личным составом курсов по вопросам соблюдения административного законодательства в сфере дорожного движения.
7. Проводятся плановые и внезапные проверки курсантов и слушателей факультета экспресс-тестированием иммунохроматографическим методом в целях профилактики и выявления лиц, употребляющих алкоголь и наркотические вещества.
8. Регулярно организовываются дополнительные занятия с младшими командирами на предмет выявления морально-психологического климата в коллективе.
9. Совместно с ОМПО проводятся собрания факультета и курсов по темам, направленным на разъяснение обязательности выполнения курсантами профессионально-этических и нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам полиции.
10. Работа строится в тесном взаимодействии с педагогами-кураторами и кураторами от отдела морально-психологического обеспечения. Особое внимание уделяется курсантам и слушателям, состоящим в группе психолого-педагогического повышенного внимания.
11. Факты нарушений служебной дисциплины регулярно доводятся до переменного состава факультета, проводятся дополнительные инструктажи личного состава по недопущению нарушений служебной дисциплины.
Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:
— четкое исполнение НПА МВД России, Дисциплинарного устава, локальных актов академии;
— обучение личного состава уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;
— поддержание внутреннего распорядка;
— обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы в сочетании с заботой и уважительным отношением к подчиненным.
В.К. Осокин, врио заместителя начальника отдела морально-психологического обеспечения
Роль культурно-просветительной работы в формировании у курсантов и слушателей академии профессиональной культуры, привитие высокопоставленных морально-волевых качеств и воспитание патриотизма
Культурно-просветительная работа — вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность по формированию у сотрудников нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.
Основными целями культурно-просветительной деятельности в Нижегородской академии МВД России являются: формирование профессиональной культуры, морально-волевых качеств, воспитание патриотизма, повышение престижа и формирование позитивного имиджа службы в полиции, вовлечение курсантов, слушателей, сотрудников и гражданского персонала в творческую деятельность, расширение системы развития творческих способностей, создание условий для развития у сотрудников потребности к повышению своего культурного уровня, приобщению к нравственно-эстетическим ценностям.
Культурно-просветительная работа, расширяя кругозор молодых сотрудников и поднимая общий уровень их культуры, способствует формированию профессионально значимых свойств их личности, что в итоге обеспечивает успешное выполнение служебных задач.
Культурно-просветительная работа, позволяющая включить многих сотрудников в активную общественную работу, способствует формированию здорового морально-психологического климата в коллективе. Она сплачивает людей, поднимает общий настрой коллектива, дает заряд бодрости.
Участие в культурно-просветительной работе предоставляет каждому молодому сотруднику ОВД возможность для наиболее полного самовыражения, реализации своих творческих возможностей.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)
373
Включение молодого сотрудника в культурно-просветительную работу способствует устранению дефицита общения и эмоций, который характерен для молодых сотрудников в их службе.
Предоставляя более широкие возможности для самовыражения, культурно-просветительная работа позволяет курсовым офицерам, преподавателям, кадровым работникам лучше изучить курсантов и молодых сотрудников.
При проведении культурно-просветительной работы с курсантами и молодыми сотрудниками применяются различные формы и методы, которые используются в коллективах разного уровня развития. При определении эффективности проводимых мероприятий и всей работы в целом применяются различные методы исследования, в частности, метод наблюдения за непосредственной реакцией молодых сотрудников и курсантов на культурно-просветительное мероприятие, дается оценка уровня и эмоционального воздействия и эффективности данного мероприятия. Методом опроса организаторов мероприятия молодые сотрудники, принимавшие участие в концертах, культурно-просветительных мероприятиях, определяют оценку качества проведенного мероприятия.
Методом беседы с преподавателями, наставниками и курсантами выявляются их мнения об эффективности проведенного мероприятия.
Достаточно высокие индексы имеют церемония принятия присяги и вручение первого офицерского звания «младший лейтенант полиции».
Из других форм культурно-просветительной работы наиболее запоминающимися являются концерты художественной самодеятельности, то есть такие мероприятия, в которых имеют возможность принять непосредственное участие сами молодые сотрудники — курсанты.
Одной из основных задач, решаемых в ходе проведения культурно-просветительных мероприятий, является не только сообщение новой интересной, познавательной информации, но и формирование потребности в ней, с тем чтобы на этой основе воспитывать идейно-политические, нравственные, профессионально-деловые качества личности молодых сотрудников ОВД.
Как показала практика, курсанты, которые посещают коллективы самодеятельного художественного творчества, более дисциплинированы, аккуратно выполняют распоряжения курсовых офицеров, стремятся обязательно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности. Умеют наладить общение с товарищами, у них прослеживается определенная гибкость поведения и сильно выраженная потребность в повышении своего общекультурного и профессионального уровня.
В Нижегородской академии МВД России личному составу предлагается большой спектр культурно-просветительных мероприятий: конкурсы, фестивали, смотры, концерты, интеллектуально-спортивные игры, КВН, олимпиады, научно-практические конференции, лекции, диспуты, клубы выходного дня, встречи с интересными людьми, праздники, утренники, корпоративы и т. д.
1. Культурно-просветительная работа является одним из факторов готовности молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности. Влияние этого фактора сказывается через морально-психологический климат в коллективе, на который культурно-просветительная работа оказывает непосредственное влияние.
2. Культурно-просветительная работа позволяет решать психолого-педагогические задачи в работе с молодыми сотрудниками: способствует изучению личных качеств, успешному вхождению в коллектив, учит общению.
3. Культурно-просветительная работа способствует развитию коллектива, поэтому обоснованным является развитие таких форм и методов этой работы, которые в первую очередь сплачивают коллектив, поднимают уровень его сознания, дисциплины и ответственности: эмоционально окрашенные церемониалы, тематические концерты, фестивали «Щит и Лира», «Милосердие белых ночей» и т. д.
4. Культурно-просветительная работа должна в большей мере формировать потребность молодых сотрудников в самосовершенствовании и самообразовании.
В целях совершенствования культурно-просветительной работы в 2016—2017 гг. планируется активнее привлекать ветеранские и творческие организации (филармонии, театры) к работе с молодыми сотрудниками ОВД, вполне использовать их опыт и потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций, воспитания патриотизма.
314
Юридическая наука и практика