УДК 332. 142
М. В. Порваткина
РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Управление инновационными процессами на уровне государства в условиях глобализации, как правило, малоэффективно, так как стираются национальные границы в инновационных процессах. Добавленная стоимость размещается там, где находятся локальные преимущества, в основном в регионах. Таким образом, регион объективно становится областью реализации инновационных процессов. Конкуренция в этом случае объединяет участников региона. На сегодняшний день источниками роста региональной экономики являются кластеры.
Ключевые слова: региональная экономика, конкурентоспособность, кластер, глобализация.
Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке, необходимо обладать определенными преимуществами. Под такими преимуществами можно понимать, например, различные факторы производства: землю, капитал, человеческие ресурсы, предпринимательские способности. Преимущества имеют способность меняться во времени под воздействием различных процессов, т. е. в определенный период времени тот или иной фактор выдвигается на первое место. Если обратить внимание на современный рынок, то можно предположить, что процесс его функционирования находится под влиянием глобализации, которая, в свою очередь, породила множество других факторов, которые принимаются во внимание при оценке конкурентоспособности.
Можно предположить, что именно глобализация определила новые детерминанты и новые закономерности в развитии рынка, под ее воздействием меняется характер конкуренции, меняется схема распределения экономического потенциала между регионами, странами. В связи с этим у многих регионов возникает необходимость подстраиваться под новую схему развития, приспосабливаться. Под влиянием глобализации на смену постиндустриальной модели пришла инновационная модель, в которой изменение преимуществ неразрывно связано с научными достижениями и инновациями. Данный переход имеет объективные причины: смена модели развития требует смены технологий управления.
Таким образом, в условиях глобализации борьба за конкурентные преимущества обостряется, так как расширяется рынок, растет доля конкурентов, следовательно, необходимы новые преимущества. Главный рычаг, с помощью которого достигаются конкурентные преимущества на сегодняшний день, - инновации. Однако не стоит утверждать, что глобализация привела к возникновению инноваций, скорее, можно сказать, что она их усилила. Почему? Известно, что экономическая система страны, а также система региона нелинейна, особенно в условиях глобализации, так как глобализа-
ция приводит к неоднородности результатов. Следовательно, система начинает стремиться к самоорганизации и, для того чтобы ускорить данный процесс, системе необходим импульс, т. е. необходимо сформировать условия для эффективного взаимодействия элементов системы. Можно предположить, что данный импульс дают инновации, так как они помогают находить новые пути развития экономики, способствуют формированию новой модели развития. Из всего вышесказанного становится очевидным, что конкуренция неразрывно связана с инновациями. Что мы будем понимать под инновациями? Инновации (нововведения) - достижения науки и техники, воплощенные в новые продукты труда, готовые к реализации и использованию [1]. Следовательно, изменения конкурентных преимуществ находятся во взаимосвязи с научными достижениями и инновациями.
Таким образом, экономика любой страны начинает усиленно разрабатывать и применять инновации в различных критических ситуациях. Как правило, к таким ситуациям и относится борьба за лидерство на рынке, т. е. конкурентная борьба. Причем борьба может носить как глобальный, так и локальный характер. Т. е. глобализация обостряет не только внешнюю конкуренцию, но и формирует внутреннюю конкуренцию, которая выражается в нахождении оптимальной организационной модели управления.
В процесс глобализации включается не только страна в целом, но отдельные ее единицы - регионы, которые подстраиваются под новую систему развития рынка. На уровне региона происходит формирование конкурентных преимуществ, следовательно, главной целью экономики региона становится повышение его конкурентоспособности, которая в дальнейшем распространится с помощью явления «диффузии» на другие регионы. Возникает вопрос, какие преимущества региона нужно брать за основу развития его конкурентоспособности? Основной путь, который выбирают регионы для формирования конкурентных преимуществ, - создание привлекательных условий для расширенного
Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2012. 12 (127)
воспроизводства капитала. Конечно же, новые схемы распределения экономического потенциала основываются на уже имеющихся внутренних (природных) ресурсах региона. С целью формирования конкурентных преимуществ в регионе создаются благоприятные условиях для расширенного воспроизводства капитала. Необходимо отметить, что создание новых условий развития происходит, как правило, на базе имеющихся внутренних ресурсов (в частности, путем концентрации внутренних ресурсов в определенном направлении развития). К преимуществу региона можно, конечно, отнести наличие у него природных ресурсов. Бесспорно, наличие ресурсов является важным преимуществом региона, но, однако, оно далеко не решающее, так как немаловажную роль играет уровень, цели и способы использования ресурсной базы. Необходимо также учитывать уровень управления ресурсной базой внутри региона, т. е. взаимосвязь звеньев региональной системы. Можно сделать вывод: конкурентоспособность региональной экономики в большей степени определяется качеством управленческой деятельности и высоким организационным потенциалом, которые в совокупности позволяют создавать предпосылки для развития территории и позволяют формировать устойчивые конкурентные преимущества региона.
Таким образом, глобализация внесла коррективы не только в схему распределения экономического потенциала, но и скорректировала модели управления. Появляется объективная необходимость в преобразовании организационных моделей управления, в частности, необходимо сделать акцент на формировании сетевых структур управления.
Можно сказать, что глобализация «расшатывает» традиционные системы, следовательно, наступает кризис данных систем, а значит, возникает необходимость возникновения новых систем развития. Возникновению данных систем способствуют объективные факторы извне, но нельзя не заметить, что есть и внутренние причины возникновения новых систем управления в рамках региона.
Глобализация стимулирует (подталкивает) регион использовать наиболее эффективно имеющиеся внутренние ресурсы (встраивать их в цепочки добавленной стоимости), отсюда создаются привлекательные условия для расширенного воспроизводства капитала.
Еще М. Портер говорил, что «.. .в новых условиях глобализации регион становится ключевой единицей, так как именно в локализованных территориях создается значительная доля добавочной стоимости всех стран, и региональные условия во многом определяют конкурентоспособность производимых товаров» [2].
Т. е. регион в условиях глобализации следует рассматривать как источник роста, как полис роста, который концентрирует все свои имеющиеся ресурсы и направляет их на свое внутреннее развитие. Таким образом, регион формирует конкурентные преимущества, с помощью которых он в дальнейшем дифференцирует товар на рынке и, соответственно, выигрывает у конкурентов. Как было сказано выше, в ходе глобализации возникают другие факторы, которые влияют на конкурентные преимущества региона, таким образом, глобализация вносит свои коррективы в развитие региона, меняет факторы, определяющие конкурентоспособность региона, таким образом, подталкивает регионы к поиску внутренних скрытых источников конкуренции. Процесс глобализации способствует усилению концентрации экономической активности региона. Необходимо отметить, что внутри региона в ходе концентрации тоже присутствуют конкурентные отношения. Отсюда можно предположить следующее: чтобы повысить конкурентоспособность региона, необходимо объединить его мельчайших участников. Объединение различных институтов на уровне региона - катализатор формирования конкурентных преимуществ. Таким образом, глобализация стимулирует регион наиболее эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы путем выстраивания цепочек добавленной стоимости, данное выстраивание осуществляется путем создания кластеров. Если просто объединить ресурсы региона, т. е. сосредоточить их на развитие определенной отрасли, то никакого положительного эффекта, ни внутреннего, ни внешнего, мы не получим. Важно не объединение ресурсов, а концентрация и кооперация их собственников. Кооперация будет способствовать ускорению инновационного процесса путем тесной взаимосвязи между поставщиками, инноваторами и потребителями.
Отсюда возник новых подход - кластерный, который связывают с именем профессора Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером. М. Портер в свое время утверждал, что наиболее конкурентоспособные отрасли развиваются по принципу кластеров, что, в свою очередь, приводит к возрастанию конкурентоспособности предприятий, входящих в данный кластер [3]. В ходе своего исследования Портер обратил внимание на географическую составляющую кластера и сделал вывод, что наиболее конкурентоспособные компании, как правило, сконцентрированы на определенной территории, причем зачастую на территории региона, а не страны. Возникает вопрос, почему концентрация компаний преимущественно происходит на локальном уровне, почему не на уровне государства? М. Портер объясняет данное явление тем, что компания, которая достигает успеха на мировом рынке,
передает свой положительный импульс компаниям, находящимся с ней в сотрудничестве (это могут быть поставщики, потребители, научные центры).
Следовательно, данные компании получают возможность повышения своей конкурентоспособности и тем самым в дальнейшем оказывают положительное влияние на конкурентоспособность также своего ближайшего окружения. В результате данного сотрудничества формируется кластер, внутри которого компании тесно сотрудничают друг с другом и, таким образом, взаимно способствуют росту конкурентоспособности друг друга.
В условиях инновационного развития экономики кластеры стоит рассматривать как формирование новых конкурентных преимуществ регионов, как полюсов роста, а не только как инструмент по усилению сложившейся инфраструктуры регионального производства [4].
Список литературы
1. Баранчев В . П .Управление инновациями . М . : Юрайт, 2012 .711 с.
2 . Портер М . Э . Конкурентное преимущество . М .: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
3 . Портер М . Э . Конкуренция . М .: Вильямс, 2006 . 496 с.
4 . Порваткина М . В . Зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в экономически развитых странах // Вестн .
Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 112-116 .
Порваткина М. В., старший преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.12.2012.
М. V Porvatkina
THE ROLE OF CLUSTERS IN FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REGION
The management of the innovation processes at the state level in the context of globalization is generally ineffective, as national borders are erased in the innovation process. Added value is placed where there local advantages are, generally in regions. Thus, the region objectively becomes the place of innovation processes implementation. Competition in this case unites participants in the region. Today the sources of growth of the regional economy are clusters.
Key words: regional economy, competitiveness, cluster, globalization.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Стоит отметить, что формирование кластера -процесс, который идет снизу вверх, т. е. по инициативе предприятий, однако данная инициатива проявляется под воздействием внешних факторов, т. е. под воздействием глобализации. Таким образом, можно сделать вывод: кластер не может быть сформирован сверху вниз (фирмы должны понимать необходимость формирования кластера, понимать, что за счет кластера повысятся конкурентные преимущества) и не может быть создан за счет географически близкой расположенности. Подход к определению основных понятий конкуренции региона заключается в рассмотрении конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона современных кластеров, которые реализуют стратегию региона и обеспечивают внедрение инноваций.