'iSliiiii ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙЙ?
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
РОЛЬ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Д. Мартынова, проректор по внеучебной работе, доцент кафедры философии для гуманитарныгх факультетов МГУ им. Н.П. Огарева
Статья посвящена проблеме социальной адаптации студентов-первокурсников посредством института кураторства. По мнению автора, кураторы призваны облегчить адаптацию студентов к новым академическим требованиям, которые предъявляет система высшего образования, привить им профессиональные ценности, приобщить к процессу научного исследования. От успешности работы куратора со студентами во многом зависит качество профессиональной подготовки студентов.
The article is devoted to the problem of first-year students’ social adaptation facilitated by institute of tutorship. During the first year in the university students go through the adaptation to the new academic requirements of higher school. Tutors have to make this process «painless», to help develop professional values, and to introduce students to the process of research. The success of this work produces considerable influence on the quality of students professional training.
Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г. императором Николаем II.
В ней была обозначена основная функция куратора — «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов... а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов. в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».
Прошло более ста лет, но надобность в работе куратора не отпала, а, наоборот, возросла. Это объясняется прежде всего тем, что меняются требования к системе высшего образования со стороны общества. В ближайшее время мы неизбежно перейдем к многоуровневой подготовке специалистов, при которой важность работы куратора усилится, а ее содержание качественно изменится.
С другой стороны, по наблюдению многих преподавателей, современных студентов отличает от предыдущих их поколений все возрастающий инфантилизм.
Получив «телевизионное» воспитание,
они имеют завышенные и ничем не обоснованные потребности, хотя нередко не ориентируются в элементарных вещах. Большинство студентов далеко не сразу привыкают к новой системе обучения и к новым академическим требованиям, которые предъявляет им высшая школа.
Вчерашний школьник, придя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Иным является и «качество территории». Молодые люди отныне находятся не среди 25 одноклассников, а в поточной аудитории, рассчитанной на 100—150 чел., что производит на них разное впечатление — от чувства восторга до ощущения затерянности. Естественная человеческая потребность в «личной востребованности» часто остается неудовлетворенной. Первый семестр первого года обучения — это период адаптации студента к новой системе образования. От того, насколько успешной она будет, зависит успешность овладения будущими специалистами профессией — того, ради чего они пришли в университет и ради чего работает вся система высшего образования.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. Содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя. Оно определя-© М.Д. Мартынова, 2004
ется, в частности, возрастными особенностями студентов-первокурсников. В этот возрастной период завершается формирование идентичности; на первый план выступает потребность в профессиональном самоопределении и принятии участия в экономической, политической и общественной жизни общества.
Сегодня работа кураторов в нашем университете направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета). Среди других важных задач отметим помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников и приобщение к корпоративной культуре университета.
По данным социологического опроса, проведенного в МГУ им. Н.П. Огарева, потребность в кураторе испытывают около 53 % первокурсников и 36 % студентов старших курсов. Согласно ответам студентов куратор помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8 %), со здоровьем (4,8), личные проблемы (4,9), он также помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8), приобщиться к общественной жизни факультета (19,1), оформить курсовые и научные работы (3,2), разрешить конфликт с преподавателем
(2.8), улучшить бытовые условия (2,2 %). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29,6 % студентов, 12,0 % из них были бы лишены возможности общаться с интересным человеком и столько же испытывали бы трудности в первые месяцы обучения. Куратор необходим для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (14,3 %), помочь при составлении курсовых и научных работ
(8.8), познакомить с Уставом университета и другими официальными документами (8,7 %). Не испытывали потребности в кураторе в 2003/04 учебном году
7,3 % студентов. Предпочитали решать проблемы сами 7,6 %.
Руководитель университетской службы психологического консультирования отмечает в своих отчетах, что год от года растет число студентов, желающих получить консультацию психолога, особенно на гуманитарных факультетах, причем в основном это юноши. Наиболее значимые проблемы — разочарование в выбранной специальности или факультете, неуспешная адаптация к вузу, заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, неудачи в личной жизни, конфликты в семье, одиночество. Конечно, куратор вряд ли сможет помочь с проблемами в личной жизни и конфликтами в семье. От куратора не следует ожидать вообще квалифицированной психологической помощи. Его задача состоит совсем в другом: сориентировать студента в первую очередь на получение профессионального образования, убедить, что самое главное для него в настоящее время — овладеть профессией, поддержать и помочь ему в этом.
Согласно социологическому опросу студенты следующим образом определяют куратора: оптимистически настроенный мобильныгй педагог, кото-рыгй легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансыг межличностного и межнационального общения. Он умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективны е цели, чутко реагирует на изменения вкусов, интересов студентов, сохраняет приверженность общечеловеческим ценностям и этическим идеалам. Такой педагог продуктивно сотрудничает с людьми, имеет другие взглядыг и убеждения, обладает творческим потенциалом, умеет не только сделать нравственныгй выг-бор, но и отстоять свое мнение, владеет духовны ми ценностями и способен в полной мере осуществить образовательную программу.
Кураторство — одна из форм воспитательной работы, выполняемой преподавателями в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных индивидуальными планами.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В нашем университете разработаны и утверждены все необходимые нормативно-правовые документы для работы института кураторов. В соответствии с приказом ректора № 119 от 02.02.99 «Об организации воспитательного процесса в вузе на современном этапе» деканы факультетов, директора институтов, заведующие кафедрами учитывают кураторскую работу при планировании учебной нагрузки преподавателей и при избрании их по конкурсу на соответствующую должность. Для кураторов академических групп I курса нагрузка снижается на 40 ч (за счет ее перераспределения в пределах кафедры). В расписании для этого курса предусматривается час куратора.
В настоящее время на основании Положения о кураторах в МГУ им. Н.П. Огарева педагогическую деятельность осуществляют 136 кураторов, назначенных приказом ректора из числа преподавателей вуза. Анализ их работы показал, что основная часть кураторов, имея большой профессиональный опыт в сфере преподавательской деятельности, испытывают потребность в овладении современными социально-педагогическими технологиями и знаниями специфики возрастной психологии. Поэтому с 2003/04 учебного года в Мордовском государственном университете на факультете повышения квалификации преподавателей вуза введена специальность «Управление процессом воспитания в высшем учебном заведении» по подготовке кураторов академических групп. Данный курс способствует повышению уровня компетентности преподавателей в организационной и пси-холого-педагогической работе со студентами I курса.
Программа курса рассчитана на 72 учебных часа и включает в себя три раздела: «Педагогика и психология высшей
школы», «Специфика воспитательной работы в вузе», «Технология и методика работы куратора». В первом разделе особое внимание уделяется особенностям современной российской системы образования, а также практически значимым для преподавателей-кураторов вопросам педагогики и психологии студенчества. Тематика занятий второго раздела предусматривает теоретическое рассмотрение и практическое освоение методов формирования ценностных ориентаций молодежи, делового общения, разрешения конфликтов в студенческой группе. Большой интерес у кураторов вызывают вопросы деятельности внут-ривузовских общественных объединений и организаций. При рассмотрении темы «Цели, задачи и формы работы куратора в вузе» преподаватели осваивают методики социометрического, диагностического изучения студенческой группы. В рамках третьего раздела курса кураторы знакомятся с уже реализуемыми на отдельных факультетах и в институтах программами работы кураторов, с опытом работы специалистов различных структур вуза: отдела молодежных инициатив, центра развития социальной активности молодежи и др.
Качество работы вуза в любой сфере деятельности, в любом подразделении обеспечивается кадровым потенциалом педагогов-профессионалов. Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы — способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которое получат студенты в университете, в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества.
Поступила 05.10.04.