НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В. А. Трофимов, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ГОУ «КРИРПО»
Современные рыночные условия предъявляют высокие требования к специалисту, которому необходимо принимать обоснованные рациональные решения, выявлять проблемы, анализировать разнообразную информацию, систематизировать ее, устанавливать взаимосвязь, оценивать выгоды и издержки. Следовательно, чтобы выпускники могли выдержать конкуренцию на ранке труда, у них должны быть развиты исследовательские умения. Исследовательские, творческие навыки необходимы и в профессиональном становлении обучаемых в качестве подготовки высокопрофессиональных рабочих и специалистов, в построении всей профессиональной карьеры.
В процессе выполнения учебных и внеучебных исследований будущие специалисты совершенствуют свои знания в определенной области, учатся самостоятельно добывать их и применять при решении конкретных профессионально ориентированных задач. Приобщение к будущей профессии приобретает креативный характер и стимулирует творческую индивидуальность обучающихся НПО, СПО.
Как известно, помимо высокого обучающего эффекта исследовательская деятельность имеет большое значение для развития целеустремленности, настойчивости, познавательной самостоятельности, интереса к самообразованию, формирует творческие способности и профессиональную направленность личности будущего специалиста. Разнообразные формы исследовательской работы помогают более глубоко и качественно изучить и выработать профессиональные умения и навыки, а также прививают любовь и заинтересованность к выбранной профессии, т. е. происходит устойчивое самоопределение учащихся по отношению к ней.
Проблемы современного педагога связаны не только с методикой преподавания, качеством содержания учебников и учебных пособий, материально-техническим обеспечением преподаваемых дисциплин и т. д., но во многом с тем, способен ли он организовать исследовательское направление деятельности. Ведь педагог-практик и педагог-исследователь по-разному строят образовательный процесс. Если педагог-практик использует науку как методическую опору, то преподаватель-исследователь кроме этого
создает ее в ходе исследовательской работы и вносит изменения в учебный курс, учитывая полученные результаты.
Нет необходимости доказывать тот факт, что если преподаватель не ведет активной научно-исследовательской работы, не привлекает к ней своих обучаемых, то он не может успешно на уровне современных требований и технологий обучать уже потому, что не видит проблем, не испытывает сомнений и неясностей. Научно-исследовательская работа - важный путь интеллектуального и профессионального роста педагога, что позволяет более глубоко анализировать сущность явлений и строить перспективные линии развития педагогической деятельности в системе НПО, СПО.
Под творческо-исследовательской деятельностью в ОУ ПО нами понимается такая форма организации работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, в частности: постановка проблемы, ознакомление с литературой, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Вся исследовательская работа строится с учетом госстандарта НПО, СПО, в соответствии с тенденциями современной науки, общественной и экономической жизни.
В последние годы в ОУ ПО Кемеровской области получили распространение следующие формы:
• организация исследовательской деятельности обучаемых с целью их профессионального и личностного становления;
• участие в научно-практических и научно-методических конференциях как внутри образовательного учреждения, так и на уровне города, области, России;
• активное участие преподавателей в разработке примерных учебных программ ГОС НПО, СПО по профессиям и специальностям;
• разработка единых контрольно-измерительных материалов контроля качества подготовки рабочих кадров и специалистов для работодателей нашего региона и т. д.
Реализация исследовательской стратегии обучения достигается путем создания в учреждении творческого образовательного пространства по принципу единства учебной и исследовательской работы, основанной на конструктивном взаимодействии преподавателя и обучаемых. Наиболее распространенными формами организации данной деятельности в ОУ ПО являются конкурсы профессионального мастерства, декадники, олимпиады, «круглые столы», выставки творческих работ, защита рефератов, подготовка работ для участия в областных конкурсах.
Педагог (руководитель) и обучаемый выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Здесь раскрываются и реализуются личностные особенности обучающихся, которые могли быть незаметны ранее. Создается атмосфера заинтересованности, ситуации, позволяющая каждому проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность к способам работы, что в свою очередь свидетельствует о применении личностно ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.
Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным:
• выявлять необходимость проведения исследований для получения нового знания;
• ставить исследовательские задачи;
• разрабатывать гипотезы;
• планировать проведение исследования;
• выполнять исследовательские действия;
• анализировать исходные данные и оценивать результаты исследования.
Разумеется, необходимо помнить, что исследования в ОУ НПО, СПО, в отличие от исследований, проводимых в научных коллективах, имеют ряд особенностей:
1. Субъектами творческо-исследовательской работы являются обучающиеся и педагоги. Администрация ОУ устанавливает деловые связи с научно-методическими объединениями города, региона, Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, организует профессионально-педагогический коллектив на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем обучаемых, объединяя их в НОУ
2. Исследования носят прежде всего прикладной характер и направлены на развитие и воспитание учащихся, повышение результативности процесса профессионального обучения.
3. Итоги данной творческо-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить «первый опыт» подобной деятельности.
Однако решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Эта позиция четко отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия учащихся в исследовательской деятельности» и «интеграции научных исследований с образовательным процессом».
В рамках сотрудничества и дальнейшего развития творческой, исследовательской работы, которая ведется сегодня в учреждениях профессионального образования, ГОУ «КРИРПО» регулярно организует и проводит областные конкурсы творческих и исследовательских работ как преподавателей, так и, что представляется не менее важным, обучающихся НПО, СПО.
На протяжении всех лет своего существования институт динамично развивает и совершенствует направления конкурсного движения. Использование в учебном процессе авторских научно-исследовательских разработок не только повышает инновационный уровень педагогического мастерства, но и существенно улучшает такие показатели учебного процесса, как мотивация изучения учебного предмета, личная заинтересованность в овладении знаниями, интерес к научно-исследовательской работе.
Это отчетливо прослеживается в ходе ежегодного конкурса «Преподаватель года». Конкурс достаточно молод, в то же время складываются определенные традиции, растет его престиж и уровень. Можно с уверенностью сказать, что основным достижением стало не столько то, что через это испытание прошли уже 237 преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин ОУ ПО, а то, что он стал настоящей лабораторией творчества, апробации инновационных педагогических технологий, неординарных решений. А участники конкурса открыто и смело заявили о себе как о талантливых, ярких, инициативных и творческих личностях. Именно в этом заключаются смысл и цель данного конкурса.
Ежегодно в его организации и проведении появляются какие-то особенности и новинки. Например, особенностью конкурса «Преподаватель года» в 2009 году стало определенное «омоложение» участников, что может говорить о том, что в профессию возвращаются молодые специалисты. Это, кстати, сказалось на уровне представления работ - в них все чаще используются новые технологии.
Новым в истории конкурса стала в одном из конкурсных испытаний защита конкурсантами своих образовательных проектов. Причем обязательное условие конкурса: проект должен работать на формирование у обучающихся инновационного поведения.
Более того, эти проекты должны быть реализованы в образовательном процессе конкретных ОУ и направлены на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на региональном рынке труда.
Относительно новым конкурсным испытанием для финалистов стало и проведение мастер-классов, на которых они показали умение применять современные методы и приемы изучения учебного материала и уровень профессиональной направленности в преподавании общеобразовательных и специальных дисциплин. Относительно новым, поскольку мастер-классы победителей конкурсов становятся традицией в рамках ежегодных августовских консультаций для широкого круга руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования.
Один из победителей конкурса - преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО ПУ № 59 Виктор Мясоедов -впервые представлял Кемеровскую область на федеральном конкурсе в октябре 2009 года, где в конкуренции с представителями из 56 регионов РФ вошел в десятку финалистов и занял в итоге 6-е место.
Новое направление конкурсного движения, инициированное ГОУ «КРИРПО», связано с четким пониманием особой важности и перспективности в воспитательно-образовательном процессе, в том числе в формировании гражданских и патриотических позиций, исследовательской деятельности ОУ ПО, широком применении информационно-коммуникационных технологий.
В 2009 году нами, по поручению департамента образования и науки, впервые проведен конкурс сайтов ОУ ПО, который еще раз подтвердил, что все разговоры о развитии региональной системы профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в об-
разовательный процесс учреждений профессионального образования без наличия собственного сайта как носителя современных образовательных, информационных ресурсов остаются в большей мере лишь благими намерениями.
Наш конкурс позволил выявить и представить профессиональному сообществу лучшие на сегодняшний день образовательные ресурсы ОУ ПО области, которые получили соответствующее условиям конкурса материальное поощрение на модернизацию и развитие своих сайтов. Благодаря инициативе КРИРПО произведена модернизация или создание новых 75 веб-ресурсов ОУ ПО. В Кузбассе этот конкурс по своей сути явился опережающим, позволив представить сайты учреждений профобразования как форму общественно-государственной «прозрачной» экспертизы деятельности, обеспечив информационную открытость региональной системы профессионального образования Кемеровской области. Опережающим, поскольку, например, в зоне ближайшей ответственности, которую Министерство образования и науки РФ определило для себя приоритетной, проведение подобных конкурсов пока на уровне инициативы.
Сегодня достаточно много говорят и пишут об исследовательской работе обучающихся. Под научно-исследовательской деятельностью в ОУ ПО, по сути, имеем учебно-исследовательскую деятельность. Обучающиеся исследуют какое-то явление и делают открытие лично для себя, а не для исторической или иной науки в целом. Но при этом они лучше узнают историю края, историю профессии, своего ОУ и... получают навыки исследовательской работы, которые пригодятся им во время учебы в ОУ, а затем в профессии. Участие обучающихся ОУ ПО в исследовательской, творческой работе расширяет кругозор, эрудицию, приучает к самостоятельности, вырабатывает
высокую требовательность к себе, помогает стать будущим рабочим и специалистам инициативными, профессионально-мобильными.
В училища и колледжи зачастую приходят не самые сильные в учебе ребята, их называют «проблемными», «трудными». Поэтому профессионально-педагогическим работникам приходится быть на уроке и воспитателями, и психологами, а самое главное не забывать о профессиональной направленности преподаваемой дисциплины, даже если это русский язык или история. Учащиеся должны понимать, каким образом и какие знания ему пригодятся на рабочем месте, иначе не добиться интереса к предмету.
В 2008 г. был организован и проведен областной конкурс исследовательских работ для обучающихся учреждений НПО, СПО, посвященный 65-летию Кемеровской области. Стимулирование интереса к истории родного края в формировании патриотизма и гражданственности, выявление творческого и исследовательского потенциала обучаемых было основной целью и особенностью этого конкурса. Нужно отметить, что данная работа вызвала живой интерес среди учащихся и студентов. Достаточно сказать, что география участников - это практически все регионы Кемеровской области. А для выявления лучших, тех, кто будет представлять свое образовательное учреждение на конкурсе, во многих ОУ НПО, СПО были проведены внутренние конкурсы. На областной финал представлено 106 работ из 48 ОУ ПО.
Как показал конкурс, исследовательская деятельность обучающихся выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий. При проведении исследовательской работы они получают знания по темам, не входящим в стандартные программы. Поэтому в этом конкурсе наряду с наиболее популярными темами исследования: «Участие кузбассовцев в военных событиях», «История городов и сел», «История учреждений, предприятий и организаций», «История конкретной семьи» и т. п., - участники представили интересные исследования и по достаточно нетипичным те-
мам. Например, «Жилищный вопрос в г. Сталинске во время Великой Отечественной войны» (Голдобин Евгений, ПУ № 67), «Процесс становления дописьмен-ных цивилизаций на территории Кемеровской области» (Лазаренко Александра, ПУ № 20), «История Мариинского тюремного замка» (Филиппов Кирилл, Мариинский агротехникум), «Российская семья в XXI веке» (Сихова Анна, Шакурьянова Марина, Кемеровский горнотехнический колледж), «Колонизация Кузнецкого края на примере села Кольчугино» (Казаков Сергей, ПЛ № 10) и др.
Практическая значимость большинства представленных работ: от возможного непосредственного использования в воспитательно-образовательном процессе конкретного образовательного учреждения до
познавательного и научного вклада в историю профессионального образования, историю муниципальных объединений и области в целом.
В то же время конкурс показал, что исследовательские проекты преподавателей и их обучающихся, как правило, сильны в содержательном аспекте. Основные трудности возникают в научном отношении (формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, понятийный, научный аппарат, неумение авторов (как обучаемых, так и педагогов) убедительно аргументировать полученные результаты, формулировать выводы), нередко отсутствует перспектива дальнейшего поиска. Это побудило нас внести коррективы в образовательные программы курсов повышения квалификации, уделив внимание вышеназванным вопросам.
В целях стимулирования интереса учащихся (студентов) ОУ ПО к истории происхождения, развития и сегодняшней значимости своей будущей профессии (специальности), развития мотивации к обучению по
избранной профессии (специальности), укрепления связи поколений настоящих и будущих высокопрофессиональных рабочих и специалистов, продолжения и развития совместной работы института и ОУ профобразования по развитию навыков исследовательской работы учащихся НПО, СПО в 2009 году институтом был объявлен новый областной конкурс творческих и исследовательских работ «Я горжусь своей профессией (специальностью)», посвященный Году молодежи в Кузбассе.
Бытует мнение, что исследовательской работой могут заниматься только те учащиеся, кому это действительно интересно и у кого есть склонность к ней. А таких не так уж и много в ОУ ПО. Остальные же участники конкурсов - это учащиеся, которых «уговорили» что-нибудь сделать с помощью преподавателя. Чаще это бывает просто переписывание информации из разных источников, что-то, вроде, реферата. О какой исследовательской работе здесь может идти речь? Участие ради участия в конкурсе... по просьбе педагога. Доля правды в этом, конечно, есть, и многие творческие работы мало похожи на исследования. Возникает вопрос - а нужны ли такие? Не превращаются ли исследования в конкурсную массовость...
С этим мы не можем согласиться уже потому, что есть много учащихся, которые еще не участвовали в олимпиадах, профессиональных конкурсах, но исследовательской работой они занимаются с удовольствием и имеют результаты. Это их шанс проявить себя. Конкурсы необходимы им для получения признания своего труда. Исследовательская работа - это шанс для обучающихся со «скрытыми» амбициями. И таких, как показывает опыт, немало. (За два года только на финальную часть конкурса поступило более 200 работ.)
Для подведения итогов финалисты конкурса приглашаются на традиционную ежегодную всероссийскую научно-практическую конференцию. И как показал опыт двух лет, решение было правильным. Важно привить у обучающихся навыков публичных выступлений и умение вести дискуссии на конференциях. К своему выступлению конкурсант должен подготовить и презентацию работы.
На секциях в рамках конференций наши участники продемонстрировали не только умение презентовать свои работы с использованием компьютерных технологий, но и логично выстроенную, часто эмоционально окрашенную речь, умение свое выступление представить в ограниченное регламентом время. Некоторые участники «круглого стола» с таким энтузиазмом и увлечением представляли свою исследовательскую работу или будущую профессию и так прекрасно владели русским языком, что вполне могли «дать фору»
даже некоторым участникам конкурса «Преподаватель года». Результаты конкурсов лучше всяких слов говорят о повышении престижа профессионального образования: увлеченность, с которой участники представляли свою работу, профессию, или специальность, поразила многих. Это и по-мужски скуповатое, но очень эмоциональное, с гордостью за профессию и семейную династию шахтеров выступление Михальчука Александра (ГОУ НПО ПУ № 60), и проникновенный рассказ «Бабушка, мама, я - поваров династия» Копыловой Анны (ГОУ НПО ПУ № 55), очень профессионально и с достоинством представлен проект «Мое призвание - высокая мода» Чижовой Дарьи (Юргинский технологический колледж). А какие емкие, от сердца идущие слова в подтверждение того, что «Наш мир создан трудом», нашел Давыденко Алексей (ГОУ НПО ПУ № 17); убедительность, доказательность утверждения «Это гордое звание - учитель» Мустафиной Алины (Мариинский педагогический колледж) и многих других.
Лучшие работы победителей и финалистов конкурсов уже традиционно издаются в виде сборников работ в ГОУ «КРИРПО» и стали достоянием всего профессионального сообщества Кемеровской области.
Все это дает определенное чувство удовлетворения организаторам, ибо отношение к труду в настоящее время должно признаваться как важнейшая нравственная ценность. Участие в творческой исследовательской деятельности, конкурсном движении - один из тех механизмов мотивации, которые стимулируют творческую активность и инициативу молодежи, новые формы ее самоутверждения в труде. Волонтер-ство, благоустройство учебных помещений и помещений общежитий учреждений образования и их территорий, помощь детским домам, школам-интернатам -далеко не полный перечень форм общественно полезной деятельности участников конкурсов, особенно важной в период подготовки и празднования 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, когда особое значение приобретает забота о ветеранах Великой Отечественной войны и пожилых людях.
Несомненно, творческо-исследовательская работа является действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, влияющим на развитие педагога и обучающегося, на труд всего коллектива образовательного учреждения, формирующим высокий уровень общественной культуры и современного образования. Важно и то, что конкурсное движение позволяет выявлять настоящих лидеров, развивать формы общественной экспертизы и оценки качества профессионального образования.