гая ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.
Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.
К такой модели относится решение экспериментальных задач в курсе химии. Учащимся заранее даются задания, которые требуют предварительной домашней подготовки. Сначала ученик теоретически решает задачи и планирует свою деятельность на уроке, а затем проверяет гипотезы экспериментально. На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и делает самостоятельные выводы. При этом объём заданий не должен быть слишком большим, а оформление работы должно быть чётким и лаконичным, не требующим больших затрат времени. Я предлагаю учащимся оформлять работу в виде таблицы:
№ задачи Взятые вещества Краткие наблюдения Рисунок прибора Уравнения реакций и выводы
В этом случае в течение урока ученик предоставляет продукт своей экспериментальной деятельности, краткое описание работы и логические выводы, сделанные в ходе работы. При решении экспериментальных задач происходит самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия. Поскольку число практических работ ограничено рамками программы, усилить экспериментальную составляющую предмета можно через элективные курсы. В рамках элективного курса «Химия и экология» я предлагаю учащимся выполнить практические работы: «Анализ воды» и «Анализ почвы». Эти работы интересны тем, что пробы почвы можно приносить с пришкольного или приусадебного участка, а пробы воды отбираем из местного водоёма - реки Гжать. Таким образом, ребята приобщаются к мониторинговой деятельности. Полученные результаты мы сравниваем с результатами прошлых лет и делаем выводы о произошедших изменениях. Практическая работа «Культура водопотребления» - это домашнее задание в форме анкеты, в которой предлагаются вопросы о потреблении воды в семье ученика. После выполнения такой работы учащиеся начинают экономнее относиться к расходу воды в собственном доме. Ещё одна работа - «Анализ пищевых продуктов» вызывает интерес учащихся тем, что они сами обнаруживают важнейшие органические вещества в составе продуктов питания.
Эта модель подходит и для осуществления творческой деятельности учащихся, Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
К основным видам творческой деятельности школьников относят следующие виды работ:
^ информационно-реферативные;
^ проблемно-реферативные;
^ экспериментальные;
^ натуралистические и описательные;
^ исследовательские.
Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трёх последних выступает в качестве
литературного обзора. При этом происходит развитие умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, а также умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Однако реферативные работы должны быть частью образовательного процесса и применяться строго дозировано, например, в качестве защиты курсовой или экзаменационной работы. Подготовка реферата с элементами исследования требует затрат времени и сил. К сожалению, господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов хорошо научила наших детей списывать с книг, подбирая материал по заданной теме, не подвергая, этот материл анализу. При систематическом использовании реферативной деятельности уходит глубина знаний, ученик не понимает, о чём он написал, ему некогда задуматься над фактурой темы, прочувствовать и понять её. Детям нужно предложить самостоятельно проанализировать материал, исследовать некую проблему, самим стать генераторами идей, К такой работе особую склонность проявляют «тугодумы», которые привыкли не схватывать на лету готовые истины, а до всего доходить самостоятельно, путём проб и ошибок.
• Наиболее ценным видом творческой деятельности является исследовательская работа, проведённая учеником самостоятельно. Этот вид исследования встречается в школе достаточно редко. Причина этого субъективна. Немногие дети имеют способности, а главное желание и время заниматься творческим исследованием. Задача учителя - выделить школьников, которые проявляют интерес к предмету, подходят к учителю после урока, чтобы задать интересующие их вопросы, читают дополнительную литературу. Таких учащихся имеет смысл приобщать к исследовательской деятельности. Учитель в этом случае выступает в роли консультанта, помогает выбрать объект исследования, рекомендует литературу и методику исследования, даёт практические рекомендации, Примерами творческих исследовательских работ учеников, консультантом которых я выступала, являются: «Комплексное исследование дворцово-паркового ансамбля князя Голицына в селе Самуйлово Гагаринского района», «Гормоны щитовидной железы», «Пищевые добавки», «Ферменты», «Витамины»; обычно такие дети продолжают исследовательскую работу в ВУЗах.
МОДЕЛЬ 3. Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ребёнка, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути.
Подобная модель имеет открытый характер, т.к. используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной модели проводится мной в рамках деятельности Научного Общества Школьников (НОШ), отделения «Человек и биосфера» с группой учащихся, При этом основной педагогической технологией является метод проектов. Работа по методу проектов требует реализации ряда принципов, в частности:
> принцип естественности - проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
> принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
> принцип самодеятельности, когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
> принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
> принцип культуросообразности - важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, в социальной общности.
Цели проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.
2. Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать пути решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения и навыки.
В ходе проектного обучения образовательный процесс, строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. В ходе разработки учебных проектов необходимо использовать комплексный подход, который способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Для решения исследовательской задачи методом проектов требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Происходит глубокое осознанное усвоение базовых знаний за счёт их использования в конкрет-
Стратегия модернизации содержания общего образования, в том числе филологического, в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции образовательной области «Филология», введение тестовой формы государственной аттестации учащихся - ЕГЭ ставит перед учителем-словесником вопрос о пересмо-
ных практических ситуациях. Очень важным является развитие творческого потенциала учащихся.
Деятельность учителя и ученика можно разделить на несколько этапов:
Метод проектов органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Учитель становится научным руководителем и партнёром по учебному исследованию. Метод проектов коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действий по образцу недостаточно. Необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.
Начиная с 2002 года, совместно с учащимися мы осуществили целый ряд проектов, имеющих практическую значимость: «Экологическое состояние реки Гжать», «Загрязнение г. Гагарина бытовыми отходами и влияние данного фактора на здоровье населения», «Химия в нашем доме», «Здоровое питание». Каждый проект включает теоретическое и экспериментальное исследование, взаимодействие с административными органами и средствами массовой информации, а также практическую деятельность учащихся, направленную на улучшение экологической обстановки города, своего жилья и здоровья.
Бураева Наталья Николаевна,
учитель
ГОУ казачий кадетский корпус г. Шахты Ростовская область
тре организации содержания учебно-воспитательного процесса, теории и практики современного урока в условиях компетентностно-деятельностного подхода в обучении (применительно к уроку русского языка -коммуникативная, языковая, лингвистическая, культу-роведческая компетенции) и инструментария оценки эффективности обучения русскому языку, особенно на третьей ступени (10-11 классы). Поэтому поиск но-
Деятельность учителя и ученика можно разделить на несколько этапов:
Этапы проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап - организационный 2 этап - исследовательский 3 этап - обобщение результатов и предоставление продукта деятельности - формулирование проблемы; - определение задач, которые надо решить; - организация работы в группах; - помощь в планировании деятельности; - популяризация необходимой информации; - обучение методикам исследования; - организация «мозгового штурма» или другой формы обсуждения результатов; - оказание помощи в подготовке и представлении продукта деятельности. - осмысливание сути проблемы; - уточнение задач проекта; - распределение обязанностей; - планирование деятельности; - сбор необходимой информации; - проведение теоретического и экспериментального исследования; - анализ полученных результатов; - формулирование выводов; - оформление результатов; - подготовка продукта деятельности к защите.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
«КУЛЬТУРА РЕЧИ И НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА» У
вых форм организации учебной деятельности старшеклассников на уроках русского языка (при их минимальном количестве - 2 часа в неделю) приобрел для меня особую актуальность.
Процесс обновления содержания образования по русскому языку начался в 1993 году и был связан с изменением целей обучения и вариативностью выбора программы и учебно-методического комплекса. Однако только в 1998 году появилась программа по русскому языку А.И.Власенкова для третьей ступени обучения, обеспечивающая содержание обязательного минимума по русскому языку для 10-11 классов. Учебник к программе А.И, Власенкова «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова» обеспечен только методическими рекомендациями и не располагает практическим материалом отбора содержания обучения по русскому языку в старших классах. Это затрудняет работу учителя по реализации основных направлений обучения русскому языку на третьей ступени, обозначенных в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку:
- развитие и совершенствование навыков самоорганизации и саморазвития;
- освоение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В реализации этих целей особую актуальность приобретают различные активные формы обучения, которые развивают и совершенствуют у учащихся знания по основным содержательным линиям лингвистического образования: семинары, практикумы, лабораторные работы и другие. Это дает учителю возможность комплексного подхода к программному материалу по русскому языку в старших классах; за исходное принимается принцип изучения языковых явлений в единстве их формы, значения и функции. Такое единство определяется дидактическими причинами: под руководством учителя учащиеся овладевают сведениями из теории языка для совершенствования конкретных умений: читать, говорить, писать, слушать. Однако этими умениями школьники могут овладеть лишь в том случае, если у них будет сформирована способность самостоятельно реализовывать языковую норму и коммуникативные возможности языковых единиц в конкретной речевой ситуации, Именно в самостоятельном поиске учащихся вырабатываются приемы языкового мышления и творческой деятельности, формируется познавательный интерес, высокая активность выпускников, умение анализировать определенные факты, обобщать результаты, делать выводы.
Наиболее оптимальной формой обучения самостоятельной работе учащихся на уроках русского языка, формирования у учащихся аналитических умений и развития творческих способностей, на мой взгляд, являются лабораторные занятия по русскому языку, которые как форма учебной деятельности обозначены в методических рекомендациях к учебному пособию А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».
Однако лабораторные работы - это сравнительно новая форма обучения русскому языку в школе. И методика
проведения лабораторных занятий разработана применительно только к предметам естественно-физического цикла, Таким образом, анализ литературы по данной проблеме, отсутствие методики организации и проведения лабораторных работ по русскому языку обусловили тему моей инновационной деятельности: «Место и роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления и развития творческих способностей». Мною были определены следующие задачи:
1) определить место и роль лабораторных работ в рабочей программе с целью формирования у учащихся знаний и умений по основным содержательным линиям лингвистического образования;
2) определить систему подготовительного этапа проведения лабораторных работ на основе методического ап парата учебного пособия и уроков-практикумов по формированию у учащихся лингвистического мышления и творческих способностей;
3) разработать алгоритм проведения лабораторных работ как рациональной формы учебной деятельности, позволяющей обеспечить практическое использование лингвистических знаний при анализе и создании текстов разных стилей, типов и жанров.
В структуру лабораторных работ мною положены технология исследовательского обучения, технология группового обучения, обучение сотрудничеству, обеспечивающие практическое самостоятельное использование лингвистических знаний. Педагогическим и психологическим обоснованием послужили следующие теории: оптимизация учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский), проблемное обучение (М.И. Махмутов), проблемы интегрированного обучения (С.Т. Шатцкий) и др.
Концепция преподавания русского языка в старших классах на современном этапе актуализирует проблему преподавания лабораторных работ как самостоятельную форму обеспечения практического использования лингвистических знаний при анализе текстов разных стилей и жанров, в том числе текстов регионального содержания.
Содержание представленной лабораторной работы продиктовано действующей программой по русскому языку А.И. Власенкова.
Лабораторная работа проводится в 11 классе с целью реализации тесной взаимосвязи русского языка и литературы, предполагающей полноценное восприятие учащимися регионального казачьего компонента литературного образования, выразительного и меткого языка донской литературы, познание художественно-языковой формы романа М,А,Шолохова «Поднятая целина», а также для обеспечения практического использования лингвистических знаний в овладении видами речевой деятельности и закреплении, расширении знаний учащихся
о нравственно-эстетических, языковых особенностях текста регионального содержания, совершенствовании навыков конструирования собственного текста, совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, т.е. такой подход к проведению лабораторной работы позволяет комплексно оценить знания и умения учащихся по основным содержательным линиям лингвистического образования.
При определении темы лабораторной работы («Культура речи и нормы современного русского ли-
тературного языка. Наблюдение над языком романа МЛ,Шолохова «Поднятая целина». Речевая характеристика Нагульнова») я руководствовалась сквозными темами, к которым учащиеся обращаются при изучении разных разделов курса русского языка: к понятию языковой нормы (лексической, орфоэпической, словообразовательной, морфологической), проводился лингвистический анализ единиц разных уровней языка, определялись целевые установки «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку», в соответствии с которыми на третьей ступени обучения русскому языку большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в устной и письменной речи того или иного языкового явления. В силу своей практической направленности лабораторное занятие носит поисковый характер, предполагая применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического).
Рассмотрим технологию организации и проведения лабораторной работы.
1. В связи с тем, что на лабораторной работе исследуется языковой материал и обобщаются результаты, мною предусмотрены задания для индивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе 4-6 человек. В оценочном листе фиксируются результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
2. Время выполнения лабораторной работы -2 урока.
3.Структура (алгоритм) проведения лабораторных работ следующая:
1 ^подготовительный этап, связанный с выполнением предварительного домашнего задания, включающего повторение теоретических основ по лингвистической и языковой компетенции, по текстоведению, а также выполнение практических заданий;
предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы, рекомендованной литературой;
2) проведение лабораторной работы:
а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы;
б) оснащение для проведения лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы.
Для этого очень важно определить время выполнения лабораторной работы. Основная функция учителя на этом этапе работы - контроль за самостоятельной работой учащихся и по мере надобности - индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа (наблюдение, описательный, структурный, статистический), исследуя заданный текст и материал, обрабатывают свои наблюдения, правильно письменно оформляют их;
г) подведение итогов лабораторной работы. Прослушивание ответов учащихся, дополнений, внесение коррективов, ответ на вопрос учителя по выявлению уровня овладения материалом.
4, Каждая работа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы тщательно анализируются в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется путем проведения в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.
Цели для учителя:
• совершенствовать у учащихся речь правильную на основе понятия нормы;
• создать у учащихся представление о вариативности нормы языка как отражение гибкой, эластичной нормы на примере анализа языка романа М.Шолохова «Поднятая целина»;
• помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и нормы языка на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы;
• учить отбирать языковые средства для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения;
• воспитывать вдумчивого читателя, умеющего понимать, ценить родной язык.
Цели для учащихся:
• знать понятие нормы и ее признаки как речи правил ьной;
• уметь определять типы вариантов норм в тексте, выявлять нарушения норм и определять способы их устранения,
Оборудование: Ожегов С.И. Словарь русского языка, Аванесов РИ. Русское литературное произношение и ударение, Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка, Словарь донских говоров.
Оформление доски: число, запись темы, знать, уметь.
Информация о результативности и перспективности
Как активная форма обучения, лабораторные занятия способствуют:
•обогащению духовно-нравственного опыта учащихся-кадетов образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлению к самосовершенствованию;
• более прочному и сознательному усвоению теоретического материала. Устные ответы учащихся подтверждают овладение речеведческими знаниями (текст, стиль, тип речи, способы и средства связи в тексте и другие);
• овладению нормами литературного языка. Об этом свидетельствуют письменные ответы учащихся, т.к. значительно снизился процент грамматических ошибок и речевых недочетов в письменных работах и устных ответах учащихся;
• развитию активности и самостоятельности учащихся. Так, например, учащиеся все большее внимание уделяют написанию рефератов, конспектов, составлению планов к своему устному выступлению и сообщению; при выборе жанра сочинения обращаются чаще к жанру рецензии, эссе, анализу и интерпретации поэтического текста;
• выработке у учащихся навыков исследовательского подхода к языковым явлениям. В самостоятельном постижении способов анализа текста формируются аналитические умения учащихся, познавательный интерес к языку, потребность обращаться к разным
видам лингвистических словарей и справочной литературе для определения языковой номы, умение грамотно оформлять текст на письме и умение его редактировать в плане содержания и языкового выражения, Последние две позиции нашли свое отражение в выборе такой формы устного экзамена, как реферат, комплексный анализ текста. Интересно, что основные аспекты темы, проблему реферата учащиеся выбирают сами, проявляя исследовательские умения и творческие способности: «Как используются слова грусть, тоска, смерть, печаль, скука в повести А.Платонова «Котлован», «Использование отвлеченных существительных в романе А.Платонова «Чевенгур», «Речь героев, значение диалога в романе И.Тургенева «Рудин», «Язык поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», «Элементы народной речи в поэме А.Блока «Двенадцать» (лексика, фразеология, синтаксис)»;
• развитию творческих способностей учащихся. Такая работа, связанная с созданием текстов разных стилей, служит основой для обогащения речи учащихся, приобщения к эстетическим ценностям мировой литературы и литературы регионального содержания, формирования личности учащихся, организации нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире. Таким образом, в результате правильной организации лабораторное занятие дает положительные результаты, обеспечивая минимальный объем домашнего задания, побуждая учащихся к творческой деятельности, к выработке умения самостоятельно исследовать языковой материал, анализировать определенные факты языка, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы, развивать лингвистическое мышление.
Достигнутый уровень лингвистического мышления и развития творческих способностей, а также полученные старшеклассниками умения и навыки самостоятельной работы на уроках русского языка дают возможность увеличивать долю самостоятельного анализа текстов в основном публицистического и художественного стилей с целью обучения полноценному восприятию художественного и научно-популярного текста (основных его мыслей, связей между ними, изобразительно-выразительных средств, эмоционального подтекста), переработке разных видов текста, созданию учащимися собственных разножанровых текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
В соответствии с программой по русскому языку А.И.Власенкова в 11 классе освоенные ранее виды работ могут быть дополнены тематикой самостоятельных заданий, направленных на дальнейшее развитие речи старшеклассников, на формирование личности, вступающей в самостоятельную жизнь: «Анализ языковых средств очерка М.Горького «А.П.Чехов» с целью создания собственного портретного очерка», «Наблюдение над стилистическими фигурами (антитеза, инверсия, параллелизм) в евангельской притче о добром самарянине и Нагорной проповеди Иисуса Христа с целью 'осмысления духовного содержания текста», «Работа над словом в стихотворении А.Блока (по выбору учащихся) с целью выявления особенностей творческой лаборатории поэта», «Наблюдение над словесными образами стихотворения «О, весна без конца и без краю...» и в поэме «Двенадцать» А. Блока в связи с идейно-образным содержанием произведений».
Таким образом, сочетание и постепенное усложнение всех приемов самостоятельной работы на уроках русского языка в старших классах на основе лабораторных работ обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, формирование лингвистического мышления.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения регионального казачьего компонента литературного образования ученик должен: знать/понимать:
-образную природу словесного искусства; -содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути А.П.Чехова, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына;
- наизусть 2-3 стихотворения;
-связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне; уметь:
- воспринимать художественный текст;
-выделить смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр произведений региональной литературы;
- выделять тему и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка произведений;
- сопоставлять тематически и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия;
- находить в текстах этнографический материал.
Презентация автора В течение последних четырех лет я стараюсь доказать на практике жизнеспособность идеи проведения лабораторных работ по русскому языку в старших классах как одной из эффективных форм системы мониторинга, как рациональной формы учебной деятельности. Выступала с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов школы и методического объединения словесников. Распространяя опыт на муниципальном уровне, проводила мастер-классы, практические семинары по тематике лабораторных работ для учителей города, руководителей МО, слушателей РО ПДК и ПРО. Разработанная технология организации и проведения лабораторных работ получила высокую оценку рецензентов кафедры педагогики и кабинета «Языки, литература, искусство» при И ПК и ПРО Ростовской области: Т.И.Павловой, В.Я. Рыбниковой, Л.В. Куприяновой, И.Р. Ратке, Т.В.Мельник, была опубликована в качестве методического пособия для учителей, преподающих русский язык на третьей ступени обучения, в методическом журнале И ПК и ПРО Ростовской области «Практические советы учителю» (2004 г., № 10, с. 19-29) и в научно-методическом журнале Министерства образования РФ «Русский язык в школе» (2005 г., № 1, с. 34-41).
Коростелева И.А.,
воспитатель ДОУ № 60 г. Раменское Московской области Конакова В.Г., зам. заведующей по УВР ДОУ № 60
X ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ -у
Тип занятия: итоговое, обобщающее.
Цель: Развитие мышления и умения говорить через знакомство с русским народным творчеством.
Задачи:
Образовательные: 1. Знакомство детей с былинным эпосом русского народа.
2. Закрепление знаний о построении орнамента.
3. Закрепление знаний об элементах народных росписей.
Воспитательные: 1. Воспитание чувства гордости за свою Родину, за защитников Родины.
2. Воспитание патриотических чувств.
3. Воспитание самостоятельности, инициативности.
Развивающие: 1. Развитие навыков связной речи.
2, Развитие умений составления рассказа по картинке.
4. Развитие умений работы концом кисти, работы с палитрой, использования «тычка» в составлении орнамента.
Материал для занятия:
- работы детей, выполненные по мотивам былин;
- выставка прочитанных книг о былинных богатырях и народных героях древней Руси;
- палитра, гуашь, кисти №№ 1,2, баночки с водой, салфетки, клеенки, тонированная бумага;
- бубен, магнитофон.
Предварительная работа:
1. Чтение книг: Л.Н.Толстой. Как боролся русский богатырь; Три богатыря. В обработке А. Нечаева, Никита Кожемяка. А,Н. Афанасьев. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.
2. Посещение библиотеки и просмотр тематической выставки книг.
3. Посещение музея «Русская изба».
4. Выполнение коллективных работ из природного и бросового материала на тему былинного эпоса.
5. Заучивание пословиц о Родине.
6. Разучивание народных игр и пальчиковой гимнастики.
Участники занятия: дети старшей логопедической группы, воспитатель, педагог (хранительница музея)
В группе на столах всё готово к изодеятельности детей. Лежит тонированная бумага, белая бумага, стоят гуашевые краски, кисти, тычки, вода, На первом стенде расположены групповые работы детей по мотивам былинного эпоса. На втором стенде - стоят книги.
Ход занятия.
В группу приходит хранительница музея (педагог).
Педагог: Здравствуйте ребята!
Вот я и выполнила своё обещание - пришла посмотреть на ваши работы по былинам, с которыми вы познакомились.
Покажите мне их, пожалуйста, и расскажите о них.
Дети подводят педагога к картинам, которые выполнены ими совместно с воспитателем, и рассказывают о сюжетах на этих работах.
Педагог: Все ваши работы посвящены подвигам русских богаты ре й.
Скажите мне, пожалуйста, а как вы понимаете слово «богатырь». Что может означать это слово.
Дети: Богатырь - это человек большой силы, крепкий, отважный, смелый, не боится врагов.
Педагог: Кого защищали богатыри на Руси?
Дети: Землю-матушку, народ, детей, стариков, женщин.
Педагог: А знакомы ли вы с таким слово, как «родина»?
Что означает слово «родина». Давайте с вами вместе разберемся.
Родина - это место, где жили родные друг другу люди, родственники. Родина - это часть земли-матушки, которую человек мог обойти от рассвета солнышка до заката. Родина - это место, где человек родился, вырос, получил знания.
А знаете ли вы о Родине пословицы?
Дети говорят заученные с воспитателем пословицы.
Педагог: Подумайте, какими качествами надо обладать, чтобы Родину защищать.
Дети перечисляют качества богатырей.
Педагог: Каждому защитнику Родины еще необходима быстрота реакции.
Что это за качество, вы поймете, когда мы поиграем в игру «Шагай, прыгай, не зевай».
Дети с педагогом и воспитателем играют в игру. После игры они делают вывод, что необходимо быстро реагировать на команды ведущего, иначе можно «зазеваться» и выбыть из игры.
Педагог: А что это за книжки у вас стоят на выставке? О чем они?
Дети рассказывают о своем походе в библиотеку. О том, что воспитатель прочитал им несколько книг о былинных героях.
Педагог: - подумайте и скажите: почему героев называют былинными? Что кроется в названии «былина». Чем былина отличается от сказки? Хотите это знать? Былина - это быль, т.е. это то, что было. Сказка - это сказ. Сказ о событиях в жизни человека и подсказка о том, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях.
Давайте посмотрим на книги, которые здесь стоят. Что изображено на картинках в этих книгах?
Дети составляют рассказы по сюжетным картинкам.
Педагог и воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации в книгах.
Педагог: - ребята, скажите, а для чего в книжке вокруг иллюстрации