инновационный подход к формированию инвестиционной политики ульяновской области
И. а. ФИЛИППОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории
E-mail: [email protected]
Ульяновский государственный
технический университет
Инвестиции есть путь развития региона - так была сформулирована задача администрации Ульяновской области в 2004 г. История новой инвестиционной политики области ведет отсчет с 2005г. Рост экономики большинства российских регионов «завязан» сегодня на крупные инвестиционные проекты. Какие коррективы внес финансовый кризис в планы инвесторов Ульяновской области?
Ключевые слова: финансовый кризис, экономика, регион, инвестиционная политика, Ульяновская область.
Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождается формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. К середине 1990-х гг. произошли существенные изменения в структуре капиталовложений, определяющей чертой формирующегося в России инвестиционного процесса стало его сближение с той моделью, которая действует в промышленно развитых странах.
Сложность качественных преобразований в инвестиционной сфере усиливается общим системным кризисом экономики, который оказал значительное негативное воздействие на инвестиционную деятельность, что проявилось в существенном сокращении абсолютных объемов накоплений, падении их удельного веса в национальном доходе, резком снижении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Приток инвестиций в экономику и социальную сферу сдерживается многими факторами, обусловленными состоянием экономики России,
социально-политической нестабильностью в стране, мировым финансовым кризисом.
Экономико-географическое положение Ульяновской области относительно выгодное. Хотя сама область небольшая (по данным последней переписи — меньше 1,4 млн жителей), вследствие чего региональный рынок сбыта не отличается большой емкостью, она незначительно удалена от крупнейших волжских городов — Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Так, расстояние по магистральным автодорогам от Ульяновска до Казани составляет 240 км, до Самары — 315 км через Тольятти (а по дороге несколько худшего качества через второй по величине город области Димитровград — вообще 247 км), до Нижнего Новгорода — 504 км. Да и от Москвы область удалена менее чем на 1 тыс. км. При этом Ульяновск находится на Волге, причем в ее среднем течении. Таким образом, если бы в результате изоляционистской политики и прочих экономических «экспериментов» предшествующих региональных администраций хозяйственные связи местных производителей не замыкались в значительной мере на свой же регион, Ульяновская область могла бы обслуживать сразу несколько емких рынков. При этом необходимо заметить, что возможность широкого выбора хозяйственных партнеров всегда является хорошим конкурентным преимуществом в современных условиях.
В настоящее время существует необходимость кардинального изменения инвестиционной политики Ульяновской области, что и пытается сделать местная администрация.
Например, в 2007 г. предприятиями, организациями всех форм собственности и населением Ульяновской области на развитие экономики и социальной сферы было использовано 32 505,1 млн
- 29
руб. инвестиций в основной капитал, или 128,3 % к уровню 2006 г., что представлено в табл. 1.
Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области за 2003-2007 гг. приведена на рис. 1.
Строительно-монтажных работ в 2007 г. было выполнено на 16 516,1 млн руб., что составило 50,8 % в общем объеме инвестиций в основной капитал и 120,4 % к уровню 2006 г.
Крупными и средними предприятиями Ульяновской области за 2007 г. было освоено 22 400 млн руб. инвестиций в основной капитал. За счет средств федерального бюджета освоено 5 012 млн руб. (22,4 % в общем объеме), средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — 1 894,6 млн руб. (8,4 %). Собственные средства предприятий и организаций составили 7 977,9 млн руб., из которых прибыль, остающаяся в распоряжении организации, — 2 454,6 млн руб. (30,8 %).
В 2007 г. закуплено импортное оборудование на 1 008,6 млн руб. (4,5 % от общего объема инвестиций крупных и средних предприятий области).
Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций Ульяновской области в 2007 г. по формам собственности представлена на рис. 2.
Таблица 1
Видовая структура инвестиций в основной капитал Ульяновской области в 2006—2007 гг.
Совместная с иностранным
участием - 6,4 % Общественная - 0,2 %
Смешанная российская - 11,2 %
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций Ульяновской области в 2007 г. по формам собственности, %
Структура инвестиций в нефинансовые активы крупных и средних предприятий Ульяновской области в 2007 г. представлена в табл. 2.
Таблица 2
Структура инвестиций в нефинансовые активы крупных и средних предприятий Ульяновской области в 2007 г.
Инвестиции Объем инвестиций в 2007 г. В 2006 г., в %
В % к итогу
Млн руб. к итогу
Инвестиции в основной 32 505,1 100,0 100,0
капитал, всего...
В том числе на:
жилища 6 200,0 19,1 15,4
здания (кроме жилых) 11 600,6 35,7 39,5
и сооружения
машины, оборудование, 14172,1 43,6 43,5
инструмент
прочее 532,4 1,6 1,6
Инвестиции Объем инвестиций
Млн руб. В % к итогу
Инвестиции в нефинансовые активы, всего. 22 647,8 100,0
В том числе: инвестиции в основной капитал 22 400,0 98,9
инвестиции в нематериальные активы 197,5 0,9
инвестиции в другие нефинансовые внеоборотные активы 19,9 0,1
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 30,4 0,1
Рис. 1. Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области в 2003—2007 гг
Кроме того, крупными и средними предприятиями в 2007 г. было приобретено основных средств бывших в употреблении у других организаций на 592,4 млн руб., в том числе машин, оборудования, транспортных средств — на 323,6 млн руб. (54,6 %).
Инвестиционная деятельность в Ульяновске за первое полугодие 2008 г. свидетельствует о значительном росте финансовых
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономику Ульяновской области в 2007—2008 гг., тыс. долл.
Инвестиции Накоплено на 1 января 2007 г. Поступило за 2007 г. Изъято (погашено) Накоплено на 1 января 2008 г.
за 2007 г. Всего В % к итогу
Объем иностранных инвестиций, всего... 89 650,4 84 046,5 40 194,0 133 502,9 100,0
В том числе:
прямые инвестиции 45 742,7 12 496,9 12 238,2 46 001,4 34,5
из них:
взносы в капитал 42 355,2 516,9 12 238,2 30 633,9 23,0
кредиты, полученные от зарубежных 3 387,5 11 980,0 - 15 367,5 11,5
совладельцев предприятий
портфельные инвестиции 1 384,4 349,6 2,5 1 731,5 1,3
из них:
акции и паи 1 384,4 349,6 2,5 1 731,5 1,3
прочие инвестиции (кредиты) 42 523,3 71 200,0 27 953,3 85 770,0 64,2
из них:
кредиты на срок свыше 180 дней 42 523,3 71 200,0 27 953,3 85 770,0 64,2
кредиты международных финансовых 25 964,3 - 25 964,3 - -
организаций
Прочие инвестиции 84,7%
вложений предприятий и организаций. За январь—сентябрь 2008 г. предприятиями, организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы было использовано 4 202 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 138,8 % к январю—сентябрю 2007 г.
Анализируя общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Ульяновской области на 1 января 2008 г., можно отметить, что он составил 133 502,9 тыс. долл. и характеризуется данными, представленными в табл. 3.
На конец отчетного периода в накопленных иностранных инвестициях удельный вес прямых инвестиций составил 34,5 %, портфельных— 1,3 %. На долю прочих инвестиций приходилось 64,2 % [2, 3].
Наибольший объем накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций приходился на сферу деятельности воздушного транспорта (62,9 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций), оптовую торговлю (24,0 %), а также на добычу сырой нефти (8,9 %), на строительство зданий и сооружений (1,3 %) и др.
Объем поступления иностранных инвестиций в Ульяновскую область за 2007 г. составил 84 046,5 тыс. долл. (рис. 3). Из них в сферу деятельности воздушного транспорта Великобританией направлено 61 000 тыс. долл., Францией — 10 200 тыс. долл., в добычу сырой нефти 11 580 тыс. долл. было направлено Чешской Республикой.
В рамках реализации инвестиционных проектов в Ульяновске работает система админист-
Прямые инвестиции-14,9%
Портфельные - инвестиции 0,4%
Рис. 3. Поступление иностранных инвестиций по типам за 2007 г., в % к итогу
ративной поддержки инвестиционных проектов (сопровождение на стадии реализации, контроль сроков прохождения документов). Только за полугодие в 2008 г. было реализовано 8 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 1 184,6 млн руб., при этом бюджетная эффективность составила 166,3 млн руб.:
• открыт административно-торговый центр «Альянс-Свияга» ЗАО «Универсалстрой» по ул. Хо Ши Мина;
• состоялись запуск буксировочной канатной дороги спортивного развлекательного комплекса и открытие главного корпуса ООО «Ленинские горки» в Ленинском районе;
• открыт завод по производству металлоконструкций филиала ЗАО «ГК Электрощит-ТМ-Самара» в Заволжском районе;
• состоялся запуск производства линии заморозки на ОАО «Симрыба» в Железнодорожном районе;
- 31
• открыт торгово-развлекательный центр «Версаль» по ул. К. Маркса;
• сдано в эксплуатацию офисное здание с размещением медицинского центра по ул. Орлова;
• открыт парк культуры и отдыха «СемьЯ» в Засвияжском районе;
• сдано в эксплуатацию административное здание с кафетерием «Капитал».
При реализации данных инвестиционных проектов было создано 1 169 новых рабочих мест, средняя заработная плата составляет 6 934 руб., при этом ежемесячные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Ульяновской области составили 891 504 руб.
В рамках проводимой работы по созданию условий для привлечения инвестиций на территорию города реализованы следующие мероприятия:
• проведена работа по рассылке потенциальным инвесторам предложений о сотрудничестве и подготовке предстоящих переговоров с ними. В результате работы, проведенной совместно с Департаментом инвестиций аппарата Правительства Ульяновской области, ряд компаний выразил готовность к реализации своих проектов на территории города Ульяновска, проведены встречи и переговоры. Так, свою заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на территории города Ульяновска выразили компании ООО «АШАН», ООО «Холдинг Полимерные Трубопроводные Системы», ООО «Объединенные кондитеры». В июне 2008 г. активно велись переговоры с девелоперскими компаниями «Система-Галс», ГК «Интурист», «Гипер Сити», «РосЕвро» о реализации своих инвестиционных проектов в городе;
• ведется и постоянно обновляется реестр инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования «город Ульяновск», отслеживается текущее состояние каждого проекта, решаются вопросы по устранению проблем, возникающих в ходе реализации проектов. Как положительный пример работы: на официальном сервере российской легкой промышленности для использования в работе было размещено предложение руководства мэрии г. Ульяновска по сотрудничеству в развитии производства и коммерции;
• создан и работает городской штаб по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования «город Ульяновск»;
• совместно с Департаментом инвестиций аппарата Правительства Ульяновской области проведена работа по формированию промыш-
32 -
ленной зоны «Заволжье» в Ульяновске общей площадью 500 га, подтвердили реализацию своих проектов на данной территории такие компании, как «SABMiller» — строительство пивоваренного завода, «MARS» — строительство завода по производству кондитерских изделий, «ETIRC» — строительство завода по сборке самолета «Eclipse-500». В бюджете г. Ульяновска на 2008 г. заложено 18 млн руб. на развитие инфраструктуры данной зоны; • Ульяновская область выиграла конкурс по отбору заявок на создание особой экономической зоны портового типа, которая будет располагаться на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Мэрия г. Ульяновска принимает непосредственное участие в создании особой экономической зоны. Территория зоны — 500 га — в процессе развития может быть увеличена более чем в 2 раза. Совокупные инвестиции в создание и развитие особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) за 2008—2020 гг. составят 20,7 млрд руб. В рамках повышения инвестиционного имиджа города мэрией города была организована выставка «Инвестиционный потенциал города Ульяновска», приуроченная к юбилею — 360-летию города Ульяновска, подготовленная и проведенная 11—12 июня 2008 г. На выставке были представлены крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории города, таких компаний, как Группа компаний «DARS», ООО «Чистый звук», ГК «Авто-Экс», ООО «Ленинские горки», ООО Группа компаний «КПД-2», «Фирма Надежда и К», Агрофирма «Лаишевские овощи» и многие другие. Мэрией города были подготовлены и представлены на выставке материалы с информацией об инвестиционной политике и конкурентных преимуществах города, направлениях инвестиционного развития и общая информация о городе, информация о крупных инвестиционных проектах и подробная карта расположения всех проектов. Также на выставке широко был представлен раздел «Ульяновск — территория инвестирования» — это информация о свободных промышленных площадках, земельных участках, программа приватизации города, промышленная зона «Заволжье» и особая экономическая зона портового типа. Привлекал внимание раздел, посвященный приоритетным национальным проектам: «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Отдельный раздел был представлен инновационным проектам и инновационному потенциалу города.
Согласно плану мероприятий по реализации инвестиционной политики муниципального образования «город Ульяновск» на 2008 г. мэрией города были внесены изменения в «Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»», в целях оптимального социально-экономического развития застроенных территорий и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земель для жилищного строительства разработано положение «О развитии застроенных территорий в границах муниципального образования «город Ульяновск»», которое в настоящее время находится в стадии согласования.
В проведении инвестиционной политики всегда возможен выбор: создавать благоприятные условия для отдельных отраслей экономики (например, высокотехнологичных производств) или же создавать благоприятные условия для всех инвесторов, которые приходят в регион. Для Ульяновской области предпочтительнее второй вариант, поскольку, во-первых, общая благоприятная инвестиционная политика может привести к появлению довольно неожиданных производств, во-вторых, Ульяновской области на данном этапе нужны любые инвестиции, а не только, например, отдельные вложения в самые передовые отрасли.
Меры по увеличению инвестиционной привлекательности Ульяновской области могут быть самыми разнообразными по своему характеру как финансовыми, так и административными. При этом, как показывает опыт других субъектов Федерации, для достижения значимого результата нужна реализация всех или, по крайней мере, подавляющего большинства мер, тогда как отдельные решения изменить ситуацию не в состоянии.
Очевидно, что источники финансирования инвестиций в самом регионе ограничены, поэтому региональная инвестиционная политика должна быть нацелена на привлечение масштабных капиталовложений из других российских регионов и из-за рубежа. Ключевыми элементами региональной инвестиционной политики должно стать создание в Ульяновской области благоприятного инвестиционного климата и мощной рекламно-информационной кампании по освещению выгодных мест приложения инвестиций в регионе.
Кроме того, общей задачей является создание такой экономической среды, в которой законопослушный предприниматель мог бы работать не в убыток себе, предпринимательство было бы доступно для большинства граждан, добросовестная конкуренция — возможна, законы — реалистичны,
а не являлись бы утопиями, в которой предприниматель чувствовал бы себя в безопасности и мог бы рассчитывать на защиту своих законных прав, а деловая активность предпринимателей по созданию новых рабочих мест и инвестициям в экономику страны - поощрялась. Внедрение принципа «одного окна» при согласовании инвестиционной документации, когда инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, которая подготавливает полный пакет документов, занимается перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Законодательно должно быть подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок).
Важное значение имеет мониторинг наиболее перспективных инвестиционных проектов в области (так называемое индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов). Необходимо назначение кураторов таких проектов из числа руководителей области, что поможет оградить российских предпринимателей и зарубежных партнеров от чрезмерных проявлений коррупции чиновников на местах в Ульяновской области.
Для повышения прозрачности такой инвестиционной поддержки необходимо разработать порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов. Сравнение предлагаемых инвестиционных проектов необходимо проводить по единым и понятным всем критериям: уровень занятости населения; экономическая эффективность реализации проекта (срок окупаемости, размеры платежей в областной и местные бюджеты) и т. п.
Необходим орган (например, совет по преодолению административных барьеров), состоящий из предпринимателей, заинтересованных в улучшении инвестиционного климата в регионе, где они работают.
Важным фактором регионального инвестиционного климата является финансовое стимулирование инвесторов. Желательность специальных финансовых стимулов привлечения инвесторов объясняется тем, что в большинстве соседних регионов такие стимулы существуют. В любом случае наличие определенных преференций для инвесторов повысит конкурентоспособность Ульяновской области. Что касается бюджетных потерь областного или местных бюджетов, то, как правило, грамотная инвестиционная политика
33
способствует росту бюджетных доходов, а не их сокращению (новые предприятия дают налоги в бюджет пусть в меньших объемах, чем могли бы, но все же дают, а если бы этих предприятий не было, налоги бы вообще не платились).
В части финансовых стимулов для инвесторов можно предложить:
• налоговые льготы инвесторам (снижение ставки налога на прибыль в случае реализации инвестиционных проектов, введение льгот по налогу на имущество предприятий);
• бесплатная передача инвесторам в собственность земельных участков в случае успешной реализации инвестиционного проекта;
• компенсация процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных предприятий;
• создание (по возможности) системы дешевого (льготного) кредитования для отдельных секторов или отраслей экономики (например, малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий).
Исходя из вышесказанного, одной из основных задач экономической политики администрации Ульяновской области должно стать содействие реформированию предприятий, поиску и определению эффективных собственников и улучшению управления (замена на квалифицированных менеджеров), что позволит значительно повысить эффективность действующих предприятий, привлечь инвестиции и провести модернизацию, повысить конкурентоспособность продукции и выйти на новые рынки сбыта. Многие (если не большинство) предприятий области нуждаются в реструктуризации — освобождении прибыльной части бизнеса предприятия от той части, которая не удалась и сегодня приносит убытки, и делает предприятие в целом убыточным. Реструктуризация — это создание экономической опоры для нового начала, без которой серьезного развития экономики нельзя ожидать.
Рассматривая современное состояние дел, и подводя итоги можно отметить, что в 2008 г. Ульяновская область вышла в лидеры среди регионов Среднего Поволжья по росту инвестиций в основной капитал. За три года рост составил 250 %, превысив среднероссийский показатель более чем в четыре раза.
Инвестиции в основной капитал выросли с 11,474 млрд руб. в 2004 г. до 22,108 млрд руб. на ноябрь 2007 г. (на конец 2007 г. — 30 млрд руб.), т. е. практически в 2,5 раза. Темпы инвестиционного роста за тот же период в соседних с Ульяновской областях ниже: в Оренбургской области — 74 %, в Самарской — 36 %, в Саратовской — 88 %.
34 -
По статистическим данным, общероссийский рост инвестиций с 2004 по 2007 г. составил около 60 % [2, 3].
Пик инвестиций пришелся на 2007 г.: были подписаны инвестиционные соглашения с такими компаниями, как Mars, SABMiller, Henkel, САХО и Quarzwerke — общие вложение в их проекты превышают 20 млрд руб. Доля проектов в сфере промышленности возросла с 37 до 41 % (что говорит
0 вложении в реальный сектор), а в сфере переработки — с 7 до 9 %, при этом за год с 33 до 26 % уменьшилась доля проектов в сфере коммерческой недвижимости.
В 2007 г. рейтинговым агентством АК&М Ульяновской области был присвоен кредитный рейтинг по шкале «А», который подразумевает высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и стабильными перспективами. Поэтому область решилась на первый в своей истории облигационный заем на
1 млрд руб., который разместила в 2008 г. Темпы роста инвестиций в Ульяновскую область за 10 месяцев 2008 г. превысили средние показатели в целом по стране — 22 % против 19,9 % в 2007 г., хотя по этому показателю Ульяновскую область обошла Оренбургская.
Мировой финансовый кризис, докатившийся до России, может затронуть и ульяновские инвестиционные проекты. Однако никто из инвесторов, уже работающих на территории Ульяновской области, пока еще не покинул область. В начале ноября 2008 г. был заложен первый камень в строительство завода по производству флоат-стекла в Тереньгуль-ском районе. Это инвестиционный проект компании «Промтехинвест» с объемом инвестиций 7,5 млрд руб. После выхода производства на проектную мощность в бюджетную систему поступит около 1 млрд руб. При этом будет создано 1200 рабочих мест. В Вешкаймском районе Ульяновской области введен в эксплуатацию кирпичный завод «Альянс» с объемом инвестиций 230 млн руб. В декабре 2008 г. в Новоульяновске начал функционировать новый завод по производству экструзионного пенопо-листирола с объемом инвестиций 460 млн руб. и с налоговыми поступлениями 200 млн руб. в год.
Можно обозначить следующие индикаторы роста привлеченных инвестиций в регион: например, к 2010 г. нужно выйти на 50 млрд руб. в год (32,5 млрд руб. в 2007 г.). В кризисных условиях бизнес, как правило, не увеличивает потребление и накопления, а инвестирует в развитие. Поэтому и ульяновский бизнес надо поддерживать, вкладывать средства в инфраструктуру, стимулировать производство и
уменьшать налоговую нагрузку. И так как последствия мирового финансового кризиса определить практически невозможно - поэтому уже сейчас необходимо поддерживать инвесторов.
Таким образом, в условиях глобализации и трансформации всех взаимоотношений, как в стране, так и регионе, Ульяновской области следует придерживаться инновационной стратегии развития, которая своевременно направит в нужное русло инвестиционные процессы, сформирует их и модернизирует.
Список литературы
1. Мишина М. Инвестиции в новых условиях // Деловое обозрение. 2008. № 11.
2. Экономическое положение Ульяновской области в 2006 г.: сб. стат. данных по Ульяновской области за 2006 г.
3. Экономическое положение Ульяновской области в 2007 г.: сб. стат. данных по Ульяновской области за 2007 г.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !
Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.