Научная статья на тему 'Роль конкурса «Преподаватель года» в развитии системы профессионального образования Кузбасса'

Роль конкурса «Преподаватель года» в развитии системы профессионального образования Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конкурса «Преподаватель года» в развитии системы профессионального образования Кузбасса»

РОЛЬ КОНКУРСА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА» В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

Е. В. Пахомова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель губернатора Кемеровской области

Кемеровская область — крупный динамично развивающийся регион Российской Федерации. В постиндустриальном обществе основным фактором экономического развития становится человеческий капитал.

В настоящее время имеет место достаточно быстрая смена производственных технологий, стремительное развитие производства материалов для большинства видов деятельности, широкое распространение информационных технологий, массовое внедрение высокопроизводительной и наукоемкой техники, непрерывное сокращение времени жизни товаров и услуг. Это приводит к сокращению времени актуальности профессиональных знаний и умений. Содержание и качество профессионального образования в этих условиях должно соответствовать не только производственным технологиям, которые применяются в соответствующей отрасли в настоящее время, но и учитывать ближайшие перспективы научно-технического развития. Однако одним из факторов, сдерживающих развитие экономики Кузбасса, является кадровое обеспечение. Имеет место нехватка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена и несоответствие уровня квалификации требованиям современного производства и уровню технологической оснащенности предприятий. Потребности экономики региона ставят перед системой профессионального образования задачу повышения качества подготовки кадров. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р, стратегической целью государственной политики в области образования определила по-

вышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Так как качество профессионального 'Ч т

образования в значительной степени обеспечивается высоким профессиональным уровнем педагогических кадров, одним из инструментов его повышения в региональной системе профессионального образования остается конкурс преподавателей организаций профессионального образования Кемеровской области «Преподаватель года», который проводится с 2006 года. Цель конкурса — способствовать созданию условий для развития инновационных процессов в системе профессионального образования региона. Изменяющаяся внешняя среда, в которой осуществляют свою деятельность организации профессионального образования, развитие информационных технологий, модернизация системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена способствуют развитию конкурса, изменению содержания и форм конкурсных испытаний. Так, в 2006 году конкурс проводился только для педагогов учреждений среднего профессионального образования, практически все этапы конкурса были заочными, конкурсанты представляли в жюри наиболее значимые учебно-методические материалы, разработанные за последние три года, описание

собственной системы работы, видеозапись учебного занятия. В 2007 году в конкурс включились преподаватели учреждений начального профессионального образования, и победители определялись в двух номинациях: «Преподаватель года СПО» и «Преподаватель года НПО». С 2009 года участники конкурса представляют на отборочный этап образовательный проект. В 2011 году в перечень конкурсных испытаний включено компьютерное тестирование участников по теме «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности». В 2012 году на содержание конкурсных испытаний существенно повлиял переход учреждений начального и среднего профессионального образования на реализацию федеральных образовательных стандартов нового поколения. Участники конкурса представили на отборочном этапе образовательные проекты формирования профессиональных и общих компетенций, в полуфинале прошли электронное тестирование по теме «Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения». С 2013 года все этапы конкурса проходят очно, финалисты конкурса проводят учебные занятия по преподаваемой дисциплине на базе незнакомой группы в одной учебной аудитории ГОУ «КРИРПО», осуществляется их трансляция на сайте института. С 2014 года в связи с массовой реорганизацией учреждений начального и среднего профессионального образования конкурс проводится по одной номинации. В 2015 году на сайте института было организовано онлайн-голосова-ние, в результате которого определены победители в номинации «Лучший преподаватель глазами интернет-пользователей».

В течение всех 10 лет постоянными остаются задачи, решаемые конкурсом. В первую очередь — это выявление и распространение передового педагогического опыта. В ходе выполнения конкурсных заданий участники демонстрируют свою профессиональную компетентность, культуру труда, умение на практике применять современные технологии обучения, проявлять творчество, способность организовать продуктивное взаимодействие с обучающимися и комфортный психологический климат на занятии. Конкурс — это соревнование, позволяющее выявить наиболее квалифицированных педагогов. Финалисты конкурса однозначно являются носителями передового педагогического опыта, который регулярно представляется широкому профессиональному со-

- «преподаватель года». юбилей -

обществу. Ежегодно в программу августовской конференции включаются мастер-классы лауреатов конкурса, на которых они демонстрируют наиболее эффективные приемы педагогического взаимодействия с обучающимися, свои профессиональные находки, нестандартные способы повышения активности учебной деятельности обучающихся. В этом году на открытии конкурса победители прошлых лет представили методическое мастерство, готовность к трансляции и распространению своего опыта, оригинальные приемы актуализации, способность к импровизации в форме мастер-классов. К юбилейному конкурсу подготовлены и размещены в региональной сетевой методической копилке лучшие учебно-методические материалы финалистов конкурса прошлых лет.

Участие в конкурсе дает возможность педагогам встретить единомышленников, обменяться педагогическими находками. Достаточно часто после конкурса это общение продолжается, фактически сформировалось региональное сообщество передовых педагогических работников системы профессионального образования. В 2012 году был создан клуб финалистов конкурса. Председателем клуба избран К. Н. Светлаков, первый победитель конкурса. Деятельность клуба направлена на решение задач: содействие профессиональному общению педагогических работников организаций профессионального образования, популяризации конкурсного движения. В 2015 году создан сайт «Преподаватель года», который уже стал интерактивной площадкой обмена передовым педагогическим опытом.

За прошедшие 10 лет конкурс стал эффективной формой повышения квалификации. Сформировалась программа методического сопровождения подготовки участников к каждому конкурсному испытанию, которую реализуют специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Участники конкурса под руководством квалифицированных педагогов осваивают технологию педагогического проектирования как способа инновационного преобразования педагогической действительности, осуществляют диагностику актуальной ситуации в своей образовательной организации, определяют ключевую проблему, обосновывают возможность и необходимость ее решения через реализацию образовательного проекта, определяют содержание деятельности по этапам, обеспеченность ресурсами плана действий по проекту, работают над подго-

товкой текста выступления на публичной защите проекта и его аудиовизуального сопровождения. Конкурсанты овладевают техникой публичного выступления, ведения дискуссии, подбора аргументов, представления своей позиции в ответах на вопросы. При подготовке к конкурсному уроку участники осваивают умение проектировать нестандартные уроки, которые позволяют продемонстрировать мастерство в использовании приемов обучения, культуру профессионально-педагогического общения, творческую индивидуальность. Несколько удачных находок было у участников конкурса 2015 года. На уроке физики по теме «Электромагнитные волны» для студентов специальности «подземная разработка месторождений полезных ископаемых» рассмотрен принцип действия комплекса «Умная шахта» ГОРНАСС, разработанного Новосибирской научно-производственной фирмой «Гранч». Этот комплекс предназначен для обеспечения безопасности производственных процессов в нормальных и аварийных условиях на угледобывающих предприятиях и уже используется на некоторых шахтах Кузбасса: «Распадская» (г. Междуреченск), «Южная» и «Листвяжная» (г. Белово) и др.

Продуктивный характер имел фрагмент урока по теме «Использование свойств пропорции при составлении рецептур блюд». Основная его часть представляла собой имитацию проведения мирового чемпионата профессионального мастерства WSI по компетенции «кондитерское искусство».

Продуктивное взаимодействие педагога и обучающихся было организовано при практическом выполнении макета платья муляжным методом.

С 2014 года в конкурсе принимают участие представители каждой организации профессионального образования, подведомственной департаменту образования и науки. Это дает возможность трансляции полученных в ходе участия в конкурсе знаний, умений и опыта широкому кругу педагогической общественности.

Выйти в финал, стать лауреатом конкурса невозможно в одиночку. За успехом каждого конкурсанта стоит слаженная работа методической службы образовательной организации, внимание к отбору и подготовке участника областных этапов конкурса со стороны руководства. Так, семь представителей ГАОУ СПО КО ЮТАиС становились финалистами конкурса, в том числе двое победителей. ГОУ

СПО «Профессиональный колледж» подготовил пять финалистов, в том числе двух победителей. Четыре финалиста, в том числе один победитель, были из ГАОУ СПО КО КузТАГиС. По четыре финалиста подготовили ГОУ СПО КемТИПиСУ, ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум», ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж». Результаты участия в конкурсе «Преподаватель года» педагогических работников организации профессионального образования являются индикатором качества образовательного процесса, эффективности деятельности коллектива.

Существенное значение для развития системы профессионального образования региона имеют разработанные и реализуемые участниками конкурса образовательные проекты формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся. В этом году особый интерес у членов жюри и представителей педагогической общественности вызвали проекты, предполагающие получение социального результата: развитие профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов через организацию различных форм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, нуждающимися в социально-педагогической поддержке; разработку и реализацию индивидуальных учебных планов для студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и вынужденных совмещать обучение в техникуме и работу; повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников с ограниченными возможностями здоровья по профессии «швея» за счет развития творческих способностей и профессиональных умений на занятиях факультатива «Театр моды «Вариация».

Одним из проектов, который целесообразно реализовывать в любой организации профессионального образования, является проект создания и размещения на сайте учреждения банка электронных портфолио индивидуальных достижений студентов. Реализация проекта способствует развитию у студентов навыков структурирования и систематизации информационных массивов, повышает культуру общения, развивает умения по размещению информации на сайтах в сети Интернет, повышает информированность потенциальных работодателей и возможность успешного трудоустройства.

В любой образовательной организации может быть реализован проект «Добро пожаловать», который направлен на более быструю

и успешную адаптацию первокурсников к условиям новой системы социальных отношений внутри учреждения, на освоение ими новой роли студентов образовательной организации среднего профессионального образования. Для реализации проекта разработана программа проведения «Недели адаптации», которая рассчитана на четыре рабочих дня

с обязательным заселением всех абитуриентов в общежитие.

Таким образом, конкурс «Преподаватель года» создает условия для повышения качества профессионального образования, подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена, способствует кадровому обеспечению экономики Кузбасса.

КОЛЛЕКТИВНЫМ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА»

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Л. А. Михайлова, методист

В 2015 году конкурс преподавателей организаций профессионального образования Кемеровской области «Преподаватель года» проводился десятый раз. За это время в конкурсе приняли участие 570 человек.

Условия участия в конкурсе педагогических работников претерпели некоторые изменения. В первом конкурсе «Преподаватель года» в 2006 году принимали участие только преподаватели учреждений среднего профессионального образования. Выдвижение кандидатов для участия в конкурсе происходило как посредством самовыдвижения, так и по инициативе образовательных учреждений, их структурных подразделений, городских и областных методических объединений преподавателей ГОУ СПО.

В 2007 году в конкурс включились преподаватели учреждений начального профессионального образования области. С 2009 года выдвижение преподавателей для участия в областных этапах конкурса осуществляет только учреждение профессионального образования, в котором они работают.

С 2012 года по условиям конкурса образовательное учреждение может направить для участия в нем только одного педагогического работника. В связи с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают практикоориентирован-ный подход в обучении, положение о конкурсе предусматривает возможность участия в конкурсе не только преподавателей, но и мастеров производственного обучения.

О. И. Малороссиянова

Л. А. Михайлова

Каждый участник конкурса — носитель передового педагогического опыта, творческий работник, применяющий нестандартные методы педагогического взаимодействия, активно участвующий в методической работе, имеющий высокие результаты профессиональной деятельности, выраженные через достижения выпускников, организующий продуктивную занятость обучающихся во внеурочное время, неравнодушный человек с широким кругозором, пользующийся заслуженным авторитетом среди коллег и социальных партнеров.

Средний возраст участников десяти конкурсов — 38 лет, педагогический стаж — 12 лет. Более половины конкурсантов — представители педагогических династий, в том числе у каждого десятого супруг работает в образовательном учреждении. Каждый третий участник конкурса имеет правительственные, отраслевые и региональные награды, каждый пятый — окончил учреждение профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.