УДК: 338
РОЛЬ КИБЕРСПОРТА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
СТРАНЫ Сакада П.А.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Деева Е.А., к.э.н., доц.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Киберспорт активно развивается, становясь важной частью цифровой экономики, влияя на создание новых профессий и развитие технологической инфраструктуры. Основная цель исследования заключается в выявлении того, как киберспорт может способствовать экономическому росту и технологическому прогрессу на национальном уровне, а также в определении стратегий для поддержки и развития киберспортивной индустрии как значимого сектора цифровой экономики. Данная работа анализирует вклад киберспорта в экономический рост и технологический прогресс на уровне страны, предлагая стратегии для его поддержки и дальнейшего развития. В работе рассматриваются как прямые, так и косвенные эффекты киберспорта на рынок, включая стимулирование смежных отраслей, увеличение спроса на передовые технологии и укрепление международных экономических связей. Особое внимание уделяется влиянию киберспорта на интерес к образованию в области IT и сопутствующим профессиям, что способствует расширению рынка цифровых услуг. Дополнительно подчеркивается роль киберспорта в развитии кибербезопасности и критического мышления среди молодежи. Обзор стратегий для развития киберспортивной индустрии включает инфраструктурную, финансовую, образовательную, профессиональную, медийную поддержку и технологическое развитие, а также международное сотрудничество. Заключительная часть статьи призывает к государственной поддержке и международному сотрудничеству для продвижения глобализации киберспортивной индустрии, что будет способствовать укреплению международного положения страны в цифровой экономике и культурном обмене. Таким образом, киберспорт представляет собой мощный инструмент для стимулирования экономического и технологического развития.
Ключевые слова: киберспорт, цифровая экономика, международное сотрудничество, экономический рост, технологический прогресс
THE ROLE OF ESPORTS IN THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S
DIGITAL ECONOMY
P.A. Sakada
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: Deeva E.A., Ph.D of Economics, Associate Professor.
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Email: [email protected]
Abstract. Esports is actively developing, becoming an important part of the digital economy, influencing the creation of new professions and the development of technological infrastructure. The main purpose of the study is to identify how esports can contribute to economic growth and technological progress at the national level, as well as to identify strategies to support and develop the esports industry as a significant sector of the digital economy. This work analyzes the contribution of esports to economic growth and technological progress at the country level, suggesting strategies for its support and further development. The paper examines both direct and indirect effects of esports on the market, including stimulating related industries, increasing demand for advanced technologies and strengthening international economic ties. Particular attention is paid to the impact of esports on interest in IT education and related professions, which contributes to the expansion of the digital services market. Additionally, the role of esports in the development of cybersecurity and critical thinking among young people is emphasized. The review of strategies for the development of the esports industry includes infrastructure, financial, educational, professional, media support and technological development, as well as international cooperation. The final part of the article calls for government support and international cooperation to promote the globalization of the esports industry, which will help strengthen the country's international position in the digital economy and cultural exchange. Thus, esports are a powerful tool for stimulating economic and technological development.
Keywords: esports, digital economy, international cooperation, economic growth, technological progress
1. ВВЕДЕНИЕ
79
В современном мире киберспорт становится не просто популярным развлечением, но и значимым экономическим феноменом, оказывающим влияние на различные аспекты цифровой экономики страны. Быстрый рост и глобализация киберспортивной индустрии породили новые экономические возможности и вызовы, требующие детального исследования. Эта актуальность обусловлена не только увеличением финансовых потоков, связанных с проведением турниров и продажей игрового контента, но и влиянием на развитие технологической инфраструктуры,
маркетинговых стратегий и трудовой сферы.
Проблема исследования заключается в необходимости понимания, как киберспорт влияет на ключевые показатели цифровой экономики, такие как инновации, занятость в П1-секторе, и как эти изменения способствуют экономическому развитию на национальном уровне. Киберспорт может способствовать формированию новых профессий, развитию цифровой грамотности и стимулированию инвестиций в ^-инфраструктуру, однако существует недостаток комплексных
исследований, которые оценивали бы эти взаимосвязи в долгосрочной перспективе.
Основная цель заключается в выявлении того, как киберспорт может способствовать экономическому росту и технологическому прогрессу на национальном уровне, а также в определении стратегий для поддержки и развития киберспортивной индустрии как значимого сектора цифровой экономики.
Задачи исследования:
• Исследование роли киберспорта в создании новых профессий и развитии цифровой грамотности.
• Оценка влияния киберспорта на развитие технологической инфраструктуры
• Анализ взаимосвязи между киберспортом и ростом смежных отраслей
• Изучение косвенного влияния киберспорта
• Оценка экономического вклада киберспорта
• Формулирование выводов по роли киберспорта в развитии цифровой экономики страны
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. КИБЕРСПОРТ СЕГОДНЯ
Киберспорт — это форма соревновательной деятельности, в которой игроки соревнуются в видеоиграх на профессиональном уровне. Он объединяет игроков различных возрастов и национальностей, предлагая им возможность соперничать в различных жанрах игр, таких как стратегии в реальном времени, шутеры от первого и третьего лица, файтинги, спортивные симуляторы и многие другие. Киберспорт стал значительной и признанной отраслью, где профессиональные игроки, команды, тренеры и организаторы соревнований активно участвуют в турнирах различного уровня - от местных мероприятий до крупных международных чемпионатов. Этот вид спорта привлекает огромное внимание зрителей, спонсоров и инвесторов, создавая свою собственную экосистему вокруг себя, основанную на стратегии, навыках, тактике и сотрудничестве. В современном мире киберспорт признан как важный элемент культуры и развлечений, а также как один из факторов в развитии цифровой экономики и технологического прогресса [[3],
[4]].
2.2. ПРЯМОЕ ВЛИЯНИЕ КИБЕРСПОРТА НА ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
Создание рабочих мест в сфере киберспорта. Создание рабочих мест в сфере киберспорта представляет собой многоаспектный процесс, вовлекающий различные профессии и специализации. Киберспортсмены - ключевая составляющая этой индустрии. Они обладают уникальными навыками в различных видах спортивных дисциплин, таких как стратегии в реальном времени (RTS), многопользовательские онлайн-игры (MOBA), шутеры от первого лица (FPS) и другие. Киберспортсмены работают в командах или индивидуально, участвуя в соревнованиях и турнирах по всему миру [[9]].
Тренеры в киберспорте играют важную роль в развитии команд и игроков. Они анализируют игровые данные, разрабатывают стратегии,
улучшают игровую механику и координацию команды. Тренеры помогают киберспортсменам раскрыть их потенциал и достичь максимальных результатов.
Аналитики в киберспорте занимаются анализом игровых данных, статистики и трендов. Они помогают командам понять сильные и слабые стороны своих соперников, разрабатывают стратегии и тактики для улучшения производительности во время соревнований.
Комментаторы и обозреватели являются лицами, которые предоставляют комментарии и анализ во время трансляций киберспортивных событий. Они обеспечивают интерес и вовлеченность зрителей, рассказывая об игровых ситуациях, стратегиях команд и выдающихся моментах матчей.
Организаторы турниров и событий в киберспорте отвечают за планирование, координацию и проведение крупных мероприятий. Они заботятся обо всей инфраструктуре, начиная с выбора места проведения и заканчивая обеспечением безопасности и комфорта для участников и зрителей.
Помимо перечисленных выше профессий, существует множество других людей, которые играют свою роль в киберспортивной индустрии, такие как менеджеры команд, маркетологи, видеооператоры, дизайнеры, администраторы сообществ и т. д. Все эти профессии вместе образуют крупную и динамично развивающуюся отрасль, создавая множество рабочих мест и возможностей для тех, кто увлечен киберспортом
[[5]].
Развитие киберспортивной инфраструктуры. Развитие киберспортивной инфраструктуры включает в себя строительство и совершенствование различных объектов, необходимых для организации и проведения киберспортивных мероприятий.
Игровые арены представляют собой специально оборудованные помещения, где проводятся крупные соревнования по киберспорту. Они обычно оснащены современным компьютерным оборудованием,
высококачественными мониторами и
аудиосистемами, а также удобными местами для зрителей. Строительство игровых арен способствует увеличению числа мест для проведения турниров и привлекает больше внимания к киберспортивным событиям.
Дата-центры играют ключевую роль в обеспечении стабильной и высокоскоростной сетевой инфраструктуры для киберспортивных соревнований. Они хранят игровые серверы, обеспечивают высокую пропускную способность сети и минимальную задержку (лаг) во время игры. Развитие дата-центров способствует улучшению качества онлайн-игрового опыта и повышению профессионализма
киберспортсменов.
Студии трансляций играют важную роль в распространении киберспортивных событий на широкую аудиторию. Они обычно оснащены высокотехнологичным оборудованием для производства и трансляции живых потоков, включая камеры, световое и звуковое оборудование, а также системы графики и монтажа. Студии трансляций обеспечивают профессиональное визуальное представление киберспортивных соревнований и повышают их привлекательность для зрителей [[10]].
Помимо вышеперечисленных объектов, развитие киберспортивной инфраструктуры также включает в себя создание образовательных и тренировочных центров для киберспортсменов, инвестиции в развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, а также поддержку и финансирование киберспортивных сообществ и организаций. Все это способствует росту киберспортивной индустрии, созданию новых рабочих мест и развитию международного киберспортивного сообщества [[6]].
Стимулирование роста смежных отраслей. Стимулирование роста смежных отраслей с киберспортом играет важную роль в развитии всей индустрии и создании благоприятной экосистемы для профессиональных игроков, команд, турниров и зрителей.
Производство компьютерной техники испытывает повышенный спрос благодаря киберспорту. Высокопроизводительные
компьютеры, игровые консоли, мониторы с высоким разрешением и другие технологии становятся необходимым оборудованием для киберспортсменов и фанатов. Это стимулирует инновации и развитие в сфере производства компьютерной техники [[7]].
Разработка программного обеспечения также получает толчок развития от киберспорта. Игровые движки, платформы для трансляций, приложения для обучения и аналитики - все это требует постоянного усовершенствования и инноваций для поддержки растущего спроса на качественное программное обеспечение.
Интернет-провайдеры обеспечивают
стабильный и высокоскоростной интернет для киберспортсменов и зрителей. Рост киберспорта подталкивает провайдеров улучшать свою инфраструктуру и предоставлять более высокие скорости передачи данных, что в итоге приводит к улучшению интернет-соединений для всех пользователей.
Реклама и медиа также находят новые возможности в киберспорте. Компании начинают инвестировать в спонсорство команд, турниров и трансляций, чтобы достичь аудитории молодых и технологически грамотных потребителей. Это стимулирует рост рекламного рынка в киберспортивной индустрии и создает новые возможности для маркетинга и рекламы [[8]].
2.3. КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ
КИБЕРСПОРТА НА ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
Развитие цифровой грамотности. Интерес к киберспорту может стимулировать молодых людей изучать программирование, так как они видят его как путь к созданию собственных видеоигр или разработке программного обеспечения, которое улучшит игровой опыт. Кроме того, киберспорт демонстрирует важность понимания технологий для достижения успеха в современном мире, что может мотивировать людей углубить свои знания в области информационных технологий.
Помимо программирования, киберспорт также поднимает важные вопросы кибербезопасности. Участники киберспортивных событий часто сталкиваются с угрозами в виде
хакерских атак, мошенничества и других киберугроз. Это может привлечь внимание к вопросам кибербезопасности и мотивировать людей учиться защищать себя и свои данные в онлайн-среде.
Кроме того, киберспорт также способствует развитию командной работы, стратегического мышления и принятия решений в быстром темпе, что является важными навыками в сфере информационных технологий и других смежных областях.
Таким образом, развитие киберспорта играет ключевую роль в поощрении интереса к цифровой грамотности, стимулируя изучение информационных технологий,
программирования, кибербезопасности и других важных аспектов современного цифрового мира.
Повышение спроса на цифровые услуги. Повышение спроса на цифровые услуги в сфере киберспорта является следствием растущего интереса к этой индустрии и широкого доступа к онлайн-платформам. Трансляции
киберспортивных событий становятся все более популярными, привлекая миллионы зрителей со всего мира. Платформы для онлайн-трансляций предоставляют возможность поклонникам киберспорта смотреть матчи в реальном времени, обсуждать события в чатах и следить за любимыми командами и игроками.
С ростом популярности киберспорта также растет спрос на киберспортивные товары и услуги. Это включает в себя продукцию от различных брендов, таких как игровые компьютеры, клавиатуры, мыши, коврики, а также одежду и аксессуары с логотипами команд и игр. Киберспортивные товары становятся объектами желания для многих фанатов, а также предоставляют возможности для маркетинга и спонсорства.
Онлайн-образование в сфере киберспорта также испытывает рост спроса. Курсы и тренинги по киберспортивным дисциплинам, таким как игры, стратегии, командная работа, аналитика и многие другие, предлагаются как для начинающих, так и для опытных игроков и тренеров. Это позволяет людям изучать и улучшать свои навыки в киберспорте, а также
создает новые возможности для профессионального развития в этой области.
В целом, рост интереса к киберспорту способствует расширению рынка цифровых услуг, включая трансляции событий, товары и услуги, а также онлайн-образование. Этот тренд открывает новые возможности для инвестиций, развития бизнеса и профессионального роста в индустрии киберспорта.
2.4. КИБЕРСПОРТ В ДЕНЬГАХ
Киберспорт в деньгах. Всего 5249 российских киберспортсменов выиграли в общей сложности 81020741,77 долларов (7621961708,48 рублей) призовых в 8 423 турнирах. Самой высокооплачиваемой игрой стала Dota 2, в которой было выиграно 35953407,49 долларов (3382288154,76 рублей), что составило 44,38% от всех заработков российских игроков. Ярослав "Miposhka" Найденов является самым высокооплачиваемым российским игроком с общим призовым фондом в 5657952,09 долларов (532267333,48 рублей), который был выигран в турнирах по Dota 2. На рисунке 1 представлена динамика роста призовых, заработанных русскими командами/одиночными спортсменами начиная с 2019 года и до 2023. [Ошибка! И сточник ссылки не найден.] Призовые
25000000
о
201Э 2020 2021 2022 2023
Рис. 2 - Динамика призовых денег российских киберспортсменов
Этот тренд отражает различные экономические и социальные факторы, включая влияние пандемии СОУГО-19, которая привела к увеличению интереса к киберспорту и возможностям онлайн-развлечений в 2020 и 2021 годах. Можно заметить, что с годами идет заметный рост призовых начиная с 2020 года. Это показывает, что Россия все активнее принимает
участие в киберспортивных событиях и достигает значимых успехов.
Данные факторы подчеркивают роль киберспорта не только как формы развлечения, но и как важного элемента цифровой экономики, вносящего значительный вклад в ВВП страны.
Мировой рынок. В 2020 году киберспортивные турниры привлекли внимание свыше 75 миллионов новых зрителей по всему миру, в результате чего общее количество фанатов достигло 475 миллионов человек. К 2021 году глобальная аудитория увеличилась до 524 миллионов, а годовой доход от киберспорта вырос на 21%, достигнув 1,2 миллиарда долларов.
За 2022 год рост доходов составил 17%, при этом общая рыночная стоимость также оценивалась в 1,2 млрд долларов. Однако прогнозы на 2023 год предполагали замедление темпов роста до 14%, с ожидаемым увеличением глобальных доходов на 2 млрд долларов. Это можно увидеть на рисунке 2. На региональном уровне ожидалось, что почти половина всех доходов киберспорта будет приходиться на два ведущих рынка — Китай и США [[2]].
2000 Global Exports Market Revenus from 2020 to 2 025 (in million, U.S. Dollars]
1B66.2
1ВОО 1600 1400 _ S_
1200 1000 1136.5 ----
996 ^■—
BOO 2020 2021 2022 2025e
Рис. 3. Доходы глобального рынка киберспорта с 2020 по 2025 год (в миллионах долларов США) [[2]]
Анализ данных по призовым фондам российских киберспортсменов и глобальным доходам от киберспорта позволяет сделать несколько ключевых выводов.
Во-первых, киберспорт становится важным источником дохода для участников индустрии. Достижения российских киберспортсменов в международных турнирах способствуют притоку значительных призовых средств в экономику страны, что демонстрирует потенциал отрасли как катализатора экономического роста.
Второй вывод связан с влиянием киберспорта на цифровую инфраструктуру. Большие призовые фонды и увеличение глобальной аудитории стимулируют развитие
технологической сферы и инноваций. В стремлении поддержать рост киберспорта, государство и частные компании вкладывают средства в сетевую инфраструктуру и платформы для стриминга, что ведет к улучшению качества интернет-сервисов в целом.
Третий вывод подчеркивает значение киберспорта для укрепления международного положения страны в области цифровой экономики. Успехи российских игроков, таких как Ярослав "Miposhka" Найденов, усиливают репутацию России как страны с развитым киберспортивным сообществом и могут привлекать иностранных инвесторов и партнеров для совместных проектов.
Четвертый вывод заключается в том, что киберспорт способствует расширению международных торговых связей. Учитывая, что значительная часть доходов киберспорта приходится на крупнейшие рынки, такие как Китай и США, киберспорт может служить мостом для более глубокой экономической интеграции России с этими странами.
В заключение, наблюдаемый рост интереса и инвестиций в киберспорт является свидетельством того, что эта индустрия может стать очень важным сектором цифровой экономики. Это требует от правительства и частного сектора скоординированных усилий по созданию благоприятных условий для развития киберспорта, что включает поддержку талантов, инвестиции в технологии и поощрение международного сотрудничества.
2.5. СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КИБЕРСПОРТИВНОЙ
ИНДУСТРИИ
Развитие киберспортивной индустрии требует комплексного подхода, объединяющего различные стратегии по различным направлениям. Вот некоторые из них:
Инфраструктурная поддержка: Создание специализированных центров и арен для проведения киберспортивных мероприятий,
обеспечение необходимой технической базы (компьютеры, сетевое оборудование), развитие высокоскоростного интернета.
Финансовая поддержка: Предоставление грантов и инвестиций для создания и развития киберспортивных организаций, команд и клубов. Например, выделение специальных фондов, создание инвестиционных программ и спонсорских контрактов.
Образовательные программы: Внедрение курсов и тренингов по киберспорту в образовательные учреждения, разработка онлайн-курсов для обучения игре на профессиональном уровне, поддержка учебных программ по аналитике, управлению и маркетингу в киберспорте.
Профессиональная поддержка: Создание профессиональных ассоциаций и организаций, которые будут представлять интересы киберспортсменов и обеспечивать защиту их прав, разработка стандартов профессионального поведения и этических кодексов.
Медийная поддержка: Сотрудничество с медийными компаниями для распространения и продвижения киберспортивных событий, создание телевизионных и онлайн-трансляций, развитие киберспортивных журналов и информационных ресурсов.
Технологическое развитие: Поддержка инноваций в области игровых технологий, разработка новых игровых платформ, устройств виртуальной и дополненной реальности для улучшения игрового опыта и создания новых киберспортивных дисциплин.
Международное сотрудничество:
Установление партнерских связей и сотрудничество с киберспортивными
организациями и сообществами за рубежом для обмена опытом, организации международных соревнований и продвижения мирового признания киберспорта.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Киберспорт демонстрирует свой потенциал как мощный экономический драйвер, наращивая вклад в ВВП страны и создавая новые рабочие места в сфере высоких технологий. Помимо этого, он способствует развитию
технологической инфраструктуры и стимулирует инновации, обеспечивая тем самым более широкие перспективы для профессионального и культурного роста. Успехи российских игроков и команд на международной арене способствуют укреплению репутации страны как важного участника мировой киберспортивной индустрии. Также киберспорт открывает новые горизонты для международных торговых связей, в особенности с ключевыми рынками такими как Китай и США, расширяя экономическую интеграцию России с другими странами.
Индустрия киберспорта требует от государственных и частных структур скоординированных усилий для поддержки талантов и технологического развития, а также стимулирования международного
сотрудничества. Это позволит укрепить и расширить её роль как значимого сектора цифровой экономики и в конечном счете способствовать долгосрочному экономическому росту и прогрессу.
Cписок использованныз источников
[1] Russian Federation// esportsearnings. - URL: https://www.esportsearnings.com/countries/ru (дата обращения: 16.04.2024).
[2] Отчет о мировом рынке киберспорта (2023 г.) // asoworld. - URL: https://asoworld.com/ru/blog/ (дата обращения: 16.04.2024).
[3] Крейг С. ПРИЗВАНИЕ - ГЕЙМЕР. Как построить карьеру в индустрии видеоигр. - М.: Эксмодетство, 2023. - 96 с.
[4] Дайвер М. Твой путь в киберспорт. - Минск: Попурри, 2017. - 192 с.
[5] Опыт: создание киберспортивного тренировочного центра // vc.ru. - URL: https://vc.ru/flood/ (дата обращения: 16.04.2024).
[6] Корпоративный киберспорт. Сделать у себя// -URL: https://www.lanit.ru/press/smi/ (дата обращения: 16.04.2024).
[7] Спрос на товары для киберспорта и гейминга вырос почти в 10 раз//- URL: https://dzen.ru/a/ (дата обращения: 16.04.2024).
[8] Как работают медиа киберспортивных организаций// - URL: https://www.cybersport.ru/tags/other/ (дата обращения: 16.04.2024).
[9] Киберспорт - что, кто и как? // - URL: https://dzen.ru/ (дата обращения: 16.04.2024).
[10] Как устроена киберспортивная студия и чем там занято столько людей? // tech.onliner.by. - URL: https://tech.onliner.by/2020/07/31/ (дата обращения: 16.04.2024).
V V