Научная статья на тему 'Роль кафедры ЮНЕСКО в формировании образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона'

Роль кафедры ЮНЕСКО в формировании образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / КАФЕДРА ЮНЕСКО / БАРЕНЦЕВ ЕВРО-АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / УНИВЕРСИТЕТ АРКТИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль кафедры ЮНЕСКО в формировании образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона»

А.М. Сергеев

РОЛЬ КАФЕДРЫ ЮНЕСКО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

В 2005 году в Мурманском государственном гуманитарном университете (МГГУ) было создано отделение кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена. Создание Мурманского отделения кафедры ЮНЕСКО знаменует собой факт распространения образовательной деятельности ЮНЕСКО на самую северную область Европы — Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР) при участии России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Формирование новой образовательной реальности в БЕАР теснейшим образом связано с происходящими в России реформами в сфере высшего образования.

МГГУ как самый северный вуз, входящий в систему Министерства образования и науки РФ, свою идентичность определяет через миссию «реализации интересов Российской Федерации в Евро-Арктическом регионе с помощью гуманитарного образовательного и научно-инновационного потенциала».

Создание БЕАР было инициировано в 1993 году Киркенесской декларацией, которую подписали министры иностранных дел России, Финляндии, Норвегии и Швеции. Стоит заметить, что территории, входящие в БЕАР, исторически развивались по разным траекториям и в рамках разных национальных парадигм. Российский сегмент БЕАР представлен двумя университетами в Мурманске, двумя университетами в Архангельске, университетом в Коми, университетом и академией в Петрозаводске.

Уникальность положения Мурманского государственного гуманитарного университета обусловлена тем, что Мурманск имеет важное геополитического значение в качестве опорной позиции российской стратегии в Арктике, а также в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Из российских вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, МГГУ территориально расположен ближе всего к вузам северных территорий Финляндии, Норвегии и Швеции, представляя собой своеобразную «витрину» российского образования на Севере Европы.

Научно-образовательная стратегия МГГУ, определяющая развитие университета до 2025 года, имеет ярко выраженную международную направленность, в связи с чем роль кафедры ЮНЕСКО, под эгидой которой осуществляется реализация большинства международных проектов МГГУ, неуклонно возрастает.

Северные вузы России, вступая в Болонский процесс, поэтапно развивают международные контакты в образовательном поле, входя в различные сети и ассоциации, активизируя участие в программах, финансирующих академическую мобильность, международные образовательные и научно-исследовательские проекты. Один из таких примеров — деятельность Университета Арктики как базовой сети, структурно оформляющей общее движение интернационализации высшей школы в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Официально Университет Арктики был открыт в июне 2001 года в городе Рованиеми (Финляндия). Сегодня Университет Арктики — это совместная сеть университетов, колледжей и других организаций, работающих в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере, которая нацелена на создание устойчивого развития приполярного региона.

Развивая идеи нового международного партнерства и апробируя новые информационные технологии в обучении, Университет Арктики предлагает несколько академических программ: программу «Бакалавр приполярного регионоведения» (БСБ), в основе кото-

Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования

рой лежит принцип междисциплинарности и нацеленности на исследование феномена Севера; различные программы непрерывного образования, отражающие развитие образования вне традиционной университетской культуры, а также серию обменных программ, таких как «Север к Северу» («North2North»), «Идем на Север» («Go North») и др.

Таким образом, в рамках данной сети реализуются различные программы бакалавриата, магистратуры, докторантуры и международного студенческого обмена, что обеспечивает доступ к образованию на основе диалога в северном пространстве. Весь спектр программ отражает как реальную, так и виртуальную академическую мобильность студентов.

Охарактеризуем отдельные академические программы, непосредственным участником которых является Мурманский государственный гуманитарный университет.

Программа «Бакалавр приполярного регионоведения» (BCS) ведет свое начало с октября 2000 года, когда был разработан сбалансированный учебный план по ее внедрению. Программа бакалавриата создана усилиями ученых разных стран, причем 80% программы принадлежит авторам, которые живут и работают на Севере, а 20% — представителям коренных малочисленных народов Севера. Программа нацелена на изучение различных аспектов Севера. Преподавание осуществляется как в традиционной университетской системе, так и в режиме онлайн, что позволяет распространять данную программу и транслировать идеи северной идентичности практически по всему миру.

Структура программы включает в себя два основных компонента: базовые курсы (Core Courses) и курсы продвинутого уровня (Advanced Courses). Семь базовых курсов преподаются в режиме онлайн и являются доступными для всех студентов, обучающихся в вузах, входящих в состав Университета Арктики: «Введение в циркумполярный мир», «Земля и окружающая среда циркумполярного мира», «Люди и культуры циркумполярного мира», «Современные проблемы циркумполярного мира». Продвинутые курсы («Люди на Севере и окружающая среда», «Менеджмент местного и регионального развития», «Северная скандинавская политика и общество», «Туризм на Севере», «Циркумполярные экосистемы» и др.) сфокусированы на формировании у студентов специальных знаний. В отличие от курсов базового уровня, на первый план выходит углубленная специализация по отдельным дисциплинам при сохранении принципа интердисциплинарности.

Реализация программы «Бакалавр приполярного регионоведения», безусловно, дала свои плоды, в том числе и через разработку на базе Финнмаркского университетского колледжа г. Альта (Норвегия) программы «Бакалавр северных исследований» (BNS). В качестве основы для этой новой программы были взяты базовые курсы BCS, а также продвинутые курсы уже действующей программы с акцентом на менеджменте городского и регионального развития применительно к Северу.

С 2011 года по инициативе Финнмаркского университетского колледжа, обеспечивающего общую координацию программы, к разработке учебных курсов были привлечены ученые из Мурманского государственного гуманитарного университета. Данный факт, с нашей точки зрения, является знаковым, поскольку позволяет говорить о высокой оценке сотрудничества с российским университетом, о доверии к качеству высшего образования в России в целом и об утверждении диалога как основного принципа международного взаимодействия в сфере высшего образования.

Сама модель региональной академической мобильности в Баренцевом пространстве, интегративная по характеру и трансграничная по доминанте, как показывает практический опыт участия в различных программах, не является статичной. Расстановка акцентов в содержании обучения на региональной проблематике заставляет по-новому осмыс-

лить весь образовательный процесс в Баренцевом регионе. Именно Север становится базой международного образовательного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, определяя его содержание и векторы развития.

Ф. Г. Ялалов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения прослеживается явная интеграция направлений подготовки, то есть их укрупнение. Появились так называемые укрупненные группы направлений (специальностей) (УГНС), а в содержании дисциплин — укрупненные дидактические единицы. Это привело к значительному расширению области как профессиональных знаний, так и педагогических компетенций. Вместо узкопрофильных однонаправленных компетенций, появились многонаправленные, то есть многомерные компетенции. Таким образом, по мере реализации ФГОС нового поколения в отечественной системе образования формируется совершенно новая парадигма, связанная с многомерным подходом к профессиональной подготовке специалиста.

Конкретное проявление феномена многомерности в человеческой жизнедеятельности зависит от характера деятельности. В различных сферах профессиональной деятельности многомерность реализуется по-разному. В творческой сфере многомерность в основном проявляется как способность интегрировать (синтезировать) различные направления, предметы и явления, подходы и взгляды, технологии и методы. В исполнительской сфере многомерность специалиста чаще всего проявляется как способность выполнять одновременно несколько видов деятельности.

Способности и умения, которые обеспечивают человеку многомерность его деятельности, мы называем многомерными компетенциями.

Интеллектуальные способности и умения, непосредственно связанные с особенностями функционирования психических процессов, относятся к базовым многомерным компетенциям. Среди них:

Структурированность — умение человека мысленно разбивать сложные явления, процессы на составные части по определенным основаниям. Для лучшего запоминания информацию необходимо структурировать по различным основаниям, например, по времени информация может быть срочной, среднесрочной, долгосрочной, бессрочной; по значимости — первостепенной, второстепенной; по важности — стратегической, тактической (текущей). Благодаря структурированности виртуального мира, мы имеем возможность актуализировать необходимую информацию по ключевым словам за считанные секунды.

Системность — способность человека воспринимать изучаемое явление целостно, рассматривать сложное явление как результат взаимодействия внутренних сил и внешних факторов, способность интегрировать, синтезировать. Системно-структурированный подход выступает наиболее эффективным инструментом формирования профессиональной многомерности. С помощью системности достигается широта изучения проблемы, стуктурированность обеспечивает глубину исследования, а их единство — полноту исследования и высокую скорость умственной деятельности.

Ассоциативно-структурированная память представляет собой наиболее эффективный способ запоминания и воспроизведения структурированной сообразно ведущей дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.