Научная статья на тему 'РОЛЬ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крауд-технологии / проблемы муниципального образования / население территории / информационные технологии / механизмы реализации. / crowd technologies / problems of the municipality / population of the territory / information technologies / implementation mechanisms.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна

Целью данной статьи является обоснование роли крауд-технологий в решении актуальных проблем муниципального социума и рассмотрение механизмов их реализации. Крауд-технологии, как отмечает автор, предназначены для вовлечения населения в совместное решение проблем муниципального образования. Это позволит использовать скрытый потенциал социальной системы, эффективно использовать ее ресурсы и одновременно преодолеть кризис доверия населения к местным властям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CROWD TECHNOLOGIES IN SOLVING MUNICIPAL PROBLEMS

The purpose of this article is to substantiate the role of crowd technologies in solving urgent problems of municipal society and to consider the mechanisms for their implementation. Crowd technologies, as the author notes, are intended to involve the population in jointly solving the problems of the municipality. This will make it possible to use the hidden potential of the social system, effectively use its resources and at the same time overcome the crisis of public confidence in local authorities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 352/354-1

Алиева С.В.1

РОЛЬ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Целью данной статьи является обоснование роли крауд-технологий в решении актуальных проблем муниципального социума и рассмотрение механизмов их реализации. Крауд-технологии, как отмечает автор, предназначены для вовлечения населения в совместное решение проблем муниципального образования. Это позволит использовать скрытый потенциал социальной системы, эффективно использовать ее ресурсы и одновременно преодолеть кризис доверия населения к местным властям.

Ключевые слова: крауд-технологии, проблемы муниципального образования, население территории, информационные технологии, механизмы реализации.

Alieva S.

THE ROLE OF CROWD TECHNOLOGIES IN SOLVING MUNICIPAL PROBLEMS

Abstract. The purpose of this article is to substantiate the role of crowd technologies in solving urgent problems of municipal society and to consider the mechanisms for their implementation. Crowd technologies, as the author notes, are intended to involve the population in jointly solving the problems of the municipality. This will make it possible to use the hidden potential of the social system, effectively use its resources and at the same time overcome the crisis of public confidence in local authorities.

Keywords: crowd technologies, problems of the municipality, population of the territory, information technologies, implementation mechanisms.

В последнее время в фокусе внимания ученых находятся вопросы повышения эффективности управления муниципальными образованиями. Интерес к проблеме муниципального управления объясняется изменениями, произошедшими в системе общественной жизни России. Идея субсидиарности все в большей степени получает распространение. Это происходит на фоне постепенного переосмысления всех процессов в общественно-политическом устройстве и возрастания

самостоятельности в принятии решений на местном уровне. Использование скрытых ресурсов социальной системы для получения дополнительных эффектов управления становится современным трендом. Таким ресурсом является привлечение населения к решению совместно многих проблем муниципального образования.

Во многом такое представление сформировалось под влиянием идей Джефа Хау и Джеймса Шуровьески, которые считали, что

1 Алиева Светлана Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Svetlana Alieva, Doctor of Social Science, Professor, Head of the Department of Management and Business Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

эффект может быть получен за счет переноса ряда функций, до этого возлагавшихся на отдельных сотрудников, на неопределенное достаточно большое количество людей в формате открытого запроса [1].

Аналогичного взгляда придерживается Джеймс Шуровьески, который ломает привычные стереотипы относительно толпы. Несмотря на общепринятые представления о толпе как о случайном скоплении людей, временно оказавшихся на определенной территории и действующих эмоционально, автор считает, что при определенных условиях толпа может быть разумной. По его мнению, это достигается за счет когнитивной разнородности людей, составляющих толпу. «Лучший способ для группы стать разумной - позволить каждому ее участнику думать и действовать как можно более независимо» [2].

Вслед за этими публикациями появились многочисленные работы, в том числе российских авторов, в которых раскрывается сущность крауд-технологий. Так, Чуланова О. Л. считает, что они представляют собой совокупность приемов и инструментов для сплочения людей в целях организации совместной деятельности и интеграции их ресурсов для решения конкретной задачи с использованием специализированной платформы в интернете [3, с. 67]. Из этого определения следует, что применение крауд-технологий в управлении муниципальным образованием позволит решать приоритетные задачи в соответствии с запросами населения территории, достигая при этом разнообразных эффектов.

Вместе с тем, согласно опросу Фонда «Общественное мнение», проведенному в 2014 г., работа органов местного самоуправления является неэффективной, отсутствует взаимодействие с населением. В связи с этим многие проблемы муниципального социума не получают необходимого решения, жители не участвуют в социально-экономических процессах, не получают удовлетворение от предоставленных муниципальных услуг. Как показало исследование, почти 80% жителей не знают депутатов своего муниципального образования, не осведомлены о каналах взаимодействия с ними и представителями местной власти. Это

является одной из причин потери доверия к органам государственного и муниципального управления [4].

Для преодоления указанных противоречий необходимо выбрать наиболее продуктивный способ достижения баланса различных участников муниципального социума. Таким способом, по нашему мнению, является применение социальных технологий на основе оптимизации коммуникативных процессов различных групп населения муниципального социума.

Спектр крауд-технологий достаточно широк и включает значительное количество видов: краудсорсинг, краудфандинг, крау-динвестинг, краудлендинг, краудмаркетинг, краудхантинг, краудкастинг, краудсторминг, краудвоутинг и др. В настоящее время они широко используются для совершенно различных целей, начиная от поиска информации или заинтересованных лиц, аккумуляции идей и сбора мнений, заканчивая получением средств для реализации конкретного проекта. Общим признаком во всех перечисленных видах крауд-технологий является вовлечение людей в решение актуальных задач и получе-ниие дополнительных возможностей для создания инновационных идей [5, с. 47].

Следует отметить еще одну сферу применения этих технологий - управление персоналом организации. Как отмечает Ю.М. Полякова, применение краудстаффинга, краудрекрутинга и краудтренинга позволяет значительно повысить эффективность поиска и отбора, использования кадрового потенциала организации и профессионального развития за счет расширения методов и способов воздействия на персонал посредством использования интегрального интеллекта путем интернет-поиска и специально организованных коммуникаций [6, с. 17].

Итак, рассмотрев различные виды крауд-технологий, приходим к выводу, что в практике управления муниципальными образованиями наибольшее распространение получили краудсорсинг и краудфандинг.

Краудсорсинг представляет собой технологию решения социальных проблем муниципального образования посредством интернета

с использованием знаний, опыта, творческого потенциала, интеллектуального потенциала жителей на основе их добровольного участия [7].

Краудфандинг основан на добровольном привлечении ресурсов от большого числа инвесторов для реализации социальной идеи, проекта, инициативы с помощью специализированной интернет-платформы.

Крауд-технологии неотделимы от тех управленческих, политических и экономических процессов, которые происходят сегодня в муниципальных образованиях. Успешность применения крауд-технологий связана с открытостью местных органов власти, управленческой компетентностью муниципальных служащих, их способностью обеспечить жителям возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме и предложить варианты ее решения, организовать сбор средств для нивелирования социально значимых проблем своей территории [8, с. 27-29].

Методологической основой для выработки рекомендаций по реализации крауд-тех-нологий является их главная характеристика - привлечение к участию людей, их знаний и способностей для оптимизации управления социальными процессами. Возможности получения дополнительных эффектов управления основаны на использовании интеллектуального ресурса граждан, мотивированных на решении приоритетных, по их мнению, задач. При этом важную роль играет применение современных информационных технологий и создание краудсорсинговых платформ, позволяющих активно участвовать в решении общественных проблем.

Для развития территории муниципальные органы власти должны быть открыты для различных гражданских инициатив. Население территорий, являясь потребителем муниципальных услуг, может стать мощным источником идей в самых различных сферах жизнедеятельности. В условиях стремительного развития информационно-коммуникативных каналов взаимодействия с населением наиболее перспективными социальными технологиями в управлении муниципальными образованиями становятся крауд-технологии.

Соответственно для эффективной реализации крауд-технологий должны быть созданы необходимые условия, а также выработаны соответствующие механизмы.

Сферы применения крауд-технологий уже давно, что называется «на слуху», они уже традиционно стали общими для многих муниципальных образований. Это ЖКХ, здравоохранение, транспорт, образование, экология и др. Также вполне понятно, что выявление общественной потребности предполагает инициативу самих жителей территории. Однако не всегда удается активизировать население для выдвижения инициатив, поэтому необходимо предусмотреть создание каналов коммуникации. Прежде всего, таким каналом выступает работа РЯ-отделов органов муниципального управления. Также это может быть сайт администрации, социальные сети, блоги руководителей администрации, личные встречи [9, с. 66].

Далее необходимо выявить наиболее актуальные проблемы, создающие препятствия для эффективного функционирования муниципального социума и снижающие качество жизни населения. Затем уточнить цель реализации крауд-технологии на основе субъектно-субъектного взаимодействия на специально организованной краудсорсинговой платформе, разработать альтернативные решения проблемы и выбрать наиболее оптимальный вариант, а также предусмотреть возможные социальные риски реализации технологии и предложить способы их предотвращения или минимизации. Завершающим моментом является выполнение необходимых действия для внедрения крауд-технологии и обеспечение контроля за ее выполнением.

Вместе с тем успешная реализация крауд-технологии возможна лишь при выполнении ряда условий. В первую очередь, необходимо обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки исполнителей и разработать регламент реализации технологии. Далее необходимо координировать деятельность исполнителей, обеспечить ее информационной поддержкой и научно-методической помощью, осуществлять социальную диагностику результатов и др. Весь механизм реализации крауд-технологий показан на рисунке 1.

Рисунок 1. Механизм реализации крауд-технологий

Исходя из вышеизложенного, следует, что ключевым аспектом управления муниципальным образованием будет опора на крауд-техно-логии. Для этого необходимо включать население в процессы решения местных проблем, а также в процессы обсуждения стратегий муниципального управления. Однако Федеральный закон РФ № 172-ФЗ определяет формы участия жителей только применительно к «общественному обсуждению проектов документов стратегического планирования», не включая их в число разработчиков стратегического плана (ст. ст. 9, 13) [10]. На наш взгляд, такой подход не оправдан. Думается, что отведение жителям пассивной роли наблюдателей продиктовано несколько иными мотивами. Например, нежеланием использовать потенциал местного населения, а потому ссылаться на упомянутый Федеральный закон.

Это суждение подтверждают результаты социологического исследования (экспертные интервью), которые проведены ведущими российскими специалистами в области государственного и муниципального управления,

результаты анкетирования разработчиков Стратегии-2020. В процессе анкетирования были опрошены представители Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, НИУ «Высшая школа экономики», Российская академия наук и представители ряда других организаций.

По мнению опрошенных, главной причиной невыполнения многих положений Стратегии-2020 является неэффективность работы каналов обратной связи и слабая вовлеченность населения в управление. Поэтому, по мнению экспертов, Стратегия не может быть реализована без участия жителей в обсуждении и разработке стратегий развития муниципальных образований и без применения технологий взаимодействия населения и представителей органов власти.

Выполненный учеными Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС в сентябре-ноябре 2020 года экспертный опрос муниципальных служащих СКФО, во-первых, подтвердил выводы, полученные экспертами-

разработчиками Стратегии-2020, во-вторых, показал, что в органах муниципальной власти есть достаточный ресурс для реализации социальных технологий в муниципальном образовании.

Для вовлечения населения в совместную деятельность по обсуждению местных проблем целесообразно сформировать экспертные группы по важным направлениям: «Здравоохранение», «ЖКХ», «Образование», «Экология», «Экономика», «Транспорт», «Доступная среда» и др. Для обсуждения проблем по указанным направлениям приглашать жителей города на дискуссионные площадки, где ежемесячно в течение полутора-двух часов будут проводиться сессии. Помимо экспертов в этой области могут принять участие представители научного сообщества, малого и среднего бизнеса, муниципальные служащие, компетентные специалисты, студенты и т.д.

На созданных таким образом коммуникационных площадках будут обсуждаться проблемы и выноситься решения, которые затем будут представлены на рассмотрение широкой общественности. При этом немаловажным будет фиксация решений и их освещение на официальном сайте органа местного самоуправления.

Другим направлением решения вопроса о привлечении жителей к обсуждению проблем будут организованные социологические опросы. Их результаты должны постоянно освещаться и собираться в базу данных. В качестве предложения рекомендуем обратиться к научному сообществу и разработать социологический инструментарий по выявлению не только проблем развития муниципалитета, но и по выявлению общественно-политических настроений.

Еще одним направлением является организация и выбор места досуга, занятий спортом в рамках жилого района. При этом важно обратить внимание на такую социально-демографическую категорию, как возрастное население. Как показывает практика, это наиболее социально активная часть населения, добровольно посещающая коммуникационные площадки и активно включающаяся в обсуждение насущных проблем.

Для успешной реализации крауд-техно-логий необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на поддержание необходимого уровня. Для этого нужно проводить постоянную диагностику диспозиций субъектов краудсорсинга. Спектр возможных средств диагностики в данном случае довольно широк и включает как традиционные способы диалога органов власти с гражданским обществом (например, анализ обращений граждан, результатов публичных слушаний, встреч с жителями муниципалитета; контакты представителей органов муниципального управления с лидерами общественных и религиозных объединений и организаций, ассоциаций, социологические опросы граждан и движений), так и относительно новые формы представителей НКО, совместные форумы и «круглые столы».

Следующей мерой является создание каналов участия. При этом необходимо принять во внимание, что опросы, встречи с общественностью должны быть организованы в форме исключительно добровольного участия, без принудительного втягивание граждан и общественных структур в городское управление. Принимая во внимание этот факт, представляется исключительно актуальным поиск научно-технических решений для предоставления возможности включения общественности в процесс совместного решения задач на муниципальном уровне.

Вышеперечисленные трудности диктуют потребность систематической работы по активизации участия жителей в решении проблем муниципального социума. Здесь важно избежать популистских лозунгов и малосодержательных призывов к участию. Жители по-настоящему должны быть заинтересованы участвовать в совместной работе. Для этого необходимо создать яркий и в то же время реалистичный информационный повод, убедительно передающий важность решения проблемы.

Для обеспечения объективности оценки результатов внедрения социальных технологий необходим общественный контроль. Из этого следует, что население и институты гражданского общества имеют право взаимного конт-

роля деятельности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публичную деятельность. В процессе контроля агенты партикулярного сообщества могут достигать результатов, напрямую связанных с реализацией и защитой прав граждан, учетом коллективного мнения при принятии решений органами местного самоуправления, и предоставлять возможность публичной оценки их деятельности, в том числе по результатам реализации социальных технологий.

Таким образом, применение крауд-техно-логий в управлении муниципальным образованием обусловлено необходимостью орга-

низации системного взаимодействия органов муниципальной власти и населения, нового формата диалога власти и общества с целью использования интеллектуального потенциала и различных видов ресурсов населения для решения социальных проблем муниципального образования посредством специализированных интернет-ресурсов. Для успешной их реализации необходимо разработать механизм, обеспечивающий эффективное взаимодействие участников решения актуальных проблем муниципального социума на основе рационального целеполагания, поэтапной реализации мероприятий и оптимальной коммуникации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хауи, Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпи-на Паблишер, 2012. - 350 с.

2. Шуровьески Д. Мудрость толпы. Почему все вместе мы умнее, чем по одиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство / перевод с англ. Под ред. Е.А. Черненко. - М.: И. Д. Вильямс, 2014. - 304 с.

3. Чуланова О.Л. Современные крауд-технологии: краудсорсинг, краудфандинг, краудинвес-тинг, краудлендинг // Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. С. 64-79. Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/sovremennye-kraud-tehnologii-kraudsorsing-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending%20(3).pdf (дата обращения: 10.09.2024)

4. Официальный сайт Центра стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/ (дата обращения: 10.10.2024).

5. Гончарова В.В. Использование крауд-технологий в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей // Территория науки. 2018. № 5. - С. 46-51.

6. Полякова Ю.М. Управление персоналом на основе современных крауд-технологий: краудс-таффинг, краудрекрутинг и краудтренинг// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020. Том 12. Выпуск 3. - С. 16-28.

7. Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования // Вестник Евразийской науки. - 2020. -№ 2. URL: https://esj.today/ PDF/91ECVN220.pdf (дата обращения: 02.10.2024).

8. Гегедюш Н.С. Вовлечение граждан в процесс развития муниципального образования: пар-тисипативный подход // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: сб. науч. трудов II Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2018. - С. 23-31.

9. Александров А.А., Тарбеева И.С. Гражданское участие в местном самоуправлении // Управленческое консультирование. 2016. № 12. - С. 63-70.

10. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.09.2024)

BIBLIOGRAPHICAL LIST

1. Howie, D. Crowdsourcing. Collective intelligence as a tool for business development. Moscow: Alpina Publisher, 2012. - 350 p.

2. Shurovyeski D. The wisdom of the crowd. Why together we are smarter than alone, and how the collective mind shapes business, economy, society and state / translated from English. Ed. E.A. Chernenko. - Moscow: I.D. Williams, 2014. - 304 p.

3. Chulanova O.L. Modern crowd technologies: crowdsourcing, crowdfunding, crowdinvesting, crowdlending // Proceedings of the Afanasyev Readings. - 2017. P. 64-79. Access mode: file: // C:/ Users/1/Downloads/sovremennye-kraud-tehnologii-kraudsorsing-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending%20(3).pdf (date of access: 10.09.2024)

4. Official website of the Center for Strategic Research. URL: https://www.csr.ru/ (date of access: 10.10.2024).

5. Goncharova V.V. Using crowd technologies as a model for searching for innovative business ideas// Territory of Science. 2018. No. 5. - P. 46-51.

6. Polyakova Yu.M. Personnel management based on modern crowd technologies: crowdstaffing, crowdrecruiting and crowdtraining// Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal. 2020. Vol. 12. Issue 3. - P. 16-28.

7. Kharitonova O.V., Bugaeva T.N. Crowdsourcing in public and municipal administration: essence and prospects of use // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - No. 2. URL: https://esj.today/ PDF/91ECVN220.pdf (date of access: 02.10.2024).

8. Gegedyush N.S. Involvement of citizens in the development process of a municipality: a participatory approach // Regional authorities, local self-government and civil society: interaction mechanisms: collection of scientific papers of the II All-Russian scientific and practical conference. Saratov, 2018. - P. 23-31.

9. Aleksandrov A.A., Tarbeeva I.S. Civic participation in local self-government // Management consulting. 2016. No. 12. - P. 63-70.

10. Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» dated 28.06.2014 №. 172-FZ (latest revision). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (date of access: 10.09.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.