УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 2, ч. 1 Гуманитарные науки 2009
ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ СТРАН ВОСТОКА
УДК 569.4+323.1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ПАЛЕСТИНЫ В ПЕРИОД БРИТАНСКОГО МАНДАТА (1922-1948)
Р. Р. Сулейманов
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования еврейских политических институтов в предгосударственный период. Рассматривается процесс создания инфраструктуры будущего государства Израиль в Палестине в период ее нахождения под мандатом Великобритании (1922-1948). В статье уделено внимание истории появления политических органов еврейской общины и их взаимоотношениям с мандатной администрацией.
Ключевые слова: сионизм, евреи, Палестина, британский мандат, еврейская община, политические институты, Всемирная сионистская организация, Израиль.
С окончанием Первой мировой войны Великобритания овладела обширными территориями бывшей Османской империи. Под власть Лондона попала и Палестина, которая с 1920 года находилась под британским мандатом. Еще в 1917 г. министром иностранных дел Артуром Бальфуром была отправлена телеграмма Лайонелу Ротшильду, получившая название «декларации Бальфура». Согласно Декларации Бальфура, Великобритания «относится благосклонно к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа», что дало мощный толчок, в конечном счете, для формирования в регионе политических институтов будущего еврейского государства (независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 года с окончанием британского мандата) [16, с. 76].
После установления мандатной администрации в Палестине англичане стали всецело взаимодействовать со структурами еврейской и арабской общин для полноценного управления регионом. Свою задачу еврейская община видела в расширении иммиграции в Палестину максимально большего количества евреев, для того, чтобы создать демографический перевес в свою пользу. В дальнейшем это открывало возможности превращения «национального очага» в национальное государство, чего и не скрывали деятели сионистского движения [1, с. 138].
Политические институты еврейской общины охватывали все сферы жизни общества. Так, например, созданная в 1920 г. Федерация трудящихся Эрец-Исраэль (Гистадрут) занималась не только защитой интересов еврейских трудящихся,
но и брала на себя обеспечение сферы здравоохранения, образования и культуры. Еврейское Агентство как филиал Всемирной сионистской организации занималось вопросами репатриации и абсорбции еврейских иммигрантов в Палестине, расселением по ее территории и созданием новых поселений. Собрание депутатов было своеобразным парламентом еврейского ишува. Созванное впервые в 1920 г., оно признавалось как политический орган еврейской общины английской администрацией с 1928 года, когда было принято Уложение о еврейской общине [20, с. 124]. И хотя лидеры еврейского ишува настаивали на том, чтобы общинные учреждения, созданные сионистами, признавались как единственные представители еврейского населения Палестины, британская администрация отказалась от этого, мотивируя это тем, что членство в органах ишува является добровольным, а это значит, что любой еврей мог напрямую обратиться к британской администрации без посредничества институтов ишува [22, р. 67]. Собрание депутатов избирало Национальный комитет - исполнительный орган, который брал на себя обязанности исполнения решений Собрания депутатов. В силу своей многочисленности Национальный комитет превращался в громоздкую структуру, что вынуждало его избрать из своей среды Правление (Ваад леуми), которое выполняло текущую работу [18, с. 134].
Вопросами гражданского судопроизводства внутри еврейской общины занимался Верховный раввинат, чьи права признавались англичанами согласно Уставу об организации религиозных общин 1926 года.
Англичане координировали свою работу по вопросам колонизации Палестины со Всемирной сионистской организацией, политический отдел которой признавался как министерство иностранных дел сионистов [6, с. 78].
В период британского мандата сионистские лидеры настаивали на создании еврейских военных формирований для защиты поселений от нападений арабов, которые имели место быть в 1921, 1929 и особенно в 1936-1939 гг., когда Палестину охватили погромы [5, с. 41]. Нелегально еврейские вооруженные формирования уже были созданы, однако стоял вопрос о легализации их деятельности. Признание Хаганы (Оборона) - одной из военных организаций еврейской общины - произошло в 1941 году, когда стояла угроза возможного вторжения немецкой армии Э. Роммеля в Палестину. Именно тогда британская администрация начала координировать свою деятельность с еврейскими военными формированиями. Это объяснялось и тем, что палестинские арабы были настроены в годы Второй мировой войны прогермански (стоит сказать, что верховный муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни в годы войны находился в Берлине, поддерживал прямые контакты с Адольфом Гитлером, способствовал созданию мусульманских коллаборационистских формирований в составе вермахта) [9, с. 81].
В 1920-е годы британская администрация выработала свой механизм работы с институтами еврейской общины. Так, за Всемирной сионистской организацией англичанами признавались полномочия в экономических и административных вопросах жизни еврейской общины, а за Национальным комитетом была закреплена роль поддержания функционирования повседневной жизни ишу-ва. Стоит также сказать, что Всемирная сионистская организация имела право предоставления разрешения на въезд в Палестину [19, с. 57].
Таким образом, Великобритания стремилась всячески взаимодействовать с политическими институтами еврейской общины для полноценного управления подмандатной ей Палестины. Существование и поддержка органов ишува позволяли англичанам не только управлять еврейским сектором региона, но и, придерживаясь принципа «разделяй и властвуй», умело направлять социальный протест арабского населения Палестины в национальное русло против еврейской общины, при этом самим оставаться в глазах первых нейтральным участником исторических событий [23, р. 457].
Отношение лидеров еврейского и арабского национальных движений к изменениям в политике Великобритании в отношении Палестины/Эрец-Исраэль было и оставалось весьма различным. Сионистские организации с болью и горечью констатировали изменения в британской политике, но каждый раз, пусть и с оговорками, принимали новую политику и продолжали конструктивное сотрудничество с мандатными властями, надеясь добиться максимум того, что было достижимо в складывающейся ситуации. Арабские националисты, со своей стороны, раз за разом отвергали все компромиссные предложения англичан, требуя создания арабского государства на всей без исключения территории Палестины [7, с. 34].
Подобное отношение сторон отчетливо проявилось уже в их реакциях на «Белую книгу Черчилля»: Исполнительный комитет Сионистской организации неохотно согласился с изложенной в ней политической программой, тогда как лидеры палестинских арабов полностью отвергли ее. Так продолжалось на всем протяжении британского мандата: арабские волнения приводили к созданию комиссий по расследованию, выводы которой заставляли Лондон корректировать свою палестинскую политику, все дальше и дальше отходя от принципов Декларации Бальфура. После инициированных арабами в августе 1929 г. беспорядков в Иерусалиме и Хевроне, в ходе которых были убиты и ранены более пятисот евреев (порядок был восстановлен только благодаря прибытию английского военного подкрепления из Египта, вызванного Верховным комиссаром сэром Гарри Чарльзом Луком) Британия направила в Палестину Комиссию по расследованию во главе с судьей сэром Вальтером Шоу. В отчете, поданном Комиссией Шоу британскому правительству, утверждалось, что основной причиной «ненависти и вражды», которую арабы испытывают к евреям, является еврейская репатриация и приобретение сионистами арабских земель. Летом 1930 г. похожий отчет был составлен по просьбе британского правительства и отставным офицером сэром Джоном Хоуп-Симпсоном. В августе 1930 г. правительство Великобритании, основываясь на этих отчетах, опубликовало «Белую книгу Пасфильда» (названную по имени тогдашнего министра колоний Сиднея Уэбба, лорда Пасфильда), значительно ограничившую еврейскую иммиграцию. Арабское восстание 1936-1937 гг. привело к созданию новой комиссии - на этот раз ее возглавил лорд Эрл Пиль, но наибольшим влиянием пользовался в ней оксфордский профессор Реджиналд Купленд. Комиссия заслушала более ста тридцати свидетелей, среди которых были как евреи, так и арабы. Отчет комиссии, опубликованный в июле 1937 г., призывал к разделу Палестины на два государства: еврейское и арабское. Небольшая часть территории, а именно коридор, соединяющий Иерусалим с Яффо, должен был остаться под британским
контролем. Хотя этот план предусматривал создание арабского государства на 85% территории Палестины/Эрец-Исраэль, лидеры еврейской общины приняли, а арабские представители категорически отвергли его [15, с. 69]. В 1938 году для того, чтобы умиротворить растущее арабское недовольство британским правлением в Палестине, правительство назначило новую комиссию - на этот раз во главе с сэром Джоном Вудхэдом - для проверки осуществимости плана раздела Палестины согласно рекомендациям комиссии Пиля. В отчете, опубликованном осенью 1938 г., Комиссия Вудхэда констатировала, что из-за сопротивления арабов идее раздела Палестины, осуществить его не представляется возможным. Год спустя началась вторая мировая война, и палестинский вопрос сошел с повестки дня. После окончания войны, в 1947 г., новый план раздела Палестины/Эрец-Исраэль был предложен полномочной комиссией ООН; и он был, хоть и с тяжелым сердцем, принят еврейской общиной - и отвергнут палестинскими арабами [21, с. 105-106].
Прекрасно понимая, что одномоментный процесс провозглашения суверенитета еврейского государства невозможен в силу того, что в Палестине нет элементарных учреждений, которые возьмутся за выполнение функций государства, сионисты принялись за создание институтов собственного будущего государства: в 1920 г. были осуществлены выборы в Национальное собрание, ставшее своеобразным парламентом еврейской общины; из его рядов был сформирован Национальный комитет, выполнявший в какой-то степени функции правительства; Всемирная сионистская организация, чей основной офис находился в Лондоне, также брала на себя функции правительства; ее исполнительный комитет - Еврейское Агентство - занимался вопросами иммиграции в Палестину и абсорбции на новом месте; Верховный раввинат закрепил за собой судебные функции (в основном, занимался вопросами гражданского судопроизводства; уголовные преступления рассматривали британские суды); в 1920-е годы начинается процесс формирования нелегальных вооруженных формирований у евреев, предназначенных для отражения атак палестинских арабов на еврейские поселения [14, с. 56]; в 1920 г. создается Всеобщая конфедерация трудящихся (Гистадрут) - профсоюз, который будет заниматься социальными проблемами [11, с. 56]; наконец, в Палестине евреи организуют различные политические партии, которые также берут на себя различные общественноэкономические функции, не говоря уже о политических [13, с. 231].
Однако наряду с этим пестрым набором функций, которые брали на себя политические институты еврейской общины, в их задачи входило создание культуры непросто еврейского народа, а новой нации, которой предстоит построить свое государство [4, с. 234]. Будущий первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион считал, что «с целью сохранения единства евреев всего мира Израиль, прежде всего, должен заняться распространением еврейского образования, которое имеет также значительные элементы воспитания. Передача детям и молодежи знаний языка иврит и духовных ценностей талмудического иудаизма будет содействовать поддержанию единства Израиля и диаспоры» [8, с. 167].
В начале периода британского правления в Палестине действовала единая система образования на языке иврит, однако около 20% детей учились в школах с углубленным преподаванием религиозных дисциплин. На Лондонской
конференции сионистов в 1920 г. партия Мизрахи (партия ортодоксальных евреев) получила в свои руки контроль над религиозным образованием. Таким образом, наряду с общим образовательным направлением возникло религиозное направление. В 1926 г. получило признание также так называемое «рабочее направление», объединяющее школы Гистадрута и курируемое социалистическими партиями. Накануне второй мировой войны 57% учащихся ивритоязычной системы образования посещали учебные заведения «общего направления», 25% - религиозного, а 18% - школы «рабочего направления» [17, с. 127].
Наряду со средним образованием в Палестине существовало высшее образование. 24 апреля 1918 г. был заложен фундамент еврейского университета в Иерусалиме на горе Скопус, а в апреле 1925 г. состоялась церемония его торжественного открытия. Однако, помимо Иерусалимского университета, в Палестине имелся и технический вуз в Хайфе - Технион. Он был создан немецко-еврейским обществом «Эзра» в 1912 г. В период первой мировой войны строительство Техниона замедлилось, поэтому он был открыт для студентов лишь в 1924 г. Изначально он был предназначен для подготовки инженеров. Более того, преподавание в нем первоначально велось на немецком языке. В Технионе было 4 факультета: строительства, архитектуры, механики и электротехники [10, с. 78].
Важным на протяжении всего британского мандата оставался вопрос об обороне сельскохозяйственных поселений от нередких нападений со стороны арабов. Поэтому сельская кооперация в еврейской общине решала также проблему обороны, а не только выполняла функцию средства защиты трудящихся от притеснений ростовщического капитала. Поэтому созданная в 1920 г. Хагана (Оборона) как вооруженное формирование осуществляла защиту поселенцев от атак арабов. При этом взаимодействие между поселенцами и бойцами Хаганы носило взаимовыгодный характер: Хагана обороняла поселения, а его члены сами несли в этой армии боевую подготовку [2, с. 45].
Создание полноценной инфраструктуры будущего государства позволило после провозглашения его независимости 14 мая 1948 года автоматически превратить политические институты общины в государственные, что можно рассматривать как одну из причин победы молодого еврейского государства в первой арабо-израильской войне 1948-1949 гг. [3, с. 221] Поскольку палестинские арабы не создали своих политических органов, несмотря на то, что Великобритания предоставила всем этноконфессиональным общинам для этого равные возможности, это и отложило процесс создания основ палестинской государственности на полвека, пока не была в 1993 г. создана Палестинская администрация во главе с Ясиром Арафатом. Возможность создания государственной инфраструктуры была использована только евреями. Благодаря этому еврейская община Палестины сформировала за 26-летний период британского мандата (1922-1948 гг.) политические институты своего национального государства, что позволило с приобретением суверенитета появиться новой стране на Ближнем Востоке.
Summary
R.R. Suleymanov. Political Self-Organization of Jewish Community in Palestine during British Mandate (1922-1948).
The article views formation of Jewish political institutes in pre-state period. Creation of future Israeli infrastructure in Palestine is considered in period of its presence under mandate of Great Britain (1922-1948). Attention is given to the history of Jewish community political bodies’ appearance and relations with mandatory administration.
Key words: Zionism, Jews, Palestine, the Great Britain, British mandate, the Jewish community, political institutes, the World Zionist Organization, Israel.
Литература
1. Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли / Пер. с иврита. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1983. - 253 с.
2. Алон И. Хагана // Арабо-израильские войны. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 463 с.
3. Баки-Колодный Р. Если ты пойдешь со мною... / Пер. с иврита. - М.: Мосты культуры, 2002. - 233 с.
4. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Биография: в 2 кн. / Пер. с иврита. - Иерусалим, 1991. -Кн. 1. - 342 с.
5. Барталь И. Еврейский национализм: выдумка или аксиома? / Пер. с иврита А. Эпштейна, Н. Хеймец // Вестник Еврейского Университета. - № 5 (23). - 2001. -С. 34-57.
6. Вейцман X. В поисках пути / Пер. с англ. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1983. -341 с.
7. Гасратян С.М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX - XX веков. Из предыстории Государства Израиль. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999. - 340 с.
8. Корнилов А.А. Меч и плуг Давида Бен-Гуриона. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Н.Н. Лобачевского, 1996. - 189 с.
9. Косач Г.Г. Интернациональный вариант решения национальной проблемы: палестинские коммунисты между двумя мировыми войнами // Косач Г.Г. Красный флаг над Ближним Востоком? Компартии Египта, Палестины, Сирии и Ливана в 20-е -30-е годы. - М.: Ин-т стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. -С. 57-95.
10. Лакер В. История сионизма / Пер. с англ. - М.: Крон-пресс, 2000. - 289 с.
11. Меир Г. Моя жизнь / Пер. с иврита. - Чимкент, 1997. - 521 с.
12. Рубинштейн А. От Герцля до Рабина и дальше. Сто лет сионизма / Пер. с иврита. -Минск: МЕТ, 2000. - 360 с.
13. Сакер Г. История Израиля: от возникновения сионизма до создания государства Израиль. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994. - 341 с.
14. Слуцкий И. Хагана - еврейская боевая организация в Эрец-Исраэль / Пер. с иврита. -Иерусалим: Библиотека-Алия, 1978 - 1979. - 421 с.
15. Усова Е. Национальная идея Государства Израиль // Полития. - 2004. - № 2 (33). -С. 57-78.
16. Халамиш А. Иерусалим в период британского мандата // Иерусалим в веках. - Тель-Авив: Открытый ун-т Израиля, 1998. - Кн. 10. - С. 37-94.
17. ХаламишА. От «национального очага» - к государству: Еврейская община Палестины / Пер. с иврита. - Тель-Авив: Открытый ун-т Израиля, 2006. - Т. 1. - 346 с.
18. Хоровиц Д., Лиссак М. От ишува к государству // Власть и политика в Государстве Израиль / Пер. с иврита. - Тель-Авив: Открытый ун-т Израиля, 1997. - Кн. 1. -С. 44-71.
19. Шапира А. Берл. Биография / Пер. с иврита. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1987. -430 с.
20. Штереншис М. История государства Израиль, 1896-2002. - Герцлия, 2003. - 784 с.
21. Эпштейн А., Урицкий М. Правление Британской империи в Палестине (1917-1948): между евреями и арабами // Космополис. Журн. мировой политики. - № 1 (11). -2005. - С. 98-109.
22. Mitchell Cohen. Zion and State: Nation, Class, and the Shaping of Modern Israel. -N. Y.: Columbia University Press, 1992. - 345 р.
23. Tom Segev. One Palestine, complete: Jews and Arabs under the British Mandate. - N. Y., 1999. - 560 р.
Поступила в редакцию 28.10.08
Сулейманов Раис Равкатович - аспирант кафедры новой и новейшей истории Казанского государственного университета.
E-mail: rais.suleymanov@rambler.ru