2. Бергельсон М.Б. Коммуникативные методы в управлении или менеджмент как искусство коммуникации / М.Б. Бергельсон // Теория коммуникации & прикладная коммуникация, 2004. Вып. 2. С. 6-26.
3. Базарова Г. Коммуникации в управлении персоналом: формируем корпоративную культуру / Г. Базарова, А. Хмеленко // Маркетинг. Менеджмент, 2010. С. 36-40.
LOGISTICS ROLE IN MODERN COMPANY MANAGEMENT Lukyanenko A.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Lukyanenko Andrey Sergeyevich - Graduate Student, CORPORA TE MANAGEMENT DEPARTMENT, MANAGEMENT FACULTY, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE RUSSIAN FEDERATION GOVERNMENT, MOSCOW
Abstract: this article analyzes existing directions of logistics support for innovative processes at corporate enterprises, as well as their innovation activities. Article also proposes new ways to improve the quality of logistics services provided and proves the necessity of innovative implementations implementation in logistic field. The article also presents the latest innovative solutions in the management of material flows. Besides, this article highlights the role of project management in logistics and supply chain management. Keywords: logistics, company management, innovations.
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ
КОРПОРАЦИЕЙ Лукьяненко А.С. (Российская Федерация)
Лукьяненко Андрей Сергеевич - магистрант, кафедра корпоративного управления, факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в данной статье проанализированы существующие направления логистического обеспечения инновационных процессов на корпоративных предприятиях, а также надлежащие их инновационной деятельности. Предложены также новые способы повышения качества логистического сервиса. Доказана необходимость применения инновационных внедрений в логистическую деятельность. В статье также приведены последние по времени инновационные нововведения в управлении материальными потоками. Кроме того, данная статья описывает роль, которую играет проектный менеджмент в логистике и управлении цепочками поставок.
Ключевые слова: логистика, управление корпорацией, инновации.
Глобализационные процессы касаются всех сфер жизнедеятельности человека. Они имеют особые проявления в сфере знаний и инноваций. Глобализация способствует распространению этих знаний и опыта в мировом масштабе. На локальном уровне она дает возможность расширить разработку инноваций. Также она способствует развитию научно-технических связей и международному сотрудничеству. Все это можно считать положительными последствиями глобализационных процессов, но есть и отрицательные. Вследствие транснационализации, поддержка отдельных секторов приобретает противоречия, связанные с субъектностью деятельности. Глобализация способствует не только
притоку, но и оттоку новых знаний и ресурсов. Это делает государственную политику неэффективной и требует дополнительных изменений в государственной инвестиционно-инновационной политике [1].
В современных условиях хозяйствования отечественных предприятий для повышения эффективности их деятельности актуальным является переход к инновационной модели развития экономики. Для этого необходимо организовать и осуществить процессы поиска, подготовки и реализации нововведений, которые предоставят предприятию возможность повысить эффективность его закупочной, производственной и сбытовой деятельностей. Но основным условием является принципиальное изменение способа его управленческой деятельности.
Современный рынок требует все новых и новых подходов удовлетворения потребностей потребителей, и эффективно использование материальных и временных ресурсов. Также с помощью нововведений предприятие имеет возможность заполнить свободную нишу и расширить свой рынок.
В научной литературе преимущественно анализируется мировой опыт применения логистических подходов в хозяйственной деятельности. На внимание заслуживают труды зарубежных ученых-экономистов Д. Дж. Бауерсокса, Д. Вордлоу, Д. Вуда, Дж. Джонсона, Д. Дж. Клоса, М. Линдерса, Х. Фирона, Д. Сток, Д. Ламберта, Б. Аникина, А. Гаджинского, Л. Миротина, Ю. Неруша, В. Сергеева, Д. Стаханова, А. Харрисона и др.
Труды этих и других отечественных и зарубежных ученых является важной научной базой для детального анализа состояния инновационного развития, но некоторые аспекты остаются неисследованными и требуют более детального анализа.
Целью статьи является исследование особенностей современного уровня логистической поддержки в управлении современной корпорацией, выявление проблем инновационной деятельности предприятий и разработка рекомендаций по осуществлению эффективной логистической поддержки инновационной деятельности отечественных предприятий.
В современных условиях жесткой конкуренции предприятий не только на внешних, но и на внутренних рынках используют инновации, что является необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности продукции. Особенно важное значение для повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее устойчивого сбалансированного роста приобретает государственная политика, стимулирующая инновационную деятельность экономических агентов благодаря эффективному использованию внутренних и внешних источников развития.
Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений в необходимости инновационных преобразований отечественной экономики. Вместе с тем важным является понимание того, что в контексте современных кризисных явлений особенно остро встает необходимость поиска резервов оптимизации затрат и времени, отведенных на инновационные процессы.
Логистика, которая ориентирована на мышление категориями затрат и эффективности, акцентирует внимание на важных аспектах инновационной деятельности. Реализация новых требований, которые ставятся перед предприятиями, вынуждает их к поиску и созданию новых стратегий деятельности, которые увеличивают гибкость и делают выживание в соперничестве с конкурентами.
По мнению Логистической Ассоциации и консалтинговой компании Arthur D. Little, современные тенденции развития инноваций в логистике направлены на:
- переход ответственности за внедрение инноваций от линейных менеджеров до топ-менеджеров;
- перенос приоритетов по оптимизации логистических затрат на формирование добавленной стоимости и инновации;
- использование адаптивных и гибких логистических систем и цепей поставок;
34
- осознание того, что клиенты и участники цепей поставок является основными «заказчиками», которые побуждают компании к внедрению инноваций;
- глубокое исследование рынка и применения подходов и методов
проектного менеджмента;
- привлечение клиентов и участников цепей поставок на более ранних стадиях разработки инноваций [4].
Ориентация на рыночные ниши и «на клиента», глобализация действий, снижение порогов рентабельности, базирование на возможностях, а не на жизненном цикле товара, реактивность, «сглаживание» организационных структур и делегирование полномочий вниз, компьютерная интеграция и гибкая автоматизация:
- это направления реализации современной стратегии повышения гибкости логистических систем в контексте инновационных преобразований экономики.
Инновации в логистической деятельности широко используются в различных отраслях. Для предотвращения случаев простоя в пробке опытные транспортные компании прибегают к помощи современной техники, приобретая специальным оборудованием для постоянного отслеживания состояния уличного движения в любой части города и используя для этого различные методы.
Применяется не только GPS-навигация, хотя она очень помогает в составлении дублирующих маршрутов перевозки. Используются любые доступные средства связи, чтобы уже во время перевозки корректировать маршрут. Непрерывное отслеживание ситуации на дорогах позволяет им гораздо быстрее доставлять грузы, соблюдая оговоренные сроки перевозки, в то время как частный перевозчик или мелкая компания простаивают в пробках, теряя драгоценное время. Каждое предприятие стремится сократить расходы, в частности на полезную площадь, но увеличить объем хранящейся продукции [1].
Обобщение зарубежного опыта логистической деятельности в аспекте инновационной деятельности предприятий обосновывает двойную полезность концепции логистики: с одной стороны как философии управления инновационной деятельностью, а с другой - как непосредственной организационно-экономической инновации, что приводит к реальной экономии затрат (в том числе транспортных, складских, упаковочных и тому подобное). То есть, на данном этапе инновации вступают в системную взаимодействие с комплексом имеющихся технологий, в том числе логистических, создавая основа для развития такого направления как логистическая поддержка инновационной деятельности. Необходимость логистического обеспечения инновационно-инвестиционного потенциала предприятия обусловлена объективно существующими факторами [1]:
1. Необходимый длительный жизненный цикл проекта требует рационального управление экономическими потоками.
2. Как функция управления экономическими потоками логистика имеет разработанный механизм применения своего инструментария в системе оптимизации этих потоков.
3. При осуществлении инновационно-инвестиционной деятельности возникают определенные риски, поэтому логистическое обеспечение должно гарантировать способность снижать и страховать соответствующие риски.
4. Для обеспечения инновационной деятельности и удовлетворение потребностей в финансовых, интеллектуальных и других ресурсах необходим доступ к рынкам капиталов, информации, труда, что требует от логистики сочетание этих рынков.
5. В процессе осуществления инвестиционной деятельности возникает необходимость сквозной оптимизации инвестирования, перенос акцента с организационно-технической организационно-экономической плоскости.
При использовании глобальной (сетевой) экономики организация имеет такие возможности:
- применение быстрой транспортировки на большие расстояния. Это может быть достигнуто лишь посредством тесного взаимодействия, в том числе и помощью объединение экспедиторских компаний через Интернет;
- с помощью средств Интернет покупатели и продавцы могут устанавливать связи друг с другом через огромные расстояния, находясь иногда на разных концах земного шара;
- поддержания общего логистического потока товаров, полученных по Интернету, является преимуществом в конкурентной борьбе.
Одной из основных задач современной логистики является максимальная координация материальных и информационных потоков при их объединении. Для решения этой задачи все шире применяется электронная обработка данных, автоматизация производства и внедрение других новых достижений при совершенствовании структуры информационных потоков в логистике. В меру совершенствование логистических систем на предприятиях и в организациях стала ощущаться необходимость внедрения и широкого применения таких информационных систем, которые позволили бы органически объединить в одно целое все логистические подсистемы. Особенностью такой формы управления является наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности [1].
Важнейшую роль в логистических инновациях играют информационные технологии. К наиболее известных программных обеспечений, используемых в логистике, можно отнести: Enterprise Resourse Planning (ERP) - Планирование ресурсов предприятия, Warehouse Management System (WMS) - Система по управлению составом, Transport Management System (TMS) - Система по управлению транспортом, Customer Relationship Management (CRM) - Управление взаимоотношениями с потребителями (поставщиками), Radio Frequency Identification (RFID) - Система радиочастотной идентификации паллет (гофрокоробов и т.д.) с помощью радиометок и др.
Для эффективного развития экономики страны инновационная деятельность должна базироваться на логистических принципах, которые позволяют предприятиям обеспечить конкурентные преимущества. Следовательно, инновации взаимодействуют с имеющимися у предприятий технологиями (закупочными, производственными, сбытовыми, складскими, логистическими, информационными), создавая почву для развития актуального направления «логистическая поддержка инновационной деятельности».
Основными факторами, которые влияют на интеграцию логистики и инновационной деятельности, являются следующие [4]: интеграция и глобализация рынков; относительный рост инновационной активности отечественных предприятий; динамическое развитие общества; гибкость и восприимчивость логистических систем к внедрению инноваций; рост степени дифференциации рынка; дифференциация потребностей потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; усиление конкуренции в сфере количества и качества предоставленных услуг, а также обслуживания потребителей; диверсификация товаров и интеграция хозяйственных процессов; установление и дальнейшее использование синергичных связей в микро -и макроэкономическом масштабах.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших разведок в данном направлении. Логистическое обеспечение инновационно -инвестиционного процесса должно способствовать минимизации затрат, сокращению сроков инвестиционного проектного цикла, высоком качестве инвестиционного продукта, увеличению жизненного цикла инвестиционного продукта, эксплуатационной и экологической безопасности инвестиционного продукта, минимизации потерь за счет создания более эффективных подсистем управления рисками в логистических системах.
36
Поскольку инновации являются важным фактором конкурентоспособности и экономического роста страны, необходимо совершенствовать государственную инновационную политику страны, что требует учета влияния глобализации, поскольку она постоянно меняет природу и характер инновационной деятельности.
Модернизация государственной инвестиционной политики должна предусматривать отказ от методов прямой поддержки субъектов инновационной деятельности, а также стимулирование обучение и развитие международного сотрудничества в сфере инноваций. Это должно сопровождаться открытостью сектора экономики инноваций. Дальнейшее исследование необходимо направить на разработку детальных предложений по адаптации и дальнейшего использования западноевропейского опыта в этой сфере.
Список литературы /References
1. Fukiharu T. Income distribution inequality, globalization, and innovation: A general equilibrium simulation. Mathematics and Computers in Simulation. Vol. 93, July 2013. Р. 117-127.
2. Innovation Excellence in Logistics - Value Creation by Innovation. Results of the European Logistics Association / Arthur D. Little. Brussels, 2007. 440 р.
3. Судов Е.В. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения / А.И. Левин, А.В. Петров, Е.В. Чубарова. М.: Издательский дом «Информбюро», 2006.
4. Файнбург И.А. Управление процессами ПЛГ ВС в центрах ТОиР АТ // Научный Вестник МГТУ ГА, 2006. № 100. С. 29-36.
THE PROBLEM OF ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA 1 2 Strelova M.O. , Korchemkina V.A. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Strelova Maria Olegovna - Student; 2Korchemkina Victoria Andreevna - Student, DIRECTION OF PREPARATION: MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT (BRANCH), RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND THE STATE SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, EKATERINBURG
Abstract: in the article touches upon the problem of ensuring food security in Russia. Data on support for agriculture and indicators of the efficiency of agricultural production for Russia are given, based on this statistics, conclusions are drawn that at the moment food security in Russia is not sufficiently effective. The problems of low investment in this sphere by the state are considered in the work, as well as the necessity of control over this sector of the economy and stimulation of national production is proved. Keywords: food security, agriculture, import substitution, national production.