Елеусизова Индира Каржаубаевна, главный научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, кандидат юридических наук
Турлыбек Дана Манарцызы, старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юридических наук
роль кредитных товариществ в кредитовании населения республики Казахстан
В соответствии с действующим законодательством РК кредитным товариществом является юридическое лицо, созданное физическими и (или) юридическими лицами для удовлетворения потребностей его участников в кредитах и других финансовых, в том числе банковских, услугах путем аккумулирования их денег и за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан (статья 1 Закона Республики Казахстан «О кредитных товариществах» (далее - Закон) [1].
Вместе с тем наряду с данными товариществами в РК аналогичные финансовые услуги оказываются микрофинансовыми организациями и банками, а также иными организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
Основными отличиями кредитных товариществ от микрофинансовых организаций являются следующие:
1) кредитные товарищества создаются в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью (далее - ТОО), тогда как микрофинансовая организация - в форме хозяйственного товарищества;
2) кредитным товариществам запрещается осуществление предпринимательской деятельности, за исключением:
- переводных и заемных операций,
- приема на инкассо платежных документов (за исключением векселей),
- открытия (выставления) и подтверждения аккредитива и исполнения обязательств по нему,
- сейфовых операций,
- лизинговой деятельности,
- открытия и ведения банковских счетов,
- выдачи гарантий, поручительств и иных обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме,
- факторинговых и кассовых операций.
Также кредитное товарищество вправе
получать доходы, связанные с использованием собственного имущества, и осуществлять инвестиционную деятельность (статья 18 Закона).
При этом максимальные и минимальные размеры предоставляемых услуг законодательством не ограничиваются.
В свою очередь, основной деятельностью микрофинансовой организации является предоставление микрокредитов в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на одного заемщика;
3) кредитное товарищество осуществляет отдельные виды банковских операций без лицензии Национального Банка РК, тогда как микрофинансовая организация для предложения микрокредитов обязана получить предварительное согласие Национального Банка, являющегося ее уполномоченным органом.
Сравнительный анализ кредитных товариществ с банками показал, что:
1) организационно-правовые формы кредитных товариществ и банков также различны, поскольку банки создаются в форме акционерных обществ;
2) кредитные товарищества осуществляют практически все виды банковских операций, за исключением приема депозитов, учетных и обменных операций, инкассации банкнот, монет и ценностей;
3) банкам необходимо наличие лицензии Национального Банка, как их уполномоченного органа, на проведение банковских операций, тогда как уполномоченный орган кредитных товариществ отсутствует.
Данное обстоятельство связано с осуществлением их деятельности без получения лицензии и в разных отраслях экономики (сельском хозяйстве, промышленности др.).
Справочно: до 2006 года таким уполномоченным органом кредитных товариществ в РК был Национальный Банк.
Зарубежный опыт
Кредитные товарищества впервые были созданы в XIX веке и получили широкий размах в аграрном секторе Германии.
Основными требованиями, предъявляемыми к созданию и функционированию первых сельских кредитных товариществ, являлись:
- отсутствие паевых взносов;
- солидарная неограниченная ответственность членов по обязательствам кооператива;
- строгая локализация деятельности;
- максимальное население территории действия товарищества не должно было превышать 1500 человек;
- предоставление ссуды только членам кооператива;
- использование полученного кредита исключительно на производственные нужды;
- бесплатный труд персонала (за исключением наемного счетовода);
- запрещение участвовать в других обществах.
В дальнейшем они получили широкое
распространение во многих странах Западной Европы, России и в Америке [2].
Роль кредитных товариществ заключалась во взаимопомощи его участников в соответствии с их реальным экономическим положением путем концентрации финансовых ресурсов самих участников товарищества для повышения эффективности производства и сбыта
продукции.
Анализ зарубежного опыта врассматриваемой сфере свидетельствует о том, что в большинстве стран кредитные товарищества функционируют в качестве некоммерческих организаций в виде:
- кооперативных банков (Германия);
- кредитных союзов (Кыргызская Республика, Ирландия);
- банков системы кредитования фермеров (США);
- сельских кредитных коопераций (КНР);
- кредитных потребительских кооперативов (Российская Федерация) [2].
При этом в РФ такие кооперативы, будучи некоммерческими, вправе распределять свою прибыль между участниками [3], то есть фактически имеют смешанную организационно-правовую форму.
Кроме того, необходимо отметить, что указанные организации имеют право объединяться в союзы, ассоциации и иные объединения, в том числе в форме акционерного общества - банка.
В зарубежных странах основной деятельностью кредитных товариществ является взаимное кредитование их участников. Вместе с тем в некоторых странах указанным организациям разрешается осуществление иных видов деятельности, в том числе прием депозитов, а также закупки сельскохозяйственной продукции, маркетинг аграрных продуктов, финансирование операций с фермерским оборудованием и др. При этом в других странах прием товариществами вкладов от его участников запрещается, к примеру, в США.
Следует отметить, что в США для того, чтобы стать участником кредитного товарищество достаточно 5 долларов США. При этом для получения кредита необходимо наличие вклада участника в уставном капитале в размере 5% от общей суммы кредита, который возвращается после выплаты долга.
Кроме того, в развитых странах кредитные товарищества пополняют свои финансовые активы не только посредством сбора взносов своих участников, но и путем размещения временно свободных средств на депозитах банков и выкупа ценных бумаг и другими способами, направленными на привлечение фондов денежного рынка для выдачи ссуд среди сельских товаропроизводителей и жителей.
Также в ходе формирования кредитных товариществ в мировой практике размер
вознаграждения по займам, выдаваемым ими, колебался в зависимости от местности в пределах 3,75-5 %, и, как правило, был ниже учетных ставок банков второго уровня.
Выводы и рекомендации
Особенностями кредитных товариществ в РК являются:
- создание в форме коммерческих организаций и предоставление участникам возможности получения прибыли;
- отсутствие разрешительных процедур для осуществления деятельности кредитного товарищества;
- отсутствие законодательного запрета на создание каких-либо объединений кредитных товариществ, в том числе кооперативного банка.
Однако следует учесть, что его создание потребует дополнительных финансовых затрат кредитных товариществ на формирование уставного капитала указанного банка, а также получения лицензии Национального Банка на проведение банковских операций.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день кредитные товарищества в Казахстане не получают должного развития ввиду таких проблем, как низкая самодостаточность, отсутствие рыночных стимулов, развитие рынка только за счет государственной поддержки агропромышленного комплекса, отсутствие возможности консолидации ресурсов, резервирования и др.
Между тем, кредитные товарищества являются эффективным инструментом предоставления финансовых услуг в отдаленных административно-территориальных единицах республики, а также малочисленных регионах, где отсутствуют банки второго уровня.
На основе вышеизложенного, предлагаем принять следующие меры, направленные на дальнейшее развитие кредитных товариществ, сохраняя при этом их самостоятельность.
1. Целями создания кредитных товариществ как коммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) являются получение прибыли и оказание финансовых, в том числе банковских услуг.
Учитывая интересы участников товарищества, а также потребность населения в указанных услугах предлагаем предоставить товариществам возможность осуществлять все виды банковских операций, предусмотренных в Законе РК «О банках и банковской деятельности
в Республике Казахстан».
Кроме того, поскольку практика свидетельствует, что организации, осуществляющие банковские операции, создаются в форме акционерного общества (банки второго уровня, страховые организации) и ТОО (к примеру, кредитные товарищества, микрокредитные организации, ломбарды), представляется целесообразным расширить право кредитных товариществ по определению их организационно-правовой формы в виде ТОО и АО.
2. На сегодняшний день кредитные товарищества предоставляют кредиты в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности только своим участникам. То есть, для получения кредита необходимо быть либо одним из учредителей данного товарищества, либо войти в его состав путем внесения обязательных вкладов в уставный капитал.
При этом для приобретения статуса участника товарищества необходимо проведение общего собрания участников товарищества и получение их согласия, что требует дополнительных временных затрат.
В свою очередь, данное обстоятельство не соответствует целям кредитного товарищества, которые предусматривают быстрое и доступное кредитование физических и юридических лиц.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время кредитные товарищества в РК активно развиваются только как инструменты финансирования сельского хозяйства при содействии АО «Аграрная кредитная корпорация» [4].
В этой связи в целях увеличения доходности кредитных товариществ предлагаем
предусмотреть возможность кредитования ими иных лиц, не являющихся участниками товарищества. Для гарантирования возвратности выданных товариществом средств целесообразно установление обязательного обеспечения исполнения обязательств указанными заемщиками путем залога имеющегося или приобретаемого на кредитные средства имущества.
3. Предельная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитам, предоставляемым кредитными товариществами, утверждена в размере 56 (пятидесяти шести) процентов (постановление Правления Национального Банка РК от 24 декабря 2012 года № 377) [5]. Данная ставка аналогична ставкам вознаграждения по займам и микрокредитам,
выдаваемым банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, микрофинансовыми и микрокредитными организациями.
Учитывая зарубежный опыт, в целях повышения привлекательности кредитных товариществ предлагаем установить пороговые проценты кредитования, которые должны быть ниже ставки вышеуказанных организаций.
4. На сегодняшний день требования по целевому назначению предъявляются только к кредитам, выдаваемым кредитными товариществами за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год по программе кредитования сельскохозяйственного производства через систему сельских кредитных товариществ.
Поскольку кредитные товарищества предназначены в основном для оказания финансовых услуг лицам, осуществляющим свою деятельность в отдаленных районах страны, где неликвидно создание филиалов и отделений банков второго уровня, и уровень жизни которых существенно отличается от моногородов, предлагаем установить целевой характер всех кредитов, выдаваемых товариществами (целевое кредитование). Данное предложение поспособствует эффективному развитию предпринимательской деятельности (приобретение оборудования и иного имущества, расширение производства и т.д.) и улучшению социально-экономического положения населения (приобретение жилья, проведение ремонта и др.).
5. В целях увеличения финансовых активов кредитных товариществ, находящихся в регионах страны, где отсутствуют банки второго уровня, предлагаем предусмотреть возможность осуществления ими иных видов деятельности, в частности получения кредитов, размещения временно свободных средств на депозитах банков, выкупа ценных бумаг, закупок сельскохозяйственной продукции, маркетинга аграрных продуктов и финансирование операций с фермерским оборудованием и др.
6. Для гарантирования возвратности выдаваемых товариществом кредитов целесообразность приобретает предусмотрение способов обеспечения исполнения
обязательств, в том числе в виде гарантии, поручительства, залога, гарантийного взноса в случае превышения минимального размера кредитования, закрепляемого в локальных актах самой организации (к примеру, в уставе товарищества).
7. В целях обеспечения прозрачности деятельности кредитных товариществ предлагается законодательно закрепить обязательность прохождения ими аудита. При этом аудит должен проводиться независимыми агентствами за счет средств самих товариществ (по аналогии с акционерными обществами). Также необходимо установить ответственность аудиторов за представление недостоверной информации, включающую возмещение имущественного вреда участникам товарищества.
8. Законодательством РК предусматривается возможность предусмотрения уставом кредитного товарищества права его участника без ограничений вносить дополнительные взносы. При этом данные взносы не изменяют размер уставного капитала товарищества и, соответственно, не влияют на размер долей его участников (статья 15 Закона).
В этой связи для стимулирования внесения дополнительных взносов участниками кредитного товарищества предлагается установить их обязательный учет при определении долей его участников.
9. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона первоначальный уставный капитал кредитного товарищества, формируемый и оплачиваемый деньгами в национальной валюте, равен сумме обязательных вкладов участников и не может быть менее суммы, установленной уполномоченным органом.
Между тем, Закон не определяет, какое ведомство является уполномоченным органом, а также с 9 января 2006 года [6] не устанавливается минимальный размер уставного капитала товарищества.
Для устранения коллизий и пробелов в действующем законодательстве РК предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК о кредитных товариществах в части определения уполномоченного органа или исключения норм, предусматривающих его функции.
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 28 марта 2003 года №400 «О кредитных товариществах» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 5, ст. 32.
2. С. Емельянов. Зарубежный опыт развития кредитной кооперации в аграрном секторе // Интернет-ресурс http://www.creditcoop.ru, 13 июня 2010 года.
3. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О кредитной кооперации» // Правовой сайт КонсультантПлюс www.consultant.ru.
4. Интернет-ресурс https://www.zakon.kz/.
5. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 377 «Об утверждении предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения» // «Казахстанская правда» от 18.05.2013 г. № 170-171 (27444-27445).
6. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан от 9 января 2006 года № 20 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан» // «Юридическая газета» от 17 февраля 2006 г. №28-29 (1008-1009).
Мацалада Казацстан Республикасыныц цолданыстагы зацнамасына сэйкес кредиттгк cepiKmecmiKmepdi реттеу мэселелер1 царастырылган, олардыц басца царжы институттарымен салыстырмалы талдау жасалган, сондай-ац шетелдт тэжiрибе зерттелген, оныц нэтижестде осы саладагы зацнама нормаларын жетiлдiру бойынша тиicтi усыныстар эзiрлендi.
Ty^h свздер: кредиттт серттестт, царжылыц цызмет кврсету, микроцаржы уйымы, екiншi децгейдегi банк, банк операциялары, уэкiлеттi орган.
В статье рассмотрены вопросы регулирования кредитных товариществ по действующему законодательству Республики Казахстан, проведен их сравнительный анализ с другими финансовыми институтами, а также исследован зарубежный опыт, на основе чего были выработаны соответствующие рекомендации по совершенствованию норм законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: кредитное товарищество, финансовые услуги, микрофинансовая организация, банк второго уровня, банковские операции, уполномоченный орган.
In the article the issues of regulation of credit companies under the current legislation of the Republic of Kazakhstan are examined, a comparative analysis with other financial institutions is carried out, as well as foreign experience is studied, on the basis of which appropriate recommendations to improve the rules of law in this area were made.
Keywords: credit partnership financial services, microfinance organization, second tier bank, banking operations, the authorized body.
Индира Царжаубайцызы Елеуазова,
КР Зацнама институты азаматтъщ, азаматтъщ гс жyргiзу зацнамасы жэне атщарушылыщ гс ЖYргiзу бвлгмтщ бас гылыми щызметкерг, з.г.к. Дана Манарцызы Т%рлыбек,
КР Зацнама институты азаматтыщ, азаматтыщ гс ЖYргiзу зацнамасы жэне атщарушылыщ гс ЖYргiзу бвлгмтщ ага гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц магистрг
Цазащстан Республикасы халцын кредиттеудегi кредиттт серштестжтердщ рвлi
Елеусизова Индира Каржаубаевна,
главный научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, к.ю.н.
Турлыбек Дана Манаровна,
старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук
Роль кредитных товариществ в кредитовании населения Республики Казахстан
Eleusizova Indira Karzhaubaevna,
Chief Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences Turlybek Dana Manarovna,
Senior Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Master of Laws
The role of credit partnerships in lending to the population of the Republic of Kazakhstan