Научная статья на тему 'Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления'

Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления»

Инновации в школе

• осмыслить свои знания, поступки;

• оценивать свои возможности;

• видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребёнок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела к данному результату.

Это позволяет учителю:

• наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей;

• обеспечить (если есть в этом необходимость) целенаправленную и своевременную коррекцию;

• точечно определить проблемы ребенка (психологические, семейные, учебные);

• выяснить причины этих проблем.

В разделе «Мой портрет» собирается информация, помогающая ребёнку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самопознания, самосовершенствования.

Материалы, представленные в разделе «Творческие работы», «Мои награды» дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов. Здесь помещаются творческие работы, дипломы об участии

в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма.

Такая информация поможет учителям 5-х классов более объективно относиться к незнакомым детям, куратор, изучив портфолио, будет иметь полное представление о том, с какими детьми ему предстоит работать на протяжении многих лет.

Работа по созданию портфолио оказалась совсем непростой. Но мы получили огромное удовольствие от проделанной работы. Во-первых, установились более доверительные отношения с каждым ребёнком, во-вторых, в классном коллективе установился благоприятный психологический климат, в-третьих, у нас появилась ещё одна возможность похвалить ребёнка, поддержать успешность (и не только) в учебном процессе и внеучебной деятельности. Многие дети раскрылись. Мы узнали о некоторых детях что-то новое.

Пусть работа была сложная, но работа такого плана делает отношения между учениками и учителем человечными и понимающими. Мы бы хотели, чтобы наши воспитанники были не послушные и безропотные, готовые во всем повиноваться и со всем соглашаться, а своенравные, волевые, готовые отстаивать свои принципы, которые стали неотделимы от их личности.

w

Бураева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы ОУ кадетская школа-интернат Ростовская область

__________________________________

РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ

у учащихся старших классов лингвистического мышления

Стратегия модернизации содержания общего образования, в том числе филологического, в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции образовательной области «Филология», введение тестовой формы государственной аттестации учащихся - ЕГЭ ставит перед учителем-словесником вопрос о пересмотре организации содержания учебно-воспитательного процесса, теории и практики современного урока в условиях компетентностно-деятельностного подхода в обучении (применительно к уроку русского языка - коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции) и инструментария оценки эффективности обучения русскому языку, особенно на третьей ступени (10-11 классы). Поэтому поиск новых форм организации учебной деятельности старшеклассников на уроках русского языка (при их минимальном

количестве - 2 часа в неделю) приобрел для меня особую актуальность.

Процесс обновления содержания образования по русскому языку начался в 1993 году и был связан с изменением целей обучения и вариативностью выбора программы и учебно-методического комплекса. Однако только в 1998 году появилась программа по русскому языку А.И.Власенкова для третьей ступени обучения, обеспечивающая содержание обязательного минимума по русскому языку для 10-11 классов. Учебник к программе А.И. Власенкова «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова» обеспечен только методическими рекомендациями и не располагает практическим материалом отбора содержания обучения по русскому языку в старших классах. Это затрудняет работу учителя по реализации основных направлений обучения русскому языку на третьей ступени, обозначенных в Федеральном компоненте государственного

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

77

Инновации в школе

стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку:

- развитие и совершенствование навыков самоорганизации и саморазвития;

- освоение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В реализации этих целей особую актуальность приобретают различные активные формы обучения, которые развивают и совершенствуют у учащихся знания по основным содержательным линиям лингвистического образования: семинары, практикумы, лабораторные работы и другие. Это дает учителю возможность комплексного подхода к программному материалу по русскому языку в старших классах; за исходное принимается принцип изучения языковых явлений в единстве их формы, значения и функции. Такое единство определяется дидактическими причинами: под руководством учителя учащиеся овладевают сведениями из теории языка для совершенствования конкретных умений: читать, говорить, писать, слушать. Однако этими умениями школьники могут овладеть лишь в том случае, если у них будет сформирована способность самостоятельно реализовывать языковую норму и коммуникативные возможности языковых единиц в конкретной речевой ситуации. Именно в самостоятельном поиске учащихся вырабатываются приемы языкового мышления и творческой деятельности, формируется познавательный интерес, высокая активность выпускников, умение анализировать определенные факты, обобщать результаты, делать выводы.

Наиболее оптимальной формой обучения самостоятельной работе учащихся на уроках русского языка, формирования у учащихся аналитических умений и развития творческих способностей, на мой взгляд, являются лабораторные занятия по русскому языку, которые как форма учебной деятельности обозначены в методических рекомендациях к учебному пособию А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».

Однако лабораторные работы - это сравнительно новая форма обучения русскому языку в школе. И методика проведения лабораторных занятий разработана применительно только к предметам естественно-физического цикла. Таким образом, анализ литературы по данной проблеме, отсутствие методики организации и проведения лабораторных работ по русскому языку обусловили тему моей инновационной деятельности: «Место и роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления и развития творческих способностей», а также ее задачи:

1) определить место и роль лабораторных работ в рабочей программе с целью формирования у учащихся знаний и умений по основным содержательным линиям лингвистического образования;

2) определить систему подготовительного этапа проведения лабораторных работ на основе методического аппарата учебного пособия и уроков-практикумов по формированию у учащихся лингвистического мышления и творческих способностей;

3) разработать алгоритм проведения лабораторных работ как рациональной формы учебной деятельности, позволяющей обеспечить практическое использование лингвистических знаний при анализе и создании текстов разных стилей, типов и жанров.

В структуру лабораторных работ мною положена технология исследовательского обучения, технология группового обучения, обучение сотрудничеству, обеспечивающие практическое самостоятельное использование лингвистических знаний. Педагогическим и психологическим обоснованием послужили следующие теории: оптимизация учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский), проблемное обучение (Махмутова), проблемы интегрированного обучения (С.Т. Шацкий), организация самостоятельной работы (Цукерман).

Концепция преподавания русского языка в старших классах на современном этапе актуализирует проблему преподавания лабораторных работ как самостоятельную форму обеспечения практического использования лингвистических знаний при анализе текстов разных стилей и жанров, в том числе текстов регионального содержания. Разработанная мною система лабораторных работ по русскому языку в 10 классе имеет тематику, продиктованную содержанием действующей программы по русскому языку А.И. Власенкова:

1. Культура речи и нормы современного русского литературного языка. Наблюдение над языком романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».

2. Разные типы лингвистических словарей русского языка и отражение в них норм русского литературного языка.

3. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Характеристика текста: сфера применения, функция речи, характерные для стиля языковые и речевые средства.

При определении тем лабораторных работ «Культура речи и нормы современного русского литературного языка. Наблюдение над языком романа М.А.Шолохова «Поднятая целина», «Разные типы лингвистических словарей русского языка и отражение в них норм русского литературного языка» я руководствовалась сквозными темами, к которым учащиеся обращаются при изучении разных разделов курса русского языка: к понятию языковой нормы (лексической, орфоэпической, словообразовательной, морфологической), лингвистический анализ единиц разных уровней языка, а также целевыми установками «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку», в соответствии с которыми на третьей ступени обучения русскому языку большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

для определения языковой нормы, связанной с употреблением в устной и письменной речи того или иного языкового явления. В силу своей практической направленности лабораторное занятие носит исследовательский, поисковый характер, предполагая применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического), полноценное восприятие учащимися регионального казачьего компонента литературного образования, выразительного и меткого языка донской литературы, а также для обеспечения практического использования лингвистических знаний в овладении видами речевой деятельности и закреплении, расширении знаний учащихся о нравственно-эстетических, языковых особенностях текста регионального содержания, совершенствовании навыков конструирования собственного текста, совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, т.е. такой подход к проведению лабораторной работы позволяет комплексно оценить знания и умения учащихся по основным содержательным линиям лингвистического образования.

Проблематика темы лабораторной работы «Стилистика как лингвистическая дисциплина. Характеристика текста: сфера применения, функция речи, характерные для стиля языковые и речевые средства» соответствует такой целевой установке «Обязательного минимума...», как закрепление и расширение знаний учащихся в области речеведения, совершенствование навыков лингвистического анализа текстов разных стилей. Таким образом, проведение лабораторных работ перечисленной тематики будет способствовать развитию лингвистического мышления учащихся на основе сравнительно-сопоставительного анализа языковых единиц, развитию творческих способностей, приобщению учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы, что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

Проблема использования лабораторных работ на уроках русского языка выявила необходимость определения подготовительного этапа в проведении лабораторных занятий. Практика показала, что одним из этапов подготовки может быть практическое занятие. В методической литературе недостаточно четко представлены понятия «практическое занятие» и «лабораторная работа». Изучение методической литературы по данному вопросу, а также опыт работы позволяет определить цель, содержание и структуру практического занятия, прежде всего, как тренинг в овладении и закреплении умений по использованию лингвистических знаний.

Практические занятия обычно строятся следующим образом: проверка домашнего задания, проверка усвоения теоретического материала и затем выполнение в классе под руководством учителя различного рода заданий, тренировочных упражнений. Цель таких занятий - выработать навыки применения полученных теоретических сведений на практике. Конечно, это не исключает организацию практических занятий с элементами исследования, поиска, обобщения определенного языкового материала.

В силу своей практической направленности лабораторные занятия имеют всегда исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического), использование научной литературы, словарей, справочников. Как особый вид самостоятельной работы учащихся, лабораторные занятия формируют умения анализировать определенные факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.

Таким образом, практические занятия могут рассматриваться как подготовка учащихся к лабораторной работе, которая в большей степени предполагает самостоятельную работу учащихся при анализе языковых фактов и явлений.

Отбор упражнений для практических занятий как этапа подготовки к лабораторным работам основывается на возможностях методического аппарата учебного пособия для 10-11 классов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». - М.: Просвещение, 1998.

Раскроем это положение по отбору упражнений для практических занятий к лабораторной работе «Культура речи и нормы современного русского литературного языка».

Выполнение лабораторной работы «Культура речи и нормы...» затрагивает все уровни языковой системы, так как приходится иметь дело с нормами лексическими, орфоэпическими, словообразовательными, морфологическими. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике и словарях-справочниках. Поэтому задача учителя на практическом занятии к лабораторной работе актуализировать систему упражнений по формированию навыков правильной речи учащихся и коммуникативно-целесообразной речи, т.е. устранение грамматических и речевых ошибок. Анализируя методический аппарат учебного пособия, я выявила упражнения, формирующие нормирование правильную речь. Частотность употребления таких упражнений около 8% (примерно 50 упражнений). Так, можно выделить упражнения, направленные на развитие произносительной культуры (упр. 8, 11, 13, 16,.179).

Упражнения, связанные с функционированием языковых единиц: слово, словосочетание, предложение.

Упражнения, формирующие умения правильно употреблять:

1) структуру слова:

а) словообразование (упр. 185, 186);

б) формообразование (упр. 165, 169, 170, 177, 199, 200, 207, 209);

2) структуру словосочетания (упр. 20, 164, 370, 385);

3) структуру предложения (упр. 250, 282, 283).

Учитывая тот факт, что любая языковая единица,

будучи правильно построенной, может быть неправильно употреблена в речи, необходимо уделить внимание выполнению упражнений, формирующих навы-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

79

Инновации в школе

ки правильного употребления слов и грамматических форм:

1) смешение паронимов (упр. 59, 60);

2) неоправданное употребление просторечных, устаревших слов, фразеологизмов (упр. 26, 39, 47, 62, 68, 69, 70, 73, 104, 398);

3) употребление слов в несвойственном значении (упр. 39, 47, 48, 53);

4) употребление слов иной функциональностилевой окраски (упр. 452, 463, 464, 472, 479, 484).

Особенности употребления слов, их лексическая сочетаемость, закономерности построения речи постигаются главным образом в речевой практике. Поэтому учителю особенно важно рационально организовать работу учащихся на практическом занятии, отобрать для нее нужный речевой материал, учитывая уровень лингвистической подготовки учащихся, т.е. осуществить принцип дифференцированного обучения.

Одним из требований школьных программ по русскому языку является обучение учеников умению пользоваться словарями. Опыт работы в школе убеждает в том, что сформировать у учащихся умение пользоваться различными типами филологических словарей можно только при условии самостоятельной работы, в результате которой учащиеся приобретают необходимые знания типологии языковых словарей, представления о нормах языка, нарушениях норм, а также овладевают навыками обнаружения и квалификации языкового явления, использования справочной литературы в соответствии с ее назначением. Методический аппарат учебного пособия по русскому языку А.И.Власенкова располагает необходимым количеством упражнений, которые помогут учителю подготовить учащихся к лабораторной работе «Различные типы лингвистических словарей русского языка и отражение в них норм русского литературного языка». Это около 10% упражнений пособия. Наиболее частотными являются задания типа:

1) найти словарную статью в «Толковом словаре», «Этимологическом словаре», «Иностранном словаре» (упр. 2, 5, 15, 36, 66, 82, 86, 92, 95, 127, 268, 347, 381.448);

2) дать толкование устаревших слов (упр. 67, 70, 293);

3) дать толкование фразеологизмов (упр. 99, 100, 104, 109, 183, 191, 194);

4) выпишите синонимические и антонимические пары, проверьте по словарю (упр. 26, 45, 56);

5) выпишите крылатые выражения, объясните их значения с помощью толкового и фразеологического словаря (упр. 36, 178);

6) выпишите непонятные слова, найдите их значение в толковом, этимологическом словаре (упр. 260, 301,307, 315, 7, 553).

Главная задача учителя при проведении практического занятия, подготавливающего учащихся к лабораторной работе «Различные типы лингвистических словарей русского языка и отражение в них норм русского литературного языка», - воспитать у учащихся потребность постоянно изучать родной язык, уточнять свои познания, участвовать в его развитии, совершенствовании и очищении, т.е. реализовать одну из целей

обучения по русскому языку в старших классах - развитие и совершенствование навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Главными в программе Власенкова являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Задача школьной стилистики III ступени обучения не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи. Поэтому программа в основном ориентирована на работу с текстом, и задания для учащихся, как показывает анализ методического аппарата учебника 10-11 классов, носят комплексный характер: озаглавьте текст, определите тип и стиль речи, укажите их признаки, подготовьте устный краткий пересказ, составьте сложный план и тезисы отрывка, объясните смысл выделенных слов, определите способ связи предложений, проанализируйте языковые средства, синтаксические особенности текста, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Анализ учебного пособия А.И.Власенкова по русскому языку для 10-11 классов выявил, что более 30% упражнений направлены на формирование у учащихся умений по стилистике:

1) определять стиль готового текста (5% упр.);

2) производить стилистический анализ готового текста (12% упр.);

3) совершенствовать стиль данного текста (1% упр.);

4) строить текст заданного стиля (15% упр.).

Наиболее частотными являются упражнения, организующие литературное творчество учащихся, разнообразные виды самостоятельной работы, такие как подготовка рефератов (упр. 330, 607); докладов (упр. 436, 438, 506, 510, 522, 578); аннотаций (упр. 331,332, 333, 335, 336, 337, 338); рецензий (упр. 340, 341,560, 569); творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа, других жанров (упр. 176, 311, 394, 408, 412, 422, 424, 469, 545, 550); наблюдения над речью окружающих (упр. 447, 463, 479).

Перечисленные виды лингворечевой деятельности учащихся старших классов способствуют реализации требований «Обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку»: формирование навыков содержательной, правильной, выразительной речи в устной и письменной форме, приобщение учащихся к нравственным ценностям литературы.

Как показывает опыт работы, при подготовке учащихся 10 класса к лабораторной работе №3 «Стилистика как лингвистическая дисциплина. Характеристика текста...» можно использовать упражнения учебного пособия, формирующие умения производить стилистический анализ готового текста: упр. 116 (опираясь на схему на с.62, произведите лексический анализ текста); упр. 377 (выявите признаки научного стиля параграфа учебника по химии); упр. 379 (проведите исследовательскую работу двух текстов по схеме); упр. 425 (подготовьте анализ художественно-

80

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

стилевых особенностей 2 стихотворений); упр. 497 (сравните два текста - описания: характеристика героя и официально-деловая характеристика кого-либо); упр. 528 (пользуясь схемой на с.325, дайте поэтический анализ одного стихотворения Н.Некрасова).

Я считаю, что методический аппарат учебного пособия имеет достаточное количество упражнений, которые помогут учителю хорошо подготовить учащихся к выполнению лабораторной работы №3 и предыдущих лабораторных работ.

Раскроем организацию и содержание проведения лабораторных работ. При проведении лабораторных работ следует учитывать следующие параметры:

1. В связи с тем, что на лабораторных работах исследуется языковой материал и обобщаются результаты, необходимо предусматривать задания для индивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе - 6-8 человек. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.

2. Время выполнения лабораторной работы -2 урока.

3. Структура (алгоритм) проведения лабораторных работ следующая:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) подготовительный этап, связанный с выполнением предварительного домашнего задания, включающего повторение теоретических основ по лингвистической и языковой компетенции, по текстоведению, а также выполнение практических заданий: это могут быть задания в учебнике, в дополнительной справочной литературе, которые может порекомендовать учитель (словари, справочники, учебные пособия), раздаточный дидактический материал; предварительное ознакомление учащихся;

2) проведение лабораторной работы:

а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

б) оснащение для проведения лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;

в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения лабораторной работы. Основная функция учителя на этом этапе работы контроль за самостоятельной работой учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа (наблюдение, описательный, структурный, статистический), исследуя заданный текст и материал, обрабатывают свои наблюдения, правильно письменно оформляют их;

г) подведение итогов лабораторной работы. Прослушивание ответов учащихся, дополнений, внесение коррективов, ответ на вопрос учителя по выявлению уровня овладения материалом.

4. Каждая работа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы должны быть тщательно проанализированы в классе, и материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материа-

ла проверяется путем проведения в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

Рассмотрим содержание лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Культура речи и нормы современного русского литературного языка. Наблюдение над языком романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».

Цели для учителя:

• совершенствовать у учащихся речь правильную на основе понятия нормы;

• создать у учащихся представление о вариативности нормы языка как отражение гибкой, эластичной нормы на примере анализа языка романа М.Шолохова «Поднятая целина»;

• помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и нормы языка на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы;

• учить отбирать языковые средства для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения;

• воспитывать вдумчивого читателя, умеющего понимать, ценить родной язык.

Цели для учащихся:

• знать понятие нормы и ее признаки как речи правильной;

• уметь определять типы вариантов норм в тексте регионального содержания, выявлять нарушения норм и определять способы их устранения, создавать текст научного стиля в жанре аналитического сообщения.

Оборудование: Ожегов С.И. Словарь русского языка, Аванесов РИ. Русское литературное произношение и ударение, Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка, Словарь донских говоров.

Оформление доски: число, запись темы, знать, уметь.

Ход выполнения лабораторной работы.

1.Оргмомент. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний (норма языка, вариант нормы, культура речи, нарушение нормы, способ устранения ошибки, связанной с нормой) осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе задания: «Дать определение понятия нормы и ее вариантов». При ответе на данный вопрос учащиеся опираются на учебное пособие Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981, лекцию учителя.

Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающей данные различных словарей и справочников в отношении следующих пар слов: стОляр - столЯр, махает - машет, ноль - нуль:

1) . Ожегов С. И. Словарь русского языка;

2) . Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р И. Аванесова и С. И.Ожегова;

3) . Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка.

3. Выполнение практической части лабораторной работы осуществляется в группах ( по вариантам)

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

81

Инновации в школе

с целью закрепления умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Учащиеся исследуют эпизоды из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (см. «Приложение№1») на основе указанных вопросов:

1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте регионального содержания. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам русского литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

На работу отводится 30 минут. Учащиеся обрабатывают свои наблюдения, правильно письменно оформляют их. Результаты фиксируются в оценочном листе.

В качестве домашнего задания можно предложить создать аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы (упр.479, 484 пособия Власенкова по выбору учащихся).

Приложение №1: эпизоды из романа М.Шолохова «Поднятая целина».

Вариант 1

Они шли рядом по хрусткому снегу. Нагульнов, распахнув полушубок, негромко заговорил:

-Я, дорогой товарищ рабочий, легче дышу, как услыхал, что сплошь надо стянуть в колхоз хлеборобскую собственность. У меня к ней смальства ненависть. Все зло через нее, правильно писали ученые товарищи Маркс и Энгельс. А то и пря советской власти люди, как свиньи у корыта, дерутся, пихаются из-за этой проклятой заразы! А раньше что было, при старом режиме? Страшно вздумать! Мой отец был зажиточным казаком, имел четыре пары быков и пять лошадей. Посев у нас был огромный, шестьдесят - - семьдесят и до ста десятин. Семья была большая, рабочая. Сами управлялись. Да ведь вздумать: трое женатых братов у меня было. И вот вонзился в память мне такой случай, через чего я и восстал против собственности. Как-то соседская свинья залезла к нам в огород и потравила несколько гнездов картошки. Мать увидала ее, ухватила в кружку вару из чугуна и говорит мне: «Гони ее, Ма-карка, а я стану за калиткой». Мне тогда было лет двенадцать. Ну, конечно, погнал я эту несчастную свинью. Мать на нее и плескани варом. Так у ней щетина и задымилась! Издохла свинья. Сосед злобу затаил. А через неделю у нас в степи сгорело двадцать три копны пшеницы! Отец уж знал, чьих это рук дело, не стерпел, подал в суд. Да такая промеж них завелась вражда, зрить один одного не могут! Чуть подопьют - - и драка. Лет пять сутяжились и дошли до смертного случая. (гл.4).

Вариант 2

После завтрака, едва лишь вышли за ворота, Давыдов рубанул:

-Дрянь у тебя баба!

-Тебя это не касается...— ответил Нагульнов тихо, не глядя на Давыдова.

-Тебя зато касается! Я сегодня же перехожу на квартиру, мне смотреть тошно! Такой ты парень - что надо, а с нею миндали разводишь! Сам же говорил, что она живет с Рваным.

-Бить ее, что ли?

-Не бить, а воздействовать! Но я тебе прямо скажу: вот я коммунист, но на это у меня нервы тонкие, я бы выгнал к черту! А тебя она дискредитирует перед массой, а ты молчишь. Где она пропадает всю ночь? Мы с собрания приходим, а ее все нет! Я не вмешиваюсь во внутренние ваши дела...

-Ты женатый?

-Нет. А вот на твою семью посмотрел - - теперь до гроба не женюсь.

-У тебя на бабу вид, как на собственность.

-Э, черт тебя! Анархист кривобокий! Собственность, собственность! Семья-то существует? А ты, разврат заводишь, терпимость веры. Я об этом на ячейке поставлю!.. С твоего образа пример крестьянин должен снимать. Хорош был бы пример!

-Ну, я ее убью!

-Здравствуйте!

-Ну, ты вот чего... зараз в это дело не лезь...— останавливаясь среди улицы, попросил Макар.— Я сам с этим разберусь, зараз не до этого. Ежели б это вчера началось, а то я уж обтерпелся... погожу чудок, потом... Сердцем к ней присох... а то бы давно... Ты куда идешь, в Совет? перевел он разговор. (гл.13)

Вариант 3

Щукарь поразмыслил и вечером, как только стемнело, пошел к Нагульнову на квартиру.

-Здорово, Макарушка!

-Здорово. Ну, что явился?

-Люди в партию вступают... Ну?

-Не запрёг еще, не нукай.

-Дальше?

-А дальше, может, и я хочу поступить. Мне, брат, всю жизнь при жеребцах не крутиться. Я с ними не венчанный.

-Так ты чего же хочешь?

-Сказано русским языком: хочу поступить в партию. Затем и пришел, чтобы узнать, какая мне выйдет должность, ну, и протчее. Ты мне дай такой пример, что писать и как писать?..

-Так ты что же?.. Ты думаешь, что в партию ради должностей вступают?

-У нас все партейные на должностях.

Макар сдержался, переменил разговор:

-На Пасху поп к тебе заходил?

-Само собой.

-Жертвовал ему?

-Ну конешно! Парочку яичков и, натурально, кусочек сальца, с полфунта.

-Ты, стало быть, в бога веруешь и до се?

-Так, конешно, не дюже чтобы крепко, но ежели захвораю, али еще какое неудовольствие, аль, к примеру сказать, гром резко вдарит, то тогда молюсь, натурально, прибегаю к богу.

82

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

Макар хотел было обойтись с дедом Щукарем вежливо, хотел толком объяснить ему, почему его не могут принять в партию, но, вызвав Щукаря на разговор, не успел запастись терпением, а поэтому и брякнул сразу:

-Ступай к черту, старый желудь! Попам яйца жертвуешь, ярдани изо льда делаешь, об каких-то должностях мечтаешь, а сам до дела коням мески замесить не умеешь. На черта ты партии нужен, такое трепло? Ты что это, смешки строишь? Думаешь, в партию всякую заваль принимают? Твое дело- только языком балабонить, брехни рассказывать. Ступай, не волнуй меня, а то я человек нервного расстройства. Мне здоровье не дозволяет с тобой спокойно гутарить. Иди, говорят, ну? (гл.37).

Вариант 4

Вся совокупность этих-то обстоятельств упрочила поколебавшееся положение Якова Лукича в колхозе. Давыдов крепко решил: завхоза ни в коем случае не лишаться и всячески поддерживать его поистине неиссякаемую инициативность. Даже Нагульнов, и тот подобрел в отношении Якова Лукича.

- Хотя и чужой человек по духу, но едучий хозяин. Пока не возрастим своего такого знающего, до тех пор будем держать Островнова в завхозах. Партия наша с огромным умом. В ней мильёны умов, через это она такая вострая. Иной есть инженер гад и нутряная контра, по духу его давно бы надо прислонить к стенке, но его не присланивают, а дают ему работу и говорят: «Ты ученый человек! На тебе деньги, жри в три горла, покупай бабе своей шелковые чулки на утеху, но крути своими мозговыми шариками, делай инженерские дела на благо мировой революции!» И он делает. Хотя и косоротится на старую жизнь, а делает. Расстреляй его - что с него получишь? Ношеные штаны да, может, часы с брелоком останутся. А то он работает и на много тысяч пользы приносит. Так и наш Островнов: пущай он лога бутит, пущай пруды роет. Все это идет на пользу советской власти и на приближение мировой революции! - говорил как-то на собрании ячейки. (гл.38)

Приложение №2.

Оценочный лист к лабораторной работе №1.

№ № Виды деятельности учащихся. Параметры выполнения заданий. Оценка членам группы (комментарии)

ф.и. ф.и. ф.и. ф.и. ф.и. ф.и. ф.и. ф.и.

1. Проверка домашнего задания: - теоретическая часть (понятие нормы):

а) полнота ответа;

б) правильность;

в) последовательность;

г) примеры;

д) языковое оформление

- практическая часть (заполнение таблицы):

а) соблюдение нормы ударения

б) соблюдение грам-магической формы глагола

в) вариативность норм образования

2. Выполнение лабораторной работы: - первое задание:

а) отметка о нарушении норм в тексте

б) объяснение причин нарушения норм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- второе задание:

а) определение типов вариантов норм

б) характеристика на соответствие нормам языка

Лабораторная работа № 2 «Разные типы лингвистических словарей русского языка и отражение в них норм русского литературного языка».

Цели для учителя:

- дать понятие о классификации лингвистических словарей, отличие энциклопедического словаря и лингвистического словаря;

- формировать у учащихся общеучебные умения при работе со словарем;

- учить рационально работать со словарем на основе анализа структуры словарной статьи;

- развивать творческие способности учащихся, связанных с составлением словарной статьи.

Цели для учащихся:

- знать типы лингвистических словарей, особенности словарной статьи;

- уметь пользоваться конкретным видом лингвистического словаря, решая определенную лингвистическую задачу;

- рационально работать с лингвистическим словарем на основе знаний структуры словарной статьи;

- составлять словарную статью по типу указанного лингвистического словаря.

Оборудование: словари (краткий этимологический словарь, грамматический словарь русского языка, энциклопедический словарь, словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов, толковый словарь), учебники (Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика).

Оформление доски: число, запись темы, знать, уметь.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

83

Инновации в школе

• Ход выполнения лабораторной работы

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний (словарь, тип словаря, словарная статья) осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе вопросов:

1) . В чем состоит основное различие между лингвистическим и энциклопедическим словарем?

2) . Какой тип словаря является основным среди среди лингвистических словарей? Почему?

3) . Назовите раздел науки о языке, который занимается вопросами видов лингвистических словарей. Назовите ученых-лингвистов, работающих в этой области.

Ответы на вопросы обсуждаются в группах по 4 человека. От группы выступает один учащийся с развернутым монологом, остальные группы слушают и вносят дополнения. Основой для ответов является литература:

1. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: М., 1977.С. 20-30.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

3. Даль В. Толковый словарь.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.

5. Словарь иностранных слов. М., 1982.

6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975.

7. Грамматический словарь русского языка. Зализняк А.А. М., 1977.

8. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.

В проверку домашнего задания обязательно входит практическая часть, связанная с рассмотрением толкования слов «артикуляция», «дифирамб», «гипербола» (или других терминов) в толковом словаре, словаре лингвистических терминов, словаре иностранных слов, а также ответ на вопрос: « Как проявляется различие словарей в лексикографической разработке указанных слов. При выполнении данного задания учащиеся показывают сходство и различие лингвистических словарей в лексикографической разработке указанных слов.

3. Выполнение практической части лабораторной работы осуществляется в группах (по вариантам) с целью формирования умений выбора лингвистического словаря в соответствии с решаемой лингвистической задачей, составления словарной статьи к указанным словам. Учащиеся исследуют предложенные тексты (см. «Приложение №1») на основе указанных вопросов:

1) К каким словарям вы предпочтете обратиться, чтобы всесторонне прокомментировать слова, выделенные в тексте? Почему?

2) . Выпишите данные об этих словах, имея в виду лексико-семантический вариант, реализованный в вашем тексте.

3) . Выделите случаи (где это возможно!), когда анализируемый лексико-семантический вариант не фиксируется в словарях.

4) . Письменно оформите свои наблюдения.

На работу отводится 30 минут. Учащиеся обрабатывают свои наблюдения, правильно письменно оформляют их._

Результаты фиксируются в оценочном листе (см. «Приложение № 2»).

4. Домашнее задание носит творческий характер: составить словарную статью к группе слов (5), связанных с вашей будущей профессией, по типу «Толкового словаря», «Этимологического словаря», «Иностранного словаря».

Приложение №1.

Вариант 1

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля -все, пробуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.

(А.Чехов. «Степь»)

Вариант 2

Когда прибыли воины с обещанными конями, Гаврила Олексич был уже готов к приему. Он надел блестящую кольчугу, подпоясался широким серебряным поясом с золотыми бляшками. На нем слева на перевязи висел меч в зеленых ножнах, отделанных серебром, с рукоятью из «рыбьего зуба» - моржовых клыков. На голове сверкал шлем с узорчатой насечкой. из-под которого виднелись слегка вьющиеся светло-русые волосы. На ногах были расшитые узорами красные сафьяновые сапоги с загнутыми кверху носками. Дружинник подошел к Олексичу, оставшемуся в шатре, и, заикаясь, с тревогой сказал: - Там кони ханские пришли, только... не серчай. Никудышние они!

(В.Ян. «Батый»)

Вариант 3

Жила-была в старину сердитая царица. Все ей было не по нраву. И это не так, и то не по ней, на всех она в обиде. С утра до вечера пороли, драли, лупили и повинных и неповинных -всех, кто царице не угодил, а угодить ей никто не мог. Так уж и в обычай вошло. Особливо доставалось тем, кто к царице был близок. Сенные, дворцовые девушки, слуги коридорные, белые и черные мужики, кучера, портнихи каждое утро от вчерашних розог и палок чесались и к нынешним готовились. Вот гуляет однажды царица по саду, а солдат возле будки на часах стоит. Увидел солдат царицу, никогда ее не видел: «Ишь ты!» подумал и ухмыльнулся. Не знал солдат внове стоял при дворце, - что перед царицей ни ухмыльнуться нельзя, ни умильным быть: все одно царица нравом кипела.

(А.Платонов. «Волшебное кольцо»)

Вариант 4

84

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

Степная зона - одна из важнейших для хозяйства нашей страны. Ее название связано с ныне почти исчезнувшим типом растительности. Предшествующий степной покров на огромных степных пространствах распахан и заменен культурной растительностью возделанных полей. Однако это не должно менять название самой зоны, ибо степь, как и любая другая зона, не только тип растительности, но и более широкий ланд-

шафтный комплекс, в данном случае с относительно сухим континентальным климатом, особым водным режимом, своим набором типов почв и группировок степных животных.

(«География») Приложение №2

Оценочный лист к лабораторной работе № 2

№ № Виды деятельности учащихся. Параметры выполнения заданий. Оценка членам группы (комментарии)

ф.и ф.и ф.и ф.и ф.и ф.и ф.и

1. Проверка домашнего задания: - теоретическая часть

вопрос 1. (ответ на вопрос, параметры указаны в теоретической части лабораторной работы №1)

вопрос 2 (верное определение типа словаря с приведением аргументов)

вопрос 3 (ответ на вопрос, параметры в лабораторной работе № 1)

практическая часть: определение лексического значения в разных видах лингвистических словарей в нахождении сходства и различия в структуре словарной статьи толкового словаря, словаря лингвистических терминов, иностранного словаря

2. Выполнение лабораторной работы: - первое задание: умение решать лингвистическую задачу, пользуясь определенным лингвистическим словарем

- второе задание: умение определять лексическое значение слова в соответствии со значением, реализованным в тексте.

- третье задание: определение случаев, когда анализируемый лексико-семантический вариант не фиксируется в словарях

Лабораторная работа №3. «Стилистика как лингвистическая дисциплина.

Характеристика текста: сфера применения, функция речи, характерные для стиля языковые и речевые средства».

Цели для учителя:

- систематизировать знания учащихся по стилистике на основе алгоритма (учебное пособие, стр. 195);

- учить анализировать текст разных стилей, пользуясь планом анализа, определяя стилевые черты текста, жанр, стиль;

- учить создавать текст определенного стиля на заданную тему;

- трансформировать текст одной тематики в другой стиль;

- учить редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочеты;

- учить выразительному чтению текста.

Цели для учащихся:

- знать понятие «стилистики» как лингвистической дисциплины, стилевые особенности текстов;

- уметь определять стилевую принадлежность текста на основе алгоритма;

- уметь создавать собственный текст в конкретной речевой ситуации, редактировать текст, устраняя стилевые ошибки. Оборудование: учебное пособие Власенкова А.И. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11». Оформление доски: число, запись темы, знать, уметь.

•Ход выполнения лабораторной работы.

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний (стилистика, речевые жанры, стилевые черты речи) осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе ответов на вопросы:

1. Что изучает стилистика?

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

85

Инновации в школе

2. На какие группы делятся стили речи? Какие языковые особенности характерны для этих стилевых групп?

3. Каким стилем речи воспользуетесь, готовя доклад, реферат, сообщение?

4. Назовите алгоритм, позволяющий определить стилевую принадлежность текста.

При ответе на данные вопросы учащиеся могут пользоваться теоретическим материалом учебного пособия (стр.195) и конспектами.

Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающей основные стилевые черты книжных стилей (стилевые черты, цели речи, сфера применения, жанры, языковые средства.

3. Выполнение практической части лабораторной работы осуществляется в группах с целью определения стилевой принадлежности разножанровых текстов на одну тему, составления текста определенного стиля. Учащиеся исследуют предложенные тексты (см. «Приложение №1») на основе заданий:

прочитайте тексты, определите их жанр, принадлежность к тому или иному стилю, укажите ведущие стилевые черты, проведите исследовательскую работу - анализ данных текстов; письменно оформите свои наблюдения.

На работу отводится 30 минут. Учащиеся обрабатывают свои наблюдения, правильно письменно оформляют их. Результаты фиксируются в оценочном листе.

4. Домашнее задание носит творческий характер: упр. 379, сопоставительный анализ двух текстов по схеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение №1

Текст 1

Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светлоголубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.

То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма.

(В.Катаев. «Белеет парус одинокий»)

Текст 2

Море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана главным образом гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом. Отличительные черты моря обусловлены окраинным положением в

океане (что определяет значительное воздействие на них суши) и ограниченностью связи его с открытой частью (что сказывается главным образом на замедлении водообмена); таким образом, чем более замкнуто море сушей, тем в большей степени оно отличается от океана. Условно морем называются также некоторые части океанов, как например Саргассово море в северной части Атлантического океана и Филиппинское море западной части Тихого океана.

(Статья из энциклопедии).

Текст 3

С любовью к морю.

В ЦДЛ имени А.А.Фадеева состоялась встреча писателей маринистов с представителями Министерства морского флота РФ, Министерства рыбного хозяйства РФ, Министерства речного флота РФ.

На этой встрече выступил художник-маринист

A. Кольцов, говоривший о необходимости объединить силы художников и писателей, посвятивших свое творчество морю. Эта традиция, заложенная когда-то Б.Лавреневым и В.С.Вишневским, подчеркнул оратор, должна возродиться...

А затем выступил поэт В.Матвеев, главный редактор журнала «Морской флот» А.Клементьев, прозаик

B. Ильин.

Это совещание - лишь одно из важных мероприятий, проведенных в последнее время комиссией по морской художественной литературе СП РФ.

Приложение №2

Оценочный лист к лабораторной работе № 3

Информация о результативности и перспективности

Как активная форма обучения лабораторные занятия способствуют:

• обогащению духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлению к самосовершенствованию;

• более прочному и сознательному усвоению теоретического материала. Устные ответы учащихся подтверждают овладение речеведческими знаниями (текст, стиль, тип речи, способы и средства связи в тексте и другие);

• овладению нормами литературного языка. Об этом свидетельствуют письменные ответы учащихся, т.к. значительно снизился процент грамматических ошибок и речевых недочетов в письменных работах и устных ответах учащихся;

• развитию активности и самостоятельности учащихся. Так, например, учащиеся все большее внимание уделяют написанию рефератов, конспектов, составлению планов к своему устному выступлению и сообщению; при выборе жанра сочинения обращаются чаще к жанру рецензии, эссе, анализу и интерпретации поэтического текста;

• выработке у учащихся навыков исследовательского подхода к языковым явлениям. В самостоятельном

86

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

постижении способов анализа текста формируются аналитические умения учащихся, познавательный интерес к языку, потребность обращаться к разным видам лингвистических словарей и справочной литературе для определения языковой номы, умение грамотно оформлять текст на письме и умение его редактировать в плане содержания и языкового выражения. Последние две позиции нашли свое отражение в выборе такой формы устного экзамена, как реферат, комплексный анализ текста. Интересно, что основные аспекты темы, проблему реферата учащиеся выбирают сами, проявляя исследовательские умения и творческие способности: «Как используются слова «грусть, тоска, смерть, печаль, скука» в повести А. Платонова «Котлован», «Использование отвлеченных существительных в романе А. Платонова «Чевенгур», «Речь героев, значение диалога в романе И.Тургенева «Рудин», «Язык поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», «Элементы народной речи в поэме А.Блока «Двенадцать» (лексика, фразеология, синтаксис)»;

• развитию творческих способностей учащихся. Такая работа, связанная с созданием текстов разных стилей, служит основой для обогащения речи учащихся, приобщения к эстетическим ценностям мировой литературы и литературы регионального содержания, формирования личности учащихся, организации нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире. Таким образом, в результате правильной организации лабораторное занятие дает положительные результаты, обеспечивая минимальный объем домашнего задания, побуждая учащихся к творческой деятельности, к выработке умения самостоятельно исследовать языковой материал, анализировать определенные факты языка, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы, развивать лингвистическое мышление.

Достигнутый уровень лингвистического мышления и развития творческих способностей, а также полученные старшеклассниками умения и навыки самостоятельной работы на уроках русского языка дают возможность увеличивать долю самостоятельного анализа текстов в основном публицистического и художественного стилей с целью обучения полноценному восприятию художественного и научно-популярного текста (основных его мыслей, связей между ними, изобразительно-выразительных средств, эмоционального подтекста), переработке разных видов текста, созданию учащимися собственных разножанровых текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.

В соответствии с программой по русскому языку А.И.Власенкова в 11 классе освоенные ранее виды работ могут быть дополнены тематикой самостоятельных заданий, направленных на дальнейшее развитие речи старшеклассников, на формирование личности, вступающей в самостоятельную жизнь: «Анализ языковых средств очерка М.Горького «А.П.Чехов» с целью создания собственного портретного очерка», «Наблюдение над стилистическими фигурами (антитеза, инверсия, параллелизм) в евангельской притче

о добром самарянине и Нагорной проповеди Иисуса Христа с целью 'осмысления духовного содержания текста», «Работа над словом в стихотворении А.Блока (по выбору учащихся) с целью выявления особенностей творческой лаборатории поэта», «Наблюдение над словесными образами стихотворения «О, весна без конца и без краю...» и в поэме «Двенадцать»

A. Блока в связи с идейно-образным содержанием произведений».

Таким образом, сочетание и постепенное усложнение всех приемов самостоятельной работы на уроках русского языка в старших классах на основе лабораторных работ обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, формирование лингвистического мышления.

Рецензирование

В течение последних четырех лет я стараюсь доказать на практике жизнеспособность идеи проведения лабораторных работ по русскому языку в старших классах как одной из эффективных форм системы мониторинга, как рациональной формы учебной деятельности. Я выступала с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов школы и методического объединения словесников. Распространяя опыт на муниципальном уровне, проводила мастер-классы, практические семинары по тематике лабораторных работ для учителей города, руководителей МО, слушателей РО ПДК и ПРО. Разработанная технология организации и проведения лабораторных работ получила высокую оценку рецензентов кафедры педагогики и кабинета «Языки, литература, искусство» при ИПК и ПРО Ростовской области: Т.И.Павловой,

B. Я. Рыбниковой, Л.В. Куприяновой, И.Р. Ратке, Т.В.Мельник, была опубликована в качестве методического пособия для учителей, преподающих русский язык на третьей ступени обучения, в методическом журнале ИПК и ПРО Ростовской области «Практические советы учителю» (2004 г., № 10, с. 19-29) и в научно-методическом журнале Министерства образования РФ « Русский язык в школе» (2005 г., № 1, с. 34-41).

В ноябре 2008 г. лабораторная работа «Культура речи и нормы современного русского литературного языка. Наблюдение над языком романа М.А.Шолохова «Поднятая целина» была в числе финалистов III Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» преподавателей общеобразовательных учреждений, посвященного 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.