Научная статья на тему 'Принцип дифференцированного подхода в организации культурно-досуговой деятельности'

Принцип дифференцированного подхода в организации культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6908
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ДОСУГА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ДОСУГОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ / THE LEISURE SPHERE / THE CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY / SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUPS / THE DIFFERENTIATED APPROACH / TARGET AUDIENCE / LEISURE INTERESTS AND REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смаргович Ирина Леонидовна

Статья посвящена сущности принципа дифференциации в организации культурно-досуговой деятельности разновозрастных групп населения. Досуговые интересы и потребности различных возрастных групп (от детей до пожилых людей) существенно отличаются друг от друга. Учет психолого-педагогических закономерностей развития личности в разные возрастные периоды является базовой основой принципа дифференцированного подхода к организации культурно-досуговой деятельности. Поэтому залогом содержательной организации досуга на базе различных учреждений культуры является изучение, удовлетворение и возвышение социально-культурных потребностей разновозрастных групп реальных и потенциальных посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of the differentiated approach in the organization of cultural and leisure activity

Article is devoted to essence of the principle of differentiation in the organization of cultural and leisure activity of uneven-age groups of the population. Leisure interests and requirements of different age groups (from children to elderly people) significantly differ from each other. The accounting of psychology and pedagogical regularities of development of the personality during the different age periods is a basis of the principle of the differentiated approach to the organization of cultural and leisure activity. Therefore the studying, satisfaction and an eminence of leisure requirements of different age groups of real and potential visitors is the pledge of the substantial organization of leisure on the basis of various cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Принцип дифференцированного подхода в организации культурно-досуговой деятельности»

УДК 793 Смаргович О. М.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена сущности принципа дифференциации в организации культурно-досуговой деятельности разновозрастных групп населения. Досуговые интересы и потребности различных возрастных групп (от детей до пожилых людей) существенно отличаются друг от друга. Учет психолого-педагогических закономерностей развития личности в разные возрастные периоды является базовой основой принципа дифференцированного подхода к организации кулътурно-досуговой деятельности. Поэтому залогом содержательной организации досуга на базе различных учреждений культуры является изучение, удовлетворение и возвышение социально-культурных потребностей разновозрастных групп реальных и потенциальных посетителей.

Ключевые слова: сфера досуга, культурно-досуговая деятельность, социально-демографические группы, дифференцированный подход, целевая аудитория, досуговые интересы и потребности.

Важнейшим принципом культурио-досуговой деятельности является принцип дифференцированного подхода к организации работы с различными категориями населения. Этот принцип диктует необходимость организации культурно-досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения (возрастных, гендерных, социальных, профессиональных, регионально-территориальных и др.). Реализация данного принципа создает условия для воздействия на целевую аудиторию, удовлетворения социально-культурных потребностей населения в сфере досуга и достижения поставленных целей. Также применение дифференцированного принципа в процессе удовлетворения культурных потребностей различных социально-демографических групп населения является важным условием стратегии и тактики продвижения культурных продуктов и услуг.

0дним из самых распространенных подходов принципа дифференциации в деятельности культурно-досуговых учреждений является учет возрастных особенностей обслуживаемого населения. Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать именно возрастные особенности населения. 0рганизация целесообразной и целенаправленной культурно-досуговой деятельности предусматривает всестороннее изучение специалистами учреждений культурно-досуговой сферы своих посетителей, их особенностей и социально-культурных потребностей в сфере досуга.

Всю реальную и потенциальную аудиторию культурно-досуговых учреждений принято делить на следующие возрастные группы: дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди. Также отдельно выделяют семью как объект воздействия культурно-досуговой сферы. В трактовке аудитории культурно-досуговых учреждений обратимся к определению, данному С.Б.Мойсейчук: аудитория - это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации; она вступает с ним в определённые отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей [1, с. 58].

Широкий круг исследователей специализируется на теоретическом осмыслении и практическом внедрении технологий организации культурно-досуговой деятельности

различных возрастных групп. Каждый из исследователей обращается к проблемам определённой социально-демографической категории.

Вопросами развития личностных качеств ребенка в процессе культурно-досуговой деятельности занимались И.Н.Ерошенков, Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина, Т.М.Полевая,

A.Ф.Воловик, Е.А.Леванова, Н.Е.Щуркова, С.Б.Мойсейчук, С.А.Валаханович, И.А.Малахова, 0.А.Филистович, 0.В. Рогачева, 0.Ю .Михалева и др.

К проблемам организации культурно-досуговой деятельности подростков обращались такие авторы, как: Б.А.Титов, Е.И.Григорьева, 0.В.Гимазетдинова, В.К.Крючек,

B.П.Крестьянов, И.Ю. Исаева, И.Н. Ерошенков, В.Г. Кочеткова и др.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада,

B.Я.Суртаев, Б.А.Трегубов, Б.А.Титов, Е.И. Григорьева, А.В.Фатов. К вопросам инноваций в молодежном досуге обращаются следующие современные российские авторы: А.Р.Зайнутдинова, Е.М.Акулич, И.И.Гультяев, Н.В.Котельникова, К.В.Строков,

C.И.Левикова, Е.В.Николаева и др. Среди белорусских исследователей данной проблемы необходимо отметить таких авторов, как Л.П.Сивурова, Е.А.Макарова, И.Л.Смаргович, С.Б.Мойсейчук, И.Я.Климук и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, технизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на качество досуговых интересов современной молодежи и определяют их направленность.

На существенное значение организации семейного досуга указывают исследования специалистов в области педагогики социокультурной деятельности: М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Т.Н. Киселевой, Л.И. Козловской, 0.В. Рогачевой, Е.В. Рябовой, В.Г. Кочетковой и других.

Но существует и ряд малоизученных проблем в сфере досуга молодежи, подростков и детей. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало новых аспектов тех проблем, которые уже существуют в сфере организации досуга. Также остаются малоисследованными различные аспекты культурно-досуговой деятельности таких категорий, как средний возраст и пожилые люди (особенно в отечественном научном пространстве).

А.Д.Жарков, В.М.Чижиков, Е.И.Григорьева, И.Л.Смаргович комплексно рассматривают принцип дифференцированного подхода, исследуя психолого-педагогический, методический и проблемно-целевой подходы к организации культурно-досуговой деятельности всех возрастных групп населения.

Учет психолого-педагогических закономерностей развития личности в разные возрастные периоды является базовой основой в организации культурно-досуговой деятельности разновозрастных групп населения.

0собое внимание в нашей стране уделяется организации культурно-досуговой деятельности детей. В контексте изучаемого нами предмета детским возрастом принято считать возраст до 11-12 лет. Культурно-досуговая деятельность оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка; она предоставляет условия для духовного развития дошкольника и младшего школьника, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей ребенка, его саморазвития и самосовершенствования. Ведь именно культурно-досуговая деятельность актуализирует неотъемлемые ценности современной культуры и выражает интересы современного человека.

Важные задачи по развитию личности ребенка способны решать культурно-досуговые учреждения. Ведь именно там дети могут достигнуть расцвета своих способностей, расширения диапазона интересов. В процессе организации культурно-досуговой деятельности у детей продолжают развиваться морально-нравственные ориентиры, интеллект, воображение, освоение норм жизни взрослых и т.д. Дети приобретают

возможность творческого самовыражения и развития коммуникативных качеств.

Как отмечает 0.А.Филистович, досуг младших школьников существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих им психологическим особенностей. 0сновные потребности этой возрастной группы - общение, выбор дела по интересу, эмоциональная разрядка и отдых, участие в личностно значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Эти потребности наиболее полно могут быть реализованы в досуговое время. В основе его содержания - не только отдых и развлечения, но и разностороннее развитие [2, с.88].

М.Б.Зацепина в свою очередь выделяет в качестве приоритетного направления культурно-досуговой деятельности освоение ребенком многонациональной культуры страны: ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, самостоятельной творческой работы с художественным материалом [3, с.8].

Культурно-досуговая деятельность может стать мощным стимулом для развития личности. Но ребенок зачастую не в состоянии сам освоить свободное время, и здесь на помощь ему должны прийти взрослые - родители и педагоги. 0ни могут и должны подсказать ребенку направления и формы его развития в культурно-досуговой сфере, поддержать и стимулировать творческую активность ребенка.

Грамотная организация досуговой занятости детей рассматривается сегодня также как альтернатива антисоциального поведения. При отсутствии положительного наполнения свободного времени оно становится пространством для различных форм девиаций.

Значительное внимание в процессе организации культурно-досуговой деятельности следует уделять подросткам. Подростковый период (12-15 лет) является одним из наиболее сложных в развитии современного человека. Этот возраст «богат» трудностями и конфликтами. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит углубленная социализация и инкультурация человека, осознание себя членом определенного общества и культуры. Культурно-досуговая деятельность выступает как фактор самоутверждения, самовыражения и самореализации личности подростка. В качестве особенностей культурно-досуговой деятельности подростков должны выступать следующие: свободный выбор занятий, ориентация на творческое саморазвитие, формирование социально активной, позитивно настроенной личности.

Досуг подростков - это пространство, где наиболее полно раскрываются потребности в самоутверждении и независимой от взрослых деятельности. Это время, когда подросток может в полной мере выразить своё творческое отношение к миру. 0сновными социально-культурными потребностями подростков в сфере досуга являются: общение со сверстниками, самовыражение, творческая самореализация, развлечения, спортивно-оздоровительные и познавательно-образовательные потребности. Многие досуговые предпочтения подростков построены на их интерес к музыке, спортивно-экстремальным развлечениям, желании общаться с противоположным полом.

Культурно-досуговая деятельность только тогда становится эффективной основой развития личностных качеств, мировоззрения, ценностных установок, социально-культурных инициатив подростков, когда она способствует формированию широкого спектра социальных инициатив, отражающих реальную дифференциацию способностей и интересов конкретных подростков.

Современная социокультурная ситуация в нашем обществе требует переосмысления подходов к организации досуговой деятельности молодого поколения (16-30 лет). Досуг является важным средством развития личности молодого человека, его творчества, познания мира, общения и самосовершенствования. Досуг давно уже стал пространством активной социально-культурной деятельности молодого поколения, областью самореализации и

самоактуализации молодежи и, наконец, - средством развития новых форм культуры. Как отмечает исследователь молодежного досуга В.Я. Суртаев, для значительной части молодых людей культурные институты сферы досуга являются ведущими институтами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. 0днако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи [4, с.13].

Прежние средства, методы, формы работы с молодым поколением в сфере свободного времени пересматриваются, переосмысляются. По причинам социально-экономических трудностей, проблем различного рода в деятельности социально-культурных и культурно-досуговых учреждений все большее распространение получают внеинституциональные формы досуговой деятельности молодого поколения, трансформируются старые формы досуговой деятельности, возникают инновационные технологии. Наиболее ярко эти процессы получают свое развитие в городской среде. С середины 1980-х годов XX столетия происходят серьезные инновационные процессы в структуре и содержании досуговой деятельности молодежи. Анализ процессов, происходящих в сфере досуга молодежи Беларуси, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современным социально-культурным потребностям молодежи методов работы и сотрудничества с ней.

Творчество разных групп молодежи, их культурно-досуговые интересы и потребности давно переросли рамки традиционных досуговых форм, предлагаемых большинством социально-культурных и культурно-досуговых учреждений. Игнорирование реальных интересов и потребностей молодых людей в культурно-досуговой сфере приводит к возникновению стихийных объединений, деятельность которых протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности. Большинство же молодых людей стремится рационализировать свой досуг в информационном, образовательном, эмоциональном, творческом, рекреативном плане, использовать в нем современные технологии.

Большая часть молодежи посвящает свободное время образованию, познанию, творчеству и саморазвитию. Можно говорить о том, что у молодежи есть особая «социально-культурная миссия»: именно в сфере молодежного досуга создаются и апробируются инновационные формы самовыражения поколения в разнообразных культурных формах. Затем, модифицируясь, они внедряются в сферу досуга других возрастных групп.

Самореализация молодежи и удовлетворение основных досуговых потребностей осуществляется через общение в группе сверстников, в среде неформальных молодежных объединений и посредством деятельности учреждений культуры, коммерческих досуговых учреждений (дискотеки, ночные клубы, караоке-клубы, досуговые центры, др.). Досуговая самореализация молодежи также обусловлена воздействием телевидения - этого наиболее влиятельного институционального источника мировоззренческого, социализирующего и эстетического воздействия. Также значительное место в пространстве досуга современной молодежи занимают Интернет-технологии, с помощью которых молодые люди удовлетворяют свои потребности в информации, общении, развлечении, творчестве.

Досуговые интересы и потребности молодежи города зачастую могут сильно отличаться от запросов сельской молодежи. Культурная инфраструктура города сильно отличается от сельской, поэтому так называемый «досуговый менталитет» городской молодежи сформирован самой средой обитания.

0рганизация культурно-досуговой деятельности людей среднего возраста - проблема весьма актуальная в силу специфики данного возраста. Именно люди среднего возраста (3050 лет) являются базисной основой социума, ее наиболее трудоспособной и активной частью. 0днозначного подхода в культурно-досуговой сфере к определению и выделению такой социально-демографической группы населения, как люди среднего возраста, на

сегодняшний день не существует. В то же время необходимо отметить, что термин "люди среднего возраста" существует, он встречается в специальной литературе.

Специфика психолого-педагогических особенностей людей среднего возраста связана с фазой стабилизации в рамках очередного периода социализации личности, что выражается в становлении устойчивой системы ценностей, жизненного уклада, окончательном определении социальных ролей, потребности в реализации накопленного жизненного и профессионального опыта. В то же время это период психологического кризиса, задающего личностную динамику, основным противоречием которой является выбор между социально-культурной активностью либо пассивностью [5, с. 17].

Большая часть времени у людей среднего возраста (как у мужчин, так и у женщин) уходит на работу. Но данная категория населения имеет и достаточное количество свободного времени, которое она стремится потратить, опираясь на конкретные досуговые потребности и мотивы. Люди среднего возраста уже имеют устоявшиеся потребности, сформированные под влиянием социально-культурной среды. Приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели культурно-досугового поведения зависят от культурного потенциала самих людей, в частности, многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Поэтому людям среднего возраста необходимо предлагать вариативные модели культурно-досуговой деятельности, сочетая как стандартные формы, методы и средства досуга, так и инновационные, тем самым создавая условия для наиболее полной самореализации личности человека в рамках досуга.

Проблема заключается в том, что специалисты культурно-досуговых учреждений не выделяют специально данную возрастную категорию, не уделяют ей должного внимания. В это связи необходимо отметить положительный опыт работы с такой аудиторией в соседних странах. Например, в России в последнее время становятся очень популярными «Арт-школы для взрослых», где за короткое время можно самому научиться снимать фильмы, создавать картины, играть на музыкальных инструментах, писать книги и др. Такие «школы» по сути, являются учреждениями дополнительного образования в сфере досуга, потребность в которых в последнее время во всем мире возрастает. На их базе можно получить любые желаемые знания, умения и навыки - люди среднего возраста учатся архитектуре, дизайну, искусству фотографирования, режиссуре и т.д.

Безусловно, организаторы культурно-досуговой деятельности должны учитывать, что досуговые потребности представителей среднего возраста на городском и региональном уровнях разнятся. Это зависит и от общекультурных установок, и от уровня развития городской либо региональной социально-культурной среды.

0собенно актуальной на современном этапе является проблема развития культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста. К пожилому возрасту относится население в возрасте от 55-60 до 75 лет, люди от 75 до 90 лет считаются «старыми». В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука геронтология, изучающая процессы старения и все те проблемы, которые с этим явлением связаны. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте и старости, самого образа жизни и общения, возникновение затруднений в социально-бытовой сфере, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.

Исключительно велика потребность в социальной и личностной самореализации этой категории людей, релаксационных занятиях, навыках в области оздоровления, творческом самовыражении - все это может предоставить досуговая сфера, где пожилым людям созданы условия для занятий культурно-досуговой деятельностью. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой

деятельности затруднено. При организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением этой возрастной категории людей в различные виды художественного и технического творчества, а также проявления социальной активности. 0ни оказывают на пожилых людей благотворное влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации и интеграции на новом уровне жизнедеятельности.

При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека. Также необходимо отметить, что именно пожилые люди являются одной из самых активных аудиторий культурно-досуговых учреждений (особенно клубных учреждений сферы культуры). 0сновными потребностями пожилых людей в сфере досуга являются следующие: в рекреации, релаксации, общении, творчестве, познании.

В основном культурно-досуговая деятельность пожилых людей включает следующие виды занятий: занятия художественным, техническим, социальным творчеством; участие в культурно-массовых мероприятиях: конкурсах, фестивалях, народных праздниках; физкультурно-оздоровительные занятия; познавательные занятия: курсы, кружки, посещения музеев, театров, просмотры кинофильмов, экскурсии, лекции, тематические программы, встречи.

Руководители и организаторы культурно-досуговой деятельности должны идти от характера потребностей и интересов данной категории населения, поощрять и закреплять формы проявления социально-культурной активности, доверяя участникам культурно-досугового процесса даже организационные действия. Необходимо проявлять внимание к каждому участнику любительского объединения пожилых людей, содействовать организации полноценного общения между участниками, обеспечивать положительный эмоциональный настрой каждого человека и группы в целом. Главная цель процесса организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей - создать условия для их самореализации, социальной востребованности, улучшения психологического настроения.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют и другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досуговой сферы. Например, дифференцированный подход необходим и по половым признакам. Зачастую интересы мужчин и женщин в культурно-досуговой сфере интересы разнятся. Для женщин создаются женские клубы, спортивно-оздоровительные группы, клубы и «школы» восточной медицины, кружки и клубы восточного танца, курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства и т.п. Мужчины посещают клубы автолюбителей, охотников и рыболовов, спортивных «болельщиков»; самостоятельно создают «байкерские», спортивные клубы и другие.

Важным фактором является также учет места проживания потребителей досуговых услуг. Досуговые интересы и предпочтения жителей города и села заметно разнятся в силу и культурных традиций, и наличия определенной культурно-досуговой инфраструктуры.

Подводя итог, необходимо отметить, что для оптимального решения задач организации культурно-досуговой деятельности разных категорий населения в конкретном районе, городе, селе необходимо изучать:

• Социально-экономические характеристики населенного пункта;

• Социально-культурную и культурно-досуговую инфраструктуры;

• Культурные продукты и услуги, предлагаемые сферой досуга;

• Социальный и возрастной состав населения населенного пункта;

• 0бщие тенденции досуговых увлечений, потребностей разных категорий населения.

Список используемой литературы:

1. Мойсейчук С. Б. Режиссура культурно-досуговых программ : учеб.-метод. пособие / С. Б. Мойсейчук. - Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - 99 с.

2. Филистович 0. А. Специфика музыкально-досуговой деятельности в формировании творческой активности младших школьников / 0. А. Филистович // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверстэта культуры i мастацтвау. - Минск, 2011. - № 2(16). - С. 87-91.

3. Зацепина М. Б. 0рганизация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. пособие для вузов / М. Б. Зацепина. - Москва : Педагогическое о-во России, 2004. -144 с.

4. Суртаев В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга : учеб. пособие / В. Я. Суртаев.- Ростов-на-Дону : СПбГАК, 1997.- 200 с.

5. Квасова Н. С. 0птимальные технологии формирования и реализации социально-культурной активности людей среднего возраста / Н. С. Квасова // Науки о культуре: актуальные проблемы. - Москва : МГУКИ, 2004. - Ч. 1. - 120 с.

Smargovich I.

THE PRINCIPLE OF THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY

Article is devoted to essence of the principle of differentiation in the organization of cultural and leisure activity of uneven-age groups of the population. Leisure interests and requirements of different age groups (from children to elderly people) significantly differ from each other. The accounting of psychology and pedagogical regularities of development of the personality during the different age periods is a basis of the principle of the differentiated approach to the organization of cultural and leisure activity. Therefore the studying, satisfaction and an eminence of leisure requirements of different age groups of real and potential visitors is the pledge of the substantial organization of leisure on the basis of various cultural institutions.

Key words: the leisure sphere, the cultural and leisure activity, social and demographic groups, the differentiated approach, target audience, leisure interests and requirements.

УДК 791 Смирная Л.В.

УКРАИНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Задача данной статьи - обозначить пути развития украинского нонконформизма 1960-х годов как одной из национальных школ европейского искусства, выявить его специфические черты с учетом национально-этнических и социально-политических особенностей. В статье рассматривается терминологическая историография нонконформизма в художественном контексте; доминирующим определяется его национальный концепт формотворчества. Проводится последовательный анализ панорамы украинского искусства, включая периоды массового террора 1930-х гг., Голодомора 19321933 гг., которые коренным образом стерилизовали и «дистиллировали» проявления национального в культуре и искусстве. Это привело к «<советизации» до тех пор наработанных модерных достояний и нивелированию национальной составляющей в искусственно-декларативном пролетарско-национальном измерении. В данном исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.