ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 78.071.4:159.923.5
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ ЗАБРОДИН. К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
О.Н. Хмельницкая1), Н.В. Васильева2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы влияния личности педагога-музыканта на становление специалистов сферы искусства и культуры. Жизнь и деятельность выдающегося музыканта, исполнителя и педагога, заслуженного артиста РСФСР, доцента Белгородского государственного института искусств и культуры Павла Викторовича Забродина (1949-2015) является примером служения родной стране, музыке, сцене, студентам. Уроженец города Воронежа, благодаря своему таланту и трудолюбию, прошел путь от ученика обычной региональной музыкальной школы до всемирно известного исполнителя. В статье анализируется многогранная деятельность педагога, влияние его личности на многочисленных учеников и коллег.
Ключевые слова: личность педагога, исполнитель-балалаечник, педагогические принципы, музыкальное просветительство, концертные гастроли.
Профессиональное музыкальное образование Белгородского региона -развивающаяся отрасль, которая вбирает в себе мастерство опытных преподавателей-музыкантов и новые подходы, появившиеся в музыкальном образовании в последние десятилетия. При этом личность педагога во
многом является определяющей для успешного развития той или иной музыкальной отрасли. Категория Личности - сложное интегративное понятие, которое рассматривается каждой из наук со своей точки зрения, и в комплексе дает нам многогранное представление о современной личности, характеризующейся такими основными качествами как уникальность, самосознание, интересы, убеждения, идеалы, неразрывная связь с социумом.
В области музыкально-педагогического искусства понятие Личности является ключевым. Структуру личности педагога, в том числе и педагога-музыканта, составляют такие профессионально значимые качества, как высокий уровень исполнительского мастерства, педагогическое дарование. Во все времена актуальной остается социально-нравственная направленность личности педагога. Одними из главных востребованных качеств педагога-музыканта становятся, помимо профессиональных, также такие качества как самоотдача, служение музыке, обществу, высокое духовное миссионерство.
Все эти черты в полной мере были присущи выдающемуся музыканту России, Заслуженному артисту РСФСР, доценту Белгородского государственного института искусств и культуры, истинному поэту балалайки Павлу Викторовичу Забродину (1949-2015), которому в 2024 году исполнилось бы 75 лет. Рассказывая о Павле Викторовиче, мы будем опираться на воспоминания о педагоге, которые собраны в книге «Струны души. Воспоминания и материалы», созданной коллегами музыканта по работе и изданной в Белгородском государственном институте искусств и культуры. Павел Викторович прожил яркую и многогранную жизнь, богатую делами и событиями. Уроженец города Воронежа, благодаря своему таланту и трудолюбию, прошел путь от ученика обычной региональной музыкальной школы до всемирно известного музыканта-балалаечника. Он достиг вершин исполнительского мастерства, нес аудитории высокие музыкально -просветительские идеи, проявил талант педагога, вел обширную методическую и общественную работу, был настоящим гражданином России.
Прежде всего, это был талантливый музыкант, исполнитель-балалаечник. Андрей Горбачев, профессор, заведующий кафедрой гитары, домры, балалайки РАМ имени Гнесиных, писал: «Павел Викторович всю свою жизнь посвятил символу русской культуры, душе русского народа -балалайке. Он преданно служил этому замечательному инструменту, пропагандировал его на концертах по всему миру, выступая в лучших залах» [1, с. 54].
Павел Викторович Забродин родился 25 апреля 1949 года в Воронеже. В 1959 году поступил в музыкальную школу по классу балалайки к замечательному педагогу Бородину Максиму Андреевичу. Из класса этого педагога выпустились такие, ставшие впоследствии знаменитыми, музыканты, как сам Павел Забродин (Заслуженный артист РСФСР), Владимир Болдырев (Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ), Иван Иншаков (Заслуженный деятель искусств РФ), Александр Сорокин (Заслуженный артист РФ) и многие другие.
В 1968 году Павел начинает учебу в Ленинградской государственной консерватории в классе профессора А.Б. Шалова, известного исполнителя на балалайке, педагога, композитора, автора многочисленных переложений. По дирижированию Павел Викторович учился в классе знаменитых дирижеров И.А. Мусина и И.Э. Шермана. В течение всей жизни Павел Викторович всегда с благодарностью вспоминал своих учителей, приводил примеры их высказываний, восхищался их отношением к профессии.
Учась в консерватории, он много выступает. Одним из знаменательных событий стала его поездка на Олимпиаду в Мюнхен в составе группы советских артистов в 1972 году.
После окончания консерватории в октябре 1973 года его призвали на службу в армию, где он служил гвардии рядовым в Кантемировской танковой дивизии, мотострелковом полку. По словам его сослуживца и однокашника Александра Сорокина, в армии авторитет Забродина был фантастический.
Исполнительская деятельность. Вернувшись из армии, Павел Викторович работает солистом Воронежской государственной филармонии и выступает в составе ансамбля «На воронежских просторах». География концертных выступлений была огромна - Воронежская филармония, Москва - Колонный зал Дома Союзов, Ленинград - Государственная Капелла имени Глинки, города Советского Союза, воинские части, цеха заводов, животноводческие фермы, медицинские учреждения, школы, библиотеки и т. д. Много раз совершались концертные поездки на БАМ. Среди грамот, которыми был награжден Павел Викторович, есть Почётный знак «За активное участие в культурном обслуживании строителей Байкало-Амурской магистрали».
Репертуар Павла Забродина был разнообразным, сложным и интересным. Это обработки народных песен, оригинальные произведения для балалайки. Огромное место в репертуаре занимала классическая музыка композиторов Баха, Генделя, Моцарта, Листа, Делиба, Сен-Санса,
Сибелиуса, Чайковского, Алябьева и др., что, надо отметить, включают в свой репертуар не все концертирующие балалаечники.
Надежда Колесникова, солистка ансамбля «На воронежских просторах», писала: «У него было от природы какое-то обостренное музыкальное чутье, которое редко встретишь. Мне кажется, если бы он был певцом или играл бы на другом музыкальном инструменте - то в любой музыкальной области он был бы на самых вершинах успеха» [1, с. 54].
На протяжении своей творческой концертной деятельности Павел Викторович выступал с такими звездами советской сцены как народные артисты СССР М. Мордасова и И. Кобзон, народные артисты России В. Щелкалин, В. Мальченко, А. Скляров, Л. Николаева, Т. Петрова, и многие другие.
Публика и коллеги всегда с восторгом отзывались о его исполнении. Вот несколько высказываний его коллег и друзей, которые они оставили в книге «Струны души»: «Слушая его игру, я изумлялась, представляя, что душа его через сердце, руки, пальцы проникает в струны и волной смыслов передается слушателям» [1, с. 74], писала Заслуженная артистка России Татьяна Петрова.
Певец Владимир Карташов так отзывался об игре Забродина: «Балалайка и плясала, и рыдала, замирала, разговаривала, рисовала нашу российскую природу. Публика, стоя, долго аплодировала Павлу» [1, с. 49].
«Когда он играл как солист, его исполнение всегда отличалось высоким качеством, отточенностью и в плане ансамбля, и в плане филировки, и в плане стилистики» (Сергей Лукин, домрист, Народный артист России, профессор МГИМ им. А.Г. Шнитке, композитор, член-корреспондент Академии народной музыки) [1, с. 67].
«Меня, тогда ещё молодого музыканта, поражало высочайшее мастерство игры. Балалайка в его руках была неожиданна в свежести интонации, восхитительном плетении голосов» (Юрий Чирков, баянист, концертмейстер Воронежской филармонии, художественный руководитель музыкального коллектива «Воронежские девчата», «На воронежских просторах» [1, с. 57].
С 1985 года у П.В. Забродина начинается творческое сотрудничество с Владиславом Тетериным, пианистом, продюсером, художественным руководителем концертов «Русская мелодия», проходивших за рубежом. Тетерин вспоминал: «Для гастролей в ФРГ и Югославию мне нужна была балалайка. Выбор был мой, но когда вместо балалаечника я встретил Артиста - это была удача! ...» [1, с. 71].
В составе творческой группы российских артистов Павел Забродин гастролировал во многих странах мира. Среди них: Перу, Эквадор, США, Азорские острова, Канарские острова, Италия, Болгария, Румыния, Польша, ГДР, ФРГ, Финляндия, Швеция, Швейцария, Югославия, Монголия, Северная Корея, Сингапур, Австралия, Япония, Греция и другие. Так, в Японии было дано 169 концертов в период с 1992 по 1999 годы. Всего с зарубежными гастролями Павел Забродин объездил 24 страны мира.
«На сцену он выходил всегда красиво и элегантно одетым, показывая даже внешним видом, как должен выглядеть музыкант, ответственно относящийся к искусству и зрителям», - написала Людмила Александровна Мищенко, кандидат социологических наук, профессор кафедры народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры, Заслуженный работник культуры РФ [1, с. 81].
Сам Забродин говорил своим ученикам: «Для публики исполнение начинается уже с первого шага музыканта по сцене ... На сцене ничего второстепенного нет!» [1, с. 91].
Музыкант-просветитель. Вся исполнительская деятельность Павла Викторовича была неразрывно связана с музыкальным просветительством. Он великолепно владел искусством слова, сам говорил вступительное слово перед исполнением, создал авторскую программу «Русская красавица», посвященную народному инструменту балалайке, в которой рассказывал и играл. Эта программа с большим успехом проходила на самых разных площадках Советского Союза, России и мира.
В 1999 году П. Забродин переезжает в Белгород. У него продолжается сольная карьера, он работает солистом-инструменталистом в Белгородской государственной филармонии.
В Белгороде начинается педагогическая деятельность музыканта. Его приглашают работать на кафедру народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры. Павел Викторович ведет специальный инструмент, дирижирование и инструментовку. Несколько лет вел также оркестровый класс.
«Он умел объяснять технологию исполнения внутренним содержанием музыки» (Александр Иванович Сорокин, Заслуженный артист РФ, доцент Воронежской государственной академии искусств, солист Воронежской филармонии) [1, с. 40].
«Я помню, как скрупулёзно, забыв о времени, Павел Викторович объяснял значение каждой исполняемой фразы и мелодической линии», -пишет одна из его учениц [1, с. 121].
«Уроки. Иногда это было настоящее потрясение, когда студент, педагог и концертмейстеры достигали такого единения в выполнении творческой задачи, что после исполнения трудно было произнести какие-то слова» [1, с. 84].
Любимыми его выражениями были такие фразы: «Я глубоко убежден, что последний звук улетает в космос», «Звук должен появиться из эфира». «В паузах надо продолжать играть» [1, с. 91].
Через всю жизнь музыкант пронес любовь к дирижированию. Дирижирование он считал высшей формой музыкального исполнительства. Многие вспоминают уроки дирижирования, вплоть до цитирования любимых выражений Забродина. «Мы здесь не для того, чтобы размахивать руками в такт музыке, а для того, чтобы понимать, чувствовать её, осознавать её законы», - пишет Юлия Моисеенко, выпускница БГИИК 2015 года, ныне работающая в государственной филармонии города Липецка [1, с. 115]. «Теперь это тактирование нужно сделать живым. Нужно подчинить жест музыке», - вспоминает Татьяна Анурова, преподаватель Прохоровской ДШИ Белгородской области, выпускница БГИИК 2010 года [1, с. 121].
Наряду с исполнительской и педагогической, Павел Викторович вел широкую методическую работу. Его приглашали работать в жюри исполнительских конкурсов, и он всегда проявлял предельную внимательность к проблемам обучения подрастающих балалаечников. Неустанно он встречался с педагогами музыкальных школ и их учениками, давал мастер-классы, был очень честным и принципиальным членом жюри на конкурсах всех уровней.
Общественная деятельность. Особое место в жизни музыканта заняла благотворительная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. В рамках Всероссийской программы «Тысяча городов России» Благотворительного Фонда «Мир искусства» П.В. Забродиным были организованы и проведены два Международных фестиваля для детей, даны более 30 концертов для детских Домов Белгородской и Воронежской областей. В мае 2005 года студенческий оркестр кафедры народных инструментов под управлением П.В. Забродина дал два концерта для детей-сирот с участием солистов Большого театра - Народного артиста РФ Владимира Мальченко и Заслуженной артистки РФ Елены Околышевой.
Говоря о Павле Викторовиче как о гражданине, надо отметить, что на всех концертных площадках страны и за рубежом он всегда пропагандировал русское музыкальное искусство, русский народный инструмент балалайку.
Также нельзя не вспомнить о драматическом отрезке его жизни. Это была командировка на Чернобыльскую АЭС осенью 1986 года, где он в числе ликвидаторов последствий ядерной аварии прослужил 2,5 месяца командиром взвода управления бригады, занимался дезактивацией объектов, строил палаточный лагерь. Как говорил он сам: «Сменил концертный фрак на гимнастёрку и кирзовые сапоги» [1, с. 149]. Воспоминание офицера запаса Алексея Рябых, служившего с П.В. Забродиным, называется «Прошедшие ад». Он пишет: «Мой друг Павел Забродин в то время работал артистом Воронежской филармонии и был призван вместе со мной - вроде бы руководить оркестром. Но, конечно, никакого оркестра там и в помине не было. Поэтому он, как и все, с лопатой в руках ходил на заражённый участок и выполнял черновые работы. Когда набрал положенную дозу облучения, вернулся в Воронеж. Взял баяниста, приехал на станцию, дал концерт для работников ЧАЭС. Вот такие у нас артисты!.. Не дай Бог кому-нибудь из вас пройти через такой ад» [1, с. 170].
21 ноября 1986 года, через неделю после возвращения из Чернобыля, приказом Президиума Верховного Совета РСФСР Забродину Павлу Викторовичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
На сегодняшний день, сохраняя память о замечательном музыканте и педагоге, на базе Белгородского государственного института искусств и культуры организован Всероссийский конкурс исполнителей на балалайке имени П.В. Забродина, который пройдет уже в пятый раз, издана книга воспоминаний о педагоге, создан документальный фильм.
Личность П.В. Забродина как талантливого музыканта-исполнителя, педагога, дирижера, общественного деятеля, гражданина своей страны оказала большое воздействие на всю музыкальную жизнь города и области, на развитие педагогики народного струнного направления, на каждого человека, с кем он работал и кого учил.
Павел Викторович воспитывал музыкантов, которые сейчас работают в музыкальных школах, в Белгородской, Московской, Липецкой, Курской филармониях и продолжают лучшие традиции педагогики и исполнительства, заложенные в годы обучения у П.В. Забродина.
Список литературы
1. Струны души. Памяти П. В. Забродина : Воспоминания. Материалы / авторы-составители: О. Н. Хмельницкая, Н. В. Васильева. - 2-е изд., испр. и доп. - Белгород : Политерра, 2019. - 228 с. : ил.
2. Горбачев, А. А. Основные направления развития современного исполнительства на балалайке / А. А. Горбачев // Balalaika.org.ru : Все о русской балалайке : [сайт]. - URL: https://balalaika.org.ru/article-gorbachev.htm (дата обращения: 20.09.2024).
3. Лукин, С. Ф. Методика работы над новым репертуаром для домры / С. Ф. Лукин, М. И. Имханицкий. - Москва :Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2003. - 52 с.
THE ROLE OF THE PERSONALITY OF A TEACHER-MUSICIAN IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF MUSICAL ART. PAVEL VIKTOROVICH ZABRODIN. ON THE 75th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH
O.N. Khmelnitskaya1), N.V. Vasilyeva2)
1,2)Belgorod State Institute of Artsand Culture, Belgorod 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
The article examines the issues of the influence of the personality of a teacher-musician on the formation of specialists in the field of art and culture. The life and work of Pavel Viktorovich Zabrodin (1949-2015), an outstanding musician, performer and teacher, Honored Artist of the RSFSR, associate professor of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, is an example of service to his native country, music, stage, and students. A native of Voronezh, thanks to his talent and hard work, he went from a student of an ordinary regional music school to a world-famous performer. The article analyzes the multifaceted activity of a teacher, the influence of his personality on numerous students and colleagues.
Keywords: personality of the teacher, balalaika performer, pedagogical principles, musical enlightenment, concert tours.