Научная статья на тему 'Роль иудаизма и сионизма в создании государства Израиль (страницы истории)'

Роль иудаизма и сионизма в создании государства Израиль (страницы истории) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2797
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИУДАИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / СИОНИЗМ / ПАЛЕСТИНА / JUDAISM / NATIONALISM / JEWISH QUESTION / SPIRITUAL REVIVAL / ZIONISM / PALESTINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терехов М. А.

Статья посвящена вопросу формирования идеологии еврейского национального движения. Автор обращает особое внимание на территориальный аспект концепции еврейского государства, сложившийся в ортодоксальном иудаизме, а также на религиозный и политический компоненты идеологии движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF JUDAISM AND ZI ONISM IN THE CREATION OF ISRAEL: PAGES IN HISTORY

The article is devoted to the question of the Jewish national movement's ideology formation. The author gives special attention to the territorial aspect of the Jewish state concept, developed in the Orthodox Judaism, as well as religious and political components of the movement's ideology.

Текст научной работы на тему «Роль иудаизма и сионизма в создании государства Израиль (страницы истории)»

УДК 94 (569.4)

РОЛЬ ИУДАИЗМА И СИОНИЗМА В СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ (СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)

© 2009 М.А. Терехов

Московский гуманитарный университет

Поступила в редакцию 22.12.2008

Статья посвящена вопросу формирования идеологии еврейского национального движения. Автор обращает особое внимание на территориальный аспект концепции еврейского государства, сложившийся в ортодоксальном иудаизме, а также на религиозный и политический компоненты идеологии движения.

Ключевые слова: иудаизм, национализм, еврейский вопрос, духовное возрождение, сионизм, Палестина.

В историю Европы Нового времени XIX в. вошел как эпоха значительных перемен в политической и социально-экономической жизни населения, а также как эпоха активизации национальных движений. С момента разрушения Иерусалима - столицы мятежной провинции Иудеи - римлянами и утраты евреями своего национального государства прошло почти две тысячи лет, в течение которых еврейская нация существовала как система общин, разбросанных по всему миру. Значительная часть из них проживала в Европе, но вплоть до XIX в., в силу ментальных и социально-экономических факторов, не имела возможности интегрироваться в европейское общество в странах своего проживания. Французская революция конца XVIII в. стала своего рода рубежом, за которым стала прорисовываться перспектива культурной, политической и экономической интеграции представителей еврейской национальности в европейское общество. В "Декларации прав человека и гражданина" отразился принцип свободы религиозных убеждений. Эмансипация еврейского населения стала постепенно распространяться в странах Западной и Центральной Европы.

Однако подобная интеграция в культурном аспекте требовала также и смены парадигмы традиционного еврейского менталитета, сформировавшегося в условиях примата религиозных установок и замкнутости общины. Тенденции философии Просвещения стали проявляться в еврейском обществе в виде попыток реформирования традиционного уклада жизни, получившего название "Хаскала" - Просвещение. Знаменитый идеолог еврейского Просвещения Мозес Мендельсон отмечал несоответствие между содержанием молитв - стремлением к возвращению в Сион1 и сознательным стремлением сво-

Терехов Михаил Андреевич, аспирант кафедры истории. E-mail: mellow@mail.ru

их современников стать постоянными жителями в странах своего пребывания. Будучи формально консерватором, Мендельсон не предлагал изменений в молитвенных текстах. Но у его последователей не было подобных предрассудков, и, выбирая между традицией и тем, что казалось им разумным, они пошли против традиции2. Израильский исследователь, проф. Ш. Эт-тингер замечает, что "...еврейское Просвещение было движением, охватившим лишь незначительное меньшинство народа. В течение продолжительного периода оно не пользовалось общественной поддержкой...Оно впервые обнаружило корни той проблемы, которая с течением времени превратилась в вопрос первостепенной важности для значительной части еврейства, а затем и для всего народа. Сущность ее заключалась в поисках путей к тому, чтобы еврей мог оставаться евреем в обществе."3.

Национальное движение в Европе затронуло и еврейское население. Стремление евреев к возрождению своей национальной родины, в духовном аспекте получившее выражение как "возвращение в Сион", находило свое обоснование в священных текстах иудаизма. Знаменитый патриарх Авраам4 вел кочевой образ жизни и путь его странствования, который привел его в землю современного Израиля и Палестины, объясняется в священных текстах как последовательная реализация божественной воли. Именно земля, определенная территория, оказывается первым и главным условием созидания будущей нации, которая должна была перейти к оседлой жизни5. Перекочевывая с места на место, Авраам все ж поселился близ Хеврона, войдя в военный союз с главами местных хеттских родов и именно там заключил союз с Богом6, залогом которого оказалась вся земля древней области Кнаан7. После смерти своей жены Авраам выкупил у хеттов землю и пещеру близ Хеврона

для основания родовой гробницы8. Внук Авраама - Яаков-Израиль также получает божественное обещание права на владение землей Кнаана9. В период вторжения древнеизраильского племенного союза в древний Кнаан, вождь племенного союза израильтян Моше предлагает группе племен союза оставить за ними территорию на восточном берегу р. Иордан, где был построен ряд израильских укрепленных городов, в обмен на оказание военной помощи союзу и сохранение его единства в процессе заселения всей территории к западу от Иордана10. Границы заселения территории Кнаана, в соответствии с божественной волей, детально прописаны в священных текстах : " ...южная сторона будет у вас от пустыни Цин, что рядом с Эдомом, и будет у вас южная граница от края Мертвого моря к востоку. И повернет у вас граница от юга к Маале-Акрабим, и перейдет к Цину, и будет выход ее к югу от Кадеш-Барнеа, и пойдет к Хацар-Адару, и пройдет к Ацмону. И повернет граница от Ацмона к потоку Египетскому, и будет выход ее к морю. Граница же западная: будет у вас Великое море границей...А это будет у вас северной границей: от Великого моря отметьте ее к горе Хор. От горы Хор отметьте ее по дороге в Хамат, и будет выход границы к Цдаду. И пойдет граница к Зифрону, и будет выход ее к Хацар-Эйна-ну...И отметьте себе восточную границу, от Хацар-Эйнана до Шфама. И спустится граница отШфа-ма в Ривлу, к востоку от Аина, и спустится граница, и коснется побережья моря Кинерет с востока. И спустится граница к Иордану, и будет выход ее к Мертвому морю. Это будет страна ваша в границах ее со всех сторон"11. Таким образом, территориальные рамки будущего израильского государства оказались жестко зафиксированы и освящены божественным предписанием.

Около 300 лет спустя древнеизраильские племена перешли к оседлому образу жизни в Кнаане, но продолжали вести войны с коалициями местных племен. Второй и самый известный израильский царь Давид, прославившийся в войнах с филистимлянами и резиденция которого располагалась в Хевроне, в пределах территории, отведенной израильскому племени Иехуды, завоевал город Йерушалаим или Йевус, называвшийся по имени племени йевусеев, владевшим городом Иерусалимом на тот момент : "...взял Давид крепость Цийон - это город Давида... И жил Давид в крепости, потому назвали ее - город Давида. И отстроил он город кругом - от Милло и по всей округе..."12. Цийон или Сион становится цитаделью древнеизраильской государственности, политическим и духовным национальным центром. Именно с именем царя Давида связано оформление особого статуса Иеру-

салима. Во время сильной вспышки эпидемии чумы по всей стране, Давид, движимый религиозным чувством, выкупает за большую цену землю для возведения будущего храма у Орнана из племени йевусеев13. Сын Давида - царь Шело-мо или Соломон, построил храм, ставший единственным местом для богослужения израильтян: "И начал Шеломо строить дом Господень в Йеру-шалаиме, на горе Морийа, где Господь явился Давиду, отцу его, на месте, которое подготовил Давид, где было гумно Орнана Йевусеянина"14. Священная гора в стране Морийа упоминается еще в повествовании об Аврааме, когда он подвергся испытанию верности божественной воле15.

Таким образом, родовое предание, вплетавшееся в канонические религиозные тексты, с самого начала подчеркивает особый, священный статус территории в пределах Иерусалима и Хеврона, а также подчеркивает наличие не только божественного обетования, но и юридического права на обладание этими территориями посредством денежного выкупа. Священные тексты иудаизма становятся источником не только религиозного сознания, но и условием самоидентификации нации. Конкретная территория, освященная преданием и служащая залогом союза с Израилем со стороны Бога в обмен на соблюдение особого гражданского и религиозного кодекса в традиции иудаизма оказывается неотделимой от еврейского национализма. Именно этот аспект приобретал в ходе ассимиляции и эмансипации евреев Европы в XIX в. черты трудноразрешимой проблемы.

На фоне активизации национализма в Европе "еврейский вопрос" получал развитие на качественно новом уровне. Несмотря на успешное внедрение евреев в европейскую культуру, эмансипация в социально-экономической сфере вызывала трудности. Средние слои европейской буржуазии препятствовали доступу евреев в купеческие гильдии и ремесленные цехи. Это отношение "не только препятствовало еврейской буржуазии включиться в соответствующую ей социальную среду, но даже заставило ее вернуться к своим собственным, издавна сложившимся народным общественным учреждениям"16. Несомненно, волна национализма не могла не затронуть еврейское население Европы, причем первыми идеологами национального еврейского движения оказались именно люди - выходцы из религиозной среды. Уже в 1830 - е гг. рабби Иехуда Алкалай в Сербии и рабби Цви-Хирш Калишер в Восточной Пруссии стали выступать в прессе с предложениями возвращения евреев на историческую родину. В 1843 г. Алкалай опубликовал произведение под названием "Третье избавление", в котором он доказывал необходи-

мость переселения евреев на историческую родину их собственными усилиями, не дожидаясь прихода Мессии : ".каждый день мы молимся : И да увидим мы своими глазами. как вернешься Ты, по милосердию Своему в Сион. На ком же будет покоиться Божественное присутствие? Разве на палках да камнях? И потому, как первый шаг к Избавлению душ наших, должны мы побудить хотя бы двадцать две тысячи единоплеменников возвратиться в Святую Землю."17. Алкалай предполагал, что можно выкупить Святую Землю у турок, апеллируя к священному писанию : "Иаков...благополучно пришел в город Сихем.и купил часть поля, на котором раскинул шатер свой. Мы должны спросить: почему Иаков купил эту землю?...Очевидно, он совершил этот поступок, дабы преподать урок своим потомкам: земли в Эрец-Исраэль должны быть выкуплены у нееврейских владельцев. Мы, как народ, можем воистину называться Израилем лишь в земле Израиля"18. В попытке разрешить кризис традиции, Алкалай формулирует два вида возвращения в Сион: личное и общее. Личное возвращение подразумевало обращение еврея к религиозной традиции, а общее - возвращение всего Израиля в землю предков19. По его мнению, избавление должно начаться с усилий самих евреев, которые должны организоваться и объединиться, избрать вождей и покинуть страны рассеяния : "Создание международного еврейского органа уже само по себе есть шаг к Избавлению, ибо из этой организации возникнет полномочная ассамблея старейшин, а из старейшин явится Мессия, сын Йосефов...необходимо, чтобы старейшины были людьми великих дос-тоинств.дабы народ Господа перестал быть, точно овцы без пастыря. Избавление зависит от этого"20. Таким образом, Алкалай впервые говорит о создании международной политической организации, которая руководила бы еврейским национальным движением и занималась хозяйственным освоением и заселением исторической родины.

Калишер также подчеркивает особую связь евреев со Святой Землей. Его сионистские идеи получили развитие после того, как в 1860 г. доктор Хаим Лурье организовал во Франкфурте-на-Одере Общество для поощрения еврейского по-селенчества в Святой Земле. В 1866 г. он создал группу, приобретшую земли для создания поселения в окрестностях Яффо, а также, его усилия побудили Альянс21 основать в 1870 г. в Палестине сельскохозяйственную школу22. В 1862 г. Ка-лишер опубликовал свое произведение "Стремление к Сиону". Подчеркивая необходимость переселения евреев собственными усилиями, он также формулирует тезис о святости труда на Святой Земле: ".я предлагаю создать организа-

цию для поощрения поселенчества в Святой Земле, целью которой будет приобретение и обработка полей и виноградников. Подобный план станет лучом надежды для тех, кто живет теперь в Эрец-Исраэль в нищете и голоде. Скудное вспомоществование, собираемое для них со всего еврейского мира, недостаточно, чтобы избавить их от голода...великое преимущество земледельческих поселений состоит в том, что мы сможем соблюдать религиозные заповеди, относящиеся к обработке земли в Эрец-Исраэль. Евреи, наблюдающие за теми, кто будет непосредственно исполнять работы, будут тем самым участвовать в обработке земли и потому иметь тот же статус, как если бы они самолично исполняли заповеди"23.

В том же 1862 г. было опубликовано произведение Моше Гесса "Рим и Иерусалим", в котором автор попытался синтезировать еврейское духовное наследие с социалистическим мировоззрением, которое, однако, в работах Гесса приобрело не столько политический, сколько национальный и гуманистический характер : "В антинациональных теоретических, гуманистических стремлениях я вижу, мягко выражаясь, больше идеализма, чем реальных перспектив. Современное национальное движение отнюдь не исключает гуманизма. Напротив, оно предполагает гуманизм, ибо является здоровой реакцией не на сами гуманистические устремления, но на их крайности и уродства, на нивелирующие тенденции современной индустрии и цивилизации, грозящие убить всякий стихийный жизненный импульс с помощью неодушевленного механизма... в жизни, как и в науке, люди зашли так далеко, что отрицают творческое, типичное. Лишь против такого посягательства на святая святых творческой жизни выступают национальные движения нашего времени, и только во имя борьбы с ними взываю я к стихийной народной силе в иудаизме"24. Гесс полагал, что возвращение евреев на историческую родину призвано осуществить особую духовную и просветительскую миссию, основы которой заложены в философии иудаизма : "Мысль о моей национальности, неотделимая от наследственной доли моих отцов, от Святой страны и Вечного города, этой колыбели веры в Божественное единство жизни и в грядущий братский союз всех людей...Словно животворная магистраль, соединяющая три части света, вы должны принести цивилизацию первобытным народностям, и познакомить их с европейскими науками, которыми вы овладели во всем богатстве. Вы должны стать посредниками между Европой и отдаленнейшей Ази-ей."25. По мнению Гесса национальное возрождение приведет к естественному духовному воз-

рождению иудаизма: "Лишь в национальном возрождении религиозный гений евреев обретет вновь священный дух пророков, подобно великану, который, коснувшись материнской земли, черпает из нее новые силы"26. Таким образом, религиозный и национальный аспекты в работах первых идеологов еврейского национального движения приобрели черты взаимозависимости.

Существенную роль в развитии еврейского национального движения сыграла активизация общественных еврейских организаций в Восточной Европе, вызванная тяжелым положением восточно-европейских евреев. В 1870-1880-е гг. в Российской империи прокатилась волна антиеврейских погромов. В общественном сознании укоренялся образ еврея-капиталиста, который на бытовом уровне подпитывался прочно укоренившейся юдофобией. Погромы 1880-х гг. способствовали распространению в Восточной Европе обществ Ховевей-Цион - палестинофилов. Эти общества не только призывали к освоению исторической родины, но и выступали уже с предложениями политического характера - создания еврейского государства в Палестине. В 1882 г. врач Лев Пинскер издал брошюру "Автоэмансипация - призыв русского еврея к своим соплеменникам". Он пришел к выводу, что евреи в России и во всех странах обречены всегда оставаться чужими, не имея возможности ассимилироваться и поэтому евреи должны стать нацией27. Причем духовная связь евреев с древней родиной, религиозный аспект, на взгляд Пинскера, являлись вторичными по отношению к национальным устремлениям.

Деятельность палестинофильских обществ по поддержке колонизации Палестины, однако, встречала серьезные трудности в условиях турецкого владычества, и оптимизм еврейских поселенцев зачастую не выдерживал столкновений с суровой реальностью. Один из самых знаменитых идеологов еврейского национального движения Ашер Гинцберг, известный под литературным псевдонимом Ахад-ха-Ам, в своих произведениях ищет сам источник еврейского национализма и выступает с критикой идеологии палестинофильского движения: "...наш идеал вступил в новую форму развития: он воплотился в палестинском колонизационном движении и принял характер практического дела. теперь он, после одержанной им победы, лишился своей притягательной силы, причем даже сторонники его как бы приуныли духом и ни к чему более уже не стремятся, кроме как к дальнейшему сохранению уже существующих немногих и убогих колоний. Но даже это их скромное стремление не осуществляется. Кто может предсказать, к чему все это приведет?"28. Ахад-ха-Ам

констатирует тот факт, что в еврейском национальном движении существует раскол между тремя лагерями относительно источника национальной самоидентификации. Представители религиозного лагеря движения отождествляли национальность и вероисповедание, западный лагерь движения отвергал обоснование национализма в религии, причислял себя к культуре западного общества, а восточный лагерь делал вывод, что существует особый еврейский национальный дух, который не исчерпывается одной религиозной верой. Ахад-ха-Ам считал, что существуют духовные национальные обязанности, имеющие силу для всех, для верующих и неверующих одинаково29. Он разделяет понятия о религии и этике иудаизма, видя именно в ней перманентный источник национального духа. Причем он замечает, что "под облачением религии скрыта наиболее важная область национальной жизни - национальная этика, проистекающая из духа народа и его исторической жизни."30. Идеалом национального духа он считал Моисея, а целью еврейского национализма -культурное и моральное возрождение народа. На наш взгляд, тезис об этике иудаизма должен был заменить религиозную концепцию в целях объединить различные течения в национальном движении в условиях кризиса традиции, растущего антисемитизма и отсутствия перспектив политического решения проблемы возрождения еврейского государства.

Палестинофильское движение, вбиравшее в свои ряды также и леворадикальные элементы, не находило поддержки у евреев Западной Европы, находившихся в более благоприятных условиях. Однако волна антисемитизма коснулась и толерантной Франции. Яркий представитель еврейской интеллигенции западного лагеря, корреспондент венской газеты Теодор Герцль оказался потрясен процессом над офицером еврейского происхождения Дрейфусом, обвиненном в государственной измене. Герцль обосновывал необходимость политического решения вопроса о возрождении еврейского государства и утверждал необходимость авторитетного руководства и самостоятельной еврейской политики, т.е. образовании централизованной международной еврейской политической организации. В 1896 г. он опубликовал брошюру "Еврейское государство: опыт новейшего разрешения еврейского вопроса". На взгляд Герцля, необязательно насильственно менять род занятий и делать из всех евреев исключительно крестьян: колонизационная деятельность в своей сложившейся форме не в состоянии решить еврейский вопрос31. По плану, предложенному Герцлем, евреям следовало выделить какую-либо территорию для самосто-

ятельного управления и предоставить евреям и их организациям позаботиться о ее развитии самим. Эти вопросом могла бы заняться какая-либо европейская держава. Для реализации плана необходимо было создать две организации: Еврейский союз как законодательный орган и Еврейское общество как исполнительный. Еврейский союз оказался бы зерном государства и его выражением на данном этапе, а в ведении Общества оказалось бы также и развитие промышленности. Общество планировалось как акционерное учреждение, по образцу английских, и могло вместе с тем подчиняться и законам Англии и быть под ее покровительством32. Благодаря усилиям малоимущих еврейских колонистов создалась бы основа для притока средних, более зажиточных иммигрантов, который, по словам Герцля, "пошел бы на смену во главе со средним интеллигентом, имеющимся у нас в большом избытке" и как "более энергичный, конечно, достигнет лучшего в новой стране"33. В еврейском государстве Герцля подразумевалась свобода вероисповедания, а территориальный аспект предполагал даже выбор территории между Палестиной и Аргентиной. Характерно, что Герцль, признавая историческое значение Палестины для евреев, был поглощен именно реалистическими политическими соображениями. Он предполагал, что Турция могла бы согласиться отдать эту территорию в обмен на финансовую помощь, а для европейских стран еврейское государство стало бы оплотом и стражем христианских святынь34.

Идея Герцля вызвала интерес среди западного и восточного еврейства. Мартин Бубер, политический оппонент Герцля, заявлял, что "День мирового сионизма" будет днем пробуждения самосознания, но будет обсуждаться не идея, а дело35. Возникшее политическое движение он назвал сионизмом. По мнению израильского исследователя Г. Шимони, план Герцля был своего рода утопией, порожденной бедственным состоянием евреев Европы, современным уровнем развития технологии, и уверенностью автора в том, что в создании еврейского государства заинтересован весь мир36. В 1897 г. в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, сплотивший все течения еврейского национального движения и была создана Всемирная сионистская организация, чьим председателем был избран Герцль. Ведущие европейские державы - Великобритания, Германия и Россия, а также США отнеслись благожелательно к новому политическому движению37. Сионизм как политическое движение просуществовал до 1948 г. - провозглашения государства Израиль и реализовал национальную задачу.

Формирование идеологии сионизма в XIX в. проходило, на наш взгляд, под влиянием различных факторов. В первой трети века толчком к развитию национального движения послужил подъем национализма в Европе, а источником идеологии стали религиозные догматы, на основе которых определялась национальность. Освященное родовое предание обосновывало не только историческое право на обладание конкретной территорией, но и наличие особой духовной связи с нею. Поиск источника национальной самоидентификации в условиях кризиса традиции приводил к появлению идеи существования национального духа как попытке сохранить единство движения. Под влиянием проблем социально-экономического и политического развития европейских стран и усиления антисемитизма идеология еврейского национального движения претерпела изменения, в ходе которых религиозные установки отошли на второй план и наметился переход к политической основе движения. Политический сионизм появился на фоне новых исторических реалий - империалистической борьбы государств, и план Герцля оказался попыткой интеграции в международную политику. Именно концепция политического сионизма позволила реализовать задачу национального возрождения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сион в традиции иудаизма - название храмовой горы в Иерусалиме. - Прим. автора.

2 Кац, Яков. Кризис традиции на пороге Нового времени / Яков Кац; Пер с иврита М. Вайскопфа. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1991. - С.289-290.

3 Эттингер, Ш. Еврейские общины в Центральной и Западной Европе. Расцвет Просвещения // История еврейского народа / Под ред. Ш. Эттингера. - Москва-Иерусалим, 2002. - С. 363-364.

4 В соответствии с иудаистической традицией - основоположник концепции монотеизма и предок древнеиз-раильских племен. - Прим. автора.

5 Брейшит. - 12:7 / Под ред. проф. Г. Брановера. - Иерусалим: Шамир, 1990. - С. 155.

6 Там же. - 14:13; 17: 4-10. - С. 171-173; 197-199.

7 Территория современного Израиля и Палестины. -Прим. автора.

8 Брейшит. - 23: 4-20 - С. 273-279.

9 Там же. - 28:13 - С. 353.

10 Бемидбар. - 32: 20-42 / Под ред. проф. Г. Брановера. -Иерусалим: Шамир, 1993. - С. 351-355.

11 Там же. - 34: 3-12 - С. 369-371.

12 Диврей Айамим I. - 11:5-8 // Кетувим / Ред. перевода Давид Йосефон. - Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1978.

- С. 303.

13 Там же. - 21: 15-26 - С.319.

14 Диврей Айамим II. - 3: 1 // Кетувим / Ред. переводаДавид Йосефон. - Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1978.- С. 337.

15 Брейшит. - 22: 2-14 - С.255-259.

16 Эттингер, Ш. Еврейская ассимиляция в XIX в. // История еврейского народа / Под ред. Ш. Эттингера.

- Москва-Иерусалим, 2002. - С.401.

17 Алкалай, Иехуда рабби. Третье избавление // Сионизм в контексте истории. Хрестоматия. - В 2кн. - Кн.1. -Иерусалим: Библиотека-Алия, 1993. - С.161.

18 Там же. - С.161-162.

19 Там же.

20 Там же. - С.164.

21 Альянс (Alliance Israélite Universelle) - Всемирный еврейский союз. Основан в Париже в 1860 г. для оказания помощи евреям во всем мире. Первая современная международная еврейская организация, заложившая основы еврейской дипломатии, стремившаяся улучшить социальное и правовое положение евреев. Альянс основал в разных частях света школы, учительские семинарии, коммерческие училища. - Прим. автора.

22 Херцберг, Артур. Рабби Цви Хирш Калишер // Сионизм в контексте истории. - С.167.

23 Калишер, Цви-Хирш рабби. Стремление к Сиону // Сионизм в контексте истории. - С. 172-173.

24 Гесс, Моше. Рим и Иерусалим // Сионизм в контексте истории. - С.193-195.

25 Там же. - С. 177, 201.

26 Там же. - С.184.

27 Pinsker, Leon. Auto-Emancipation: An Appeal To His People // http://www.geocities.com/Vienna/6640/zion/pinsker

28 Ахад-ха-Ам. Не тем путем / Пер. с иврита Х. Гринберга // Избранные сочинения. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1991. - С.14-15.

29 Ахад-ха-Ам. Национальная этика / Пер. с иврита И. Румера // Избранные сочинения. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1991. - С.118-120.

30 Там же. - С.129.

31 Герцль, Теодор. Еврейское государство: опыт новейшего разрешения еврейского вопроса / Избранное. -Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990. - С.30.

32 Там же. - С.44.

33 Там же. - С.39, 81.

34 Там же. - С.42-41.

35 Buber, Martin. The First Buber : youthful Zionist writings of Martin Buber / Edited and translated from the German by Gilya G. Schmidt. 1st ed. - N.Y.: Syracuse University Press, 1999. - Р 111.

36 Shimoni, Gideon. The Zionist ideology / Gideon Shimoni.-Hanover: University Press of New England, 1995. - Р94.

37 Nordau, Max. Address at the Sixth Zionist Congress // http://www.geocities.com/Vienna/6640/zion/nordau

THE ROLE OF JUDAISM AND ZI ONISM IN THE CREATION OF ISRAEL: PAGES IN HISTORY

© 2009 M.A. Terekhov

Moscow Humanities University

The article is devoted to the question of the Jewish national movement's ideology formation. The author gives special attention to the territorial aspect of the Jewish state concept, developed in the Orthodox Judaism, as well as religious and political components of the movement's ideology Key words : judaism, nationalism, Jewish question, spiritual revival, Zionism, Palestine.

Mikhail Terekhov, Graduate Student, History Department. Email: mellow@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.