УДК 656.072 Е.Е. ПОПОВА
ББК 65.37-81 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Рассматривается рынок пассажирских перевозок, делается оценка конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок, и в частности в системе пассажирского транспортно-логистического центра. Представлены основные факторы, определяющие развитие конкурентной среды, а также факторы, которые могут повлиять на выбор пассажиром поездки, организуемой через пассажирский транспортно-логистический центр.
Ключевые слова: конкуренция, пассажирский транспорт, транспортно-логис-тические системы.
E.E. POPOVA
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
ROLE OF COMPETITION IN ORGANIZING PASSENGER TRANSPORT
AND LOGISTICS SYSTEM
The article deals with the market of passenger transportations, the estimation of the competitive environment in the market of passenger transportations and in the system of passenger transport and logistics centre. The key factors determining the development of the competitive environment, and also the factors which can influence a passenger's choice in favour of a particular trip that is organized through a passenger transport and logistics centre are presented.
Keywords: competition, passenger transportation, transport and logistics systems.
Современное развитие рынка транспортных услуг способствует появлению и усилению конкуренции между предприятиями транспорта. Достаточно долгое время предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, выполняли только перевозочные функции, обеспечивая при этом минимальный уровень сервиса и не заботясь о предоставлении дополнительных транспортных услуг. Сейчас, в период развития систем перевозок, лидерами рынка становятся компании, которые расширяют спектр предоставляемых услуг и улучшают сервисное обслуживание пассажиров.
Система пассажирского транспортно-логистического центра (ПТЛЦ) включает в себя организации пассажирского комплекса (перевозчики), организации, оказывающие услуги распределения пассажиропотоков, и
организации, осуществляющие поддерживающие функции. Чтобы система ПТЛЦ работала максимально эффективно и предлагала клиенту наилучшие условия обслуживания, а также чтобы клиент не стремился к самостоятельной организации своей поездки и разработке маршрута, необходимо предоставить ему весь комплекс услуг, сопутствующих поездке, обеспечить индивидуальный подход, а также самые выгодные цены на услуги. Это возможно лишь при такой организации системы ПТЛЦ, при которой все предприятия, оказывающие услуги по перевозке, а также заказчики услуг будут стремиться войти в нее. Для этого нужно внутри самой системы способствовать развитию конкуренции между компаниями, оказывающими транс-портно-логистические услуги, в результате чего будет возможно не только обеспечить
© Е.Е. Попова, 2010
Е.Е. ПОПОВА
необходимый для клиента уровень сервиса, но и максимально уменьшить затраты на перевозку пассажира путем конкурентного снижения тарифов и цен на услуги.
Для оценки возможности обеспечения конкуренции между организациями, входящими в систему ПТЛЦ, и создания конкурентной среды внутри системы необходимо проанализировать структуру услуг на рынке перевозок, насыщенность спроса и рыночную силу.
Пассажирские транспортно-логистические услуги можно разделить на два вида:
- услуги по пассажирским перевозкам;
- сопутствующие пассажирским перевозкам транспортно-логистические услуги.
Услуги по пассажирским перевозкам характеризуются неэластичным спросом, т.е. спрос на них постоянен, как бы ни изменялся транспортный тариф. Предложение услуг по перевозке пассажира также слабо эластично, потому что транспортная отрасль имеет ограничения — относительно высокие затраты на приобретение перевозочных средств и создание путей сообщения, в результате чего проникновение новых фирм на рынок затруднено.
На рынке пассажирских перевозок можно выделить два вида конкуренции:
- внутриотраслевая (между видами транспорта);
- межотраслевая.
При оценке конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок можно сделать следующие выводы:
1. Рынок железнодорожных перевозок, так же как речных, морских и городского электрического транспорта, относится к числу естественных монополий и имеет жесткое
государственное регулирование тарифов и объемов производства. Доступ новых фирм на эти рынки блокирован. Объем продаж услуг определяется предложением и ограничен техническими характеристиками перевозочных средств.
2. Рынок авиаперевозок можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции, так как на этом рынке присутствует несколько крупных компаний, которые конкурируют между собой путем дифференциации направлений и дней полетов, устанавливая свои цены на перевозку пассажира с учетом общей ценовой политики в транспортной отрасли, чтобы клиент не предпочел другой вид транспорта. Вход на рынок также затруднен.
3. Рынок автомобильных (автобусных) перевозок можно отнести к числу рынков со свободной конкуренцией. Здесь представлены независимые перевозчики, имеется свободный доступ. Цены устанавливаются исходя как из суммы затрат и нормы рентабельности, так и из соотношения спроса и предложения и цены конкурентов [1].
Система ПТЛЦ должна стремиться к развитию именно межотраслевой конкуренции, т.е. транспортные компании должны конкурировать между собой за возможность перевозки пассажира. Однако при организации системы необходимо учитывать и сложности в формировании межотраслевой конкурентной среды, в частности разницу в скорости передвижения пассажира, влияние фактора сезонности на перевозку тем или иным видом транспорта, зависимость поездки от погодных условий, а также значительные отличия в стоимости перевозки пассажира разными видами транспорта.
Факторы, определяющие развитие конкурентной среды
Известия ИГЭА. 2010. № 4 (72)
Стоит также отметить, что вид конкуренции будет зависеть прежде всего от заявки пассажира на поездку. Так, например, если проезд по желанию пассажира либо исходя из оптимальной логистической схемы, разработанной ПТЛЦ, будет осуществлен одним видом транспорта, то здесь будет иметь место внутриотраслевая конкуренция, основным критерием которой будет цена организации перевозки пассажира. Если же по заявке пассажира либо по разработанной схеме перевозки поездка будет предполагать несколько видов транспорта на выбор, в этом случае будет иметь место межотраслевая конкуренция. В данной ситуации будет играть роль цена поездки, скорость доставки пассажира и комфортабельность его поездки. Все эти факторы будут воздействовать на силу межотраслевой конкуренции.
Для развития конкурентной среды в системе ПТЛЦ, а также для привлечения всех возможных региональных и федеральных перевозчиков, компаний, оказывающих сопутствующие перевозке услуги, ПТЛЦ должен прежде всего привлечь в свою систему потенциальных клиентов, создать и поддерживать определенную клиентскую базу. Классификация факторов, определяющих развитие конкурентной среды, представлена на рисунке.
Конкурентными факторами, которые могут повлиять на выбор пассажиром поездки, организуемой через ПТЛЦ, будут следующие:
1. Стоимость билетов на проезд, не превышающая стоимость, предложенную другими компаниями-перевозчиками.
2. Профессиональная консультация специалистов по подбору маршрута с удобными стыковками и оптимальными ценами.
3. Максимальный приоритет обслуживания (всегда свободный телефон) и индивидуальный подход.
4. Онлайн-консультации, возможность заказа поездки, билетов через Интернет.
5. Бесплатная доставка авиабилетов и схемы оптимального маршрута в удобное для клиентов время и место.
6. Возможность любой формы оплаты (наличная, безналичная форма, кредитная карта), отсрочки платежа (оказание услуг компаниями, входящими в систему ПТЛЦ и выполняющими поддерживающие функции).
7. Предоставление услуги бронирования вип-залов в аэропортах России и за рубежом, заказ автомобилей и гостиниц (функции компаний, входящих в систему ПТЛЦ и выполняющих услуги распределения).
8. Предоставление услуг паспортно-визового консалтинга.
9. Возможность организации поездки по специальным ценам со специальными скидками для постоянных клиентов.
Также клиент должен быть информирован о новейших услугах аэропортов и пассажирских терминалов, например по ускорению пересечения границы, по оформлению документов без очереди, и при его желании они ему должны быть предоставлены. В последнее время популярна услуга крупных российских и международных аэропортов «FAST TRACK» («ускоренное оформление пассажиров»). Это предполетная услуга по экспресс-прохождению пассажиром регистрации, таможенного и паспортного контроля, контроля безопасности (и при необходимости санитарного контроля) в сопровождении сотрудника аэропорта, а также по оформлению багажа на рейс.
Таким образом, конкурентная среда в системе ПТЛЦ будет организована, когда, с одной стороны, перевозчики и компании, оказывающие сопутствующие перевозке услуги, будут иметь желание войти в эту систему, предложив конкурентные условия, и прежде всего конкурентные цены на перевозку пассажира, с целью увеличения объемов перевозок за счет использования клиентской базы ПТЛЦ, а, с другой стороны, ПТЛЦ, предложив своим клиентам наиболее выгодные условия по организации поездок и достаточный для них уровень сервиса, обеспечит желание клиентов быть участниками системы.
Список использованной литературы 1. Кородюк И.С., Кархова С.А. Региональные транспортно-логистические системы: вопросы теории и практики. Иркутск, 2008.
Bibliography (transliterated)
1. Korodyuk I.S., Karkhova S.A. Regional'nye transportno-logisticheskie systemy: voprosy teorii i praktiki. Irkutsk, 2008.
Известия ИГЭА. 2010. № 4 (72)