Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Образовательная среда
УДК 930(327:316:378)
Сергеев А.М.*, Рыжкова И.В.**
А.М. Сергеев И.В. Рыжкова
Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формировании образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
*Сергеев Андрей Михайлович, доктор философских наук, профессор, ректор Мурманского государственного гуманитарного университета
E-mail: mshu@mshu.edu.ru
**Рыжкова Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра академической мобильности, международных проектов и программ Мурманского государственного гуманитарного университета
E-mail: innaryzhkova@yandex.ru
Статья представляет собой краткий очерк развития образовательной среды Баренцева Евро-Арктического региона. Отделение Кафедры ЮНЕСКО по педагогическим наукам в Мурманском государственном гуманитарном университете рассматривается как действенный и наиболее адекватный инструмент адаптации национального высшего профессионального образования к условиям региональной академической мобильности и в целом интернационализации образования.
Ключевые слова: Баренцев Евро-Арктический регион, идентичность региона, идентичность вуза, высшее профессиональное образование, интернационализация высшей школы, академическая мобильность, Кафедра ЮНЕСКО, Баренц-трансграничный университет, Университет Арктики, бакалавр приполярных / северных исследований.
1. Образовательная реальность: БЕАР
В 2005 г. в Мурманском государственном гуманитарном университете (МГГУ) было создано отделение Кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена.
Эмблема Кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного медагогического университета им. А.И. Герцена (С.Петербург). С сайта http://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/imr/unesco/
Мурманский государственный гуманитарный университет
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Общее название кафедрального проекта МГГУ — «Межкультурные коммуникации в человекоразмерности Европейского Севера» (научный руководитель — д.ф.н., профессор, ректор МГГУ Сергеев А.М., ответственный координатор — д.и.н., доцент, проректор по научно-исследовательской работе Федоров П.В., заведующая кафедрой — к.пед.н., доц. Рыжкова И.В.). На данном этапе определены приоритетные научные направления, организующие содержание деятельности кафедры:
1. Европейский Север: проблемы истории и культуры.
2. Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям на Севере Европы.
3. Исследование динамики культурных стереотипов как основа интеграции международной деятельности.
4. Образование в условиях Севера. Этнопедагогика.
5. Инновационные модели в системе образования.
6. Проблемы территориального развития и охраны окружающей среды.
7. Медико-биологические и социальные факторы формирования здорового образа жизни в условиях Севера.
Создание Мурманского отделения кафедры ЮНЕСКО знаменует собой факт распространения образовательной деятельности ЮНЕСКО на самую северную область Европы — Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР) при участии России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Формирование новой образовательной реальности в БЕАР теснейшим образом связано с происходящими в РФ реформами в сфере высшего образования.
Карта-схема и логотип (на врезке) Баренц Евро-Арктического региона. С сайта http://helion-ltd.ru/images/2011_new/strategy-2025/barents.JPG
После присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу создания общей европейской зоны высшего образования (2003) и запуска в соответствии с принципами Болонского процесса модернизации отечественной системы высшего профессионального образования (ВПО) существенно изменились требования к условиям обеспечения качества образовательных услуг. В условиях демографического спада и дефицита бюджетных ресурсов Министерство образования и науки РФ предложило вузам начать самостоятельный поиск ресурсов, фактически легализуя предпринимательскую деятельность на базе организации малых предприятий и хозяйственных обществ, т.е. за счет разработки и внедрения инновационных продуктов, патентования и продажи интеллектуальной собственности и т.д. Данная политика, по мнению экспертов, может привести к сокращению имеющейся сети вузов (около 1300) и их филиалов (около 2200) и распаду наиболее слабых звеньев этой системы.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете
и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Это, а также интернационализация образования, становящаяся важным механизмом новой системы ВПО, резко актуализируют и стимулируют фактическое приобретение вузами своих брэндов, включающих все высшие учебные заведения — через экономику образования — в глобальную систему мировых ресурсов, что требует формирования вузами собственной идентичности и соотнесения ее с идентичностью региона.
МГГУ как самый северный вуз, входящий в систему Министерства образования и науки РФ, свою идентичность определяет через миссию «реализации интересов Российской Федерации в Евро-Арктическом регионе с помощью гуманитарного образовательного и научно-инновационного потенциала».
В свою очередь, говоря об идентичности Баренцева региона, создание которого было инициировано в 1993 г. — «сверху», Киркенесской декларацией, подписанной министрами иностранных дел России, Финляндии, Норвегии и Швеции [Декларация сотрудничества... 1993], как результат политической рефлексии постсоветской эпохи [ИебЬу 2014], — заметим, что общими для территорий, входящих в БЕАР, исторически развивавшихся по разным траекториям и в рамках разных национальных парадигм, являются именно северность, близость к полярным морям и Арктике, соседство с культурой северных аборигенов — саамов, долгая история трансграничных мирных взаимоотношений. Как отмечается в новой Киркенесской декларации 2013 г.,
«...Баренцево сотрудничество представляет собой уникальное явление, подтверждающее значение тесного взаимодействия между правительствами, региональными органами власти и прямого сотрудничества между людьми. Они обязались развивать наши общества в полном соответствии с международными нормами обеспечения устойчивого развития.
Достижения двадцатилетнего сотрудничества являются, прежде всего, результатом местных и региональных инициатив и деятельности с участием различных организаций и институтов, гражданских и бизнес-сообществ. Население региона, благодаря активному участию на всех уровнях и во всех сферах деятельности, внесло наиболее значительный вклад. Региональный уровень был и будет ядром Баренцева сотрудничества» [Декларация... 2013].
В Декларации 2013 г. уделяется значительное внимание различным видам мобильности, прежде всего молодежи, как результату укрепления в регионе трансграничного сотрудничества и гражданского общества, а также вопросам формирования образовательной среды, о чем свидетельствуют статьи 15—21 данного документа:
«15. Резкое увеличение числа пересечений границ является, вероятно, лучшей иллюстрацией позитивных изменений в Баренцевом регионе. Следуя общей цели установления безвизового режима для краткосрочных поездок наших граждан, мы будем и дальше делать все возможное для обеспечения большей эффективности режима пересечения границ. Повышение мобильности трудовых ресурсов в Баренцевом регионе так же должно быть долгосрочной целью. Для продвижения этой позитивной тенденции мы, кроме того, будем поощрять изучение дополнительных возможных способов упрощения процедур и увеличения числа пересечений границ, включая меры по поддержке активных участников регионального сотрудничества.
16. За последние 20 лет трансграничный туризм и контакты между людьми значительно возросли. В туристической отрасли, оказывающей положительное воздействие на занятость в регионах и их развитие, есть значительный потенциал дальнейшего роста.
17. Важно объединить молодежь из различных частей региона и тем самым укрепить фундамент для ее позитивного участия и взаимодействия, как на национальном, так и на международном уровнях. В этой связи важна роль Баренцева регионального молодежного совета и Баренцева бюро по вопросам сотрудничества молодежи. Контакты между людьми продолжают играть существенную роль для позитивного развития региона.
18. Сотрудничество с участием гражданских обществ играет важную роль в продвижении устойчивого развития и контактов между людьми. Мы поддерживаем рост трансграничных связей и сотрудничества между некоммерческими организациями, включая организации молодежи и СМИ в Баренцевом регионе.
<...>
20. С 1993 года мы наблюдаем все более успешное взаимодействие между образовательными и исследовательскими учреждениями Баренцева региона. Мы выражаем полную поддержку дальнейшему укреплению сотрудничества в области образования, научных исследований и инноваций. Народ, и особенно молодежь, является важнейшей движущей силой Баренцева / Евроарктического региона. <...>
21. Ключевое значение для укрепления основ будущего благосостояния Баренцева региона имеет достижение государствами успеха в повышении уровня знаний и компетенции путем содействия предпринимательству и инновациям, особенно среди молодежи и коренных народов. Мы поддерживаем учреждение работающей по принципу ротации Баренцевой летней школы, а также совместных образовательных программ, курсов языковой подготовки и программ обмена» [Декларация 2013].
Это позволяет БЕАР претендовать на собственное гуманитарное пространство, где роль архитекторов новой образовательной реальности отводится именно вузам.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете
и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Рассмотрим, что представляют собой высшие учебные заведения территорий, входящих в БЕАР и формирующие его образовательную среду.
Северная часть Финляндии охвачена сетью учебных заведений, ведущих как образовательную, так и научно-исследовательскую деятельность в гуманитарной, технической и естественнонаучной сферах. Лидером в сфере разработки и освоения новых технологий может считаться Университет Оулу, имеющий шесть факультетов и реализующий основную массу исследований в сфере бизнеса и экономики, медицины и информационных технологий. При этом гуманитарные исследования в рамках направлений дизайна и искусства, педагогики, права, социальных наук, туризма сосредоточены в Лапландском университете (г. Рованиеми). Оба университета рассматривают международную деятельность как значимую часть стратегии развития вузов и придают особое значение реализации совместных магистерских программ и рекрутингу российских студентов. В свете осуществляемых в Финляндии реформ планируется создание вузовского консорциума на базе Лапландского университета, к которому присоединяется Университет прикладных наук Рованиеми. Аналогичная схема развития предложена Университету Оулу, рассматриваемому Министерством образования Финляндии в качестве базового звена, и Университету прикладных наук Кеми-Торнио.
Университет г. Оулу
Лапландский университет (г. Рованиеми)
Университет прикладных наук Кеми-Торнио
Вузы севера Финляндии и Северо-Запада России тесно связаны образовательной сетью «Баренц-трансграничный университет». Среди наиболее востребованных российскими студентами программ можно отметить следующие: «сравнительная социальная работа», «туризм», «международный бизнес», «дизайн», «медиа-педагогика».
Логотип международного сетевого университета «Баренц-трансграничный университет»
Расширенное совещание проректоров вузов — участников проекта «Баренцев трансграничный университет» на базе Мурманского государственного гуманитарного университета при содействии Мурманского государственного технического университета и Мурманского гуманитарного института. Ноябрь 2010 г.Фото с сайта http://www.mspu.edu.гu/index.php?option=com_content&task=view&id =
2532&^г^ = 62
Система высшего образования на севере Норвегии определена лидерством Университета Тромсё, в структуру которого входят на данном этапе педагогический колледж (департамент образования) и Баренц-институт. Университет Тромсё имеет в своей структуре 6 факультетов, при этом факультет гуманитарных, социальных наук и образования рас-
Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете
и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
сматривается как один из основных. Научные исследования проводятся, прежде всего, в рамках социально-гуманитарного и естественнонаучного направлений. Общий концентр1 связан с исследованием Арктики и сохранением
1 Концентр (от лат. приставки con--«вместе», «со-» и centrum — «центр») (пед.) — ступень обучения, связанная
с предыдущей единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом. (Прим. ред.).
культуры коренных народов Севера. Необходимо отметить также Университет Нурланда (г. Будё), возникший в 2011 г. на базе Университетского колледжа, который имеет в своем составе 4 факультета. В данном университете предлагаются программы магистратуры в сфере бизнеса, социологии, аквакультуры (Master in Aquaculture) и практического знания (Master in Practical Knowledge)2. Две программы бакалавриата и шесть программ магистратуры реализуются в Университете
2 Программа магистратуры в сфере практического знания (Master in Practical Knowledge) реализуется в основанном в 1997 г. Центре практических знаний (Centre of Practical Knowledge) Университета Нурланда. В задачи Центра входит изучение эффективных связей между теоретическими исследованиями в рамках конкретных профессий и пратическим требованиям в соответствующих областях. Данная отрасль знаний развивается как междисциплинарная и предполагающая участие академического персонала широкого спектра знаний. Магистерская программа рассчитана на 4 года и ориентирована на представителей различных профессиональных областей — здравоохранения, образования, социальной работы, искусства, правоохранительной сферы (полиция) и др., — заинтересованных в получении более глубоких представлений о взаимосвязи между теорией и практикой в своей области, а также в разработке и руководстве исследовательскими программами в соответствующих областях. В рамках курса изучаются теория науки, профессиональная этика, организационная теория [Centre for Practical Knowledge 2014].
Нурланда на английском языке.
Кроме того, значимым звеном в системе высшего образования Норвегии являются университетские колледжи, в частности Финнмаркский университетский колледж, базовыми факультетами которого являются факультет социальных наук, лингвистики, педагогики, туризма и гостиничного бизнеса. В каждом учебном заведении реализуются магистерские программы на английском языке в рамках как бакалавриата, так и магистратуры. Отдельные программы реализуются частично в режиме он-лайн («бакалавр северных исследований», «бакалавр циркумполярных исследований»). Рекрутингу российских студентов, так же как и в Финляндии, придается особое значение. Международное сотрудничество вузов построено с явной доминантой трансграничности.
Университет Тромсё Университет Нурланда Финнмаркский университетский колледж
Швеция, не имеющая границ с Россией, при этом имеет много линий пересечения в системе высшего образования. Наиболее «северный» шведский вуз — Технологический университет Лулео — ежегодно принимает российских студентов на обучение в основном в лимитах различных грантовых программ. В структуре университета — 10 факультетов. Ведущими направлениями являются бизнес и экономика, социальные науки, информатика и электронная инженерия, образование. Магистерские программы на английском языке реализуются в рамках 9 различных направлений.
Технологический университет Лулео
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете
и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Российский сегмент БЕАР представлен двумя университетами в Мурманске, двумя университетами в Архангельске, одним университетом в Коми, одним университетом и одной академией (до 2013 г.)3 в Петрозаводске.
3 В феврале 2013 г. Карельская государственная педагогическая академия (КГПА) была реорганизована путем присоединения к Петрозаводскому государственному университету [Приказ Министерства образования и науки... 2013].
Мурманский государственный технический университет
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск)
Северный государственный медиинский университет (Архангельск)
Сыктывкарский государственный Петрозаводский государственный Карельская государственная педагогическая
университет (Республика Коми) университет (Республика Карелия) академия (с 2013 — Педагогический институт
ПетрГУ)
Уникальность положения Мурманского государственного гуманитарного университета обусловлена тем, что Мурманск имеет важное геополитического значение в качестве опорной позиции российской стратегии в Арктике, а также в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Из российских вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, МГГУ территориально расположен ближе всего к вузам северных территорий Финляндии, Норвегии и Швеции, представляя собой своеобразную «витрину» российского образования на Севере Европы.
В настоящее время МГГУ имеет лицензию по 62 образовательным программам ГОС ВПО и 41 образовательной программе ФГОС ВПО в рамках 9 укрупненных групп специальностей. В последнее несколько лет МГГУ активно занимается перестройкой своей деятельности в соответствии с принципами Болонского процесса. Открыты 12 магистерских программ и 10 программ послевузовского образования (аспирантуры).
Приоритетные направления научных исследований в МГГУ связаны в первую очередь с отраслями социально -гуманитарных наук. Вместе с тем исследователи университета участвуют в научных проектах, нацеленных на изучение истории и культуры народов Европейского Севера, международных отношений, проблем наземной экологии и ур-боэкологии, природопользования и охраны окружающей среды в этом регионе мира. Учеными МГГУ изучаются условия, способствующие созданию благоприятного социального климата для обеспечения жизнедеятельности и здорового образа жизни населения области, его творческой активности и развития способностей через формирование системы образования в целом и высшего образования в частности. И важное место в инфраструктуре МГГУ занимает и отделение кафедры ЮНЕСКО.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
2. Кафедра ЮНЕСКО и научно-образовательная стратегия МГГУ: академическая мобильность и академические программы Университета Арктики
Научно-образовательная стратегия МГГУ, определяющая развитие университета до 2025 г., имеет ярко выраженную международную направленность, в связи с чем роль кафедры ЮНЕСКО, под эгидой которой осуществляется реализация большинства международных проектов МГГУ, неуклонно возрастает4.
4 Участие МГГУ в построении под эгидой ЮНЕСКО образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона отражено в следующих публикациях в российских рецензируемых журналах: Рыжкова И.В. Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 87. С. 149—159; Рыжкова И.В. Отношение ППС к международной проектной деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 43—48; Рыжкова И.В. Международный проект восприятия профессорско-преподавательского состава современного университета: за или против // Инновации в образовании. 2009. № 2. С. 37—53; Рыжкова И.В. Международный проект как инструмент трансграничного сотрудничества в Баренц-регионе (из опыта работы МГГУ) // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 12—18; Рыжкова И.В. Современный университет: путь к диалогу // Известия ВГПУ. 2010. № 9(53). С. 27—31; Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Специфика интернационализации высшей школы в рамках северного измерения // Балтийский регион. 2010. № 3(5). С. 33—50; Рыжкова И.В., Федоров П.В. Гуманитарный университет в системе «северного измерения»: проблемы, ресурсы и перспективы // Университетское управление. 2011. № 5(75). С. 6—15; Sergeev A., Ryzhkova I. "Specific Features of Internationalization of Higher Education in the Framework of the Northern Dimention." Baltic Region 3(5) (2010): 24—37.
В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении академической мобильности, являющейся одним из приоритетных направлений реализации Болонского процесса и оцениваемом в качестве значимого явления интеграционных процессов высшего образования в мировом сообществе.
Миграция академически ориентированной молодежи — центральное звено мировой системы высшего образования. Количественные показатели развития академической мобильности студентов впечатляют. Так, за последние сорок лет прирост количества иностранных студентов во всем мире превысил общие темпы расширения сферы высшего образования. По данным ЮНЕСКО, за последние 25 лет международная академическая мобильность возросла более чем на 300% [Бри-нев, Чуянов]. Высказывается мнение, что этот процесс будет продолжать набирать обороты, даже если годовой прирост студентов уменьшится (см., напр., [Чинаева 2002; Добренькова 2007; Макарова, Соломенников 2007; Бедный, Чупрунов 2012]).
Еще в публикации 2003 г. Л.И. Леденева отмечает, что выходцы из России, примерно 13 000 человек, получают образование по курсам полного или включенного обучения (от 3 месяцев до одного семестра) в университетах 33 стран, но большинство из них — свыше 10 тыс.,что составляет около 80%, обучается в четырех странах: США, Германии, Франции и Великобритании [Леденева 2003]. В 2008 г. самыми привлекательными для иностранных студентов странами оказались США (19% всех иностранных студентов), Великобритания (10%), Австралия (7%), Франция (7%), Германия (7%) [Highlights from Education at Glance 2010]. Ссылаясь на американские исследования, М.В. Артамонова констатирует, что число российских студентов в зарубежных вузах составляет 26 000 человек [Артамонова 2008, c. 44].
На конференции «Совместные образовательные программы как механизм интеграции России в мировое образовательное пространство» в мае 2010 г. Т.Л. Клячко были приведены следующие данные: сегодня мировой рынок высшего образования по численности студентов составляет 5,7 млн. человек, из которых на долю России приходится 102,8 тыс. человек. По объему получаемых средств на долю России приходится 300 млн. рублей или около 9 млрд. долл. США в год при общем объеме рынка труда 62,0 млрд. долл. США» [Интернационализация высшего образования... 2010, c. 259].
Конференция европейских министров, ответственных за высшее образование (г. Лувен-ля-Нев, 2009), призвала все страны как к расширению пространства академической мобильности студентов и обеспечению ее высокого качества, так и к диверсификации типов и масштаба процесса. По прогнозам конференции, к 2020 г., по крайней мере, 20% выпускников вузов стран-участниц Болонского процесса должны пройти период обучения или научных исследований за рубежом [Ставрук 2011, c. 3]. Академическая мобильность, таким образом, должна стать отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. В связи с этим возникает необходимость анализа уже существующего опыта западных стран, отличающихся высоким уровнем развития данной формы реализации принципов Болонского процесса (для северного пространства — таких, как Финляндия и Норвегия), а также изучения комплекса программ, предоставляющих студентам возможность пройти полное или частичное обучение в стране, отличной от местонахождения родного вуза.
Северные вузы России, вступая в Болонский процесс, поэтапно развивают международные контакты в образовательном поле, становясь членами различных сетей и ассоциаций, активизируя участие в программах, предоставляющих финансирование академической мобильности, международных образовательных и научно-исследовательских проектов. В рамках данной статьи остановимся на характеристике деятельности Университета Арктики как базовой сети, структурно оформляющей общее движение интернационализации высшей школы в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, а также на анализе отдельных программ, предусматривающих финансирование студенческой академической мобильности и имеющих региональную направленность.
Руководствуясь пониманием стратегического значения Арктики, отличающейся уникальными природными условиями и
Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
обладающей богатейшими природными ресурсами, Арктический Совет поддержал идею создания Университета Арктики — международной сети университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и центров, целью которых является развитие высшего образования и продвижение научных исследований на Севере [University of the Arctic (UArctic) 2014]. Официально университет Арктики был открыт в июне 2001 г. в городе Рованиеми (Финляндия). Сегодня Университет Арктики — это совместная сеть университетов, колледжей и др. организаций, работающих в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере, которая нацелена на создание устойчивого развития приполярного региона. Члены Университета Арктики делятся ресурсами, различными возможностями и опытом с целью создания учебных программ высшего образования, которые отвечают интересам студентов Севера и одновременно являются доступными для них.
В состав Университета Арктики, по данным отчета 2009 г., входят более 115 членов из различных стран. Россия представлена 36 образовательными структурами. Среди членов данной сети есть малые (такие, как Мурманский государственный гуманитарный университет и др.) и крупные университеты (Университеты Осло, Хельсинки, Турку, Уральский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет и др.), научно-исследовательские институты, колледжи, различные ассоциации коренных народов. В деятельность университета Арктики вовлечены около 740 000 студентов и 45 000 ученых и преподавателей из разных стран.
Организации-члены и офисы Университета АрктикиС сайта https://ru.wikipedia.org/ wiki/Университет_Арктики
На врезке — логотип Университета Арктики
Развивая идеи нового международного партнерства и апробируя новые информационные технологии в обучении, Университет Арктики предлагает несколько академических программ — программу «Бакалавр приполярного регионове-дения» (Bachelor of Circumpolar Studies, BCS), в основе которой лежит принцип междисциплинарности и нацеленности на исследование феномена Севера; различные программы непрерывного образования, отражающие развитие образования вне традиционной университетской культуры, а также серию обменных программ, таких как «Север к Северу» («North2North» [Participating North2North Institutions 2014]), «Идем на Север» («Go North») и др.
GO
NORTH!
Логотипы программ академической мобильности студентов North2North (Север к Северу, слева) и Go North (Идем на Север, справа)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Таким образом, в рамках данной сети реализуются различные программы бакалавриата, магистратуры, докторантуры и международного студенческого обмена, что обеспечивает доступ к образованию на основе диалога в северном пространстве. Весь спектр программ отражает как реальную, так и виртуальную академическую мобильность студентов. Естественно, что виртуальная академическая мобильность, развивающаяся в рамках возможностей дистанционного образования, оказывается не менее привлекательной для студентов России, так как снимает необходимость в организации физического перемещения в другую страну.
Остановимся на характеристике отдельных академических программ, непосредственным участником которых под эгидой Кафедры ЮНЕСКО является Мурманский государственный гуманитарный университет.
«Программа приполярного регионоведения» (BCS) ведет свое начало с октября 2000 г., когда был выпущен сбалансированный учебный план по ее внедрению. Программа бакалавриата, созданная усилиями ученых различных стран, когда 80% программы разработано авторами, которые живут и работают на Севере, а 20% — представителями коренных малочисленных народов Севера, нацелена на изучение различных аспектов Севера: северного климата, географии, населения, коренных народов, экономики, культуры, северных традиции, системы ценностей и т.д. Участниками данной программы являются Дания, Канада, США, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия и Россия. Общее управление программой осуществляется на уровне трех основных офисов, существующих в Университете Нурдланда (г. Будё), Государственном университете республики Саха и Сыктывкарским государственном университете. Преподавание осуществляется как в традиционной университетской системе, так и в режиме on-line, что позволяет распространять данную программу и транслировать идеи северной идентичности практически по всему миру.
Программа «Бакалавр приполярных исследований» в МГГУ. На фото слева — встреча ректора МГГУ А.М. Сергеева с координаром программы в Университете Нурланда (Норвегия) Марит Сундет (Marit Sundet) 7 сентября 2011 г. Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php?option
=com_content&task=view&id=3424&Itemid=641
С момента создания Арктического Университета, по данным отчета 2009 г., всего насчитывалось 95 выпускников программы. Интересно сравнить следующие статистические данные, иллюстрирующие рост интереса к программе: в 2001 — 2002 гг. по программе обучались 63 студента, в 2008—2009 гг. — 2781 студент.
Структура программы включает в себя два основных компонента: базовые курсы (Core Courses) и курсы продвинутого уровня (Advanced Courses). Семь базовых курсов преподаются в режиме on-line и являются доступными для всех студентов, обучающихся в вузах — членах Университета Арктики: «Введение в циркумполярный мир», «Земля и окружающая среда циркумполярного мира» (в двух частях), «Люди и культуры циркумполярного мира» (в двух частях), «Современные проблемы циркумполярного мира» (в двух частях). Целью базового блока дисциплин является академическая пропедевтика, обеспечивающая в различных интердисциплинарных полях формирование у студента базовых оснований для дальнейшего усвоения им более углубленных дифференцированных курсов. Успешно освоившие базовые курсы должны получить представление об основных проблемах Севера, специфике северной идентичности, уникальности человека Севера. Продвинутые курсы, как правило, являются эквивалентыми семестру, и сфокусированы на формирование у студентов специальных знаний. В отличие от курсов базового уровня, на первый план выходит углубленная специализация дисциплин при сохранении принципа интерциплинарности. Приведем примеры отдельных курсов продвинутого уровня: «Люди на Севере и окружающая среда», «Менеджмент местного и регионального развития», «Северная скандинавская политика и общество», «Туризм на Севере», «Циркумполярные экосистемы» и др.
Студенты, обучающиеся в других учебных заведениях, не принадлежащих к арктическому пространству, могут быть зачислены на программу в качестве так называемых «открытых слушателей» (open learners). Каждый курс рассчитан на 6 кредитов (в системе ECTS5) или на три North American Credit (допускается эквивалент).
5 ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления кредитов) — общеевропейская система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса. На практике система ECTS используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и других принявших эту систему европейских стран. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, что составляет около 1500—1800 учебных часов. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, а для магистра добрать недостающие до 300 (т.е. еще от 60 до 120 ECTS-кредитов). Си-
Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
стема ECTS предусматривает, что успеваемость студентов будет определяться существующей национальной шкалой оценок, однако дополнительно рекомендуется использовать статистическую шкалу оценок ECTS (ECTS grading scale). В зависимости от места студента в рейтинге (по дисциплине или другому виду учебной деятельности) ему выставляются следующие оценки по шкале ECTS. По решению совещания в Маастрихте 14 декабря 2004 г. на уровне министров образования и профессиональной подготовки 32-х стран Европы была достигнута договоренность о том, что система ECTS будет частью Европейской кредитной системы перевода для профессионального образования и подготовки кадров (ECVET). (Прим. ред.).
Реализация программы «Бакалавр приполярного регионоведения», безусловно, дала свои плоды, в том числе и в разработке на базе Финнмаркского университетского колледжа г. Альта (Норвегия) программы «Бакалавр северных исследований» (BNS). В качестве основы для этой новой программы были взяты базовые курсы BCS, а также продвинутые курсы ранее открытой программы с акцентом на менеджменте городского и регионального развития применительно к Северу. Участниками программы «Бакалавр северных исследований» являются следующие российские вузы: Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ), Мурманский государственный технический университет (МГТУ) и Ухтинский государственный технический университет (УГТУ). Общее количество российских студентов, обучающихся на бакалавриате сегодня, — около 200 человек. Курсы продвинутого уровня обеспечиваются в следующих учебных заведениях: Лапландском университете (Рованиеми, Финляндия), Университете г. Тромсё (Норвегия) и Университете Нурдланда (Будё, Норвегия).
С 2011 г. по инициативе Финнмаркского университетского колледжа, обеспечивающего общую координацию программы, к разработке учебных курсов были привлечены ученые из Мурманского государственного гуманитарного университета. Данный факт, с нашей точки зрения, является знаковым, поскольку позволяет говорить о высокой оценке сотрудничества с российским университетом, доверии к качеству высшего образования в России в целом и утверждении диалога как основного принципа международного взаимодействия в сфере высшего образования. Статус данной программы в качестве совместной при реальном участии российских партнеров в процессе разработки содержания учебных курсов приобретает большее значение. При этом основной характеристикой совместной образовательной программы бакалавриата остается наличие доминирующего вуза, в данном случае — Финнмаркского Университетского колледжа г. Альта.
Рабочая встреча с координаторами программы «Бакалавр северных исследований» из Финнмаркского Университетского колледжа (г. Альта, Норвегия) Бьёрном Сагдалом (Bj0rn Sagdahl) и Пером Мёллером (Per M0ller) в Центре академической мобильности МГГУ.
Апрель 2010 г. Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php?option = com content&task=view&id=2057&Item id=641
Официальная делегация МГГУ в Финнмарк-ском Университетском колледже г. Альта.
Март 2012. Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php?option = com_content&task=view&id = 4210&Itemid =
641
Ректор МГГУ проф. А.М. Сергеев и ректор Финнмаркского Университетского колледжа
проф. Свейнунг Эйкеланд (Sveinung Eikeland) подписывают Декларацию о перспективных направлениях сотрудничества.
Март 2013 г. Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php?option= com content&task=view&id=5266&Item id=641
Следует отметить, что подобная методика внедрения совместных образовательных программ, предполагающая наличие договорных отношений между партнерами и лидерство одного из них, является наиболее распространенной в отечественных вузах. Как отмечает М.В. Артамонова, по данным на 2008 г., в России 715 высших учебных заведений имели договоры в области образования с иностранными партнерами, в том числе 546 государственных и 169 негосударственных вузов. 104 высших учебных заведения и 3 филиала реализовывали совместные программы. Всего реали-зовывалось 345 совместных образовательных программ, в которых обучалось 168 958 студентов (2,3% от общего количества) [Артамонова 2008].
Программа «Бакалавр северных исследований» рассчитана на 180 кредитов (ECTS) и включает в себя 6 вводных, 3 продвинутых курса и различные курсы по выбору. При этом 90 ECTS студент набирает из ряда дисциплин, изучаемых в родном вузе в рамках основных образовательных программ. Через подобный механизм данная программа приобретает статус «совместной образовательной программы», модель которой предполагает, что курсы или модули различных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единого содержательного концентра. Как базовые, так и продвину-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
тые курсы программы могут изучаться в рамках традиционной университетской системы и в режиме on-line, что особенно значимо для российских студентов, предпочитающих получение западного диплома о высшем образовании без отрыва от обучения в «родном» — направляющем — вузе. Структура базовых курсов практически идентична неоднократно апробированной структуре BCS, начиная с «Введения в циркумполярный мир» и заканчивая двухчастным блоком «Современные проблемы циркумполярного мира». В содержании базового блока сохраняются принципы интердисципли-нарности и широты формируемых знаний. В сумме пропедевтические курсы обеспечивают 60 ECTS.
Программа курса «Введение в циркумполярный мир» на сайте Университета Арктики http://educatюn.uarctic.org/studies/courses/?id = 500
Студенты МГГУ после церемонии вручения им дипломов бакалавра северных исследований Университета Арктики и представители Финнмаркского Университетского колледжа. Декабрь 2013. Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php ?option=com_content&task=view&id=6041&Itemid=641
Базовым основанием продвинутого блока курсов является «Менеджмент местного и регионального развития», обеспечивающий 30 ECTS. Изучая дисциплины продвинутого уровня, студенты знакомятся с особенностями региональной экономики и структурой инноваций, существующих в регионе; особенностями управления и развития; ведущими структурами бизнеса и промышленности, основанными на эффективном использовании природных ресурсов. Кроме того, студентам предоставлена возможность изучать различные курсы по выбору, такие как «Арктическое управление» (на базе Лапландского университета), «Северная скандинавская политика и общество» (на базе Университета Нурдланда), «Циркумполярные экосистемы, ресурсное использование и менеджмент» (на базе университета Тромсё).
Несмотря на то, что большинство совместных образовательных программ, в которых участвуют различные российские вузы, реализуется на уровне магистратуры ввиду некоей инерционности восприятия степени бакалавра на отечественном рынке труда, практика совместной с зарубежными партнерами образовательной деятельности показывает, что уровень бакалавриата может быть оценен в качестве эффективного звена в образовательной цепи, закладывающей основы поликультурного знания и позволяющей создавать установку на дальнейшее обучение студента в том или ином зарубежном вузе.
В подобном процессе обучения и с содержательной, и с формальной точки зрения основанном на принципе диалога культур и диалогической природе самого процесса познания, формируется иное — более углубленное и осознанное — понимание проблемы «человек и Север». Прочные основания, заложенные самой природой Севера, в особенностях психологии и характера человека, способствуют пониманию им своеобразия развития северных территорий и специфики векторов, определяющих будущее этого региона. Таким образом, значение подобного рода академических программ выходит за пределы собственно образовательного поля и содержит в себе серьезное идеологическое значение, «укореняя» молодежь, живущую в пределах северных территорий, посредством формирования северной идентичности. Планомерное решение задачи повышения качества образования на Севере через реализацию международных проектов под эгидой ЮНЕСКО позволит в перспективе обеспечить региональный рынок труда высококвалифицированными специалистами, имеющими сформированную мотивацию для их работы именно на северных регионах.
В завершение отметим, что вузы, имеющие высокие рейтинги в образовательном поле, как правило, успешно реализуют потенциал, заключающийся в различных программах академической мобильности, в том числе опираясь на региональный компонент. Безусловно, география международной деятельности современного вуза, как правило, значительно шире региональных границ. Анализ сайтов вузов Баренцева региона показывает, что в пространстве международной деятельности северных университетов, университетских колледжей, институтов и академий присутствуют партнеры из США, Франции, Германии и иных стран, тогда как доминанта регионального компонента явно связана с Севером. Северная специфика во многом определяет содержание существующих совместных программ, отдельных курсов, предлагаемых студентам в рамках различных форм академической мобильности. Проектное поле современных северных вузов
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона.
К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
выстраивается также преимущественно на региональном компоненте, с непременным учетом принципа регионализации и предполагает исследование того или иного аспекта феномена Севера.
Как отмечает Ю.Е. Шабалин, «актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры» [Шаба-лин 2007, 2008]. В свете принципа регионализации международная мобильность студентов на современном этапе развития системы высшего образования может рассматриваться не только как межконтинентальное, но и как региональное явление, воплощающее в себе северное сотрудничество — одну из давних традиций регионального сотрудничества в мире.
Сама модель региональной академической мобильности в Баренцевом пространстве, интегративная по характеру и трансграничная по доминанте, как показывает практический опыт участия в различных программах, не является статичной. Отечественные вузы северного региона с определенной степенью коррекции эффективно используют элементы финской и норвежкой моделей академической мобильности, предпринимая максимальные усилия по увеличению притока иностранных студентов. Расстановка акцентов в содержании обучения именно на региональной проблематике заставляет по-новому осмыслить весь образовательный процесс в Баренцевом регионе. Именно Север становится основанием международного образовательного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, определяя его содержание и векторы развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация по итогам встречи глав правительств стран — членов СБЕР. Киркенес, 3—4 июня 2013 года
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ media/ files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf.
2. Декларация сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Киркенес, 11 января 1993 года
[Электронный ресурс] // Культура Баренц-региона. Режим доступа: http://barentsculture.karelia.ru/site/1077013786/1077106320/1081942971.html
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 февраля 2013 года № 80 «О ре-
организации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Петрозаводский государственный университет" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Карельская государственная педагогическая академия"» [Электронный ресурс] // Петрозаводский государственный университет. 2013. 11 февраля. Режим доступа: http://www.petrsu.ru/files/2013/02/f8742_1.pdf
4. Агранович М.Л., Аржанова И.В., Боревская Н.Е., Гроховатская Н.В., Ефремова Л.И., Карпухина Е.А., Ла-
рионова М.В., Перфильева О.В., Суслова Д.В., Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / Национальный фонд подготовки кадров. М.: Логос, 2010. М.: Логос, 2010.
5. Артамонова М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
6. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в
высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3— 15.
7. Бринев Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интер-
национализации образования [Электронный ресурс] // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Сборник материалов международной научн.-практ. конференции. Омск, 2003. Режим доступа: http:// www.prof.msu.ru/publ/ omsk2/ o60.htm.
8. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования.
2007. №. 6. С. 102 — 105.
9. Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? / / Мир России. 2003. Т. XII. № 2.
С. 165—178.
10. Макарова М.Н., Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические иссле-
дования. 2007. №. 6. С. 106 — 109.
11. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии. Автореф.
дисс. ... канд. пед. наук. Сургут, 2011.
12. Чинаева Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. № 3.
С. 93 — 99.
13. Шабалин Ю.Е. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозируемых последствий
[Электронный ресурс] // Учебный центр «Коннессанс». 2007. Региональный Центр дистанцион-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
ного обучения. Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/996.html
14. Шабалин Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс] // Учеб-
ный центр «Коннессанс». 2008. Региональный Центр дистанционного обучения. Режим доступа: http://rcde.ru/method/999.html
15. Aalto P., Blakkisrud H., Smith H., eds. The New Northern Dimension of the European Neighbourhood. Brussels: Cen-
tre for European Policy Studies, 2008.
16. "Centre for Practical Knowledge." University of Nordland. University of Nordland, 2014. Web.
<http://uin.no/english/ aboutus/faculties/phs/centres/cpk/Pages/default.aspx>.
17. CIMO. Centre for International Mobility CIMO, Helsinki, Finland, n.d. <www.cimo.fi>.
18. Haglund-Morrissey A. "Conceptualizing the 'New' Northern Dimension: A Common Policy Based on Sectoral
Partnerships." Journal of Contemporary European Studies 16.2 (2008): 203—217.
19. Heininen L. "Circumpolar International Relations and Cooperation." Globalization and the Circumpolar North. Eds.
L. Heininen, and C. Southcott. Fairbanks, Alaska: University of Alaska Press, 2010, pp. 265—305.
20. "International Study Programs at Barents International School." Finnmark University College. Finnmark University
College, n.d. Web. <www.barentsplus.hifm.no>. Korteniemi E. Nordic Cooperation with Russia in Education and Research. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2011.
21. Jensen L.C., H0nneland G. "Framing the High North: Public Discourses in Norway after 2000." Acta Borealia 28.1
(2011): 37—54.
22. Leland S.R., Hoel A.H. "Learning by Doing: the Barents Cooperation and Development of Regional Collabora-
tion in the North." The New Northern Dimension of the European Neighbourhood. Ed. P. Aalto. Brussels: Centre for European Policy Studies, 2008, pp. 36—53.
23. Medby I.A. "Arctic State, Arctic Nation? Arctic National Identity among the Post-Cold War Generation in Nor-
way." Polar Geography 37.3 (2014): 252—269.
24. Norwegian Centre for International Cooperation in Education (SIU). Norwegian Centre for International Cooperation
in Education, n.d. Web. <www.siu.no>. (In Norwegian).
25. Norwegian Ministry of Education and Research. Education - from Kindergarten to Adult Education. 2008. PDF-file.
<http://www.udir.no/Upload/Brosjyrer/5/Education_in_Norway.pdf?epslanguage=no>.
26. Norwegian Ministry of Education and Research. Internationalisation of Education in Norway. Summary in English: Re-
port No. 14 (2008-2009) to the Storting. Oct. 2009. PDF-file. <https://www.regjeringen.no/globalassets/ upload/kd/vedlegg/internasjonalt/internationalisation_14_2008_2009.pdf>.
27. Organization for Economic Co-operation and Development. Highlights from Education at a Glance 2010. PDF-file.
<http://www.oecd-ilibrary.org/ docserver/download/9610061e.pdf?expires=1423273162&id=id&accname= guest&checksum=C20729DABA3BBC304FDDD22141B86B0F>.
28. "Participating North2North Institutions." University of the Arctic (UArctic). University of the Arctic, 2014. Web.
<http://education.uarctic.org/mobility/where-can-i-go/>.
29. Prime Minister's Office, Finland. Finland's Strategy for the Arctic Region. Prime Minister's Office Publications,
Aug. 2010. PDF-file. <http://www.arcticportal.org/images/stories/pdf/J0810_Finlands.pdf>.
30. Rafaelsen R. "The Barents Cooperation: Region-Building and New Security Challenges." Strategic Analysis 37.4
(2013): 486—488.
31. Skedsmo P. "'Doing Good' in Murmansk? Civil Society, Ideology and Everyday Practices in." Europe-Asia Studies
57.1 (2005): 117—133.
32. Statistics Norway. Facts about Education in Norway 2011 - Key Figures 2009. PDF-file. <http://www.ssb.no/en/
utdanning/artikler-og-publikasjoner/_attachment/89692?_ts=13c297bfca8>.
33. University of the Arctic (UArctic). University of the Arctic, 2014. Web. <www.uarctic.org>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Сергеев, А. М., Рыжкова, И. В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ [Электронный ресурс] / А.М. Сергеев, И.В. Рыжкова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.45
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете
и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
THE UNESCO CHAIR IN MURMANSK STATE HUMANITARIAN UNIVERSITY AND
EDUCATIONAL REALITY FORMATION IN BARENTS EURO-ARCTIC REGION.
TOWARD 10TH ANNIVERSARY OF THE BRANCH OFFICE OF THE UNESCO CHAIR IN MSHU
Andrey M. Sergeev, D.Phil., Professor, Rector of Murmansk State Humanitarian University
E-mail: mshu@mshu.edu.ru
Inna V. Ryzhkova, Ph.D. (Education), Associate Professor, Director of the Center of Academic Mobility, International Projects and Programs, Murmansk State Humanitarian University
E-mail: innaryzhkova@yandex.ru
In the conditions of aggravation of international relations, Barents Euro-Arctic Region (BEAR) is an example of peaceful cross-border processes and cooperation in addressing the critical issues of formation of civil society and regional identity. Universities of Northern countries and network interstate educational projects that integrate national higher education institutions of the Arctic zone (Barents Cross-Border University and University of the Arctic —UArctic) occupy a special place in the creation of a common humanitarian space in the circumpolar area. The study of the formation and development of unified humanitarian space through a common educational one in the Barents region leads to wider implementation of such projects' experience in the interest of peace and democracy in Northern countries. The creation of the UNESCO Chairs in universities of these countries shows the importance which the UN attaches to the process of international humanitarian integration and cooperation, and contributes to the development and deepening of these processes (on example of Bachelor of Circumpolar / Northern Sciences).
Subjects of our study are educational environment of BEAR, including regional academic mobility; UArctic's programs implementation in pedagogical process in Murmansk State Humanitarian University. To explore these issues, we used normative approach and methods of social philosophy, as well as institutional and structural and functional analisys.
In particular, we used the normative approach for the analysis of articles Kirkenes Declarations of 1993 and 2013, related to the issues of interstate cooperation in the field of education. Having considered the institutional and cognitive structure of the educational environment of the BEAR, we have shown that the implementation of bachelor programs of circumpolar and northern studies of Finnmark University College is the most promising for Murmansk State Humanitarian University. That is why socio-humanitarian and natural sciences are harmoniously combined within this program, as well as theoretical knowledge with practical skills is reinforced. In this respect we consider the branch office of the UNESCO Chair in Educational Sciences at Murmansk State Humanitarian University as an efficient and the most adequate tool for adaptation of national higher education (and national identity of the University) to the conditions of regional academic mobility (and regional identity), as well as to the conditions of the global internationalization of education.
Most of joint educational programs involving various Russian universities are implemented at the master's level because of certain inertia of perception of a bachelor's degree at the domestic labor market. However, in our article, we have shown that the practice of educational activities in cooperation with foreign partners raises the status of bachelor degree as an effective link in the education chain in which the foundations of multicultural knowledge can be laid down.
We conclude that in this process of learning, which is meaningful and formally founded on the principle of dialogue between cultures and dialogic nature of the process of cognition, more indepth understanding of the problem of 'man and North' is formed. Thus, the value of academic programs that are being implemented in the MSHU, goes beyond strictly educational field and contains a serious ideological significance, 'rooting' the young residents of the northern territories by forming their northern identity. Improving the quality of education through the implementation of international projects under the auspices of UNESCO will ultimately provide a regional labor market by highly qualified specialists who have formed the motivation for their work is in the northern regions.
Keywords: Barents Euro-Arctic Region, identity of region, identity of university, higher professional education, internationalization of higher education, academic mobility, UNESCO Chair, Barents Cross-Border University, University of the Arctic, Bachelor of Circumpolar / Northern Studies.
References:
1. Aalto P., Blakkisrud H., Smith H., eds. The New Northern Dimension of the European Neighbourhood. Brussels: Cen-
tre for European Policy Studies, 2008.
2. Artamonova M.V. Reform of Higher Education and the Bologna Process. Moscow: Economics Publisher, 2008. (In
Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
3. Bedny B.I., Chuprunov E.V. "Some Trends in the Development of Scientific Training in High School." Higher Ed-
ucation in Russia 11 (2012): 3 — 15. (In Russian).
4. Brinev N.S., Chuyanov R.A. "Academic Mobility of Students as a factor in the Development Process of the Inter-
nationalization of Education." Democratization and Prospects of International Cooperation. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2003. Web. <http://www.prof.msu.ru/publ/ omsk2/o60.htm>. (In Russian).
5. "Centre for Practical Knowledge." University of Nordland. University of Nordland, 2014. Web.
<http://uin.no/english/ aboutus/faculties/phs/centres/cpk/Pages/default.aspx>.
6. Chinaeva T. "Student Mobility: Global Trends." Higher Education in Russia 3 (2002): 93 — 99. (In Russian).
7. CIMO. Centre for International Mobility CIMO, Helsinki, Finland, n.d. <www.cimo.fi>.
8. Declaration Following the Meeting of Heads of Government - Members of the BEAC. Kirkenes, 3-4 June 2013. PDF-file.
<http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf>. (In Russian).
9. "Declaration of Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region. Kirkenes, 11 Jan. 1993." Culture of the Barents Re-
gion. N.p., n.d. Web. <http://barentsculture.karelia.ru/site/1077013786/1077106320/1081942971.html>. (In Russian).
10. Dobrenkova E.V. "Problems of Russia's Entry into the Bologna Process." Sociological Studies 6 (2007): 102 — 105. (In
Russian).
11. Haglund-Morrissey A. "Conceptualizing the 'New' Northern Dimension: A Common Policy Based on Sectoral
Partnerships." Journal of Contemporary European Studies 16.2 (2008): 203—217.
12. Heininen L. "Circumpolar International Relations and Cooperation." Globalization and the Circumpolar North. Eds.
L. Heininen, and C. Southcott. Fairbanks, Alaska: University of Alaska Press, 2010, pp. 265—305.
13. "International Study Programs at Barents International School." Finnmark University College. Finnmark University
College, n.d. Web. <www.barentsplus.hifm.no>. Korteniemi E. Nordic Cooperation with Russia in Education and Research. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2011.
14. Jensen L.C., H0nneland G. "Framing the High North: Public Discourses in Norway after 2000." Acta Borealia 28.1
(2011): 37—54.
15. Ledeneva L.I. "Whether Russian Not Loses Its Platos and Newtons?." World of Russia XII.2 (2003): 165 — 178. (In
Russian).
16. Leland S.R., Hoel A.H. "Learning by Doing: the Barents Cooperation and Development of Regional Collabora-
tion in the North." The New Northern Dimension of the European Neighbourhood. Ed. P. Aalto. Brussels: Centre for European Policy Studies, 2008, pp. 36—53.
17. Makarova M.N., Solomennikov V.S. "The Bologna Process: Opinions and Expectations." Sociological Studies 6
(2007): 106 — 109. (In Russian).
18. Medby I.A. "Arctic State, Arctic Nation? Arctic National Identity among the Post-Cold War Generation in Nor-
way." Polar Geography 37.3 (2014): 252—269.
19. National Training Foundation, Agranovich M.L., Arzhanova I.V., Borevsky N.E., Grohovatskaya N.V., Efremova
L.I., Karpukhina E.A. Larionova M.V., Perfilieva O.V., Suslov D.V, Filippov V.V. Internationalization of Higher Education: Trends, Strategies, Future Scenarios. Moscow: Logos Publisher, 2010. (In Russian).
20. Norwegian Centre for International Cooperation in Education (SIU). Norwegian Centre for International Cooperation
in Education, n.d. Web. <www.siu.no>. (In Norwegian).
21. Norwegian Ministry of Education and Research. Education - from Kindergarten to Adult Education. 2008. PDF-file.
<http://www.udir.no/Upload/Brosjyrer/5/Education_in_Norway.pdf?epslanguage=no>.
22. Norwegian Ministry of Education and Research. Internationalisation of Education in Norway. Summary in English: Re-
port No. 14 (2008-2009) to the Storting. Oct. 2009. PDF-file. <https://www.regjeringen.no/globalassets/ upload/kd/vedlegg/internasjonalt/internationalisation_14_2008_2009.pdf>.
23. "Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 11 Feb. 2013, no. 80 "On the Reorgani-
zation of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education 'Petrozavodsk State University' and the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education 'Karelian State Pedagogical Academy'"." Petrozavodsk State University. Petrozavodsk State University, 11 Feb. 2013. Web. <http://www.petrsu.ru/files/2013/02/f8742_1.pdf>. (In Russian).
24. Organization for Economic Co-operation and Development. Highlights from Education at a Glance 2010. PDF-file.
<http://www.oecd-ilibrary.org/ docserver/download/9610061e.pdf?expires=1423273162&id=id&accname=
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Сергеев А.В., Рыжкова И.В. Кафедра ЮНЕСКО в Мурманском государственном гуманитарном университете и формирование образовательной реальности Баренцева Евро-Арктического региона. К 10-летию создания отделения Кафедры ЮНЕСКО в МГГУ
guest&checksum=C20729DABA3BBC304FDDD22141B86B0F>.
25. "Participating North2North Institutions." University of the Arctic (UArctic). University of the Arctic, 2014. Web.
<http://education.uarctic.org/mobility/where-can-i-go/>.
26. Prime Minister's Office, Finland. Finland's Strategy for the Arctic Region. Prime Minister's Office Publications,
Aug. 2010. PDF-file. <http://www.arcticportal.org/images/stories/pdf/J0810_Finlands.pdf>.
27. Rafaelsen R. "The Barents Cooperation: Region-Building and New Security Challenges." Strategic Analysis 37.4
(2013): 486-488.
28. Shabalin Yu.E. "Academic Mobility: Regional Dimension of Projected Effects." Regional Distance Learning Center.
Training Center "Konnessans", 2007. Web. <http://www.rcde.ru/method/996.html>. (In Russian).
29. Shabalin Yu.E. "Development of Regional Educational Space." Regional Distance Learning Center. Training Center
"Konnessans", 2008. Web. <http://rcde.ru/method/999.html>. (In Russian).
30. Skedsmo P. "'Doing Good' in Murmansk? Civil Society, Ideology and Everyday Practices in." Europe-Asia Studies
57.1 (2005): 117-133.
31. Statistics Norway. Facts about Education in Norway 2011 - Key Figures 2009. PDF-file. <http://www.ssb.no/en/
utdanning/artikler-og-publikasjoner/_attachment/89692?_ts=13c297bfca8>.
32. Stavruk M.A. The Content and Organization of Academic Mobility of Students in Finland. Synopsis of Ph.D. diss.
Moscow, 2011. (In Russian).
33. University of the Arctic (UArctic). University of the Arctic, 2014. Web. <www.uarctic.org>.
Cite MLA 7:
Sergeev, A. M., and I. V. Ryzhkova. "The UNESCO Chair in Murmansk State Humanitarian University and Educational Reality Formation in Barents Euro-Arctic Region. Toward 10th Anniversary of the Branch Office of the UNESCO Chair in MSHU." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.45>. (In Russian).