Научная статья на тему 'Роль изучения иностранного языка в повышении профессиональной компетенции студентов-юристов'

Роль изучения иностранного языка в повышении профессиональной компетенции студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДИКА / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЮРИСТЫ / LAWYERS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ТЕРМИНОЛОГИЯ / TERMINOLOGY / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущин Вячеслав Алексеевич

Рассмотрена роль изучения иностранного языка в подготовке юристов. Автор считает, что владение языком имеет коммуникативно-прагматический и профессионально-ориентированный характер. В юридическом вузе ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения новых знаний по выбранной специальности. Отмечается наличие дополнительных ресурсов и предлагаются меры повышения качества преподавания иностранного языка будущим юристам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING ROLE FOREIGN LANGUAGE IN INCREASE PROFESSIONAL COMPETENCE LAW STUDENTS

The paper considers the role of foreign language study in the preparation of lawyers. The author believes that proficiency is communicatively-pragmatical and professionally-oriented character. In a legal institution seeks not only to master the skills of communicating in a foreign language, but also the acquisition of new knowledge in the chosen specialty. Noted the availability of additional resources, and proposes measures to improve the quality of foreign language teaching future lawyers.

Текст научной работы на тему «Роль изучения иностранного языка в повышении профессиональной компетенции студентов-юристов»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 37.01

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

В.А. Гущин

Рассмотрена роль изучения иностранного языка в подготовке юристов. Автор считает, что владение языком имеет коммуникативно-прагматический и профессионально-ориентированный характер. В юридическом вузе ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения новых знаний по выбранной специальности. Отмечается наличие дополнительных ресурсов и предлагаются меры повышения качества преподавания иностранного языка будущим юристам.

Ключевые слова: учебный процесс; иностранные языки; преподавание; методика; студенты; юристы; компетенции; терминология; международное общение.

V.A. Guschin. STUDYING ROLE FOREIGN LANGUAGE IN INCREASE PROFESSIONAL COMPETENCE LAW STUDENTS

The paper considers the role of foreign language study in the preparation of lawyers. The author believes that proficiency is communicatively-pragmatical and professionally-oriented character. In a legal institution seeks not only to master the skills of communicating in a foreign language, but also the acquisition of new knowledge in the chosen specialty. Noted the availability of additional resources, and proposes measures to improve the quality of foreign language teaching future lawyers.

Keywords: educational process; foreign languages; teaching methodology; students; lawyers; competence; terminology; international communication.

В современных условиях знание иностранного языка рассматривается как важный компонент общей профессиональной культуры специалистов. В связи с этим значительно возрастает роль иностранного языка при их подготовке в вузе. Вузовский курс иностранного языка носит коммуникативно-прагматический и профессионально-ориентированный характер. В юридическом вузе ставится задача не только овладения будущими юристами навыками общения на иностранном языке, но и приобретения ими специальных знаний по выбранной специальности, т.е. повышения их профессиональной компетентности. Изучение иностранного языка призвано также повышать общий кругозор, развивать культуру общения, мышления студентов, развивать межкультурную компетенцию на базе усвое-

ния специальной терминологии и интернациональной лексики.

Такие явления в современном мире, как интернационализация права, борьба с терроризмом, организованной преступностью, в частности, в сфере распространения наркотиков, делают необходимыми совместные и согласованные действия представителей правоохранительных органов разных стран. Это невозможно без владения иностранным языком в области профессиональной деятельности и наличия определенных профессионально ориентированных социокультурных знаний.

Владение иностранным языком дает будущему правоведу возможность узнать о достижениях и разработках в области юриспруденции в зарубежных странах, знакомиться с

88

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

их опытом работы в правоохранительной деятельности, открывает путь к самосовершенствованию, расширяет возможности профессионального роста и специализации в избранной области.

Для повышения профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка большое значение имеет правильно организованный учебный процесс, содержание учебного материала, его направленность и методы изучения, а также формы взаимодействия преподавателя и студентов. При изучении иностранного языка в вузе, особенно на 2-м этапе, акцент делается на чтении как виде речевой деятельности, что в дальнейшем способствует реализации профессиональных способностей будущего юриста. При этом студент должен овладеть всеми видами чтения, особенно - просмотрового и изучающего. На занятиях по иностранному языку студенты читают, переводят, обсуждают разнообразные тексты по юридической специальности: учебные тексты, аутентичные тексты юридических актов (Конституции, законов, судебных решений, завещаний, договоров), тексты по юриспруденции теоретико-практического характера (тексты из энциклопедий, справочников), медиа-тексты по государственно-правовой тематике (статьи из газет, журналов, материалы из Интернета), художественные тексты, обладающие правовым потенциалом (рассказы, отрывки из романов, повестей и т.п.).

Процесс понимания профессионально значимой информации требует от студентов умения быстро находить информацию по интересующей теме, давать оценку прочитанному. Они также учатся находить по формальным признакам главное, второстепенное, прогнозировать по заголовку текста его содержание, характеризовать действия героев в правовой ситуации, выражать свое отношение к описываемым событиям. Результатом процесса чтения и понимания юридических текстов могут быть перевод на русский язык, анкетирование, реферирование.

Перечисленные умения являются универсальными, они помогут будущим выпускникам добывать нужную информацию, оперировать большими объемами текстов научного и профессионального содержания, что даст возможность расширять профессиональные знания, непрерывно профессионально саморазвиваться. Все это в итоге ведет к повышению профессиональной компетентности [1].

В ходе иноязычной подготовки студенты

овладевают не только самим иностранным языком, но и приемами работы над специальной иностранной литературой, терминологией и специфическими для зарубежного опыта понятиями. Данные навыки впоследствии также будут использованы ими как средство получения дополнительной информации по специальности, повышения своей квалификации.

В процессе изучения иностранного языка у студентов развиваются также такие умения иноязычного общения, как говорение и аудирование (участие в диалоге или беседе профессионального характера, владение умением монологического высказывания).

Для формирования и развития умений и навыков в устной речи в пределах изученной тематики для профессионального повседневного общения преподавателем должен быть подобран соответствующий материал, желательно при этом применять наглядный материал. Организация ролевого ситуативного общения, участие в беседах, дискуссиях, семинарах, конференциях по правовым проблемам вырабатывают у будущих юристов такие профессиональные качества, как умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, объяснять, выражать согласие или несогласие, аргументировать собственную позицию, умение использовать выразительные языковые средства, применять технику речи (громкость, темп), мимику, жесты и т.д.

Возможности иностранного языка в свете повышения профессиональной компетентности проявляется также в процессе развития навыков социального взаимодействия, так как коммуникативная компетенция формируется через общение студентов между собой и с преподавателем. В ходе обсуждения учебного материала студенты обмениваются мыслями, мнениями, эмоциями, учатся высказывать свое отношение к происходящему. Это способствует развитию у будущих правоведов мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, необходимых в профессиональной деятельности. В ходе диалогического общения у студентов вырабатываются умения слушать себя и других, а следовательно, умения оценки и самооценки, самокоррекции результата деятельности [2]. Знание иностранного языка будущему специалисту потребуется в ходе устной деятельности для обеспечения обмена информацией в ситуациях обсуждения проблем профессионального характера на конференциях, семинарах, встречах, в процессе научного сотрудничества.

Для всех юридических профессий ха-

рактерен творческий аспект труда. При поиске истины в уголовном судопроизводстве от следователя, прокурора, адвоката, судьи требуются такие качества, как человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир других людей. Процесс обучения иностранному языку должен способствовать формированию у будущих правоведов потребностей и способностей понимать чужую точку зрения на научные и профессиональные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений [3].

Повышению профессиональной компетентности в процессе изучения иностранного языка способствует и приобретение профессионально ориентированных социокультурных знаний. Студенты знакомятся с культурой страны изучаемого языка, получают сведения из социальной, политической, государственно-правовой областей, о духовных и материальных ценностях людей страны изучаемого языка, сравнивают свою и чужую культуру. Все это является основой для формирования таких ценностных ориентиров, как убежденность, патриотизм, интернационализм, толерантность и т.д.

Таким образом, для развития личностных качеств, способствующих готовности обучаемых к выполнению будущей профес-

сиональной деятельности, должен быть организован соответствующий учебно-воспитательный процесс. Нужно подбирать для изучения профессионально ориентированный учебный материал, связанный по своей тематике с содержанием основных специальных дисциплин, применять соответствующие методы преподавания. Для формирования необходимых моральных и служеб-но-значимых качеств, развития интеллектуальных способностей, психологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности у иностранного языка есть свои еще недостаточно используемые ресурсы.

Список литературы

1. Ильчинская Е.П. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе изучения иностранного языка. // Высшее образование сегодня. М., 2008. №11. С. 90.

2. Колотуша Е.Э. Профессиональная направленность курсантов-пограничников в процессе обучения иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2008. №4. С. 85.

3. Сухова Е.Е. Профилизация обучения студентов-юристов иностранному языку как фактор повышения их профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2004. № 2. С. 5.

ГУЩИН Вячеслав Алексеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

GUSCHIN, Vyacheslav Alekseevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 140.8

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Т.Н. Евграфова

Посвящено феномену одиночества, являющегося предметом внимания философов и психологов, рассмотрен поход к пониманию этого явления на разных этапах развития человеческого общества. Утверждается мысль, что в современном обществе человек ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным - общество, не может быть счастливым, если человек одинок и несчастен.

Ключевые слова: современное общество; человек; феномен одиночества; коммуникация.

T.N. Evgrafova. THE SOCIO-PHILOSOPfflCAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF LONELINESS IN THE MODERN WORLD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.