УДК 629.122
Д.А. Галочкин, к.т.н, начальник Центра разработки Правил ФАУ «Российский Речной Регистр», Верхне-Волжский филиал Российского Речного Регистра 603001, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 38в
РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЕРФЯХ
Ключевые слова: отечественное гражданское судостроение, техническая подготовка производства, классификационные общества, Российский Речной Регистр.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества технической подготовки производства отечественной судостроительной промышленности. Обосновывается целесообразность участия Российского Речного Регистра в основных разделах технической подготовки производства в рамках технического наблюдения за строительством судов.
Организация судостроительного производства представляет собой сложную логистическую задачу. Сложность ее решения характеризуется необходимостью согласования и взаимоувязки различных технических, технологических и организационных подходов более чем по десяти видам производства, которые совместно функционируют не только в пространстве, но и во времени [1].
Одной из приоритетных задач Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу обозначено «...повышение конкурентоспособности и качества продукции судостроения, расширение высокотехнологического экспорта наукоемкой продукции» [2]. Реализация указанной задачи приобретает особую актуальность в силу известных событий на мировой политической сцене, и, как следствие, принятый на уровне государства курс на импортозаме-щение.
Наряду с этим на сегодняшний день судостроительное производство многих отечественных верфей характеризуется относительно низким уровнем механизации производственных процессов, высоким уровнем затрат ручного труда рабочих высокой квалификации и, главное, нестабильной загрузкой - как известно, «портфель заказов» верфи отчасти формируется «случайным» образом. При этом строительство судов зачастую ведется параллельно с разработкой конструкторской документацией на данный заказ. А это неизбежно влечет за собой увеличение объема корректировок, затрат на проектирование и строительство, конфронтации с Классификационным обществом (далее - КО), ведущим наблюдение за строительством, срыв сроков строительства заказа. Кроме того, должны быть точно в срок обеспечены поставки всех необходимых ресурсов, своевременное поступление материалов и изделий, в том числе с документами КО. Это также представляет собой непростую задачу, особенно с учетом высокой доли поставок импортных материалов, изделий и комплектующих. С другой стороны, состояние качественной составляющей кадрового потенциала на многих предприятиях судостроительной отрасли находится в зоне критических величин, а на некоторых - уже за пределами этих величин [2].
В сложившихся условиях необходим поиск резервов повышения эффективности производства и конкурентоспособности отечественных верфей на внутреннем и мировом рынках судостроительных услуг. Безусловно, на макроуровне таковым являются: размещение государственных заказов на отечественных верфях; целевые программы поддержки, ориентированные на модернизацию и техническое перевооружение
производства и субсидии; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
На микроуровне эффективность функционирования судостроительного производства при всех равных условиях в значительной степени зависит от качества технической подготовки производства.
Специфика деятельности Российского Речного Регистра (далее - РРР) предполагает в рамках классификационной деятельности тесное сотрудничество с отечественными и зарубежными предприятиями судостроительной промышленности на всех циклах изготовления и эксплуатации судна (см. рис. 1), а именно: согласование технической документации; освидетельствование организаций; техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, в том числе металлургии, машиностроения, приборостроения и целого ряда других отраслей промышленности; техническое наблюдение за постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов; освидетельствование судов в эксплуатации [3].
Судостроительные организации
Судоремонтные организации
Промышленность изготовления и ремонта изделий
Сектор транспортных услуг| (перемещение грузов и пассажиров)
Судовладелец
Флот внутреннего и
смешанного плавания --
Машиностроение
Промышленность изготовления изделий и материалов
с=
Система технического наблюдения за постройкой, ремонтом модернизацией, реновацией судов
1
Услуги РРР по обеспечению безопасности плавания, сохранения перевозимых грузов и охраны пассажиров и экипажа
Рис. 1. Особенности взаимодействия Речного Регистра с потребителями услуг
Очевидно, что обширная номенклатура перечисленных выше работ в значительной степени позволяет специалистам РРР комплексно решать поставленные в процессе классификационной деятельности задачи, ориентируясь на приобретенный в процессе взаимодействия с различными, в том числе и зарубежными, предприятиями судостроительной промышленности опыт.
Есть все основания полагать, что кадровый потенциал РРР, накопленный за многие годы классификационной деятельности опыт, имеющаяся научно-техническая база может являться серьезным подспорьем для повышения качества технической подготовки производства отечественной судостроительной промышленности.
Подготовка производства на верфи включает в себя несколько разделов [4]. На рис. 2 представлены основные разделы, участие КО в которых, как представляется, способно значительно повысить качество и сократить сроки подготовки производства на конкретной верфи.
Подготовка кадров и повышение их квалификации - обеспечение численного и квалификационного состава основных производственных и вспомогательных рабочих и инженерно-технических работников.
Известно, что квалифицированные кадры являются основным фактором форми-
рования механизмов устойчивого развития судостроительной отрасли. При подготовке кадров должен использоваться комплексный подход, ориентированный на интеграцию усилий всех заинтересованных сторон - правительства, предприятий судостроительной промышленности, высших и средних профессиональных образовательных учреждений, классификационных обществ.
Рис. 2. Возможные направления усиления роли КО при подготовке производства к постройке судов
Наиболее показательным является опыт работы в этом направлении зарубежных КО. К примеру, Lloyds Register (Лондон), Bureau Veritas (Франция), ClassNK (Япония), принимают активное участие в подготовке инженерно-технических работников и повышению их квалификации посредством проведения семинаров, курсов, лекций в высших учебных учреждениях, приемом студентов на стажировку.
Предлагаемый КО широкий спектр по обучению и повышению квалификации, в том числе персонала верфи, охватывает весь цикл постройки, эксплуатации и утилизации судов и включает в себя разъяснения требований, предъявляемых КО к проектированию, постройке, ремонту и эксплуатации судов, требований международных стандартов и конвенций [5].
Следует отметить положительный опыт работы в этом направлении и Российского морского регистра судоходства (далее - РМРС). В рамках сотрудничества РМРС с высшими учебными заведениями для студентов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета специалисты РМРС преподают дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации», подготовлено учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах» [6].
Примером комплексного подхода подготовки кадров при участии РМРС может служить подписанное четырехстороннее соглашение о создании инновационного центра NUPAS-CADMATIC по обучение 3D-моделированию и разработке рабочих чертежей между ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», РМРС, ООО «ПКБ «Петробалт» и голландской компанией Numeriek Centrum Groningen [7].
В косвенном виде к повышению квалификации кадров можно отнести и вводные совещания, проводимые зарубежными КО и РМРС перед началом постройки судна, на которых подробно, в рамках технического наблюдения за постройкой конкретного судна, рассматриваются требования КО к процессу и способам освидетельствований, применимые стандарты качества, организационные вопросы по ведению технического наблюдения.
Материально-техническая подготовка - обеспечение потребностей верфи в материалах и комплектующих, в том числе с документами КО, ведущего наблюдение за строительством заказа, с максимально возможной экономической эффективностью, выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий. Материалы и комплектующие, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а задержка в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению (начало работ по закладке, постройке и спуску на воду, достройке, швартовных и ходовых испытаний).
Как отмечалось ранее, данный раздел подготовки производства в настоящее время является одним из проблемных для отечественного судостроения, в связи с высокой долей поставок материалов, изделий и комплектующих иностранными производителями. Свой отпечаток накладывают и санкционные ограничения, политика импорто-замещения.
К мероприятиям, в некоторой степени способствующим повышению качества материально-технической подготовки производства, можно отнести, в первую очередь:
- расширение границ деятельности КО;
- совершенствование нормативно-технической базы КО с целью усовершенствования и упрощения процедур освидетельствований;
- совершенствование процедур и повышение эффективности информационного обеспечения сотрудников КО в рамках технического наблюдения за строительством судов и изготовлением изделий и материалов для более оперативного и качественного взаимодействия между подразделениями КО (этапы строительства судна, требуемые строки поставки изделий и материалов, наличие согласованной с КО документации);
- разработка доступной для пользователей единой базы с информацией о номенклатуре изготавливаемых изделий и оказываемых услуг предприятиями отрасли, информацией о выданных (продленных) КО свидетельствах о признаниях, типовых свидетельствах и сертификатах.
В то же время следует отметить и положительные тенденции в сложившейся ситуации. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы поставку и обслуживание импортных материалов, изделий и комплектующих осуществляли, как правило, отечественные компании (дилеры, представительства зарубежных производителей). А это, в свою очередь, способствовало образованию по всей стране сети сервисных центров европейского уровня с персоналом, проходившим обучение и стажировку за рубежом [8]. Очевидно, что отечественным предприятиям отрасли при разработке и изготовлении своей конкурентоспособной продукции целесообразно использовать приобретенный опыт, наработки и кадровый потенциал. Отечественные КО в данном случае могут оказывать содействие путем проведения консультаций в части вопросов технического наблюдения, анализа и разработке технической документации, документации системы качества.
Конструкторская подготовка производства - обеспечение верфи конструкторской документацией с минимумом правок и корректировок.
В настоящее время в области проектирования наблюдается тенденция использования современных компьютерных и информационных технологий, в том числе трехмерное проектирование на основе автоматизированных систем проектирования.
КО, в силу тесного взаимодействия с проектными организациями, не могут стоять в стороне от технического прогресса, более того, как представляется, повышение эффективности конструкторской подготовки производства напрямую зависит от степени развития в деятельности КО следующих направлений:
- разработка (или участие в разработке) технической документации непосредственно КО;
- повышение оперативности рассмотрения и согласования КО технической документации за счет использования программных комплексов для оценки правильности расчетов и выполнения требований Правил КО (далее - Правил);
- повышение оперативности обмена данными между проектной организацией, судостроительной верфью и КО путем активного использования информационных технологий;
- разработка КО программных комплексов для проектирования.
Уместно добавить, что все эти направления в той или иной степени уже освоены ведущими зарубежными КО. К примеру, DNV Software (дочерняя компания КО DNV GL) является ведущим мировым поставщиком программного обеспечения, охватывающего весь жизненный цикл морских объектов от проектирования, внесения данных о структурных изменениях и ремонтах до демонтажа и вывода судов из эксплуатации. Или Японское классификационное общество (ClassNK) на базе системы PrimeShip (набор прикладных программ и сервисов) предоставляют комплекс услуг для оптимизации процессов проектирования и сокращению сроков разработки проектов судов, в том числе комплекс приложений для выполнения расчетов в соответствии с требованиями Правил.
РМРС и NAPA (производитель программного обеспечения для проектирования и эксплуатации судов) объявили о сотрудничестве, в рамках которого РМРС может использовать программное обеспечение NAPA для оценки и одобрения расчетов, а также для подтверждения соответствия требованиям международных конвенций проектов судов [9].
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Одним из основных направлений деятельности любого КО является научно-техническая деятельность, формирующая основу для разработки и совершенствования нормативно-технической документации, Правил. Для рассмотрения, разработки и совершенствования нормативно-технической документации КО привлекаются ведущие ученые отрасли, высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских, учебных, проектных, судостроительных и судоремонтных организаций, судоходных компаний.
В то же время КО обладают обширной базой данных, содержащей информацию о разработанной технической документации на строительство, ремонт, модернизацию судна, информации об эксплуатации, дефектациях, повреждениях и проведенных ремонтах за длительный период времени. В свою очередь, результаты анализа и мониторинга этой информации на предмет «проблемных» и «узких» мест могут использоваться в рамках технической подготовки производства, при новом проектировании и строительстве, оценке и прогнозировании технического состояния элементов судна в эксплуатации.
Резюмируя все вышеизложенное, можно отметить следующее. Ролью КО сегодня является не только выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров, экипажа, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов, но и оказание дополнительных услуг, не регламентируемых Правилами.
В данном контексте уместно добавить, что РРР в части классификационной деятельности ориентирован преимущественно на российские судоходные компании и предприятия судостроительной промышленности, что позволяет внести свою лепту в повышение конкурентоспособности и качества продукции отечественного судостроения. Речь в данном случае идет не о предоставлении каких-либо преференций для отдельных отечественных предприятий и компаний, а об учете в своей классификационной деятельности специфики, состояния и развития отрасли в настоящее время.
Необходимо также подчеркнуть, что одним из стратегических приоритетов развития производственной деятельности РРР является дальнейшее расширение сферы его услуг [10].
Участие РРР в технической подготовке производства отечественных предприятий отрасли позволит повысить ее качество и сократить сроки за счет взаимной интеграции различных разделов, обеспечения тесного сотрудничества между заводом-строителем, проектантом и КО.
Как представляется, успешное движение по инновационному пути развития отечественного судостроения будет в значительной степени зависеть от участия РРР в технической подготовке производства, а именно от расширения деятельности РРР в сфере дополнительных услуг:
- образования и профессиональной подготовки студентов и персонала предприятий судостроительной промышленности, разработка программ обучения, проведения лекций, курсов, семинаров в учебных заведениях и на предприятиях отрасли. В рамках технической подготовки производства целесообразно рассматривать следующие темы: описание и разъяснения требований Правил, нормативно-технической документации РРР и другой документации, которую использует РРР в своей деятельности; принцип классификации, виды и порядок освидетельствований, проводимых РРР; особенности процесса технического наблюдения за постройкой, ремонтом, модернизацией судов, изготовления изделий и материалов и требований к нему; анализ повреждений и отказов элементов судна;
- технического консалтинга в отношении материально-технической подготовки производства при проектировании, изготовлении, ремонте, сервисном обслуживании изделий и материалов, а именно проведение консультаций и оказание информационных услуг в части вопросов технического наблюдения, анализа и разработки технической документации, документации системы качества;
- по разработке технической документации, выполнению расчетов и разработке программных комплексов для проведения и проверок на соответствие требованиям Правил расчетов;
- по выполнению экспертиз, исследований эксклюзивных изделий и изделий необычной конструкции или предназначенных для особых условий эксплуатации; услуг по проведению анализа и мониторинга информации по судам в эксплуатации, в рамках классификационной деятельности на предмет «проблемных» и «узких» мест для учета этой информации при новом проектировании и строительстве, оценке и прогнозировании технического состояния элементов судна в эксплуатации.
Для обеспечения высокого качества оказываемых РРР услуг целесообразно указанные мероприятия реализовывать комплексно в виде технического сопровождения подготовки производства в рамках технического наблюдения за строительством судна.
Список литературы:
[1] Галочкин Д.А., Огнев Н.В., Бурмистров Е.Г. Организация потоковых процессов и разработка средств механизации основных производств верфи с использованием методов имитационного моделирования и законов производственной логистики // Судостроение. - 2013. - № 2. -С. 49-53.
[2] Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденная приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. - N° 354.
[3] Ефремов Н.А. Организационно-экономический механизм управления федеральным государственным учреждением. Вопросы теории и практики (на примере ФГУ «Российский Речной Регистр»): монография. - Москва: Академия транспорта Российской Федерации, 2003. - 129 с.
[4] Кулик Ю.Г. Технология судостроения и судоремонта: учебник для институтов водного транспорта / Ю.Г. Кулик, Ю.В. Сумеркин. - М.: Транспорт, 1988. - 352 с.
[5] ClassNK Academy [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classnk.or.jp/ hp/en/activities/academy/indexhtml, свободный. - Загл. с экрана.
[6] РС развивает сотрудничество в области подготовки кадров для морской отрасли [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.korabel.ru/news/comments/rs_razvivaet_sotrudni-chestvo_v_oblasti_podgotovki_kadrov_dlya_morskoy_otrasli.html, свободный. - Загл. с экрана.
[7] РС участвует в создании центра NUPAS-CADMATIC [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/news/detail.php?ID=7304, свободный. - Загл. с экрана.
[8] Пашин Г. Санкции сервису не помеха // www.Korabel.ru. - 2015. - Вып. 4 (30). -С. 6-7.
[9] РС и NAPA укрепляют сотрудничество [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/news/detail.php?ID=7308, свободный. - Загл. с экрана.
[10] Трунин Е.Г. Российский Речной Регистр на современном этапе // Речной транспорт. - 2013. - № 18. - С. 15-18.
THE ROLE OF THE CLASSIFICATION SOCIETY IN PRE-PRODUCTION IN RUSSIAN SHIPYARDS
D.A. Galochkin
Keywords: domestic (Russian) civil shipbuilding, technical pre-production, classification societies, Russian River Register.
The article touches upon the issues connecting with improving technical pre-production in Russian shipyard industry. It is substantiated in details the advisability of Russian River Register taking part in the main stages of pre-production in technical supervision over shipbuilding.
Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.
УДК 629.5:532.59
С.Н. Гирин, к.т.н, профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» А.М. Фролов, к.т.н, доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ВОЛНОВОЙ ВИБРАЦИИ
СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЛНОВОГО ИЗГИБАЮЩЕГО МОМЕНТА
Ключевые слова: корпус судна внутреннего плавания, изгибающий момент, волнении, волновая вибрация, Правила Речного Регистра
Приводится анализ требований, изложенных в Правилах Речного Регистра, по вычислению дополнительного волнового изгибающего момента судов внутреннего плавания. Показано, что коэффициент в формуле Правил, учитывающий влияние волновой вибрации, вычисляется недостаточно корректно. Даются рекомендации по уточнению вычисления данного коэффициента.
В работе [1] были высказаны замечания по учету вибрации на волнении при вычислении дополнительного волнового изгибающего момента МДВ судна внутреннего плавания в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра [2].
Дополнительный волновой изгибающий момент в Правилах вычисляется по формуле
Мт =±(крМВ + МУ ) , (1)
где & - коэффициент, учитывающий влияние волновой вибрации корпуса