DOI: 10.24412/2070-1381-2022-92-169-185
В векторе политической самоорганизации: актуальные тренды муниципального
кроссфункционального взаимодействия
Хабаров Илья Александрович
Кандидат политических наук, Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной
палаты Тамбовской области», Тамбов, РФ.
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 5523-4372
ORCID ID: 0000-0001-7650-4991
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции межсекторного взаимодействия и проанализировано их значение для формирования и жизнедеятельности муниципальных сообществ. Актуальность указанной тематики обусловлена современными условиями политической самоорганизации на муниципальном уровне, в том числе связанными с развитием системы рыночных отношений, внедрением элементов сервисного государства и реформированием системы публичного управления. Цель статьи— рассмотреть современный вектор политической самоорганизации посредством изучения актуальных трендов муниципального кроссфункционального взаимодействия. Задачи статьи включают оценку феномена социально-политических коллабораций, рассмотрение крауд-технологий, а также практик аутсорсинга в современных сообществах. При написании статьи использован структурно-функциональный метод, а также общелогические методы научного исследования. На основе результатов прикладных и теоретических работ, отечественного и зарубежного опыта представлены примеры современной самоорганизации акторов публичной политики и различных функциональных сфер, особенности формируемых в этой связи горизонтальных и вертикальных коммуникаций; рассмотрены кейсы применения предпринимательских практик в политике, перспективы кроссфункционального партнерства как важного условия поступательного развития муниципального образования. В результате отмечен организующий потенциал процессов сопроизводства и соуправления как проявления динамичного совместного бытия (со-бытия) заинтересованных граждан. Самоорганизация в непубличной сфере политики тесно связана с публичной сферой муниципального управления. Автор предлагает рассматривать политическую самоорганизацию посредством исследования процессов развития сопричастности заинтересованных и обеспеченных ресурсами акторов сообществ к процессам производства и управления муниципалитетом, его политическим пространством. Перспективным направлением дальнейшего научного поиска представляется исследование использования предпринимательских практик при организации политических режимов и формировании административных элит локалитетов.
Ключевые слова
Сообщество, местное самоуправление, соуправление, сопроизводство, частно-муниципальное партнерство, коллаборация, краудсорсинг, аутсорсинг.
In Vector of Political Self-Organization: Current Trends of Municipal Cross-Functional Interaction
Ilya A. Khabarov
PhD, The Office of the Public Chamber of Tambov region, Tambov, Russian Federation.
E-mail: [email protected].
ORCID ID: 0000-0001-7650-4991
Abstract
The article examines the current trends of intersectoral interaction and analyzes their significance for formation and functioning of municipal communities. The relevance of this topic is determined by the current conditions of political self-organization at the municipal level, including those related to the development of market relations system, the introduction of service state elements and the reform of the public administration system. The aim of the article is to consider the modern vector of political self-organization by studying the current trends of municipal cross-functional interaction. The objectives of the article include an assessment of socio-political collaborations phenomenon, consideration of crowd technologies, as well as outsourcing practices in modern communities. When writing the article, the author used the structural and functional method, as well as general logical methods of scientific research. Based on the results of applied and theoretical works, domestic and foreign experience, examples of modern self-organization of public policy actors and various functional spheres, features of horizontal and vertical communications formed in this regard are presented. The cases of applying entrepreneurial practices in politics, the prospects of cross-functional partnership as an important condition for the progressive development of the municipality are considered. As a result, the author notes the organizing potential of the processes of co-production and co-management as a manifestation of the dynamic joint existence (co-existence) of interested citizens. Self-organization in the non-public sphere of politics is closely related to the public sphere of municipal government. The author proposes to consider political self-organization through the study of the processes of development of interested and resourced community actors involvement in the processes of production and management of the municipality, its political space. A promising direction for further scientific research is the study of entrepreneurial practices use in the organization of political regimes and formation of administrative elites of localities.
Keywords
Community, local self-government, co-management, co-production, private-municipal partnership, collaboration, crowdsourcing, outsourcing.
Введение
Жизнь муниципальных сообществ, несмотря на определенный консерватизм и особенности инфраструктуры сельских территорий российской провинции, отражает приметы времени, воспроизводит тенденции более высоких уровней управления и административно-хозяйственной организации (регион, национальное государство и международный уровень), равно как соответствующие модели поведения, ценность тех или иных ресурсов. В этой связи закономерным явлением становится экспансия методов работы и стратегий поведения субъектов одних функциональных коридоров на модели поведения представителей смежных сфер. Знаком времени, не миновавшим субъектов локальной политики, стало распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе как эффективного средства мобилизации. Особый интерес вопросы самоорганизации граждан на муниципальном уровне, а также взаимодействия различных уровней власти вызывают в контексте нового этапа реформы организации публичного управления на местах 2021-2022 гг.
С учетом изложенного полезным представляется взгляд на самоорганизацию сообществ системы местного самоуправления (далее — МСУ) в разрезе функциональных пространств, включая важнейшую коммуникацию по оси «представители функциональных элит — административные элиты». Это во многом позволит оценить актуальные условия и факторы активного совместного бытия муниципального сообщества-процесса.
Целью статьи является рассмотрение современного вектора политической самоорганизации посредством изучения актуальных трендов муниципального кроссфункционального взаимодействия. Для достижения заявленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: рассмотреть феномен социально-политических коллабораций, оценить крауд-технологии в современных сообществах, а также публичные интеракции аутсорсинга.
К настоящему времени исследователи, представляющие самые различные области знания, активно включились в осмысление новых форм динамичного и поступательного (назовем его производительным) взаимодействия разноплановых акторов сообществ. Так, полезен опыт зарубежных исследователей относительно самоорганизующихся в реальной экономике партнерств без жесткой иерархии с простыми коммуникационными схемами и преодолением правовых барьеров, что повышает скорость и гибкость организаций1. Прогрессивный характер коллабораций в сфере экономических отношений отмечается и в других исследованиях [Mitchell, Singh 1996; Miles et al. 2005]. Как зарубежные, так и отечественные ученые прорабатывают практики коллаборации в сфере науки. Ж. Комарова, И. Емельянович представляют целый спектр экспертных суждений о коллаборации в международном и междисциплинарном срезах (трансфер знаний) на началах партнерства [Комарова, Емельянович 2019]. При этом важно принимать во внимание информационно-коммуникационные особенности современных научных коллабораций от Космоса до здравоохранения [Scientific Collaboration on the Internet 2008]. Особенностям динамики современного информационного общества посвящен целый ряд современных отечественных исследований [Никитина 2020; Чорнобай 2020; Ерохина 2020].Согласнорезультатам новейших работ ученых, коллаборации затрагивают различные области (что немаловажно в рыночных соревновательных условиях), включая библиотечное
1 EvansPh., WolfB. Collaboration Rules// Harvard Business Review [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2005/07/collaboration-rules (дата обращения: 19.03.2022).
дело [Сахарчук 2020], сферу дошкольного образования [Головина и др. 2020], искусства и моды [Тужилкина, Кошелев 2020], создания популярного политического медийного продукта [Тятых 2020].
С точки зрения актуальных тенденций развития ресурсных потенциалов интерес представляют исследования краудсорсинговых и краудфандинговых технологий: в сфере и на конкретных примерах публичного управления (включая муниципальный уровень) [Черкасов 2021; Харитонова, Бугаева 2020; Алиева, Агеева 2020; Тихалева 2020], экономической деятельности [Нуралиева 2020; Сулейменова 2020; Хюппенен 2020; Мухамедьярова-Левина, Заболотникова 2020; Belleflamme et al. 2014], а также в самом широком аспекте современной жизни общества [Фейлинг 2021; Корнилова, Орлова 2020]. Аутсорсинговые проекты, также являющиеся предметом пристального внимания ученых в XXI в., во многом раскрывают границы межсекторного взаимодействия, в том числе по финансово-экономическому направлению [Белова 2017]. Представлен анализ случаев, когда аутсорсинг работает наиболее эффективно2, является конкурентным преимуществом при умелом управлении [Yang et al. 2012], в том числе стратегическом разделении ключевых и неключевых компетенций фирмы3, в стремлении к общественному благу4.
Согласно авторской модели, современные тренды межсекторной коммуникации укрепляют и легитимизируют процессы муниципальной самоорганизации как активного совместного бытия в формате совместного производства и совместного управления. Рельефно данные процессы представляют указанные практики коллаборации, проекты краудсорсинга и краудфандинга, а также механизмы аутсорсинга — в соответствии с данной логикой и построена структура работы.
«Времена коллабораций»
В современной управленческой парадигме акторы публичного управления, в первую очередь административные элиты, выступают с позиций заинтересованных координаторов (диспетчеров) сообщества-процесса, управляя динамикой сопроизводства и соуправления в различных полях с соответствующими ресурсными субъектами: бизнес-структурами, некоммерческими организациями и пр.
Акторы функциональных элит, прежде всего бизнес-партнеры, как носители импульса действия и активного со-бытия заинтересованы в создании и сохранении комфортных условий производства, потребления и обмена благами в сообществе, в том числе с помощью системного межсекторного взаимодействия. В этом смысле полезен широкий (кросс-функциональный, межсекторный) взгляд на взаимодействие разнонаправленных интересов, формирующих связи кооперации5 как сущностный признак сообщества.
Если особое внимание к такого рода взаимодействиям со стороны административных элит проявляется в период формирования органов управления и конфликтных столкновений в публичном пространстве (например, между уровнями власти, ветвями власти, в условиях обострения отношений с оппозицией), то представители частного сектора особенно заинтересованы в поддержке в нестабильные периоды финансово-экономических кризисов, а также в условиях иных экстраординарных вызовов, к числу которых можно отнести пандемию COVID-19.
2 Government Outsourcing. What Has Worked and What Needs Reform? // Institute for Government [Электронный ресурс]. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/government-outsourcing-reform-WEB.pdf (дата обращения: 19.03.2022).
3QuinnJ., HilmerF. Strategic Outsourcing// Sloan Management Review [Электронный ресурс]. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/strategic-outsourcing/ (дата обращения: 19.03.2022).
4Government Outsourcing:A Practical Guide for State and Local Governments. The Report of an Expert Panel// Indiana University Bloomington [Электронный ресурс]. URL: https://oneill.indiana.edu/doc/research/govt-outsourcing-2014.pdf (дата обращения: 19.03.2022).
5DownesS. The cloud and collaboration// Stephen Downes [Электронный ресурс]. URL: http://www.downes.ca/post/51343 (дата обращения: 19.03.2022).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 171
С последней порой связывают наступление «времени коллабораций» как результата осмысления экспертами ситуации не только практик выживания, но и развития в самых различных отраслях. Вместе с тем феномен коллаборации попал в поле зрения исследователей задолго до пандемии 2019 г.
Среди прочих условий успешной коллаборации отметим принцип взаимовыгодного диалога участников: предпринимателей, СМИ, органов управления (win-win). Имея экономические корни, коллаборация как взаимодействие акторов с едиными ценностными и целевыми установками [Кластерная экономика и промышленная политика 2015, 113-130] при взаимной выгоде от участия представляет собой один из взглядов на сетевую горизонтальную соорганизацию с перераспределением рисков и издержек [Тихомирова 2014] и производством нового продукта.
Подчеркнем, что отмечаемый экспертами дрейф субъектов бизнеса к открытому инновационному процессу меняет характер организации экономического поля за счет формирования сетевой структуры [Biggiero, Angelini 2015], что преобразует прочие функциональные пространства, а также политический процесс.
Именно на обмене интеллектуальным продуктом и полезными компетенциями расставляются акценты исследователей данной современной формы кооперации [Байков, Хакимова 2018]. Актуализируется культурный ресурс в диалоге интересов пространства-процесса и позиции его держателей, координаторов информационных потоков — от представителей бюрократии до референтных лиц СМИ и экспертного пула.
Как справедливо отмечает Г. Стиглер, чем выше ставка торга (обмена, диалога), тем больше инвестиций требуется произвести в сбор и анализ информации — один из традиционно наиболее недооцененных ресурсов [Stigler 1961]. В муниципальном измерении наивысшая ставка символизирует борьбу за установление муниципального политического (кроссфункционального, политико-административного) режима функционирования сообщества во всех сферах жизнедеятельности как минимум в пределах электорального цикла, на всех ресурсных полях, по правилам и законам институционально-правового контура действующей модели МСУ
Часто речь идет о процессе согласования между автономными субъектами — одном из проявлений динамики сообщества, причем как в формальной, так и неформальной сфере при определении «правил игры» (более того, коллаборация базируется преимущественно на неформальных практиках), формировании совместных предприятий/организаций и планировании координированных действий [Thomson, Perry 2006; Sustaining Innovation 2012]. Создается продукт нового уровня, успешный на рынке за счет синергии носителей разных сфер [Wang et al. 2015]. Коллаборация есть «сотрудничество эффективности» и инструмент конкуренции (в сообществе — ее этап), предоставляющий выход на новый уровень решаемых задач.
На практике коллаборация затрагивает и пересекает пространства экономики, искусства, науки, образования, городской архитектуры, журналистики; развивается в векторе решения конкретных локальных проблем на специализированных интерактивных платформах [Королькова, Васютина 2018], что оказывает существенное влияние на современное сообщество-процесс (конвенциональная коллаборация и стратегическое партнерство — проявления динамизма ресурса и его стремления к расширению и диалогу, «точкам роста», «окнам возможностей»), собственно, его политический конструкт.
Субъекты коллаборации используют горизонтальную консолидацию разноплановых потенциалов, имеющих, безусловно, политическое выражение, делают закономерный шаг в сторону «максимальной максимизации» за счет легитимных мощностей субъектов публичного управления. На различных этапах коллаборация не только генерирует бизнес-процессы
(с учетом обмена знаниями, создания инноваций; в целом речь идет об обмене ресурсами) [Айснер и др. 2020], но и корректирует как политический процесс муниципалитета, так и работу механизма муниципального управления.
Крауд-перспектива: приглашение к ассиметричному партнерству
Исходя из наличной «карты ресурсов» территории и соображений повышения эффективности в логике освоения, развития, согласования, обмена, конкуренции и контроля, ключевыми носителями управленческой активности неминуемо актуализируется вопрос «использования ресурсов населения» — краудсорсинга (явления, корни которого находятся в экономической предпринимательской сфере), краудфандинга (аналогичные экономические корни, например запуск бизнес-стартапа) как «финансирования за счет населения», а также стимулирования смежных процессов активизации вертикального и горизонтального вовлечения акторов сообщества в активное со-бытие.
И в первом, и во втором случае очевидно апеллирование к гражданам («публике», «толпе», массам, жителям), в известной мере обращение сотрудничества со стороны носителей конвертации капиталов (высоко организованных индивидуальностей) к представителям «толпы», одиночество которой [Riesman et al. 1950] по-прежнему актуально [McClay 2009] и символично в XXI веке. В отношении «публики» краудфандинг — партнерское приглашение к инвестированию в качестве «со-участника со-бытия со-общества». Ценность в этой связи представляют материальные (например, финансы) и нематериальные (идеи, сила, энергия) ресурсы.
В условиях цифровизации особый размах приобретают различные инициативные краудсорсинговые и краудфандинговые проекты, символизирующие, по сути, объединение интеллекта и концентрацию материальных ресурсов — при большей распространенности в мировой практике именно второй формы соорганизации [Полякова 2019]. В отношении таковых также в последнее десятилетие используется понятие «сетевой/интернет фандрайзинг». Потребители участвуют в обсуждении и производстве продукта (например, интеллектуального и экономического), что выгодно всем сторонам [Brabham 2010; Bradley, McDonald 2011].
Исследователи видят в краудсорсинге потенциал модернизации взаимодействия в муниципалитете по координатам «власть — население — бизнес-сообщество», оптимизации согласования властных, частных и общественных интересов за счет расширения пула акторов такой коммуникации [Черкасова 2021]. Полагаем, важнейшая задача здесь— определить соотношение степени заинтересованности, форм/возможности участия, итоговых преференций каждой из выше приведенных трех сторон (власть в данном случае — организованная, публичная, административная; в широком смысле пространство сообщества — пространство власти каждой из приведенных сторон и их композиции), а также принимать во внимание источник инициатив и пределы предложенной повестки (дискурса).
Согласно корневым экономическим соображениям, краудсорсинг как техника обращения к «внешним» сторонам для фирмы (субъекта импульса проекта) решает задачи стратегического развития, снижения затрат и повышения эффективности организационных мероприятий (трансакционных издержек); мотивация участников таких практик отражает стремление приобрести наличные деньги, реализовать творческий потенциал и его развить, установить социальные контакты [Нуралиева 2020]. Плюралистический «очаг» сообщества есть конкуренция в функциональных сферах и в едином пространстве их корреспонденции; градус борьбы определяется позициями и интересами акторов. Неслучайно, краудсорсинг зачастую рассматривается как инструмент приобретения конкурентных преимуществ.
К факторам успеха в современных условиях причисляют, помимо традиционных материальных ресурсов, человеческий капитал, знания, креативность [Торопова и др. 2019]. Такие подходы абсолютно справедливы и способствуют комплексному подходу к оценке конкуренции и ее результатов. В ходе взаимодействия акторов как фактор успеха имеет особое значение привлечение максимально широкого спектра ресурсов: с одной стороны, смежных функциональных сфер с другой — потоков их пересечения. Последние олицетворяют кроссфункциональные позиции в сообществе — позиции, безусловно, ресурсообеспеченные, элитарные и по природе своей политические.
Краудсорсинговые технологии экспертами предлагается внедрять в ходе реализации непосредственных форм МСУ в том числе посредством территориального общественного самоуправления (далее — ТОС), при котором происходит делегирование производственных функций неограниченному кругу лиц, то есть сопроизводство; при этом справедливо отмечаются риски неравномерного распределения выгод от такого участия, а также утечки информации при выявлении проблем территории и определении вариантов решения, столкновения на этой почве бизнес-интересов [Куриленко 2016].
Действительно, краудсорсинг как механизм подключения граждан к решению конкретных задач, например организации работы учреждений здравоохранения, туристической сферы [Rogova 2020], логично применяется в процессе и динамике производства современного социального пространства. Зарубежными исследователями проанализированы самые разнообразные модели краудсорсинга в публичном управлении, включая практики производства медийных продуктов членами сообщества, создания баз знаний с текстовым контентом или веб-площадок с программным продуктом [Saxton 2013].
По некоторым оценкам, в России элементы краудсорсинга были заложены в движении по организации Всесоюзных строек и мероприятий по сбору макулатуры/металлолома советского периода; к новейшим примерам относят голосование по внесению изменений в Конституцию 2020 г. и реализацию добровольческих инициатив в условиях пандемии коронавируса COVID-19 [Фейлинг 2021]. В этом контексте также можно рассматривать практики социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие социального предпринимательства, вовлечение граждан по каналам общественных советов и общественного наблюдения на выборах (с 2018 г.).
Технологии такого рода той или иной степени «электрификации» (в категориях электронной демократии и цифровой экономики) зачастую противопоставляются традиционным «бюрократическим» методам управления [Рогова 2013] — очевидно, решениям и позициям бюрократии и административных элит. При этом применение искомого коллективного разума/ресурса, помимо прочего, предполагает решение коммерческих задач, планирование работы хозяйствующих субъектов с учетом бэкграунда сообщества.
Несмотря на ощутимый эгалитарный флер, вертикальное краудсорсиноговое вовлечение граждан в активное со-бытие происходит в условиях воронок пересечения интересов функциональных, политических, административных элит, что во многом обуславливает направление острия «сопротивления» (благоустройство и обращение с твердыми бытовыми отходами, территориальное развитие и пр.). Со стороны административных элит краудфандинг используется исходя из календаря электоральных циклов в оперативной управленческой деятельности, а также в период пиковых периодов.
К настоящему времени осмыслены краудфандинговые технологии как инструмент консолидации ресурсов граждан, преимущественно посредством сети Интернет, в политике на примерах избирательных кампаний России и Запада в первые десятилетия XXI в., акций «внесистемной» оппозиции, муниципальных выборов [Соколов, Дементьев 2014]. При этом краудфандинговые проекты рассматриваются как цифровая альтернатива непосредственного политического действия вне традиционных каналов и практик.
Риски наложения краудсорсинговых и политических проектов — и те и другие затрагивают кооперацию ресурсов сообщества— приобретают хронический, перманентный характер: концентрация ресурсов влечет концентрацию власти, что порождает вопрос ее субъектности, направления и интенсивности ее использования. Таким образом, к заявленному решению насущных вопросов развития территории граждане привлекаются не только органами МСУ, но и различными, менее институциализированными (но ресурсообеспеченными) акторами перманентного «плюралистического пожара». Краудфандинг предполагает использование резервов ресурсов посредством преимущественно материального вовлечения граждан в активное со-бытие. Подобно этому площадки электронной демократии представляют собой мобилизующее пространство. Неслучайно, краутфандинг порой рассматривается в контексте корреспонденции социального и финансового капитала [Котенко 2014].
Технологически краудфандинг позволяет привлечь внимание широкой аудитории к идее или проекту и укрепить его финансовую платформу за счет непрофессиональных инвесторов (добровольных вкладчиков), что может реализовываться в форме краудинвестинга (инвестирование с получением доли в кампании), краудфлендинга (инвесторы получают процент от вложенной суммы в качестве благодарности в течение определенного времени, кроме того, сам депозит возвращается им в конце указанного периода) [Kurokhtina 2020]. Во всех случаях отмечается сокращение трансакционных затрат и наращивание ресурсных платформ за счет привлечения дополнительных «непрофессиональных» ресурсов. Зачастую в этой связи в научной литературе речь идет о делегировании задач при консолидации ресурсов, интеллекта, опыта [Hemer 2011].
Низовые «несистемные» инициативы, консолидирующие ресурсы от проекта благоустройства общественного пространства до поддержки кандидата на выборах, во многом воплощают дух самоуправления. Вместе с тем характер данных проектов зависит от социально-экономической модели организации жизни сообщества, а также его ценностно-мотивационной платформы («город» как динамика базируется на «сообществе» как процессе и поведенческом «граде»).
Различные формы вертикального вовлечения, помимо освоения дополнительных ресурсных резервов сообщества и координации их использования, повышают легитимность проектов и позиций элит, в первую очередь административных, укрепляют стабильность режима («позитивная повестка»); вместе с тем они могут использоваться в качестве инструмента борьбы политических и административных контрэлит за перезагрузку режима («негативная повестка» и легитимность контрэлиты).
В публичном поле, по мнению экспертов и согласно данным социологических исследований [Алиева, Агеева 2020], проблему невысокого доверия населения к органам местного самоуправления и инертность в поддержке инициатив административных элит могут решить именно такие инновационные инструменты управления — через кооперативное сотрудничество муниципальной власти, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций и населения.
В горизонтальном измерении указанные практики способствуют концентрации ресурсов и получению конкурентных преимуществ в столкновении интересов в формате сообщества-процесса.
Оба измерения образуют динамику со-причастности к со-бытию, «общему делу» локации — «res publica», за право направлять которое и действовать от имени «общего» (а не «частного») развивается борьба, вокруг него закручивается главный политико-административный процесс. Речь идет об инвентаризации, генерировании и координации ресурсов географической, хозяйственной, политической локации — в новых реалиях с неминуемым использованием возможностей сети Интернет как явления современности. Данные процессы актуальны для различных функциональных полей, действенны в экономических проектах, социальных акциях, политических кампаниях.
Из соображенийэффективности:легитимная публичная интеракция
Аутсорсинг, в оценках экономистов, в соотношении с краудсорсингом имеет более конкретные юридические обязательства, предполагает вовлечение определенного круга профессиональных субъектов, их участие в выработке решений и более просчитываемые результаты сотрудничества [Доможирова, Петрова 2020].
Согласно весьма популярному подходу, деятельность структур публичного управления, в том числе по передаче ряда неключевых функций специализированным акторам соответствующих функциональных полей, подчиняется тем же законам, что и работа коммерческих структур с аналогичными горизонтами эффективности и развития, бюджетами, клиентской базой и пулом акционеров. Последнее обстоятельство обуславливает распространение аутсорсинга на любые пространства публичного управления, оставляя за органами публичной власти незыблемые прерогативы по выработке и принятию решений в части распоряжения ресурсами территории и определения правил поведения граждан и организаций в формате сообщества [Милькина 2013]. Несмотря на особенности публично-правового поля тех или иных политических локаций с соответствующими законодательными ограничениями, современные практики аутсорсинга развиваются в западном мире очень активно — обходя барьеры и следуя за инициативой.
Заявленные цели аутсорсинга очевидны: разгрузка муниципального бюджета и сокращение чиновничьего аппарата (подведомственных муниципальных учреждений), внедрение инновационных решений в муниципальное управление.
При этом обеспечивается легитимное публичное сопроизводство и соуправление с участием как органов власти, так и субъектов различных функциональных сфер как важное условие эффективного развития муниципалитета. Последние должны располагать соответствующими ресурсными потенциалами, компетенциями и квалификациями, иметь организационную структуру, иными словами — занимать убедительные (элитарные) позиции в своей функциональной нише. Импульс реализации интересов указанных «внешних» для административного аппарата функциональных акторов должен содействовать эффективной работе механизма публичного управления (вкладываться в его вектор) по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования (решения вопросов местного значения) в режиме заинтересованного динамичного со-бытия.
Зарубежный опыт, накопленный за последние 40 лет, преимущественно в таких областях, как сбор отходов и благоустройство, общественное питание, IT-сервисы, здравоохранение, социальная защита, использование инфраструктурных объектов, свидетельствует
о необходимости взвешенного подхода к применению аутсорсинговых механизмов при очевидных выводах относительно их вклада в развитие конкурентной среды6— поддержание динамизма процессов сообщества.
Конкуренция «частное/государственное (муниципальное)» должна рассматриваться без отрыва от процессов конкуренции «частное/частное», представляя собой одно из публичных измерений отношений соперничества и партнерства в сообществе. При этом в идеальной модели решение о применении механизмов аутсорсинга должно исходить из соображений общественного блага, исключать конфликт интересов, анализировать риски всех вовлеченных и заинтересованных выгодополучателей, давать ясные представления о том, в какой части аутсорсинг изменит (улучшит) рынок, учитывать репутации партнеров (подрядчиков) и открытость данного процесса7.
В широком аспекте аутсорсинг иллюстрирует передача не только органами управления, но и политическими партиями функций по изучению общественного мнения (ведению сайтов, сбору подписей и пр.) специализированным агентствам. Партнерские контакты «фирма/ фирма» в данном контексте обеспечивают координацию работы с жителями муниципалитета, публичное измерение реализации принятых решений.
В свою очередь, системная коммуникация между органами публичного управления и политическими партиями, исходя из справедливого тезиса обеспечения развития через включение исполнителей и участников в сам процесс развития с распределением ответственности, порой рассматривается под углом возможности передачи функций в сфере гражданского общества и социально-экономического развития [Евсеев 2017]. Данный проект выстраивает особый патронажный формат сотрудничества в публичной сфере, обеспечивает «системность» работы с доминирующими партиями и оппозицией («системной», так как есть система интеракций), создает пространство корпоративной политической ответственности, равно как грантовые рычаги в отношении НКО содействуют формированию корпоративной социальной ответственности.
Носители этой почетной нагрузки и гражданской миссии — участники горизонтальных коммуникаций, субъекты политического класса, акционеры «корпорации». В целом, очевидно, данные технологии способствуют интеграции сообщества как единого процесса сопроизводства и соорганизации.
Вопросы аффилиации заинтересованных акторов с органами управления и коррупциогенных рисков, связанных с приведенными выше технологиями, в ряде случаев предлагается решать в известной логике плюралистического «тушения пожара огнем», то есть за счет аутсорсинговой антикоррупционной экспертизы (привлечение пула экспертов к оценке принимаемых нормативных актов и заключаемых контрактов) и правового краудсорсинга (привлечение «публики») [Хайрутдинова 2015]. Данный инструмент может быть применим в целях двойной легитимизации (одобрение экспертным сообществом и «публикой» легитимного проекта) и при этом проведения кампании против проектов и контрактов соперников — в обоих случаях конкуренция активного со-бытия проявляет себя в публичной сфере с вероятным медийным «выхлопом».
6 Government Outsourcing. What Has Worked and What Needs Reform? // Institute for Government [Электронный ресурс]. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/government-outsourcing-reform-WEB.pdf (дата обращения: 19.03.2022).
'Government Outsourcing:A Practical Guide for State and Local Governments. The Report of an Expert Panel// Indiana University Bloomington [Электронный ресурс]. URL: https://oneill.indiana.edu/doc/research/govt-outsourcing-2014.pdf (дата обращения: 19.03.2022).
Заключение
Политический организм сообщества локалитета («дело общее») объединяет процессы всех значимых сфер жизнедеятельности его представителей. Подвижная система коммуникаций внутри функциональных коридоров и между ними образует платформу для организации административного устройства муниципалитетов; политический заряд зарождается в профессиональных средах и усиливается в ходе горизонтальной самоорганизации с поиском точек дальнейшего развития, формируя единое пространство самоорганизации (сопроизводства и соуправления).
Кросс-функциональные коллаборации, актуальные крауд-технологии и практики аутсорсинга, имея истоки в предпринимательской среде, формируют современные сообщества как таковые в публичном и непубличном измерениях, имеют выраженный политический смысл (связаны с отношениями власти).
В публичной сфере соуправление связано с процедурами прямой демократии (выборы, референдумы) и предварительного голосования (партийные праймериз), непосредственными формами МСУ участием в публичных мероприятиях или протестных акциях, перманентном взаимодействии с органами публичного управления. Вместе с тем соуправление необходимо рассматривать вне публичных институтов, но с учетом их доминанты в политико-административном пространстве локации; в данном случае речь идет о носителях ресурсов, интересов и инициатив в функциональных и кросс-функциональном пространствах.
В сфере сопроизводства развитие получают тренды производства, распределения, обмена и потребления, предполагающие участие сообществ в хозяйственной динамике муниципалитета, в том числе инициирование бизнес-проектов (органы МСУ содействуют развитию в пределах муниципалитета), согласование территориального развития, инициативное бюджетирование и пр. Сопроизводство предполагает взаимодействие заинтересованных сторон как в лице руководителей органов публичного управления, так и различных функциональных сфер с различными соответствующими ресурсными потенциалами.
Треки сопроизводства и соуправления имеют условную дифференциацию. Производство благ и услуг, генерирование ресурсов и власти и обмен ими в формате сообщества (его первооснова) актуализирует вопрос соуправления — политического и административного, глубинного и публичного.
Сопроизводство и соуправление справедливо принято связывать с разделением полномочий и рисков (деятельность самостоятельная и под свою ответственность). Это касается функциональных сфер (актор — актор), политической сферы (ресурсные политический актор — политический актор), а также сферы взаимодействия политического и административного в актуальном режиме функционирования сообщества.
Сопроизводство имеет логику от предприятия к сообществу и муниципалитету (как его ядра и критерия). Соуправление развивается от соуправления на предприятии к соуправлению на политическом предприятии и соуправлению в административных пределах; включает как непубличную, так и публичную сферы. Динамика сопроизводства, обмена, конкуренции, распределения и перераспределения, контроля и есть сопроизводство политического пространства как интегрального поля функциональных пространств.
Само заимствование практик реализации проектов и выстраивания коммуникации из экономической сферы и использование их в различных сферах жизнедеятельности сообщества, включая и сферу публичного управления, свидетельствуют об активной корреспонденции между функциональными пространствами, универсальности предпринимательских практик обращения с экономическим капиталом в отношении иных капиталов.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 178
Более того, логика реформирования системы государственного и муниципального управления, вектор корректировки правового контура муниципальных сообществ способствуют распространению экономических моделей развития ресурсов на традиционную область деятельности административных элит и муниципальной бюрократии.
Легитимная и производительная соорганизация акторов публичного управления и частного сектора локализует («заземляет») интересы и их практическую реализацию в пределах периметра действия данной административно-территориальной локации (области применения и ответственности данной публичной власти) — муниципалитета как административной единицы «дела общего» и пространства самоорганизации, формы и содержания.
Список литературы:
АйснерЛ.Ю., СочневаЕ.Н., ЧервяковМ.Э. Правовые основы функционирования коллабораций// Юридические исследования. 2020. № 3. С. 36-47. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.3.32438
Алиева С.В., Агеева Е.А. Краудсорсинг и краудфандинг как технологии партисипативного управления муниципальным образованием // Вестник экспертного совета. 2020. № 4 (23). С. 3-7.
БайковЕ.А., ХакимоваЛ.Р. Коллаборация брендов как эффективный инструмент инновационных процессов современной экономики // Петербургский экономический журнал. 2018. № 3. С. 39-46.
БеловаА.М. Аутсорсинг. «1С:бухобслуживание» как принципиально новый вид аутсорсинга// Проблемы и перспективы развития корпоративных и общественных финансов: Сб. тр. Международной студенческой научной конференции. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2017. С. 29-33.
ГоловинаМ.В., ЗаиткуловаГ.С., ТитоваС.П., МарковниковаЕ.Ю. Стратегия развития дошкольных образовательных организаций посредством коллаборации брендов // Молодой ученый. 2020. №28(318). С. 93-95.
ДоможироваО.В., ПетроваЕ.А. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Белгородский экономический вестник. 2020. № 1 (97). С. 23-29.
Евсеев В.О. Методологические основы применения политического аутсорсинга в рамках политического государственного заказа// ЦИТИСЭ. 2017. №3(12). URL: https://ma123.ru/wp- content/uploads/ 2017/10/%D0%95%D0%B2%D1%81% D0% B 5% D0%B 5% D 0% B 2-% D 0%92.% D 0%9 E.- % D 0 %9 F % D 0 % BE % D 0 % BB % D 0 % B 8% D 1%82% D 0% B 8% D 1%87% D 0% B 5% D 1%81% D 0% BA % D 0% B 8% D 0% B 9-% D 0% -B0%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3-2017-3.pdf
Ерохина О.В. Цифровые технологии принятия решений: краудсорсинг как форма политического участия// Вестник университета. 2020. №11. С.189-194. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-189-194
Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015.
КомароваЖ., ЕмельяновичИ. Особенности коллаборации в науке:экспертное мнение// Наука и инновации. 2019. № 1 (191). С. 26-35.
КорниловаЕ.В.,Орлова О.В.Перспективыразвитиякраудфандинга,краудсорсингаикраудинвестинга в России // Лизинг. 2020. № 3. С. 60-72.
КорольковаН.А., ВасютинаЕ.С. Коллаборация как источник трансформации бизнес-моделей// ЭКО. 2018. № 4. С. 176-189.
КотенкоД.А. Краудфандинг— инновационный инструмент инвестирования// Закон. 2014. №5. С. 140-145.
МилькинаИ.В. Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления// Вестник университета. 2013. № 8. C. 96-101.
Мухамедьярова-ЛевинаТ.Т., ЗаболотниковаВ.Д. Краудфандинг как способ коллективного инвестирования // Вестник университета Туран. 2020. № 2 (86). С. 136-140.
НикитинаЮ.Ф. Технология краудсорсинга как элемент социальной инфраструктуры цифрового общества //Проектирование будущего. Проблемыцифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., г. Москва). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2020. С. 252-259.
НуралиеваМ.М. Краудсорсинг, как новое явление в экономике, формирующее будущее// Бенефициар. 2020. № 75. С. 35-38.
ПоляковаЮ.М. Роль массовой коллаборации в развитии общества, бизнеса и государства// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 3. С. 49-57. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-3-49
РоговаА.В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического
развития региона// Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10531
Сахарчук Е.С. Коллаборация библиотек и профессиональных участников рынка в целях развития внутреннего туризма // Теория и практика общественного развития. 2020. № 5 (147). С. 59-62. DOI: 10.24158/tipor.2020.5.10
Соколов А.В., Дементьев А.А. Краудфандинг в российской политике // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 106-122.
СулейменоваА.К. Краудсорсинг и ресурсный потенциал населения как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Будущее науки-2020: Сб. науч. ст. 8-й Международной молодежной научной конференции: в 5Т. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. Т. 1. С. 419-423.
ТихалеваЕ.Ю. Краудфандинг как способ активизации участия граждан в решении вопросов местного значения // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4. С. 14-17.
ТихомироваО.Г. Корпоративная коллаборация и взаимодействие:решение проблемы самоорганизации социально-экономических систем // Фундаментальные исследования. 2014. №9-5. С. 1082-1086.
ТороповаА.И., КокареваМ.Е., МакароваК.С., ВласоваА.А., РотановаВ.А. Краудсорсинг, как один из инструментов крауд-технологий // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 (103). URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90756
ТужилкинаЕ.М., КошелевГ.К. Феномен KAWS:художник как коммерческий бренд и роль коллабораций современном искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 1-2. С. 371-384.
ТятыхМ.В. Коллаборация юмора и политического дискурса в телевизионной продукции (на примере продуктов студии «Квартал-95») // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Сб. тр. международной научно-практической конференции. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020. С. 292-295.
ФейлингТ.Б. Технологии краудсорсинга в решении современных проблем общества// Заметки ученого. 2021. № 2. С. 507-511.
ХайрутдиноваЛ.Р. Антикоррупционный краудсорсинг и антикоррупционный аутсорсинг:понятие и содержание// Политика, государство и право. 2015. №6. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3157
ХаритоноваО.В., БугаеваТ.Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 2. URL: https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf
Хюппенен А.А. Краудсорсинг как новая модель организации бизнеса // Инновационная экономика. 2020. №3(24). С. 63-82.
ЧеркасоваМ.А. Роль социального краудсорсинга в процессах трансформации института народовластия //Муниципальнаяакадемия.2021.№ 1.С. 62-66.DOT: 10.52176/2304831X 2021 01 62
ЧорнобайВ.А. Краудсорсинг как явление цифровой экономики// Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 130-131.
Belleflamme P. LambertT., Schwienbacher A. Crowdfunding: Tapping the Right Crowd // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. Ts. 5. Р. 585-609. DOT: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003
Biggiero L., Angelini P.P. Hunting Scale-Free Properties in R&D Collaboration Networks: Selforganization, Power-Law and Policy Issues in the European Aerospace Research Area // Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol. 94. P. 21-43. DOT: 10.1016/j.techfore.2014.04.009
BrabhamD.C. Moving the Crowd at Threadless:Motivations for Participation in a Crowdsourcing Application// Information, Communication & Society. 2010. Vol.13. Ts.8. P. 1122-1145. DOT: https://doi.org/10.1080/13691181003624090
BradleyA., McDonald M. The Social Organization: How to Use Social Media to Tap the Collective Genius of Your Customers and Employee. Brighton, Massachusetts: Harvard Business Review Press, 2011.
HemerJ. A Snapshot on Crowdfunding// Arbeitspapiere Unternehmen und Region, №R2/2011. 2011. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/52302/1/671522264.pdf
Kurokhtina O.Yu. Crowdfunding as a Key Factor in the Formation of a Digital Society // Духовная ситуация времени. Россия XXT век. 2020. № 2 (21). С. 27-29.
McClay M.W. David Riesman and The Lonely Crowd// Society. 2009. №46. Р.21-28. DOT: 10.1007/s12115-008-9171-8
MilesR.E., MilesG., SnowCh.C. Collaborative Entrepreneurship:How Networked Firms Use Continuous Tnnovation to Create Economic Wealth. Stanford: Stanford University Press, 2005.
MitchellW., SinghK. Survival of Business Using Collaborative Relationships to Commercialize Complex Goods// Strategic Management Journal. 1996. Vol.17. Ts.3. P. 169-195. DOT: 10.1002/(STCT)1097-0266(199603)17:3<169::ATD-SMJ801>3.0.CQ:2-%23
RiesmanD., DenneyR., GlazerN. The Lonely Crowd:A Study of the Changing American Character. New Haven, CT: Yale Univ. Press, 1950.
RogovaA.V. Crowdsourcing Tntegration in the Tourism Tndustry // Services in Russia and Abroad. 2020. Vol. 14. Ts. 5. P. 93-102. DOT: 10.24411/1995-042X-2020-10508
SaxtonG., OnookO., Kishore R. Rules of Crowdsourcing:Models, Tssues, and Systems of Control// Tnformation Systems Management. 2013. Vol. 30. P. 2-20.
Scientific Collaboration on the Tnternet/ ed. by G.M. Olson, A. Zimmerman, N. Bos. Massachusetts: The MTT Press, Cambridge, 2008.
Stigler G.J. The Economics of Tnformation // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69. Ts. 3. P. 213-225.
Sustaining Innovation. Collaboration Models for a Complex World / ed. by S.P. MacGregor, T. Carleton. New York: Springer, 2012.
ThomsonA.M., PerryJ.L. Collaboration Processes: Inside the Black Box // Public Administration Review. 2006. Vol. 66. Is. s1. P. 20-32. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2006.00663.x
Wang C.-H., Chang C.-H., Shen G.C. The Effect of Inbound Open Innovation on Firm Performance: Evidence from High-Tech Industry// Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol.99. P. 222-230. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.07.006
YangC., WackerJ.G., SheuC. What Makes Outsourcing Effective? A Transaction-Cost Economics Analysis// International Journal of Production Research. 2012. Vol.50. Is.16. P. 4462-4476. DOI: 10.1080/00207.543.2011.60034.5
References:
AisnerL.Yu., SochnevaE.N., ChervyakovM.E. (2020) Pravovyye osnovy funktsionirovaniya kollaboratsiy [Legal basis for the functioning of collaborations]. Yuridicheskiye issledovaniya. №3. P. 36-47. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.3.32438
AlievaS.V., AgeevaE.A. (2020) Crowdsourcing and Crowdfanding as Technologies of Participative Management of Municipal Education. Vestnik ekspertnogo soveta. № 4(23). P. 3-7.
BabkinA.V. (ed.) (2015) Klasternaya ekonomika i promyshlennaya politika:teoriya i instrumentariy [Cluster economy and industrial policy: Theory and tools]. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta.
Baikov E.A., Hakimova L.R. (2018) Brands Collaboration as an Effective Instrument of Innovation in Modern Economics. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal. № 3. P. 39-46.
BelleflammeP. LambertT., SchwienbacherA. (2014) Crowdfunding:Tapping the Right Crowd. Journal of Business Venturing. Vol. 29. Is. 5. Р. 585-609. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003
BelovaA.M. (2017) Autsorsing. «1C:bukhobsluzhivaniye» kak printsipial'no novyy vid autsorsinga [Outsourcing. "1C:Book maintenance" as a fundamentally new type of outsourcing]. Problemy iperspektivy razvitiya korporativnykh i obshchestvennykh finansov:Sb. tr. Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii. Khabarovsk: Khabarovskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava. P. 29-33.
BiggieroL., AngeliniP.P. (2015) Hunting Scale-Free Properties in R&D Collaboration Networks: Selforganization, Power-Law and Policy Issues in the European Aerospace Research Area. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 94. P. 21-43. DOI: 10.1016/j.techfore.2014.04.009
BrabhamD.C. (2010) Moving the Crowd at Threadless:Motivations for Participation in a Crowdsourcing Application. Information, Communication & Society. Vol.13. Is.8. P. 1122-1145. DOI: https://doi.org/10.1080/13691181003624090
BradleyA., McDonald M. (2011) The Social Organization: How to Use Social Media to Tap the Collective Genius of Your Customers and Employee. Brighton, Massachusetts: Harvard Business Review Press.
CherkasovaM.A. (2021) The Role of Social Crowdsourcing in the Processes of Transformation of the Institution of Democracy. Munitsipal'naya akademiya. № 1. P. 62-66. DOI: 10.52176/2304831X 2021 01 62
Chornobai V.A. (2020) Kraudsorsing kak yavleniye tsifrovoy ekonomiki [Crowdsourcing as a phenomenon of the digital economy]. Molodoy uchenyy. № 46 (336). P. 130-131.
Domozhirova O.V., PetrovaE.A. (2020) Kraudsorsing kak sposob optimizatsii funktsionirovaniya predpriyatiy [Crowdsourcing as a way to optimize the functioning of enterprises]. Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. № 1 (97). P. 23-29.
ErokhinaO.V. (2020) Digital Decision-Making Technologies:Crowdsourcing as a Form of Political Participation. Vestnik universiteta. № 11. P. 189-194. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-189-194
Evseev V.O. (2017) Methodological Bases of Application Political Outsoursing within the Framework of the Political State Order. TsITISE. №3 (12). 2017. Available at: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2017 /10/%D0%95%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2-%D0%92.%D0%9E.-%D0%9F%D0%BE %D0%BB%D0%B8%D1 %82%D0%B8%D1 %87%D0%B5%D1 %81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%-B0%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3-2017-3.pdf
FeilingT.B. (2021) Crowdsourcing Technologies in Solving Modern Social Problems. Zametki uchenogo. №2. P. 507-511.
GolovinaM.V., ZaitkulovaG.S., TitovaS.P., Markovnikova E.YU. (2020) Strategiya razvitiya doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy posredstvom kollaboratsii brendov [Strategy for the development of preschool educational organizations through brand collaboration]. Molodoy uchenyy. № 28 (318). P. 93-95.
HemerJ. (2011) A Snapshot on Crowdfunding. Arbeitspapiere Unternehmen und Region, №R2/2011. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/52302/1/671522264.pdf
KhairutdinovaL.R. (2015) Anticorruption Crowdsourcing and Outsourcing:The Concept and Content. Politika, gosudarstvo ipravo. № 6. Available at: https://politika.snauka.ru/2015/06/3157
KharitonovaO.V., BugaevaT.N. (2020) Crowdsource in State and Municipal Administration: Essence and Prospects of Use. Vestnik evraziyskoy nauki. Vol. 12. № 2. Available at: https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf
KhyuppenenA.A. (2020) Crowdsourcing as a New Model of Business Organization. Innovatsionnaya ekonomika. № 3 (24). P. 63-82.
KomarovaZH., Emelianovich I. (2019) Collaboration Features in Science:Experts' Opinion. Nauka i innovatsii. № 1 (191). P. 26-35.
KornilovaE.V., OrlovaO.V. (2020) Prospects for Crowdfunding, Crowdsourcing and Crowdinvesting in Russia. Lizing. № 3. P. 60-72.
KorolkovaN.A., VasiutinaE.S. (2018) Collaboration as a Source of Business Model Transformation. EKO. № 4. P.176-189.
KotenkoD.A. (2014) Kraudfanding— innovatsionnyy instrument investirovaniya [Crowdfunding is an innovative investment tool]. Zakon. № 5. P. 140-145.
Kurokhtina O.Yu. (2020) Crowdfunding as a Key Factor in the Formation of a Digital Society. Dukhovnaya situatsiya vremeni. Rossiya XXI vek. № 2 (21). P. 27-29.
MacGregor S.P., CarletonT. (eds.) (2012) Sustaining Innovation. Collaboration Models for a Complex World. New York: Springer.
McClay M.W. (2009) David Riesman and The Lonely Crowd. Society. №46. Р.21-28. DOI: 10.1007/s12115-008-9171-8
Miles R.E., Miles G., SnowCh.C. (2005) Collaborative Entrepreneurship: How Networked Firms Use Continuous Innovation to Create Economic Wealth. Stanford: Stanford University Press.
Milkina I.V. (2013) Autsorsing v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Outsourcing in the system of state and municipal administration]. Vestnik universiteta. № 8. P. 96-101.
MitchellW., SinghK. (1996) Survival of Business Using Collaborative Relationships to Commercialize Complex Goods. Strategic Management Journal. Vol. 17. Is. 3. P. 169-195. DOI: 1Q.1002/(SICI)1097-0266(199603)17:3<169::AID-SMJ801>3.Q.CO:2-%23
Mukhamed'yarova-LevinaT.T., ZabolotnikovaV.D. (2020) Kraudfanding kak sposob kollektivnogo investirovaniya [Crowdfunding as a way of collective investment]. Vestnik universiteta Turan. № 2 (86). P. 136-140.
NikitinaYu.F. (2020) Technology of Crowdsourcing as an Element of the Social Infrastructure of a Digital Society. Proyektirovaniye budushchego. Problemy tsifrovoy real'nosti: trudy 3-y Mezhdunarodnoy konferentsii (6-7 February, 2020, Moskva). P. 252-259.
NuralievaM.M. (2020) Crowdsourcing as a New Phenomenon in the Economy, Shaping the Future. Benefitsiar. № 75. P. 35-38.
Olson G.M., Zimmerman A., Bos N. (eds.) (2008) Scientific Collaboration on the Internet. Massachusetts: The MIT Press, Cambridge.
PolyakovaYu.M. (2019) The Role of Mass Collaboration in the Development of Society, Business and State. Intellekt. Innovatsii. Investitsii. № 3. P. 49-57 DOI: 10.25198/2077-7175-2019-3-49
Riesman D., Denney R. & Glazer N. (1950) The Lonely Crowd:A Study of the Changing American Character. New Haven, CT: Yale Univ. Press.
RogovaA.V. (2020) Crowdsourcing Integration in the Tourism Industry. Services in Russia and Abroad. Vol. 14. Is. 5. P. 93-102. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10508
RogovaA.V. (2013) Crowdsourcing as a Tool for Socio-Economic Development of the Region. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. № 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10531
SakharchukE.S. (2020) Collaboration of Libraries and Professional Market Participants in Order to Develop Domestic Tourism. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. № 5 (147). P. 59-62. DOI: 10.24158/tipor.2020.5.10
SaxtonG., OnookO., KishoreR. (2013) Rules of Crowdsourcing: Models, Issues, and Systems of Control. Information Systems Management. Vol. 30. P. 2-20.
SokolovA.V., DementievA.A. (2014) Kraudfanding v rossiyskoy politike. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.18. Sotsiologiya i politologiya. № 1. P. 106-122.
Stigler G.J. (1961) The Economics of Information. Journal of Political Economy. Vol. 69. Is. 3. P. 213-225.
SuleimenovaA.K. (2020) Kraudsorsing i resursnyy potentsial naseleniya kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Crowdsourcing and the resource potential of the population as a tool to increase the competitiveness of the enterprise]. Budushcheye nauki-2020:Sb. nauch. st. 8-y Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy konferentsii. Vol. 1. P. 419-423.
ThomsonA.M., PerryJ.L. (2006) Collaboration Processes:Inside the Black Box. Public Administration Review. Vol. 66. Is. s1. P. 20-32. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2006.00663.x
Tikhaleva E.Yu. (2020) Crowdfunding as a Means of Enhancing the Involvement of Citizens in Solution of Local Issues. Munitsipal'naya sluzhba: pravovyye voprosy. № 4. P. 14-17.
Tikhomirova O.G. (2014) Corporate Collaboration and Interaction: How We Can Solve the Problem of Self-Organization in Social-Economic Systems. Fundamental'nyye issledovaniya. № 9-5. P. 1082-1086.
ToropovaA.I., KokarevaM.E., MakarovaK.S., VlasovaA.A., RotanovaV.A. (2019) Kraudsorsing, kak odin iz instrumentov kraud-tekhnologiy [Crowdsourcing as one of the tools of crowd technologies]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii. № 11 (103). Available at: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90756
Tuzhilkina E.M., Koshelev G.K. (2020) KAWS Phenomenon: An Artist as a Commercial Brand and the Role of Collaborations of Contemporary Art. Dekorativnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA. № 1-2. P. 371-384.
Tyatykh M.V. (2020) Kollaboratsiya yumora i politicheskogo diskursa v televizionnoy produktsii (na primere produktov studii «Kvartal-95») [Collaboration of humor and political discourse in television production (on the example of the products of the studio "Kvartal-95")]. Diskurs sovremennykh mass-media v perspektive teorii, sotsial'noy praktiki i obrazovaniya:Sb. tr. mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Belgorod: Belgorodskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet. P. 292-295.
WangC.-H., ChangC.-H., ShenG.C. (2015) The Effect of Inbound Open Innovation on Firm Performance: Evidence from High-Tech Industry. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 99. P. 222-230. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.07.006
YangC., WackerJ.G., SheuC. (2012) What Makes Outsourcing Effective? A Transaction-Cost Economics Analysis. International Journal of Production Research. Vol. 50. Is. 16. P. 4462-4476. DOI: 10.1080/00207543.2011.600345
Дата поступления/Received: 17.04.2022