УДК 008 (726) ЛИПИНА Т.Н.
РОЛЬ КУЛЬТОВОЙ архитектуры в культурном развитии южноуральских
ПОСЕЛЕНИЙ XVШ-XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ БАГАРЯКСКОЙ СЛОБОДЫ
Липина Татьяна Николаевна,
аспирант УралГАХА
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Архитектура храма Вознесения Господня в селе Багаряк, сохранившего черты барокко и классицизма, оказала значительное воздействие на формирование центра с упорядоченной композиционной средой. Многочисленные перестройки церкви свидетельствуют об её особой значимости в культурной жизни населения. Вознесенский храм, являясь главным хранителем традиций местной культуры, во взаимодействии с окружающими его постройками представляет значимый архитектурный комплекс в масштабе края.
Ключевые слова: культовая архитектура, Багарякская слобода, русские села, барокко, классицизм, церкви, культура провинций
Огромная территория Южного Урала осваивалась с XVII века переселенцами, выходцами с российского юга и севера. Для закрепления государственных границ строились опорные пункты -остроги, слободы, крепости и монастыри. Колонизация распространялась вдоль больших рек -Миасса, Исети, Течи, Синары и их притоков. Так, на одном из них в 1688 году возникло старейшее русское поселение Багаряк.
При строительстве Багарякской слободы был возведён в виде укреплённой крепости по общегосударственным правилам «лежачий острог» с «рублеными» стенами и башнями по периметру. С архитектурной точки зрения, крепостное сооружение способствовало усилению значимости застройки, созданию выразительности его силуэта и разнообразию восприятия.
В документах, таких как «Переписная книга Тобольского уезда 1707 года», находим графическое изображение и описание: «... Лежачий острог, рублен валом, мерою 134 сажени. В числе построек: башня проезжая четырёхугольная на 3 сажени, вышина той башни 5 саженей, обламов 2 аршина ряду 2 сажени. На той башне чердак для караула в степь, от воровских воинских людей» [3, с. 241]. Облом или облам - полка, выступ на стене, все деревянные острожки рубили с обломом, для удобства защиты [2 , с. 593]. Документы такого рода знакомят с истоками строительства первых крепостей на Урале.
В систему оборонительных укреплений включались различные постройки: амбары, избы, церковь со звоном, земляные валы, рогатки, надолбы и окружающие рвы. Так, с западной стороны дополнительным рубежом становится река Багаряк. Она не только защищала, но и подчёркивала природным очарованием архитектурную композицию крепости (рис.1). Укреплённое сооружение, выполняя оборонительные функции, ограничивало территорию застройки, определяя планировочную структуру селения.
Рис.1. «Лежачий острог» Багарякской слободы,1707 г.
Деревянные жилые избы, хозяйственные постройки возводились из однотипных деревянных срубов, не различающихся между собой по высоте, среди них находились и культовые сооружения, становясь важной и необходимой по тем временам принадлежностью каждого селения.
В работе Лотарёвой Р.М. встречается интересное описание: «...нарядные церкви, как правило, размещались на площадях и возвышениях, имея круговой обзор. Их красочные уборы задавали тон облику всей застройки и делали поселения нарядными и праздничными. Главки и купола их завершений, вертикали колоколен, видимые издалека, служили своеобразными опознавательными маяками в селитебных панорамах, подчёркивая изменение рельефа, трассировку подъездных путей и расположение главных композиционных центров» [5, с.71]. В результате, в Багаряке сформировалась своеобразная композиция архитектурного и общественного центра, под влиянием первоначальной планировочной структуры крепости, с выразительной и запоминающейся панорамой.
Традиционно площадь - ядро старинного селения XVII века - располагалась вокруг храма. Деревянная церквушка, видимая издалека, возвышаясь над жилой застройкой, доминировала на фоне крепости, собирая и объединяя вокруг себя жилые постройки, сохраняясь в памяти незабываемым силуэтом.
Церковь, во Имя Вознесения Господня и во Имя Великомученицы Екатерины, именно такой она была в Багарякской слободе: «рубленная» с двумя приделами, за ветхостью была сломана, новая просуществовав недолго - в 1817 году сгорела вместе с архивом» [6, с. 144]. Через полгода на прежнем месте была возведена каменная церковь в традициях уральского барокко, трёхчастной композиции по типу «кораблём» (рис.2,3).
Рис.2. Планировка центральной части „ _ „ „ „ ,ппп
„ 1(Г„0 г л Г-т Рис. 3. План церкви Вознесения Господня, 1990 г.
с. Багаряка, 1978 г., [4, с.127].
Её объёмно-планировочная схема включала храмовый четверик с пятигранной апсидой, широкую трапезную, расширенную за счёт боковых приделов, и колокольню с более поздними пристройками. Примечательным являлось то, что церковь эффектно воспринималась в соседстве с другими сооружениями. Центр значительно обогатился за счет включения в ансамбль гражданских и общественных объектов, размещённых вдоль береговой линии по обе стороны от церкви. В результате возникла качественно новая структура поселения.
Находясь на высоком берегу реки, здание церкви служило ориентиром с дороги, идущей от Челябинского тракта, соединившей Екатеринбург и Шадринск - крупнейшие центры Среднего и Южного Урала. Зимой через село вереницей проходили обозы с товарами из Челябинска, Касли и Кыштыма на Ирбитскую ярмарку. В результате, на площади возник торжок (рынок). Для приезжих на просторной площади под тесовыми навесами сооружались прилавки, где торговали хлебом, скотиной и продуктами (рис. 4). Так в характере Багарякского селения отразились разные стороны развития края: торговые, культурные и духовные.
Рис. 4. Торжок (рынок), Багаряк, 1936 г.
Церковь и торговая площадь закрепили композиционную основу застройки. «...Храм -двухпрестольный, был устроен стараниями и содержанием прихожан. Иконостасы трижды обновлялись, первый за 12767 руб. ассигнациями, а второй в 1854 году за 1643 руб. серебром, третий, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоимостью 2000 рублей. Все подновления устроены исключительно на ассигнованные обществом деньги с доходов базарной площади » [6, с. 23]. Обновлённый интерьер, обретя красочный и богатый фон, усиливал духовное и культурное значение храма.
Многочисленные реформы, проводимые правительством в начале XIX века (обновление промышленного производства, подготовка к войне 1812 года, учреждение должностей архитекторов Г орных округов, борьба с расколом), отразились на росте и активизации культового строительства, на планировке и архитектурном облике всех административных центров, к которым был отнесён и Багаряк.
Строительство Вознесенского храма с колокольней началось 21 сентября 1818 года по планам и фасадам неизвестного архитектора. Композиция церкви строилась на контрасте четверика с небольшим восьмериком, покоящимся на сомкнутом своде с удивительно плавным силуэтом, характерным для уральского зодчества (рис. 5).
Рис.5. Храм Вознесения Господня, с. Багаряк, 1818 г.,
(фото из фондов музея Багарякской школы)
Согласованность форм четверика и купола во многом была достигнута включением световых люкарн-фронтонов с круглыми проемами «по странам света». Декор фасадов с характерными барочными включениями прост и скромен: спаренные пилястры по углам, подоконные тяги и ниши, подкарнизные сухарики, арочные окна с замковым камнем, сандрики наподобие «бровок». К главным фасадам четверика примыкали крыльца, с утратой которых нарушился неповторимый художественный эффект здания.
«...Четырёхгранная колокольня с тройным ярусом звона со слухами, венчалась небольшим куполом, покрытым белым английским железом, переходящим в особую главку со шпицем в 5 саженей. В верхних слуховых окнах размещались колокола, числом семь [7, с. 27]. К 1840 году постройка храма была закончена. Простые объёмы колокольни с фронтонами и полуциркульными проёмами, контрастируя с живописностью и плавностью храмового верха, видимые издалека, выразительно подчёркивали пространственный центр села (рис.6).
Рис.6. Фрагмент колокольни, вид с юго-запада на Вознесенский храм, с. Багаряк, 50-е гг. XX века (фото из фондов музея Багарякской школы)
К середине XIX века своеобразной слаженностью разновременной застройки характеризовалась планировка Багарякской площади, сохранившаяся до настоящего времени, но значительно утратившая первоначальный вид. В неё включались: Вознесенский храм, колокольня в классических формах, разрушенная церковная ограда с массивными кирпичными воротами (по воспоминаниям жителей) и красивой чугунной решёткой с литыми столбиками Кусинского завода, о чём свидетельствует фотография из школьного музея (рис.5).
«Корабль» барочной церкви с узорчатой оградой, выделявший широкое плато левого берега реки Багаряк, становился основным и важным акцентом в застройке поселения. Занимая опорное
положение, он своим объёмом уравновешивал перепад высоты южного углового взгорья. Перекличка архитектурных форм церкви с декоративной оградой вносила дополнительные эффекты в художественный образ композиции. Утрата ограждений с каменными воротами нарушила целостность ансамбля, обедняя застройку исторической части поселения.
К 60-м годам XIX столетия развитие капиталистических отношений и укрепление торговоэкономического положения в России привело к обогащению купеческо-чиновничьей прослойки, оживлению строительной деятельности. Разбогатевшие купцы, приноравливаясь к духу времени, строили добротные жилые дома и торговые лавки по «образцовым проектам», присылаемым из центра как приложение к планам поселений. При застройке территории кирпичными зданиями предпочтение отдавалось центральным участкам вокруг площадей (рис.7).
Рис.7. Территория «Красногорье», с. Багаряк, 30-е гг. XX века
(фото из фондов музея Багарякской школы)
Так с двух сторон от торговой площади осуществлялась разнообразная группировка сооружений, подчиняясь периметральной застройке. На самой короткой южной нечётной стороне, плавно спускавшейся к реке, размещалась плотная череда одноэтажных зданий, соединённых между собой сплошной оградой с воротами. Прилегающая от площади восточная сторона была застроена одними купеческими магазинами, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. Характерным примером являлась торговая лавка купца Садчикова (рис.8).
Одноэтажный оштукатуренный объём, прямоугольный в плане, расположен в центральной части квартала с разряженной застройкой. Главный восточный фасад, обращённый ныне на улицу Кирова, с центрально-осевой композицией, отмечен широким окном с фланкирующими с двух сторон дверными проёмами лучковой формы.
В условиях свободной застройки квартала фасадная часть со всех четырёх сторон завершалась фронтонами с парапетными столбиками по углам. Декоративное убранство купеческих зданий с барочной направленностью оформления отличалось друг от друга художественной обработкой и обособленностью расположения в общей линии застройки улиц, ещё более усиливая их индивидуальность, подчёркивая стилевое своеобразие Вознесенского храма.
Рис.8. Торговая лавка купца Садчикова (ул. Кирова, 4), 60-е гг. XIX века (фото автора)
В 70-е годы XIX столетия Багаряк становится крупным торговым центром Екатеринбургского уезда. По законодательству России XVШ-XIX вв. строительство государственных общественных зданий определялось значимостью городов и селений. Зажиточность населения, рост его благосостояния вызывали необходимость строительства. Дома возводились в соответствии с указом 1760-х гг. «О строении во всех городах каменных публичных зданий». В крупных поселениях можно было найти земскую управу, присутственные места, тюрьму, пожарную каланчу и банки.
Административное здание земской управы с гауптвахтой и пожарной частью, размещённое на возвышенности, зрительно объединяло подводящий к площади пучок улиц и определяло пространственные связи застройки. В структуре исторического квартала здание управы занимало юго-западное угловое положение, представляя собой двухэтажный каменный объём, прямоугольный в плане, и объединяющий композиционно два неравнозначных фасада. Наугольное положение постройки с северной стороны подчёркивалось срезанной формой объёма
Рис.9. Земская управа, Багаряк, 1960 г. (фото из фондов музея Багарякской школы)
Главным фасадом на пять оконных осей здание обращено на торговую площадь и Вознесенский храм. Более длинный западный фасад, в семь оконных осей, вытянулся вдоль береговой полосы. Простодушно-скромная декоративность фасадов (оконные «бровки», венчающий карниз, междуэтажная тяга) лишала административное здание представительности и монументальности, и только белизна стен придавала ему строгость и торжественность.
Вспомогательные здания: пожарная часть, конюшня, складские помещения, как правило, включались в общий архитектурный ансамбль наряду с основными постройками, согласуясь с ними художественным оформлением. Типичной постройкой в Багаряке являлась пожарная каланча. Одноэтажное кирпичное здание расположилось в глубине участка, со стороны дворового фасада земской управы, примостившись на краю оврага. Внешний вид здания прост, композиционно увязан с соседней постройкой и поддерживает архитектурный замысел всего ансамбля.
Другим, довольно распространенным типом зданий, были «гошпитали» или больницы, входившие в структуру ансамбля крупных поселений. Эти здания по своей величине и архитектуре выделялись на фоне рядовых жилых домов. Строились они обычно в стороне от центра, часто на возвышенности, и были важным элементом в застройке [1, с. 183].
Идея создания больницы в Багаряке возникла у известного в Пермской губернии врача А.И. Смородинцева. За основу был взят «образцовый» или повторный проект одной из подмосковных больниц, выполненный в «кирпичном стиле», широко распространенном в этот период. Комплекс в районе Заречье занимал большую часть квартала на покатом левом берегу реки среди вековых сосен. Территориальная обособленность и ансамблевость служили основой для создания переходного композиционного узла в структуре селения.
Подчиняясь общепринятым правилам строительства госпиталей, планировка комплекса восходила к традициям классицизма. Здания (основные и вспомогательные) располагались по периметру участка, оставляя свободным пространство внутреннего двора.
В ансамбль больницы входило несколько корпусов, объединённых между собой сплошной оградой с проходными воротами, открываясь улице вдоль левобережья (рис.10). Соответствуя характеру поселения, каменные объёмы зданий прямоугольные в плане, отличались друг от друга средствами архитектурно-художественного оформления. Острота архитектурных контрастов смягчалась зеленью высоких деревьев и тонким кружевом ветвей. Архитектурные достоинства, удобная планировка, просторные помещения, использование новейшего технического достижения (калориферное отопление), включали госпиталь в число наиболее значительных построек того времени.
Рис. 10. Больничный комплекс, Багаряк, середина XX века
(фото из фондов музея Багарякской школы)
Находясь в северной части села, госпиталь привлекал к себе внимание при подъезде к селению со стороны деревни Чупровки, помогая в ориентации и определении главных направлений улиц. Вплетаясь в ткань структуры селения, непосредственно перекликаясь с историческим центром, в то же время госпиталь сохранял самостоятельное значение. Таким образом, исторический центр Багаряка, объединяя «старые» и новые строения, усиливал впечатление художественного своеобразия Вознесенской церкви.
Общую картину архитектурного ансамбля дополнял каменный мост, построенный по проекту академика архитектуры Ю.И. Дютель инженером-строителем С.С.Козловым, изящно соединив низкий правый берег реки Багаряк с крутым и высоким левым склоном (рис. 11).
Рис.11. Мост и Вознесенский храм, с. Багаряк, 1818 г. (фото из фондов музея Багарякской школы)
В 1899 г. мост соединил деревни Чупрово и Заречье с селом Багаряк. До его возведения повозки и экипажи проезжали реку вброд по булыжной насыпи, скрытой под водой. Инженерное сооружение, выполненное из бута и гранитного плитняка, представляло пятипролетную аркаду, гармонирующую с арочными проёмами четверика и колокольни. Ансамбль застройки с прилегающим мостом художественно и выразительно вписывались в береговой ландшафт и дополняли друг друга, создавая образ гармонии, незыблемой в своей красоте. Вознесенский храм, административные здания, гражданские и вспомогательные сооружения составляют единый художественно-культурный комплекс с характерными чертами уральского барокко, своеобразный вариант русского классицизма и «кирпичного стиля» в архитектуре одного из значительных поселений Южного Урала XIX века. Архитектурно-планировочная организация Багаряка - одного из старейших русских поселений Челябинской области с храмом в качестве главного здания -сохраняла и сохраняет свою господствующую роль, оказывая значительное влияние на культурное развитие селения.
Библиография
Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века / Н.С. Алферов. - Свердловское кн. изд-во, 1960. - С. 213.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2./ В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1999. - С. 779.
Зенкова Л.В. Каменные пушки в уральских крепостях / Л.В. Зенкова // Вестник краеведа.-Каменск-Уральский, 2006. - вып. 2. - С. 90.
Мочалова М.П. На полуденную сторону. О народных традициях в южноуральском зодчестве / М.П. Мочалова. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978. - С. 193.
Лотарева Р.М. Города-заводы России XVШ - первая половина XIX века./ Р.М. Лотарева. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. - С.216.
Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии: издание Братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. - Екатеринбург: Братства, 1902. - С.612.
Церковно-приходская летопись Вознесенской церкви Багарякского села // Екатеринбургская губерния - 1915. - С.122.