Научная статья на тему 'Роль инвестиционных проектов в развитии сырьевой базы Сибири'

Роль инвестиционных проектов в развитии сырьевой базы Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ИНВЕСТИЦИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО МСБ / TERRITORY / LARGE-SCALE INVESTMENT PROJECTS / RESOURCE POTENTIAL / RAW-MATERIAL BASE / INVESTMENTS / REHABILITATION OF MINERAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамахатова Рэста Тусунбековна

В настоящее время основной проблемой развития минерально-сырьевой базы в регионах России является нехватка инвестиций. Они необходимы для поддержания нормального воспроизводственного процесса в базовых отраслях народного хозяйства, гармоничного сбалансированного развития регионов России. В статье рассмотрена взаимосвязь развитие отдельных ресурсных территорий, в частности регионов Востока России, с возможностью реализации на их территории крупномасштабных инвестиционных проектов так или иначе влияющих на освоение ресурсного потенциала. Будь то сооружение ГЭС, трубопроводных мощностей, развитие добычи природных ресурсов, повсеместно анонсируется прирост ВРП, налоговые отчисления, рост занятости в регионе в результате реализации таких инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамахатова Рэста Тусунбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the main problem of development of mineral resources in Russia’s regions is a shortage of investments. They are necessary to support normal reproduction processes in key branches of the national economy, the harmonious balanced development of Russia’s regions. The paper discusses the interrelation between developments of certain resource territories, in particular regions of the East of Russia, and possibilities to realize large-scale investment projects in their territories anyway influencing the development of resource potential. Whether it is the construction of a hydroelectric power station, pipeline capacities, or development of production of natural resources, GRP increment, tax liabilities, and job growth in a region as a result of realization of such initiatives are everywhere announced.

Текст научной работы на тему «Роль инвестиционных проектов в развитии сырьевой базы Сибири»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ V СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Прикладная физическая подготовка, здоровьесбережение, оздоровительная аэробика,

физическая нагрузка, функциональная готовность, студенты.

Решение насущной и актуальной проблемы профессионально-прикладной физической подготовки студентов должно, по мнению авторов статьи, занимать одно из ведущих мест в образовательной деятельности высших учебных заведений. Для ее полного и качественного решения, авторами предлагается использовать в учебном процессе по физической культуре методики применения средств оздоровительной аэробики здоровьесберегающей направленности. Применение данных средств и методов позволит будущим специалистам эффективно овладеть необходимыми для дальнейшей трудовой деятельности прикладными двигательными навыками, повысить уровень своей функциональной готовности к будущим физическим нагрузкам и укрепить здоровье.

Сегодня все большее число специалистов в области педагогического образования и воспитания личности привлекают внимание общественности к проблемам формирования и развития у студентов профессиональных компетенций. Данные компетенции жизненно необходимы выпускнику вуза для качественной и успешной профессиональной деятельности. По мнению многих авторов, одним из обязательных условий для формирования данных компетенций будет являться наличие у молодых специалистов определенного уровня психофизической готовности к тем видам нагрузки, которые могут встретиться им непосредственно в их трудовой деятельности. Важную роль в формировании необходимого профессионального уровня выпускников должна сыграть их качественная профессионально-приклад-ная физическая подготовка. Согласно определению, профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Характеризуется она достижениями высокопроизводительного труда в избранной профессии и предупреждением профессиональных заболеваний, профилактикой травматизма, обеспечением профессионального долголетия [Муллер и др., 2011, с. 141]. К сожалению, авторы статьи вынуждены отметить, что вопросы физической подготовленности студента к будущей профессии не относятся к числу первоочередных. Довольно значительное количество авторов, пишущих о формировании ключевых и значимых профессиональных компетенций, просто обходят вопросы физической подготовки специалиста к последующей трудовой деятельности стороной или не уделяют им должного внимания. Следует отметить, что и сами будущие специалисты не считают приоритетом для успешной профессиональной карьеры свою физическую подготовку. Так, по данным исследований Е.В. Валяевой, среди факторов жизненного успеха, которые абитуриенты и выпускники старших классов школы отметили как приоритетные, здоровье и физическое совершенство занимают лишь 9 место ([Валяева, 2011,

с. 13], табл. 1) заметно уступая, например, дружеским или родственным связям. Можно заметить, что и в большинстве вузов в учебном процессе по дисциплине «физическая культура» профессионально-прикладная физическая подготовка представлена крайне слабо или отсутствует совсем.

Таблица 1

Факторы жизненного успеха, по мнению выпускников 9-11 классов

(по данным Е.В. Валяевой)

№ п / п Значимые факторы Ранговое место

1 Личная активность, целеустремленность, постоянный поиск 1

2 Наличие и поддержка друзей, родственные связи 2

3 Интеллектуальные способности 3

4 Образование, профессионализм, компетентность 4

5 Трудолюбие, самоусовершенствование 5

6 Благоприятный микроклимат в семье 6

7 Постоянное самообразование 7

8 Предприимчивость и практицизм 8

9 Здоровье и физическое совершенство 9

10 Привлекательность и обаяние 10

11 Деньги и материальное благополучие И

12 Жизненные обстоятельства, случайность 12

13 Протекция влиятельных знакомых 13

Л.А. Бартновская отмечает, что одной из проблем физического воспитания является ориентация студентов на получение зачета по предмету, а не формирование у них необходимых профессиональных навыков и компетенций [Бартновская, 2011, с. 33]. Итак, отсутствие необходимых мотиваций у молодежи и недостаточный качественный уровень обучения в высшей школе формируют актуальность данной работы.

Анализируя литературные источники, авторы обратили внимание на следующую тенденцию: подавляющее большинство исследователей данной проблемы предлагают для повышения уровня прикладной физической подготовки использовать студентам различных специальностей совершенно разные по своей структуре, динамике и характеру выполнения комплексы физических упражнений. Считается, что в процессе общей физической подготовки невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность [Муллер и др., 2011, с. 142]. Не соглашаясь с данным утверждением, авторы за теоретическую основу взяли работы Р.Т. Раевского и Л.А. Волкова. Р.Т. Раевский утверждает, что стабильное физическое состояние и эффективное функционирование организма человека, без которого не мыслится здоровье, остаются важнейшей предпосылкой устойчиво высокой пло-

дотворности любого профессионального труда [Раевский, 1985, с. 12]. Л.А. Волков в своих исследованиях подробно описывает классификацию профессиональных групп трудящихся в зависимости от условий труда и требуемых профессиональных навыков ([Волков, 2011, с. 182], табл. 2).

Таблица 2

Классификация психофизических качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности

(по данным А.Л. Волкова)

Профессиональная группа Характер трудовой деятельности Профессии Психофизические качества, необходимые для успешной трудовой деятельности

Профессии умственного труда Творческий, умственный, управленческий труд Студенты, преподаватели, офисные работники, управленцы и т. д. Психофизическая устойчивость и общая выносливость

Водители Управление движущимися машинами Водители автотранспорта, машинисты локомотивов И Т. д. Быстрота реакции, общая выносливость, координация

Монтаж, наладка и ремонт оборудования Установка, сборка и обслуживание различных приборов и оборудования Слесари, электромонтеры, монтажники и т. д. Сила, общая выносливость, устойчивость, чувство равновесия

Профессии станочного профиля Работа на различных промышленных станках Токари, фрезеровщики, ткачихи И Т. д. Общая выносливость, сила, внимание

Поточно-конвейерное производство Монотонная двигательная деятельность Работники конвейера Общая выносливость, быстрота, внимание, координация движений

Профессии повышенной точности движений Сборка изделий из мелких деталей Чертежники, ювелиры, обувщики И Т. д. Внимание, точность движений, общая выносливость

Профессии, связанные со специфическими условиями труда Тяжелый физический труд, зачастую связанный с «вредным» производством Шахтеры, литейщики, строители и т. д. Сила, общая выносливость, равновесие, гибкость, подвижность, координация

В данной работе присутствует интересное наблюдение о том, что успешная трудовая деятельность лиц различных профессий в большей степени зависит от уровня их общей выносливости, невзирая на характер и особенности их трудовой деятельности.

Опираясь на вышеизложенное, авторами было принято решение провести в течение года, педагогический эксперимент со студентами III курса Сибирского федерального университета, обучающимися на различных специальностях (институт архитектуры и дизайна, институт нефти и газа, институт филологии и языковой коммуникации). Целью эксперимента было повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов без нарушения их здоровья. Согласно общепринятой теории, студенты данных институтов должны совершенствовать различные прикладные двигательные навыки (нефтяники — силу и выносливость, дизайнеры — внимание и точность движений, филологи — психофизическую устойчивость). Новизна же данного исследования состоит в том, что

авторы для формирования качественного уровня профессионально-прикладной физической подготовки студентов различных специальностей использовали разработанный ими комплекс физических упражнений аэробной направленности с учетом методик здоровьесбережения обучающихся. Основу комплекса составили занятия оздоровительной аэробикой как наиболее подходящие, по мнению авторов, для развития общей выносливости. Одновременно с этим планировалось решать задачи по развитию других психофизических качеств (силы, гибкости, координации, внимания, точности и т. д.) с помощью специально подобранных упражнений. Средства и методы формирования психофизических качеств, необходимых для успешной профессиональной трудовой деятельности, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Формирование психофизических качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности, на занятиях оздоровительной аэробикой

Психофизические качества Применяемые средства и методы

Сила Выполнение большого количества повторов с гимнастическими гантелями, работа с утяжелителями, гимнастическими палками, «бодигардами» и т. д. Статическое удержание своего тела в различных упорах

Общая и специальная выносливость Выполнение большего числа движений за меньшую единицу времени, увеличение темпа выполнения упражнений, повышение интенсивности занятия, работа на беговых дорожках или велот-ренажерах

Гибкость, координация и равновесие Удержание своего тела в положении неустойчивого равновесия, потягивания, вращательные движения тела, повороты, подскоки с использованием музыкального сопровождения и т. д.

Точность и внимание Коллективное выполнение двигательных действий в общем режиме и темпе, частая смена выполняемых движений по заданию преподавателя, повторение на оценку, только что показанных или разученных элементов или связок

Психофизическая устойчивость Дыхательная гимнастика и упражнения релаксационного характера с использованием подходящего музыкального сопровождения.

Ловкость и быстрота Выполнение заданий преподавателя в максимальном темпе, в течение короткого промежутка времени, быстрая смена выполняемых движений. Применение специальных подручных гимнастических предметов (обручей, мячей, скакалок и т. д.)

Отдельное внимание при проведении педагогического эксперимента авторы уделили вопросам здоровьесбережения будущих специалистов. Здоровьесберега-ющая направленность проводимых занятий выражалась в привлечении методик контроля над уровнем получаемой занимающимися студентами физической нагрузки. В ходе работы были использованы методические рекомендации таких известных ученых в области спортивной тренировки профессиональных спортсменов, как А.И. Завьялов и Д.Г. Миндиашвили, о взаимосвязи ЧСС и мощности выполняемой работы, которая у большинства людей имеет линейный характер вплоть до пульса 170—180 уд. / мин. [Завьялов, Миндиашвили, 1996, с. 53]. Также широко применялись разработки одного из авторов статьи по организации контроля над уровнем нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой [Осипов, 2012, с. 98]. Суть всех представленных методик — в организации занятий по физической

культуре со студентами таким образом, чтобы все физические упражнения выполнялись студентами с заданной ЧСС (разминка 130—140 уд. / мин., основная часть 160—170 уд. / мин.). Тогда занимающиеся получат максимальный тренировочный эффект без нарушения здоровья, так как объемы получаемой нагрузки будут соответствовать их функциональному состоянию.

К занятиям в экспериментальных группах допускались только те студенты, у которых перед началом занятия фиксировалась ЧСС без отклонений. Если наблюдались какие-то отклонения, то такие студенты допускались лишь на разминку. Объективным критерием уменьшения нагрузки или прекращения занятия было появление ЧСС более 180 уд. / мин. как возможного варианта перегрузки при выполнении заданий преподавателя.

Перед началом исследований и после окончания эксперимента, студенты экспериментальных и контрольных групп прошли специальное тестирование, позволяющее определить их уровень функциональной готовности к физическим нагрузкам. Был проведен специальный тест — 30 приседаний за максимально короткое время. Фиксировались ЧСС, артериальное давление (а также дополнительно с помощью таблиц А.И. Завьялова систолический и минутный объемы крови). Результаты показывают, что в конце эксперимента частота сердцебиений незначительно понизилась во всех группах. Также незначительные изменения произошли с показателями артериального давления и систолического объема. Зато показатели минутного объема крови у студентов экспериментальных групп всех специальностей по сравнению с контрольными группами достоверно уменьшились (Р<0,05) с 5,5±0,4 л / мин. до 4,8±0,3 л / мин. (ИНиГ), с 5,3±0,8 л / мин. до 4,8±0,4 л / мин. (ИАиД), с 5,4±0,5 л / мин. до 4,9±0,7 л / мин. (ИФиЯК).

Эти данные свидетельствуют о том, что уровень функциональной готовности студентов экспериментальных групп к физическим нагрузкам достоверно выше. Следовательно, в плане повышения функций здоровьесбережения эксперимент можно признать успешным. А если принять во внимание, что функциональная готовность к физическим нагрузкам для большинства людей является важным фактором достижения высокопроизводительного труда и эффективным средством достижения профессионального долголетия и предупреждения профессиональных заболеваний, то эксперимент можно признать успешным и в плане повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Экспериментальные данные о гемодинамических показателях студентов всех групп, принимавших участие в эксперименте, представлены в табл. 4.

Результаты данных исследований, позволяют авторам сделать следующие выводы.

1. По мнению авторов работы, процесс подготовки будущего специалиста в высших учебных заведениях нуждается в привлечении новых образовательных методик формирования необходимых профессиональных качеств и навыков, которые должны качественно повысить эффективность учебных занятий у студентов. Так, использование методики контроля над уровнем физической нагрузки А.И. Завьялова позволило достоверно повысить уровень функциональной готовности исследуемых студентов всех экспериментальных групп к нагрузкам, которые могут встретиться в их дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Для формирования высокого уровня психофизической готовности к последующим в дальнейшей трудовой деятельности профессиональным нагрузкам на каждом учебном занятии следует использовать предложенные авторами комплексы аэробных физических упражнений достаточной интенсивности, стараясь повышать ЧСС до 170—180 уд. / мин., с обязательным контролем над уровнем получаемой студентами нагрузки.

Таблица 4

Гемодинамические показатели исследуемых студентов экспериментальных и контрольных групп (институт нефти и газа (ИНиГ), институт архитектуры и дизайна (ИАиД), институт филологии и языковой коммуникации (ИфиЯК)) в покое до и после окончания эксперимента

Группа До или после эксперимента Статист, символы чсс, уд. / мин. Артер. дав л., мм рт.ст. Объемы крови

сист. диас. СО (мл) МОК (л)

Контрольная (ИНиГ) До эксп. Хср±т 75±2 117±5 75±3 71±5 5,3±0,6

Эксперимент. (ИНиГ) До эксп. Хср±т 74±4 120±4 78±4 75±7 5,5±0,4

Контрольная (ИНиГ) После эксп. Хср±т 72±3 115±5 74±3 70±6 5,1±0,2

Эксперимент. (ИНиГ) После эксп. Хср±т 70±2 124±4 73±6 69±4 4,8±0,3

Контрольная (ИАиД) До эксп. Хср±т 76±4 122±5 73±3 74±5 5,4±0,2

Эксперимент. (ИАиД) До эксп. Хср±т 78±2 115±8 70±6 68±5 5,3±0,3

Контрольная (ИАиД) После эксп. Хср±т 72±5 112±5 70±3 69±2 5,0±0,2

Эксперимент. (ИАиД) После эксп. Хср±т 70±3 HSt6 74±2 68±5 4,8±0,4

Контрольная (ИФиЯК) До эксп. Хср±т 78±2 120±4 71±3 72±8 5,5±0,6

Эксперимент. (ИФиЯК) До эксп. Хср±т 76±4 115±8 70±4 73±6 5,4±0,5

Контрольная (ИФиЯК) После эксп. Хср±т 74±3 115±6 70±2 73±5 5,4±0,3

Эксперимент. (ИФиЯК) После эксп. Хср±т 72±2 116±8 73±2 69±4 4,9±0,7

3. Комплексы физических упражнений и специальных тренировочных заданий должны обязательно включать в себя двигательные действия, направленные на развитие всех психофизических качеств, которые могут встретиться студентам в последующей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Бартновская JI.A. Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраня-ющего образования студентов специальной медицинской группы вуза // Вестник КГ11У им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17). Т. 1: Психолого-педагогические науки. С. 33-39.

2. Валяева Е.В. Представления учащихся старших классов о факторах, обеспечивающих жизненный успех // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4 (18). С. 11-18.

3. Волков A.JL Классификация профессионально-прикладной физической подготовки трудящихся // Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения: материалы Всероссийской науч. — практич. конф. / под ред. И.Л. Левиной. Новокузнецк, 2011. С. 180-185.

4. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пособие. Красноярск: КГТ1У, 1996. 128 с.

5. Муллер А.Б. и др. Физическая культура студента: учеб. пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 172 с.

6. Осипов А.Ю., Тимофеев, A.B., Вапаева A.B. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы средствами оздоровительной аэробики // Вестник КГ11У им. В.П. Астафьева. 2012. № 1 (19). С. 97-99.

7. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.