Научная статья на тему 'Малый бизнес и самозанятость в Ульяновской области'

Малый бизнес и самозанятость в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапин А. Е., Рябова О. А.

В статье анализируется состояние малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в Ульяновской области. Рассмотрены основные тенденции и проблемы данного сектора региональной экономики. Дана оценка экономической эффективности региональной государственной политики по поддержке предпринимательства и самозанятости населения, выявлены ее ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес и самозанятость в Ульяновской области»

УДК 334.021 (470.42)

малый бизнес и самозанятость в ульяновской области

а. е. лапин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления E-mail: eagov@ulsu. ru о. а. рябо В а, студентка факультета управления E-mail: eagov@ulsu. ru Ульяновский государственный университет

В статье анализируется состояние малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в Ульяновской области. Рассмотрены основные тенденции и проблемы данного сектора региональной экономики. Дана оценка экономической эффективности региональной государственной политики по поддержке предпринимательства и самозанятости населения, выявлены ее ограничения.

Ключевые слова: государственная поддержка предпринимательства, малый бизнес, индивидуальный предприниматель, региональное развитие, самозанятость, Ульяновская область.

Малый бизнес представляет собой значительное и сложное явление социально-экономической жизни общества, которое присутствует практически во всех отраслях экономики. За счет развития этой сферы возможно решение многих социально-экономические проблем, в частности снижение безработицы, расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, насыщение рынка товарами и услугами, повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Развитие малого и среднего предпринимательства для страны представляет собой не только экономическую, но и политическую задачу.

Сфера поддержки малого предпринимательства в России до 2008 г. регулировалась Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который, однако, на практике фактически не применялся [4]. Это вызвало необходимость принятия нового, более актуального, нормативного акта.

С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к сектору малого и среднего предпринимательства, цели и принципы государственной политики по его развитию. Согласно этому закону субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям) и средним предприятиям [1, 5]. Следует отметить, что отнесение предприятий к данным категориям обусловлено наличием определенных условий.

Во-первых, в уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %.

Во-вторых, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, ограничение для микропредприятий составляет 60 млн руб., для малых

и средних предприятий — соответственно 400 млн и 1 млрд руб. [6].

В-третьих, учитывается количественный критерий, по которому: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать на микропредприятиях 15 чел., численность занятых в малых предприятиях — от 16 до 100 чел., средних предприятий — от 101 до 250 чел.

Принципиальная разница нового закона по сравнению с утратившим силу Федеральным законом № 88-ФЗ состоит в том, что предельная численность работников устанавливается без учета принадлежности предприятия к какой-либо отрасли. Так, например, ограничение численности работников на малых предприятиях в сфере промышленности, строительства, транспорта ранее составляла 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел., а в сфере бытового обслуживания населения и розничной торговле — 30 чел. [4].

Федеральный закон № 209-ФЗ предусматривает пять основных форм поддержки малого и среднего бизнеса. Это финансовая, имущественная, информационная и консультационная помощь, а также содействие в подготовке и повышении квалификации кадров. Заметим, что инструменты государственной поддержки предпринимательства в различных регионах практически одинаковы. Например, наиболее распространенными мерами финансовой помощи являются: предоставление субсидий начинающим предпринимателям, субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат субъектам малого предпринимательства на оплату по договорам финансовой аренды (лизинга) и др.

На территории Ульяновской области основным документом, определяющим систему поддержки

Рис. 1. Основные направления программных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

малого предпринимательства, является Закон от 08.06.2005 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005—2011 годы» [7]. Стоит отметить, что активное выделение бюджетных средств, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, стало происходить только с 2009 г., что связано с провозглашением его приоритетным направлением антикризисной политики всего государства. Основные направления поддержки предпринимательства в регионе представлены на рис. 1.

Реализация данных мероприятий позволила достичь определенных успехов в развитии малого предпринимательства в Ульяновской области. За время действия программы количество малых предприятий увеличилось с 4,8 тыс. в 2004 г. до 12,6 тыс. в 2010 г., а индивидуальных предпринимателей — с 19 до 36,8 тыс. чел. Динамика изменения численности малых предприятий в период 1996—2009 гг. показана на рис. 2.

Темпы роста малых предприятий на территории Ульяновской области и по России в целом показаны на рис. 3.

Реализация программы способствовала увеличению среднесписочной численности занятых на малых предприятиях более чем на 30 тыс. чел. Таким образом, доля занятых в малом бизнесе в общей среднесписочной численности с 7 % в 2004 г. выросла до 13 % в 2009. Заметим, что наибольшее значение данного показателя зафиксировано в 2007 г., когда он составил 14,2 %. Причина его дальнейшего сокращения во многом связана с кризисными явлениями, затронувшими всю Россию. Изменение доли занятых на малых предприятиях с 2000 по 2009 г. показано на рис. 4.

14000 12 000 10000 8 000 6 ООО 4 000 2 000

12 567

8434

4600 4600 5000 5000 4800 4800 4900 4900 1 1 » » *

7 541

О

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Рост численности малых предприятий Ульяновской области в 1996—2009 гг.

Малый и средний бизнес способствует появлению большого числа представителей «среднего класса»: в 2009 г. в сфере малого и среднего предпринимательства было создано 20 175 рабочих мест (85 % от всех созданных на территории области рабочих мест). В настоящее время, по данным Департамента развития экономики и предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области, на малых и средних предприятиях трудятся более 200тыс. чел.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики за 2005 и 2009 гг. представлено на рис. 5.

300

Кардинального изменения в «четверке» наиболее интересных малому бизнесу отраслей за это время не произошло. Так, бесспорным «лидером» является сфера оптовой и розничной торговли с показателями 49,8 и 44,5 % от общего числа малых предприятий в 2005 и 2009 гг. соответственно.

Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2011 в Ульяновской области зарегистрировано 36 881 индивидуальных предпринимателей, 216 средних предприятий, 1 347 малых предпри-

250

200

150

100

50

256

172 177 154 190

100 94 94 102 102 98 98 100 119 100 160 135

100 102 103 106 104 100 105 106 113 116 123

i i i i i i i i i i i i i i

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Российская Федерация ""^"Ульяновская область

Рис. 3. Сравнительные показатели темпов роста малых предприятий в Ульяновской области и по России в целом в 1996—2009 гг., %

0

2000

2001

2002

2003

2004 2005

2006

2007

2008 2009

■Российская Федерация

-Ульяновская область

Рис. 4. Доля занятых на предприятиях малого бизнеса в Ульяновской области и по России в целом в период 2000—2009 гг., %

ятий, 11 230 микропредприятий. Всего, по данным Управления федеральной налоговой службы, в 2010 г. зарегистрировано 12 462 субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в 2010 г. сохранились темпы прироста субъектов малого и среднего предпринимательства, достигнутые в 2009 г.

Все более весомым становится вклад малого и среднего бизнеса в экономику региона, в наполнение доходных статей его бюджета. Положительная динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий наблюдается на протяжении ряда последних лет. При этом основная доля финансовых вложений приходится на предприятия, которые занимаются строительством, — более 50 % и операциями с недвижимым имуществом — 29 %. На долю обрабатывающих производств приходится лишь 8 % от всех инвестиций в основной капитал малых предприятий. Малый бизнес производит шестую

часть ВРП региона. Только по двум налогам (упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход) дает 7,1 % налоговых отчислений в консолидированный бюджет области.

Сумма налоговых поступлений за 2010 г. составила более 1,1 млрд руб., в том числе по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) — 496,2 млн руб., по упрощенной системе налогообложения (УСН) — 616,4 млн руб. По данным Росстата, увеличились выплаты от малого бизнеса в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Сумма выплат по налогу на доходы физических лиц составила 1,82 млрд руб., выплаты по социальному и пенсионному страхованию — 1,165 млрд руб., что в совокупности составляет дополнительно к УСН и ЕНВД более 2,98 млрд руб.

Особая значимость придается развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях региона. Так, в течение 2010 г. были открыты муниципальные центры содействия развитию предпринимательства на территории всей Ульяновской области, что положительно сказывается на комплексной инфраструктуре его поддержки. Департаментом развития экономики и предпринимательства составлен рейтинг муниципальных образований Ульяновской области по плотности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 10 тыс. жителей. На 01.01.2011 верхние строчки в рейтинге остались за городами Ульяновском и Димитровградом (плотность субъектов

Рис. 5. Распределение малых предприятий Ульяновской области по видам экономической деятельности в 2005 и 2009 гг., %:

а — 2005г.; б — 2009г.; 1 — оптовая и розничная торговля; 2 — обрабатывающие производства; 3 — операции с недвижимым имуществом, аренда; 4 — строительство

Таблица 1

Плотность субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 10 тыс. жителей на 01.01.2011

Муниципальное образование Плотность субъектов МСП

Город Ульяновск 556,64

Город Димитровград 439,06

Цильнинский район 376,36

Сенгилеевский район 370,97

Чердаклинский район 360,72

Карсунский район 341,50

Старомайнский район 332,46

Павловский район 321,33

Радищевский район 321,32

Новомалыклинский район 319,16

Инзенский район 309,17

Ульяновский район 299,18

Вешкаймский район 299,01

Сурский район 290,10

Барышский район 288,37

Кузоватовский район 282,80

Майнский район 279,14

Тереньгульский район 272,49

Николаевский район 261,54

Новоспасский район 255,31

Мелекесский район 245,15

Базарносызганский район 235,64

Старокулаткинский район 227,59

Город Новоульяновск 223,19

Ульяновская область, всего... 312,84

МСП в них — 556,64 и 439,06 соответственно). Наилучшую положительную динамику показал Цильнинский район, поднявшийся за полгода на 5 позиций и занимающий 3-ю строчку в рейтинге с показателем 376,36 субъектов МСП на 10 тыс. жителей (табл. 1).

Анализ показателей состояния сферы предпринимательства позволяет сделать вывод об усилении роли малого бизнеса в социально-экономической жизни региона. Ежегодно наблюдается не просто сохранение уже достигнутых показателей в сфере развития предпринимательства, но и их прирост. Однако, несмотря на положительную динамику, количественные показатели развития, отраслевая и имущественная структура малого и среднего предпринимательства не отвечают целям и зада-

чам развития региона, которые сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г. [9].

Проблемными в развитии МСП представляются следующие моменты:

• преимущественное развитие в малом и среднем предпринимательстве сферы торговли и услуг;

• недостаточное развитие инновационной составляющей малого и среднего предпринимательства (существующая доля высокотехнологичных малых и средних предприятий не соответствует инновационному сценарию развития региона);

• недостаточная кооперация малого и среднего предпринимательства с научными учреждениями региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• недостаточное развитие транспортной, энергетической, финансовой, информационной, социальной инфраструктур региона, что создает трудности в развитии бизнеса;

• нахождение инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в стадии становления, особо слабое ее развитие на муниципальном уровне;

• недостаточная развитость партнерства между государственными структурами и предпринимательским сообществом;

• сохранение негативного отношения к предпринимательству в общественном мнении жителей региона.

Правительством Ульяновской области в ноябре 2010 г. была утверждена программа развития предпринимательства на 2011—2015 гг. [8], где были указаны основные целевые показатели ее реализации. Так, например, к 2015 г. планируемое количество субъектов малого и среднего предпринимательства должно составить 66 170, что означает прирост более чем на 15 тыс. субъектов. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) на 100 тыс. населения должно увеличиться с показателя 963 в 2010 г. до 1 127 субъектов в 2015 г.

Одной из наиболее успешных программ, реализуемых в регионе в настоящее время, является механизм самозанятости граждан и помощь им в открытии собственного бизнеса. Данное направление разрабатывается совместно департаментом развития предпринимательства министерства экономики и центром занятости населения Ульяновской области. В течение последних двух лет здесь успешно реализовывалась региональная целевая

программа содействия занятости, утвердившая механизм содействия самозанятости безработным гражданам. Суть программы заключается в том, что безработные, решившие открыть собственный бизнес, могут получить в центре занятости населения денежные средства в размере максимального годового пособия по безработице, которое составляет в настоящий момент 58 800 руб. Кроме того, начинающим предпринимателям, которые готовы предоставить работу безработным гражданам, состоящим на официальном учете, выделяются дополнительные средства в размере 58 800 руб. за каждое рабочее место, на которое принят безработный.

Программа по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных в Ульяновской области оказалась востребованной. В 2009 г. 2 460 безработных получили субсидии на организацию собственного дела, на 01.01.2011 этот показатель составил 3 557 чел., причем 1 127 из них (31,7 %) являются жителями сельских районов. Количество предпринимателей, получивших субсидии на дополнительно созданные места — 1 159. Кроме того, получатели субсидии от Центра занятости могут становиться участниками Программы развития малого предпринимательства в Ульяновской области. Департамент развития экономики и предпринимательства министерства экономики Ульяновской области в 2010 г. оказал грантовую поддержку 31 получателю субсидии от центра занятости как начинающим предпринимателям [10, 11]. Таким образом, общая сумма субсидий для каждого из таковых получателей составила почти 360 тыс. руб.

Во многом самозанятость ориентирована на определенные категории населения: женщин, молодежь, инвалидов, граждан, потерявших работу в связи с сокращением, и других. Структура получателей субсидии на организацию собственного дела в Ульяновской области показана на рис. 6.

Наиболее востребованными сферами деятельности для открытия собственного бизнеса в Ульяновской области, по данным Департамента занятости населения, являются: разведение крупного рогатого скота, птицеводство, кролиководство, животноводство, овощеводство, растениеводство, а также оказание бытовых, транспортных услуг, услуг в сфере здравоохранения и образования, розничная торговля и др.

Отметим, что программа самозанятости реализуется во всех муниципальных образованиях области, данные о численности участников приведены в табл. 2.

2

Рис. 6. Структура получателей субсидии в Ульяновской области на организацию собственного дела, %: 1 — женщины; 2 — молодежь (18—29 лет); 3 — граждане с длительным перерывом в трудовой деятельности; 4—граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением штата; 5 — инвалиды; 6 — граждане предпенсионного возраста

Недооценить значимость программы самозанятости для области было бы неверно, поскольку данное направление не только в определенной степени снимает напряженность на региональном рынке труда, но и способствует развитию малого бизнеса, о преимущесвах которого упоминалось вначале.

Для российской практики самозанятость не нова, аналогичная программа действовала в 1990-х гг., однако в 2002 г. выплаты субсидий приостановились [2, 3]. До 2009 г. наблюдался спад количества граждан, ставших предпринимателями из числа безработных. В настоящее время субсидия в размере 58 800 руб. представляется предпринимателям недостаточной, хотя во многом и облегчающей на начальном этапе «выход» в сферу малого бизнеса.

Таким образом, роль малого предпринимательства как для развития России в целом, так и для жизнедеятельности Ульяновской области трудно переоценить. Общие условия для его формирования и созревания в регионах созданы, и это подтверждается положительной динамикой показателей, характеризующих состояние данного сектора экономики. В настоящий момент представляется целесообразным осуществлять активную поддержку не только начинающих предпринимателей, но и уже действующих. Нужно оказывать помощь не просто в открытии собственного дела, но и содействовать прочному «закреплению» субъектов в сфере предпринимательства. Для области, как и для России в целом, сейчас необходима эф-

Таблица 2 Муниципальные образования Ульяновской области, в которых реализуются программные мероприятия по содействию самозанятости и стимулированию создания дополнительных рабочих мест

Муниципальное образование Общая численность участников Программы из числа безработных граждан В том числе

А Б

Город Ульяновск 1 402 747 655

Город Димитровград 108 91 17

Город Новоульяновск 209 187 22

Базарносызганский район 62 52 10

Барышский район 95 80 15

Вешкаймский район 167 126 41

Инзенский район 86 72 14

Карсунский район 210 142 68

Кузоватовский район 82 81 1

Майнский район 152 132 20

Мелекесский район 72 69 3

Николаевский район 237 210 27

Новомалыклинский район 118 98 20

Новоспасский район 55 52 3

Павловский район 156 149 7

Радищевский район 152 137 15

Сенгилеевский район 118 108 10

Старокулаткинский район 109 109 0

Старомайнский район 173 58 115

Сурский район 210 175 35

Тереньгульский район 81 75 6

Ульяновский район 293 263 30

Чердаклинский район 140 128 12

Цильнинский район 229 207 22

Итого... 4 716 3 557 1 159

Примечание: А — количество граждан из числа безработных, открывших собственное дело; Б—количество граждан из числа безработных, трудоустроенных на дополнительно созданные рабочие места

фективная, продуманная политика, направленная на совершенствование и устойчивое повышение конкурентоспособности в сфере малого предпринимательства на долгосрочную перспективу.

Список литературы

1. Антишин М. А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Аудиторско-консалтинговая группа «РСМ Топ-Аудит», 2007.

2. Воловская Н. М. Управление самостоятельной занятостью населения региона // Регион: экономика и социология. 2005. № 4.

3. Вигандт Л. Алтайский край: безработный становится предпринимателем. // Человек и труд. 2010. № 10.

4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ.

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (с изменениями от 18.10.2007; 22, 23.07.2008; 02.08.2009; 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.07.2007 № 31.

6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 // Российская газета от 30.07.2008 № 4717.

7. Об утверждении программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005—2010 годы: закон Ульяновской области от 08.06.2005 № 042-З0 (ред. от 16.12.2010) // Ульяновская правда от 10.07.2005 № 59.

8. Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011—2015 годы: постановление правительства Ульяновской области от 16.11.2010 42/389-П.

9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года: распоряжение правительства Ульяновской области от 09.11.2010 № 41/825-пр.

10. Об итогах развития малого и среднего предпринимательства Ульяновской области за 2005—2010 годы и планах на 2011—2015 годы: отчет департамента развития экономики и предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области. Материалы текущего архива министерства экономики Ульяновской области.

11. Об итогах развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области в 2010 году и задачах на 2011 год: официальная справка департамента развития экономики и предпринимательства министерства экономики Ульяновской области. Материалы текущего архива министерства экономики Ульяновской области.

12. URL: http://www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.