Научная статья на тему 'Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете'

Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К и та й / Тибет Сицзян / традиционная культура / тра нс ля ция / пр а з д ник / непризнанная н а ц и о н а л ь н о с ть / народ шерпа / религиозные праздники / сельскохозяйственные праздники / Новый год / New Y ear / agricultural holidays / religious holidays / Sherpa people / unrecognized nationality / holiday / broadcast / traditional culture / Tibet Xizang / China

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Си Цзюньфэй, Федоровская Наталья Александровна

Цель работы заключалась в выявлении роли праздников этнической группы шерпов в сохранении и преемственности их традиций. Стояли задачи проанализировать характеристики традиционных праздников, таких как Н овый год шерпа, религиозные праздники и сельскохозяйственные праздники, и выяснить их роль в современном Тибете. А втор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется. С использованием сравнительно-исторического и типологического подходов и метода системного анализа на основе большого объема информации систематизируются характеристики праздников шерпов. Н овизна состоит в обширности собранной информации и ее анализе и обобщении, ранее таких результатов исследований не публиковалось. А втор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется. Н овый год более подвержен влиянию внешних факторов и изменений во времени и обычаях, тогда как сельскохозяйственные и религиозные праздники сохраняют традиционные обычаи. Среди сельскохозяйственных и религиозных празднеств можно увидеть проявление народных верований шерпов. Китайские шерпы, являясь очень малочисленной этнической группой, становятся важным предметом изучения, как и охрана их культурного наследия, а праздники и фестивали, как яркие показатели их традиционной культуры, представляют еще большую ценность для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of key Sherpa holidays in preserving and broadcasting their traditional culture in modern Tibet

The aim of the work was to identify the role of holidays of the Sherpa ethnic group in the preservation and continuity of their traditions. The tasks were to analyze the characteristics of traditional holidays, such as the Sherpa New Y ear, religious holidays and agricultural holidays, and to find out their role in modern Tibet. The author comes to the conclusion that, despite the strong influence of external cultural factors, a significant layer of the traditional local holiday culture of Sherpas remains. Using comparative historical and typological approaches and the method of system analysis based on a large amount of information, the characteristics of Sherpa holidays are systematized. The novelty lies in the vastness of the collected information and its analysis and generalization, previously such research results have not been published. The author comes to the conclusion that, despite the strong influence of external cultural factors, a significant layer of the traditional local holiday culture of Sherpas remains. Thus, the study of the holidays and the festive culture of the Sherpas showed that, along with the influence of external cultural factors, the Sherpas still retain a significant traditional layer of their local culture. Thus, the New Y ear is more influenced by external factors and changes in time and customs, while agricultural and religious holidays preserve traditional customs. Among the agricultural and religious festivals, one can see the manifestation of the traditional folk beliefs of the Sherpas. Chinese Sherpas, being a very small ethnic group, are becoming an important subject of study, as is the protection of their cultural heritage, and holidays and festivals, as vivid indicators of their traditional culture, are even more valuable for research.

Текст научной работы на тему «Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете»

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Си Ц., Федоровская Н.А. — Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете // Культура и искусство. - 2023. - № 11. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.11.69023 EDN: IGKGBG URL: https//nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=69023

Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете

Си Цзюньфэй

СКСЮ: 0009-0008-0988-3715 кандидат культурологии

аспирант, департамент искусств и дизайна, Дальневосточный федеральный университет

690922, Россия, приморский край, г. Владивосток, ул. Русский Остров, кампузДВФУ, оф. корпус 7.1,

комната 325

ЕЗ xijunfei0818@163.com

Федоровская Наталья Александровна

СКСЮ: 0000-0002-8789-7994 доктор искусствоведения

директор департамента искусств и дизайна, Дальневосточный федеральный университет 690922, Россия, приморский край, г. Владивосток, уп. Рухкий Остров, аякс 10, оф. Р406

И fedorovskaya.na@dvfu.ru

Статья из рубрики "Культура повседневности"

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.11.69023

EDN:

IGKGBG

Дата направления статьи в редакцию:

16-11-2023

Дата публикации:

23-11-2023

Аннотация: Цель работы заключалась в выявлении роли праздников этнической группы

-------- - —■----- —■ — - ■ — |— — — — ■ — — —.....- ■ — - ■ —--— --------------- |— —......|— — — I—I.....— — —......... — ■ ■ . / . .. . —.

шерпов в сохранении и преемственности их традиций. Стояли задачи проанализировать характеристики традиционных праздников, таких как Новый год шерпа, религиозные праздники и сельскохозяйственные праздники, и выяснить их роль в современном Тибете. Автор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется. С использованием сравнительно-исторического и типологического подходов и метода системного анализа на основе большого объема информации систематизируются характеристики праздников шерпов. Новизна состоит в обширности собранной информации и ее анализе и обобщении, ранее таких результатов исследований не публиковалось. Автор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется. Новый год более подвержен влиянию внешних факторов и изменений во времени и обычаях, тогда как сельскохозяйственные и религиозные праздники сохраняют традиционные обычаи. Среди сельскохозяйственных и религиозных празднеств можно увидеть проявление народных верований шерпов. Китайские шерпы, являясь очень малочисленной этнической группой, становятся важным предметом изучения, как и охрана их культурного наследия, а праздники и фестивали, как яркие показатели их традиционной культуры, представляют еще большую ценность для исследования.

Ключевые слова:

Китай, Тибет Сицзян, традиционная культура, трансляция, праздник, непризнанная национальность, народ шерпа, религиозные праздники, сельскохозяйственные праздники, Новый год

Шерпы относятся к трансграничным этническим группам, в Китае они проживают в основном в Тибетском автономном районе, и относятся к непризнанному этническому меньшинству, не входящему в 56 этнических групп Китая, а также в Непале и Индии. Исследователи отмечают, что «шерпы — трансграничная этническая группа, проживающая по обе стороны Гималаев на границах Китая, Непала, Индии и Бутана, причем основная часть шерпов, около 40 тыс. человек, проживает в Непале. А около 4,6 тыс. человек — в Тибете (Китай), в основном в поселке Чжанму уезда Ньялам и поселке Чентанг уезда Тинцзе и других местах» [1, Ci 29].

По данным седьмой национальной переписи населения Китая, проведенной в 2020 г., численность непризнанных этнических групп в Тибете составила 4 204 человека, однако точное количество шерпов в статистике не указывается (см.: Я

ШШ.^Ш'ШШ. URL: http://www.stats.gov.cn/sj/pcsj/rkpc/7rp/zk/indexch.htm). Крайне малая численность шерпов и принадлежность их к трансграничной этнической группе делает особенно важным изучение и защиту их самобытной культуры.

Праздники остаются способами и возможностями наиболее полно отражать и презентовать культуру этнических меньшинств, поэтому материалы исследований, посвященных праздникам шерпов, часто упоминаются при изучении их обрядов и обычаев.

В данной работе на основе обобщенного анализа обширного числа доступных материалов рассматриваются наиболее презентационные праздники шерпов, которые могут впоследствии стать основой для формирования фестивальной культуры у этого

народа.

Отдельных крупных российских исследований, посвященных традиционным праздникам и обычаям этого народа практически нет, за исключением упоминании в словарях, энциклопедиях (Большая советская энциклопедия, Толковый словарь Ожегова), где дается краткая информационная справка по численности и распределению населения, одежде, привычках в еде и т. д.

С. И. Петрова сравнивает шерпов Непала с якутами — коренным народом Сибири, ища

общие черты в их культурах -121. Была также выявлена краткая информация о традициях

шерпов у западных исследователей, например в работах J. Spoon ^^ A. Tharkay

Peoples of Nepal Sherpa J. Tenzing -161. Эти исследования в основном сосредоточены на индустрии альпинистского туризма, связанной с шерпами, и берут в качестве примера шерпов в Непале. На данном этапе исследования специализированных работ о проживающих в Тибете китайских шерпах на русском языке выявлено не было.

Новизна исследования видится во введении в круг российских исследователей новых и обновленных сведений о праздничной культуре китайских шерпов на основании современных исследований китайских ученых, а также в выявлении роли рассматриваемых праздников как способа сохранения и трансляции культуры шерпов. Материалы исследования позволят российским ученым более широко понять особенности традиционных праздников шерпов и культуру шерпов в целом. В то же время они вносят вклад в дальнейшее сравнительное изучение культуры российских и китайских этнических меньшинств.

В XX в. китайские исследователи постепенно стали изучать народ шерпов. Так, Юань Чаоцзюнь представил информацию о традициях t71; отметим результаты полевых исследований Лю Хунцзи I8 и Цзоу Цицай которые долгое время жили и работали в поселении шерпов, изучая их обычаи.

В XXI в. Лю Чжицюнь изучал бытовые и свадебные обычаи шерпов1101. Че Пай и другие ученые в 2004 г. посетили поселения шерпов для проведения полевых исследований, а

затем составили отчет, в котором подробно представили быт и традиции шерпов В 2022 г. Фань Цзюхуэй опубликовал книгу, в которой изложил свое понимание обычаев шерпов, полученное в результате более чем десяти посещений традиционных поселений

-1121. Кроме того, праздники и обычаи шерпов представлены в книгах Чэнь Лимина

«Тибетская народная культура» 1131 и Джун Да «Тибетская народная туристическая

культура» И4!, которые также являются важными материалами для изучения этих на роднос те й.

Основная причина незначительного объема исследовательского материала по шерпам заключается в том, что этот народ живет в труднодоступных районах Тибета, в высокогорных долинах и ущельях, где плохо развито транспортное сообщение; их обособленный образ жизни вызывает проблемы языкового общения с исследователями, не владеющими их наречием. Стоит отметить, что часть исследовательского материала в достаточной степени устаревает, а существующие работы в большинстве своем основаны на методе документального анализа по чужим материалам. О фестивалях и праздниках этих народностей материалов еще меньше, в существующих в настоящее время работах эта тема раскрыта неполно. Причем имеющиеся материалы носят в основном краткий и общий характер, без глубокого анализа и исследования.

Шерпские праздники, как и традиционные праздники других народов, тесно связаны с календарно-земледельческим циклом, в котором отражены смена сезонов, производственные аграрные и скотоводческие обряды и праздники, а также с семейно-бытовым циклом, направленным на регулирование жизненных циклов народа (рождение, свадьба, похороны, инициация и т. д.). Наряду с традиционными языческими верованиями народ шерпов воспринял буддизм, адаптировав его согласно своему мировоззрению и включив в свой круг праздников. Рассмотрим несколько ключевых праздников шерпов.

Новый год

Шерпы находятся под глубоким влиянием тибетской культуры и встречают Новый год по тибетскому календарю (рис. 1).

Рис. 1. Шерпа в национальных костюмах (район Чентанг) -t15-

Не всегда можно точно установить датировки начала празднования. У шерпов, проживающих в районе Чентанг уезда Динцзе города Шигацзе (кит.: ШЕ, пиньинь: x! cang ri ka ze sh) ding jie xian chen tang qQ), есть три разновидности празднования Нового года «в первый день декабря по тибетскому календарю — так называемый «Новый год ожидания», в первый день января по тибетскому календарю —

«Год короля» и в первый день февраля по тибетскому календарю — «Год бедняка» i16!.

После демократических преобразований в Тибете КНР в 1959 г. у шерпов в порту Чжанму (кит.:^^Р^, пиньинь: zhang mu kou an), под влиянием местных военных и правительственных властей празднование Нового года было перенесено с первого дня января по тибетскому календарю на первый день января по григорианскому календарю и стало новой традицией.

Однако этот обычай постепенно изменился после 1990-х гг. В 1990-х гг. государство усилило свою поддержку в строительстве порта Чжанму (рис. 2) (Иллюстрации Baidu).

Рис. 2. Порт Чжанму

// Baidu Ш Я. URL: https://image.baidu.com)

Большое число переселенцев отправилось в порт заниматься бизнесом и торговлей, и Новый год местных шерпов снова изменился. «После открытия порта, с увеличением числа тибетцев, люди начали отмечать тибетский Новый год... Теперь они относятся к этому празднику так же, как тибетцы, и постепенно теряют собственный традиционный

праздник шерпов» [17, с- 104].

Исследователи описывают традиционную форму проведения праздника следующим образом «С наступлением Нового года в каждой семье меняют сутра-ленты, забивают овец и коров, готовят новые блюда и вино, заготавливают дрова, убирают дом и красят стены. Рано утром в Новый год каждая семья идет к роднику или ручью, чтобы набрать ведро свежей воды и умыться. В Новый год принято собираться своей семьей и не ходить в гости к друзьям и родственникам. На второй день молодые люди приглашают друг друга вместе отмечать наступление Нового года. Во второй, третий и четвертый дни праздника старейшины семьи принимают гостей у себя дома. В некоторых деревнях дочери и зятья должны принести на их порог вино, палочки масла и три яйца, а также специальное блюдо, состоящее из обжаренных в масле кусочков редьки, сверху которых также положено немного топленого масла, чтобы привлечь удачу. Старшие пользуются всеобщим уважением, каждый год и праздник в каждой семье должен быть кто-то, кто придет в гости к старцу (старейшему члену общины — прим. автора), чтобы получить его благословение и принести ему несколько подарков, старик также должен дать несколько даров в ответ. Приносить подарки в нечетном количестве считается удачей, а в четном

— плохой приметой» [13, с- 3391.

Новый год — самый важный праздник шерпов, который проходит очень оживленно, а новогодние обычаи включают в себя как религиозные, так и светские мероприятия. Новогодние обычаи шерпов также отражают уважение к старшим и пожилым людям.

Разница во времени наступления Нового года у шерпов также является одной из главных особенностей этой народности. Шерпы находятся под глубоким влиянием тибетской культуры, и это также отчетливо отражается на праздновании Нового года. Независимо от того, когда наступает Новый год, еда во время фестиваля, праздничные мероприятия и другие обычаи точно такие же, как и в тибетский Новый год, празднуемый на других территориях. Однако есть и локальная специфика. Например, шерпы навещают пожилых людей в деревне во время праздника — это обычай, который редко встречается в Новый год у других этнических меньшинств (рис. 3).

Рис. 3. Шерпы празднуют Новый год

(M^EAKfö^ // URL:

https://402843108.tuchong.eom/32349245/#image646321835)

Таким образом, традиционные обычаи шерпов находятся под сильным влиянием внешней среды, наибольшее влияние на обычаи шерпов оказывают тибетцы. Новый год шерпов постоянно меняется во времени и обычаях под влиянием тибетцев и внешней среды; напротив, обычаи шерпов оказывают меньшее влияние на внешний мир. Можно предположить, что главной причиной одностороннего воздействия является малочисленность самих шерпов и недостаточность продвижения их культуры государственными структурами.

Сельскохозяйственные праздники

Шерпы издавна занимались земледелием и скотоводством, с течением времени постепенно возникли некоторые сельскохозяйственные праздники. Приведем ключевые этапы некоторых праздников шерпов, свидетельствующие о наличии собственной локальной культуры.

Например, праздник «Ао сиао» (кит.: пиньинь: о xiao jie), известный также как

«Праздник защиты деревенского поля», заключается в обращении к богам с просьбой защитить землю от бедствий и обычно проводится по случаю местного весеннего сева. Из-за большой высоты весенний сев здесь проводится гораздо позже, чем на равнинах Китая, обычно в конце апреля - начале мая по григорианскому календарю.

«Утром в день церемонии жители деревни избирают представителей (общины — прим. автора) для посещения дома Ноа (кит.: пиньинь: nuo a. Ноа — это человек, который

отвечает за определенный вид деятельности и избирается всеми жителями деревни — прим. автора). Ноа просит ламу заранее прийти к нему домой, чтобы сделать хорошую «до ма» и поставить ее на стол подношений (кит.: ^Щ, пиньинь: duo ma, готовится из очищенного ячменя и масла из молока яков, смесь замешивают в пищу для

жертвоприношении, укладывают на поднос или деревянную подставку (рис. 4).

прим. автора)

т7 та

Рис. 4. «До ма» (кит.: пиньинь: duo mä; //

Xiaohongshu. URL: http://xhslink.com/Fnaibw)

«После завтрака в доме Ноа гости снимают с деревянного шеста маленький флажок, отдают его мальчику и выходят из дома. Мальчик держит флажок перед собой, за ним следуют две девушки в полном праздничном облачении, два ламы с цимбалами, наиболее пожилой представитель деревни, держащий бронзовый диск с «до ма», изображающий четыре направления бога защиты, три человека, держащие сутры, и, наконец, жители деревни. Процессия останавливается у каждого участка (специальные места по четырем сторонам света вокруг деревни — прим. автора), устанавливает «до ма» на видном месте и читает молитвы. Считается, что статуи, размещенные в разных местах, будут окружены закрытой территорией для защиты земель жителей деревни. Церемония заканчивается, когда четыре «до ма» размещены вокруг деревни, после чего все возвращаются в дом Ноа» [13, с- 340].

Крупный рогатый скот играет важную роль в народном сельском хозяйстве, и многие шерпские праздники напрямую связаны с ним. «Праздник летнего вина (кит.: ЖЖ^, пиньинь: xia jiu jie)» также называется «Праздник коров» — это молитвенная церемония для всех животноводов, призванная защитить их скот и овец от бедствий перед тем, как они покинут свои деревни, чтобы пастись на высокогорных пастбищах. «Каждый год, когда весной трава зеленеет и становится сочной, шерпы уводят скот на пастбища, а осенью, когда трава увядает, они возвращаются в деревню вместе со скотом, чтобы пережить зиму. Шерпы кормят его травой и солью, чтобы животные были жирными и сильными. Это делается не только для скота, чтобы он размножался и процветал, но и дает прекрасную надежду людям на мир из года в год» [14, с 1691.

Праздник рабочего скота (кит.: ^Ф^, пиньинь: geng niu jie) — еще один праздник шерпов, связанный со животными, который проводится каждый год 24 октября по тибетскому календарю. Это осенний праздник, посвященный благодарности животным за помощь в сельскохозяйственных работах. «Шерпы верят, что волы очень тяжело работают каждый год, вспахивая поля для людей, и, чтобы вознаградить волов за их круглогодичное усердие, специально проводится этот праздник. Во время праздника каждая семья наряжает своих волов: одни прикрепляют к рогам волов по набору различных цветов, собранных в гирлянду; другие крепят на их головы цветы из шелка; третьи украшают хвосты нитями с разнообразными ярко окрашенными цветами. Они угощают красиво украшенных животных лучшим кормом, а потом выводят их на склон холма пастись. Шерпы предварительно ограждают место пастбища бамбуковым забором, а рядом строят хижину из бамбука, в ней разжигают костер, пьют хороший чай, ячменное

вино, едят жареные фрукты. Все едят и пьют, поют и танцуют в этот день» [14, с 1691. Шерпы, ведущие традиционный образ жизни, в основном зарабатывают на жизнь

сельским хозяйством. Земля и животные — значимая тема сельскохозяйственных праздников шерпов. В то же время сельскохозяйственные фестивали шерпов полны религиозных ритуалов, которые мало знакомы российским исследователям.

Религиозные праздники

В настоящее время нет точных сведений, когда на земли шерпов пришел буддизм. Ван Сики, например, пришел к выводу, что шерпы жили в южном Тибете Китая и Непале уже

в середине XVI в.^19!. Лю Хунцзи указывает, что «шерпы придерживаются точно таких же верований, что и тибетцы, и в целом верят в тибетский буддизм» [8, с- 15°1. Чжай Шендэ пишет, что «около 400 лет назад, когда предки шерпов пересекли политическую границу между нынешним Непалом и Тибетским автономным районом Китайской Народной Республики, буддизм уже имел влияние на Бон и другие идеологические секты

тибетского буддизма» [20, с- 132].

Установлено, что шерпы, как правило, исповедуют тибетский буддизм. Для этой народности, издавна живущей в высокогорных долинах и не имеющей связи с внешним миром, религия занимает важное место в жизни, поэтому количество религиозных праздников велико. Нань Ин отмечает: «Жизнь шерпов по-прежнему сосредоточена на религии, и они используют деньги, полученные от туристов, для поддержания своей веры: ремонтируют храмы, строят новые алтари и комнаты для семейных песнопений, вводят новые виды религиозных церемоний, совершают паломничества в Индию и даже Тибет, покупают священные писания и организуют больше семейных мероприятий» [21, с-

Обратим внимание на несколько самобытных праздников. Например, так называемый «Праздник экзорцизма» (кит.: , пиньинь: qй ди! Лё), связанный с изгнанием злых

духов и демонов. «Этот праздник и лежащий в его основе обряд проводится дважды в год, в апреле и октябре по григорианскому календарю, и организуются "ла ва" — (кит.: ЁЖ, пиньинь: 1а wa) выборным представителем жителей деревни, ответственным за организацию религиозной деятельности. Мероприятие начинается с коллективной церемонии экзорцизма "Чирим" (кит.: ^МШ, пиньинь: qí I! ти) в деревенском храме, которая проводится двумя ламами и направлена на изгнание демонов, угрожающих деревне. После этого проводится празднование, в котором участвуют все жители деревни, разделяя между собой расходы на праздник. В ночь после праздника каждая семья зажигает факелы и обходит каждую комнату своего жилища, издавая звуки "Ао-Ао-Ао", чтобы изгнать злых духов, живущих в доме» [14, с- 1691.

«День искупления» (кит.: ЙР^, пиньинь: shй zul Лё) проводится в течение трех дней в конце мая — начале июня по григорианскому календарю. Его цель — «смыть» грехи и повысить нравственность общества. «Церемония искупления проходит в храме и организуется тремя "ла ва" (кит.: ЁЖ, пиньинь: 1а wa) — выборными представителями жителей деревни, ответственным за организацию религиозной деятельности. Все остальные расходы, кроме масла из молока яков, используемого для зажигания ламп, и питания председательствующего ламы, несут жители деревни. Утром первого дня люди собираются в храме и рассаживаются в порядке старшинства: женщины и бедняки — в центральном проходе или в последних рядах, а люди со статусом — в правом углу алтаря. Монахи читают сутры до наступления темноты, за это время делается один или два перерыва. На следующее утро участники искупления должны босиком обойти курган Мани и храм, чем больше кругов, тем глубже накопление заслуг и больше очищение от грехов. После обхода нужно послушать ламу, объясняющего происхождение праздника

искупления, ламу, читающего молитвы, послушать священное писание, чтобы многократно поклониться, обязательно поклониться девяносто и более раз. На следующий день наступает день поста, время которого длится сутки, в этот период не разрешается принимать пищу и ходить по домам. На третий день в храме раздается милостыня. После раздачи милостыни монахи читают сутры под аккомпанемент музыкальных инструментов, и в это время "ла ва", организующий торжество, произносит тост за проводящего церемонию ламу. Затем лама совершает "омовение" всех присутствующих, т. е. окропляет водой головы пришедших. По окончании омовения

церемония завершается» [14, с- 170].

«Праздник Домце» (кит.: пиньинь: duб ти zë ^е) соединяет религиозную и

бытовую культуру шерпов. Во время фестиваля проводятся как священные религиозные мероприятия, так и мероприятия для развлечения людей. Праздник проводится в месяце, следующем за «Днем искупления», но конкретной даты нет. «Праздник длится шесть дней или один-два дня для тех, кто не может присутствовать весь период. Домце — это праздник воссоединения жителей деревни, который организуют и готовят восемь-девять "ла ва", избираемых жителями деревни. Расходы распределяются между "ла ва" на подушевой основе. "Ла ва" меняются раз в год, и жители деревни по очереди исполняют их обязанности. В этот праздник проводятся некоторые мероприятия в храме, а в остальное время жители деревни обычно свободны. Монахи и некоторые артисты также пользуются этой возможностью, чтобы показать свои таланты народу. В течение шести дней фестиваля, независимо от того, богата семья "ла ва" или бедна, приходится нести расходы за праздник наравне со всеми, а все жители окрестностей в это время могут наслаждаться гостеприимством "ла ва". Все жители деревни равны в том, чтобы пользоваться гостеприимством "ла ва", и обязаны быть такими же гостеприимными для других как "ла ва"» [14, с 170].

Манириндо (кит.: пиньинь: та т 1т duб) — религиозный танцевальный

праздник, проводимый в храме. Его главная цель — молитва о благословении, очищении. Праздник проводится в деревнях, сочетающий в себе религию и развлечения.

«Цянмуя» (кит.: ^ШТ, пиньинь: qiang ти уа) — древний религиозный танец, направленный на изгнание демонов и духов. «Это танцевальное искусство, разработанное на основе жертвенных танцев в тибетских буддийских монастырях. Ученые в целом полагают, что происхождение Цянму можно проследить до середины XIII в. нашей эры» [22, с 66].

«Цянмуя» также называют религиозный праздник, где исполняется этот танец — «... танцевальный праздник, который проводится в монастыре в течение четырех дней. На празднике лама в основном исполняет танец "Цянмуя". Жители деревни наряжаются, чтобы наблюдать и молиться о мире и счастье. Молодые мужчины и женщины из деревни будут петь и танцевать до поздней ночи. Атмосфера особенно жизнерадостна и

гармонична» [15, с-2°1. Точные сроки проведения этого праздника не определены и устанавливаются отдельными деревнями самостоятельно по мере необходимости (рис. 5).

Рис. 5. Цянмуя (Ш! ^ШТ // S&URL: https://402843108.tuchong.eom/32349245/#image462296658)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«В первый день монахи репетируют свое выступление в группах по шесть человек под аккомпанемент труб, цимбал, барабанов и тубы. В полдень жители деревень приходят в храм с подношениями в виде сушеных чили, вина и монет. В полдень второго дня празднично одетые люди с едой, вином и подношениями идут к храму. Пожилые люди, обходя храм, крутят молитвенные колеса для чтения Священных Писаний. А женщины спешат к дверям храма, чтобы заранее принять участие в раздаче кукурузного вина в качестве благословения для пришедших, а также за заслуги и их хорошую репутацию. Когда жители деревни входят в храм, они сначала подносят дары принимающему их ламе, а потом идут к другому ламе, который выносит медный котел со "святой водой", чтобы очистить тело каждого, кто подносит дары. Получившие "святую воду" благоговейно пьют ее и вытирают мокрые ладони о голову. После очищения лама также дает каждому съесть «спасительную пилюлю», приготовленную из "святой воды", муки и специй, и маленькую ложечку сахарной воды с шафраном. На третий день в храме исполняются религиозные танцы, а после представления юноши и девушки поют и танцуют до поздней ночи. На четвертый день проводится религиозная церемония, называемая "Сивигинса" (кит.: пиньинь: xí wéi jín sa). Содержание религиозных

ритуалов в основном включает в себя сооружение алтаря, повторение священных

Писаний и, наконец, сожжение алтаря и предметов на алтаре огнем» [13, с 3441.

Уникальные религиозные праздники шерпов — очень интересное явление. Хотя большинство шерпов верят в тибетский буддизм, особенности тибетского буддизма не в полной мере отражены в их уникальных религиозных праздниках.

Тибетские религиозные праздники, такие как Великий молитвенный праздник (кит.:

пиньинь: chuán zhao da fa huí), Праздник фонарей (кит.: пиньинь: rán deng

jié) и Праздник Сагадава (кит.: пиньинь: sa gá dá w a jié) связаны с важными

событиями и известными деятелями буддизма. Тибетские религиозные праздники имеют фиксированные даты. Напротив, у шерпов сильно влияние народных верований, что является частью уникальной культурной традиции шерпов, и их праздники не имеют фиксированной даты.

Религиозные праздники шерпов демонстрируют сильное влияние языческих народных верований, и в то же время демонстрируют сочетание священных и светских развлечений, что похоже на тибетский фестиваль Шотон. Отметим, что тибетские праздники, такие как праздники Шотон и Тибетский Новый год, в настоящее время превратились из традиционных праздников в современные фестивали, тогда как шерпы до сих пор сохраняют свои традиционные праздники из-за малочисленности населения и

по другим причинам. Выводы

Выделим ключевые характеристики праздников шерпов по сравнению с другими народностями, населяющими Тибет.

1 . Большое количество локальных праздников является общей чертой почти каждого этнического меньшинства в Тибете. На примере шерпов четко прослеживаются их основные причины возникновения и функции, которые они выполняют: 1) религиозные убеждения: благоговение шерпов перед природой постепенно переросло в примитивные религиозные верования, которые отражены в их религиозных праздниках; 2) методы производства: среда обитания шерпов определяет их методы производства, основанные на сельском хозяйстве. Крупный рогатый скот играет важную роль в примитивном сельскохозяйственном производстве. Существует множество сельскохозяйственных праздников шерпов, большинство из которых связаны со скотоводством; 3) коллективизм: численность шерпов невелика, а среда обитания закрыта. Праздники являются важным поводом для всех, когда можно собраться и пообщаться, что, в свою очередь, способствует развитию самих праздников.

2. По основному содержанию праздники шерпов можно условно разделить на три типа: сельскохозяйственные, религиозные и Новый год, который в силу своей значимости может быть определен в отдельную группу. Отметим, что это деление не является абсолютным. Многие из содержательных аспектов праздников влияют друг на друга. Например, есть очевидные религиозные ритуалы в праздновании Нового года и сельскохозяйственных праздников шерпов. В этом моменте есть общие сходства с тибетскими и другими праздниками малых этнических групп, населяющих Тибет. Проникновение религии во все сферы жизни этнических групп является характерной чертой для всех народностей.

3. На традиционные праздники шерпов значительное влияние оказывают религиозные практики и ритуалы. Интересным моментом является то, что, хотя шерпы и исповедуют тибетский буддизм, их религиозные праздники в большей степени отражают первоначальные религиозные верования их собственного народа. Это резко контрастирует с религиозными праздниками тибетцев, для которых тибетский буддизм является основной религией, их религиозные праздники напрямую связаны с важными днями в буддизме.

4. У шерпов ламы и сельские жители совместно организуют религиозные праздники. Это отражает чувство равенства шерпов и способствует единству между ними, что очень редко встречается в религиозных праздниках других этнических меньшинств, например у тибетцев, где ламы являются их абсолютными лидерами.

5. В религиозной деятельности шерпов Храм не является абсолютным центром. Многие мероприятия проводятся на открытом пространстве на территории деревни. Для тибетцев и других этнических групп Храм является абсолютным центром религиозной деятельности.

6. Праздники шерпов представляют собой сочетание религии и светскости. Одновременно сосуществуют серьезные религиозные ритуалы, например, жертвоприношения, и развлекательные мероприятия. Если взять в качестве примера тибетский праздник-фестиваль Шотон, то он превратился из чисто религиозного мероприятия в крупномасштабный праздник религии и отдыха. Аналогичная ситуация

наблюдается в других религиозных праздниках тибетцев и праздниках других этнических меньшинств.

7. Крупный рогатый скот и овцы занимают важное место и являются центром сельскохозяйственных праздников шерпов. Подобная традиция очень редко встречается в сельскохозяйственных праздниках других этнических меньшинств. Она показывает важность животноводства в сельском хозяйстве шерпов и место животных в жизни сельских жителей.

8. Влияние внешнего мира на шерпов очень велико, что в основном отражается на традиции празднования Нового года. Так, за более чем полвека несколько раз менялось время празднования этого праздника. Можно предположить, что это в основном связано с малочисленностью населения шерпов и воздействием на них внешних культурных и политических факторов. Стоит отметить, что шерпы, в свою очередь, не оказывают никакого влияния на тибетцев, живущих в прилегающих районах.

Таким образом, изучение праздников и праздничной культуры шерпов показало, что, наряду с влиянием внешних культурных факторов шерпы до сих пор сохраняют значительным традиционный пласт своей локальной культуры. Так, Новый год более подвержен влиянию внешних факторов и изменений во времени и обычаях, тогда как сельскохозяйственные и религиозные праздники сохраняют традиционные обычаи. Среди сельскохозяйственных и религиозных празднеств можно увидеть проявление народных верований шерпов. Китайские шерпы, являясь очень малочисленной этнической группой, становятся важным предметом изучения, как и охрана их культурного наследия, а праздники и фестивали, как яркие показатели их традиционной культуры, представляют еще большую ценность для исследования.

Библиография

1. Й^ЭД. Ж^ЕХШ^ШЖ // 1W.W&. - 2017.10. - № 5. - С. 29-34. - У Баолинь, Ни Цзиньтянь. Обзор исследований шерпов // Тибетология. - 2017.10. - № 5. - С. 29-34.

2. Петрова С. И. Общее в материальной и духовной культуре шерпов и якутов (по материалам экспедиции в государство Непал) // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 12 (15). - С. 287-291.

3. Spoon J. Tourism, persistence, and change: Sherpa spirituality and place in Sagarmatha (Mount Everest) National Park and Buffer Zone, Nepal // Journal of Ecological Anthropology. - 2012. - Vol. 15, no. 1. - P. 41-57.

4. Tharkay A., Norton B. P. Sherpa. The memoir of Ang Tharkay / foreword by Tashi Sherpa. - Seattle, USA: Mountaineers books, 2016. - 192 p.

5. Peoples of Nepal Shera. - Varanasi, India: Pilgrim Press Private Limited (PPPL), 2007. - 32 p.

6. Tenzing J., Tenzing T. Tenzing and the Sherpas of Everest. - [New York]: McGraw-Hill, 2010. - 162 р.

7. ЖШШ. Ж^ЕЛШЯ // 1ИЙ. - 1989. - 04. - Ш4Ш. - С. 92-101. - Юэнь Цзюньчао. Шерпы с первого взгляда // Тибетология. - 1989.04. - № 4. - С. 92-101.

8. ЯШй. M^E^fëMfflg // ФВШ^. - 1991.10. - Ш3Ш. - С. 141-154. - Лю Хунцзи. Краткое описание обычаев шерпа // Тибетология Китая. - 1991.10. - № 3. - С. 114154.

9. йШЯ. Ж^ЕМИШ^ // l^AXtö! . - 1994.06. - ШЯ. - С. 11. - Цзоу Цицай. Знакомство с обычаями шерпов // География человека Тибета. - 1994.06. - № 3. -

С. 11.

10. // ЭШЛХЙЩ. - 2003.12. - - С. 42-45. - Лю Чжицюнь. Бытовые обычаи шерпов и их браки // География человека Тибета. -2003.12. - Вып. Зима. - С. 42-45.

11. Ш, Я^п. // В^ЬЙШЙ. - 2006.01. - ШЯ. - С. 64-75. -Че Пай, Сан Деджи. Обзор истории и современного положения народа шерпа // Этнические исследования на Северо-Западе. - 2006.01. - № 1. - С. 64-75.

12. ШЛШ. ШЦШШШ^--^«Ж^БЮ^ШЙ. - ^Ж:ФИШ^ЖШ±,2022.09. - 464^. -

Фань Цзюхуэй. Глубоко в Гималаях: жизнь и ритуалы шерпов Чентанг. -Пекин: Китайское тибетологическое издательство, 2022.09. - 464 с.

13. ШЙ^.ВШ&^ЖЬ.- ^^ФНШ^ЖШЙ, 2003. - 378^. - Чэнь Лимин, Цао Сяоянь. Тибетская народная культура. - Пекин: Китайское издательство тибетских исследований, 2003. - 378 с.

14. Шй. ЭШЕШШ^Ь. - 2016.10. - 187^. - Джун Да. Тибетская народная туристическая культура. - Пекин: Издательство Китайского общества, 2016.10. - 187 с.

15. — - эш*^, 2016. -

66 с. - Ван Цинхуан. Исследование народных танцев шерпов и их наследования: на примере поселка Чентанг, уезда Динцзе, города Шигацзе, Тибет. - [Б. м.]: Тибетский университет, 2016. - 66 с.

16. // -2015.03. - ШЯ. - С. 28-35. - Санджи Дончжи. Театральное представление и порядок в деревне: драма «мани» выступление шерпов Чентанга и их значение // Журнал Школы искусств Университета Внутренней Монголии. - 2015.03. - № 3. - С. 28-35.

17. // - 2019.09. - ^35#,^9Я. - С. 102-108. - Ван Сики. Этнические отношения и идентичность шерпов в тибетском обществе // Журнал Тибетского университета национальностей (издание по философии и социальным наукам). - 2019.09. - Т. 35, № 3. - С. 102108.

18. IS^. // ВШРЙ. - 2021.02. - № 1. - С. 38-45. - Ван Сики. Повторное исследование истории происхождения и миграции племени шерпа // Тибетские исследования. - 2021.02. - № 1. - С. 38-45.

19. Alexander William Macdonald. ШШ(#). // ЭШМ^. -1988.12. - № 4. - С. 132-137. - Alexander William Macdonald. Чжай Шэндэ (перевод). Ван Сики. Возникновение буддизма в регионе шерпа в Непале // Тибетские исследования. - 1988.12. - № 4. - С. 132-137.

20. // радяш^^да. - 2019.12. - Т. 36, № 4. -С. 60-65. - Нань Ин. Обзор исследований, посвященных комплексному воздействию туризма на религию // Журнал Абаского нормального университета. - 2019.12. - Т. 36, № 4. - С. 60-65.

21. // - 2021. - ®8Я. - ^66^- ^67^. - Ли Вэньбэй. Тибетский Цянму как нематериальное культурное наследие // Китайская религия. - 2021. - № 8. - С. 66-67

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не

раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование направлена статья «Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете». Актуальность представленной работы не подлежит сомнению: как справедливо отмечается автором, китайские шерпы являются очень малочисленной этнической группой, а потому особенно важны изучение и охрана их культурного наследия. Однако о фестивалях и праздниках этих народностей материалов совсем не много и, по мнению автора, «в существующих в настоящее время работах эта тема раскрыта неполно. Причем имеющиеся материалы носят в основном краткий и общий характер, без глубокого анализа и исследования».

Предмет исследования, заявленный в названии статьи, четко определён и поступательно разработан на протяжении статьи. Методология основана на «обобщенном анализе обширного числа доступных материалов». Стоит отдельно подчеркнуть, что на сегодняшний день практически не предпринималось крупных российских исследований, посвященных традиционным праздникам и обычаям шерпов и, соответственно, автор оперирует зарубежными материалами. Научная новизна работы объективно определена самим автором и заключается «во введении в круг российских исследователей новых и обновленных сведений о праздничной культуре китайских шерпов на основании современных исследований китайских ученых, а также в выявлении роли рассматриваемых праздников как способа сохранения и трансляции культуры шерпов».

Основная часть статьи состоит из трёх разделов, каждый из которых автор завершает емким итоговым тезисом. Так, помимо логичного построения и детального анализа выбранных примеров фестивальной культуры шерпов, содержание статьи демонстрирует и массу других достоинств, в частности, владение исследуемым материалом, вовлечённость в процесс исследования и др. Автор подробно выявляет сходства и отличия тибетских религиозных праздников и религиозных праздников шерпов: «Уникальные религиозные праздники шерпов — очень интересное явление. Хотя большинство шерпов верят в тибетский буддизм, особенности тибетского буддизма не в полной мере отражены в их уникальных религиозных праздниках. Тибетские религиозные праздники . связаны с важными событиями и известными деятелями буддизма. Тибетские религиозные праздники имеют фиксированные даты. Напротив, у шерпов сильно влияние народных верований, что является частью уникальной культурной традиции шерпов, и их праздники не имеют фиксированной даты». Хотелось бы посоветовать автору впоследствии расширить тематику исследуемых примеров, включив в их число и праздники, связанные с семейно-бытовым циклом. К стилю изложения есть некоторые замечания. В частности, необходимо переформулировать первое предложение статьи и тщательнее редактировать текст («связанный со животными»).

Библиография, состоящая из двадцати одного источника, достаточно развёрнута и соответствует теме статьи. Исследования используются преимущественно иностранные, что отвечает специфике изучаемого вопроса.

Выводы теоретически обобщают проведённое автором исследование, подводят его конструктивный и весомый итог: «Таким образом, изучение праздников и праздничной культуры шерпов показало, что, наряду с влиянием внешних культурных факторов шерпы до сих пор сохраняют значительным традиционный пласт своей локальной культуры. Так, Новый год более подвержен влиянию внешних факторов и изменений во

времени и обычаях, тогда как сельскохозяйственные и религиозные праздники сохраняют традиционные обычаи. Среди сельскохозяйственных и религиозных празднеств можно увидеть проявление народных верований шерпов».

Статья способна вызвать безусловный читательский интерес среди учёных-востоковедов, аспирантов, студентов и самой широкой аудитории, интересующейся восточной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.