Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания'

Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / HEALTH PROTECTION / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / COMPETENCE / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Гольм Людмила Анатольевна, Михайлова Светлана Александровна

Сегодня большое количество выпускников высших учебных заведений имеют различные заболевания, что, несомненно, сказывается на их последующей профессиональной деятельности. Исправить сложившуюся ситуацию могут правильно сформированные профессиональные компетенции. Основная роль в формировании необходимых компетенций должна принадлежать, по мнению авторов, кафедрам физической культуры вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Гольм Людмила Анатольевна, Михайлова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания»

тем дисциплины (Кк.р), показатели качества дисциплины в целом (Ккд) и показатели удовлетворенности потребителя (КкП), т.е. преподавателя, который будет читать последующую дисциплину. Естественно, что показатели удовлетворенности должны разрабатываться с участием этого преподавателя. Кроме того, показатели Ккд должны быть не хуже, чем показатели КкП.

Таким образом, основная ответственность за формирование процесса подготовки студента по той или иной специальности лежит на выпускающей кафедре, которая должна выступать в роли «синхронизирующего генератора», обеспечивающего качество подготовки в целом. Выпускающая кафедра является «владельцем» процесса обучения в целом, а его участники - это кафедры, на которых преподаются те или иные дисциплины. Для обеспечения требуемого качества ректорат

обязан делегировать выпускающей кафедре право приобретать ресурсы, необходимые для организации процесса обучения.

Литература

1. ГОСТ Р 52614.2 - 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования».

2. Конституция РФ. - М., 2008.

3. Николаев, Н.С. Синхронизация работы кафедр в процессе обучения / С.Н. Николаев // Вестник ЧГУ. - 2009. -№ 4. - С. 5 - 8.

4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. - М., 1988. - Т. 3.

5. Эббингауз, Г. Ассоциативная психология / Г. Эббин-гауз. - М., 2003.

УДК 796.011.1

А.Ю. Осипов, Л А. Гольм, СА. Михайлова

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сегодня большое количество выпускников высших учебных заведений имеют различные заболевания, что, несомненно, сказывается на их последующей профессиональной деятельности. Исправить сложившуюся ситуацию могут правильно сформированные профессиональные компетенции. Основная роль в формировании необходимых компетенций должна принадлежать, по мнению авторов, кафедрам физической культуры вузов.

Здоровьесбережение, студенты, физическая культура, компетенции, двигательная активность.

Today a large number of graduates of higher educational institutions have different diseases that affect their further professional activity. Correctly formed professional competence can improve the current situation. The role in formation of the necessary competence should belong, in opinion of authors, to the departments of physical culture of the higher education institution.

Health protection, students, physical culture, competence, physical activity.

Введение. На сегодняшний день формирование и развитие у будущих выпускников здоровьесберегающих компетенций является актуальным и социально значимым педагогическим процессом. Доказано, что сохранение и укрепление здоровья специалистов и профессионалов высокого уровня в различных отраслях напрямую влияет на стабильность и результаты их работы. Несомненно, что ведущая роль в данном педагогическом процессе подготовки специалистов должна принадлежать образовательным учреждениям различного типа, в первую очередь, высшим учебным заведениям. В наше время молодой специалист, вышедший из стен вуза, должен в совершенстве владеть всеми необходимыми здоровьесберегающими компетенциями. По мнению Е.А. Юговой, данные компетенции - это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии здоровья. В этот комплекс также входят знания и умения по разработке и использованию действенных программ сохранения своего здоровья, как в быту, так и в профессиональной деятельности [10, с. 214].

К сожалению, вслед за В.К. Бальсевичем авторы вынуждены признать, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях наблюдается недостаток действенных программ здоровьесбережения [1, с. 2]. По оценкам специалистов до 70 % студентов вузов в той или иной мере не являются здоровыми людьми. За последние 10 лет число студентов с отклонениями в состоянии здоровья постоянно увеличивается. Ежегодно по состоянию здоровья в специальные медицинские группы на разных факультетах зачисляют от 10 до 35 % обучающихся. Увеличение роста заболеваемости среди студенческой молодежи отмечают многие ученые, исследующие данную проблему [3, с. 12]. Подобную картину сегодня можно наблюдать практически в каждом высшем учебном заведении, за исключением физкультурноспортивных вузов.

Значительное количество научно-исследовательских работ свидетельствует, что у студентов от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии, и, в первую очередь, это связано с переходом функциональных отклонений в хронические заболевания. Кроме того, на старших курсах отмечается

большой процент вновь возникших морфофункциональных отклонений и снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем. Общий рост заболеваемости старшекурсников происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития и функциональной подготовленности. Активное проявление данных негативных процессов

- резкое увеличение таких важных функциональных показателей, как ЧСС и систолического артериального давления. В первую очередь, данные процессы зависят от особенностей учебной деятельности студентов, которая характеризуется постоянным увеличением объема научной информации и повышением интеллектуальной нагрузки. Основные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и самостоятельные занятия) связаны, в основном, с сидячим образом жизни и составляют в среднем 40 % от суточного бюджета времени. Доля внеклассных занятий физической культурой и спортом не превышает 2 % времени, при наличии свободного времени в среднем около 20 % [9, с. 156].

Эти показатели свидетельствуют, что двигательная недельная нагрузка студентов, даже занимающихся физической культурой в свободное время, не соответствует научно-обоснованным рекомендациям по организации процесса физического воспитания в вузе. На практике занятия по физической культуре не всегда оказывают на студентов должное оздоровительное воздействие, а отсутствие плановых занятий физическими упражнениями на старших курсах приводит к увеличению дефицита двигательной активности у студентов, следовательно, к ухудшению уровня их здоровья. С этим утверждением согласны и другие авторы. Так А.С. Перевозчиков и М.В. Шапошникова утверждают, что увеличение различных психоэмоциональных нагрузок в процессе обучения, неправильный образ жизни, вредные привычки приводят к резкому понижению физических кондиций и ухудшению состояния здоровья. По мнению данных авторов, эту проблему можно решить лишь повышением уровня двигательной активности студентов с помощью регулярных занятий физической культурой

[8, с. 59].

Проблема дефицита двигательной активности у студенческой молодежи неразрывно связана с проблемой формирования устойчивой потребности в активной двигательной деятельности [1, с. 3]. Суть состоит в том, что студентов изначально ориентируют лишь на получение зачета по физической культуре, а не на формирование необходимых для дальнейшей деятельности компетенций [2, с. 33]. Большое значение в решении проблемы мотивации и оздоровления учащихся на занятиях физической культурой должно отводиться активному использованию инновационных подходов и современных оздоровительных направлений в учебном процессе. В сегодняшних условиях для успешной реализации педагогической стратегии формирования и развития у студентов здоровьесберегающих компетенций также необходимо наличие у будущих выпускников эмоционально-ценностных, информационно-познава-

тельных, креативно-деятельностных мотиваций. До-

казано, что лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают более высоким уровнем здоровья, более высокой умственной и физической работоспособностью, более устойчивой психикой, дисциплинированностью и волей, активно участвуют в творческой жизни вузовского коллектива, серьезнее относятся к учебе и работе. Поэтому можно смело утверждать, что физическое воспитание в высших учебных заведениях является одним из основным средств формирования необходимых здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов. Один из путей формирования данных компетенций включает в себя увеличение двигательной активности и повышение уровня физической и функциональной готовности будущих специалистов к нагрузкам, которые могут встретиться в их последующей профессиональной деятельности и обычной жизни [7, с. 253]. К сожалению, исследования показывают, что в настоящее время в системе физического воспитания студентов вузов обозначились процессы снижения эффективности образовательных технологий, направленные на формирование и развитие общих и профессиональных умений и навыков, необходимых для последующей успешной деятельности [4, с. 1334]. Наиболее современным и эффективным направлением по формированию необходимых здоровьесберегающих умений, навыков и компетенций, а также укреплению здоровья студентов, авторам представляется конверсия некоторых спортивных технологий и методик в процесс физического воспитания студентов.

Исходя из анализа многочисленной литературы, посвященной данной тематике, авторы пришли к выводу, что для решения проблемы качественного формирования и развития необходимых здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов необходимо следующее:

а) разработка действенной методики проведения занятий по физической культуре с целью повышения уровня здоровья занимающихся, путем увеличения их двигательной активности и контроля над их функциональным состоянием;

б) повышение эмоционально-ценностных, информационно-познавательных, креативно-деятельностных мотиваций студентов путем их активного участия в выборе и составлении комплексов необходимых физических упражнений.

Материалы и методы. Один из ведущих специалистов в данной области, профессор А.И. Завьялов, уже давно предложил и экспериментально обосновал ряд методик проведения учебно-тренировочных занятий как по физической культуре в различных образовательных учреждениях, так и в ходе спортивных тренировок в различных видах спорта с целью повышения уровня готовности организма к нагрузкам. Некоторые методики были использованы одним из авторов в ходе педагогического эксперимента с группами начинающих борцов самбо, в результате которого была подтверждена их высокая эффективность [6, с. 78]. Особую ценность для авторов статьи представляет положение о проведении учебнотренировочных занятий до достижения ЧСС равной

180 уд./мин [5, с. 140]. Суть данной методики представляет собой организацию занятий со студентами таким образом, чтобы все задания выполнялись занимающимися с определенной ЧСС. После равных промежутков времени, как правило, 5 мин, ЧСС регистрируется снова. В зависимости от полученных результатов выбирается интенсивность дальнейшей нагрузки (увеличение или уменьшение). Следовательно, на каждом учебно-тренировочном занятии студенты выполняют заданный объем нагрузки до достижения определенной частоты сердцебиений и получают максимальный тренировочный эффект без нарушения здоровья, так как объем физической нагрузки соответствует их текущему функциональному состоянию.

Для того чтобы повысить качество формирования у студентов двигательных и здоровьесберегающих компетенций, а также для развития необходимых мотиваций, авторами был проведен педагогический эксперимент с двумя группами студентов Сибирского Федерального Университета, отнесенных по данным врачебного обследования к основной группе. В начале учебного года все студенты прошли врачебное обследование и специальное тестирование, результаты которого позволили определить их готовность к физической нагрузке. Тестирование включало в себя выполнение заданных физических упражнений за определенный промежуток времени (30 приседаний за 30 с). Фиксировались ЧСС, АД, систолический и минутный объемы крови. И контрольная, и экспериментальная группы по итогам обследования и теста не показали достоверных различий. После этого была составлена специальная программа занятий со студентами. Контрольная группа должна была заниматься физической культурой по действующей программе. Программа занятий экспериментальной группы строилась с учетом включения в основную часть занятий упражнений на тредбанах и велотренажерах, выполняемых с заданной интенсивностью. Целью эксперимента являлось формирование необходимых здоровьесберегающих компетенций, путем повышения функциональной готовности студентов к физическим нагрузкам и увеличения уровня их двигательной активности за счет целенаправленного воздействия на организм занимающихся аэробными, циклическими упражнениями по принципу развивающих тренировок «для каждого по способностям». Научная новизна исследования состояла в том, что повышение двигательной активности сту-

дентов экспериментальной группы осуществлялось средствами оздоровительной аэробики с контролем гемодинамических показателей (ЧСС, АД) в течение всего занятия и с использованием комплексов физических упражнений, подобранных и составленных самими студентами, с последующим контролем преподавателя за их выполнением. В программе эксперимента были предусмотрены занятия физическими упражнениями аэробной направленности с регистрацией ЧСС перед занятием, после выполнения заданий преподавателя, по ходу занятия и после его окончания. Следует отметить, что занимающиеся сами осуществляли контроль над всеми необходимыми параметрами, так как вся информация оперативно выводилась на мониторы, которыми были оснащены все используемые в эксперименте тренажеры. При выявлении необходимых кондиций утомления по данным ЧСС, полученным в процессе выполнения физических упражнений, студенту предлагалось прекратить занятие с похвалой от преподавателя за отличную работу. Такой педагогический прием стимулировал других студентов к активному выполнению заданий, повышал эмоциональность и эффективность каждого занятия.

Особо следует отметить, что критерием уменьшения нагрузки или прекращения занятия было появление ЧСС более 180 уд./мин, как возможного варианта перегрузки при выполнении физических упражнений.

Результаты. Через полгода регулярных занятий было проведено повторное обследование и тестирование уровня готовности будущих специалистов к физической нагрузке. Результаты обследования и теста показывают, что частота сердцебиений незначительно понизилась в обеих группах. Также незначительные изменения произошли с показателями артериального давления и систолического объема. Зато показатели минутного объема крови у студентов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, достоверно уменьшились (Р < 0,05) с 5,0 ± 0,4 л/мин до 4,3 ± 0,6 л/мин. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень функциональной готовности студентов экспериментальной группы к физическим нагрузкам достоверно выше. Следовательно, проведенный авторами эксперимент можно признать успешным. Полученные в ходе эксперимента данные о гемодинамических показателях студентов экспериментальной и контрольной групп представлены в табл.

Таблица

Основные гемодинамические показатели студентов исследуемых групп до и после эксперимента

Г руппа Статисти- ческие символы ЧСС уд./мин Артериальное давление (мм рт.ст.) Объемы крови

Сист. Диас. СО (мл) МОК (л)

Контрольная до эксперимента Хср ± т 74 ± 2 112 ± 5 72 ± 3 63 ± 5 4,8 ± 0,6

Экспериментальная до экспримента Хср ± т 76 ± 2 114 ± 5 75 ± 4 65 ± 8 5,0 ± 0,4

Контрольная после экспримента Хср ± т 70 ± 2 116 ± 5 74 ± 3 66 ± 6 4,6 ± 0,8

Экспериментальная после экспримента Хср ± т 70 ± 2 110 ± 4 70 ± 5 62 ± 6 4,3 ± 0,6

Из данных таблицы следует, что такие гемодина-мические показатели как ЧСС, СО, АД по ходу эксперимента претерпели незначительные изменения в обеих группах, а вот показатели МОК у студентов контрольной и экспериментальной групп существенно различаются. Так, в контрольной группе различия между полученными значениями до и после эксперимента не достоверны, а в экспериментальной достоверно уменьшились (Р < 0,05) с 5,0 ± 0,4 до

4,3 ± 0,3 л/мин. Эти данные свидетельствуют о более экономичной и эффективной работе сердечнососудистой системы у студентов экспериментальной группы, увеличении уровня их функциональной готовности к физическим нагрузкам и в известной мере об укреплении уровня здоровья исследуемых студентов.

Обсуждение результатов. По результатам исследований авторы могут утверждать о формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов экспериментальной группы, так как данные компетенции характеризуются как эффективным и качественным применением полученных знаний и умений в практической деятельности, так и сохранением и повышением уровня здоровья, что и выявлено у студентов экспериментальной группы. Отдельно

следует отметить, что студенты активно участвовали в составлении программ занятий путем подбора различных физических упражнений и контроля над уровнем функциональной готовности. Следовательно, можно утверждать, что студенты экспериментальной группы получили необходимые знания и умения по разработке и использованию действенных программ, необходимых для сохранения своего здоровья в быту и профессиональной деятельности. Достигнутые результаты позволяют рекомендовать данную методику проведения занятий по физической культуре у студентов как современное и эффективное средство формирования необходимых здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов.

Выводы. Для наиболее качественного формирования здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов необходимо следующее:

1. Индивидуализация физической нагрузки для всех студентов. На сегодняшний день в связи с различным уровнем физической и технической подготовленности одно и то же упражнение может с легкостью выполняться одним занимающимся и доставить определенные трудности другому. Данная проблема может быть решена путем составления студентами индивидуальных тренировочных заданий с обязательным контролем их выполнения преподавателем.

2. Обязательная регистрация основных гемоди-намических параметров в течение всего учебнотренировочного занятия с целью наиболее полного и качественного контроля над уровнем физической и функциональной готовности организма к нагрузкам. Эксперимент, проведенный со студентами основной

группы обучения, показал достоверное (Р < 0,05) уменьшение такого важного гемодинамического параметра, как МОК - интегрального показателя энергозатрат: переносчика кислорода с 5,0 ± 0,4 до

4,3 ± 0,3 л/мин у студентов экспериментальной группы.

3. Включение в учебную программу по физической культуре разделов, связанных с вопросами формирования и воспитания мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Организация и проведение методико-практических и семинарских занятий по темам: социально-биологические основы физической культуры, средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к психофизическим нагрузкам, основы здорового образа жизни студентов, личностное отношение к своему здоровью и т. д.

В завершение авторы хотят отметить, что для качественного формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов необходим целый ряд комплексных мер, направленных на повышение качества преподавания физической культуры в образовательных учреждениях, совершенствование материально-технической базы занятий, обеспечение студентов и преподавателей необходимой учебно-методической литературой, наличие медицинской и научной поддержки процесса обучения. Лишь при соблюдении всех этих условий, можно говорить о выпускнике вуза как о профессионале, владеющем всеми ключевыми компетенциями, необходимыми для сохранения и укрепления уровня своего здоровья и качественной трудовой деятельности.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006. - № 5. - С. 2 - 6.

2. Бартновская, Л.А. Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза / Л.А. Бартновская // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011.

- Т. 1. - № 3 (17). - С. 33 - 39.

3. Батрымбетова, С.А. Медико-социальная характеристика студентов и научное обоснование концепции охраны здоровья: дис...канд. мед. наук / С. А. Батрымбетова. - М., 2008.

4. Дорошенко, С.А. Спортивно-видовой подход - путь к повышению эффективности процесса физического воспитания в вузе / С.А. Дорошенко // Журнал Сибирского Федерального Университета. Сер.: Гуманитарные науки. -2011.- № 9. - Т. 4. - С. 1334 - 1353.

5. Завьялов, А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов / А.И. Завьялов: дис. ... д-ра пед. наук. - Омск, 1997.

6. Осипов, А.Ю. Повышение уровня функциональной готовности борцов самбо / А.Ю. Осипов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 4 (18) - С.75 - 79.

7. Осипов, А.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов средствами совре-

менной педагогики // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск, 2012. - С. 252

- 254.

8. Перевозчиков, А.С. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов / А.С. Перевозчиков, М.В. Шапошникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 1. - С. 59 - 61.

9. Серебряков, Г. О. Анализ заболеваемости и физкультурной активности студентов вуза / Г.О. Серебряков, В.Н. Егоров // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации / под ред. Е.Д. Грязевой. - Тула, 2011. - С. 155

- 157.

10. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза / Е.А. Югова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - Т. 1. - № 3 (17). - С. 213 - 217.

УДК 51 (075)

АА. Рахимов

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В данной работе рассматривается роль самостоятельной работы студента при обучении высшей математике в кредитной системе обучения. Определена актуальность работы. Приведены типы самостоятельных работ по уровню сложности, а также примерные варианты заданий самостоятельной работы по курсу математического анализа.

Кредитная система, уровень сложности, самостоятельная аудиторная работа, внеаудиторная работа, индивидуализация заданий.

The paper considers the role of independent work of the student when teaching higher mathematics in the credit system of education. The topicality of the problem is defined in the article. The types of independent work on the level of complexity and approximate variants of tasks on mathematical analysis are given in the work.

Credit system, level of complexity, independent classroom work, extracurricular work, individualization of tasks.

Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе, средством самоорганизации и самодисциплины студентов в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками [2].

Как известно, при кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной работы непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента (СРС). Если в традиционной системе обучения самостоятельная работа занимает одну третью часть от общей трудоемкости изучаемого курса обучения, то при кредитной системе обучения она составляет две трети части. Поэтому в условиях кредитной технологии СРС становится одним из главных резервов повышения качества обучения и подготовки будущих специалистов.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

- аудиторную,

- внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию [3]. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В структуре самостоятельной работы можно выделить следующие компоненты: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [4].

Эффективность организации самостоятельной работы студентов во многом зависит от соблюдения таких дидактических принципов ее организации, как: систематичность и последовательность, активность, индивидуальный подход, доступность, наглядность, научно-обоснованный расчет времени и дозировки домашних заданий. Для правильного и эффективного планирования и организации СРС необходимо:

- обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов;

- определить виды и формы заданий СРС в начале семестра;

- разработать эффективные формы контроля;

- установить график консультаций и приема СРС

[5].

С учетом того, что занятия по высшей математике носят сугубо практический характер, необходимо продумать систему СРС, дополняющую и совершенствующую сформированные на занятиях навыков и умений.

Для правильной и эффективной организации СРС большое значение имеют следующие условия:

- подготовленность преподавателей к эффективной организации самостоятельной работы по кредитной системе обучения;

- наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.