4 rpanhoTQ
Манускрипт • Manuscript
ISSN 2618-9690 (print)
2021. Том 14. Выпуск 9. С. 1956-1960 | 2021. Volume 14. Issue 9. P. 1956-1960
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Роль классической философии Китая в создании китайской фортепианной музыки 1980-х годов
Чжуан Цзюньцзе, Мичков П. А.
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть влияние философских идей китайских мыслителей на профессиональное фортепианное искусство Китая периода 1980-х годов. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые рассматривается междисциплинарная связь музыки и философии применительно к периоду активного развития профессионального фортепианного искусства в Китае. В статье впервые отмечена роль основных постулатов китайской философии в формировании образных характеристик программной музыки для фортепиано. В музыковедческое синологическое поле вводится пример аналогии структурного строения философского трактата «Чжоу И» и произведения для фортепиано «Тайцзи» Чжао Сяошэн на уровне композиционной техники. В работе впервые прослеживается влияние классической китайской философии на развитие профессионального фортепианного искусства в Китае периода 1980-х годов.
EN
Role of Classical Chinese Philosophy in Creating the Chinese Piano Music of the 1980s
Zhuang Junjie, Michkov P. A.
Abstract. The purpose of the research is to consider the influence of Chinese thinkers' philosophical ideas on the professional piano art of China during the 1980s. The paper is novel in that it is the first to examine the interdisciplinary connection between music and philosophy in relation to the period of active professional piano art development in China. The paper for the first time notes the role that the main tenets of Chinese philosophy play in the formation of image-bearing characteristics of programme music for piano. The example of the correspondence between the structural organisations of the philosophical treatise "Zhou Yi" and Zhao Xiaosheng's piano work "Tai Chi" at the level of compositional technique is introduced into the field of music and Chinese studies. The research is the first to trace the influence of classical Chinese philosophy on professional piano art development in China during the 1980s.
Введение
Начало тысячелетия отмечено активизацией интереса к профессиональной фортепианной культуре Китая. За несколько десятилетий искусство игры на фортепиано стало не только своего рода маркёром развития профессиональной музыкальной культуры, но и основополагающим сегментом в сфере музыкального образования в Китае. Этим обусловлена актуальность исследования.
Для достижения цели исследования необходимо последовательно решить задачи: определить основные постулаты традиционной китайской философии, проследить их влияние на профессиональную фортепианную культуру Китая периода ее интенсивного развития.
Решение задач осуществляется с применением следующих методов исследования: сравнительный анализ, анализ содержания, структурный анализ и теоретическое обобщение.
В качестве теоретической базы были задействованы работы китайских (Ань Люсинь [4, с. 51], Ван Чао [5], Ли Ваньли [2], Лян Маочун [7], Фан Юн [10]) и российских (А. А. Германович [1], А. С. Рысаков [3]) исследователей.
Практическая значимость заключается в применении обнаруженных междисциплинарных взаимосвязей в преподавании курса истории музыкальной культуры Китая, а также возможности внедрения философской компаративистики в исследования других направлений китайской музыкальной культуры.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210339
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 9
1957
Основная часть
История наиболее ранних философских течений в Китае насчитывает свыше двух с половиной тысячелетий. Конфуцианство (Ц) , дао (Щ) , фа (й) , а позже и Чань - эти направления философии повлияли не только на развитие китайской культуры, но и на культуру мировых цивилизаций. Философские идеи, заложенные Конфуцием, до сих пор используются в государственном управлении Китая, несмотря на стремительное развитие международных событий.
Основные идеи были изложены в «Книге перемен», или «И-цзин» (Щ5). Затем конфуцианство как направление было дополнено трудами Кун-цзы , Мэн-цзы (Ж^) , Сюнь-цзы (Щ^) и другими. Понятие «конфуцианство» - это так называемое линейное наследование и развитие тенденций, представленных в трудах Конфуция. Поэтому ход развития древнекитайской философии следует обсуждать в этом контексте.
Известно, что Кун-цзы (551-479 до н.э.) считается великим мыслителем не только Китая, но и всего
Востока, а его основные идеи изложены в трактате «Лунь юй» (!£@). Период философской активности Кун-цзы приходится на эпоху Сражающихся Царств. В этот дестабилизационный для общества период понятия законопослушности и добродетели перестали играть для общества важную роль. Поэтому Кун-цзы побудил в человеке эти качества наряду с такими, как «гуманность», «долг», «разум» и «искренность». Этим качествам предлагаются антиподы: «лесть» и «подхалимство», «ложь» и «обман» [5, с. 2]. В зарубежной литературе, в частности в российских исследованиях, посвященных философии Китая, находим: «...конфуцианство изначально было направлено на достижение правильной межчеловеческой коммуникации. Именно обретение такого состояния, соответствующего реализации "гуманности", является целью практики самосовершенствования, как она представлена в ключевом тексте раннего конфуцианства "Лунь юй"» [3, с. 121].
Отдельное место в философии Кун-цзы отводится государству и развитию общества через самосовершенствование. Поэтому его наследие характеризуют так: «Конфуций был главным учителем при жизни, одним из многих учителей. После его смерти он постепенно стал уважаться как "единственный" мастер, и его статус превзошел других учителей» [11, с. 66]. Интересно то, что конфуцианская мысль, получившая такой статус, стала в определенной степени играть регулирующую роль в отношениях правящего и рабочего класса в Китае. По мнению Сяо Цзяньи, эти мысли Конфуция «имеют положительное значение в уменьшении бремени трудящихся, уменьшении эксплуатации, укреплении целостности чиновничества, уменьшении социальных противоречий и формировании стабильной социальной ситуации» [9, с. 100]. В развитии индивидуальной личности Конфуций отмечает важность хорошего воспитания, самоуправления, самоконтроля, умения принимать взвешенные решения, отличать хорошие поступки от плохих.
В наследии Мэн-цзы (Ж^ 372-289 гг. до н.э.) основа - концепция морали, гуманности и справедливости. Мэн-цзы считает, что цель человечества - добиться процветания и могущества государства путем совершенствования моральных качеств каждого человека. Безмятежное наслаждение жизнью есть бесцельное существование. В развитии моральной концепции Мэн-цзы является продолжателем идей Конфуция. Одной из характерных черт последователей Конфуция является обращение к философии Сюнь-цзы (Щ^ 313-238 гг. до н.э.). Его идеи опираются на самосовершенствование и гуманность, что созвучно с конфуцианскими идеями, в которых ценность личности «заключалась не в удовлетворении своих материальных потребностей, а в стремлении к высоким качествам, религиозной морали и знаниям о ней, моральной практике» [2, с. 120]. Согласно Сюнь-цзы, «благородный муж олицетворяет совершенную, с точки зрения конфуцианский этики, личность, которая обладает определенным набором добродетелей (£)» [1, с. 151]. В философии Сюнь-цзы важное место занимает линия «злой природы» человека. Каждый человек обладает ею, это врожденное качество. Цель развития человека - «борьба со своей злой природой через воспитание моральных качеств» (ЙЙА^ЙШЁ Й> [8, с. 133]. Китайский философ Ли Шицен резюмировал этот
отрывок так: «изменяющаяся природа человека подает надежды на саморазвитие» (ЙЙЙЙ) [6, с. 54]. Такого же мнения придерживаются и российские ученые: «.учение Сюнь-цзы о злой природе человека (в котором он полемизирует с Мэн-цзы) - это величайшее достижение философа, которое обогатило древнекитайскую философскую мысль» [1, с. 156].
Конфуцианская школа на сегодня имеет внутренний стимул для динамики развития. Качества, заложенные в философии Конфуция, питают новые течения философской мысли. Народное благоденствие как вершина развития государственного управления - одна из позиций, определивших роль китайской традиционной философии во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в искусстве.
Процесс развития музыкального искусства в Китае в определенной степени оказывается под влиянием традиционной китайской философии. Рассмотрим особенности такого влияния на частном примере. Профессиональное китайское фортепианное искусство развивается с 10-х гг. ХХ века. В период с 1966-1976 гг. жесткая политическая цензура, выразившаяся в явлении, получившем название «культурной революции», оказала негативное влияние на процессы становления фортепианного искусства в Китае. Давление властей не дало возможности многим композиторам представить свое творчество, так как грубая фильтрация произведений на предмет политкорректности не оставила зоны для свободного выбора. В этот период композиторы были вынуждены в какой-то мере поступать по-даосистски - «плыть по течению».
После реформ в Китае в 1980-х годах профессиональное фортепианное творчество начинает интенсивное развитие. Как указано в «Чжун Юн» (ФЖ): «.наступило время обдумать, осознать проблему и прийти
1958
Музыкальное искусство
к ее глобальному решению» ^Т^) [14, с. 101]. Этот период характеризуется
появлением музыкальных сочинений, которые, так или иначе, посвящены китайской философии. Например: сольное фортепианное произведение (ЙЙ^) «Тайцзи» (ЖЙ) (1987) и фортепианный концерт «Ляо Инь» ( (1991) композитора Чжао Сяошэн, «Концерт для фортепиано № 1 соль минор» (1983), автором которого является Хуан Аньлунь . Среди примеров отметим фортепианную пьесу «Капризная сюита - Звук Линъинь» (ШЙЙДЙ — "Шй^^") (1982) Чу Ванхуа (МЙ^) , фортепианный концерт «Рапсодия Айлао» (Ж^ ЙЙ) (1996) композитора Чжан Чжао (Ж®) , а также его же сюиту для фортепиано «Пи Хуан» (ЙЙ) (1995). Эти произведения стали образцами музыкальных сочинений китайских композиторов периода открытости. Современный композитор Ма Шухао (Ш^Ш) в память об этом времени создает «Три песни с юга Юньнани» ШШШЖН^) (1992), фортепианное соло «Осень» (Ш (2007), «Ю Шахе» ШЙ?М) (2019).
Первый черновик фортепианного концерта Чжан Чжао (Ж®) «Рапсодия Айлао» (Ж^ЙЙ) был завершен в 1987 году, а после доработок композитором утвержден окончательный вариант в 1996 году. Это программная музыка: два иероглифа «Айлао» (Ж^) в названии могут отражать авторское описание региона горы Айлао (Ж^) , но в музыкальном выражении есть более глубокий смысл иероглифа «Лао» (^). В Китае этот символ означает клетку или тюрьму, что похоже на заключение в одном месте и невозможность движения. Это также связано с географическим положением горы Айлао, окруженной скалистой местностью, в результате чего жители региона горы Айлао не могут его покинуть, навсегда оставаясь в пределах границ этой территории. Существуют различные переводы второго слова в названии - рапсодия (ЙЙ) . Часто можно встретить варианты «Фантастика Айлао», «Фантазия Айлао». В то же время сфера «фантастического» у композитора в произведении связывается с образами эпизодов тяжелого физического труда жителей горы Айлао. Эти образы становления личности через тяжелую работу, преодоление трудностей, вызванных природным ландшафтом, отражают детство автора, проведённое в горной местности и в конечном счете путь становления известного композитора. Вместе с тем развитие образной сферы перекликается с философскими идеями самосовершенствования личности. В заключении пьесы выражена идея единения человека и природы, созвучная с основными постулатами даосизма. «Рапсодия Айлао» была отмечена китайским историком музыки Лян Маочун «как главное
достижение современной фортепианной музыки в китайском юго-западном региональном стиле» [7, с. 21].
Одно из самых известных произведений этого периода - фортепианная сюита «Пи Хуан» (ЙЙ) , сочиненная в 1995 году композитором Чжан Чжао, отражает жизненную позицию молодежи, уважающей историческое наследие и почитающей культуру страны. Это произведение сочетает в себе интонационные элементы, характерные для традиционной пекинской оперы: пение сипи (ЙЙ) и пение на эрхуан (^Й). Чжан Чжао намеренно не акцентирует внимание на каком-либо определенном аспекте пения, пытаясь сохранить баланс средств. Это отношение можно сравнить с позицией сохранения равновесия в конфуцианстве: «Поступайте во благо мира и равновесия» (ФЖ^ЛШЙ, ЯМ^^) [5, с. 45]. Ань Люсинь так прокомментировал эту работу: «Музыка Пи Хуан активизирует мысли, которые не являются вульгарными и сложными и легко воспринимаются широкой аудиторией» [4, с. 51].
Произведение для фортепиано «Тайцзи» (ЖЙ), созданное Чжао Сяошэн (ЙЙ^), получило первый приз среди малых произведений на Шанхайском международном музыкальном конкурсе «Китайско-западный кубок» в 1987 году. Произведение «Тайцзи» отличается новым звучанием и особой эмоциональностью. Все звуки представлены в зеркальном отражении. Как в зеркале вы можете увидеть себя в отражении, но действительно ли отражение является вашим обликом? Что истинно, а что ложно? Единство противоположностей как основная идея сочинения. Здесь мы видим явные аллюзии к традиционным элементам китайской философии - Инь (|Ш и Ян (Щ) . В этом сочинении Чжао Сяошэн использует свою собственную композиционную систему под названием «Система композиции Тайцзи» (ЖЙ^ЙЖ^) , которая сочетает в себе технику музыкального письма, основанную на гексаграммах философского произведения «Чжоу И» (Д^) . По аналогии с 64 гексаграммами композитор использует 64 набора звуков, образуя огромную и сложную систему, которая выражает философию единства всего в жизни.
Сам композитор шутливо выразился о своей системе: «У композитора больная голова. Многие, кто пытался разобраться в его технике, теперь грустят, так как желают избавиться от головной боли» [12, с. 95]. Китайский композитор и исследователь музыки Чэнь Минчжи (К^Й) указывает: «Тайцзи успешно отражает настойчивое стремление композитора заявить о себе. Система столь логична и рациональна, сколь красива и очаровательна по звучанию» [13, с. 4-5]. И это тоже аспект философии музыки: «Невидимое и нематериальное изменение всего в мире» [10, с. 2].
В творчестве современного китайского композитора Ма Шухао (Ш^Ш) фортепианное произведение «Осень» , написанное в 2007 году, занимает особое место. Это сочинение еще не было опубликовано. Ос-
новная тема основана на традиционной мелодии, часто звучащей на осенних праздниках в городе Цзишоу провинции Хунань (ШШ). В образном плане эта грустная, но в то же время, яркая музыкальная тема отражает гнев и беспомощность молодых людей по отношению к некоторым событиям в этом мире (см. Пример № 1).
Мелодия выражает внутреннюю силу характера, сдерживающего бурные эмоции в попытке отыскать равновесие и спокойствие. Спокойствие в сердце создаёт разум, а спокойствие в разуме создаёт согласие с миром. Конфуций говорил: «Гуманность тиха» [5, с. 44]. Видно, насколько важно психическое состояние, обозначенное в китайской философии как «спокойствие» (#) . В более поздних сочинениях композитора также прослеживается связь с китайской философией. Созданное в 2019 году сольное фортепианное произведение «Ю Шахе» ориентировано на основу оперного пения мелодии Шахэ (^М) в Хэнаньской
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 9
1959
опере Хэнань (МШ) , которое, в свою очередь, имеет исторические корни с основными постулатами китайской традиционной философии. Ма Шухао сочетает современные методы атональности, используя пентатонную структуру (см. Пример № 2).
Пример № 1. Тема из произведения «Осень»
Пример № 2. Тема из произведения «Ю Шахе»
Все указанные выше сочинения были созданы в эпоху реформ после 80-х гг. ХХ века. В этот период экономика, искусство и культура Китая быстро развивались. По сравнению с предыдущим десятилетием сочинения для фортепиано больше не ограничиваются политическими темами, проявляя свободу творчества композиторов.
Заключение
В эпоху стремительного развития всех сфер человеческой деятельности основные постулаты китайской классической философии остаются ключевыми моментами в воспитании людей. Это находит свое отражение в том числе и в музыкальном искусстве. Основные постулаты классической китайской философии обобщены в философии Кун-цзы и его последователей. Идеи самосовершенствования личности, преодоления трудностей, борьба с собственным антиподом обнаруживаются в музыкальных сочинениях китайских композиторов.
1960
Музыкальное искусство
Большинство сочинений периода интенсивного развития профессионального фортепианного искусства в Китае опираются на основные постулаты философских концепций. Проявление этого взаимодействия часто выражается в образном строе фортепианных произведений. В свою очередь, музыкальное творчество имеет этическую ценность: через знакомство с музыкой слушатель принимает философские идеи, представленные в ней.
Перспективной исследования является анализ новейшей фортепианной культуры Китая сквозь призму междисциплинарного взаимодействия, изучение взаимосвязи композиционной техники современных композиторов с оригинальными структурными решениями философских трактатов китайских мыслителей.
Источники | References
1. Германович А. А. Педагогическое наследие Сюнь-цзы // Историко-педагогический журнал. 2017. № 2. С. 147-158.
2. Ли Ваньли. Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 7. C. 119-122.
3. Рысаков А. С. Конфуцианство как духовная традиция // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 3. С. 120-130.
4. // ЙМШ^АЙ^Ж. 2008. № 1 (Ань Люсинь. Дух оперы на клавишах - комментарий к творческим особенностям фортепианной пьесы «Пи Хуан» // Народная музыка. 2008. № 1).
5. 2015. 154 И (Ван Чао. Лунь юй. Пекин, 2015. 154 с.).
6. ФЯ^^+Ш. 2016. 160 И (Ли Шицэнь. Десять лекций по китайской философии. Пекин, 2016. 160 с.).
7. ШШФ. // «Щ2Ж. 2019. № 3. И 21-24 (Лян Маочун. Музыка века фортепиано: четвертое достижение китайского фортепианного творчества // Фортепианное искусство. 2020. № 3. С. 21-24.).
8. ЩЖ. 2015. 158 И (Сюй Яньхуа. Сюнь-цзы. Пекин, 2015. 158 с.).
9. ЩЩ-. // 2000. № 4. И 100 (Сяо Цзяньи. Сравнение философских идей Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы // Журнал Сианьского университета международных исследований. 2000. № 4. С. 98-105).
10. ШЖ. ЖЖ, 2019. 260 И (Фан Юн. Чжуанцзы. Пекин, 2019. 260 с.).
11. .ФЯ^"^®^. ЖЖ,2019. 66 И (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. Пекин, 2019. 66 с.).
12. ШШЖ ЖЭ^Ж. ЖШЖЖЖШ±. 2000. 95И (Чжао Сяошэн. В музыку. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2000. 95 с.).
13. |ШЖ. // 1988. № 1. И4-5 (Чэнь Минчжи. Фортепианное произведение Чжао Сяошэна «Тайцзи» // Любитель музыки. 1988. № 1. С. 4-5).
14. 2019. 152И (Ян Яжен. Университет Чжун Юн. Пекин, 2019. 152 с.).
Информация об авторах | Author information
RU
Чжуан Цзюньцзе1
Мичков Павел Александрович2, к. иск.
1 2 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
EN
Zhuang Junjie1
Michkov Pavel Aleksandrovich2, PhD
1 2 M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory
1 415483927@qq.com, 2 michkovpa@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 06.08.2021; опубликовано (published): 30.09.2021.
Ключевые слова (keywords): классическая философия Китая; конфуцианство; влияние китайской философии; современные композиторы Китая; classical Chinese philosophy; Confucianism; influence of Chinese philosophy; modern Chinese composers.