Научная статья на тему 'РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО КАЧЕСТВУ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ В УЛУЧШЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО КАЧЕСТВУ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ В УЛУЧШЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОРГАН ИНСПЕКЦИИ / МЕНЕДЖЕР ПО КАЧЕСТВУ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / НАСТАВНИЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / INSPECTION BODY / QUALITY MANAGER / STAFF INVOLVEMENT / AWARENESS / MENTORING / COMMUNICATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Т. И., Голубева А. П.

Исследована роль коммуникативной деятельности менеджера по качеству органа инспекции в функционировании системы менеджмента качества с целью разработать и предложить мероприятия по стимулированию коммуникативной деятельности менеджеров. Проведено анкетирование 258 сотрудников органа инспекции по специально разработанной авторами анкете. Достоверность различий оценивалась методами непараметрической статистики, проводился расчет относительных и средних показателей, ошибок репрезентативности, относительного риска и его доверительного интервала. Выявлена связь коммуникативной деятельности менеджера по качеству с вовлеченностью персонала органа инспекции в функционирование системы менеджмента качества. Отсутствие теоретических знаний по менеджменту качества у менеджеров структурных подразделений о функциях и роли менеджера в коллективе создает риски недостаточной информированности персонала органа инспекции о целях и задачах внедренной системы менеджмента качества, непонимания ее документированных процедур и несоблюдения ее требований. Предложено внедрить обязательное внешнее и дополнительное внутреннее обучение менеджеров вопросам обеспечения качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012«Требования к работе различных типов органов инспекции» и стандартов серии ИСО 9000. Предложено внедрение каскадного метода при внутреннем обучении персонала в целях минимизации временных и материальных затрат. Рекомендовано в условиях совмещения функций менеджера с основной профессиональной деятельностью сотрудников обеспечить материальное стимулирование менеджеров. Выявлена необходимость развивать систему наставничества в учреждении вновь принятых на работу сотрудников принципам и их соответствия требованиям внедренной в организации системы менеджмента качества до начала осуществления самостоятельной практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Т. И., Голубева А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of communicative activity of the quality manager inspection body in improving the functioning of the quality management system

The role of the communicative activity of the quality manager of the inspection body in the functioning of the quality management system was investigated with the aim of developing and proposing measures to stimulate the communicative activities of managers. A survey of 258 employees of the inspection body on a specially developed by the authors questionnaire. Reliability of differences was assessed using nonparametric statistics, relative and average indicators, representativeness errors, relative risk and its confidence interval were calculated. The communication of the communicative activity of the quality manager with the involvement of the personnel of the inspection body in the functioning of the quality management system has been revealed. The lack of theoretical knowledge of quality management among managers of structural divisions about the functions and role of a manager in a team creates risks of insufficient awareness of inspection body staff about the goals and objectives of the implemented quality management system, failure to understand its documented procedures and non-compliance with its requirements. It was proposed to introduce mandatory external and additional internal training of quality managers to quality assurance in accordance with the requirements of ISO/ IEC17020:2012 «Requirements for the operation of various types of bodies performing inspection(IDT)» and ISO 9000 series standards. It is proposed to introduce a cascade method for internal staff training in order to minimize time and material costs. It is recommended that in terms of combining the functions of a manager with the main professional activity of employees, to provide material incentives to managers. The need to develop a mentoring system in the establishment of newly hired employees to the principles and requirements of the quality management system implemented in the organization prior to the implementation of independent practical activities has been identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО КАЧЕСТВУ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ В УЛУЧШЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»



Т.И. Гордеева,

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.П. Голубева,

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО КАЧЕСТВУ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ В УЛУЧШЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

УДК 614.2

Гордеева Т.И., Голубева А.П. Роль коммуникативной деятельности менеджера по качеству органа инспекции в улучшении функционирования системы менеджмента качества (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» г. Москва, Россия; ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва, Россия)

Аннотация. Исследована роль коммуникативной деятельности менеджера по качеству органа инспекции в функционировании системы менеджмента качества с целью разработать и предложить мероприятия по стимулированию коммуникативной деятельности менеджеров. Проведено анкетирование 258 сотрудников органа инспекции по специально разработанной авторами анкете. Достоверность различий оценивалась методами непараметрической статистики, проводился расчет относительных и средних показателей, ошибок репрезентативности, относительного риска и его доверительного интервала. Выявлена связь коммуникативной деятельности менеджера по качеству с вовлеченностью персонала органа инспекции в функционирование системы менеджмента качества. Отсутствие теоретических знаний по менеджменту качества у менеджеров структурных подразделений о функциях и роли менеджера в коллективе создает риски недостаточной информированности персонала органа инспекции о целях и задачах внедренной системы менеджмента качества, непонимания ее документированных процедур и несоблюдения ее требований. Предложено внедрить обязательное внешнее и дополнительное внутреннее обучение менеджеров вопросам обеспечения качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Требования к работе различных типов органов инспекции» и стандартов серии ИСО 9000. Предложено внедрение каскадного метода при внутреннем обучении персонала в целях минимизации временных и материальных затрат. Рекомендовано в условиях совмещения функций менеджера с основной профессиональной деятельностью сотрудников обеспечить материальное стимулирование менеджеров. Выявлена необходимость развивать систему наставничества в учреждении вновь принятых на работу сотрудников принципам и их соответствия требованиям внедренной в организации системы менеджмента качества до начала осуществления самостоятельной практической деятельности.

Ключевые слова: система менеджмента качества, орган инспекции, менеджер по качеству, вовлеченность персонала, наставничество, коммуникативная деятельность.

Введение

настоящее время весьма актуальным становится повышение роли менеджера в организации и улучшение качества его деятельности [1]. Повышение роли менеджера в организации и улучшении качества деятельности всего учреждения является актуальной задачей руководителей ор-изаций. Основными видами деятельности менеджера в организации являются: управленческая (планирование, организация процессов, мотивирование, нтроль);

- информационная;

- коммуникативная.

Немаловажное значение имеют личностные качества специалиста - менеджера в организации, без которых, даже обладая всеми другими необходимыми данными, работать в качестве менеджера будет довольно затруднительно [11]. К таким личностным характеристикам относятся:

© Т.И. Гордеева, А.П. Голубева, 2019 г.

Менеджер №7

здравоохранения 2019

- коммуникабельность;

- вежливость, тактичность, эмпатия;

- аутентичность;

- умение слышать и слушать;

- правильный индивидуальный подход при общении с людьми;

- открытость, активная жизненная позиция;

- стрессоустойчивость;

- инновационное мышление;

- аналитические способности.

Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация [2]. Самым значимым ресурсом в вопросах обеспечения качества является персонал организации [2].

Одним из важнейших инструментов управления является информация [10, с. 254]. Современный менеджмент следует рассматривать как коммуникационный процесс, обеспечивающий обмен информацией между всеми элементами системы управления и субъектами взаимодействия. При этом многое зависит от способности менеджера передавать ее и достигать адекватного восприятия, т.е. делать ее общей для сотрудничающих сторон [14, с. 96].

Получение и анализ информации от менеджера высшего звена организации и внешних источников, доведение ее до сведения работников своего структурного подразделения, разъяснение им целей и задач организации, наряду с информированием вышестоящих уровней управления о проблемах и инициативах на местах являются основными элементами информационно-коммуникативной деятельности менеджера структурного подразделения.

Понятие «менеджер по качеству» введено в структуру органа инспекции в соответствии с требованиями п. 31.3 (в) Критериев аккредитации [12] и п. 8.2.3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Требования к работе различных типов органов инспекции» [6], согласно которым это лицо должно обеспечивать использование и постоянное функционирование системы менеджмента качества в организации.

Знания вопросов менеджмента и качества и международного стандарта ISO 9001:2000 можно получить в учебных заведениях, обучающих по соответствующим программам, на курсах МВА и краткосрочных (1-3-дневных) учебных курсах [13].

Профессиональные стандарты, разработанные для специалистов с высшим и средним медико-профилактическим образованием, не содержат требований

по наличию навыков и умений по обеспечению ка чества выполняемых экспертиз, обследований, расследований и иных видов оценок.

Для успешного функционирования всех подразделений ЦГ и Э необходимо взаимодействие менеджеров по качеству и персонала в обеспечении информационной и коммуникативной деятельности. По словам американского учёного, известного теоретика менеджмента П. Ф. Друкера, функцией, которая больше всех остальных выделяет менеджера среди прочих работников предприятия, выступает его образовательная функция. Именно менеджер способен сделать то, на что не способны другие: донести до подчиненных сущность стоящих перед ними целей и раскрыть пути их достижения [3].

Низкая активность информационной и коммуникативной деятельности менеджеров структурных подразделений приводит к отсутствию мотивации у персонала понять и применять в своей деятельности СМК и, как следствие, к трудностям в обеспечении качества проводимых ЦГ и Э работ по оценке соответствия объектов инспекции санитарным требованиям.

Учитывая законодательно обусловленные требования обеспечения качества работ по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз путем аккредитации, ряд специалистов ЦГ и Э наделены обязанностями менеджера по качеству для функционирования СМК.

Цель и задачи исследования: Разработать и предложить мероприятия по стимулированию коммуникативной деятельности менеджеров, усилению их роли в системе менеджмента качества (СМК) органа инспекции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- разработать методику исследования, позволяющую выявить активность коммуникативной деятельности менеджера по качеству структурного подразделения, информированность персонала о целях и задачах внедренной СМК, законодательных требованиях к обеспечению качества работ, отношение персонала к действующей СМК;

- выявить зависимость информированности персонала о внедренной СМК от активности коммуникативной деятельности менеджера по качеству структурного подразделения;

- провести анализ результатов оценки отношения сотрудников к действующей СМК, их желания участвовать в оптимизации управления

с

#хс

Менедже,

деятельностью органа инспекции, в зависимости от информированности.

Методы

Для решения поставленных задач было проведено анонимное добровольное анкетирование персонала органа инспекции ЦГ и Э, включающего в себя центральный офис и 13 филиалов (в административных округах Москвы и на транспорте (водном, воздушном, метрополитене)), с использованием специально разработанного опросника, включающего вопросы организации трудовой деятельности, знаний целей и задач, документов СМК, отношений персонала к внедренной СМК, перспективам ее функционирования, желания участвовать в оптимизации управления деятельностью органа инспекции.

Анализировались ответы 258 респондентов, из них 75 анкет персонала Центра (в том числе 11 менеджеров структурных подразделений) и 183 работников филиалов (в том числе 13 менеджеров по качеству филиалов и 28 менеджеров структурных подразделений филиалов). База данных формировалась и обрабатывалась с помощью программного продукта Microsoft Excel 2010. Рассчитаны относительные и средние показатели, их ошибки репрезентативности. Оценка достоверности различий показателей проводилась методами параметрической

статистики (критерий Пирсона). Проводился расчет относительного риска и его доверительных интервалов р1).

Результаты и обсуждение

Организационная структура ОИ представлена на рис. 1. В состав ОИ ЦГ и Э входит свыше 500 человек. Менеджеру по качеству ОИ подчиняются заместитель менеджера по качеству и менеджеры по качеству 11 структурных подразделений в Центре, а также менеджеры по качеству филиалов (13 человек). Менеджерам по качеству, отвечающим в целом за филиал, подчиняются менеджеры структурных подразделений соответствующего филиала (28 человек).

Менеджеры по качеству структурных подразделений назначаются приказом Главного врача ЦГ и Э по представлению руководителя структурного подразделения из числа сотрудников и осуществляют выполнение своих функциональных обязанностей в соответствии с утвержденными приказом главного врача полномочиями менеджеров по качеству. Контроль выполнения менеджерами по качеству своих функциональных обязанностей осуществляется в основном в виде документарной проверки правильного заполнения формуляров, а также во время внутренних аудитов структурных подразделений,

Рис. 1. Структура Органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

енеджер № 7

здравоохранения 2019

осуществляющихся в ЦГ и Э раз в год согласно утвержденному руководителем органа инспекции графику.

Ввиду того, что для специалиста структурного подразделения работа менеджера является дополнительной функциональной нагрузкой, обязанности по обеспечению качества зачастую выполняются формально и сводятся в основном к своевременному и правильному заполнению шаблонов документации СМК. Участие персонала в подготовке необходимой документации СМК не отображается. При проведении внутренних аудитов структурных подразделений выявляется несоответствие знаний персонала об СМК и низкое качество заполняемой им документации. Дополнительную отрицательную роль в игнорировании менеджерами своих функций играют отсутствие материального стимулирования, отсутствие поощрения и нерациональное распределение нагрузки на специалистов, обремененных функциями менеджера, и на остальной персонал со стороны заведующих отделами, а также нежелание, ввиду финансовых затрат, направления менеджеров структурных подразделений на внешнее обучение.

В этой связи был рассчитан относительный риск низкой информированности персонала о задачах и целях СМК, при игнорировании менеджером своей коммуникативной функции. Он составил - RR = 3,5; DI [2,3-5,3], что свидетельствует о высокой степени связи [9] между реализацией менеджером коммуникативной функции и осведомленностью персонала.

Информированность персонала о содержании, смысле системы качества повышает его вовлеченность в процесс обеспечения качества.

Для проведения сравнительного анализа за основу были приняты две группы респондентов: группа 1-сотрудники ОИ, получающие достаточный объем информации о системе менеджмента качества Органа инспекции (195 чел), и группа II - сотрудники ОИ, считающие получаемый объем информации недостаточным (63 чел).

Среди документов СМК основным является Руководство по качеству, содержащее политику и цели в области качества, полное описание СМК и понятие о применении СМК в организации, описание процессов и их взаимодействия со всеми документированными процедурами, требуемыми ГОСТ РИСО 9001-2015 [3]. От понимания Руководства по качеству зависит степень принятия системы. Относительный риск возникновения затруднений в понимании содержания Руководства по качеству в группе II составил RR = 2,0, DI [1,2-3,4].

Непонимание назначения Руководства по качеству, а также иных разработанных документов СМК влечет за собой неоправданно повышенные затраты времени при документировании результатов деятельности в соответствии с требованиями СМК. Так, в группе II затруднения при заполнении записей по качеству испытывали 77,8±5,2% сотрудников, по сравнению с 59,0±3,5% в группе I (р<0.01). В группе II риск возможных затруднений составляет RR = 2,1, DI [1,4-3,3].

Внутренняя документация СМК, наряду с Руководством по качеству, включает в себя процедуры, определяющие четкий порядок действий при проведении инспекций, направленные на обеспечение качества санитарно-эпидемиологических экспертиз и предотвращение ошибок при их проведении. При этом существенную роль в обеспечении качества профессиональной деятельности играют выбор адекватных корректирующих мероприятий, понимание их эффективности и значимости предупреждающих действий.

Выявлена высокая степень связи между непониманием документов и процедур СМК и формированием негативного отношения к процедурам устранения и предотвращения в последующем возникающих в процессе деятельности ошибок. В группе II риск негативного отношения к проведению корректирующих мероприятий составил - RR = 3,9 DI [2,3-6,5], к проведению предупреждающих действий составил - RR = 4,3, DI [2,3-8,2].

Процессы взаимодействия между структурными подразделениями и со сторонними организациями также регламентируются внедренной СМК, в случае низкой информированности персонала возникает риск негативной оценки эффективности взаимодействия таблица 1.

Требованиями Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлена обязательность наличия аккредитации при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз и иных видов оценок. Вместе с тем, низкая информированность персонала о требованиях законодательства создает высокой риск непонимания целей и задач аккредитации, а также необходимости внедрения СМК в деятельность ЦГ и Э, риск составил - RR = 8,9 DI [5,3-14,5].

Выявлены достоверные (р<0,05) различия оценок персоналом внедренной СМК.

с

#хс

Менедже,

Таблица 1

Оценка эффективности организации работы и взаимодействия между подразделениями ЦГ и Э и другими органами Роспотребнадзора

Показатели оценки эффективности Достаточно информации по СМК, 195 ч Недостаточно информации по СМК, 63 чел Относитель- Доверительный

Р (на 100) т Р (на 100) т интервал

организации работы своего подразделения ЦГ и Э 95,9 1,4 76,2 5,4 5.8 2.7-12.5

взаимодействия с другими подразделениями в т.ч. 908 21 68 3 59 34 19-6 1 с испытательным ' ' ' ' лабораторным центром

взаимодействия с Управлением Роспотребнадзора, его территориальными отделениями 86,7 2,4 58,7 6,2 3.1 1.9-5.0

Сравнение показателей информированности о целях и задачах внедренной СМК и требованиях к деятельности аккредитованного ОИ в двух группах (1 группа - персонал, достаточно информирован менеджерами, имеет положительное отношение к СМК; 2 группа - недостаточно информированы со сформированным негативным отношением к СМК) выявило ряд особенностей и закономерностей (рис. 2).

Анализ данных анкетирования персонала, характеризующего отношение к внедренной СМК,

выявил, что все показатели выше в 1 группе: чаще видят перспективы внедрения, способствование улучшению деятельности, важности соблюдения принципов СМК.

В группе II в три раза больше сотрудников считают, что существующая система менеджмента качества мешает выполнять свои должностные обязанности, чем в группе I. Риск наступления этого события составил - = 3,0, [1,8-5,0]. Данный показатель особенно характеризует негативное отношение к СМК.

100 80 60 40 20 0

I Группа I I Группа I I Ряд 3 I Ряд 4 Ряд 5 Ряд 6

Наличие Способствование Эффективность Необходимость

перспектив СМК улучшению СМК соблюдения

в ЦГ и Э деятельности принципов СМК ЦГ и Э

Рис. 2. Показатели отношения персонала Органа инспекции ЦГ и Э г. Москвы к внедренной СМК (на 100 опрошенных).

енеджер № 7

здравоохранения 2019

ВО

Наиболее четко характеризует вовлеченность в СМК персонала - желание использовать принципы СМК в своей работе. Этот показатель в группе II составляет всего 39,7±6,2%, в то время как в группе I -87,2+2,4%. Риск составил - RR = 4,7 DI [3,1-7,1].

Следует признать, что в том случае, когда персонал «не вовлечен в СМК», руководство может ставить все новые и новые цели, однако выполнение поставленных перед персоналом задач будет рассматриваться им через призму собственных интересов [5]. В этом случае достижение целей в области качества станет весьма проблематичным, так как будет противоречить интересам работника [5].

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2010 организация должна развивать систему менеджмента качества с целью обеспечения эффективного использования ресурсов, предусматривать наличие у работников организации возможностей для обучения для собственного развития, а также для поддержания жизнеспособности организации [7].

При этом пунктом 7.3 ГОСТ 9001-2015 предусмотрена необходимость обеспечения организацией осведомленности соответствующих работников:

- о политике и целях в области качества; своем вкладе в результативность системы менеджмента качества, включая пользу от улучшения результатов деятельности, а также последствиях несоответствия требованиям системы менеджмента качества [8]. В этих целях организация должна определить порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к системе менеджмента качества, описывающий какая информация будет передаваться;

Менеджеры по качеству структурного подразделения ОИ Центра

Менеджер по качеству ОИ

Менеджеры по качеству ОИ в филиалах в АО

когда будет передаваться информация; кому будет передаваться информация; каким образом она будет передаваться; кто будет передавать информацию [8].

На наш взгляд, целесообразно внедрение каскадного метода, который при низких финансовых затратах позволит охватить и проинформировать весь штат сотрудников органа инспекции о требованиях СМК (рис. 3).

Требованиями ГОСТ 9001-2015 п. 7.1.6 определена обязанность организации поддерживать знания персонала и обеспечивать доступ к дополнительным знаниям. При этом основой знаний могут быть как внутренние, так и внешние источники (научное сообщество, конференции, семинары). В этой связи подготовка на внешних и дополнительных внутренних обучениях позволит сформировать понимание, мотивацию, причастность к «общему делу», обмен опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подключение менеджеров к наставничеству в части поведения обучения стажеров требованиям СМК повысит уровень знаний, снимет нагрузку с наставника, который также не в полной мере владеет необходимыми знаниями СМК

Кроме того, введение материального стимулирования менеджеров с контролем результатов повысит эффективность их деятельности.

Заключение

Менеджеры по качеству являются ключевым звеном в органе инспекции, обеспечивают функционирование СМК, что в конечном итоге обуславливает качество проводимых ЦГ и Э санитарно-эпидемиологических экспертиз. Назначение менеджеров,

Заведующие структурными подразделениями центра

Сотрудники структурных подразделений ОИ Центра

Заведующие структурными подразделениями ОИ филиалов

Менеджеры по качеству структурных подразделений ОИ филиалов

Сотрудники структурных подразделений ОИ филиалов

С

#хс

Рис. 3. Каскадный метод обучения персонала органа инспекции ЦГ и Э.

Менедже,

их задачи, функциональные обязанности, контроль их деятельности не представлены в документах. Должность менеджера не предусмотрена штатным расписанием ЦГ и Э, для исполнения функций по обеспечению качества назначаются врачи, не нацеленные на эту работу, не подготовленные и имеющие в качестве основных свои профессиональные обязанности. Все это приводит к игнорированию менеджерами структурных подразделений основной коммуникативной функции и формальному исполнению своих обязанностей. Назначение менеджерами специалистов, имеющих профессиональный опыт работы, ответственных, коммуникативных и пользующихся авторитетом в коллективе подразделения, во многом решит выявленные проблемы.

Низкая коммуникативная деятельность менеджера по качеству структурного подразделения влечет за собой недостаточную осведомленность персонала о целях и задачах СМК и, как следствие, негативной оценке внедренной системы качества.

Непонимание смысла, назначения документов СМК влечет за собой риск затруднения достижения политики качества - намерений и направления организации, официально сформулированные ее высшим руководством [4], направленной на удовлетворение требований заказчика.

Таким образом, на основании результатов проведенного анкетирования, в целях обеспечения эффективности СМК предлагаем:

1) Направлять на подготовку на внешних специализированных курсах повышения квалификации менеджеров по качеству среднего звена (структурных подразделений), что позволит сформировать понимание и мотивацию, причастность и обмен опытом в области в сфере обеспечения качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 и стандартов серии ИСО 9000.

2) Внедрять дополнительное внутреннее обучение с использованием каскадного метода, что позволит при минимальных финансовых затратах охватить весь штат персонала ОИ.

3) Привлекать в обязательном порядке менеджеров по качеству структурных подразделений к наставничеству, в части поведения обучения стажеров требованиям СМК, что повысит уровень знаний вновь пришедших специалистов и снимет нагрузку с наставника, который также не в полной мере владеет необходимыми знаниями СМК.

4) Осуществлять материальное стимулирование менеджеров с контролем результатов деятельности, что повысит заинтересованность и эффективность их работы.

1. Роль менеджера в организации https://studbooks.net/1363990/menedzhment/zaklyuchenie.

2. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы Менеджмента./ Перевод с английского -Издательство «Дело» - 1997. - https://alleng.Org/d/manag/man117.htm.

3. Питер Друкер «Практика менеджмента». - ООО «Манн, Иванов и Фербер». - 2015. -https://e-libra.ru/read/471206-praktika-menedzhmenta.html.

4. Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

5. Шендалев А.Н., Шендалева Е.В. Подход к вовлечению персонала в процессе создания, сертификации и поддержания функционирования систем менеджмента качества. Омский научный вестник. 2012; 1: 72-76.https://cyberleninka.ru/article/v/podhod-k-vovlecheniyu-personala-v-protsess-sozdaniya-sertifikatsii-i-podderzhaniya-funktsionirovaniya-sistem-menedzhmenta-kachestva.

6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012. Требования к работе различных типов органов инспекции.

7. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

8. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.

9. Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) / Под ред. Н.Ф. Изме-рова и Э.И. Денисова. - М.: Тровант, 2003. - 448 с.

10.Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - СПб.: Астерион, 2014. - 433 с.

11.Степанян М.В. Профессиональная управленческая компетентность будущих менеджеров. //Философия социальных коммуникаций, 2014. - № 2 (27) - С. 99-106.

12.Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области

енеджер № 7

здравоохранения 2019

стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

13.Эпп З.Л. Специальность «менеджер по качеству». // Компетентность 11-12/40-41. - 2006. -С. 64-69.

14.Менеджмент организации: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену студентов направления подготовки «Менеджмент» / М.Г. Бекирова, И.Б. Давыдкина, [и др.]; Волгогр. филиал Росс.эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - Волгоград: Сфера, 2018. - 430 с.

UDC 614.2

Gordeeva T.I., Golubeva A.P. The role of communicative activity of the quality manager inspection body in improving the functioning of the quality management system (Federal public health institution "Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow" Moscow, Russia; First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Moscow, Russia)

Abstract. The role of the communicative activity of the quality manager of the inspection body in the functioning of the quality management system was investigated with the aim of developing and proposing measures to stimulate the communicative activities of managers. A survey of 258 employees of the inspection body on a specially developed by the authors questionnaire. Reliability of differences was assessed using nonparametric statistics, relative and average indicators, representativeness errors, relative risk and its confidence interval were calculated. The communication of the communicative activity of the quality manager with the involvement of the personnel of the inspection body in the functioning of the quality management system has been revealed. The lack of theoretical knowledge of quality management among managers of structural divisions about the functions and role of a manager in a team creates risks of insufficient awareness of inspection body staff about the goals and objectives of the implemented quality management system, failure to understand its documented procedures and non-compliance with its requirements. It was proposed to introduce mandatory external and additional internal training of quality managers to quality assurance in accordance with the requirements of ISO/ IEC17020:2012 «Requirements for the operation of various types of bodies performing inspection

(IDT)» and ISO 9000 series standards. It is proposed to introduce a cascade method for internal staff training in order to minimize time and material costs. It is recommended that in terms of combining the functions of a manager with the main professional activity of employees, to provide material incentives to managers. The need to develop a mentoring system in the establishment of newly hired employees to the principles and requirements of the quality management system implemented in the organization prior to the implementation of independent practical activities has been identified.

Keywords: quality management system, inspection body, quality manager, staff involvement, awareness, mentoring, communication activities.

Здравоохранение-2019

РОССИИСКИМ КЛИНИКАМ КОМПЕНСИРУЮТ РАСХОДЫ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ АККРЕДИТАЦИЮ И ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛОВ ЗА РУБЕЖОМ

Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 г. Среди первоочередных задач, которые предстоит решить, - финансовая помощь медорганизациям для прохождения аккредитации по международным стандартам и открытия представительств за рубежом, решение вопроса доступа иностранных граждан к российским телемедицинским услугам, более качественное обучение медиков иностранным языкам. Медицинским услугам посвящен 10-й раздел документа. Авторы относят кардиологию, онкологию, офтальмологию и нейрохирургию к приоритетным направлениям для экспорта медицинских услуг. По их мнению, хорошим потенциалом обладают также оздоровительный медицинский туризм и телемедицина.

Источник: https://medvestnik.ru

№ 7 Менеджер

2019 здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.