Научная статья на тему 'Качество основа конкурентоспособности'

Качество основа конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саблина Искрина Викторовна

Обеспечение конкурентоспособности рыбной продукции на рынках достигается повышением уровня качества во взаимодействии с его идентификацией в системе менеджмента качества. В последние годы в российской и зарубежной теории разрабатывается научный подход к исследованию резервов повышения качества, основанный на целостном восприятии единого экономического пространства. Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, поставщик должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. В целях наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, усиления четкости и слаженности в организации работы необходимо внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001: 2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Библиогр. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY IS THE BASIS OF COMPETITIVE ABILITY

Ensuring of competitive ability of fish production on markets is achieved due to the increase of the quality level together with the interaction with its identification in the system of quality management. The scientific approach to the investigation of the reserves of the quality increase, which is based on the integral perception of integrated economic space, has been worked out in Russian and foreign theory recently. Any goods have a complex of properties, which determine the degree of its aptitude to the use in certain conditions. To evaluate the competitive ability of the goods fairly, the supplier must use the same criteria as the consumer. In order to absolutely satisfy consumers' needs, and the intention of definition and coherency in the organization of the work, it is necessary to apply the system of quality management in accordance with the requirements of the international standard ISO 9001: 2000 and all-Union state standard P ISO 9001-2001.

Текст научной работы на тему «Качество основа конкурентоспособности»

ЭКОНОМИКА

ББК 65.290

И. В. Саблина Астраханский государственный технический университет

КАЧЕСТВО - ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Повышение конкурентоспособности продукции рыбной промышленности в России является важной народнохозяйственной задачей, связанной с обеспечением продовольственной безопасности России и стабилизацией продовольственного рынка. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис и качество на уровне, сложившемся в мировой практике.

Кроме того, выживание в настоящее время, а в перспективе - подъём, развитие и конкурентоспособное функционирование предприятий рыбной промышленности - позволяют сохранить и дополнительно создать сотни тысяч рабочих мест и дать дополнительный толчок к развитию сопряжённых отраслей народного хозяйства. Рыбная промышленность сохраняет инвестиционную привлекательность, поэтому повышение её конкурентоспособности в настоящее время, несомненно, даст значительный народнохозяйственный эффект в будущем.

Обеспечение конкурентоспособности рыбной продукции на рынках достигается повышением уровня качества во взаимодействии с его идентификацией в системе менеджмента качества (СМК).

Определяющее влияние на формирование современной парадигмы теории качества оказали зарубежные ученые и специалисты: У. Деминг, К. Исикава, Ф. Кросби, Т. Тагути, А. Фейген-баум, Дж. Харрингтон, Д. Шьюхард, заложившие основы концепции TQM (Total Quality Management - глобальный менеджмент качества) и стандартов качества серии ИСО 9000 [1].

В последние годы в российской и зарубежной теории разрабатывается научный подход к исследованию резервов повышения качества, основанный на целостном восприятии единого экономического пространства.

Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, по мнению автора, поставщик должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару поставщиком, совпадет с мнением покупателя [1]. Следовательно, вначале необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения потребителя. Однако для производителя этот вопрос стоит несколько шире. Прежде всего он должен оценить принципиальную возможность реализации своего товара на рассматриваемом рынке, т. е. уровень нормативных параметров. Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным стандартам и нормам. С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара. Если не все параметры изделия соответствуют требованиям покупателя, это свидетельствует о его неконкурентоспособности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.

В целях наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, усиления четкости и слаженности в организации работы, необходимо внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001 : 2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Выделяют следующие этапы организации СМК рыбной промышленности.

1. Выбор СМК.

2. Выбор целей СМК.

3. Определение структуры подсистем менеджмента качества.

4. Выбор целей и функций подсистем.

5. Формирование структуры органов управления, выбор их целей и функций ее подразделений.

6. Выбор средств достижения целей.

7. Определение структуры областей принятия решений.

8. Выявление потребности в информации.

9. Проектирование коммуникационных каналов связи.

10. Анализ загруженности коммуникационных каналов и ее регулирование.

Документы СМК являются предметом управления, которые позволяют распределить ответственность, права, обязанности, установить порядок взаимодействия подразделений и персонала при выполнении своих функций по обеспечению качества выполняемых работ [2].

Создание системы менеджмента качества можно проводить двумя способами:

- доработка уже существующей системы качества до соответствия её международным стандартам ИСО серии 9000;

- «с нуля» - когда на предприятии нет никакой системы качества.

Для обеспечения эффективной работы системы качества необходимо следующее:

1. Оценка процессов СМК.

2. Проверка СМК (аудит).

3. Анализ СМК.

4. Самооценка предприятия.

5. Организация кружков качества.

6. Сертификация продукции и системы качества.

Постоянное улучшение качества рыбной продукции основывается на результатах анализа СМК, внутреннего и внешнего аудита, анализа данных. Все это включает в себя следующие направления:

- мониторинг, анализ и улучшение процессов СМК;

- разработка, исполнение и контроль плана организационно-технических мероприятий.

Результатом анализа является обобщенная информация, дающая ответы на следующие

вопросы:

- соответствуют ли качество и безопасность продукции установленным требованиям и политике предприятия в области качества и удовлетворены ли потребители уровнем качества и ассортимента вырабатываемой продукции;

- есть ли необходимость проводить корректирующие или предупреждающие действия для повышения результативности действующей СМК и улучшения качества вырабатываемой продукции.

Полученная информация может использоваться в следующих целях:

- для оценки качества продукции в определенный момент и в динамике;

- подтверждения требуемого уровня качества;

- проведения, анализа выявленных несоответствий и разработки корректирующих мер;

- оценки качества работы подразделений и персонала предприятия;

- анализа результативности СМК [2].

Системный подход к менеджменту качества также является главным достижением в области повышения качества продукции рыбной промышленности. Качество продукции всегда имело большое значение, в настоящее же время оно становится решающим фактором, определяющим желание потребителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия / В. А. Динес, В. М. Ларин, Р. Ю. Лоскутов, Н. С. Яшин. - Саратов: Изд. центр СГСУ, 1999.

2. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учеб. пособие / С. В. Пономарёв, С. В. Мищенко, В. Я. Белобрагин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 248 с.

Статья поступила в редакцию 22.12.2006

QUALITY IS THE BASIS OF COMPETITIVE ABILITY

I. V. Sablina

Ensuring of competitive ability of fish production on markets is achieved due to the increase of the quality level together with the interaction with its identification in the system of quality management. The scientific approach to the investigation of the reserves of the quality increase, which is based on the integral perception of integrated economic space, has been worked out in Russian and foreign theory recently. Any goods have a complex of properties, which determine the degree of its aptitude to the use in certain conditions. To evaluate the competitive ability of the goods fairly, the supplier must use the same criteria as the consumer. In order to absolutely satisfy consumers' needs, and the intention of definition and coherency in the organization of the work, it is necessary to apply the system of quality management in accordance with the requirements of the international standard ISO 9001: 2000 and all-Union state standard P ISO 9001-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.