики рынка труда. Именно по этой причине оно оказывает прямое воздействие на занятость населения. Малые предприятия способны создавать большое количество рабочих мест, тем самым снижая уровень безработицы. Они способны создать конкуренцию за работников и сохраняют рабочий потенциал как таковой.
Понимание этой тенденции пришло не сразу. В условиях индустриальной экономики, господствовавшей в нашей стране до начала двухтысячных, решение вопросов занятости населения не связывалось с малым предпринимательством. Последняя четверть ХХ века на рынках труда развитых стран характеризовалась жестким государственным контролем за ростом трудовых отношений, поддержанием определенного уровня социальной справедливости при распределении доходов, серьезной ролью профессиональных союзов в защите интересов трудящихся, и т.п. Подобные принципы легче воплощаются в экономике крупных корпораций, чем в экономике, которая базируется на малом предпринимательстве.
Тем не менее, на смену жесткой индустриальной модели экономического роста пришла гибкая инновационная модель, которая вызвала необходимость перехода к системе активного рынка труда, с индивидуальным подходом к каждому работнику, ростом значимости профессиональной подготовки и переподготовки и созданием открытой информационной среды для обслуживания интересов как работников, так и работодателей. Именно в такой модели рынка труда особо важной оказалась роль малых и средних пред-
приятии, которые гораздо легче адаптируются к новым условиями и являются гибкими по самой своей сути.
Согласно данным Счетной палаты РФ, ситуация с занятостью населения в секторе малого и среднего бизнеса Росси отличается достаточно противоречивой динамикой. Так, согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированному ФНС России по состоянию на 10 января 2017 года, в Российской Федерации насчитывалось 5,8 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям малого и среднего предпринимательства. В соответствии со сведениями, которые содержатся в указанном реестре, численность замещенных рабочих мест у субъектов МСП составила 15,8 млн [2].
При этом в бюллетене Счетной палаты отмечается, что до 2016 года основным и наиболее полным источником информации о субъектах малого и среднего предпринимательства являлись данные сплошных статистических наблюдений Росстата. Так, по данным Росстата, в 2010 году насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП, у которых было замещено 19 млн рабочих мест. Таким образом, на основании данных Росстата и ФНС России за 2010-2016 гг. в целом количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6 %. Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9 %. Эти тенденции наглядно демонстрирует диаграмма на рисунке 1. Безусловно, опреде-
19
15,8
2010 г. 2017 г.
Количество субъектов МСП, млн Количество замещенных рабочих мест, млн
Рис. 1. Изменение количества субъектов малого бизнеса и количества замещенных рабочих мест в 1010-2017 гг.
Иванов А. В., Багдасарян М. А.
ленную часть подобной разнонаправленной динамики можно объяснить за счет смены источников информации (и, возможно, учетных требований), однако в целом разница является весьма существенной и позволяет определить общую тенденцию: субъектов малого бизнеса становится больше, но число занятых в каждом из них становится меньше. Подобная тенденция объясняется тем, что рынок труда меняется структурно, и стандартная занятость на нем уступает место нестандартной.
Наиболее важным фактором в развитии современного рынка труда исследователи называют рост нестандартной занятости. Под стандартной занятостью понимается установление между работником и работодателем стабильных трудовых отношений на основе долгосрочного трудового договора (контракта), подразумевающего полный рабочий день для работника, самостоятельное выполнение им определенных должностных обязанностей, регулярную выплату ему заработной платы и обеспечение его всеми мерами социальной защиты, предусмотренными трудовым законодательством. Однако, как мы уже упоминали, подобная жесткая регламентация взаимоотношений между работником и работодателем становится слабо релевантной требованиям постиндустриальной экономики. Поэтому в последние годы появляются и обретают свое развитие большое количество форм нестандартной (неформальной) занятости:
• неполная занятость;
• сверхурочная занятость;
• временная занятость;
• случайная занятость;
• занятость на основе заключенных договоров гражданско-правового характера;
• занятость в компаниях, которые осуществляют лизинг персонала;
• вторичная занятость;
• самозанятость;
• фриланс, и т.д.
«Сейчас главным вызовом для мирового рынка труда становится нестандартная занятость, в то время как проблема безработицы постепенно отходит на второй план»,— с таким заявлением в ходе семинара «Будущее рынка труда» Международной организации труда (МОТ) в Турине выступил глава аналитического департамента организации Джефф Джонсон. По его словам, основные сложности, с которыми сталкиваются такие работники,— это низкая оплата труда, отсутствие социальной защиты и пониженная производительность [4].
Согласно классификации МОТ, около половины всех трудящихся в мире работает вне стандартных трудовых отношений с работодателем. Только 25 % работников трудятся на постоянных контрактах, остальные являются самозанятыми (их 35 %), 13 % работают по
временным контрактам или контрактам с фиксированным сроком, а 12,3 % заняты в неформальном секторе. Именно такие виды занятости оказываются наиболее адекватными условиям постиндустриальной экономики, основанной на рыночных принципах частной собственности и либерализма. Характерно, что наш опрос по перспективам занятости, проведенный около пяти лет назад во Владимирской области, выявил схожие тенденции в вопросах самозянятости [5, с. 121] .
По данным Международной организации труда, наиболее распространенными в России являются неформальная (20 %) и временная занятость (10 %), причем последняя растет высокими темпами. Невзирая на продекларированное и закрепленное законодательно равенство полов, мужчины оказываются более вовлеченными в нестандартную занятость, составляя в среднем 57 % от общего числа таких работников. При этом мужчины большей частью формируют неформальный сектор рынка труда, а женщины больше вовлечены в сектор временных рабочих контрактов. Это говорит, в том числе, и о все еще достаточно крепком традиционном укладе, характерном для российской ментальности.
Следует отметить, что российская государственная служба занятости не остается в стороне от следования велениям времени. Среди эффективных мер, содействующих развитию малого предпринимательства, служба занятости использует финансовую, кредитную поддержку тем малым предприятиям, которые создают новые рабочие места, особенно для социально незащищенных слоев населения, прежде всего инвалидов. Кроме того, в качестве инфраструктурного обеспечения современных форм занятости, в ряде регионов появился новый вид государственной услуги: содействие самозанятости безработных граждан [6]. Результатом предоставления такой услуги могут являться:
1) определенные выводы, в которых приведены аргументы о нецелесообразности осуществления гражданином предпринимательской деятельности, представленной в виде экспертного заключения о предоставлении государственной услуги;
2) получение определенных знаний и навыков гражданином, который будет осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) подготовка необходимого бизнес-плана;
4) выдача безработному гражданину экспертного заключения о предоставлении государственной услуги, в которой прописаны определенные рекомендации о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного предприятия.
5) выплата единовременной финансовой помощи. Примером данной финансовой помощи являются:
• частичное возмещение затрат на подготовку документов, необходимых для государственной реги-
Иванов А. В., Багдасарян М. А.
страции юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.;
• на организацию самой предпринимательской деятельности при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица и т.д. Такой вид финансовой помощи, предоставляется однократно за все время безработицы. Сумма составляет 12-кратную максимальную величину пособия по безработице;
6) отказ гражданина от единовременной финансовой помощи.
Получить данную государственную услугу могут граждане Российской Федерации, признанные безработными, или получившие дополнительное профессиональное образование при помощи органов службы занятости населения.
Государство понимает важность роли малого бизнеса в обеспечении занятости населения. С 1 декабря 2017 года в Российской Федерации реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Целью приоритетного проекта является обеспечение занятости населения за счет увеличения к 2019 году количества уникальных субъектов индивидуального и малого предпринимательства использующих поддержку, с 35 до 336,8 тыс. единиц и среднесписочной численности занятых у таких субъектов с 368,6 тыс. до 1,2 млн человек. На финансовое обеспечение приоритетного проекта в федеральном бюджете на 2017 год было предусмотрено 13,1 млрд рублей [2].
В настоящее время сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, ключевыми элементами которой являются подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализуемая Минэкономразвития России, и программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк». Также мероприятия по поддержке субъектов МСП осуществляются Минсельхозом России и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Только за 2015-2016 гг. на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета (в рамках государственных программ Российской Федерации Минэкономразвития России (28,2 млрд рублей), Минсельхозом России (18,9 млрд рублей) и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (11,4 млрд рублей), бюджетов регионов (3,2 млрд рублей), АО «Корпорация МСП» (78,8 млрд рублей) и АО «МСП Банк» (12,3 млрд рублей) направлено порядка 152,8 млрд рублей.
Существенное значение в развитии малого и среднего предпринимательства играет консультационная и информационная поддержка предпринимателей. По состоянию на 31 декабря 2015 года в Российской Федерации действовало 26 информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и 119 информационных ресурсов регионального уровня [2].
К сожалению, как показывает практика, не существует единого органа государственной власти, который проводил бы комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Как нам представляется, необходима реорганизация имеющейся на нынешний момент структуры поддержки предпринимательства и формирование единого государственного органа, который мог бы анализировать эффективность предоставленных льгот субъектам малого бизнеса, влияние МСП на рост занятости населения, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в следующие годы. О необходимости подобной службы «единого информационного окна» (подобного «единому регистрационному окну», с ролью которого сейчас эффективно справляются многофункциональные центрs госуслуг на базе ФНС) говорят не только представители малого бизнеса, но и члены правительственных структур.
Новому правительству Российской Федерации придется приложить целый ряд усилий, чтобы обеспечить в ближайшие годы опережающий рост малого и среднего предпринимательства как с точки зрения количества его субъектов, так и по количеству занятых. Поставленные президентом В. В. Путиным амбициозные цели в этой сфере могут быть достигнуты только при условии оптимальной организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечивающей эффективное расходование бюджетных средств. Малое предпринимательство просто необходимо любой национальной экономике. По сравнению с другими отраслями, именно предпринимательский сектор в годы кризисных проявлений всегда показывает большую динамичность, гибкость и склонность к инновациям. Если государство намерено увеличивать темпы экономического роста, ликвидировать дисбаланс развития территорий и продолжать борьбу с бедностью, необходимо принимать адекватные меры по поддержке уже имеющихся, и стимулированию создания новых предприятий малого и среднего бизнеса. Именно прогресс в этой отрасли может гарантировать устойчивое развитие государства в новых экономических и политических условиях и обеспечить высокую занятость, а значит, и социальную стабильность в ближайшем будущем.
Иванов А. В., Багдасарян М. А.
Литература:
1. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Сайт Президента России. [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957/work (дата обращения 23.05.2018)
2. За 6 лет количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, при этом неформальная занятость растет. Счетная палата Российской Федерации. [электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/3015nsphrase_ id=7797626 (дата обращения 23.05.2018)
3. Власти подготовили «перезагрузку» для малого бизнеса. Портал «Росбизнесконсалтинг». [электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/05/20 18/5b02f1399a7947256ef877aa?from=center_26. (дата обращения 23.05.2018)
4. В мире все больше работников с нетрадиционными формами трудоустройства. Газета «Коммерсант» 17.10.2017 . [электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3441040. (дата обращения 23.05.2018)
5. Иванов А. В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (462). С. 795-799.
6. Капелюшников Р. И., Гимпельсон В. Е. Нестандартная занятость в Российской Федерации М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
7. Иванов А. В. Принципы и требования формирования комплекса информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (статья) // Экономика и предпринимательство. 2014. № 15 (23). С. 216-223.
8. Содействие самозанятости безработных граждан. Портал госуслуг. [электронный ресурс]. URL: https://www. gosuslugi.ru/15207/1/info. (дата обращения 23.05.2018)
References:
1. The President's Address to the Federal Assembly on 01 March 2018. Site of the President of Russia. [e-resource]. URL: http://wwwkremlin.ru/events/presi-dent/news/56957/work (date of reference 23.05.2018)
2. For 6 years the number of employed people in SMEs has decreased by 3.2 million jobs, while informal employment is on the increase. The Accounts Chamber of the Russian Federation. [e-resource]. URL: http://www.ach.gov.ru/ press_center/news/30151?sphrase_id=7797626 (date of reference 23.05.2018)
3. The authorities have prepared a "reset" for small businesses. Portal Rosbusinessconsulting. [e-resource]. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/05/2018/5b02f1399 a7947256ef877aa?from=center_26. (date of reference 23.05.2018)
4. There are more and more workers in the world with non-traditional forms of employment. The newspaper Kom-mersant on 10/17/2017. [e-resource]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3441040. (date of reference 23.05.2018)
5. Ivanov A. V. On the possibilities of forming indicators for assessing the effectiveness of regional support for small and medium-sized enterprises // Economics and Entrepre-neurship. 2014. № 5 (46-2). P. 795-799.
6. Kapelyushnikov R. I., Gimpelson V. E. Non-standard employment in the Russian Federation. M.: SU-HSE, 2006.
7. Ivanov A. V. Principles and requirements for the formation of a set of information and consulting support for small and medium-sized businesses at the regional level (article) // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 15 (23). P. 216-223.
8. Promotion of self-employment of unemployed citizens. Portal of state services. [e-resource]. URL: https://www. gosuslugi.ru/15207/1/info. (date of reference 23.05.2018)