УДК 82.02
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ В ДИНАМИКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-Е ГГ.
© 2015 Н.В.Киреева
Благовещенский государственный педагогический университет Статья поступила в редакцию 30.10.2014
В статье рассмотрена деятельность литературных институций, появившихся в Амурской области в 1950-е гг. и способствовавших включению литературы региона в общенациональный литературный процесс. Ключевые слова: литературные институции, издательство, альманах, литературное объединение, М.Л.Гофман, А.В.Лосев.
Амурская литература - относительно молодое явление в литературе российской. Ее формирование начинается уже во второй половине XIX в. Так, одно из первых произведений амурской литературы, анонимная сатира «1859 год н Амуре» распространяется в списках в начале 1860-х гг. В это же время в регионе формируются институции, способствующие развитию литературы: появляются типографии и выходят газеты, публикующие литературные произведения.
Но только во второй половине ХХ в. литература региона начинает активно включаться в общероссийский контекст благодаря деятельности Леонида Завальнюка, Георгия Федосеева, Игоря Еремина, Бориса Черных и др. В немалой степени этому способствовало формирование в 1950 - 1960-е годы системы литературных институций, активно поддерживаю и продвигающих произведения амурских авторов. Среди таких институций в первую очередь нужно назвать: 1) Амурское книжное издательство; 2) литературное объединение амурских писателей; 3) литературно-художественный альманах «Приамурье»; 4) центр литературного краеведения в Благовещенском государственном педагогическом институте.
Именно благодаря деятельности этих институций в последующие годы наблюдалась все большая профессионализация литературы региона, именно они сделали возможным возникновение Амурского отделения Союза писателей СССР, а также целого ряда литобъединений в городах Амурской области.
Амурское книжное издательство было открыто в 1950 г. И в этом же году появилось областное
литобъединение. Спустя год в Амурской области начинает выходить литературно-художественный альманах «Приамурье». О том, что все эти институции были объединены в особое культурное образование, свидетельствует тот факт, что с 1951 по 1958 «Приамурье» представлял собой орган литобъединения и маркировался как «литературно-художественный и общественно-политический альманах», а его главным редактором поначалу выступал глава Амурского кн. изд-ва Н.Д.Дедов, а затем сменивший его на этом посту талантливый редактор издательства М.Л.Гофман. В состав редколлегии помимо сотрудников издательства и членов литобъедине-ния области входил преподаватель Благовещенского государственного педагогического института и зачинатель амурского литературного краеведения А.В.Лосев.
Образование Амурского книжного издательства как учреждения Госкомиздата РСФСР стало важнейшим фактором динамики литературного процесса в Амурской области в 1950-е гг.1. Издательство располагалось неподалеку от типографии № 1 Амурского областного управления по печати, где выпускалась вся продукция издательства. Издательство выпускало общественно-политическую, производственно-техническую, экономическую, сельскохозяйственную, художественную, детскую, краеведческую, научно-популярную литературу, а также некнижную продукцию. О широте тематики можно судить по анонсам выпускаемых книг. Например, в 1957 увидели свет приключенческая повесть о советских контрразведчиках «Синий тарантул», пер-
Киреева Наталия Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
1 Киреева, Н.В. Амурское книжное издательство /
Н.В.Киреева // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX - XXI веков / сост., ред., вступ. ст. А.В.Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.- С. 43 - 44.
вая книга басен Н.Фотьева, повесть А.Рубцова о врачах-фтизиатрах «Люди в белых халатах», поэма по мотивам якутского национального эпоса «Нюргун Боотур Стремительный», брошюра о новом способе уборки хлебов в Амурской области, сборник произведений для детей «В гостях у сказки», сборник песен благовещенских поэтов и композиторов с нотами, брошюра о развитии хозяйства Амурской области в шестой пятилетке, сборник легенд народов Камчатки «Камэ-хранитель», материалы для выступлений художественной самодеятельности, историко-эко-номический очерк об Амурской области, медицинская монография Н.И.Крастина, сборник статей об амурских передовиках сельского хозяйства. Тиражи этих книг колебались от 1 000 до 110 000 экз.
Предпочтение отдавалось произведениям русских и советских классиков, амурских авторов, книгам по региональной тематике. В первые же годы существования издательство стало публиковать книги Л.Андреева, Н.Фотьева, Г.Федосеева, Л.Завальнюка. А роман А.Головина «Тыл - фронт» был так востребован у читательской аудитории, что после первого тиража в 50 тыс. экз. был переиздан стотысячным тиражом. Среди книг, выпущенных региональным издательством, встречались и такие, как пособие по эсперанто для начинающих А.А.Кернера (25 тыс. экз.) или сборник фантастических рассказов И.Росоховатского «Загадка "Акулы"», послесловие к которому написал известный советский исследователь фантастики, автор книг «Три жизни Жюля Верна» и «Искатели приключений» К.Андреев.
Особую роль в деятельности издательства сыграл выпускник Московского полиграфического института коренной киевлянин М.Л.Гофман, который с 1954 и до закрытия издательства был его главным редактором. Именно работа Марка Либеровича качественно изменила ситуацию в литературной жизни Приамурья2.
Подготовивший к изданию десятки тысяч книг, Гофман сам мог стать персонажем интереснейшей книги, прожив яркую и многогранную жизнь. Он появился на свет в семье киевских интеллигентов, рано «заболел» любовью к чтению, с детства научился распознавать достоинства и недостатки прочитанного. Когда Марку было 14 лет, началась Великая Отечественная война. И тогда интеллигентный начитанный
2 Киреева, Н.В. Гофман Марк Либерович / Н.В.Киреева // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX - XXI веков / сост., ред., вступ. ст. А.В.Урманова. -Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 117 - 119.
мальчик проявил качества, которые свойственны зрелым и сильным мужчинам. Оказавшись в начале войны в другом городе, где гостил у родственников, самостоятельно, среди паники и неразберихи, сумел добраться до Киева. Потом, попав в эвакуацию в Таджикистан, вёл хозяйство, выращивал овощи на огороде, ухаживал за больным отцом, пока мама - детский врач - работала. Когда учитель математики и физики ушёл на фронт, Гофман-десятиклассник заменил его.
После возвращения из эвакуации в 1944 Марк поступил на филфак Киевского университета, ходил на занятия в студию художественного слова под руководством актрисы украинского театра им. Ивана Франко Полины Нятко, где читал стихи русских и украинских поэтов, а также выступал в роли Сирано в пьесе Э.Ростана «Сирано де Бержерак». Проучившись в университете два года, молодой филолог понял, что хочет заниматься редактированием. Вспоминая об этом периоде, Верлена Львовна напишет в своих мемуарах: «Эта специальность даёт человеку возможность присутствовать при рождении новых произведений, способствовать формированию таланта пишущего человека, который порой сам не сознаёт, насколько он одарён. Конечно, профессия эта требует огромной эрудиции, безошибочного вкуса и умения увидеть и оценить внутреннее богатство автора. До сих пор не перестаю удивляться, как он, тогда, по сути, мальчишка, да ещё выросший в среде, очень далёкой от этого рода деятельности, сумел угадать в себе именно такое предназначение»3. Поэтому, досдав необходимые предметы, в 1947 Гофман перевёлся в Московский полиграфический институт на вечернее отделение единственного тогда в стране редакторско-издательского факультета. А в 1949, на выпускном вечере, он удостоился похвалы ведущего преподавателя редакторских дисциплин проф. К.И.Былинского: «Вот вы тут все считаете себя уже специалистами, а я вам скажу откровенно: среди вас есть только один настоящий редактор - Гофман»4.
Однако на работу по специальности молодой редактор, вернувшийся в Киев, устроиться не смог (в те годы в СССР боролись с космополитизмом). Сначала он работал корректором на книжно-журнальной фабрике, затем стал лит-сотрудником в республиканской детской газете «Юный ленинец» и руководителем Студии юного поэтапри Киевском дворце пионеров (среди вос-
3 Фраер, В. Дело всей жизни (Памяти моего мужа -Марка Либеровича Гофмана) / В.Фраер // Амур: Лит. альманах БГПУ. - № 8. - Благовещенск, 2009. - С. 97.
4 Фраер, В. Дело всей жизни .... - С. 97.
питанников Гофмана были будущая известная поэтесса Юнна Мориц, поэт и прозаик Анатолий Кузнецов). Но молодому редактору мечталось о другом, и тогда он разослал 30 писем в издательства разных городов необъятной родины. Приглашение на работу пришло только из дальневосточного Благовещенска. И вот в феврале 1952 Марк Либерович стал редактором Амурского книжного издательства.
Среди важнейших достижений первых лет работы в издательстве стала публикация поэзии Леонида Завальнюка, чьи стихи Гофман обнаружил в редакторском портфеле почти сразу по приезду в Благовещенск. После этого была подготовлена первая книга стихов Завальнюка «В пути» (1952), а литературное общение переросло в дружбу на несколько десятилетий. Позже главный редактор Амурского издательства открыл талантливого поэта Леонида Андреева, подтолкнул к творчеству Д.Ф.Мартынюка и С.Стародуба.
Гофман выступал литературным редактором книг самой широкой тематики: художественных, научно-популярных, публицистических, музыкальных, детских, периодики, словарей, справочников, фотоальбомов. Их тиражи колебались от одной тысячи до нескольких сотен тысяч экз. Особенно стоит отметить оригинальные детские альманахи и книги, для издания и иллюстрирования которых редактор приглашал лучшие силы, в том числе таких известных советских иллюстраторов, как Пётр Пинкисевич, Лев Миль-чин, Владимир Медведев, Виктор Дувидов, Вениамин Лосин, Геннадий Алимов, Иван Бруни. Усилиями редактора в Амурском книжном издательстве впервые в СССР был выпущен сборник румынских сказок. В числе подготовленных Гофманом к изданию - книжные серии: тематическая антология русской поэзии ХУШ-ХХ вв., «БАМ - панорама всенародной стройки», «Амур - река подвигов».
Одновременно с работой в издательстве Марк Либерович трудился над созданием альманаха «Приамурье»5. Поначалу Гофман был членом редколлегии альманаха, а спустя несколько лет стал его редактором-составителем. Приоритет при публикации в «Приамурье» отдавался авторам, связанным с Амурской областью, в альманахе публиковался очень широкий круг материалов: произведения на темы литературы, музыки, театра, архитектуры, живописи, графики, этнографии, истории, культурной жизни. Но после скандала с публикацией в альманахе за 1957 сатирической повести «Потомки ланцепупов»
биолога Д.Ф.Мартынюка началась кампания против Гофмана. По воспоминаниям его жены, «раздался окрик из Москвы, очень грозный: обрушились на новый выпуск альманаха "Приамурье", особенно на "Ланцепупов". Обком КПСС созвал совещание, на котором Гофман должен был отчитаться. Готовилась расправа. К счастью, среди "судей" оказались разумные и порядочные люди - Фишевский, Целобанов, Карбивничий. Дело закончилось всего лишь строгим выговором с занесением в личное дело»6. Решающим голосом, перевесившим чашу весов в пользу опального составителя альманаха, был голос авторитетного исследователя литературы региона, доцента БГПИ А.В.Лосева, отметившего, что редакторов такого уровня в Приамурье раньше не было.
Тем самым, можно со всей очевидностью утверждать, что деятельность Марка Либеровича Гофмана уже в 1950-е годы способствовала активизации литературного процесса в Амурской области.
Наряду с Гофманом, именно в 1950-е годы начинает свою деятельность Анатолий Васильевич Лосев, «заложивший основы литературного краеведения Приамурья»7. Молодой ученый приезжает в Амурскую область в 1952 г. Здесь он работает в БГПИ на кафедре литературы и активно включается в литературную жизнь города и области, редактирует альманах «Приамурье», становится председателем городской литературной секции, пишет рецензии на произведения амурских авторов. Впоследствии эта деятельность перерастет в серьезное изучение ряда проблем литературного краеведения. Среди них -литературная жизнь Дальнего Востока в 1890 -1917 гг., а также Приамурье в художественной литературе. Это изучение приведет к появлению целого ряда работ, составивших фундамент для исследований литературной жизни региона8.
Таким образом, сформированные в 1950-е гг. литературные институции сделали возможным системное развитие литературного процесса Амурской области, позволившее ему стать органичной частью общенационального литературного процесса.
5 Киреева, Н.В. «Приамурье», «Приамурье моё» (альманахи, сборники) .... - С. 308 - 309.
6 Фраер, В. Дело всей жизни .... -С. 102.
7 Урманов, А.В. Лосев Анатолий Васильевич / А.В.Урманов // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX - XXI веков / сост., ред., вступ. ст. А.В.Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. -С.236.
8 Лосев, А.В. Избранные труды по литературному краеведению Приамурья / А.В.Лосев; сост., ред., вступ. ст., примеч. А.В. Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. - 348 с.
THE ROLE OF LITERARY INSTITUTIONS IN THE DYNAMICS OF THE LITERARY PROCESS
IN THE AMUR REGION IN THE 1950S
© 2015 N.V.Kireevа0
Blagoveshchensk State Pedagogical University
The article describes the activities of the literary institutions which appeared in the Amur region in the 1950s and contributed to the inclusion of the literature of the region in the national literary process. Keywords: literary institutions, the publisher of the anthology, literary Association, M.Hoffmann, A.Losev.
Nataliya Vladimirovna Kireevа, Doctor of philology, Professor of Department of Russian language and literature. E-mail: [email protected]