Роль каллиграфии в начальной школе The role of calligraphy in primary school
Бырдина Юлия Сергеевна;
Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)
Россия, г. Ишим
Byrdina Yulia Sergeevna;
5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)
Russia, Ishim
Голубь Анна Александровна;
Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)
Россия, г. Ишим
Golub Anna Alexandrovna;
5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)
Russia, Ishim
Куртова Анна Александровна.
Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)
Россия, г. Ишим
Kurtova Anna Alexandrovna.
5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)
Russia, Ishim
Научный руководитель: Савкина Наталья Геннадьевна
к.п.н., доцент
Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)
Россия, г. Ишим
Scientific supervisor: Savkina Natalia Gennadievna
PhD, Associate Professor Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)Russia, Ishim
Аннотация.
Статья посвящена актуальной теме, а именно- формированию каллиграфических навыков у младших школьников. В статье описываются проблемы, с которыми человек может столкнуться в будущем, если не овладеет красивым почерком.
Annotation.
The article is devoted to an urgent topic, namely, the formation of calligraphic skills in younger schoolchildren. The article describes the problems that a person may face in the future if he does not master a beautiful handwriting.
Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфические умения, методы, приемы, ошибки, обучение.
Key words: calligraphy, calligraphic skills, methods, techniques, mistakes, training.
Существенную роль высококлассной работы педагога начальных классов занимает система знаний по методике преподавания русского языка в школах. Составной частью её является обучение детей грамотному, красивому письму.
Формирование у младших школьников каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными умениями - задача первостепенной значимости, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только результат продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психологическое развитие. Задача для начальной школы состоит не только в том, чтобы обучать учащихся писать, то есть осваивать графическую систему языка, переводить звуки в буквы, а также обучить писать красиво, быстро и аккуратно.
В современном обществе проблема формирования каллиграфического навыка у младших школьников становится все более актуальной и это нельзя не заметить. В нынешней ситуации в стране все люди без исключения должны быть всесторонне развитыми, так как этого требуют современное общество. Проанализировав множество научной литературы (учебники, пособия, статьи и так далее), можно с уверенностью сказать, что не малое количество ученых, а скорее даже, большинство из них, выделяет следующие структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на наиболее важные его составляющие, к которым относится:
- физическое;
- умственное;
- эстетическое;
- нравственное воспитание;
- техническое обучение.
Все они без исключения должны быть тесно связаны с развитием креативных (творческих) способностей и талантов индивидуума, а также с включением её в продуктивный труд [3]. Как уже можно заметить, речь идет о интеллектуально мыслящей личности, обладающей необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение социальных задач. Но кроме того, такой человек должен быть еще и грамотным, владеть формами письменной и устной речи.
Для начала разберемся с понятием «каллиграфия». Данный термин пришел к нам и существовал очень давно. Возник он еще в Древней Греции и состоял всего из двух слов, которые переводились на наш язык, как «красота» и «пишу». Исходя из этой, полезной нам информации, под данным термином мы будем понимать -способность писать от руки четко, разборчиво и красиво, опираясь при этом на существующие образцы письма [3, 13с].
Каллиграфия имеет значительную и важную роль в письменной речи. Остановимся на данном пункте чуть подробнее. Сначала одним из первостепенных мест отводится каллиграфическим умениям и навыкам. Второе место отводится процессу обучения детей в возрасте 7-9 лет. Текущий этап представляет собой очень важный процесс, так как именно здесь преподаватель в начальных классах видит ясную картину, а именно при написании учениками небольших текстов. Именно тогда учителю представляется полный спектр грамматических и орфографических недочетов в работах учащихся своих классов.
Механизм обучения учащихся младшего школьного возраста навыкам каллиграфии начинается уже с 1 класса и продолжается данный этап до всего прохождения курса начальной школы (до последней четверти 4 класса), т.е. данный этап представляет собой базу, которая очень необходима при закладывании в детях тех способностей, которые помогут им писать правильно, грамотного и визуально красиво в дальнейшем будущем.
На письмо учащихся каллиграфия оказывает воздействие на самых первых этапах её обучения-это превыше всего. Это осуществляется потому, что правильный почерк складывается в подсознании у учащихся в самом начале обучения - в начальной школе. Таким образом, в младших классах нужно больше внимания уделять каллиграфическому письму.
Исходя из всего вышесказанного появляются вопросы, а именно: зачем и для чего необходимо обучать детей каллиграфии? А теперь постараемся ответить на этот вопрос. Цели и задачи этого процесса очень тесно пересекаются с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Исходя из этого, мы понимаем, что на уроках письма нужно в первую очередь формировать компетенции каллиграфического самоконтроля, а также каллиграфической зоркости.
Для того, чтобы понять, как и насколько правильно подготовить каждого ребенка к письму, нам, как учителям начальных классов, необходимо определиться с такими важными критериями при обучении данному процессу как:
- акцентировать внимание ребенка (в этом не стоит торопиться), нужно изложить себе, что такое процесс письма и как складывается и формируется текущий навык у ребенка;
-конкретизировать какими именно умениями должен овладеть младший школьник (это самое главное).
Письмо - это особая форма речи, при которой все ее элементы фиксируются на бумаге посредством нанесения на нее графических символов, соответствующих элементам письменной речи.
Каллиграфическое письмо- это одно из самых трудных умений, которое должно быть сформировано в процессе обучения у учащихся и содействует грамотному, аккуратному, внимательному отношению к выполнению любой работы, а также формированию эмоционального и эстетического воспитания школьников.
В каллиграфическом письме важно следовать правилам строки, сохранять с обеих сторон страницы ровные поля, поддерживать одинаковый размер и наклон для букв, а также правильно соединять их между собой.
Как уже было сказано выше, известной и наиболее популярной проблемой в школе является формирование каллиграфического навыка. Эта проблема актуальна как для педагогов учебных заведений, так и для методистов учебных этих же образовательных заведений. Многие ученые занимались и занимаются по сей день изучением каллиграфии, они рассматривают процесс формирования навыка с многих позиций, таких как:
- развитие мышечной и тактильной памяти;
- тактированное письмо;
- обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Любому человеку, как ребенку, так и взрослому, необходимо писать не только разборчиво, но еще и оперативно, чтобы не пропустить важную информацию, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Основы красивого почерка человека закладываются как раз в начальной школе, поэтому в этом возрасте нужно сразу же начинать писать правильно, дабы в будущем почерк был понятен всем и радовал глаз тех, кто его читает.
Почему же или по какой причине данный вопрос волнует такое большое количество человек во всем мире? В связи с этим существует ряд проблем, связанных с плохой каллиграфией у школьников. И, если ребенок небрежно относится не только к разборчивости собственного почерка, но и к усвоению орфографии, то эта небрежность перейдет и к усвоению орфографии. При проверке написанного, человек, который это проверяет, будет с затруднением определять, какие буквы находятся на странице. Неграмотный и небрежный в жизни человек может создать о себе неправильное впечатление, если он пишет плохо. Обучение детей с помощью компьютера не всегда проходит гладко и успешно, поэтому они медленнее всего усваивают навыки каллиграфии. В последнее время всё чаще стали возникать проблемы в написании слов, а именно:
- трудности в овладении буквенной формой;
- способы соединения букв.
Давайте рассмотрим основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью. М. Р. Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.
1. Алфавитно-графические ошибки - это не дописывание или прибавление элементов букв, искажение букв. Причиной является - неустойчивое внимание или же плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки - это неумение придерживаться строки, несоблюдение наклона и размера букв, устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам), «дрожащее письмо», очень крупное или мелкое письмо, неравное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, неряшливое письмо.
Эти ошибки очень индивидуальны и чаще всего исправляются на дополнительных занятиях.
3.Графические ошибки. Сюда всходят: пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения, пропуски гласных, замена букв (причиной является не различия парных звонких и глухих согласных), по причине диалектного произношения, по причине оптического или кинетического сходства букв
Зачастую причинами типичных ошибок при письме у младших школьников является:
• Малый опыт чтения и письма;
• Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
• Неумение сосредотачиваться, неустойчивое внимание, а также плохая память;
• Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
• Влияние просторечия и диалектного произношения.
От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.
Дисграфия - это неполное нарушение процесса письма, проявляющееся в устойчевых, повторяющихся ошибках. Подобные ошибки обусловлены связанные с несформированностью верховных психологических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.
Если не обращать внимание на ранее представленную проблему, то мы можем увидеть, что перед нами возникает не менее важная и крупная сложность, а именно в том, что формирование навыка письма зависит не только от физических трудностей, но и от психологических особенностей учащихся.
Обратимся к работам Е. М. Гуровой, которая отводит отдельное внимание элементам каллиграфического почерка и прорабатыванию каждого из них. Не менее важным фактом является обучение младших школьников письму в двух техниках: «В такт» или «По команде» [2, 61с].
Проводя анализ источников по теме, мы выяснили, что если придерживаться ритма, то можно с лёгкостью освоить быстрый и в то же время красивый почерк. Упражнения по письму «В такт» позволяют не только правильно писать, но и помогают детям тренировать и развивать внимание.
Каждый новый урок должен быть посвящён новой букве. Невзирая на это, младшие школьники уже к концу 1 четверти учебного года отправляются на «самостоятельный поиск».
Все без исключения учащиеся самостоятельно комментируют то, что они пишут. Они проговаривают отдельный элемент именно в тот момент, когда его пишут. При всём при этом, письмо идёт безотрывно.
Анализируя работы Н. Г. Агарковой, мы видим, что у неё имеется собственная система «ритмизированного написания». Можем заметить, что такого типа письмо становится гораздо чётче и плавнее. Ритмичность во время написания весьма важна, так как ускоряет темп написания без ущерба качеству письма. Представленный способ способствует улучшению графо - моторного компонента у учащихся. Такое письмо вводится в 3 этапа [1, 9с]:
1. По завершении первого этапа, каждый из учащихся должен обводить буквы на специально подготовленных образцах под кальку. Необходимо выполнять упражнение под счет.
2. На 2 этапе дети с помощью кальки обводят слова, которые объединены в несколько групп. В каждой из которых находятся слова, которые имеют сходную ритмическую структуру и аналогичное ударение.
3. На 3 этапе дети начинают обводить с помощью кальки слова и предложения. Далее постепенно появляются стихи и даже небольшие тексты.
Все эти упражнения необходимо выполнять в специально разработанной рабочей тетради, с помощью которой младшие школьники формируют графо-моторный элемент письма. Обсудим более подробно методику, предлагаемую Н. Г. Агарковой, в которой представлены более эффективные и альтернативные методы обучения каллиграфическому письму.
Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения [5, 35с].
Для того, чтобы предотвращать ошибки при письме, необходимо приучать школьников к тому, чтобы они быстро выполняли операции по контролю за написанием и проверкой орфограмм.
Бывают такие ситуации, когда ребёнок не успевает проверить то, что написал — именно это может привести к ошибке. Для этого необходимо проводить анализ трудных слов.
Причинами ошибок могут являться трудности в распределении внимания между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе важна автоматизация навыков.
Принципы можно реализовать с помощью поэлементно-целостного метода. Он опирается на особенности, связанные с возрастом первоклассников и психологическим развитием детей данного возраста.
Представленная методика основывается на двух категориях образов букв:
1. Зрительные образы букв, которые основаны на закономерностях восприятия с помощью зрения.
2. Двигательные образы букв. Они основаны на закономерностях движений в процессе написания.
Таким образом, каждая методика основана на принципах и подходах, имеющих надёжные исторически
сложившиеся рекомендации; современные технологии обучения развивают не только способность к письму.
Процесс обучения характеризуется тем, что увеличивается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка у ребенка. Самостоятельность в грамотном письме оценивается в индивидуальной письменной речи учащегося.
Список используемой литературы:
1. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14.
2. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000.-№ 5.- С. 61-62.
3. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13.
4. Отыншинова М.Б., Усольцева Д.А., Лукина Н.В., Прокопова Я.И. Роль каллиграфии в начальной школе // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2017, №5. С. 31-34.
5. Шевелева Н.П., Полищук Б.О., Зонова Н.В., Савкина Н.Г. Опыт формирования толерантного мировоззрения у студентов посредством деловой игры // Глобальный научный потенциал. - 2014. - №9 (42). - С. 161-162.
0