Роль инвестиционного паспорта в формировании эффективной региональной инвестиционной политики
С.С. Лукоянчев, соискатель, Технологический институт - филиал Ульяновской ГСХА
В последнее десятилетие обострилась проблема обеспеченности сельского хозяйства средствами производства, так как стоимость основных фондов данной отрасли экономики (тракторов, комбайнов, механизмов и машин) очень велика [1, 2]. Для предприятий агропромышленного комплекса жизненно необходимо периодически обновлять средства производства, что можно сделать либо за счёт амортизационных отчислений, либо за счёт свободных активов, в т.ч. денежных средств — инвестиций [3].
Основополагающим элементом формирования эффективной инвестиционной политики АПК в области привлечения инвестиций в основной капитал в современных социальноэкономических условиях может выступать инвестиционный паспорт конкретного региона. Инвестиционный паспорт является оптимальным средством, демонстрирующим инвестиционный потенциал АПК региона и содержащим информацию по всем вопросам, интересующим инвестора.
Инвестиционный паспорт — это информационно-аналитическая система, разработанная с учётом потребностей инвестора и содержащая исчерпывающую информацию об инвестиционном климате региона.
Инвестиционный паспорт — картографическая поддержка инвестора. Отсутствие даже части требуемых данных заставляет потенциального инвестора затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы на поиск информации, а в ряде случаев ведёт и к отказу от работы в данном регионе.
Таким образом, мы можем дать следующее определение инвестиционного паспорта конкретного региона — это комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. Разрабатывая паспорт, необходимо досконально разобраться и проинвентаризировать все возможные ресурсы, которые находятся на его территории. В этом заключается главный смысл — не зная до конца, чем располагает то или иное муниципальное образование региона, трудно определиться с тем, что надо сделать, чтобы заставить работать все его ресурсы.
Цель работы инвестиционного паспорта — не просто освещение ситуации в регионе, а содей-
ствие привлечению инвестиций. Поэтому предпочтителен так называемый рекламный подход.
Для выполнения данной задачи необходимо:
1) организовать периодический сбор достоверной статистической информации о состоянии экономики и инвестиционной активности субъекта;
2) определить инвестиционную политику в регионе на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
3) определить потенциально возможные объекты для инвестирования на территории региона;
4) оценить возможные затраты и ожидаемые результаты, а также способы участия администрации региона и отдельно взятых муниципальных образований;
5) организовать систему взаимосвязи всех уровней местной власти с инвесторами и носителями потенциального бизнеса и идей;
6) демонстрация потенциальным инвесторам отличительных особенностей региона с точки зрения инвестиционной привлекательности.
Поэтапные мероприятия в рамках подготовки инвестиционного паспорта соответственно должны включать:
— разработку нормативно-правовой базы для создания информационной базы данных по муниципальной недвижимости;
— подготовку постановлений и распоряжений, необходимых для проведения границ земельных участков и кадастровой оценки муниципальных земель и недвижимости;
— разработку мероприятий по муниципальной поддержке действующих предприятий района, осуществляющих инвестиционные программы.
Административные и организационные функции по разработке инвестиционного паспорта должны быть возложены на региональные вузы, НИИ, а функционирование — на министерство экономики региона.
При составлении инвестиционного паспорта необходимо придерживаться следующих требований. Должны быть отражены положительная инвестиционная история региона, опыт успешного сотрудничества инвесторов и администрации, результаты активного взаимодействия местной и региональной администрации в области инвестиций.
Размещение информации об инвестиционном паспорте и ссылки на его сайт должны быть на всех сайтах администрации региона и муниципальных образований, на сайтах обще-
ственных объединений предпринимателей. Так, для составления «Инвестиционного паспорта Ульяновской области» таковыми являются сайты министерств экономики (http://econom73.ru) и труда и социального развития (http://sobes73.ru) Ульяновской области, губернатора и правительства Ульяновской области (http://ulgov.ru), администрации города Ульяновска ^Ир^/Ытепа. га); министерства здравоохранения Ульяновской области (http://www.med.ulgov.ru); официальный интернет-портал министерства сельского хозяйства Ульяновской области (http://agro-ul.ru).
Одним из условий успешной деятельности инвесторов в регионе должна стать система их обеспечения необходимой информацией, имеющей отношение к инвестициям. В отношении информационной открытости по теме инвестиций нужно создать специализированный информационный сайт для инвестора.
Нами была разработана структура интернет-сайта «Инвестиционный паспорт Ульяновской области» (рис. 1). Считаем её универсальной и рекомендуем к применению в других регионах.
Мы полагаем, информационный сайт «Инвестиционный паспорт» должен являться частью специального электронного информационного ресурса конкретного региона. Появление сайта даёт сигнал инвестору, что его ждут, готовятся к приёму инвестиций, думают над тем, что необ-
ходимо сделать для улучшения инвестиционного климата. «Инвестиционный паспорт» должен представлять собой как сайт, так и электронную версию документа с заданной структурой.
В общем виде структура инвестиционного паспорта представлена на рисунке 2 (на примере «Инвестиционного паспорта Ульяновской области»).
Модуль 1 включает в себя: сведения о географическом положении региона и его природноклиматических условиях; историческую справку; демографическую характеристику и национальную структуру населения; информацию об экологическом состоянии; сведения об общей площади земель города и их целевом назначении.
Модуль 2 содержит информацию об администрации и муниципальном самоуправлении региона и его районов.
Модуль 3 состоит из информационных блоков: промышленность региона; строительство; торговля и услуги; транспорт; международная деятельность; здравоохранение и образование.
В модуле 4 отражается состояние промышленной (инженерной) инфраструктуры (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение).
В модуле 5 представлены банки, консалтинговые, аудиторские, страховые, рекламные и общественные организации региона, связанные с инвестиционной сферой.
Пользователи инвестиционного паспорта (инвесторы, в том числе институциональные; «генераторы идей»; венчурные компании; заказчики; подрядчик; проектировщик и т.д.)
Интернет
ч/
Л
ОІ
Интернет-сайт «Инвестиционный паспорт Ульяновской области» База данных сайта; Интернет-сервер
НС
Л
Интернет
-----
Сервер карт (набор карт, рисунков, схем, фотографий)
Администратор сайта; администратор проектов, бизнес-планов, идей; редакторы
Сервер инвестиционных проектов (база данных проектов бизнес-планов, идей)
Рис. 1 - Возможная архитектура информационной системы «Инвестиционный паспорт Ульяновской области»
Рис. 2 - Структура инвестиционного паспорта Ульяновской области
Модуль 6 содержит нормативно-правовые акты, регулирующие сферу инвестиций и механизм реализации инвестиционных проектов, а также информационный блок, отражающий инвестиционные особенности региона.
Инвестиционный паспорт является эффективным элементом механизма привлечения
инвестиционных ресурсов в регион. В настоящее время осуществляется внедрение инвестиционного паспорта в Ульяновской области.
Литература
1. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2002. 714 с.
2. Ковдраков Н.П. Бухгалтерский учёт; М.: ИНФРА-М,2007. 592 с.
3. Самуэльсон П.А. Экономика. М.: БИНОМ, 1997.