роль личностно-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ПодХодА
в выборе форм досуга молодежью
Ирина Алексеевна ГЕРАСИМОВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: gerasimova-ira@mai.ru
В современном социально-культурном пространстве все чаще появляются инновационные формы досуга, которые учитывают интересы, потребности, возможности, уровень образованности и культурного развития различных социальных групп. Безусловно, одна из наиболее коммуникативных, мобильных, любознательных, активных групп населения - это молодежь. Модернизация индустрии досуга затронула большинство бюджетных учреждений культуры, которые интенсивно начали менять свой имидж, цели и формы работы; расширять предоставляемые услуги и сектор целевой аудитории; проводить маркетинговые исследования; применять инновационные формы включения молодежи в социально-культурные мероприятия. Одним из приоритетных направлений Министерства и Департамента культуры является создание возможностей саморазвития подрастающего поколения. Соответственно, досуговые учреждения должны содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; способствовать реализации инновационного потенциала молодежи; создавать условия для активного участия молодежи в культурной жизни общества; развивать творческие способности и инициативность. Личностно-ориентированный подход позволяет учреждениям в индустрии досуга разнообразить спектр социально-культурных услуг, реализовывать инновационные технологии социально-культурных мероприятий, учитывать дифференцированность интересов и потребностей молодежи, создавать вариативные досуговые программы, формировать культурные ценности и мировоззрение подрастающего поколения, способствовать самореализации личности, развитию самобытности и креативного потенциала.
Ключевые слова: досуговые потребности молодежи, личностно-ориентированный подход, формы социально-культурной деятельности, учреждения культуры.
In the modern socio-cultural environment of increasingly innovative forms of entertainment that take into account the interests, needs, capabilities, level of education and cultural development of different social groups. Definitely one of the most communicative, mobile, inquisitive, active groups of the population are youth. Modernization of the leisure industry has affected most cultural institutions, which are intensively began to change its image, goals and forms of work; to expand the services provided and the sector target audience; conduct market research; apply innovative forms of involvement of youth in socio-cultural activities. One of the priorities of the Ministry and the Department of Culture is to create opportunities for self-development of the younger generation. Accordingly, the recreational facilities should promote social, cultural, spiritual and physical development of young people; to promote the implementation of innovative potential of young people; to create conditions for active participation of young people in the cultural life of society; to develop creativity and initiative. A learner-centered approach enables institutions in the leisure industry to diversify the range of socio-cultural services, to implement innovative technologies socio-cultural activities, to take into account differentsirovannostj interests and needs of young people, to create a varied leisure program, to shape the cultural values and worldview of the younger generation, to promote self-realization, development of identity and creative potential.
Key words: leisure needs of young people, personality-oriented approach, forms of social and cultural activities, cultural institutions.
В последнее время в нашей стране активно меняется позиция государственных органов по отношению к такой социальной группе, как молодежь. С принятием первых федеральных программ, направленных на решение проблем молодежи, с учетом их интересов и потребностей, изменилась тактика реализации предложенных проектов. Разрабатываются новые формы и методы работы с молодежью, которые основаны на личностно-ориентированном подходе, связаны с активизацией данной социальной группы, отталкиваются от интересов и склонностей каждого молодого человека. В Стратегии развития государственной молодежной политики Российской Федерации, принятой в 2006 году, четко определены основные позиции по созданию условий социализации молодежи, которые реализуются через развитие личностного потенциала и самореализации этой группы. Нынешняя государственная молодежная политика ориентирована на воспитание самостоятельной, ответственной, активной, позиции граждан, желание принимать участие в развитии общественно-политической, экономической, социально-культурной сфер.
Отталкиваясь от данных социологических исследований, проводимых не только федеральными, но и региональными, муниципальными органами, мы обладаем необходимой информацией, которая позволяет определить досуговые предпочтения и интересы, ценностные ориентации, социально-культурные особенности, эмоциональное состояние, стремление и мотивацию молодежи (3). Безусловно, чтобы предложить новые формы досуга, социально-культурные учреждения должны учитывать и личностный опыт самой молодежи. Кроме того, стоит чередовать формы работы, активно применять не только групповой или массовый, но и индивидуальный подход к реализации досуговых программ. Учитывая основные принципы личностно-ориентированного подхода, следует варьировать стандартные и инновационные формы досуга; вовлекать молодежь через социально-культурные технологии в процесс освоения традиций и человеческих ценностей; синтезировать информационно-просветительную, рекреационную, культурно-творческую деятельность.
С возникновением таких культурных кластеров, как: «Флакон», «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Artplay», «Арма», «Стрелки» и других, появилась возможность для творческого саморазвития, самореализации. Большинство данных учреждений располагаются в индустриальных помещениях с сохранением лофт-пространства, с созданием определенной экосистемы, которая объединяет творческо-ориентированных молодых предпринимателей и направлена на комфортное взаимодействие с внутренним и внешним миром города. Безусловно, что у каждого творческого пространства есть своя история, интересы, направления, специфика. Реализуются различные по тематике культурные проекты, которые объединяют соседей данной территории и основаны на взаимовыручке, поддержке, совместном воплощении концепции. При этом вся деятельность в данных учреждениях ориентирована на генерирование идей, на развитие личности, мотивации к творчеству через искусство, направлена на разрушение стереотипов в культуре, на удовлетворение эстетических и художественных потребностей (1).
Мастер-классы, выставки, фестивали, творческие вечера, ярмарки, лектории, интерактивные конференции позволяют проявить индивидуальность молодежи, показать качества не только творца, но и управленца, менеджера, рекламиста,
пиарщика. С помощью данных форм молодые люди выбирают для себя значимые ценности, определяют систему знаний, выявляют круг интересов, осваивают способы решения тех или иных проблем. В данных учреждениях открываются «социальные кафе», кафе как место общения, чтения, камерного «слушанья» живой и качественной музыки. В данных пространствах можно воспользоваться настольными играми, посмотреть любимые фильмы.
Сейчас мы наблюдаем активные изменения в заповедниках и парковых зонах отдыха. Многие городские, а также национальные парки и музеи-заповедники видоизменили свою деятельность, приоритетным направлением является повышение эффективности управления культурными ландшафтами. Природные заповедники и парки расширили социальную ориентацию, формы и методы работы с посетителями. Создали такие условия, которые вовлекают в созидательную активную деятельность молодежь. Такие формы как: фестивали, ярмарки, выставки, театрализованные и музыкальные концерты, зрелищные мероприятия (балы, шоу-программы, акции), инсталляции, коллективные перфомансы, интерактивные экскурсии способствуют информационному, коммуникативному, творческому развитию личности. Из последних мероприятий стоит вспомнить о следующих: международная арт-акция «Сделаем мир счастливее вместе», день «Белой трости», фестиваль «Вокруг света», «Ночь музыки», «Ночь искусств», молодежный марафон «Я люблю Москву», Московская биеннале современного искусства, фестиваль «Лучший город Земли», велоакции, «Библиобус», молодежный фестиваль уличного искусства «Арт- стрит» и многие другие.
Большинство парков и заповедников активно изменяют свое смысловое пространство: реконструируют клубную работу, реализуют информационно-просветительные проекты, поддерживают образовательные программы, успешно занимаются волонтерской деятельностью, открывают творческие лаборатории. Практически все сферы интересов различных социальных групп раскрыты на данных территориях: спорт и здоровый образ жизни; досуговые зоны для молодежи, детей и людей третьего возраста; кинотеатр и лектории; экоплощадки; образовательные центры; зоны питания; расширение социальных, бытовых и коммуникационных услуг.
Создание социально-культурных условий, инфраструктуры в парковых зонах позволяет моделировать и проектировать такие формы работы, которые способны решать следующие задачи: развлекательно-досуговые, рекреационно-оздоровительные, познавательные, творческие, коммуникационные. Важность социализации личности через расширение интерактивных зон, через культуру, через вовлечение в деятельность способствует формированию духовных ценностей.
Следует обратить внимание на деятельность социально-культурных учреждений, а именно музеи, библиотечные формирования. В данных учреждениях активно реализуют массовые формы работы. Свобода выбора самих учреждений форм работы с населением позволяет им учитывать возраст, социальный статус, интересы, материальные возможности посетителей. Новые формы работы позволяют улучшить социальную ориентацию молодежи, усвоить культурные ценности, изменить стереотипы, повысить личную значимость, обогатить внутренний мир. Такие формы работы, как «Ночь музыки», «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке» направлены на запросы и потребности молодежной субкультуры.
Интерактивные площадки, мастер-классы, лектории, тематические вечера, театрализованные представления, салонные и гостиные мероприятия, конкурсы и игровые программы, читательские и зрительские конференции, эксперименты с различными видами искусств позволяют привлечь большее количество молодых людей.
Для того, чтобы привлечь читателей в библиотеку, воплощаются новые социально-культурные технологии, которые реализуют в следующих формах: проводятся различные акции, создаются банки читательских идей, фотоальбомы, кружки, библиогиды, литературные гонки, марафоны культурных событий, фестивали, литературные ярмарки, блиц-турниры, книжные аукционы, развлекательно-игровые мероприятия, вечера встреч, ток-шоу, флеш-мобы, библио-десант и многие другие. Все эти формы социально-культурной деятельности способствуют эффективному решению проблем, направленных на популяризацию деятельности музеев, библиотек; на активизацию и взаимодействие молодежи и данных учреждений; на открытие новых ресурсов и расширение списка услуг; на поддержку и продвижение чтения; на знание основ в сфере искусства и культуры.
Принципиально важно обратить внимание на новые технологии и формы работы культурно-досуговых учреждений. Во-первых, многие учреждения поменяли свои названия на «Творческие центры», что позволило обновить имидж. Во-вторых, активно используется вся территория культурного центра, в том числе открытое пространство перед учреждением. В-третьих, многие учреждения взаимодействуют с другими социально-культурными институтами, реализуя совместно проекты и массовые мероприятия. В-четвертых, информатизация культурных учреждений позволила реализовать часть ранее недоступных функций: управления, диагностики, проектирования, рекламы, пиара. Расширение спектра услуг и актуализация информации для посетителей позволяет заинтересовать и привлечь большее количество граждан, в том числе и молодежь. Инновационные формы досуга позволяют реализовывать следующие принципы социально-культурной деятельности: личностного подхода, свободы выбора занятий, учета культурного многообразия и широкого спектра предлагаемых форм деятельности, ориентация на культурно-ценностные отношения, приоритета общечеловеческих интересов, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического опыта и традиций.
Проведя контент-анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, можно констатировать, что большинство учреждений культуры и искусств создают и реализуют проекты, направленные на молодежь с учетом их интересов, потребностей. Современные досуговые формы основаны на личностно-ориентированном подходе; содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодежи; развивают творческий потенциал; расширяют возможности человека в выборе методов и форм достижения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу (2).
Не стоит забывать, что досуг для молодежи это основная сфера жизнедеятельности, в которой они самоутверждаются, реализуют свои амбиции и творческий потенциал, расширяют кругозор, совершенствуют коммуникативные способности, корректируют жизненные приоритеты, формируют ценностные предпочтения.
Список литературы
1.Герасимова И.А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социально-культурный анализ// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №3.
2. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/ Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.
3. ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: [коллективная монография] / [Н.Н. Ярошенко и др.]; под науч. ред. Н.Н. Ярошенко, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»; НИИ МГУКИ; кафедра СКД МГУКИ.- М.: Изд. Дом МГУКИ, 2012. - 220 с.