НАУЧНАЯ СМЕНА
gfejfe^fejfegfejfegfegfe ¿'Vft fTi ¿ъ ф ¿у* ¿щ jfejfejfejfegfejfegfejfegfe »"'»г'Г» № i?? ¿fe ф Н.К. Мяишева
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: МЕХАНИЗМ И СПОСОБЫ СТАБИЛИЗАЦИИ*
Современное российское общество испытывает мощнейшее влияние глобальных мировых процессов, которые в основном проявляются в форме «вестернизации». Информационное общество, неотягощенное государственными границами, делает возможным распространение по всему миру ценностей, норм, стандартов общества потребления. Лишенная всякого ощущения развития вне происходящего настоящего и чуждая всяким представлениям о «корнях», глобальная культура переменчива и повсеместна. Конфликт поколений и кризис российской идентичности сыграли не последнюю роль в развертывании негативного демографического сценария в России, поскольку духовно-ценностная сфера общества оказалась в ситуации противоречивости оценки социального опыта предшествующих поколений.
Наиболее значимый количественный результат указанных процессов — новые поколения перестали замещать предыдущие, т.е. наметился демографический кризис. Воспроизводство населения составляет основу преемственности культуры (в смысле социального опыта) через непрерывную смену поколений, с которой неразрывно связана демографическая сфера, находящаяся во взаимозависимости с другими сферами человеческого общежития. И если демографическое равновесие (гомеостаз) достигается за счет сокращения населения, то это свидетельствует о деструктивных явлениях в разных подсистемах социума. В то же время обращение к выявлению духовного состояния общества в комплексе с дру-
гими процессами, возможно, даст более полную картину изменений.
Попытаемся выяснить взаимосвязь ценностного кризиса с демографическим, которые по времени совпали с тупиком модернизации российского общества по советскому варианту, а зна- н.К. Илишева чит, с отрицанием духовных приоритетов предыдущего поколения.
Преемственность культурных ценностей и традиций (в более узком смысле) определяется как закономерность исторического развития и реализуется через непрерывную смену поколений. В более широком смысле традицию мы понимаем как особый механизм передачи социального опыта.
Каждое новое поколение имеет свои особенности в выборе приоритетов ценностей, духовном облике, опыте и знаниях. Существует вертикальная связь, отражающая последовательную смену поколений в истории, и горизонтальная, когда поколения живут одновременно. Трансляция аккумулированного предками социального опыта происходит в более узком смысле — в процессе воспитания, в более широком — в процессе социализации. Под социализацией понимают «процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их зна-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ, проект № 11-31-00343а2
Илишева Наиля Кадымовна, аспирант Башкирского государственного университета, младший научный сотрудник Института социально-политических и правовых исследований АН РБ
90
Н.К Ияишева
ний, ценностей и норм» [I]. Она продолжается всю жизнь, однако самый главный ее этап приходится на детские годы. В образовательной системе социализация может иметь управляемый характер, как и стихийный — в практическом повседневном взаимодействии индивида с окружением. Среднестатистический индивид обычно получает социальный опыт через определенную локальную группу, воспринимая ее ценности и нормы. Как говорил И. Кант, для того чтобы быть порядочным, справедливым человеком, т.е. обладать моральным поведением, совсем не нужно изучать философию морали. Усвоение ценностей и норм происходит в подавляющем большинстве случаев в обыденной жизни. В доиндустриальных обществах практически единственными институтами социализации выступали семья и община, которая в основном была мононациональной.
Именно в семье осуществляется скрепление в единство прошлого, настоящего и будущего личности, выраженное в связи поколений [2, с. 226]. Очень важно психологическое осознание общности с предками, знание своих корней и ощущение причастности к будущему через детей. В этом смысле кризис семьи как института демографического воспроизводства отражает изменения этой связи.
Институт семьи как традиционной системы связей трех поколений постоянно находится в трансформации. Согласно школе институционального кризиса (по А.И. Антонову, В.А. Борисову и др.), историческое снижение потребности в детях обусловлено, кроме изменения экономической функции семьи, снижением семейных ценностей на личностном уровне и общим духовным и нормативным кризисом общества [3]. Авторитет старшего поколения в передаче социального опыта в индустриальных и постиндустриальных обществах существенно изменился, как и отношение к детям как продолжателям рода, поскольку распространились новые институты социализации (прежде всего образовательные учреждения). Трансляция социального опыта отныне стало делом не только старших поколений, знания которых быстро устаревали. Не случайно главным симптомом «болезни» общества является рост социальных сирот и одиноких стариков как результат нарушения связи поколений.
Как мы отмечали, ранее важнейшим институтом социализации выступала община, в подавляющем большинстве мононациональная. Этничес-
кая общность, по одному из современных определений, «межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием» [2]. Совместное проживание определяло формирование особого механизма воспроизводства культуры через поколения, т.е. традиции. Значительные изменения в этой области начинаются со времени активного индустриального развития, трудовых миграций, урбанизации и распространения нуклеарных семей, когда нарушаются связи между родственниками.
В этой связи показательны социальные и иные процессы в различных сферах современных урбанизированных обществ. Город представляет собой интернациональное сообщество, которое более индивидуализировано, т.е. связи между людьми более слабые. Вследствие этого в городе и на селе наблюдаются существенные различия в характере социализации личности и в ее приоритетах. Однако темпы урбанизации и, соответственно, изменения демографического поведения у разных этносов неодинаковы.
Миграции и урбанизация разрушают связи между старшими и младшими поколениями. Обязательство содержать своих престарелых родителей, как и другие нормы морали, существующие в доиндустриальных обществах, в какой-то степени перестают быть значимыми в современности. Во-первых, в быстро меняющихся условиях социальный опыт родителей теряет свою прежнюю значимость; во-вторых, растет продолжительность жизни; в-третьих, государство принимает обязательства по их содержанию, выплачивая пенсии. Все это в совокупности, а также многие другие факторы приводят к снижению их авторитета в обществе, что обуславливает разрывы в трансляции социального опыта поколений, как следствие, — к кризису устойчивости межпоколенной связи в семье.
Меры материального стимулирования рождаемости, активно проводимые российским правительством с 2006 г., в первую очередь оказывают воздействие на сельское население и регионы, где не закончен демографический переход, среди которых значится и Республика Башкортостан [4, с. 138]. Но демографическая ситуация в республике неоднородна и показывает сохранение этнической дифференциации.
Восточнославянские этносы, населяющие Башкортостан, длительное время были наиболее урба-
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: МЕХАНИЗМ ... wi
низированными, а естественный прирост у них снижался быстрее. Тюркоязычные и финно-угорские этносы начали интенсивно переезжать в город и выбирать рабочие профессии несколько позже, и поэтому рождаемость и распространение нуклеар-ных семей шло у них медленнее, чем у восточнославянских. Село остается «ядром» этничности, и в нем пока наблюдается наибольшая рождаемость и распространенность многодетных матерей. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г., самый высокий показатель числа детей на женщину среди народов, населяющих Башкортостан, у мариек, которые в большинстве проживают в сельской местности, а самый низкий — у русских, и среди них — больше всего городских жителей [5, с. 458—463]. Так, этносы, среди представителей которых больше сельских жителей, показывают высокую рождаемость и ориентацию на многодетные семьи. Но есть тенденции: на селе новые поколения постепенно перестают замещать уходящие, установки перестают зависеть от места жительства. В связи с этим возникают вопросы о трансформации традиционных установок демографического поведения. Отныне малодетность, разводы, одинокие матери не считаются отклонением от социальных норм.
Демократизация общественно-политической, культурно-духовной жизни российского общества вызвала возрождение этнокультурной идентичности, представляющей сложный социально-психологический феномен, включающий глубинные сознательные и бессознательные переживания, обладающие большой устойчивостью. Это говорит о способности возрождения этнических ценностей, что положительным образом может повлиять на демографическое воспроизводство. Известно, что в этнических традиционных обществах социальной нормой считается полная семья, отношения в которой регулируются устойчивыми ценностями. При существующем в России кризисе родительства и детства, деформации семьи как демографического института представляются желательными меры по созданию положительного образа социально здоровой семьи. Исследование мнения экспертного сообщества «Семья и семейная политика в Республике Башкортостан» показало, что 70% опрошенных специалистов считают необходимым позиционирование социально здоровой семьи как главного объекта семейной политики [6, с. 42]. В связи с этим возникает резонный вы-
вод о возможности использования традиционных семейных ценностей, сохранения потенциала в этой сфере.
В условиях конфликтующих ценностей поколений и процессов глобализации поведенческий опыт отражает стремление к полной свободе от традиционных ценностей и свободе выбора моделей поведения, т.е. происходит «рационализация» стратегий поведения индивида. Глобализация, развитие СМИ, телекоммуникаций, киноиндустрии и Интернета все больше замещают функции институтов социализации, дают многие образцы для подражания, создают условия для возникновения субкультур и различных форм девиации, т.е. отклонения от социальных норм. Крайность модернизации в смысле полного отрыва от этнических и семейных традиций и рационализации поведения выражается в том, что индивид считает себя свободным от довлеющих общественных норм в выборе образцов для подражания. М. Хоркхай-мер и Т. Адорно говорят о последствиях этого процесса: «Невозможность почерпнуть из разума основополагающий аргумент, запрещающий убивать, ничем не маскировалась; о ней нужно было прокричать на весь мир...» [7, с. 122]. Развитие технологий идет слишком быстро и не успевает аккумулироваться в трансляции социального опыта поколений, выдержав духовно-ценностную оценку общества и войдя в этнические картины мира. Однако разнообразие жизненных стратегий поведения, в т.ч. и этнических, заставляет искать способы их разумного невзаимоисключающего сочетания и развития.
Ю. Хабермас подчеркнул, что в подобного рода критике разума не нашлось места для повседневной практики, в то время как опыт коммуникативного воздействия представляет собой творческий «момент совместного конструирования мира языковыми и когнитивно-инструментальными средствами» [7, с. 350]. Причем решения в повседневной практике, по Хабермасу, не диктуются нормативами сверху, а порождаются совместными интерпретациями (курсив по оригиналу. — Н.И..) самих участников процесса. Такие «вклады» коммуникативного действия способствуют процессу воспроизводства: «Воспроизводство культурных ценностей гарантирует (в масштабах семантики) взаимосвязь новых ситуаций с тем или иным состоянием мира, которая обеспечивает как преемственность традиций, так и конкретность знаний в масштабах, удовлетворяющих потреб-
92
H.K Ияишева
ность повседневной практики в процессе взаимопонимания». Этой взаимосвязи также способствует социальная солидарность, создавая условия скоординированных действий через межличностные отношения и для сохранения идентичности общественных групп. Такую взаимосвязь создает и социализация членов этих групп, которая формирует у молодого поколения способности к соответствующим действиям и предпосылки для согласования индивидуальных биографий с коллективными жизненными формами [7, с. 353]. Совокупность норм и образцов поведения аккумулируются в социальном опыте, который воспроизводится в «культурных текстах» (знаково-симво-лические формы и действия) через механизм традиции [8, с. 242]. Так, при условии получения знаний об особенностях этнических культур и сохранения социальной солидарности в коммуникативном пространстве возникают перспективы сохранения единства всего многообразия традиций. Но как сочетается традиция с новацией, развитием?
Обычно подразумевают целостность и неизменность традиции. Однако, как нам видится, это довольно узкое восприятие на основе выделения лишь внешних форм ее проявления в виде каких-то неизменных обрядов и ритуалов, которые смотрятся на фоне современного разнообразия видов деятельности изживающими себя атавизмами. Многие ученые показывают изменчивость и адаптационные возможности традиции путем эволюционного вплетения в нее новаций.
В настоящее время все больше распространяются мнение о взаимообусловленности традиции и новации, традиции и современности и взгляд на «традицию как категорию, призванную охватить все способы фиксации, передачи и воспроизводства культуры» [9, с. 172]. Традиция во многих случаях трактуется как механизм воспроизводства культуры.
Однако заметим, что получение знаний и профессиональных навыков в современном обществе институционализировано, а духовно-ценностный опыт новое поколение получает главным образом в семье и неформальном общении, частично в образовательных учреждениях. Формирование этнических ценностей также остается основной функцией семьи — в ней и происходит межпоколенная трансляция социального опыта. Тем более, как мы отметили выше, получение
знаний об этнических особенностях именно поведенческих практик способствует сохранению стабильности воспроизводства культурных ценностей. В современных условиях для наиболее стабильного развития общества необходима ин-ституционализация традиции как механизма трансляции социального опыта и осуществления связи поколений. Это представляется возможным в институтах социализации — образовательных и культурных учреждениях, где поведенческий опыт и семейные ценности не конфликтовали бы со считающимися социально одобряемыми образцами поведения и способствовали бы укреплению устойчивой связи поколений, а значит, и семьи. На социализацию влияют процессы коммуникации, направленные «на реализацию правил общения посредством знаков, символов, культурных традиций, характерных для той или иной общности, с целью достижения взаимопонимания» [10, с. 267]. Наиболее устойчивой из таких общностей является этническая.
Итак, как нам кажется, практическое воплощение следующих выводов будет способствовать обеспечению стабильности воспроизводства общества. Во-первых, важно укрепление вертикальной взаимосвязи: процесс построения диалога поколений при существенном различии их социального опыта в быстро меняющихся условиях. Здесь важно как восприятие ценностных установок предшествующих поколений, так и научение старших. Так, полноценной устойчивой связи поколений будет способствовать мирное сосуществование «старых» идеалов, например, советских (нестяжательство, социальное равенство) и «новых», получивших распространение в современном обществе (богатство, успех). Во-вторых, необходимым условием является поддержание горизонтальной связи — сосуществования этнических ценностей на основе многомерного диалога языковых и символических картин мира. Все это повышает требования к современным институтам социализации, главными из которых являются семья, образовательные учреждения и профессиональные коллективы. Кроме того, в распространении ценностей и идеалов поведения заметную роль играют средства телекоммуникации. Таким образом, в современном (постиндустриальном) обществе большое значение имеет диалог «культурных текстов» как условие устойчивого развития разноликого российского общества.
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: МЕХАНИЗМ ... 93
ЛИТЕРАТУРА
1. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
2. Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // В человеческом измерении. — М., 1989. — С. 226—246.
3. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. — М., 2002. — 167 с.
4. Социальное и демографическое развитие России. Каирская программа: 15 лет спустя. — М., 2010. — 172 с.
5. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 13 т. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. — М.: Госкомстат, 2004. — 1085 с.
6. Бурханова Ф.Б., Мухамадиева P.P. Проблемы семьи и семейной политики в Республике Башкортостан. - Уфа, 2010. - 196 с.
7. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. — М., 2008. — 416 с.
8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2002. — 492 с.
9. Лурье C.B. Историческая этнология. — М., 1997. — 448 с.
10. Поздяева С.М., Халитова Г.А. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: понимание через диалог культур // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию Башгос-университета. — Уфа, 2009. — С. 264—269.
Ключевые слова: воспроизводство общества, ценности, демографический кризис, конфликт поколений, семья, этнос, традиция.
Key words: population reproduction, values, demographic crisis, generation gap, family, ethnos, tradition.
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: МЕХАНИЗМ И СПОСОБЫ СТАБИЛИЗАЦИИ
В статье, исходя из концепции теории традиции, кризиса семьи и теории коммуникативного действия, подробно проанализирован механизм воспроизводства общества. Отмечено, что данный процесс осуществляется главным образом через связь поколений. Одной из причин демографического кризиса является конфликт ценностей поколений, раскрыто его отражение в трансформации этнических связей и семьи как главного института воспроизводства населения. Показана роль укрепления традиции как механизма передачи социального опыта в стабилизации воспроизводства российского общества. В заключение говорится о необходимости многомерного диалога ценностей, который должен осуществляться в разных институтах социализации.
Nailya К. Ilisheva
PROBLEMS OF RUSSIA'S POPULATION DEMOGRAPHIC REPRODUCTION: MECHANISM AND STABILIZATION METHODS
The article written on the basis of the conception of tradition theory, family crisis as well as the speech-act theory deals with the human population reproduction mechanism. It has shown that this process is being realized mainly through the connection between the generations. One of the reasons for the demographic crisis is generation gap and its reflection in the transformation of ethnic links and family as the main institution of the human population reproduction has been revelaed. The article also considers strengthening traditions as mechanism for transferring social experience and its role in a stabilization of the human population reproduction in Russia. The necessity of multilateral dialogue of values to take place in various socialization institutions has been proven.