Научная статья на тему 'Минусинский Спасский собор в структуре городского пространства середины XIX - начала ХХ века'

Минусинский Спасский собор в структуре городского пространства середины XIX - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
526
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / ПАМЯТНИКИ МИНУСИНСКА / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ХРАМЫ СИБИРИ / МИНУСИНСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ МИНУСИНСКА / СИБИРСКОЕ БАРОККО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна, Дворецкий Дмитрий Дмитриевич, Нагорных Валентина Викторовна

В статье на основе архивных источников рассматривается бытование Минусинского Спасского собора в XIX начале ХХ в., его значение для культурно-историческом ландшафта г. Минусинска. До революции храм воспринимался в качестве богослужебного здания и одновременно произведения архитектуры, своеобразного коллективного наследия потомкам, что позволяло прихожанам перестраивать его по своему усмотрению. Храм в рассматриваемое время пережил две перестройки (в середине XIX и в начале ХХ вв.), которые значительно изменили его облик. Кроме этого, он являлся материальным воплощением духовной жизни местности и нес символико-информационную нагрузку. В настоящее время храмовый комлекс имеет статус памятника федерального значения. Новизна исследования состоит в том, что в статье впервые публикуются документы Государственного архива Красноярского края и Архива города Минусинска о формировании облика храма, уточняются имена архитекторов, священников, прихожан, связанных с этим процессом. На основе фотографий из коллекции Минусинского краеведческого музея и материалов архива Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края делается сопоставление облика храмового комплекса в начале ХХ в. и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the existence of Minusinsk Spassky Cathedral in the 19th the beginning of the 20th centuries on the basis of archival sources. Its significance for the cultural and historical landscape of Minusinsk is also shown in this work. Before the Great October Revolution of 1917, the temple was perceived as a liturgical building and, at the same time, as a work of architecture, a kind of a collective heritage to the descendants, and that allowed parishioners to reconstruct the building at their own discretion. The temple was reconstructed twice in the reviewed time (in the middle of the 19th and in the early 20th centuries), and both modifications strongly changed its architecture. In addition, the Cathedral was a material embodiment of spiritual life of the local society and carried a symbolic and information function. At present the church complex is a monument of federal significance. Originality of the research is provided by the fact that documents of the State Archive of Krasnoyarsk Region and the Archive of the city of Minusinsk, which contain data about the Cathedral’s formation, names of the architects, priests and parishioners associated with the processes of building and reconstruction, are listed here for the first time. The authors compare the church architecture in the beginning of the 20th century and in 2010s by means of pictures from the collection of Minusinsk Museum of Local Lore and materials of the Archive of the State Protection Service for the Objects of Cultural Heritage of Krasnoyarsk Region.

Текст научной работы на тему «Минусинский Спасский собор в структуре городского пространства середины XIX - начала ХХ века»

УДК 93/94

А.П. Дворецкая

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

advoreckaya@mail.ru Д.Д. Дворецкий

Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края

В.В. Нагорных Архив города Минусинска

Минусинский Спасский собор в структуре городского пространства

середины XIX - начала ХХ века

Аннотация

В статье на основе архивных источников рассматривается бытование Минусинского Спасского собора в XIX — начале ХХ в., его значение для культурно-историческом ландшафта г. Минусинска. До революции храм воспринимался в качестве богослужебного здания и одновременно произведения архитектуры, своеобразного коллективного наследия потомкам, что позволяло прихожанам перестраивать его по своему усмотрению. Храм в рассматриваемое время пережил две перестройки (в середине XIX и в начале ХХ вв.), которые значительно изменили его облик. Кроме этого, он являлся материальным воплощением духовной жизни местности и нес символико-информационную нагрузку. В настоящее время храмовый комлекс имеет статус памятника федерального значения. Новизна исследования состоит в том, что в статье впервые публикуются документы Государственного архива Красноярского края и Архива города Минусинска о формировании облика храма, уточняются имена архитекторов, священников, прихожан, связанных с этим процессом. На основе фотографий из коллекции Минусинского краеведческого музея и материалов архива Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края делается сопоставление облика храмового комплекса в начале ХХ в. и в настоящее время.

Ключевые слова: храмовое зодчество, памятники Минусинска, Енисейская губерния, храмы Сибири, Минусинский Спасский собор, история архитектуры Минусинска, сибирское барокко

Историю духовного освоения юга Приенисейской Сибири в начале XIX в. немыслимо представить без Минусинского Спасского собора, строительство которого в 1803-1814 гг. являло своего рода символ формирования церковной среды и храмового пространства в округе. Возведение одного из первых каменных храмов на юге Приенисейской Сибири знаменовало новый шаг в поступательном развитии местного храмового пространства. Появление храма подчеркивало желание населения Минусинска и округи упрочиться на южном сибирском фронтире. Оно также говорит о стремлении местных жителей возводить прочные и эстетически «благолепные» постройки для передачи их в наследство потомкам, организовывать свое религиозное бытие в стенах церкви, а также показывает значение общественной инициативы при возведении культового здания.

В архитектурном плане церковь представляла собой образец так называемого сибирского барокко. В.И. Царев указывает в своей работе: «Прежде всего, это выразительные динамичные силуэты верхних частей зданий, связанные с архитектурой барокко. Именно плавность и замысловатость барочных форм нашли наибольшую взаимосвязь со свободно развивавшейся застройкой тогдашних поселений. Одним из крупных центров Сибири XVIII в., в котором вырабатывались местные черты этого стиля, являлся Енисейск. Поэтому Спасскую церковь в Минусинске вполне определенно можно отнести к творчеству енисейских мастеров каменного дела» [Царев, 2003, с. 369].

Самое раннее описание церкви относится к 1832 г. Оно имеется в ризничной описи за этот год, составленной благочинным иереем Александром Коноваловым и священником Минусинской Спасской

церкви Афанасием Тюшняковым: Длиной церковь «от горнего места до дверей на паперти» 13 саженей, шириной с приделом - 6,5 саженей. Как указывается в документе: «Первоначально окон в основном (т.н. холодном храме) с видом на алтарь было три, южном (т.н. теплом) - два окна. В холодном храме и теплом приделе 7 с решетками со внутренними столярной работы ставнями; в теплом со внутренними и наруж-ними, со стеклянными оконницами; над (?) окнами в холодном храме с южной и северной стороны по 3 больших окна со стеклянными оконницами без решеток, а выше 4 круглых окна со стеклянными оконницами без решеток. В самом (осмерине?) восемь окошек со стеклянными оконницами без решеток» [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29. Л. 37-37об.]. Сохранилось и описание колокольни 1832 г.: «Колокольня деревянная, высотой с деревянным крестом 11 саженей. Колоколов на ней шесть: по 20 пудов 21 фунтов, четыре пуда 6 фунтов, два пуда шесть фунтов и три расколотых по одному, два пуда и 30-ти фунтов» [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29. Л. 19об.]. В 1855 г. на колокольне числилось уже восемь колоколов. Именно в этом году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн (131 пуд) [Плехов, 2000, с. 3].

Сохранилось описание церкви и церковного причта за 1835 г.: «Здание каменное с таковой же колокольней, крепкое. Престолов два, в холодном приделе во имя Нерукотворного Спаса, в теплом -Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью [церковь] достаточна. Причта положено по штату: священник один, диакон, дьячок и пономарь; в 1834 году прибавлен священник. Земли при церкви усадебной нет, пашенной - 30 десятин, сенокосной - три десятины. Сенокосной пользовался причт, а за пахотную полу-

чал хлебную ругу. Дома у священнослужителей собственные, деревянные на вольной земле, исключая дьячка Михаила Алексеевича Токорева, который живет в доме отца своего. На содержание священнослужителей жалованье не производится, они пользуются ругой и денежными доходами за исполнение треб, содержание их посредственно» [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 11. Л. 230-230об.].

Здание каменной Спасской церкви вместе с богадельней и кирпичной оградой показано на проектном плане уездного города Минусинска, составленном прапорщиком строительного отряда путей сообщения К. Мусиным-Пушкиным и высочайше одобренном 22 декабря 1844 г. На этом генеральном плане Спасская церковь располагается в западной части Минусинска в излучине речки Минусы на территории обширной Гостинодворской площади. Своим западным фасадом церковь была обращена на русло Енисейской протоки и улицу Большую - часть трактовой дороги, проходившей через село, служа торжественным архитектурным оформлением въезда в его центральную часть. На площади, кроме Спасской церкви, располагался деревянный гостиный двор, построенный в 1829-1830 гг., поэтому вполне закономерно, что здесь происходила основная торговая деятельность жителей города и ближайших селений. По мнению Мусина-Пушкина, такое соседство представляло определенные неудобства, так как « торг на церковной площади частию неприличен по причине всегдашнего шума базара». По этой причине, как указывал автор, «составляя проект плана города Минусинска, я имел в виду необходимое назначить место для торговой площади»». На новой площади предполагалось разместить мясные лавки, отсутствовавшие до этого времени в городе, и которые, «как и всякие другие, приносят доход городу, потому и устройство их необходимо и выгодно во всех отношениях». Место для Торговой площади было выбрано на восточной окраине сложившейся застройки. По проекту она должна была стать в будущем центром новой части города. Там должна была быть выстроена еще одна церковь, которая со временем могла получить статус соборной. На существовавшей городской площади автор плана предлагал вместо деревянного гостиного двора выстроить новый каменный. Вторую доминанту площади - Спасскую церковь - предполагалось оставить приходской. При этом подчеркивалось, что «при разширении города необходимость устройства другой церкви будет чувствительна» [Царев, 2003, с. 366-367].

Расширения храма требовало и изменение социально-экономического статуса Минусинска, что подчеркивалось уже в плане 1844 г. Со второй половины XIX в. новые социально-экономические процессы, захватившие российское государство, начинают более интенсивно влиять на такие отсталые периферийные поселения, как Минусинск, в котором все более проявляются черты города: развиваются ремесла, торговля, появляется промышленность. Развитие золотодобывающего дела, получившего свое начало в 1830-е гг., государственная политика по размещению в крае большого числа ссыльных и все возрастающее переселенческое движение так же оказали немалое влияние на многие стороны городской жизни. Несмотря на то, что Минусинск входил в разряд малых городов, он разрастался, формиро-

вались новые районы. В 1851 г. в Минусинске было 275 жилых строений, в 1856 г. - 307. Первый каменный жилой дом - купчихи Беловой - был выстроен в 1854 г. Кроме этого, в городе находился гостиный двор (ветхий, деревянный) с 7 лавками, 4 винных подвала, пороховой погреб, 2 соляных магазина, 2 хлебных, 1 провиантский, старый деревянный острог и деревянная казарма для помещения дезертиров. По плану в Минусинске было запланировано еще две церкви - Троицкая и Кладбищенская [Матнина, 1998, с. 46-47].

Этот период бытования Минусинского Спасского собора характеризуется возведением в Сибири новых, крупномасштабных соборных зданий, что в настоящее время трактуется исследователями как общественная потребность, направленная на удовлетворение высших, самых жизненных потребностей духовно развитого русского человека. В это время, как свидетельствуют документы, храмы созидались соборно, что само по себе являлось показателем высочайшей духовной и социальной культуры, нравственного здоровья значительной части тогдашнего русского общества [Туманик, 1998, с. 139].

В русле всех вышеперечисленных тенденций развития города, а также в связи со значительным увеличением населения г. Минусинска, в 1853 г. к минусинской церкви был пристроен второй придел в честь святителя Николая Мирликийского. Придел был возведен на пожертвования в размере 5055 руб. В основном церковь была построена на средства Минусинского купца 2-й гильдии Ивана Тимофеевича Масленникова. Им было пожертвовано 4000 руб. на новый придел, на новый иконостас с иконами - 500 руб., на церковную утварь - 480 руб. Всего пожертвований на сумму 4980 руб. [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 69. Л. 389]. Указом Томской духовной консистории №73 от 4 марта 1854 г. было представлено свидетельство Енисейскому губернскому архитектору о правильной, прочной и окончательной постройки придела и приписывалось «освятить придел на новом Св. Антиминсе» [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 69. Л. 101-101об.].

В результате переделки церковь стала трехпре-стольной. Указом Св. Синода от 17 сентября 1858 г. церковь стала соборной, центром Минусинского благочиния. Настоятель храма управлял всеми церквями в округе, по мере увеличения количества церквей - первым участком благочиния [МКМ. Зорин А.Н. Рукопись. С. 31].

Достройка иконостаса продолжилась в 1857 г.: 26 мая церковному старосте Александру Андриянови-чу Ильину был представлен план храма из Томской духовной консистории, а 31 октября Минусинский словесный суд препроводил Минусинскому благочинному общественный приговор об устройстве нового иконостаса в Минусинской Спасской церкви по плану архитектора Набалова1. 9 декабря 1857 г.

1 Набалов Яков Михайлович (1822-1866) - «неклассный художник» (1851 г.), академик архитектуры (1859 г.). Художественного образования не получил. Помощник при профессоре архитектуры Р.И. Кузьмине (1810-1868), участвовал в строительных работах в Гатчине, С-Петербурге и других городах (1844-1853 гг.). Направлен К.А. Тоном в 1853 г. в Красноярск для возведения обрушившегося Богородице-Рождественского собора. В Енисейской губернии построил несколько церквей и общественных зданий, в том числе

следует отношение члена Томской духовной консистории протоиерея И. Донецкого Минусинскому благочинному о препровождении трех контрактов от имени церковного старосты купца А.А. Ильина, заключенных с вятским мещанином Александром Ни-кульниным, о постройке иконостаса [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 83. Л. 272-272об., 553, 751]. Всего на постройку Никольского придела, иконостаса, внутреннюю отделку было потрачено более 11 тысяч руб. серебром [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 171. Л. 1].

Перестройка церкви в 1853—1854 гг. началась и была завершена при минусинском благочинном и настоятеле церкви Георгии Михайловиче Бенедиктове [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 28. Л. 71-73].

В приход Спасской церкви, кроме села, а затем города, Минусинска, до 1847 г. входили деревни Малая Минуса, Потрошилово, Кривая, Усть-Лугавская, Каменка, Усть-Абаканская (ныне г. Абакан) и несколько «ионородческих» улусов. Постепенно образовывались новые приходы, и с 1856 г. в Спасском приходе из деревень осталась только Малая Минуса [Плехов, 2000, с. 3].

До нас дошло очень подробное описание храма и алтаря до их перестройки в начале ХХ в. Оно относится к 1858 г. Иной ризничной описи, по-видимому, так и не было составлено даже после перестройки собора, так как заверительная надпись об ее изъятии из архива собора датируется 1924 г. и указывает, что описью пользовались до последнего.

Из главной церковной и ризничной описи Минусинского Спасского собора за 1858 г. можно узнать, что «длина храма - от горнего места до западных дверей тринадцать саженей. Ширина в холодном храме три сажени и один с одной третью аршина, в теплом - восемь саженей и один с четвертью аршин». Церковь была покрыта листовым железом. Все крыши окрашены зеленой масляной краской. Глав и крестов на церкви - пять, все главы деревянные, обитые белой жестью. Кресты железные, вызолочены двойным золотом. Вся церковь выбелена поштукатуренной известью. В Главном алтаре стены были выбелены по штукатурке известью, на своде изображен Господь Саваоф, благославляю-щий, окруженный херувимами. Святой престол имел размер в длину и ширину по одному аршину и восемь с половиной вершков. На нем лежал святой антиминс на голубом атласе, освящен 9 марта 1852 г. Просвященным Афанасием, Епископом Томским и Енисейским. Жертвенник сделан из дерева, длиной один аршин восемь вершков, шириной один аршин семь вершков. На горнем месте находилась икона Успения Пресвятой Богородицы в золоченой раме на постаменте. Стены и своды храма расписаны живописью. На них следующие изображения: на южной стороне - изображение притчи о Блудном сыне; на северной - притчи о Милосердном Судии; на западной стене над аркой изображен Вход Господень в Иерусалим. На своде следующие изображения: Распятие, Воскресение Господне, Моление Спасителя в саду Гефсиманском, Предание Спасителя Иудою, Вознесение Господне, несение Креста Спасителем, Снятие с креста Спасителя, Преображение Господне

часовню Параскевы Пятницы на Караульной горе (1855 г.). С 1858 г. работал в Томске [Слабуха, 1998, с. 408—409].

[АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-7].

При соборе до начала ХХ в. было небольшое кладбище, где хоронили наиболее почитаемых священников (здесь похоронен, например, благочинный, известный проповедник Ф.П. Токарев, умерший в 1902 г.) и некоторых жертвователей храма. К сожалению, почти все могилы были затеряны и уничтожены при строительстве крестильни в конце ХХ в. Осталось отмеченным лишь одно захоронение у Покровского придела - могила священника Никона Павловича Уставщикова, служившего в соборе с 1915 г. по год смерти - 1922, т.к. на месте могилы было установлено новое надгробие в виде часовенки [Плехов, 2000, с. 3].

В конце XIX в. комплекс Спасской церкви занимал северо-западную часть обширного пространства Гостинодворской площади. С юга к участку Спасской церкви примыкали два протяженных ряда деревянных торговых лавок, предполагавшихся городским планом к сносу. С запада в линии застройки проходившей здесь улицы находилось здание словесного суда. Рисунок Д. Фроста в книге Д. Кеннана «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 г., запечатлел Спасскую церковь в окружающей городской застройке (ил. 1). Он донес до нас архитектурный облик здания до его изменения после реконструкции, случившейся в начале ХХ в. [Ковалев, Ермолаева, 2012]. Судя по рисунку, стены Спасской церкви имели контрастную расцветку: на фоне окрашенных в 1886 г. поверхностей фасадов белым цветом выделялись детали декоративного убранства. Комплекс Спасской церкви был окружен деревянной решетчатой оградой на кирпичных столбах.

Собор, находящийся на главной и самой крупной городской площади, оставался знаковой доминантой Минусинска весь XIX в. Храм являлся центром композиционно-плановой структуры площади, разработанной еще в проектах середины XIX в. и завершенной почти полностью к началу нового ХХ столетия. Центр города - общее для всех пространство. До революции 1917 г. площадь в коллективной памяти населения сформировалась как один из городских общественных центров. Размещение и границы комплекса застройки площади были определены высочайше утвержденными планами города. Первоначально площадь носила название Гостинодворская, так как именно на ней располагались торговые ряды. Активная торговая жизнь здесь затихла в 60-х гг. Х!Х в., когда по решению городской думы место для торговли перенесли на новую территорию. Именно с этим периодом связывают начало формирования площади как центра культурной жизни города, каковым она является и по сей день. Здесь было построено здание начального училища, в доме купчихи Беловой несколько лет размещались местный музей и библиотека. В 90-е гг. Х!Х в. на пересечении площади и Беловской улицы возвели здание музея, а в начале ХХ в. разбили Пушкинский сквер, который завершил архитектурный ансамбль этого старинного городского уголка.

Вместе с тем с ростом города его деловой и торговый центр смещается к геометрическому: с Гостинодворской на Базарную площадь, и в конце XIX в. появляется мысль построить новый соборный храм, а старый, расширив, оставить приходским (ил. 2). До

конца эту идею так и не удалось претворить в жизнь. Храм, оставаясь намоленным местом, привлекал жителей всей округи. Собор по-прежнему удовлетворял духовные чаяния жителей как города Минусинска, так и округи, являлся центром образования (при нем существовала церковно-приходская школа для детей, устраивались народные чтения для взрослых, была обширная библиотека) При храме существовали также приют и богадельня, а силами его служителей и активных прихожан формировался православный образ жизни (проходили религиозные чтения, трезвенное движение). Религиозные праздники, справляемые в храме, определяли время, деля его на будничное и праздничное (праздничные службы, крестные ходы, съезжие праздники, торжественные богослужения во время светских торжеств). В церкви формировалась вокальная культура и эстетический вкус. В «сферу влияния храма» входили и гражданские события: на Соборной площади проходили парады и празднества, на этом же сакральном пространстве располагалось и кладбище (ил. 3) [Вернуть Соборную площадь, 2014, с. 2].

Вместе с тем случай с расширением Минусинского Спасского собора не единичен в храмостроительной практике Енисейской губернии 1900-1910-х гг. В это время серьезной реконструкции, вызванной необходимостью увеличения площади помещений для богомольцев, подвергся целый ряд каменных городских и сельских церквей. В 1912 г. по проекту енисейского губернского архитектора В.А. Соколовского был значительно расширен Спасский собор в г. Канске. Этим же архитектором в сентябре 1902 г. составлялся проект расширения Николаевской церкви в селе Рождественском Енисейского округа. Всего в своей биографии В.А. Соколовский пишет о проектировке, строительстве и расширении за 1900-1917 гг. около ста каменных и деревянных церквей [Слабуха, 2004, с. 55-73].

Сведения о расходах, которые понесла община при перестройке собора, мы можем почерпнуть из приходно-расходных книг за 1901-1902 гг. В 1901 г. на уплату подрядчику за подготовительные работы в задаток взято с книжек сберегательной кассы 2015 руб. 42 коп. В 1902 г. взято в разное время с книжек сберегательной кассы 8938 руб. 59 коп. Пожертвовано Зайцевым (инициалы не указаны) 2 тысячи руб., Солдатовым (инициалы не указаны) - 500 руб., неизвестным - 300 руб. Остаток «свеянных» денег (так в документе) составил 613 руб. 75 коп. Всего на перестройку собора было потрачено 14367 руб. 76 коп. Подрядчику Чернову была выплачена за «дополнительные работы по проекту архитектора Фальбаума» 1 тысяча руб., позднее - 9950 руб.; иконостасщику (первоначально фамилия тут не указана, далее значится Ал.И. Козлов) за иконостасные работы - 1 тысяча руб. и затем 900 руб., архитектору Фальбауму и надсмотрщику над работами Лурио - 450 руб., за штукатурные и печные работы Фролову 1000 руб., кузнецу Кузнецову и столяру Зиерингу - каждому по 450 руб. [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 418. Л. 12].

Однако суммы более чем в 14 тысяч руб. не хватило на окончательную отделку, о чем и сообщается в рапорте причта и членов строительного комитета по постройке Спасского собора от 3 декабря 1902 г. епископу Енисейскому и Красноярскому Евфимию. Авторы рапорта просили Владыку разрешить выдать

на окончательную отделку вновь воздвигнутой постройки здания Спасского собора дополнительно 2000 руб., внесенные прихожанами в 1900 и 1901 гг. на устройство епархиального свечного завода, и деньги, остающиеся при соборе в наличности 1325 руб. на сберегательной кассе. К письму прилагалась приходно-расходная ведомость по достройке Спасского собора. Внизу шли подписи строительного комитета: священник Иннокентий Подгорбунский, дьякон Иоанн Рудаков, псаломщики: Павел Бабишев, Владимир Фокин, церковный староста Никон Смирнов, члены комитета: мещане Аристарх Персиков и Алексей Егонский [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 418. Л. 10].

Перестройка приделов закончилась в 1902 г. Однако в этот и последующий год алтари так и не удалось освятить из-за «не окончания всей постройки и за недостатком иконостасов» [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 158. Л. 168, 170]. Южный придел был освящен 26 октября 1904 г., северный (Никольский) - 4 декабря 1905 г. [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 158. Л. 193].

К перестройке главного алтаря Минусинского Спасского собора приступили только в июне 1906 г., что следует из протокола № 38 строительного отделения Енисейского губернского управления, по которому был утвержден проект перестройки [ГАКК. Ф. 595. Оп. 60. Д. 261. Л. 57]. Жертвенник главного придела был освящен в день памяти Св. муч. Мины, Ермогена и Евграфа 10 (по ст.ст.) декабря 1906 г. протоиереем Гавриилом Асташевским, священником Александром Бриллиантовым, Дмитрием Дубровиным с диаконами [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 158. Л. 216].

Реконструкция собора началась при благочинном Феодосии Петровиче Токареве и священнике Иване Ивановиче Подгорбунском (1898-1902 гг.), продолжилась при временно исполняющих должность благочинных Анемподисте Герасимовиче Тарасове (1902-1904 гг.), Александре Ивановиче Бриллианто-ве (1904 г., в священнической должности при соборе до 1906 г.), Иване Васильевиче Карелине (19041906 гг.) и закончилась при Гаврииле Асташевском (1906—?). Бессменным церковным старостой в это время был минусинский купец Никон Алексеевич Смирнов [АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 158].

К сожалению, на сегодняшний момент неизвестен архитектор, производивший перестройку собора. В статьях В. Плехова и Л. Чащиной указывается известный красноярский архитектор В.А. Соколовский. Источник данных сведений не ясен [Плехов, 2000, с. 3; Чащина, 2002, с. 121]. В списке строений, возведенных В.А. Соколовским, числится Канский Спасский собор, а вот Минусинского нет [Слабуха, 2004, с. 55-73]. Правда, в комментариях к биографии А.В. Слабуха на стр. 66-68 указывает, что в документе упоминаются далеко не все постройки архитектора [Там же, с. 66-68].

В архивных документах 1900-х гг. содержатся сведения о двух проектах переустройства Минусинского Спасского собора. Об обстоятельствах разработки и авторе первого из них нам ничего не известно. Второй проект был выполнен енисейским губернским архитектором Александром Александровичем Фольбаумом2, имевшим значительную част-

2 Фольбаум Александр Александрович (1864-1914), гражданский инженер-архитектор. В 1887 г. по окончании Пе-

ную проектную практику. На это прямо указывают документы минусинского архива. В конце июля 1901 г. А.А. Фольбаум направил причту Спасского собора проектные чертежи реконструкции здания для последующего представления их в губернский строительный комитет. В это же время А.А. Фольбаум состоял архитектором при комитете по строительству в Минусинске каменной Вознесенской церкви. Им же в мае 1906 г. был осуществлен выбор места для постройки каменной церкви рядом с городом в деревне Мало-Минусинской [ГАКК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 448. Л.5; Ф. 674. Оп. 1. Д. 7889. Л. 8].

В журналах Енисейской духовной консистории от 2 мая и 3 октября 1901 г. при рассмотрении вопроса о необходимости перестройки Минусинского Спасского собора был прямо назван автор проекта перестройки собора: А.А. Фольбаум [ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 4746. Л. 200-201, 549-550]. В документе значится: «был представлен проект перестройки Собора, составленный Губернским архитектором г. Фальбаумом (так в документе) и смета стоимости перестройки» [ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 4746. Л. 200]. При этом прихожане ходатайствовали употребить из церковного капитала 13448 руб. 71 коп. Консистория разрешила им израсходовать 12500 руб., а остальной церковный капитал оставила в запасе на неопределенные расходы [ГАКК. Ф. 674 Оп. 1. Д. 4746. Л. 549].

Среди авторов-архитекторов реконструированного собора также нередко называют А.Ф. Персикова, местного самоучку, к числу творений которого мину-синцы относят здание местного театра, нескольких купеческих домов. Как свидетельствуют документы минусинского архива, А.Ф. Персиков вряд ли являлся собственно архитектором реконструированного собора. Он, будучи общественным деятелем, входил в строительный комитет по реконструкции собора, участвовал в обсуждении проекта и хода работ. У него не было профессиональных знаний и опыта работы в этой области. Всю сознательную жизнь Персиков занимался торговлей. Однако данная легенда показывает желание минусинцев увековечить имя человека, столь много сделавшего для города и являющегося его выдающимся представителем. Мину-синцы его упоминают как архитектора Минусинской Вознесенской церкви, здания театра, нескольких купеческих домов, автором проекта настройки третьего этажа дома Вильнера [Нагорных, 2012, с. 5].

Самое раннее сведения о переделке храма сохранилось в книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии»: «В 1904 году собор был перестроен. Боковые алтари были убраны, стены подняты в вышину и продолжены в длину до главного алтаря, так что в настоящее время все три алтаря поставлены в ряд и храм стал в два или три раза вместительнее прежнего» [Краткое описание приходов Енисейской епархии, 1916, с. 127].

Ниже приводится описание переделок храма,

тербургского института гражданских инженеров направлен в Енисейскую губернию. Городской (1888-1890 гг.) и губернский (1890-1909 гг.) архитектор. Основные работы: учительская семинария, угловой корпус городской больницы (ул. Вейнбаума), жилые дома и усадьбы в Красноярске. По губернии: системы мостов и дамб, строительство и реконструкция церквей. Возводил здание духовной семинарии и Архиерейский дом в Красноярске [Гринберг, 1998, с. 660] .

взятое из исторической записки3:

В результате развернувшихся строительных работ на церковные средства были увеличены оба придела в длину и ширину. В главном алтаре был переделан свод. Центральные части престолов стали двухъярусными. Были растесаны в ширину и высоту створки, выходящие из центральной части храма в боковые приделы, растесали также кладовую и сторожевую, построенные в 1854 г., что позволило увеличить площадь приделов. С юго-западной стороны была пристроена кладовая, а с юго-западной - крестильня. В ходе этих работ росписи свода главного алтаря и стен центральной части храма были утрачены. Без изменений остался главный предалтарный иконостас, а придельные - южный и северный - в связи с перестройкой стали трехярусными. Ранее они были, соответственно, двухъярусным и одноярусным. К имевшимся пяти главам и крестам на церкви прибавилось еще пять: по одной главе с крестом над центральными частями приделов и три на фасаде [ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 473. Л. 1, 2].

Описание переделок храма, взятое из статьи В. Плехова: «Боковые приделы были расширены, подняты и продлены на восток до линии главного алтаря, который был также расширен, стал из круглого пятигранным и получил новый свод и другое венчание. Западная сторона также удлинилась на 6 м. Таким образом, храм был расширен со всех сторон, в результате чего стал вместительнее почти в три раза. Собор получил новую конфигурацию и новую композицию: контраст распластанности нижней части и устремленности ввысь вертикальных завершений. Изменились пропорции: ширина нижней части стал равной высоте колокольни - 24 м. Все десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов: над входом, над колокольней, над главным храмом и главной алтарной апсидой. Каждый из крестов (исключай те, что расположены по одной из симметричных сторон) неповторим по форме и рисунку» [Плехов, 2000, с. 3].

Как пишет в своей статье В. Плехов, за 100 лет храм кардинально изменил свой облик. Первоначально он имел гораздо меньшие размеры: ширина его равнялась диаметру свода главной части храма, западная часть начиналась от колокольни, апсида Покровского придела находилась на западе (у колокольни), а весь придел был уже и ниже современного. Главный алтарь был полукруглым, а его главка дублировала в миниатюре высотное соотношение (венчание) главного храма. Силуэт церкви более, нежели теперь, напоминал корабль, а вся его композиция подчинялась идее устремленности вверх. Из всех элементов этой композиции после переделки храма сохранилось только два: колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем). Церковь венчали пять главок, покрытых медью, с позолоченными крестами. Жестяная крыша была выкрашена в зеленый цвет [Плехов, 2000, с. 3].

Таким образом, в начале ХХ в. почти сложился ныне существующий храмовый комплекс, взятый сейчас на учет как объект культурного наследия федерального значения. Комплекс формировался с 1801 г. с закладки каменной Спасской церкви.

3 Год и автор не указаны.

Крупная перестройка всего комплекса произошла в 1904-1908 гг. В современном составе комплекса -церковь Спасская (соборная) (1801, 1853, 1904 гг.), богадельня-сторожевая (1853 г.), ворота с калиткой и звеном ограды (1904-1908 гг.). Храм в середине XIX - начале ХХ в. представлял из себя своеобразный памятник культовой архитектуры рубежа XVIII-XIX вв., сложной композиции, отразившей историю его формирования и сочетающий формы сибирского барокко с чертами неорусского стиля начала Хх в.

Первоначальное ядро каменной одноэтажной церкви составили четверик храма с граненой апсидой, перекрытый 8-лотковым сводом, квадратная в плане трапезная и восьмигранная колокольня. Их сложные ярусные завершения и декор выполнены в традиционных формах «сибирского барокко» и определяют силуэт здания. Поздние пристройки и повышенные боковые приделы с полукруглыми апсидами превратили нижний ярус в компактный, почти квадратного очертания объем. В их декоре эклектически сочетались формы, имитирующие мотивы древнерусского зодчества, и барочные, вторящие элементам первоначального ядра: фигурные щипцы, обработка волютами барабанчиков главок.

Высокая трехъярусная колокольня - традиционный восьмерик на четверике с венчанием, аналогичным храмовому. Ярус звона прорезан высокими арочными проемами. Окна здания обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершены глубокого профиля полукруглыми архивольтами. Углы здания и места примыкания стен обработаны филенчатыми лопатками. Карнизы мелкого профиля, большого выноса.

Основные помещения перекрыты крестовыми сводами с лепными тягами-нервютами по ребрам, в алтарях - конхи с невысокими распалубками, в паперти главного храма свод коробковый, в папертях боковых приделов - хоры на деревянных резных кронштейнах. Проемы и арки обрамлены многопрофильными тягами. Масляная живопись на стенах и сводах второй половины XIX в. с позднейшими подновлениями. В церкви находились резные ампирные иконостасы начала XIX в. с элементами барокко. Боковые иконостасы были частично или полностью переделаны. Иконы, судя по сохранившемуся акту 1923 г., перенесены в новые иконостасы. Длина здания по оси запад-восток составляла около 35 м, по оси север-юг по 24,5 м. [Текущий архив..., Учетная карточка, 27 февраля 1985 г. Сост.: Ю.И. Гринберг, К.Ю. Шумов].

Важный элемент комплекса, выполненный в формах классицизма, - богодельня-сторожевская (так в учетной карточке) - был построен в первой половине XIX в. и формировал юго-западную часть комплекса. Богодельня была встроена в ограду и обращена к улицам западным и южным фасадами. Объект представляет собой небольшое одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание под вальмовой металлической кровлей. Стены оштукатурены и окрашены в два цвета. Структура и скромный декор здания выполнены в формах классицизма. Углы и примыкания поперечных стен отмечены лопатками, по которым раскрепован зубцовый фриз. Такие же зубчики украшали прямые сандрики над небольшими прямоугольными окнами, обведенными плоскими наличниками и валиком. Валиком отмечен

и край цоколя. Это дом с центральными сенями и одинаковыми комнатами. Наружные стены имеют толщину в 0,8 м - в 3 кирпича. Габариты здания 6,2x12,4 м. Со временем были усилены подбетонкой фундамент и часть цоколя. С севера выполнена дощатая пристройка сеней. Растесаны окна с утратой наличников и прямых сандриков с зубчиками (наличники уцелели на двух ложных окнах южного фасада). Выполнены деревянные наличники и дощатые ставни. Реставрация здания не проводилась.

Ворота церкви также входили в соборный комплекс и соединяли юго-западный угол церкви и северный фасад богадельни-сторожевской. Кирпичные, оштукатуренные и побеленные ворота имеют асимметричную композицию: с калиткой справа и участком ограды слева. Каркас ворот выполнен в виде трех массивных столбов прямоугольного сечения, причем правый столб калитки по высоте ниже и проще по форме. Над воротами арочная кирпичная перемычка, над калиткой - прямя сверху и лучковая в проеме, имеет со столбом общую кровельку. Полотна ворот и калитки металлические, с радиальной решеткой, открываются вовнутрь. Ширина их около 3 м. Столбы ворот филенчатые. Перемычки над воротами и калиткой, а также столб калитки украшены многообломным карнизом и имеют фигурные навер-шия сложной многообломной формы с полуциркульным подвышением, увенчанным крестом. Дворовый фасад ворот плоский, без декора. Полотна ворот и калитки металлические. Ворота имеют историко-ар-хитектурную ценность как элемент храмового комплекса, выполненный в формах эклектики после расширения церкви [Текущий архив..., Учетная карточка и паспорт комплекса Спасской церкви, ноябрь 1991 г. Сост.: О.П. Гулевич, Ю.И. Гринберг]. Время сооружения ворот - 1904-1908 гг.: на фотографиях 1904 г. [МГМ. ВФ. Д. 1000] видно, что с западной стороны церковная территория ничем не ограждена, а на изображении 1908 г. уже есть ворота, сохранившиеся до наших дней [МКМ. ВФ. Д. 6075].

Как мы видим, до революции Минусинский Спасский собор являлся сакральным и социокультурным центром юга Приенисейской Сибири. Храм являлись некой точкой, где были сфокусированы мировоззренческие и эстетические представления людей. Идеи возведения новых храмовых построек и подновления уже существующих проявлялись как общественная потребность. Храм не только являлся центром такой церковно-административной единицы как приход, но и формировал горизонтальные связи местного сообщества, укрепляя православные основы социокультурных практик. На данное значение храма обращали внимание русские дореволюционные философы и историки, работавшие в рамках теории «соборности».

Список литературы

1. Вернуть Соборную площадь? // Власть труда. -01.07.2014 г. - С. 2.

2. Гринберг Ю.И. Фольбаум А.А. // Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск: Рус. энцикл., 1998. - С. 660.

3. Ковалев В., Ермолаева Л. Джордж Кеннан. В Сибирь за правдой — [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.krasplace.ru/dzhordzh-kennan-v-sibir-za-pravdoj (дата обращения: 07.06.2017).

4. Краткое описание приходов Енисейской Епархии: издание Енисейского церковно-историко-археологи-ческого общества. - Красноярск: Эл.-тип. Епархиального братства, 1916. - 243 с.

5. Матнина Т.А. Структурно-планировочное развитие исторических городов Красноярского края: дис. ... канд. архитектуры. - М., 1998. - 235 с.

6. Нагорных В.В. Неизвестное об Аристархе Персико-ве // Надежда и Мы. - 23.11.2012. - С. 5.

7. Плехов В. Спасский собор // Надежда и Мы. -13.06.2000 г. - С. 3.

8. Слабуха А.В. Биография трудового стажа гражданского инженера Соколовского Владимира Александровича, проживающего в городе Красноярске по улице Сурикова, д. 31, кв. 2 (Публикация и комментарии) // Суриковские чтения: науч.-практ. конф., 2003. - Красноярск: Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, 2004. - С. 55-73.

9. Слабуха А.В. Набалов Я.М. // Енисейский энциклопедический словарь. — Красноярск: Рус. энцикл., 1998. — С. 408—409.

10. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. - Новосибирск: [Б. и.], 1998. - 206 с.

11. Царев В.И. Архитектура городов Центральной Сибири с древнейших времен до начала ХХ века: дис. ... д-ра архитектуры. - М., 2003. - 487 с.

12. Чащина Л.П. Минусинский Спасский собор // Красноярские архивы. Сборник информационных материалов. - Красноярск: Комитет по делам архивов администрации Красноярского края, 2002. - № 17. - С. 120-122.

13. Kennan G. Siberia and the Exile System. - V. 1. -New York: The Century Co., 1891. - 409 p.

Список источников

1. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3.

2. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 11.

3. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 28.

4. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29.

5. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 69.

6. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 83.

7. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 145.

8. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 158.

9. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 171.

10. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 418.

11. ГАКК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 448.

12. ГАКК. Ф. 674 Оп. 1. Д. 4746.

13. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7889.

14. ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 473.

15. МГМ. ВФ. Д. 1000.

16. МГМ. ВФ. Д. 6075.

17. МКМ. ОФ. Н. 920

14. Текущий архив. Учетная карточка и паспорт комплекса Спасской церкви, ноябрь 1991 г. Сост.: О.П. Гулевич, Ю.И. Гринберг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Текущий архив. Учетная карточка, 27 февраля 1985 г. Сост.: Ю.И. Гринберг, К.Ю. Шумов.

Список сокращений

АГМ - Архив города Минусинска. ГАКК - Государственный архив Красноярского края. МКМ - Минусинский краеведческий музей. Текущий архив - Текущий архив Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

A.P. Dvoreckaya Siberian Federal University (Krasnoyarsk) advoreckaya@mail.ru D.D. Dvoreckiy

The Center for Preservation of the Cultural Heritage of the Krasnoyarsk Territory

V.V. Nagornyh Archive of the City of Minusinsk

Minusinsk Spassky Cathedral in the Urban Space Structure in the Middle of 19th - Early 20th Centuries

Abstract. The article deals with the existence of Minusinsk Spassky Cathedralin the 19th — the beginning of the 20th centuries on the basis of archival sources. Its significance for the cultural and historical landscape of Minusinsk is also shown in this work. Before the Great October Revolution of 1917, the temple was perceived as a liturgical building and, at the same time, as a work of architecture, a kind of a collective heritage to the descendants, and that allowed parishioners to reconstruct the building at their own discretion. The temple was reconstructed twice in the reviewed time (in the middle of the 19th and in the early 20th centuries), and both modifications strongly changed its architecture. In addition, the Cathedral was a material embodiment of spiritual life of the local society and carried a symbolic and information function. At present the church complex is a monument of federal significance. Originality of the research is provided by the fact that documents of the State Archive of Krasnoyarsk Region and the Archive of the city of Minusinsk, which contain data about the Cathedral's formation, names of the architects, priests and parishioners associated with the processes of building and reconstruction, are listed here for the first time. The authors compare the church architecture in the beginning of the 20th century and in 2010s by means of pictures from the collection of Minusinsk Museum of Local Lore and materials of the Archive of the State Protection Service for the Objects of Cultural Heritage of Krasnoyarsk Region.

Key words: temple architecture, monuments of Minusinsk, Yenisei province, Siberian temples, Minusinsk Spassky Cathedral, history of Minusinsk architecture, Siberian baroque

Ил. 1. Д. Фрост. Минусинск. Вид из окна. Рисунок [Кеппап, 1891]

Ил. 2. План Минусинской Спасской соборной церкви. 1868 г. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.