Между тем, консолидация как процесс объединения и сплочения чего-либо по отношению к чему-либо может наблюдаться в различных сферах жизни и деятельности отечественного социума. Такое определение позволяет предметно рассматривать интеграционные тенденции «абстрактных» феноменов, таких как методология науки, догматическое богословие, догматы веры, культурные универсалии, мессианство, эку-
Библиогр<
1. Парсонс Т. Системы действия и социальные системы [Электронный ресурс] // Системы современных обществ [Текст]: URL:
http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/parsons_mo dern_soc_systems.html#_ftn2 (дата обращения: l2.10.2011).
2. Богданов А.А. Очерки организационной науки [Электронный ресурс] // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова [Сайт] : URL:http://az.lib.ru/b/bogdanow_aleksandr_aleksandrowich/text _0030.shtml (дата обращения: 10.10. 2011)
3. Харрис С. Что такое атеизм? [Электронный ресурс] / [Сайт]: URL: http://scepsis.ru/library/id_807.html (Дата обращения: 11.10.2011).
4. Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей // Социологические исследования. 2002. № 4.
менизм и проч.
По результатам исследовательского проекта «Ресурсы консолидации российского общества: институциональное измерение», выполняемого по госконтракту № 16.740.11.0421 от 01.10.2010 г. в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
ческий список
С. 3-12.
5. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с. (Философские технологии).
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
7. Во многих мусульманских масс-медиа представителей христианства именуют как «крестоносцы» // Материалы Информационного Агентства Tawba.info: http://tawba.info/ru/).
8. Балханов В.А. Философско-мировоззренческие аттракции буддизма в современной науке. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Философские науки». 2010. № 2(2). С. 42-51.
УДК 746
РОЛЬ КУПЕЧЕСТВА, ДУХОВЕНСТВА, ДЕКАБРИСТОВ В РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО РУКОДЕЛИЯ В ИРКУТСКЕ С XVII ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКОВ
Т.Г.Балабанова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются первые женские учебные заведения Иркутска, где наравне с общеобразовательными предметами обучали рукоделию. Приводится роль монахинь и Знаменского монастыря в сохранении рукодельного наследия. Отмечается высокое мастерство жен декабристов в искусстве рукоделия разными технологиями - от вышивки пряденым золотом и серебром до вязания бисером. Ил. 17.
Ключевые слова: рукоделие; меценатство; золотое шитьё; духовенство; вышивка; декабристы.
THE ROLE OF MERCHANTS, CLERGY AND DECEMBRISTS IN THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S NEEDLEWORK IN IRKUTSK FROM THE XVIIth TO THE MIDDLE OF XXth CENTURIES T.G. Balabanova
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers the first Irkutsk women's educational institutions, where along with the subjects of general educations, needlework was taught. It shows the role of nuns of Znamensky Monastery in the preservation of handicraft heritage. The article emphasizes a great skill of the Decembrists' wives in the art of needlework by different technologie s -from the embroidery with spun gold and silver to the knitting with beads. 17 figures.
Key words: needlework; patronage; gold embroidery; clergy; embroidery; the Decembrists.
Дореволюционный Иркутск не был промышленным городом, а развивался как торговый центр Восточной Сибири. Сюда привозили продукцию различных промыслов, а следовательно, здесь оседали и развивались московские, вологодские, великоустижа-
нинские, соликамские, тульские, гурские, суздальские, татарские, тобольские, енисейские промыслы.
Из «Топографического описания Иркутского наместничества» (1791) узнаем, что:
«Ремесло жителей наиболее состоит в промысле
1Балабанова Татьяна Георгиевна, аспирант, МОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 27 г. Ангарска, тел.: (3952) 513075, e-mail: [email protected]
Balabanova Tatyana, Postgraduate, Municipal Educational Institution Secondary School with profound study of English no.27, Angarsk, tel.: (3952) 513075, e-mail: [email protected]
зверей и рыбы, в работе иконной, плотничной, сапожной, башмачной, или по-сибирски чирочной, поваренной, кожевнической, шапочной и шляпной, портной, рукавичной, свечной, пряничной, кирпичной, бочарной, котельной, чеканной, скорнячной, парикмахерской, шерстобитной, мыльной, горшечной, тележной, маркитантской, кузнечной, каменной, топорной, солодовой, резной, санной и оконичной; наиболее обращаются в торговле пушные товары. В 1799 г. в Иркутской губернии, за речкой Ушаковкой, был открыт Казённый Ремесленный Дом. В нём работали ссыльные ремесленники и промысловики, которые развивали кузнечное, слесарное, шорное, обойное, малярное, каретное, мебельное, токарное, портняжное дела. Уже в 1881 г. в Иркутске действовали суконная, полотняная, шляпная мануфактуры, стеклянный, два свечных, 12 кожевенных и 10 мыловаренных заводов ».1
Кроме ремесленников, зачисленных в цехи, в Иркутске работали кустари. В Глазковском предместье многие жители занимались плетением пеньковых сетей для рыбной ловли и выделкой канатов. В Знаменском предместье были распространены выделка кожи, плетение кружев, а также золотошвейные работы. Кустари, так называемые «базарницы», для сбыта на базаре шили белье, вязали шарфы, ткали кушаки.
В городе очень быстро сформировался слой людей, занятых в торговле и промышленности. Постепенно шло их превращение в значимую общественную силу, которая вбирала в себя все изменения, происходившие в стране и крае. Из разных мест России и Сибири стекались к Иркутскому острогу люди предприимчивые, неординарные, рассчитывающие только на себя и на свою удачу. Привлекало их выгодное географическое расположение города, стоящего в центре пересечения торговых путей с севера и востока Сибири, а также близость к монгольскому и китайскому рынкам.
Уже в конце XVII века в Иркутске появляются торговые и промысловые люди. Причём значительная часть переселялась из городов северо-востока России. Среди них были выходцы из Устюга Великого, Яренска, Пинеги, Вологды, Тотьмы и других городов Поморья. По крайней мере, треть иркутских купцов вела свои родословные от предпринимателей Поморья. Примерно с XVIII века получили распространение пожертвования крупных купцов на церкви, приюты, богадельни.
Так, пионером женского образования в Сибири стал Сиропитательный дом, учреждённый в Иркутске на капитал купеческой вдовы Елизаветы Медведнико-вой 2 в 1837 году.
Он предназначался для воспитания девочек из бедных семей и сирот. Воспитанницы содержались в доме до 17-18 лет, где их обучали грамоте, рукоделию и домашнему хозяйству. Для содержания сиро-питательного дома учредили банк, со временем ставший одним из крупнейших частных банков Сибири.
А.Тимофеев. Портрет Е.М. Медведниковой, 1813 год.
1
Сиропитательный дом им. Е.М. Медведниковой. Фото 1907 года
Дальнейшее развитие женского образования в Иркутске неразрывно связано с именем купца первой гильдии И.С. Хаминова. На свои средства он построил во второй половине XIX века здания для двух женских учебных заведений, в стенах которых наравне с другими предметами преподавалось рукоделие. До конца своих дней он оставался бессменным попечителем женских гимназий и прогимназий, потратив на их содержание более 250 тысяч рублей. Фактически своим существованием они были обязаны его капита-
3
лам и не случайно носили его имя.
В 1894 году О.Г.Беляевой была открыта частная женская прогимназия. Для нее арендовали двухэтажный дом Дубникова на углу улиц Большой Трапезни-ковской (Желябова) и Толкучей (Гусарова). Затем здесь же в 1909-1918 годах располагалась гимназия для девочек, под руководством Варвары Степановны Некрасовой, ранее работавшей учительницей в гимназии Беляевой.4
Это были довольно крупные для того времени учебные заведения. В прогимназии Беляевой работали 15 учителей. А когда хозяйкой гимназии стала Некрасова, коллектив педагогов насчитывал уже 36 человек. Увеличилось и количество гимназисток. В 1917 году гимназия Некрасовой по количеству учащихся средних учебных заведений занимала пятое место в Иркутске, в ней обучалось 496 девочек. Кроме подготовительного, было семь классов, по два в каждой параллели. Девочки изучали: Закон Божий, ариф-
Вторая женская хаминовская гимназия. Фото 1900-х годов
метику, чистописание, чтение, естественную историю, географию, математику, историю, физику, химию, минералогию, космографию, психологию, французский и немецкий языки. Занимались пением, рисованием, рукоделиями. Учителя рукоделия: Фёкла Ивановна Крапивина 24 сентября 1857 года рождения. Получила домашнее воспитание, преподавала рукоделие во всех классах; Анна Ивановна Попрядухина 9 сентября 1856 года рождения. Окончила в 1894 году курс в Петербургской Базаровской школе, преподавала рукоделие в 5 классах с августа 1903 года. И во всех классах обязательными были уроки гимнастики.5
Крупные пожертвования выделило иркутское купечество на строительство первого в Сибири среднего учебного заведения для девочек - Девичьего института им. Николая I.
Институт благородных девиц в Иркутске занимал особое место. Его создание позволило девушкам благородного происхождения получить должное образование, не выезжая за пределы сибирского края. Последний факт, без всякого сомнения, приблизил наш город по уровню культурного развития к городам европейской части России. До открытия института получить хорошее образование в Иркутске могли только юноши.
1 июля 1845 года институт благородных девиц
распахнул свои двери для первых его воспитанниц. Первоначально учиться в институте допускались только дочери дворян. Затем контингент учащихся расширился - разрешалось принимать дочерей купцов 1-й и 2-й гильдий, инородцев знатных фамилий, детей отличившихся чиновников. 6
Всего в институт было приято 70 воспитанниц. Ряд учениц содержались в институте за счет различных стипендий. Первыми его воспитанницами можно считать Ольгу и Екатерину Галкиных - дочерей надворного советника из г. Красноярска.
Деятельностью института руководил Совет, председателем которого до 1866 г. являлся генерал-губернатор. По окончании института неимущим воспитанницам Совет выделял от 30 до 50 рублей серебром. 7
Первой начальницей Института была назначена вдова чиновника Каролина Карловна Козьмина, известная как наставница детей декабристов.
Первая учительница рукоделия - Пелагея Иванова, 1819 года рождения. В этой должности Иванова проявила отличное усердие и деятельность, за что по ходатайству совета награждена деньгами. А в 1854 году ей была назначена прибавка к окладу. 8Среди воспитанниц института благородных девиц были дочери декабристов: С. П. Трубецкого - Елизавета и Зи-
Девичий институт им. Николая I. Фото 1907 года
Знаменский женский монастырь. Фото 2009 года
наида, внучки Н. А. Бестужева - Екатерина и Наталья Гомбоевы, дочь В. Ф. Раевского - Софья.
В 1896 году Девичий институт Восточной Сибири поменял свое название на «Иркутский институт императора Николая I». Это было сделано по высочайшему повелению императрицы Марии Федоровны в честь 50-летия организации института. Институт являлся закрытым учебным заведением по типу привилегированных дворянских учебных заведений. Со временем в его штат влились профессора из Москвы.9 В число предметов преподавания также входило и рукоделие. Благодаря воспитанницам института, гимназий многие виды рукоделия продолжили своё существование. Развитие рукоделия не останавливалось на месте, оно совершенствовалось, вбирая в себя всё самое лучшее, что приносила каждая эпоха.
К концу XVIII века все городские храмы Иркутска были перестроены в каменные. Всего же в губернском центре к началу XIX века действовало 13 каменных церквей: 10 приходских, Богоявленский собор, по одной домовой и кладбищенской церкви. Кроме того, рядом с городом расположились Вознесенский мужской и Знаменский женский монастыри. При многих храмах были организованы мастерские.
Женский Знаменский монастырь, начавший строиться согласно грамоте, выданной митрополитом Сибирским и Тобольским Павлом в 1689 г., славился своими мастерицами в области рукоделия. Здесь шились парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое. Занимались также художественной стежкой одеял. С открытием в середине XVIII века при Знаменском монастыре золотошвейной мастерской потребности иркутских церквей удовлетворяются на месте.
Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.10 Документальных свидетельств о том, с какого времени в монастыре начали заниматься этими рукоделиями, нет, но определенно традиция корнями уходит в 18 век. В Государственном архиве
Иркутской области хранится «Устав общежительного Знаменского монастыря» за 1816 год, в котором указывается, что в рукодельной мастерской монастыря было четыре отделения: золотошвейное, ризное, портновское и башмачное.11
Стараясь сохранить для потомков образцы истинно уникального рукоделия, монахини даже пострадали в период становления Советской власти. После революции началось целенаправленное уничтожение монастырей, церквей, были организованы репрессивные действия против священнослужителей и монашества. В архиве РУ ФСБ РФ по Иркутской области хранится дело № 12320 по обвинению игуменьи Иркутского Знаменского женского монастыря Рафаилы (в миру Ллыновской Евстолии Семеновны), а также монахинь Евстолии (в миру Суходольской Анны Митрофанов-ны), Щеголевой Анны Андреевны и Потаповой Марии Михайловны. Их обвиняли в том, что они в течение девяти лет хранили боевое знамя с изображением святого Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного. Оно было вышито в монастырской мастерской для атамана Семенова в момент предполагавшегося освобождения им Иркутска от большевиков. В обвинительном заключении этого уголовного дела излагаются все обстоятельства этого события:
«Обвинительное заключение по делу № 20/РС0 на гражданок Ллыновскую Евстолию Семеновну, Су-ходольскую Анну Митрофановну, Щеголеву Анну Андреевну и Потапову Марию Михайловну - обвиненных в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 15-58/10 УК.
За последние месяцы истекшего 1928 года внимание Окротдела ОГПУ привлекала деятельность монашек, проживающих в усадьбе бывшего Иркутского Знаменского женского монастыря, а главным образом, группы лиц, в прошлом стоявших во главе этого монастыря: Ллыновской Евстолии Семеновны, известной под именем игуменьи Рафаилы, Суходольской Анны Митрофановны, воспитанницы упомянутой Ллынов-ской, фактически являющейся помощницей игуменьи, известной под именем монахини Евстолии и других лиц, проходящих по настоящему делу. Деятельность этих лиц заключалась в следующем:
Георгий Победоносец
1) Несмотря на то что Иркутский Знаменский женский монастырь юридически был ликвидирован в 1922 году, Ллыновская при непосредственном участии Су-ходольской продолжали в силу своего прежнего положения и авторитета в среде монашествующих влиять на лиц монашеского звания, оставшихся после ликвидации монастыря в монастырских помещениях, и продолжать их держать в своем подчинении, требуя от них соблюдения монастырского образа жизни в общежитии.
2) В целях сохранения Иркутского Знаменского женского монастыря Ллыновская и Суходольская неоднократно пытались, порой не безуспешно, организовать из подчиненных им монашек различные артели, товарищества и проч., становясь во главе их в качестве руководителей.
3) Будучи враждебно настроенными к Советской власти и постоянно ожидая свержения таковой, Ллы-новская и Суходольская, пользуясь влиянием на рядовых монашек Щеголеву А.А. и Потапову М.М., поручали им хранение боевого знамени Георгия Победоносца, сшитое по их распоряжению рядовыми монашками в 1920 г. в подарок атаману Семенову по случаю предполагавшейся победы банд последнего над восставшими иркутскими рабочими в Глазковском предместье Иркутска, но не врученное ему по причине его отступления из Иркутска.
На основании изложенных выше сведений 16/1-29 г. были подвергнуты обыску и аресту гражданки: 1) Ллыновская Е.С., 2) Суходольская А.М., 3) Щеголева А.А., 4) Потапова М.М. и другие. При производстве обыска у монашки Щеголевой было обнаружено в распоротом виде упомянутое выше знамя Георгия Победоносца, у остальных же ничего компрометирующего обнаружено не было. ...
Справка:
а) Знамя «Георгия Победоносца» находится в Иркутском окротделе ОГПУ.
б) Арестованные по делу содержатся в Иркутском изоляторе: Суходольская с 17/ 1 - 29 г., Щеголева с 17/ 1 - 29 г. и Потапова с 17/ 1 - 29 г., с Ллыновской взята подписка о невыезде.
12
5 марта 1929 года г. Иркутск».
В настоящее время Знаменский собор является главным храмом Иркутской епархии.
Xоругвь «Спас Нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского областного краеведческого музея. Точная дата поступления этого экспоната в музей неизвестна. Судя по документам обвинительного заключения по делу №20/РСО, знамя, вышитое монахинями Знаменского монастыря, хранилось, по крайней мере, до 1929 г. в Иркутском окротделе ОГПУ и было зарегистрировано в музейной книге поступлений в 1940 г. как «Знамя из шелка, вышитое монашками» (№ ИРОМ 782). В музей поступила лишь часть знамени, только сторона с вышитым ликом Спасителя. Сторона с изображением Георгия Победоносца, с которой были спороты монахиней Потаповой М.М. буквы надписи, свидетельствующие, что знамя предназначалось атаману Семенову, была либо утрачена, либо сознательно уничтожена еще до поступления в музей. В 1930-х гг. знамя экспонировалось в антирелигиозном отделе иркутского музея, располагавшемся в Кре-стовоздвиженской церкви, с этикеткой «Знамя, вышитое монашками к встрече банд атамана Семенова». Демонстрировалось знамя в деревянном ящике со стеклом, было прибито гвоздями к его задней стенке.
Оставшаяся в музее часть знамени (размер 100х108 см) представляет собой лик Спаса Нерукотворного. Образ вышит на плате из серебряной парчи, обрамлен лиловым шелком, который прикреплен к сильно выцветшей сероватого цвета ткани. Лик шит шелковыми цветными нитями т.н. «лицевым» шитьем, швом «в раскол». Площадь вышитого изображения составляет 216 кв.см. Плат выполнен из серебряной парчи, складки ткани имитированы с помощью рельефного шва из крученой нити - «канители». Верхнее полукружье нимба декорировано стеклами красного цвета, их сохранилось 17, 8 гнезд - пустые. Буквы на нимбе - W О Н - выполнены из металлических серебряных блесток в виде плоских колец, прикрепленных к вставкам из золотой парчи. Такие же блестки, прикрепленные петельчатым швом серебряной нитью, использованы для украшения серебряного поля парчи под ликом Xриста. Нижняя часть парчового плата вышита орнаментом в виде золотой сетки.
Плат с ликом Спаса Нерукотворного Образа укреплен на куске шелка лилового цвета. Размером 49,5х45 см. Ткань обрамлена золотым позументом шириной 5,3 см. По углам хоругви - изображения херувимов: лики выполнены литографским способом на бумаге, наклеенной на картон, обрамлены рельефным швом, выполненным канителью. Xоругвь обшита бахромой, фрагмент бахромы в верхней части отсутствует, утрачена также одна кисть из четырех, расположенных по углам.
Шелковая ткань хоругви была сшита из двух кусков, сильно обветшала, в нескольких местах заштопана. В двух местах имеются отверстия от гвоздей и следы ржавчины. В 1997 г. хоругвь была реставрирована О.К. Федоровой. Были проделаны следующие работы: чистка, дубляж, подведение новой основы из шелковой ткани.
С 1997 по 2006 г. хоругвь экспонировалась на выставках Иркутского областного краеведческого музея «История Иркутской епархии» и «Красота и святость». В настоящее время находится в фондах ИОКМ.
Иркутский государственный объединённый музей относится к числу немногих в нашей стране, которые имеют коллекции золотого шитья. В коллекции имеются единичные образцы и многопредметные наборы, изготовленные как местными мастерами, так и привезённые из центральной России.
В числе предметов, датируемых XVII - началом XVIII веков, большой интерес представляет казачье знамя в виде хоругви с шитыми изображениями Спаса Нерукотворного и Богоматери Знамение и фелонь-риза иркутского епископа Иннокентия Кульчинского. Xоругвь - великолепное произведение «лицевого шитья», выполненного в технике «прикрепа» цветным шёлком и прядёным золотом, до 1905 г. находилось в Илимске и, вероятно, принадлежало казакам - первопроходцам.
Фелонь с шитым оплечьем - прекрасный образец орнаментального шитья начала XVIII века. Сложная и разнообразная техника, в которой выполнено оплечье, может служить иллюстрацией проникновения в начале XVIII века декоративности и пышности в отделку культовых предметов. Орнамент представляет собой трансформированное древо жизни в виде мощного цветка в центре (на спине) с отходящими от него побегами - бутонами. Основные мотивы шиты прядёным золотом и серебром. По краям нашит серебряный шнур, в качестве фона использована красная шёлковая ткань, декоративный же эффект достигается использованием плашек в виде цветка, дробниц круглой формы, большого количества блёсток.
В коллекции этого же музея имеются наборы по-кровцов конца XVIII - начала XX веков, изготовленные для «старого» Богоявленского и «нового» Казанского кафедральных соборов, плащаницы с использованием живописных ликов, которые выделяются применением большого числа технических приёмов и декоративностью. Коллекция насчитывает около 200 экспонатов: предметы одежды священнослужителей, головные уборы - митры, предметы церковного быта: скатерти, перекиды, салфетки, предметы для осуществления религиозных обрядов. Потребность в использовании шитых и украшенных вышивками предметов для осуществления богослужений помогла сохранить до наших дней огромный опыт рукодельниц прошлых лет, предоставила возможность изучить и перенять ста-
13
ринные техники многих ремесел.
Глубокий след в общественной и культурной жизни Иркутска также оставило пребывание здесь ссыльных декабристов. Двумя главными культурными центрами, вокруг которых группировались все иркутские декабристы, были дома Волконского и Трубецкого. Их посещали не только товарищи по ссылке, но и все те, кто принадлежал к прогрессивному иркутскому обществу.
Видя каждый день бесконечное количество каторжников, одетых скудно, не имеющих даже в холодное время чем прикрыть тело, жены ссыльных де-
кабристов Трубецкого и Волконского покупают материал, шьют рубашки, бельё посылают всё это в тюрьму, навлекая недовольство властей: ведь княгини делают то, что по обязанностям должно было делать правление Нерчинских рудников.
Многие жёны декабристов прекрасно владели разнообразными видами рукоделия, что позволило им обучать этому и местных молодых барышень.
Обе княгини прекрасно вышивали как нитками, так и бисером, в то время это были очень модные виды рукоделия.
В Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов хранятся рукодельные приборы, принадлежавшие Екатерине Трубецкой.
Обращает на себя внимание священнический пояс, вышитый княгиней Трубецкой, воспетою Некрасовым в поэме «Русские женщины». Пояс этот был подарен княгиней Законоучителю института благородных девиц священнику А.Орлову и по смерти последнего перешёл, по завещанию, в собственность священника Троицкой церкви О.Н.Шергина, причём в духовном завещании по этому поводу оговорено, что пояс вышит собственноручно княгиней Трубецкой Екатериной Ивановной. Вышитый цветной кручёной (красной) шерстью, узор виноград. Длина пояса 96 см, ширина 14 см. 14
Мария Николаевна Волконская, как и многие дамы того времени, прекрасно вышивала и вязала бисером. Образцы её работ - бисерные чехлы на чубуки для курительных трубок, вышитая обложка для блокнота - представлены в экспозиции двух залов музея -спальне М.Н. Волконской и кабинете С.Г.Волконского.
Курительная трубка С.Г. Волконского. Бисерный чехол для чубука вязала М.Н.Волконская. Середина XIX в.
Блокнот карманный, расшитый бисером. Мода на записные книжки относится к 1820-1830 годам. Использован крупный, ровный, круглый бисер для цветочного узора с рокайльными растительными элементами. Работа М.Н.Волконской.
Многие жены декабристов так же, как Волконская М.Н. и Трубецкая Е.И., владели разными видами рукоделия. Их работы хранятся в Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов. Это работы Ивашовой Камиллы Петровны,15 Юшневской Марии Казимировны.16
Вышивка - «Девочка с собакой» (по бумажной канве шёлк, шерсть). Размер 14 х 18 см.выполнена рукою М.К. Юшневской (Инв. № 794 МТ-26). Мария Ка-зимировна была прекрасной рукодельницей и обучала этому ремеслу барышень в Иркутске и в Кяхте. В этой вышивке чувствуется влияние сентиментализма.
Обложка блокнота. Вышивка бисером М.Н.Волконской. Первая половина XIX в.
Ж
ЖРУ7
А.Бесгпужев. М.Н.Волконская На фоне тына Читинского острог, 1828 год
Н.А.Бестужев Портрет К.П.Ивашовой. 1831 год
Монетница. Вязание бисером. Работа К.П.Ивашовой. Середина ХХ века
I
Подушка, вышитая К.П. Ивашовой. 2-я четверть XIX в. Ткань, вышивка крестом и стеклярусом по канве
' ■Г
Н.А. Бестужев.
Портрет М.К.Юшневской. 1838-1839 гг.
Девочка с собакою.
Вышивка по канве М.К. Юшневской.
Середина ХХ века
Кроме вышеперечисленного, в музее хранятся иные вещи, над которыми трудилась Екатерина Ивановна Трубецкая, в частности, воздуха шитые. Воздух - это салфетка крестообразной формы, которой накрывается чаша в обряде причастия православной церкви. До наших дней сохранились одни воздуха -изумительный образец мастерства и тонкого вкуса Е.И. Трубецкой.17 В настоящее время эта салфетка экспонируется в доме Трубецких. Среднее поле воз-духов 22,5 х 24 см; крылья 21 х 23 см. Вышитый крест на среднем (бархатном) поле - размер 16 х 16 см. Воздуха реставрированы О.К. Фёдоровой в 1992 г.18
Н.А. Бестужев
Портрет Е.И. Трубецкой. 1828 год
Вышивка, выполненная Е.И.Трубецкой. 1839-1845 гг.
Бювар - синий бархатный с вышивкой бисером (хоровода). № 513/ 147 Серебристая бумажная канва (тонкий плотный картон с рядами мелких дырочек, появившийся в 1830-х годах), частично оставленная фоном. Узор с использованием металлического бисера и
«жемчуга» - белых бусинок, ярко проявившихся в русской вышивке 40-х -50-х годов ХХ века. Известно, что княгиня М.Н.Волконская была не менее искусна. В Читинском остроге она вышивала бисером Сикстинскую мадонну Рафаэля, чтобы украсить таким образом могилу своего отца, генерала Н.Н.Раевского (1771-1829) на Украине.
Пресс-бювар, принадлежавший Е.И.Трубецкой.
1-я половина XIX в.
Внук декабриста, князь С.М.Волконский, в начале ХХ века замечал: «Пусть не покажется странным, что такое значение придаю вещам. Ведь вещи - продукты культуры, следовательно, понимание их есть признак культурности. Вещи в одно и то же время и вместилище, и источник культуры; являясь выразительницей прошлого, вещь в то же время оказывает воспитательное действие в настоящем. Вот почему придаю значение вещам, вот почему считаю, что кто не умеет их ценить, некультурен, и кто не только не бережёт, но разрушает вещественные остатки прошлого, творит
- 19
двойной грех, когда прикрывается культурой»...
1 Каталог. Областная выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая 60-летию Иркутской области. Вступительная статья Н. Ленковой. Иркутск, 1997.
2 А.Тимофеев. Портрет Е.М. Медведниковой, 1913 год. Копия с несохранившегося портрета первой четверти XIX века. Елизавета Михайловна Медведникова, урождённая Красно-горова, завещала 70 тысяч рублей на открытие в Иркутске первого учебного заведения для девочек.
3 Шахеров В.П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах. Хабаровск. 2006.С.137-138
4 ГАИО. Ф.66. Оп. 3. Л. 3. Д.1, 2.
5 ГАИО. Ф.66. Оп. 1. Д. 34, 37,40, 41,57, 69, 70.
6 Колесников Г. Белые лебеди... С.149
7 Тернова И.И. Иркутянка. Иркутск, 2007. С.58-59
8 ГАИО. Ф.64. Оп 1. С.14, 18., 27.
9 ГАИО.Ф.64. Оп. 1. С.152
10 ГАИО. Ф,50 Оп. 1, д, 11187, л. 10
11 ГАИО. Ф.597, Оп. 1, д. 1, л. 11.
12 Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области, АУД № 12320, л л. 41 - 43
13 Сафонова Т.С. Коллекция золотного шитья в фондах ИГОМ. Иркутск, 1990. С. 9-10
14 ГАИО. Ф.Р-47, Оп. 1, Д.20, л. 36.
15 Ивашова Камилла Петровна (1808 - 1839). Осенью 1831 г.
приехала в Петровский завод как невеста В.П. Ивашова. Свадьба её и декабриста Василия Петровича Ивашова состоялась в Петровском заводе. Умерла на поселении в Ту-ринске от родов. Декабристы и Сибирь. Альбом / Авторы-состав. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков. М.: «Советская Россия», 1988. С. 117.
16 Юшневская Мария Казимировна (1790-1863). Право последовать за мужем в Сибирь получила лишь через два года после подачи заявления. В 1828 г. приехала в Сибирь. После смерти мужа в Оёке в 1844 г. в возвращении на родину ей было отказано. Получила разрешение лишь в 1855 г. Жила в Киевской губернии под полицейским надзором. Декабристы и Сибирь. Альбом / Авторы- состав. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков. М.: «Советская Россия», 1988. С. 147.
17 ГАИО. Ф. Р-47, Оп. 1, Д. 20, л. 40
18 Фонды ИОКМ, инв. №9027-2 (старый №5-36) Фотофиксация производилась в 1951 г. фотографом А.Г. Игумновым (инв ИРОМ 328-229, 229 а -«Покрышка на чашу «Воздух» для причащения верующих). Фотография в фондах. ИОКМ Ф.№ 328 - 45, 45 а.
19 Ячнёв Е.А.Проблемы формирования коллекции и создание научной концепции экспонатов (на примере Иркутского музея декабристов). СПб., 2005. ВП 30 / 1 с. 12, 23, 25, 55.