ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©
Астахова К.И., Евсеев И.Н., Недосекова К.Д., Смарыгина Д.А., Рыбовалюк А.О.
Студент ФГАОУ ВО «ТюмГУ» Филиал ТюмГУ в городе Ишиме
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы влияния каллиграфии на здоровье детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: здоровье, каллиграфия, младший школьник, влияние каллиграфии на здоровье, дети младшего школьного возраста.
Summary
The article discusses the influence of calligraphy on the health of children ofprimary school
age.
Keywords: health, calligraphy, Junior high school student, the influence of calligraphy on the health of children of primary school age.
Каллиграфия в наше время не воспринимается как что-то ценное и нужное. Некоторые люди считают, что каллиграфия - это одно из направлений изобразительного искусства. Другие считают, что это явление уже устарело. Современная культура не отражает былую востребованность в каллиграфическом почерке.
Каллиграфия - это очень древнее слово. Оно образовано от двух греческих слов, обозначающих «красоту» и «письмо». Поэтому в самом термине спрятано его определение. Каллигарфия - это способность человека писать красиво, грамотно и эстетически верно.
Если просмотреть почерк большинства детей в их тетрадях, то можно обнаружить, что каллиграфический почерк сегодня встречается все реже и реже. Именно эту проблему призваны устранить занятия по каллиграфии.
Но у занятий по каллиграфии есть и другие цели. Мин Тао писал о том, что когда он занимался каллиграфией, то проявлял в этом серьезность. Он не просто стремился к тому, чтобы его почерк был красивым и понятным для других людей. Он воспринимал это направление искусства, как возможность совершенствовать свою духовную личность. Каллиграфия помогает развивать такие важные качества характера, как: усидчивость, целеустремленность, уравновешенность, трудолюбие и спокойствие. Также эти занятия положительно влияют и на другие стороны личности человека [7].
Учителя начальных классов не просто стараются обучить детей письму и другим важным навыкам. Учебный процесс включает в себя элементы и воспитательной работы. Педагог несет ответственность за то, чтобы формировать у детей правильные цели, направлять их на умственное, нравственное и духовное развитие.
Обучение учащихся начальных классов письму - это одно из самых сложных направлений в работе учителя младшей школы. Во время упражнений по каллиграфии с помощью специальных упражнений у детей формируются навыки, которые помогут сохранить четкий и красивый почерк даже во время быстрого письма.
Каллиграфический почерк - это один из способов воспитания чувства эстетики и эмоционального развития человека. Дети учатся быть аккуратными, развивают сосредоточенность и вырабатывают привычку старательно относиться к выполнению любого задания.
Каллиграфическим называют тот почерк, который сознательно жестко следует принятым в письме стандартам и имеет определенную стилизованность и украшенность [3].
© Астахова К.И., Евсеев И.Н., Недосекова К. Д., Смарыгина Д. А., Рыбовалюк А.О., 2017 г.
Занятия по письму оказывают положительное воздействие и на физическое состояние людей. На занятиях по каллиграфии дети учатся правильно держать пальцы, ладони и запястья. А обхватывая перо, дети учатся держать запястье и руку. Все это помогает правильно развиваться мышцам рук и нервам, а также оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног.
Известный врач, изучающий вопросы педагогики - В.Ф. Базарный - уже долгое время внимательно исследует, какое влияние на здоровье оказывает письмо шариковой ручкой на детей. Дело в том, что существует важное отличие между тем, как люди пишут шариковой ручкой и тем, как они пишут перьевой ручкой. Во время письма пером у ребенка постепенно вырабатывается моторный автоматизм, который созвучен с тем, как работают его биоритмы: мышцы рук работают в чередующимся режиме между усилиями и расслаблениями.
Когда же ребенок пишет шариковой ручкой, то он практикует так называемое безотрывное письмо, в результате чего мышцы все время испытывают напряженность. Это угнетает нервную и мышечную систему, разрушает ритм во время формирования непроизвольной моторики.
Этой теме много исследований уделено также и нашими китайскими коллегами.
Юань Пу пишет о том, как каллиграфия влияет на активность мозга человека и даже на то, какова его продолжительность жизни.
Существует множество видов произвольных действий. Но наиболее сложным считается письмо. На занятиях по каллиграфии дети учатся правильно держать пальцы, ладони и запястья, обхватывая перо, при письме правильно держать запястье и руку. Все это помогает правильно развиваться мышцам рук, нервной системе, а также оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног [6].
Упражнения по каллиграфии во многом похожи на гимнастику цигун. Считается, что эта китайская гимнастика позволяет изменить телосложение человека и положительно влияет на его суставы. Это также оказывает благотворное влияние на психологическое здоровье человека, помогает ему развивать тончайшие мышцы на руках, оказывает стимулирующее действие на работу мозга и способность к воображению. Это также позволяет восстановить ритм дыхания. Во время каллиграфии правая часть мозга задействована для того, чтобы чувствовать, насколько правильно рисуются линии, следить за структурой симметрии, темпом и ритмом.
Юань Пу убежден в том, что изучающие каллиграфию люди гораздо лучше усваивают и запоминают новую информацию.
Интересно также и то, что доказанным является положительное влияние занятий по каллиграфии на долготу жизни человека. Известные каллиграфы знамениты также и тем, что очень долго живут.
Есть даже мнение, что с помощью систематических занятий по каллиграфии можно вылечить любую болезнь. Это связано с тем, что во время занятий по каллиграфии пациенты расслабляются, их эмоции успокаиваются, дыхание становится равномерным, пульс замедляется, давление снижается, а мускульное напряжение уменьшается. Подобные занятия хорошо влияют на реакцию людей, их способность ориентироваться в пространстве. Были проведены обширные исследования, которые продемонстрировали, что каллиграфическое письмо позволяет улучшить состояние больных, страдающих аутизмом, нарушением внимания людей с гиперактивностью [2].
Также были проведены исследования, в которых принимали участия дети с небольшой умственной отсталостью. Было замечено, что под воздействием каллиграфии их логическое мышление улучшилось, также стала развиваться способность к рассуждению. У пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, наблюдалось укрепление памяти, их концентрация становилась сильнее, они начинали лучше ориентироваться в пространстве и их движения стали более скоординированными. Заметно повысился позитивный настрой у тех, кто страдает депрессией и неврозами.
Положительное влияние каллиграфии испытали на себе также больные диабетом и
гипертонии, а также люди с психическими заболеваниями.
Письмо - это один из сложнейших видов деятельности людей. И при этом письмо оказывает колоссальное развивающее влияние на мозг. Кончики пальцев, которые мы используем при письме, снабжены нервными клетками, которые интенсивно взаимодействуют с мозгом.
Письмо активизирует работу этих нервов, что способствует развитию речи и мышления. Также это помогает формировать терпение и аккуратность, усердие и точность. А ведь эти черты характера очень важны и пригождаются на протяжении всей нашей жизни. Однако исследования показали, что положительное влияние от письма сходят на нет, если использовать шариковую, а не перьевую, ручку.
Русские исследователи и ученые также посвятили много времени изучению воздействия каллиграфического письма на умственные способности. В Санкт-Петербурге на протяжении пятнадцати лет действовала школа каллиграфии. Она была открыта детям, имеющим трудности в умственном развитии. Интересно, что в качестве основы для процесса обучения были использованы материалы, разработанные в 19 веке. Обучение в школе придерживалось принципа: прежде чем начать изучать любые науки или ремесло, нужно заложить хороший фундамент, которым является сочетание трех качеств: способность к труду, воля и терпение. Детям, обучающимся в этом заведении, запрещали использовать шариковую ручку. Каждое занятие на любом предмете начиналось с 15 минут каллиграфии. Уже к 8 классу было очевидно, что данный подход дает хорошие плоды [4].
Были изучены письменные работы этих учеников. Специалисты были поражены тем, на что могут быть способны дети, имеющие физические или психические отклонения в развитии. Строй речи их сочинений был очень красив, упорядочен и четок. Эти дети также проявили склонность к математическим наукам, к искусству и поэзии. Многие выпускники этой школы поступили в высшие учебные заведения, некоторые даже обучались за границей. Были случаи, когда некоторым ученикам снимали инвалидность.
Благодаря систематическим занятиям по каллигарфическому почерку дети приобретают аккуратность и становятся усидчивыми. Естественно, что почерк таких детей очень равномерный и плавный.
Во время каллиграфии формируются кистевые мышцы, ведь эти занятия подразумевают множество движений. Эти движения характеризуются небольшими колебаниями пальцами либо большими размашистыми движениями всей руки.
В советские годы был этап, когда детям целенаправленно запрещали использовать шариковые ручки. Это объяснялось тем, что шариковые ручки препятствуют развитию красивого и понятного почерка. Тем более, что шариковые ручки в то время писали намного хуже перьевых.
Однако со временем стало очевидным, что шариковые ручки позволяют писать быстрее. Также шариковой ручкой проще научиться писать. Поэтому скорость и легкость освоения увеличились. Однако заметно ухудшился результат, ведь часто учителя теперь не способны понять то, что пишут их ученики в домашних заданиях. Сегодня в некоторых странах наблюдается тенденция, когда детей вообще не обучают письму. Вместо этого они набирают тексты на компьютерах - ведь это еще быстрее, чем писать. Ученые считают, что это вредно, ведь не задействуя нервные окончания пальцев рук, ребенок редко использует моторику, что негативно сказывается на его умственном развитии [1].
Абсолютно доказанным является факт, что письмо, а особенно каллиграфические занятия важны для развития усидчивости, внимательности, терпения и для развития склонности к точным наукам.
Литература
1. Н.Г. Агаркова - Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14.
2. Н.Г. Агаркова - Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе // Начальная школа. - 1998. - №8. - С.9
3. В.В. Белевцева - Как «пальчики» помогают обучать письму // Начальная школа. - 2001. - № 1. -С. 56.
4. О. Бердслей - Шедевры графики. - М.: ЭКСМО, 2009. - 216 с.
5. Е.М. Гурова - Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 61-62.
6. Духовная культура Китая / под ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2010. - 1031 с.
7. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова - Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987.
8. Н.П. Шевелева, Б.О. Полищук, Н.В. Зонова, Н.Г. Савкина - Опыт формирования толерантного мировоззрения у студентов посредством деловой игры // Глобальный научный потенциал. -2014. - №9 (42). - С. 161-162.
9. Н.Г. Савкина - Педагогическое сопровождение леворуких учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №6. - С. 343-345.
10. Н.Г. Савкина - Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной асимметрии полушарий. - Ишим, 2010.
11. Н.Г. Савкина - Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 1-2 (8). - С. 40-43.