© Цзюньцзе Чжуан, 2021 УДК 782
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-108-118
ТВОРЧЕСТВО МА ШУХАО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Чжуан Цзюньцзе1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 630099, Новосибирск, Российская Федерация
Аннотация. Фортепианное творчество современных китайских композиторов все чаще становится объектом пристального внимания российских и зарубежных исследователей. В настоящей статье представлен краткий обзор творчества композитора Ма Шухао в контексте современной фортепианной культуры Китая. Предваряя знакомство с композитором, работа содержит экскурс в историю профессионального фортепианного исполнительства и композиторской школы. Кратко охарактеризованы основные периоды развития фортепианной школы в Китае, импульсом к формированию которой послужила деятельность профессора Санкт-Петербургской консерватории Бориса Захарова. Дан обзор первых фортепианных произведений, созданных во второе десятилетие ХХ в., рассмотрены основные центры музыкального образования в Китае, представленные консерваториями Шэньяна, Шанхая, Центральной консерваторией, Тяньцзиня, Синхая, Сианя, Ханчжоу, Харбина, Сычуаня. Среди современных композиторов Китая, чье творчество приходится на первую четверть XXI в., выделяется фигура Ма Шухао (Ш^т){ 1983). Его деятельность происходит на рубеже тысячелетий, а в творчестве композитор определяет два периода: первый основан на европейской традиции и образцах романтической музыки, второй - на сочетании национального китайского тематизма с западноевропейскими традициями.
Ключевые слова: фортепианная музыка Китая, китайские композиторы, творчество Ма Шухао, молодые композиторские школы, деятельность Бориса Захарова. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Цзюньцзе Чжуан. Творчество Ма Шухао в контексте современной фортепианной культуры Китая // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 108-118. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-108-118.
MA SHUHAO'S CREATIVITY IN CONTEXT MODERN PIANO CULTURE IN CHINA
Zhuang Junjie1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 630099, Novosibirsk, Russian Federation
Abstract. The piano works of modern Chinese composers have recently become the object of close attention of Russian and foreign researchers. This article provides a brief overview of the composer Ma Shuhao's work in the context of modern Chinese piano culture. Before the meeting with the composer, the text of the work contains an excursion into the history of professional piano performance and the school of composition. The article briefly describes the main periods of development of the piano school in China, the impetus for the formation of which was the work of Professor Boris Zakharov of the St. Petersburg Conservatory. An overview of the first piano works created in the second decade of the twentieth century is given, and the main centers of music education in China, represented by the conservatories of Shenyang, Shanghai, Central Conservatory, Tianjin, Xinghai, XI'an, Hangzhou, Harbin, Sichuan, are considered. Ma Shuhao (Ш^Й) (1983) stands out among the contemporary composers of China, whose work falls on the first quarter of the XXI century. His work dates back to the turn of the Millennium, and
currently the composer himself defines two different periods in his work: the first period of creativity is based on the European tradition and samples of romantic music. The second period of creativity is a combination of national Chinese themes with Western European traditions. Keywords: Chinese piano music, Chinese composers, mA Shuhao's creative work, young composer schools, Boris Zakharov's activity.
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Junjie Zhuang (2021), "Ma Shuhao's creativity in context modern piano culture in China", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 1, pp. 108-118. DOI: 10.24412/2308-10312021-1-108-118.
Традиционная музыкальная
культура Китая насчитывает тысячелетия. Однако профессиональная фортепианная культура появилась в Китае относительно недавно. Исследователи фортепианной школы в Китае приходят к мнению, что история фортепианного искусства «составляет примерно столетие -первые самостоятельные произведения национальных композиторов для этого инструмента датируются вторым десятилетием ХХ в.» (Гайдай П., 2014, с. 61). Музыкальное востоковедение XXI в. отмечено появлением ряда исследований, посвященных фортепианной культуре Китая. Среди них назовем работы Ван Ин (2008), У На (2009), Цинь Цинь (2013), Фань Юй (2019).
1910-е гг. являются зачаточным периодом в развитии профессиональной фортепианной школы в Китае. Так, в 1915 г. Чжао Юаньжэнь (М^И) создает произведение для фортепиано «Марш мира»
которое было опубликовано в первом номере «Научного журна-ла»(^^).
Существенное влияние на становление фортепианной школы оказала деятельность Шанхайской консерватории в 30-е гг. ХХ столетия. В сентябре 1929 г. Сяо Юмэй (Ш^ Ш), декан Шанхайской консерватории, пригласил профессора Бориса Захарова1, который знакомил
китайских слушателей с русской классической музыкой, был председателем Общества камерной музыки и музыкальной секции Шанхайского артклуба. Особое значение на первом этапе Б.С. Захаров придавал развитию технических навыков. Так, переняв некоторые приемы от своего педагога А.Н. Есиповой, он успешно использовал их на уроках фортепиано в Шанхайской консерватории. Развивая в пианистическом аппарате чувство свободы рук и пальцев, Захаров требовательно относился к китайским студентам.
До преподавания Захарова учебные материалы в Китае ограничивались базовыми курсами игры на фортепиано, включающими в себя произведения технического характера. Захаров расширил круг художественных задач, включив в репертуар обучающихся сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена. Также китайские исследователи отмечают, что был существенно обновлен подход к организации методического обеспечения учебного процесса: «включены различные типы музыкальных учебников, расширяющие уровень обучения студентов и обогащающие материалы по преподаванию фортепиано в Китае» (Кредер Б., 1984, с. 18).
Одними из первых выпускников Бориса Захарова стали китай-
ские пианисты : У Лей (^^И), Дин Шаньдэ (ТШШ), И Кайджи (^Ж), Цзян Динсянь У Ичжоу (Ж—Ли Сяньминь Ш®), Ли Цуйчжэнь (^Щ^)и др.
1930-1949 гг. были ранним этапом художественного творчества. Русские музыканты и пианисты, приехав в Китай, способствовали развитию фортепиано в Китае. К тому времени в Китае уже были профессиональные фортепианные сочинения китайских композиторов, например: «Маленькая дудочка пастушка» «Колыбель-
ная» (}ШЙ) Хэ Лутина (МШТ), «Вариации на тему китайских народных песен» (ФШК^^Ш^ШЙ) Дин Шаньдэ (ТШШ) и др.
«Маленькая дудочка пастушка» имеет большое значение в истории развития китайской фортепианной музыки. К этому времени китайская фортепианная школа столкнулась с рядом проблем: возможно ли сочетание европейских и национальных китайских традиций? В произведении «Маленькая дудочка пастушка» (4£ж£й®)впер-вые художественно воплощен ответ на поставленный вопрос. Европейская музыкальная теория может быть ассимилирована китайскими композиторами, получив собственное понимание сквозь национальный менталитет и творческие взгляды. Как пишет исследователь Вэй Тингэ: «очарование "Маленькой дудочки пастушка" заключается в его красоте, простоте и ясности, воплощающей в себе поэзию и вкус китайского стиля» (1983, с. 40) (пример 1).
С 1937 по 1949 гг. в истории фортепианного искусства Китая отмечается сочетание стилей европейского
Пример 1. Хэ Лутин.
«Маленькая дудочка пастушка»
(&ШШ)
письма и национальной китайской музыки. Следует выделить такие сочинения, как «Три казахских танца» (Пр^^ЙЙНЙ) Сянь Синхай (^М/) (1941), «Ху-агу» (?Ё1$) Цюй Вэй (Щ^) _(1946), «В том далеком месте» (ЙШШЗД1ЙШ Й") Сан Тон (Ш1) (1947). Последнее из упомянутых произведений представляет собой сочетание композиторских техник: мелодия правой руки создана в рамках тонального мышления, а партия левой руки -атональная техника. Как отмечает Лян Маочунь, «это было очень смелое творение в то время» (2016, с. 32) (пример 2).
Пример 2. Сан Тон. «В том далеком месте»
1950-1966 гг. были периодом расцвета китайского фортепианного творчества, произведения этого периода по выражению Чэнь Сидзюнь, отмечены «своеобразным нацио-
нальным колоритом» (2020, с. 50). Например, «День переворота» (Я Чу Ванхуа (МШ^) (1964), «Картины Башу»(Е^^Ш1) Лю Чжу-ан (^УЙ) (1958), «Пять народных песен Юньнани»(^ШК^£Ш) Ван Цзяньчжуна (1ШФ) (1958). В это же время, в 1958 г. композиторы Лю Шикунь Пань Иминь
(М—^), Хуан Сяофэй (ЙЙЙ^) и Сунь Илинь в соавтор-
стве написали «Молодежный фортепианный концерт» Й), представляющий собой ассимиляцию ряда китайских народных песен. Лян Маочунь пишет: «это первый фортепианный концерт национального характера, который во многом способствовал популяризации фортепианного творчества» (2017, с. 15).
Иными отличительными чертами обладает следующий период развития фортепианной школы Китая, отмеченный двадцатилетием с 1977 по 1999 гг. Активно изучаются современные западноевропейские и американские композиторские техники, развивается музыкальная теория, создается множество фортепианных произведений экспериментального характера: «Партизанская баллада» Ван Лисаня (>1Й Е) (1977), «На реке Сунгари», (ШЁ ;1±) Цуй Шигуана (ШШ^) (1978), «Смерть Янгуань Три» Ли Инхай (^Ж) (1978).
С начала XXI в. китайские фортепианные произведения стали более разнообразными, с более сильными национальными особенностями и большим арсеналом музыкально-выразительных средств.
В настоящее время в Китае действуют 11 консерваторий. В основном этими школами представлена
современная китайская фортепианная культура. Многие известные китайские композиторы являются выпускниками консерваторий: Чжан Чао (Центральный националь-
ный университет), Чжан Шуай (^ РФ) (Центральная консерватория). Чжан Шуай известен как автор «Трех прелюдий для фортепиано» (ШШЙ~Ш), в которых выражается неугомонность и беспокойство молодости как символа юношеской силы, претенциозной глубины чувств и непослушания. Он изменил традиционную творческую структуру, умело смешал элементы восточной и западной музыки, объединил национальные и западные лады и добавил сегментированный ритм джаза, что позволило исследователю его творчества Сянь Цзину отметить это сочинение как «современную креативную концепцию» (2015, с. 122).
Среди современных композиторов Китая, чье творчество приходится на первую четверть XXI в., выделяется Ма Шухао (Ш^Л).
Ма Шухао - композитор-пианист молодого поколения, он родился в 1983 г. в провинции Ляонин (2 ^Ш) в г. Фушунь (Ш1Ш). Музыкант получил высшее образование как пианист-исполнитель, а также дополнительное образование как композитор. Ма Шухао обучался в Консерватории музыкального и драматического искусства им. Прайнера (ШЙШШШ^Й^Ш^ЙШ ^^ШМ^Ж^РР) в Вене у известного педагога, исполнителя и композитора Герхарда Стелза (Gerhard Stalze). В этой консерватории он получил степень бакалавра и продолжил обучение в магистратуре. Основной специальностью музыканта также оставалось концертное испол-
нительство, а композиторское образование он получал дополнительно. Ма Шухао изучал в консерватории современный контрапункт, во время своего обучения он отыграл шесть сольных концертов, а также два магистерских концерта. Все его выступления заслужили положительную оценку. В 2004 г. талантливый музыкант получил магистерскую степень и стал в этом вузе со 100-летней историей первым выпускником, имевшим китайское происхождение.
После окончания Консерватории музыкального и драматического искусства им. Прайнера он вернулся в Китай и стал преподавать в университете Цзишоу (пШ^?). Во время работы там Ма Шухао публикует научные статьи, закончивает работу над сборником «Фортепианные сочинения композитора Ма Шухао» («Ш^ЛЙ^ЙШ»), который был выпущен в 2007 г. издательством Культуры и искусства Шаньдун (Ш ^Х^Ж^Й). В этом сборнике большое значение для исследователей имеет вступительное слово самого композитора.
В 2008 г. Ма Шухао поступил в магистратуру на кафедру фортепианного исполнительства Белорусской государственной консерватории, которую успешно закончил в 2010 г. После ее окончания музыкант стал работать в Национальном университете Чжуннань (ФШК
За время обучения и работы в Китае и за рубежом Ма Шухао неоднократно организовывал концерты и активно участвовал в научных конференциях, международных встречах. Совместно с Венским концертным симфоническим оркестром и с симфоническим оркестром
Белорусского радио исполнил Концерт Л. Бетховена № 3, Вариации С. Рахманинова на тему Н. Паганини, Фортепианный концерт «Хуанхэ» (ЙМЙ^ШШЙ) и другие сложные сочинения. В рекомендательном письме от известного педагога и профессора Белорусской государственной консерватории Лилии Завеновны Тер-Минасян говорится: «Ма Шухао обладает виртуозной фортепианной техникой, хорошим музыкальным чутьем и яркими исполнительскими данными» (курсив мой. - Ц.Ч.).
Помимо этого, композитор стажировался в Центральной китайской консерватории (г. Пекин), он член Союза пианистов высших учебных заведений при Совете музыкантов Китая, член Союза композиторов провинции Хубэй, заместитель секретаря комитета Союза пианистов, заведующий классом фортепианной методики при Институте музыки и хореографии при Национальном университете Чуннань (ФШКЙА ?), в котором он также является доцентом и научным руководителем обучающихся в магистратуре.
В ведущих периодических изданиях Ма Шухао опубликовал ряд работ по творчеству современных композиторов Китая. Изданы 4 сборника его фортепианных сочинений. Композитор принимает активное участие в проектах государственного и регионального масштаба.
В творческом багаже композитора ряд сочинений, созданных для фортепиано. Два фортепианных концерта: Первый фортепианный концерт Ъ-шо11 «Звуки весны» (^¿й) написан в 2014 г. (не издан), Второй фортепианный концерт «Великий поход» (^ШЙ^ШШЙ) опубликован в авгу-
сте 2019 г. издательством Китайского национального художественного фонда, премьера состоялась 23 ноября того же года в концертном зале Цинтай провинции Хубэй (^¿ЬШ^
В 2007 г. издательством Культуры и искусства Шаньдун опубликован «Сборник фортепианных сочинений Ма Шухао» (Ш^И^ёШЙШ), в состав которого вошли «Каприччио» (еФ^ИШ^Й), Лирическая пьеса As-dur (Р^ААШ^ЖЙ), концертный этюд «Буря» (ИШ), пьесы «Весна» (Ш^) и «Внезапное пробуждение ото сна» (fe^). Некоторые фортепианные пьесы неопубликованы. Это пьесы для фортепиано «Лето» (М) (2008), «Осень» (2009). Следует отметить, что композитор тяготеет к крупным формам, концертным сочинениям.
Обращаясь к традиции создания музыкальных произведений, образная сфера которых отражает состо-
яние природы в различные времена года, Ма Шухао находит воплощение в мелодике и гармониях национального колорита. Фортепианные пьесы, имеющие программные подзаголовки по временам года, создавались композитором постепенно. Так, пьесы «Весна» (Ш) и «Лето» (Ж) были написаны в один период, образы этих сочинений рисует перед слушателями картины весенней природы и летнего зноя. Технически пьеса «Лето» весьма сложная для исполнителей. «Осень» была создана в трудный для композитора период, что, несомненно, отразилось на сочинении. Большое количество широких скачков в партии левой руки создают определенную техническую сложность. Сочинение написано в сложной трехчастной форме (пример 3).
Этюд «Буря» - представляет собой образец концертного технически сложного произведения. Написан
ттИРШнлОТ
Пример 3. Ма Шухао. « Осень»
в трехчастной репризной форме А-В- Среди сочинений 2015-2020-х гг. А1. Композитор использует аккордовую осталась неопубликованной «Юй-фактуру и скачки (пример 4). шахэ» (М^М) (2019).
Особое место в творчестве композитора занимает фортепианный концерт «Великий поход» (^Ш). Форма представляет собой традиционную трехчастную структуру. Первая часть концерта написана в сонатной форме со вступлением. Она начинается призывными звуками груп-
Пример 4. Ма Шухао. «Буря» (МШ)
пы медных духовых инструментов. Главная тема этой части основана на мелодии народной песни «Проводы Красной армии» (примеры 5, 6).
Сложная фортепианная партия рисует череду картин великих битв и побед. Реприза первой части кон-
Пример 5. Народная песня «Проводы красной армии»
церта создает образы расставаний и прощаний, а затем партия фортепиано вместе с оркестром приводят музыкальный материал, основанный на тематизме главной партии, к своей кульминации.
Вторая часть концерта написана в сложной трехчастной форме. В первом разделе используются мотивы из вокальной сюиты «Великий поход», а именно, интонации, изображающие завывания ветра в снежных горах и степях (пример 7).
Следующий раздел, развивая те-матизм предыдущего, за счет интенсивного преобразования формирует собственную образную сферу: образы смелых воинов Красной армии и их непоколебимый дух. В заключительном разделе композитор помещает каденцию солиста, предла-
Пример 6. Ма Шухао. Главная тема 1 ч.
концерта «Великий поход» гая развить пианисту обозначенный в предыдущей части художественный образ.
Третья часть концерта написана в форме рондо. Она также создана на материале вокальной сюиты -главная тема основывается на мелодии части сюиты «Все войско тоскует по Мао Цзэдуну» (примеры 8, 9).
В третьей части оркестр и фортепиано попеременно исполняют главную мелодию. Два эпизода в этом рондо рисуют картины встреч Красной армии и народа. В заключении последней части снова проводятся главная тема первой части концерта и главная тема из раздела А второй части, которые, соединяясь вместе, передают всеобщую радость от преодоления препятствий и великой победы.
Пример 7. Ма Шухао. 2 ч. концерта «Великий поход»
Ш Ml
ш
Пример 8. Ма Шухао. Вокальная сюита «Все войско тоскует по Мао Цзэдуну»
Все созданные Ма Шухао (Ш^ш) работы, по мнению самого композитора можно разделить на два периода: ранний и средний (2019). Все ранние творения находятся под влиянием западной музыки, с использованием западной традиционной гармонии и романтического музыкального колорита. Это связано с периодом обучения композитора в Европе и изучением западноевропейской музыки.
Второй творческий период обозначен переходом к национальному музыкальному тематизму, обращением к китайской народной музыке. Хронологически сам автор указывает 2010 г., как переломный момент в творчестве. Пробуждение интереса к изучению китайской традиционной музыки, методов сочетания западной гармонии с национальной
Пример 9. Ма Шухао. 3 ч. концерта «Великий поход» традицией позволило Ма Шухао по-иному взглянуть на свое творчество. Эти тенденции нашли отражение в таких произведениях, как Концерт «Великий поход» (^Ш ЩЩ «Юйшахэ» (Що^Щ), Симфония «Трудовой знак рабочих» (1А Ц?) и ряд других.
Китайская национальная музыка переживает творческий подъем. Очевидно, что она неотделима от китайской национальной культуры. но и сам Китай - это многонациональная страна, включающая свыше 50 этнических групп. Под влиянием современной китайской музыкальной культуры творчество Ма Шухао (Ш^ш) испытывает перерождение, раскрывает новые грани многонациональной музыкальной культуры Китая.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Захаров Борис Степанович (18881943) обучался в Санкт-Петербургской государственной консерватории
в классе
им. Н.А. Римского-Корсакова А.К. Лядова, А.Н. Есиповой. Сокурсником Бориса Захарова был С.С. Прокофьев.
ЛИТЕРАТУРА
Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008. 216 с.
Гайдай П.В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая // Известия ВГПУ. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-traditsionnoy-muzykalnoy-kultury-v-razvitii-fortepiannogo-iskusstva-kitaya (дата обращения: 19.10.2020).
У На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: Сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009. 300 с.
Фань Юй. Серийная техника в китайской камерно-инструментальной музыке 1980-1990-х годов: Дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2019. 243 с.
Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуан-жэнь и У Цзуцзян: Три лика современного музыкального искусства Китая: К проблеме универсализма творческой личности: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2013. 165 с.
Й. 1983^02$Ш40. [Вэй Тингэ. Развитие фортепианного искусства и музыкальной науки в Китае. 1983. № 2. С. 40].
^^Ш^ЖЙЖ. 1984^04$ Ш16-21 Ш [Кредер Барбара, Оуян Мэйлун. Обучение игре на фортепиано в Китае в прошлом и настоящем: интервью с пианистом Ли Сяньмином и музыкальное искусство. 1984. № 4. С. 16-21].
^Шв'Ш^^Й--
2016^05$ Ш28-38.
[Лян Маочунь. Сто лет фортепианной музыки: третий период кульминации китайского фортепианного творчества. Фортепианное искусство. 2016. № 5. С. 28-38].
2017^06$ Ш13-18Ш
[Лян Маочунь. Сто лет фортепианной музыки: второй период кульминации китайского фортепианного творчества. Фортепианное искусство. 2017. № 6. С. 13-18].
Sa. 2015^09$ Ш22-123Ш [Сянь Цзин. Чжан Шуай. Творческие характеристики «Трех прелюдий» // Большая сцена. 2015. № 9. C. 122-123].
^Й'вЖ^Й. 2020^04$ Ш49-54Ш [Чэнь
REFERENCES
Fan' Yui (2019), Seriinaya tekhnika v kitaiskoi kamerno-instrumental'noi muzyke 1980-1990-kh godov [Serial technique in Chinese chamber and instrumental music of the 1980s and 1990s], Cand. Sc. Thesis, Nizhnii Novgorod, 243 p. (in Russ.)
Gaidai, P.V. (2014), "The role of traditional Musical Culture in the development of Chinese piano art", Izvestiya VGPU [Izvestiya VSPU], no. 3, available at: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-traditsionnoy-muzykalnoy-kultury-v-razvitii-fortepiannogo-iskusstva-kitaya (accessed 19 October 2020). (in Russ.)
Tsin' Tsin' (2013), Lyu Shikun', Chzhou Guanzhen i U Tszutszyan: Tri lika sovremennogo muzykal'nogo iskusstva Kitaya: K probleme universalizma tvorcheskoi lichnosti [Liu Shikun, Zhou Guangren, and Wu Zujiang: three faces of China's contemporary musical art: on the problem of universalism of the creative personality], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 165 p. (in Russ.)
U Na (2009), Fortepiannaya muzyka Din Shan De: Sopryazhenie kitaiskoi natsional'noi traditsii s sovremennymi priemami evropeiskogo pis'ma [Ding Shang De piano music: combining Chinese national tradition with modern techniques of European writing], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 300 p. (in Russ.)
Van In (2008), Pretvorenie natsional'nykh traditsii v fortepiannoi muzyke kitaiskikh kompozitorov XX-XXI vekov [The implementation of national traditions in the piano music of Chinese composers of the XX-XXI centuries], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 216 p. (in Russ.)
1983^021^40. [Vei Tinge
(1983), Razvitie fortepiannogo iskusstva i muzykal'noi nauki v Kitae [Development of piano art and music science in China], no. 2, p. 40. (in Chin.)]
mmm&^m&^m&rnrnm^—
1984^041! m 16-21^x [Kreder Barbara, Ouyan Meilun
(1984), Obuchenie igre na fortepiano v Kitae v proshlom i nastoyashchem: interv'yu s pianistom Li Syan'minom i muzykal'noe iskusstvo [Learning to play the piano in China in the past and present: an interview with the pianist Li Xianming and the art of music], no. 4, pp. 16-21. (in Chin.)]
^S^(E) -ffl^S^. 2016^051! ^28-38. [Lyan Maochun' (2016), Sto let fortepiannoi
Сидзюнь. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» Цзян Венье. Анализ структуры музыки // Музыкальный мир. Вып. 4. 2020. С. 49-54].
muzyki: tretii period kul'minatsii kitaiskogo fortepiannogo tvorchestva. Fortepiannoe iskusstvo [One hundred years of piano music: the third period of the culmination of Chinese piano creativity. Piano art], no. 5, pp. 28-38. (in Chin.)]
—^mrnrnmimn-
2017^061! ®13-18^ [Lyan Maochun' (2017), Sto let fortepiannoi muzyki: vtoroi period kul'minatsii kitaiskogo fortepiannogo tvorchestva. Fortepiannoe iskusstvo [One hundred years of piano music: the third period of the culmination of Chinese piano creativity. Piano art], no. 6, pp. 13-18. (in Chin.)]
Sn. 2015^0911 ^122-123^ [Syan' Tszin (2015), "Zhang Shuai. Creative characteristics of the «Three Preludes»", Bol'shaya stsena [Big stage], no. 9, pp. 122-123. (in Chin.)]
mmm^mmm-mmrnrnm^m^
^ffi-H&^te. 2020^0411 ^49-54^ [Chen' Sidzyun' (2020), "Concerto no. 1 for piano and orchestra Jiang Wenye. Analyzing the structure of music", Muzykal'nyi mir [Music world], issue 4, pp. 49-54. (in Chin.)]
Сведения об авторе
Цзюньцзе Чжуан, аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: 415483927@qq.com
Author information
Zhuang Junjie, Postgraduate of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: 415483927@qq.com
Поступила в редакцию 02.12.2020 После доработки 12.02.2021 Принята к публикации 16.02.2021
Received 02.12.2020 Revised 12.02.2021 Accepted for publication 16.02.2021