Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КИБЕРСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ'

РАЗВИТИЕ КИБЕРСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберспорт / экономика спортивной индустрии / цифровизация / медиа-права / спонсорство / государственное регулирование / esports / economics of the sports industry / digitalization / media rights / sponsorship / government regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Е. Сайкинов, А Л. Золкин, Ф Р. Ахмадуллин, В В. Бобков

Статья посвящена анализу киберспорта как новой и быстро развивающейся отрасли мировой спортивной индустрии. Основной целью исследования является анализ экономического вклада киберспорта в развитие спорта и определение направлений его дальнейшего роста. В рамках исследования авторы используют оценку данных развития киберспортивной индустрии, рассматривая примеры таких международных турниров, как The International, определяя роль спонсорских контрактов и медиа-прав. Внимание уделено механизмам государственного регулирования киберспорта. В результате анализа авторы приходят к выводу, что киберспорт признан частью мировой спортивной экосистемы, его экономическое влияние растет благодаря цифровизации, продаже медиа-прав и вовлечению спонсоров. В работе отмечена необходимость дальнейшей поддержки индустрии на уровне государства, которая позволит увеличить ее вклад в российской экономике. Особенность работы заключается в том, что она затрагивает вопросы влияния киберспорта на физическое и психическое здоровье участников, рассматриваются перспективы интеграции киберспорта в образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ESPORTS AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE SPORTS INDUSTRY

The article is devoted to the analysis of esports as a new and rapidly developing branch of the global sports industry. The main purpose of the study is to analyze the economic contribution of esports to the development of sports and determine the directions of its further growth. As part of the study, the authors use an assessment of data on the development of the esports industry, considering examples of international tournaments such as The International, determining the role of sponsorship contracts and media rights. Attention is paid to the mechanisms of state regulation of esports. As a result of the analysis, the authors conclude that esports is recognized as part of the global sports ecosystem, its economic impact is growing due to digitalization, the sale of media rights and the involvement of sponsors. The paper notes the need for further support of the industry at the state level, which will increase its contribution to the Russian economy. The peculiarity of the work lies in the fact that it addresses the issues of the impact of esports on the physical and mental health of participants, the prospects of integrating esports into the educational system are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КИБЕРСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ»

21. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 в редакции постановления от 19.12.2022 № 1100.

22. Статистические сборники "Ростовская область в цифрах", 2016-2023 гг.

23. Социально-экономическое положение Ростовской области, доклады 2017-2024 гг.

24. Устойчивое развитие сельских территорий: новый взгляд на оценку в контексте пространственной локализации / В.Г. Закшев-ский, И.Н. Меренкова, И.И. Новикова, Е.А. Пархомов // Экономика региона. 2023. Т. 19, № 3. С. 683-696.

25. Устойчивое развитие сельских территорий. Институциональные основания устойчивого развития (управление, экономика, экология и социальная сфера как основные факторы устойчивости общества): монография / А. А. Хагуров [и др.]. - Краснодар: КубГАУ, 2020. 219 с.

26. Ушачев И.Г Стратегические направления устойчивого социально-экономического развития АПК России // Прикладные экономические исследования № 2(24). 2018. С. 4-8.

27. Ушачев И.Г., Бондаренко Л.В., ЧекалинВ.С. Основные направления комплексного развития сельских территорий России // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 4. С. 316-325.

28. Firsova A., Gorelova G., Makarova E.L., Makarova E.A., Chernyshova G. Simulation Cognitive Modeling Approach to the Regional Sustainable Complex System Development for Improving Quality of Life. Mathematics, 2023, 11(20), 4369.

EDN: CKBPKS

В.Е. Сайкинов - старший преподаватель кафедры «Информационных систем», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

V.E. Sajkinov - Senior Lecturer at the Department of Information systems, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.Л. Золкин - к.т.н., доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника», Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ), Самара, Россия,

A.L. Zolkin - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Computer Engineering, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (PGUTY), Samara, Russia;

Ф.Р. Ахмадуллин - к.т.н., доцент кафедры «Прикладная информатика», Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия,

F.R. Akhmadullin - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Informatics, Samara State University of economics, Samara, Russia;

B.В. Бобков - к.п.н., доцент кафедры Физического воспитания и спорта, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина; доцент кафедры Физического воспитания Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; младший научный сотрудник Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФБУ ФНЦ ВНИИФК); доцент кафедры Физического культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Российский государственный гуманитарный университет; Москва, Россия,

V.V. Bobkov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports, Gub-kin Russian State University of Oil and Gas; Associate Professor of the Department of Physical Education, PLEKHANOV Russian University of Economics; Junior Researcher, Federal Science Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK); Associate Professor of the Department of Physical Culture, Sports and Life Safety Russian State University for the Humanities; Moscow, Russia.

РАЗВИТИЕ КИБЕРСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ THE DEVELOPMENT OF ESPORTS AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE SPORTS INDUSTRY

Аннотация. Статья посвящена анализу киберспорта как новой и быстро развивающейся отрасли мировой спортивной индустрии. Основной целью исследования является анализ экономического вклада киберспорта в развитие спорта и определение направлений его дальнейшего роста. В рамках исследования авторы используют оценку данных развития киберспортивной индустрии, рассматривая примеры таких международных турниров, как The International, определяя роль спонсорских контрактов и медиа-прав. Внимание уделено механизмам государственного регулирования киберспорта. В результате анализа авторы приходят к выводу, что киберспорт признан частью мировой спортивной экосистемы, его экономическое влияние растет благодаря цифровизации, продаже медиа-прав и вовлечению спонсоров. В работе отмечена необходимость дальнейшей поддержки индустрии на уровне государства, которая позволит увеличить ее вклад в российской экономике. Особенность работы заключается в том, что она затрагивает вопросы влияния киберспорта на физическое и психическое здоровье участников, рассматриваются перспективы интеграции киберспорта в образовательную систему.

Abstract. The article is devoted to the analysis of esports as a new and rapidly developing branch of the global sports industry. The main purpose of the study is to analyze the economic contribution of esports to the development of sports and determine the directions of its further growth. As part of the study, the authors use an assessment of data on the development of the esports industry, considering examples of international tournaments such as The International, determining the role of sponsorship contracts and media rights. Attention is paid to the mechanisms of state regulation of esports. As a result of the analysis, the authors conclude that esports is recognized as part of the global sports ecosystem, its economic impact is growing due to digitalization, the sale of media rights and the involvement of sponsors. The paper notes the need for further support of the industry at the state level, which will increase its contribution to the Russian economy. The peculiarity of the work lies in the fact that it addresses the issues of the impact of esports on the physical and mental health of participants, the prospects of integrating esports into the educational system are considered.

Ключевые слова: киберспорт, экономика спортивной индустрии, цифровизация, медиа-права, спонсорство, государственное регулирование.

Keywords: esports, economics of the sports industry, digitalization, media rights, sponsorship, government regulation.

Введение

Киберспорт, или соревнования на основе видеоигр, в последние годы является важной частью мировой спортивной индустрии. Его экономическое значение постоянно возрастает, которое связано с развитием цифро-визации и расширением рынка видеоигр и развлечений. По данным исследования Newzoo, мировой рынок киберспорта в 2022 г. оценивался в 159 млрд. долл., что в четыре раза превышает кассовые сборы киноиндустрии и втрое - доходы музыкальной индустрии. Киберспорт признан частью официального спорта во многих странах, включая Россию, который включен во Всероссийский реестр видов спорта [6].

Актуальность исследования обусловлена ростом аудитории киберспорта, которая в России достигает 15 млн. чел. и расширяющейся экосистемой индустрии, включающей спонсорские контракты, турниры и медийные права [7]. Крупные международные турниры, такие как The International по игре Dota 2, с призовыми фондами в десятки миллионов долларов, определяют растущую экономическую роль киберспорта как отдельного вида спорта.

Однако, несмотря на бурное развитие, киберспорт сталкивается с рядом проблем и противоречий. Во-первых, недостаточно разработан механизм государственного регулирования данной сферы, особенно в рамках национальной экономики, который необходим для дальнейшего развития. Во-вторых, вопросы влияния кибер-спорта на физическое и психическое здоровье участников остаются дискуссионными.

Целью данной работы является анализ экономического влияния киберспорта на спортивную индустрию и выявление основных направлений его дальнейшего развития. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: исследовать текущее состояние мировой и российской киберспортивной индустрии; проанализировать механизмы государственного регулирования киберспорта и их экономическое влияние; оценить экономические перспективы киберспорта в контексте глобальной цифровизации и медиа-прав; предложить рекомендации по улучшению условий роста киберспорта в России и его интеграции в мировую спортивную индустрию.

Исследование фокусируется на раскрытии экономических и социальных аспектов киберспорта как одной из самых быстрорастущих отраслей современной спортивной экономики.

Обзор литературы

Киберспорт в последние десятилетия превратился из небольшого увлечения группы энтузиастов в важную часть мировой спортивной и экономической индустрии. В статье И. П. Герасименко, Е. В. Требуховского и М. Л. Рысина рассматривается взаимосвязь IT-индустрии и киберспорта, авторы отмечают, что развитие компьютерных технологий стало основой для формирования киберспортивной дисциплины [4]. Взаимодействие между участниками соревнований, основанное на компьютерных играх, привело к созданию уникальной соревновательной среды, которая сейчас развивается стремительными темпами. Авторы утверждают, что киберспорт - это не просто игры, а мощная коммерческая индустрия с ежегодно растущей прибылью, которая с 2019 г. превысила 1 млрд долл., что подтверждается исследованиями аналитических агентств, которые фиксируют рост на 20-40 % ежегодно.

Как отмечает А. Л. Аксентьев в своей работе, киберспорт имеет огромный призовой фонд, сравнимый с фондами крупных традиционных спортивных турниров. Например, призовой фонд турнира The International по игре Dota 2 в 2019 г. составил 34 млн долл., превысив фонд большинства традиционных спортивных мероприятий. Следует отметить, что киберспорт сравнивают с такими традиционными видами спорта, как футбол или теннис. Киберспорт имеет такие уникальные особенности, как отсутствие физического контакта спортсменами и, как следствие, низкий риск травматизма [2].

Однако не все аспекты киберспорта носят позитивный характер. В статье Р. П. Ковтуна отмечаются такие негативные последствия увлечения киберспортом, как влияние на физическое и психическое здоровье игроков. Среди основных рисков автор называет заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни, проблемы с позвоночником, ухудшение зрения и использование энергетических напитков для поддержания работоспособности. Несмотря на отмеченные негативные факторы, автор указывает, что при соблюдении правильной организации рабочего места и введении регулярных перерывов негативные последствия минимизируются [8].

В статье авторов И. А. Еременко, Е. Ю. Сопельник и Б. Е. Парамоненко отмечено, что индустрия кибер-спорта и компьютерных игр занимает весомое место в экономике и обществе. По результатам анализа, доходы игровой индустрии в 2018 г. составил 119,6 млрд. долл., демонстрируя высокий темп роста. Одним из основных моментов, отмеченных авторами, является то, что крупнейшими рынками выступают Китай и страны Юго-Восточной Азии, в которых наблюдается рост пользователей мобильных устройств. Интересен тот факт, что лидерами по выручке стали такие игры, как Fortuite и League of Legends, доминируя в условно-бесплатных играх на рынке [3].

П. В. Бородин и коллеги в своей статье анализируют развитие киберспорта в России и отмечают стремительный рост, как с точки зрения популярности, так и экономического потенциала. Авторы отмечают, что Россия входит в тройку мировых лидеров по числу участников и зрителей киберспорта, свидетельствуя о высокой заинтересованности населения в этом виде спорта. Базовым моментом исследования является анализ государственной поддержки киберспорта, который является основным фактором дальнейшего развития в России [7].

В статье А. В. Аверина, Ю. О. Ивановой и А. В. Яковлевой акцентируется роль разработки рекомендаций по развитию индустрии киберспорта в России, которая поможет сохранить и приумножить человеческий капитал. Авторы утверждают, что эффективная государственная политика в отношении киберспорта способствует экономическому росту и развитию новых форм занятости и образования. Это особенно актуально в условиях цифровой трансформации. Кроме того, отмечается необходимость разработки программ поддержки молодых киберспортсменов, которая станет важным шагом в создании устойчивой экосистемы киберспорта в стране [1].

В статье И. Ф. Ибрагимова и коллег акцент сделан на проблеме влияния киберспорта на здоровье игроков. Авторы отмечают, что киберспорт уже признан спортивной дисциплиной, его влияние на физическое и психическое состояние участников вызывает значительные споры. В работе приведены результаты опросов, которые показывают, что длительное пребывание за компьютером приводит к негативным последствиям для здоровья, включая проблемы с позвоночником и зрением. Однако, авторы указывают на положительное влияние киберспорта в развитии когнитивных навыков, а также необходимость внедрения программ физической активности киберспортсменов [6].

Работа С. И. Мухаметгалиева посвящена актуальным вопросам развития киберспорта и его влиянию на современное общество. Автор отмечает, что киберспорт положительно влияет на молодое поколение, развивая навыки работы в команде, стратегическое мышление и способность к быстрому принятию решений. Однако

автор указывает на такие потенциальные негативные последствия, как изоляция и недостаток физической активности, которые сопровождаются увлечением киберспортом. В заключении автор предлагает рекомендации по дальнейшему развитию киберспорта с учетом интересов общества и молодежи [9].

Анализ зарубежных подходов к развитию экономики электронных игр и киберспорта, проведенный К. К. Поздняковым и коллегами, позволяет отметить роль государственной поддержки в успехе развития индустрии. Авторы приводят примеры Южной Кореи и Китая, в которых киберспорт развивается стремительными темпами благодаря активному участию государства и частных инвестиций. В статье отмечается, что успех развития киберспорта в России возможен благодаря созданию экосистемы, которая привлечет международные компании и спортсменов, увеличит доходы частного и государственного секторов. Одной из основных идей является необходимость диверсификации экономики киберспорта [12].

Авторы Н. Ю. Дрейко, Т. Н. Шутова b О. В. Везеницын в своем исследовании анализируют развитие ки-берспорта в России и мире, обращая внимание его влияния на физическое состояние спортсменов. Авторы отмечают, что у многих киберспортсменов наблюдаются такие проблемы со здоровьем, как избыточная масса тела и низкий уровень физической активности. Поэтому, для нивелирования негативного влияния необходима разработка программ физической активности киберспортсменов с целью поддержания их физического и психологического здоровья. В работе указаны перспективы использования новых технологий, таких как спортивные симуляторы и виртуальная реальность, для интеграции физических нагрузок в тренировки киберспортсменов [5].

В работе П. П. Николаева и С.А. Грязнова отмечается, что киберспорт начал свое развитие с простых игр, таких как Doom 2 и Quake, постепенно стал значимым явлением в игровой и спортивной индустрии [10]. Соревновательный характер компьютерных игр, по мнению авторов, позволил киберспорту стать полноценной индустрией с турнирами, призовыми фондами и профессиональными игроками. В качестве примером можно отметить турнир "The International" по игре DOTA 2, который привлек профессиональных игроков и миллионы зрителей по всему миру. Подобные мероприятия стали частью экономической экосистемы киберспорта, генерируя доходы через рекламные контракты, трансляции и продажи билетов.

Развитие киберспорта в России имеет особую роль. В 2016 г. Россия официально признала киберспорт видом спорта, открыв путь для дальнейшего развития и интеграции в систему образования. В статье В. А. Пер-тулисова говорится, что киберспорт на региональном уровне в России используется в качестве соревновательного вида спорта и как инструмент улучшения образовательных процессов [11]. Применение таких игровых методов, как геймификация, способствует вовлечению студентов в образовательный процесс и повышению их мотивации. Кроме того, интеграция цифровых технологий и элементов киберспорта в образовательную систему способствует развитию у студентов навыков, необходимых для современного цифрового мира.

На основании анализа литературы можно сделать вывод о существенном влиянии киберспорта на экономику и социальную структуру. Экономическая составляющая киберспорта активно развивается благодаря поддержке IT-индустрии и вовлечению игроков на международной арене. Кроме того, киберспорт способствует созданию новых форм занятости, особенно среди молодежи. Основной проблемой является необходимость минимизации негативных последствий киберспорта, связанных с проблемами здоровья игроков, однако многие исследователи отмечают положительные аспекты киберспорта, которые способствуют развитию когнитивных и стратегических навыков. Следует отметить, что государственная поддержка необходима в развитии индустрии.

Таким образом, киберспорт представляет собой сложный и многогранный феномен, который оказывает существенное влияние на сферы жизни и требует комплексного подхода к его изучению и развитию.

Основная часть

Как отмечено в большинстве исследований, киберспорт в последние годы переживает бурное развитие, становясь важной частью глобальной спортивной индустрии. Так, например, на глобальном уровне индустрия киберспорта превысила 1 млрд. долл. годовой прибыли, демонстрируя ежегодный рост от 20% до 40%. Одной из крупнейших платформ является Азия, где доминируют такие страны, как Южная Корея и Китай. В России, по данным отчета компании Newzoo, число фанатов киберспорта составляет более 15 млн. чел., а общий оборот рынка превышает 2 млрд. долл. Российская индустрия киберспорта занимает ведущее место в мире, с такими крупными командами, как Virtus.pro и Team Spirit, которые побеждали на международных турнирах с внушительными призовыми фондами. Такие примеры указывают на высокий потенциал роста отрасли и ее влияние на развитие экономики за счет привлечения инвестиций и развития инфраструктуры.

В 2024 г. киберспортивные турниры продолжают устанавливать новые рекорды по призовым фондам. Примером является Esports World Cup 2024, проходящий в Саудовской Аравии, общий призовой фонд которого составил более 60 млн. долл. - рекорд для киберспорта. Данное событие привлекло внимание миллионов зрителей и участвовало множество дисциплин, включая такие популярные игры, как Dota 2, Counter-Strike 2, Fortnite и другие. Призовые фонды отдельных турниров на Esports World Cup достигают миллионов долларов, например, турниры по PUBG и Dota 2 (таблица 1).

Таблица 1 - Крупнейшие турни] ры 2024 г. по призовому фонду

Турнир Игра Призовой фонд, млн. долл. Количество зрителей, млн. чел.

Esports World Cup 2024 Dota 2, CS2, LoL 60 10

Riyadh Masters 2024 Dota 2 15 1,8

Fortnite World Cup 2024 Fortnite 12 1,5

PUBG Global Championship PUBG 5 2,0

Call of Duty Championship Modern Warfare 3 1,8 1,3

Источник: Esports World Cup, Esports.net

Призовые фонды и количество зрителей растет ежегодно, что констатирует роль киберспорта в мировой экономике. Так, например, только в турнире Riyadh Masters 2024 по Dota 2 разыгран фонд в 15 млн. долл., определив данное событие как одно из самых значимых в 2024 г. Турниры по таким популярным играм, как Fortnite, привлекают сотни тысяч участников и зрителей. Данные иллюстрируют рост популярности киберспорта и его влияние на спортивную индустрию, как за счет создание новых рабочих мест, так и через существенное увеличение доходов от спонсорства и трансляций.

По оценкам, мировой рынок киберспорта к концу 2024 г. достигнет 2,39 млрд. долл., что отражает устойчивый среднегодовой темп роста (CAGR) в 20,9 %. К 2032 г. рынок достигнет 10,9 млрд. долл., свидетельствуя значительном потенциале дальнейшего роста. Важными источниками доходов остаются спонсорские контракты и продажа медиа-прав. Спонсорство в 2022 г. составило более 837 млн. долл.

В региональном разрезе Северная Америка остается лидером по доходам, с ожидаемым ростом до 1,07 млрд. долл. к концу 2024 г. В Азии, благодаря большой базе пользователей и популярности мобильных игр, регион остается крупнейшим рынком по числу зрителей и участников (таблица 2).

Таблица 2 - Рынок киберспорта по регионам и доходам, 2024 г.

Регион Доля мирового рынка, % Доходы от киберспорта, млрд. долл. Зрители, млн. чел.

Азия 57 1,4 307

Северная Америка 20 1,07 45

Европа 16 0,48 110

Латинская Америка 4 0,28 60

Другие регионы 3 0,16 18

Источник: ASO World

Данные иллюстрируют растущий экономический вклад киберспорта и его популярность во всех странах мира. Влияние спонсоров, интеграция с традиционными спортивными клубами, и распространение высокоскоростного интернета создают возможности дальнейшего роста индустрии, которая становится глобальной.

Важным аспектом развития киберспорта является государственное регулирование, которое в России начало активно развиваться с момента признания киберспорта официальным видом спорта. Однако, эффективные механизмы государственной поддержки киберспортивной индустрии находятся в стадии разработки. Дальнейший рост возможен благодаря усилению взаимодействия государства и бизнеса, особенно в вопросах налогообложения, регулирования медиа-прав и спонсорства.

В ходе исследования нами определены основные механизмы государственного регулирования киберспорта, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Механизмы государственного регулирования киберспорта

Механизм регулирования Описание Пример внедрения Влияние на индустрию

Признание киберспорта официальным видом спорта Включение киберспорта в реестр официальных видов спорта, предоставляет возможность регулировать соревнования и стандарты подготовки спортсменов. В 2016 г. Россия признала кибер-спорт официальным видом спорта. Повышение статуса киберспорта и привлечение государственных ресурсов для развития.

Лицензирование и налогообложение Государство вводит лицензии для организаторов турниров и регулирует налогообложение в сфере киберспорта. Южная Корея и Китай имеют строгие требования к лицензированию организаторов турниров. Регулирование доходов от турниров, снижение риска уклонения от налогов.

Государственные субсидии и гранты Финансирование из государственного бюджета для поддержки развития кибер-спортивной инфраструктуры и профессиональных команд. В Китае предоставляются субсидии для создания киберспортив-ных аренд. Стимулирование роста индустрии, создание инфраструктуры и развитие талантов.

Регулирование ставок и азартных игр Введение законодательных норм для регулирования ставок на киберспортивные мероприятия, включая лицензирование букмекеров и меры по борьбе с мошенничеством. В Великобритании легализованы ставки на киберспорт, с жесткими правилами для букмекеров. Создание доверия к индустрии, привлечение дополнительных источников доходов.

Образовательные программы Внедрение программ по обучению кибер-спорту в учебные заведения, развитие специальностей, связанных с киберспор-том. В Южной Корее киберспорт включен в школьные программы как дисциплина. Развитие профессиональных навыков, привлечение молодежи в индустрию.

Регулирование трансляций и медиа-прав Государственное регулирование и поддержка продажи медиа-прав для трансляций киберспортивных событий, а также защита авторских прав на контент. В США государственные и частные компании работают над регулированием трансляций на платформах. Рост доходов от медиа-прав и расширение аудитории за счет глобальных трансляций.

Механизмы государственного регулирования необходимы в развитии киберспорта, обеспечивая легитимность, защиту прав и поддержку индустрии на всех уровнях. Экономические перспективы киберспорта напрямую зависят от глобальной цифровизации и растущего интереса к медиа-правам на трансляцию турниров. Так, такие медиа-компании и стриминговые сервисы, как Twitch и YouTube, обеспечивают монетизацию контента и увеличение доходов от киберспортивных мероприятий. Продажа медиа-прав, наряду с рекламными контрактами, составляет около двух третей доходов отрасли.

В условиях цифровизации и роста медиа-прав, киберспорт демонстрирует существенные экономические перспективы. На рисунке 1 представлены основные направления развития киберспортивной индустрии, которые выражаются в виде роста доходов от продажи медиа-прав, увеличения аудитории и расширения спонсорских контрактов. Каждый из этих аспектов вносит вклад в устойчивый рост индустрии, поддерживая ее интеграцию в экономику. Ожидается, что к концу 2024 г. аудитория киберспорта превысит 640 млн. чел., что, в свою очередь, стимулирует рост доходов от рекламы и медиа-прав.

Согласно рисунка 1, наибольший вклад в развитие киберспорта вносят спонсорские контракты и цифро-визация турниров. Продажа медиа-прав составляет основу для поддерживания роста доходов и увеличения глобального охвата аудитории. Следует отметить, что такие цифровые модели распределения доходов, как внедренная Riot Games система Global Revenue Pool, снижают зависимость команд от спонсорства, формируя индустрию устойчивой к внешним изменениям.

Рост спонсорских >dHlp«>fdt| H ИоЛе пи 04СП0*д*л««и* ли ■ опя I ЦКфДОИМШЛ* !>сн- лр-.ifi I

Р*Сшч*чи* йуДи I <*>ии I Рост Л M ОНО» от иЩиа ?ipee |Н

flgiOjUd и лудиторчя um

Рисунок 1 - Экономические перспективы киберспорта в условиях цифровизации и медиа-прав

(Источник: ASO World, Forbes)

Стимулирование роста киберспорта в России связано с интеграцией его в мировую спортивную индустрию, для осуществления которой необходимо сделать ряд действий, направленных на развитие инфраструктуры, законодательной базы и профессиональной подготовки спортсменов. Основными рекомендациями являются:

1) развитие инфраструктуры с целью проведения крупных международных турниров;

2) повышение условий для привлечения спонсоров и рекламных контрактов;

3) усиление государственной поддержки, особенно в области налогообложения и правовой защиты ки-берспортсменов.

Заключение

Анализ развития киберспорта и его влияние на экономику спортивной индустрии показал, что данный сегмент демонстрирует устойчивый рост и обладает существенным экономическим потенциалом. Основной движущей силой роста является цифровизация, расширение медиа-прав и спонсорские контракты, которые позволят привлекать зрителей и генерировать доходы. Киберспорт неотъемлемая часть спортивной экосистемы, которая формирует новые форматы взаимодействия с аудиторией, открывая возможности диверсификации доходов за счет реализации цифровых каналов и инновационных моделей монетизации.

Такие образом, в условиях цифровизации и роста популярности киберспорта следует развивать эффективные механизмы государственного регулирования, стимулировать инвестиции в инновационные технологии и медиа-права, обеспечивая устойчивый рост отрасли и ее интеграцию в мировую экономику.

Источники:

1. Аверин, А. В. Рекомендации по развитию индустрии киберспорта в России как одного из способов сохранения и развития человеческого потенциала / А. В. Аверин, Ю. О. Иванова, А. В. Яковлев // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. -№ 12-2. - С. 223-230.

2. Аксентьев, А. Л. Влияние киберспорта на мировую спортивную индустрию / А. Л. Аксентьев // Региональный вестник. - 2020. -№ 7(46). - С. 32-33.

3. Влияние игровой индустрии и киберспорта на экономику и социум: преимущества и недостатки / И. А. Еременко, Е. Ю. Сопель-ник, Б. Е. Парамоненко // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2019. - № 4(18). - С. 8-17.

4. Герасименко, И. П. Взаимосвязь IT-индустрии и киберспорта в контексте его возникновения, современного развития и будущего / И. П. Герасименко, Е. В. Требуховский, М. Л. Рысин // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-2. - С. 5-12.

5. Дрейко, Н. Ю. Развитие киберспорта в России и Мире, его влияние на физическое состояние спортсменов / Н. Ю. Дрейко, Т. Н. Шутова, О. В. Везеницын // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 99-103.

6. Киберспорт как интеграция спорта и цифровых технологий:проблема влияния киберспорта на здоровье игроков / И. Ф. Ибрагимов, З. Ф. Курмаев, И. М. Хисамиев, А. П. Григорьев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2024. -Т. 9, № 2. - С. 86-91.

7. Киберспорт на просторах отечественной спортивной индустрии / П. В. Бородин, В. Г. Тютюков, А. А. Небураковский [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1(191). - С. 27-33.

8. Ковтун, Р. П. Взаимосвязь киберспорта с традиционными видами спорта, его влияние на психическое и физическое здоровье участников / Р. П. Ковтун // Региональный вестник. - 2020. - № 9(48). - С. 25-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мухаметгалиев, С. И. Актуальные вопросы развития киберспорта и его влияния на современное общество / С. И. Мухаметгалиев // Скиф. вопросы студенческой науки. - 2023. - № 4(80). - С. 8-12.

10. Николаев, П. П. Развитие киберспорта и его влияние на общество / П. П. Николаев, С. А. Грязнов // Тенденции развития науки и образования. - 2024. - № 107-7. - С. 127-129.

11. Пертулисов, В. А. Развитие киберспорта на региональном уровне и его влияние на образование / В. А. Пертулисов // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. - 2024. - № 2(50). - С. 175-176.

12. Поздняков, К. К. Анализ зарубежных подходов к развитию экономики электронных игр и киберспорта: опыт стран-лидеров индустрии / К. К. Поздняков, Ю. О. Иванова, А. В. Яковлев // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17, № 6. -С. 285-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.