Научная статья на тему 'Экономико-организационные основы формирования региональных транспортно-логистических систем на пассажирском транспорте'

Экономико-организационные основы формирования региональных транспортно-логистических систем на пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / PASSENGER TRANSPORT / ОПТИМИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК / OPTIMIZATION OF PASSENGER TRAFFIC / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / TRANSPORTATION LOGISTICS SERVICES / LOGISTICS AND TRANSPORTATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Елена Евгеньевна

Рассматривается транспортно-логистическая система пассажирских перевозок на региональном уровне. Представлены предпосылки создания транспортно-логистических систем, общие организационно-экономические основы формирования региональных транспортно-логистических систем на пассажирском транспорте. Описана общая социально-экономическая эффективность создания транспортно-логистических систем пассажирских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ORGANIZATIONAL BASES FOR REGIONAL LOGISTICS AND TRANSPORTATION SYSTEM FORMATION IN PASSENGER TRANSPORT

The article treats the logistics and transportation system of passenger transportation at a regional level. It describes the background for the creation of logistics and transportation systems, general organizational and economic bases for the formation of the logistics and transportation system on passenger transport. It also shows the general socio-economic efficiency of creating logistics and transportation systems of passenger transportation.

Текст научной работы на тему «Экономико-организационные основы формирования региональных транспортно-логистических систем на пассажирском транспорте»

Таким образом, определены численные значения критерия разграничения, определяющего целесообразность того или иного вида технических воздействий на основе интегральной оценки точности размерных параметров, распределенных по всему агрегату. Другими словами, получены количественные характеристики для принятия решения о виде ремонтных технических воздействий на примере коробки переключения передач.

Практическое приложение результатов. На основе ранее предложенных теоретических положений была разработана и описана методика определения технических воздействий оптимального состава. Интегрирование в эту методику информации об износах размерных параметрах деталей на величину наработки, а также структурную составляющую дает возможность обоснованно подходить и к решению ряда научно-прикладных и производственных задач: назначению вида ремонтных технических воздействий оптимального состава, соответствующих фактическому техническому состоянию агрегата автомобиля; выдвижению взвешенных и рациональных подходов к обоснованию сроков гарантийного пробега, дифференцированных по техническому состоянию агрегатов; прогнозированию производственных издержек и планированию производственной деятельности предприятий; достоверной оценке допустимых без ремонта размерных параметров деталей; повышению качества проведения ремонтных воздействий за счет увеличения послеремонтного ресурса узлов и агрегатов; раз-

работке актуализированных математических моделей назначения видов и стратегий технических воздействий, основанных на анализе фактического технического состояния объекта ремонта, абстрагируясь от нормативных показателей наработки.

Указанные задачи могут быть дополнены, расширены и адаптированы в зависимости от особенностей организации производственного процесса конкретного предприятия, производящего различные виды восстановительного ремонта агрегатов и узлов автомобильного транспорта.

Решение указанных задач позволит на новом качественном уровне обеспечить необходимым информационным сопровождением руководство и инженерные службы предприятий по эксплуатации и ремонту автомобильного транспорта.

Выводы. Полученные результаты модельного эксперимента также подтверждают ранее полученный вывод о том, что именно обоснованность видов ремонтных воздействий имеет решающее значение в повышении эффективности ремонта агрегатов автомобилей.

Таким образом, рабочая гипотеза о возможности повышения эффективности использования ресурса за счет обоснования вида ремонтных воздействий полностью подтверждается проведенными экспериментальными исследованиями и полученными численными модельными показателями.

Статья поступила 19.01.2015 г.

Библиографический список

1. Воронова Е. Гарантия качества // Правильный автосервис. 3. Катаргин В.Н., Камольцева А.В., Хмельницкий С.В. Инте-2012. № 3. С. 22-24. гральные размерные модели как основа процессов ремонта

2. Протасов Н. «Детальная» экономия. Восстановление ба- агрегатов АТС // Автомобильная промышленность. 2014. зовых деталей - актуальная проблема авторемонта // Ос- № 8. С. 23-26.

новные средства. 2011. № 8. С. 12-15.

УДК 656.072

ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

© Е.Е. Попова1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматривается транспортно-логистическая система пассажирских перевозок на региональном уровне. Представлены предпосылки создания транспортно-логистических систем, общие организационно-экономические основы формирования региональных транспортно-логистических систем на пассажирском транспорте. Описана общая социально-экономическая эффективность создания транспортно-логистических систем пассажирских перевозок.

Ключевые слова: пассажирский транспорт; оптимизация пассажирских перевозок; транспортно -логистическая услуга; транспортно-логистические системы.

ECONOMIC ORGANIZATIONAL BASES FOR REGIONAL LOGISTICS AND TRANSPORTATION SYSTEM FORMATION IN PASSENGER TRANSPORT E.E. Popova

Baikal State University of Economics and Law,

1Попова Елена Евгеньевна, аспирант, тел.: 89629922888, e-mail: [email protected] Popova Elena, Postgraduate, tel.: 89629922888, e-mail: [email protected]

11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article treats the logistics and transportation system of passenger transportation at a regional level. It describes the background for the creation of logistics and transportation systems, general organizational and economic bases for the formation of the logistics and transportation system on passenger transport. It also shows the general socio-economic efficiency of creating logistics and transportation systems of passenger transportation.

Keywords: passenger transport; optimization of passenger traffic; transportation logistics services; logistics and transportation systems.

Транспорт занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве и обладает рядом существенных черт, присущих ему как сложному межотраслевому комплексу. Развитие мировой транспортной системы во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления.

Степень развития инфраструктуры транспорта оказывает огромное влияние на развитие перевозок разными видами транспорта. Применительно к пассажирским перевозкам логистика представляет собой совокупность проектных решений, методов организации и управления, технических средств, которые обеспечивают необходимый уровень обслуживания пассажиров, их безопасную, надежную и непрерывную доставку «от двери к двери» в определенное время при минимальных затратах.

Региональная транспортно-логистическая система применительно к пассажирскому транспорту (РТЛС ПТ) - это система, состоящая из многочисленных взаимосвязанных звеньев логистической инфраструктуры, расположенных на территории региона, обеспечивающих управление пассажиропотоками на основе интеграции сервисных, финансовых и информационных потоков.

РТЛС ПТ, с учетом основных характеристик, обладает следующими свойствами:

1. Целостность и возможность деления.

Деление возможно проводить на макроуровне -

при движении пассажиропотока от одной системы к другой. На микроуровне - РТЛС ПТ рассматривается в качестве главных подсистем, включающих заявку на перевозку, обеспечивающую логистическую систему пассажиропотоком, планирование и управление перевозками.

Единство цели обеспечивает совместимость всех элементов системы, этому подчинено функционирование РТЛС ПТ.

2. Связи.

На микроуровне внутрихозяйственными отношениями связаны все элементы системы. На макроуровне базу связей между элементами системы составляет договор.

3. Организация.

Связи между элементами РТЛС ПТ упорядочены определенным образом. Это значит, что РТЛС ПТ должна иметь конкретное организационное строение, состоящее из находящихся во взаимосвязи объектов и субъектов управления, воплощающих заданную цель.

4. Оперативность.

Способность доставить пассажира в определенное время в конкретное место с малыми затратами и возможность приспосабливаться к изменяющимся

условиям окружающей среды. Применение этого свойства позволяет системе оказывать услуги, обеспечивая процесс информационной поддержкой, добиваясь намеченных целей. Оперативность РТЛС ПТ не присуща ее элементам, рассматриваемым вне системы.

5. Сложность.

Сложность в РТЛС ПТ определяется главными свойствами, такими как присутствие большого количества элементов, взаимодействие между ними; сложность работы, выполняемой системой; существование сложно организованного управления; влияние на систему большого количества стохастических моментов внешней среды.

6. Иерархичность.

Понятие означает подчиненность элементов низкого уровня элементам более высокого уровня.

Современный подход к управлению пассажирскими перевозками, на наш взгляд, заключается в разработке оптимальных логистических схем, оптимизации использования ресурсов пассажирских транспортных предприятий, сроков транспортировки пассажиров путем создания единой контролируемой системы и логистической цепи доставки пассажиров одним или несколькими видами транспорта. Он должен включать в себя расчет и реализацию транспортных расходов, согласование всего процесса перевозок от начальных до конечных точек. Кроме того, использование нового подхода к управлению и создание единой транспорт-но-логистической системы на пассажирском транспорте позволяют минимизировать противоречия между пассажирами и перевозчиками, а также между предприятиями, работающими на одном рынке транспортных услуг.

Основываясь на том, что транспортные компании в целях развития региональных транспортно-логистических систем должны предлагать пассажиру не только перемещение от пункта отправления до пункта назначения, но и варианты логистических цепочек перемещения по маршруту «начальный пункт -конечный пункт» и весь спектр услуг в процессе перевозки, нами уточнено определение транспортно-логистической услуги применительно к перевозке пассажиров, которое включает весь дополнительный сервис, а также логистическое сопровождение, оказываемое при перевозке пассажира в рамках функционирования региональных транспортно-логистических систем пассажирского транспорта.

В качестве транспортно-логистической услуги применительно к пассажирскому транспорту понимается результат от функционирования транспортно-логистической системы по удовлетворению потребностей пассажира в перевозке и оказании сопутствую-

щих данной перевозке услуг в соответствии с установленными требованиями и нормами.

Таким образом, транспортно-логистическое обслуживание пассажиров можно классифицировать как обслуживание до, в процессе и после оказания транспортной услуги (рис. 1).

Теоретически региональная логистическая система на пассажирском транспорте может быть организована по принципу централизации или координации.

Под централизацией понимают передачу части функций управления от различных субъектов управ-

ления единому органу (центру), действующему в общих интересах. Такой орган может специально образовываться вновь либо выделяться в составе одного из субъектов управления. Централизация позволяет избежать ненужного дублирования, что сокращает затраты на управление, повышает оперативность доведения управляющих воздействий до исполнителя, способствует эффективному использованию средств технологической связи, обеспечивает проведение единой технической политики, а главное - создает удобства пассажирам.

ТРАН С ПОР Г НО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ

Обслуживание пассажира до оказания транспортной услуги

Сопутствующие услуги:

продажа билетов; информации™ с с

обеспечение; оформление виз, страховок; предо ставление залов

Дополнительные услуги: организация трансфера; доставка багажа к транспортному средству, предоставление камер хранения багажа;

организация индивидуального проживания и т.д.

Обслуживание пассажира в процессе оказания транспортной услуги

Основные услуги: обеспечение наличия мест в желаемом виде транспорта; тенническая безопасность в пути следования; надежность транспортного средства и его сс&твететвле цели

поездт, соблюдение временного режима перевозки

Сопутствующие услуги: обеспечение пгиеничесюге н физне логических потребностей (санузлы, душевые кабины постельное белье); информационное обеспечение; пнгание; обслукэтвающий персонал; предоставление залов ожидания и т.д.

Дополнительные услуги:

транспортировка оборудования пассажира (снаряжений); предоставление услуг связи в транспорте; предоставление личной онраны и др.

Обслуживание пассажира после оказания транспортной услуги

Сопутствующие услупг организация пересадок пассажиров на другой ввд транспорта; информационные услуги; услуги переводчиков, гидов и пр.

Дополиггельные услуги: организация трансфера; доставка багажа; уСлутц сферы размещения пассаифов; услуги в пнресадочиых пунктах (питание, информационные услуги, мед.пункгит.д.)

Рис. 1. Транспортно-логистическое обслуживание пассажиров

Координация означает согласование, установление целесообразного соотношения между действиями различных независимых друг от друга субъектов управления. Координация касается главным образом технологического обеспечения, в связи с чем ее следует отличать от монополистических проявлений, когда хозяйствующие субъекты договариваются о раз-

деле рынка перевозок и установлении на нем монопольных тарифов. Такие монополистические действия запрещены законодательством [1].

Исходя из вышесказанного, нами предложен механизм функционирования РТЛС ПТ, координирующий на добровольных условиях процесс пассажирских перевозок всеми участниками рынка (рис. 2, 3).

Рис. 2. Модель функционирования региональной ТЛС ПТ на разных уровнях системы

Рис. 3. Модель функционирования региональной ТЛС ПТ

Основными системообразующими элементами предлагаемой к формированию РТЛС ПТ, в соответствии с ее организационно-функциональной структурой, являются региональные и территориальные транспортно-логистические центры пассажирского транспорта (ТЛЦ ПТ), размещаемые в узлах транспортной сети региона.

Деятельность ООО «Транспортно-логистический центр» должна быть основана на следующих принципах.

Принцип конкурентности. Сегодня для автомобильных перевозок транспортом общего пользования характерно наличие состязательности двух ведущих технологических принципов: маршрутного и индивидуального. Тем не менее, на практике вероятно их сочетание с целью стимулирования конкуренции между перевозчиками. Так, теоретически от пункта отправления до пункта назначения можно добраться несколькими способами, как описывалось ранее. При этом могут быть использованы различные виды транспорта и количество пересадок.

Преимущество ТЛЦ ПТ - возможность индивидуального планирования маршрута для каждого пассажира, а значит, и проявления конкуренции как между разными видами пассажирского транспорта (автобус, такси, поезд и т.д.), так и между разными компаниями-перевозчиками (например, автобусными).

Принцип комплексности. Создание ТЛЦ ПТ предусматривает возможность комплексного обслуживания пассажира в одном месте. Для этого ТЛЦ ПТ должен оказывать следующие услуги:

• продажа билетов на пассажирские средства передвижения, сбор и инкассация выручки от перевозок пассажиров, багажа и почты;

• оказание услуг по хранению и перемещению багажа;

• диспетчерское управление движением средства передвижения;

• информационное обслуживание пассажиров и перевозчиков;

• предоставление пассажирам бытовых услуг, возможности найма автомобиля-такси;

• ведение учета и анализа перевозок;

• контроль за движением, использованием билетной продукции, полнотой оплаты проезда и провоза багажа, выполнением правил перевозок пассажиров.

Принцип удобства для пассажира. Создание ТЛЦ ПТ позволяет также планировать индивидуальные маршруты передвижения по уровню комфортабельности. Комфорт характеризует бытовые удобства, устроенность, уют в месте пребывания человека [2]. Комфортабельность определяется оснащением салона транспортного средства различными устройствами для поддержания микроклимата, термо- и шумоизоля-цией, дополнительным оборудованием. Таким образом, комфорт - характеристика исключительно техническая, ее обеспечение определяется производителем подвижного состава и производственно-технической службой перевозчика.

В более общем подходе ТЛЦ может оптимизировать поездку пассажира по следующим параметрам:

стоимость и время поездки, надежность, доступность, безопасность.

Принцип обоснованности маршрута. Разработка индивидуальных маршрутов может быть основана на определенных критериях: пассажировместимости, маневренности, скорости движения, количестве пересадок, длительности остановок в пути.

Для пассажиров создание регионального ТЛЦ ПТ привлекательно прежде всего тем, что при планировании поездки нет необходимости искать информацию о разных перевозчиках, страховых компаниях, визовых центрах и др., - достаточно позвонить диспетчеру центра по единому телефонному номеру.

Общий алгоритм функционирования региональной транспортно-логистической системы на пассажирском транспорте можно представить следующим образом (рис. 4).

На макроуровне решается задача отбора наиболее рациональных вариантов организации перевозки пассажиров с последующим выбором единственно оптимального. На мезоуровне уточняется и оптимизируется маршрут в пересадочном пункте по критерию времени, используются методы теории массового обслуживания и имитационного моделирования. На микроуровне осуществляется уточнение и оптимизация схемы перевозки по экономическому критерию (величине затрат на перевозку), решаются задачи, связанные с выбором оптимального варианта организации перевозок.

Координация деятельности РТЛЦ ПТ с перевозчиками должна проводиться на основе договоров и затрагивать вопросы разграничения смежных рабочих зон, организации производственной связи, распределения квот на предварительную продажу билетов в автобусы, обмена информацией о наличии свободных мест в движущихся по маршрутам транспортных средствах, распределения полученной выручки и установления порядка расчетов, организации необходимой взаимопомощи.

Перспективным направлением является координация деятельности организаций и предпринимателей различных видов пассажирского транспорта в транспортных узлах. Для этого могут быть созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров сразу нескольких видов транспорта. Объединенные вокзалы удобны для пассажиров, совершающих пересадки с одного вида транспорта на другой. Распределение затрат на содержание объединенного вокзала между предприятиями будет способствовать снижению себестоимости перевозок.

Все участники транспортно-логистической системы ПТ сохраняют свою независимость. ТЛЦ должен максимизировать пользу от процесса перевозок как для транспортных компаний, так и для пассажиров.

Развитие РТЛС ПТ, основанной на централизации и координации функций различных субъектов системы, позволит:

1. Удовлетворить различные потребности населения в перевозках и оказании сопутствующих перевозке транспортно-логистических услуг.

lui

Транспорт

Рис. 4. Функционирование региональной транспортно-логистической системы на пассажирском транспорте

2. Усовершенствовать взаимоотношения между предприятиями всех видов пассажирского транспорта, логистическими посредниками и пассажирами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обеспечить техническое и экономическое развитие региональной транспортной системы пассажирского транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры ПТ.

4. Реализовать единую стратегию развития транс-портно-логистической инфраструктуры для обслуживания международных пассажирских транспортных сетей, проходящих по территории региона, а также проектируемых.

5. Повысить эффективность и результативность

работы региональных транспортно-логистических структур ПТ и системы пассажирского транспорта в целом.

6. Развивать конкурентную среду на транспортно-логистическом рынке пассажирских перевозок и реализовать антимонопольную политику в сфере транспортного обслуживания территорий и регионов.

7. Сформировать устойчивые связи между транс-портно-логистическими системами ПТ различных регионов страны и мира, способствовать реализации совместных программ и проведению общей политики по развитию федеральной и мировой ТЛС ПТ.

Статья поступила 09.12.2014 г.

Библиографический список

1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими 2. Спирин И.В. Городские автомобильными перевозками. М.: Академия, 2010. 116 с. Транспорт, 1991. 238 с.

автобусные перевозки. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.