Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ВИДЕОБЛОГИНГ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ТАРГЕТИНГ / ПЕРСОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сомова Е. Г., Пономарева Д. О.

Интернет-телевидение сегодня становится новым популярным направлением вещания, охватывающим все большее число пользователей. Особенно оно привлекательно для молодежной аудитории. Преимущества интернет-вещания основываются на его мобильности, глобальном распространении информации, возможности обратного канала связи между вещателем и аудиторией. В результате у зрителей возникает чувство причастности к событиям, происходящим на экране. Это связано с большей персонифицированностью онлайн-вещания: в отличие от программ эфирного телевидении, для разработчиков передач на интернет-платформе основным ориентиром становятся не интересы целевой группы, а личностный спрос каждого пользователя. Цель данной работы заключается в выявлении потенциала интернет-вещания как платформы социальной рекламы, в частности, его роли в продвижении социальных ценностей в молодежной аудитории. Тем более что проблема формирования ценностей у молодежи в современных условиях обретает новые характеристики: большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В статье на примере достаточно успешного социального проекта - создания регионального молодежного телевизионного канала «Подросток» на интернет-платформе - рассматриваются пропагандистские возможности интернет-телевидения. Выявлено, что канал обладает оригинальным контентом, избегающим примитивизма и способного привлечь молодого зрителя интересным освещением событий, возможностью активной реакции на трансляцию и даже личного участия в создании эфира. Он пропагандирует спорт, культурные события, патриотические мероприятия. Следовательно, можно сделать вывод, что именно интернет-телевидение, представляющее гибридные формы традиционного и нового вещания, может стать эффективной платформой для размещения важных социальных проектов, адресованных молодежной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNET-BROADCASTING IN THE YOUTH SOCIAL PROJECTS PROMOTION

Internet-television is becoming new popular broadcasting direction, which is covering more and more number of users. Particularly it is attractive for young auditorium. The advantagies of the internet- broadcasting are founded on its transportability, global spreading of the information, possibility tof the feedback between broadcaster and auditorium. As a result beside spectators appears the feeling of the involvements to the event, occurring on screen. It is connected with great personifiedness of the online-broadcasting: in contrast with the programs of the offline broadcastin where the main goal for the developers of the internet-platform programs becomes not the interests of the target group, but the private demand of each user. The aim of this article is to reveal the potential of the internet-broadcasting as the platform of the social advertisment, in particular, its dug in advancement of social valuables in young auditorium. Especially that the problem of forming of social valuables in the youth community in modern conditions finds the new features: big importance gains searching of innovating approaches to patriotic education of growing generations. The article describes the example of the quite successful social project - the development of the regional youth television channel "Teenager" for the internet-platform - are considered propagandistic possibilities of internet-tv. It is revealled that the channel possesses original content, avoiding primitivism and capable to attract the young spectator by interesting news coverage, possibility to active reaction on the translations and even personal participation to create TV programmes. It propagandizes sport, cultural events, patriotic actions. Consequently, we can come to the conclusion that exactly internet-television, presenting hybrid forms of traditional and new broadcasting, can become the efficient platform for accommodation of the important social projects, addressed to the young auditorium.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК: 82 - 92; 414+ 002. 703.0

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_221

Сомова Е.Г., Пономарева Д.О.

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Somova E.G., Ponomareva D.O. THE ROLE OF INTERNET-BROADCASTING IN THE YOUTH SOCIAL PROJECTS

PROMOTION

Ключевые слова: интернет-телевидение, видеоблогинг, интерактивность, таргетинг, персональное телевидение, молодежное сообщество, социальные ценности, социальные проекты, пропагандистское воздействие, социальная реклама.

Keywords: internet tv, video bogging, interactivity, targeting, youth community, social valuables, Internet-broadcasting, social projects, propagandistic influence, social advertisement.

Аннотация: интернет-телевидение сегодня становится новым популярным направлением вещания, охватывающим все большее число пользователей. Особенно оно привлекательно для молодежной аудитории. Преимущества интернет-вещания основываются на его мобильности, глобальном распространении информации, возможности обратного канала связи между вещателем и аудиторией. В результате у зрителей возникает чувство причастности к событиям, происходящим на экране. Это связано с большей персонифициро-ванностью онлайн-вещания: в отличие от программ эфирного телевидении, для разработчиков передач на интернет-платформе основным ориентиром становятся не интересы целевой группы, а личностный спрос каждого пользователя.

Цель данной работы заключается в выявлении потенциала интернет-вещания как платформы социальной рекламы, в частности, его роли в продвижении социальных ценностей в молодежной аудитории. Тем более что проблема формирования ценностей у молодежи в современных условиях обретает новые характеристики: большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В статье на примере достаточно успешного социального проекта - создания регионального молодежного телевизионного канала «Подросток» на интернет-платформе - рассматриваются пропагандистские возможности интернет-телевидения. Выявлено, что канал обладает оригинальным контентом, избегающим примитивизма и способного привлечь молодого зрителя интересным освещением событий, возможностью активной реакции на трансляцию и даже личного участия в создании эфира. Он пропагандирует спорт, культурные события, патриотические мероприятия.

Следовательно, можно сделать вывод, что именно интернет-телевидение, представляющее гибридные формы традиционного и нового вещания, может стать эффективной платформой для размещения важных социальных проектов, адресованных молодежной аудитории.

Abstracts: internet-television is becoming new popular broadcasting direction, which is covering more and more number of users. Particularly it is attractive for young auditorium.

The advantagies of the internet- broadcasting are founded on its transportability, global spreading of the information, possibility tof the feedback between broadcaster and auditorium. As a result beside spectators appears the feeling of the involvements to the event, occurring on screen. It is connected with great personifiedness of the online-broadcasting: in contrast with the programs of the offline broadcastin where the main goal for the developers of the internet-platform programs becomes not the interests of the target group, but the private demand of each user.

The aim of this article is to reveal the potential of the internet-broadcasting as the platform of the social advertisment, in particular, its dug in advancement of social valuables in young auditorium. Especially that the problem of forming of social valuables in the youth community in modern conditions finds the new features: big importance gains searching of innovating approaches to patriotic education of growing generations.

The article describes the example of the quite successful social project - the development of the regional youth television channel "Teenager" for the internet-platform - are considered propa-gandistic possibilities of internet-tv. It is revealled that the channel possesses original content, avoiding primitivism and capable to attract the young spectator by interesting news coverage, possibility to active reaction on the translations and even personal participation to create TV programmes. It propagandizes sport, cultural events, patriotic actions.

Consequently, we can come to the conclusion that exactly internet-television, presenting hybrid forms of traditional and new broadcasting, can become the efficient platform for accommodation of the important social projects, addressed to the young auditorium.

Сегодня онлайн-телевидение существует как одно из новых направлений вещания, охватывающее все большее число потребителей, поскольку оно удобно и интересно аудиории. Интернет-телевидение и радио обычно рассматриваются только как новые форматы традиционного вещания1. Но все же развитие и распространение широкополосного Интернета значительно изменило интересы интернет-зрителей. Перейдя к мультимедиаконтенту с развитием онлайн-сервисов, пользователи интернета получили оригинальный сервис - вещание в любой удобной локации на персональном компьютере или гаджете, что стало особенно актуально для молодых пользователей. Погоня за молодой аудиторией заставляет телевизионные СМИ постоянно совершенствоваться, конкурируя со всей сферой СМК, искать и создавать новые способы борьбы за ее внимание, поэтому телевизионные корпорации, которые хотят быть уверенными в своем благополучном существовании, стараются всячески взаимодействовать с интернет-пространством. Преимущества интернет-вещания основываются на его мобильности, глобальном распространении информации, возможности установления обратного канала связи между вещателем и аудиторией. В результате у пользователей возникает чувство причастности к событиям, которые происходят на телеэкране. Интернет-вещание изменило и способы создания и выпуска

1 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. - 278 с.

передач, так как интернет-платформы в силу технического прогресса стали доступны всем желающим приобщиться к их контенту. Если при разработке программ эфирного телевидения основным ориентиром были интересы его целевой группы, то для онлайн-вещания более важна персонификация и личностный запрос пользователей.

Кроме того, отличие Интернет-телевидения от эфирного обусловлено применением современных технологий передачи информации и новых подходов к созданию и выпуску программ.

Пока между традиционными каналами распространения информации (оффлайн) и интернет-передачами (онлайн) существует много общего, уже формируются оригинальные каноны онлайн-программ на базе видеоблогинга, порождающего новые жанры и форматы видео. В блогосфере уже выявляются новые популярные жанровые формы: летсплей, пранк, обучающее видео (лайфхаки, бьюти-видео), влоги, гайды, челленджи, трол-линг-интервью. Они оказывают серьезное влияние на формы трансляции материалов онл айн-вещания2.

Развитие блогосферы оказывает значительное влияние на коммуникативную деятельность, в том числе на журналистику. Многие интернет-пользователи не раз-

2 Тертычная М.А. Новые жанры социальной интернет-рекламы // Жанры СМИ: История, теория, практика. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Порто-принт, 2011. С. 64-69.

личают деятельность блогов и средств массовой информации. Поэтому некоторые исследователи предлагают рассматривать блог «как очередную ступень в эволюции журналистики»1.

К эксклюзивным характеристикам интернет-телевидения можно отнести свободный доступ к архивам канала (видео по запросу), и, соответственно, просмотр передачи в удобное для пользователя время в комфортном месте. Как правило, запись видеоконтента хранится на сайте без временного ограничения, что дает возможность ввернуться к его просмотру в любое время. Видео по запросу дает возможность нелинейного просмотра телепрограмм. Благодаря этому зритель может смотреть одновременно несколько проектов. График просмотра передач пользователь выстраивает исключительно в соответствии со своими планами.

Таким образом, интернет-телевидение увеличивает трансляционные возможности собственно сетевых, традиционных каналов вещания и порталов в интернете2. Во-первых, трансляции могут осуществляться в потоке, являясь подобием прямого эфира в кабельном и спутниковом телевидении. Во-вторых, вещание может транслироваться по запросу. Так, для интернет-телевидения характерен как просмотр программ в реальном времени, так и в отложенном, например, выпусков прошедшего или следующего дня.

Интерактивность также является непременным атрибутом интернет-вещания. Современного зрителя уже не устраивает пассивный просмотр программы, он хочет давать комментарии, получать информацию об участниках и создателях передачи, изучать анонсы, искать другие материалы по интересующей теме.

В целом, привлекательные для пользователя свойства виртуальной среды сво-

1 Филатова О.Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. -Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. - № 4. С. 281-287.

2 Карякина К.А. Актуальные проблемы и типологические модели новых медиа. Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 2010. - №3. -

128 с.

дятся к отсутствию тех барьеров общения, которые существуют в реальной физической среде. Так, блогер может общаться с людьми, находящимися за тысячи километров, и в любой момент «по своему желанию сменить собеседника или выйти из контакта»3.

Суть интерактивного телевидения заключается в том, что зритель имеет возможность реализовать своё активное участие в телепроектах в режиме реального времени. Задавая вопросы и отвечая на них, принимая участие во всех формах коммуникации, которые предлагают ведущие, задумывают режиссеры и продюсеры, являясь фактически участником передачи, телезритель влияет на развитие сюжета программы. Применяя возможности и агрегации персонального и интерактивного телевидения, он фактически создает новую реальность в соответствии со своими вкусами и интересами.

Более того, каждый пользователь может создать персональное телевидение -своеобразный телеканал с интересными ему программами, транслирующимися в нужное время. Телевизионный приемник можно настроить таким образом, что он специальным сигналом оповестит о наступлении времени просмотра. Создание персонального профиля позволяет телезрителю получать информацию о проектах, интересующих его в первую очередь. При наличии аппаратуры с определенными характеристикам и трафика, используя режим «картинка в картинке» с бесконечным открытием окон, можно даже одновременно записать на жесткий диск несколько передач.

Инновационные изменения сделали верстку программ онлайн-вещания и традиционных каналов совершенно различными. Это прежде всего связано с трансляцией интернет-программ на компьютерах и других современных гаджетах, что в значительной степени влияет на поведен-

3 Засурский И.И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: Издательство МГУ. - 2007. - 242 с.

ческие привычки потребителя, который рассчитывает тратить гораздо меньше времени на их динамичный просмотр. В связи с этим появился новый регламент протяженности сюжетов: она не должна превышать 5 минут. Сегодня востребована исключительно актуальная информация: стало возможным, используя различные гаджеты и подбирая соответствующий трафик, мгновенно размещать отснятое видео в сеть.

Важным преимуществом онлайн-вещания при современном тотальном вклинивании рекламы в демонстрацию контента становится возможность ее отсеивать. Можно задать установку на получение только полезной для зрителя рекламной информации при сохранении доступа к рекламным архивам.

Существование и развитие телевидения возможно исключительно в корреляции с онлайн-форматами, где существуют перспективы развития как оригинальных онлайн-проектов, так и особых гибридных форм телевещания.

В связи с вышеизложенным интернет-телевидение становится эффективной площадкой для продвижения социальной рекламы. Тем более что интернет становится благоприятной почвой для таргети-рованной рекламы, разрабатывающейся по определенным критериям. Главным достоинством такой рекламы является ее трансляция с учетом определяющих параметров целевой аудитории (ЦА) (географических, демографических, социальных, поведенческих и так далее)1. Таргетинг выступает особым способом коммуникации, который можно использовать для любых целей, в том числе и для социальной рекламы или продвижения масштабных проектов2.

Социальная реклама может быть рассмотрена как вид коммуникации, ориентированной на гуманизацию общества (в том числе и молодежного социума) и формирование моральных ценностей. При этом

1 Каплунов Д. Конент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете. -М.: Манн, Иванов и Фербер, - 2019. С. 9.

2 Кеглер Т., Даулинг П., Тейлор Б., Тестерман Д. Реклама и маркетинг в Интернете М.: Альпина Паблишер, 2003. - 640 с.

предполагается, что целевые установки социальной рекламы могут тесно смыкаться с задачами пропагандистского воздействия. Их можно свести к двум основным направлениям: 1. Образование и закрепление тех или иных желательных и полезных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений, 2. Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.3

Принято выделять четыре вида социальной рекламы - некоммерческую, общественную, государственную и собственно социальную. Заметим, что, в целом, не зависимо от разновидности, социальной рекламе на российском телевидении отводится по закону около 0,5% от объема всего размещаемого материала. Этого, безусловно, недостаточно. Не случайно именно интернет начинает играть в решении задач социальной рекламы все более значительную роль. Однако, по мысли исследователей, развитие всемирной паутины также не является панацеей в продвижении социальных ценностей . С одной стороны, интернет значительно упрощает социальной рекламе доступ к аудитории, с другой, обнаруживается перенасыщенность сети информацией разного характера, порождающей предпочтительность выбора модели поведения пользователя. Здесь стоит отметить и воздействие так называемой «баннерной слепоты». Это понятие характеризует ситуацию, когда интернет-пользователи просто не замечают рекламы, обращая внимание только на основной контент сайта. Таким образом, баннерная слепота - это своего рода попытка пользователей приспособиться к неблагоприятным условиям веб-серфинга в виде навязчивой рекламы5.

Формирование социальных ценностей становится важной задачей социальной интернет-рекламы. Ценности выступают в качестве регуляторов поведения

3 Селиверстов С.Э. Социальная реклама: искусство воздействия словом. Самара: Бахрах, 2006. -287 с.

4 Николайшвили Г.Г. Социальная реклама некоторые вопросы теории и практики. // Общественные науки и современность (Общество и реформы). 2009. -№1. С. 101-109.

5 http://netology.ru/glossariy/bannernaya-slepota

личности, входят в мировоззрение как его элемент и меняются вместе с изменяющимися социокультурными условиями. В настоящее время, наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании жителей России происходит изменение ценностных ориентаций по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма. Ценности современной молодежи имеют прагматичный характер, определяются приоритетом потребительских ориентаций над духовными, слабой избирательностью культуры, отсутствием этнокультурной самоидентификации. Причем такие социально значимые категории, как патриотизм и толерантность, оцениваются молодежью крайне низко. Исходя из анализа роли социальной рекламы в процессе формирования ценностей, в становлении и укреплении позитивных социально-политических и нравственных качеств граждан, можно констатировать факт ее значительного влияния на данные процессы. К деструктивным особенностям рассматриваемого феномена относятся стереотипизация мышления, интенсификация потребительских запросов и утверждение потребления в качестве смысложизненной ценности.

Среди наиболее значимых функций рекламы, связанных с ее конструктивным влиянием на процесс формирования ценностей, выделяются следующие: социализирующая, регулятивная, информирующая, образовательно-воспитательная, коммуникативная, эстетическая, функция межнациональной интеграции.

Сейчас как никогда приобретает большое значение воспитательная функция социальной рекламы. По мнению исследователей, в. условиях отторжения поколения милениалов от книжной эпохи и их приверженности к пиктографичности информации, транслируемой в мобильных телефонах, особую значимость сегодня приобретают изобразительные сферы1. Их воздействие на пользователей обусловлено сложившимися у них визуальными кодами

1 Моргун О.М. Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе: дис. ... канд. культурологии О. М. Моргун. -Краснодар, 2010. С. 11.

восприятия, обусловленными привычной продукцией массмедиа.

Сегодня представляется не только возможным, но и необходимым использование потенциала новых массмедиа для разработки социальных молодежных проектов, обращенных к продвижению социальных ценностей, являющихся основой существования и развития стабильного государства. Очевидно, уместным со стороны государственных структур может стать поддержка социальных проектов патриотической направленности, например, различных конкурсов и других мероприятий для журналистов по созданию просоциальных, воспитательных программ, рекламной продукции, затрагивающей патриотические чувства. Не менее важным представляется отражение в документах органов саморегулирования положений о поощрении СМИ, создающих материалы, основанные на уважении к российской истории, культурным ценностям и традициям.

В последнее время особое внимание в сфере социальной рекламы уделяется социальным проектам, представляющим собой сконструированные нововведения, целью которых является создание, модернизация или поддержание в изменившемся социуме духовных ценностей. Сегодня в тематике этих проектов наряду с обращением к новым направлениям (например, профилактике личной безопасности, защите животных; пропаганде усыновления) сохраняется актуальность защиты традиционных ценностей: здорового образа жизни, укрепления семейных отношений, заботы о старшем поколении, призыва к исполнению гражданских обязанностей (уплата налогов, служба в армии); патриотизма и любви к родине (к родному городу, стране).

Важной функцией социальных проектов становится воздействие на интеграцию социума, содействие становлению демократического общества. Частым мотивом их возникновения становится стремление к объединению социума на основе общих патриотических устремлений. Это особенно часто проявляется в дни государственных праздников, юбилеев, ярких

спортивных событий, призванных объединять нацию. К сожалению, доля вложений в патриотическую социальную рекламу составляет крайне незначительную сумму в общих расходах властных структур. Крайне редко применяются оригинальные методы и креативные подходы в разработке контента, способного вызвать подъем патриотических чувств у аудитории. Как правило, инновации в социальных проектах направлены на поиск нестандартных носителей передаваемой информации, что диктуется стремлением выявить новые действенные средства воздействия на изменяющуюся целевую аудиторию. Как известно, такие ранее популярные инструменты связей с общественностью, как телевидение, печатные СМИ и радио теряют свою популярность и эффективность в работе с молодежью, Интернет, наоборот, наращивает свою аудиторию, становясь главенствующей площадкой для размещения любой информации. Учитывая то, что в силу своей общедоступности для пользователей любого возраста и взглядов интернет весьма трудно контролируется законодательно, мы можем наблюдать использование интернет-сети как сферы выражения любого мнения и пропагандистского воздействия, что делает его весьма опасным инструментом социальной и политической рекламы. Это в особой степени касается молодежной аудитории, предпочитающей Интернет всем другим носителям информации, так как сообщения в интернете обретают такие привлекательные качества, как оперативность, глобальность, мульти-медийность, гипертекстуальность, интерактивность. Исследования позволяют утверждать, что ежегодно растет число тех, кто предпочитает онлайн-видео телевидению. Причем, эта тенденция наблюдается не только у молодежи в возрасте от 16 до 24 лет, но и у населения старше 30 лет1.

Но все же и многие телевизионные передачи не утратили своей значимости, поскольку интерес к ним сформирован предыдущим многолетним опытом эфир-

1 Данько Т.П. Управление Интернет-маркетингом: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. -196 с.

ных трансляций. Вполне очевидным в связи в этим явилось стремление создать некий симбиоз телевещания и Интернет-коммуникации, что и привело к появлению Интернет-каналов, построенных по типу телевизионных передач, но обладающих гипертекстуальностью и большей интерактивностью. Их предтечей стали так называемые «подкасты» или интернет-радио. Весьма простые в обслуживании, они начали стихийно появляться с 2006 года. Огромная роль в подкастах стала отводится их модератору или «подкастеру», который обязательно должен был обладать популярностью и авторитетом у определенной целевой аудитории. Одним из первых ведущих «подкастеров» стал известный в прошлом телеведущий Василий Стрельников, который, благодаря своему опыту работы на американском радио, перенял свежее направление и создал свою молодежную «станцию». Обычно в определении молодежной аудитории в интернет-пространстве рассматривается возрастная группа от 14 до 24 лет. Социально это могут быть учащиеся школ, вузов, трудоустроенные молодые люди. Статистические данные о просмотренных ими видеоматериалах показывают, что наибольшую популярность имеют так называемые lets-play ролики, в которых разбирается прохождение компьютерной игры в интернете, различные рзвлекательные шоу, а также аналитические шоу2. На данный момент модель ТВ в Интернете все больше «опирается» на аудиторию, предпочитающую самостоятельный выбор телепрограмм, которые можно посмотреть на персональных компьютерах, смартфонах и планшетах. Наблюдается процесс персонализации телеинформации, сочетающийся с ростом интерактивности: интернет-вещан ие допускает возможность комментария, дискуссии с другими пользователями, быстрой оценки продукции с помощью «лай-ков» и «дизлайков». Последнее оказывает существенную помощь создателям программ, поскольку помогает скорректировать предлагаемый материал с учетом вкусов и предпочтений аудитории. Интернет-

2 Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. - М.: МГУ, 2005. - 87 с.

телевидение как новое явление, безусловно, не лишено недостатков. Многие интернет-каналы носят любительский характер, созданы теми, кто именует себя «видеоб-логерами» и осуществляют свою деятельность бесконтрольно за счет спонсорских вливаний и рекламы. Несомая ими информация не всегда совпадает со стремлениями разного рода структур, отвечающих за духовные потребности общества.

По мысли Е.В. Лазуткиной, можно выделить три типа блогеров-лидеров мнений: 1) блогер, получивший популярность в офлайн-среде; 2) блогер, являющийся специалистом в определенной области и предоставляющий информацию узкой тематики; 3) блогер, занявший лидирующее положение в определенном блогосообще-стве1. Обычно блогером-лидером мнения является авторитетный член блогосообще-ства, выполняющий роль организатора, инициатора взаимодействия пользователей, и принимаемый ими благодаря его способности предоставлять информацию, востребованную аудиторией. Основными задачами распространителя и координатора социальной рекламы можно считать умение выявлять лидеров мнения в интересующей области, понимать основные механизмы манипуляции, определять степень важности поднятой темы и препятствовать распространению побочной информации, мешающей внедрению нужной социальной рекламы.

Надо отметить, что влияние популярных блогеров на молодежный социум весьма велико, что постепенно начинает привлекать к трансляциям в Интернете достаточно солидных спонсоров. Например, один из крупнейших поисковиков авиби-летов в стране, компания «Aviasales» выступила в качестве спонсора и организатора шоу «Пора валить», ведущим которого является один из самых популярных виде-облогеров русского сегмента в «YouTube» Руслан Усачев. Концепция шоу сводится к рассказам ведущего о зарубежных путешествиях с описанием наиболее ярких достопримечательностей. Блогер с учетом свое-

1 Лазуткина Е.В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в бло-госфере Рунета. - Астрахань: Волга, 2011. - 163 с.

го опыта объясняет, чем можно заняться в данной стране. Шоу собирает большое количество просмотров и является одним из лидеров рейтинге наиболее успешных игровых интернет-шоу.

Ещё одной особенностью молодежной аудитории, обращающейся к интерне-телевидению, является желание всегда быть в курсе событий в сочетании с недоверием к новостям традиционных СМИ. Оказывается, молодое поколение стремиться не только к развлекательному контенту: оно не чуждо аналитике, интересуется новостями, однако его не устраивает привычная форма информационных трансляций, слабая персонифицированность ведущих теленовостей и отсутствие возможности мгновенной личной реакции на транслируемое. Ожидания молодого зрителя заставляют искать новые формы коммуникативного воздействия.

В аспекте всего вышеизложенного, большой интерес представляет оригинальный социальный проект, разработанный под эгидой Управления по делам молодежи г. Краснодара.

В 2014 г. был создан достаточно продуктивный молодежный телевизионный канал на интернет-платформе, получивший не очень удачное, с нашей точки зрения, название «Подросток». Первой передачей, представленной каналом, стала прямая трансляция с мероприятия «Город молодых», приуроченная к Дню молодежи. Помимо прямого эфира из «открытой» студии, расположенной на Театральной площади г. Краснодара, зрителю транслировались репортажи с места события. В интернете заранее подготовленные сюжеты чередовались с интерактивными интервью пользователей со специально приглашенными в студию гостями, среди которых были С.В. Килин - глава Управления по делам с молодежью, известный шоумен Андрей Трегубов, музыкальная группа «Белки на акации». Важно, что среди приглашенных к неформальному интерактиву с аудиторией были и ветераны Великой Отечественной войны. Четырехчасовой эфир привлек внимание большой молодежной аудитории (прямую трансляцию посмотрело свыше 196000 человек) и сде-

лал рекламу каналу. Не меньший интерес вызвали и прямые трансляции еще одной передачи - «Литературный Краснодар», посвященной Дню города. Постепенно сформировалась структура программы. Она выстроилась по типу утреннего шоу и включила постоянные рубрики: «Мой Краснодар», «Всегда в форме», «Подросток-недели», перемежающиеся с прямыми репортажными включениями с разнообразных культурных и спортивных молодежных мероприятий. Успех программы во многом определяется тем, что ее инициаторы и разработчики - представители того же поколения, что и целевая аудитории. Официально руководителем канала является заместитель начальника МТУ «Молодежный центр г. Краснодара» С.С. Мальцев, но это руководство осуществляется достаточно демократично. Передачи готовятся как штатными, так и внештатными корреспондентами (школьниками, учащимися вузов). Костяк творческого коллектива составляют студенты факультета телерадиовещания и факультета социально-культурной деятельности Краснодарского государственного института культуры и искусств. Особенностью интернет-канала является его общедоступность: каждый молодой человек, желающий самореализоваться на телевидении, может найти себе практическое применение в любой функции: креативного редактора, оператора, автора и ведущего телерубрики, корреспондента, режиссера и т.д. На базе интернет-канала «Подросток» Молодежный центр города Краснодара организовал для всех желающих лабораторию телевидения, в которой можно обучиться основам тележурналистики, получить опыт работы в создании телевизионных программ, попробовать свои силы в различных сферах телевещания. Помимо постоянной практики у участников лаборатории есть возможность посещать семинары и мастер-классы известных специалистов в этой области.

Канал действует на платформе своего интернет-портала и имеет круглосуточное вещание.

Основная идея интернет-канала «Подросток» заключается в стремлении противопоставить разрушительным тен-

денциям некоторых интернет-блогов свой качественный и креативный контент, нацеленный на защиту традиционных ценностей, патриотизма и гуманизма. Креативная группа канала обозначила свою концепцию тезисно: «Мыслить просто. Мыслить общественно. Искать и находить себя. Говорить и спорить. Слушать и прислушиваться. Формировать настоящих авторитетов и быть авторитетом для будущих поколений. Творить. Быть добрым и искренним». Таким образом, основной целью канала является нравственное воспитание молодежи Краснодара через знакомство с интересными местами города, людьми, событиями и мероприятиями.

Канал осознанно делает установки на использование образов, вызывающих положительные эмоции, и мягкие варианты подачи затрагиваемых в передачах проблем в противовес возобладавшим в бло-госфере интернета жестким трансляциям шоковых ситуаций. Различия между «мягким» и «жестким» вариантами демонстрации контента проявляются в особенности преподнесения проблемы (жизненной ситуации) автором и выбора мотива поведения аудитории. Реализуя «мягкий» вариант автор сообщения:1) не ставит акцент на характеристике проблемной ситуации (её описание в тексте иногда вообще может отсутствовать); 2) применяет положительную мотивацию (любви, гордости, значимости самореализации, патриотизма и пр.); 3) описывает положительные эмоциональные переживания, связанные с будущим выходом из деструктивной жизненной си-туации1.

При жестком варианте применяется негативная символизация девиантного поведения, а позиционирование ненормативного поведения осуществляется символикой болезни, смерти, символами отвратительных для человека насекомых и т.д. Часто негативное позиционирование отклоняющегося поведения становится средством элементы «шоковой терапии». Здесь, безусловно, обнаруживается наибольшая опасность интернета, не имеющего никаких запретов в отборе и спосо-

1 Кожанова В.Ю. Рецептивная эстетика блога как медиатекста. Краснодар. 2012. - 123 с.

бах подачи материала. Его воздействие может быть непредсказуемым и не всегда позитивным. В качестве примера можно привести недавний случай, когда жестко выполненный рекламный проект довел женщину до психиатрической больницы. Немолодая семья долгое время не могла завести ребенка, а когда это, наконец, случилось, малыш родился с синдромом дауна. Причиной повреждения психики матери, по мнению специалистов, стала киевская реклама против наркотиков «Чому я урод?».

«Подросток» противостоит большому массиву крайне низкого качества интернет-продукции, эксплуатирующей низменные потребности человека, интеллектуально примитивной, изобилующей ненормативной лексикой. Канал предлагает оригинальный вариант интернет-телеви-

дения, избегающий примитива и способный привлечь молодого зрителя качественным содержанием, грамотным освещением событий, возможностью активной реакции на трансляцию и даже личного участия в создании эфира. Канал пропагандирует спорт, культурные события, патриотические мероприятия.

Как представляется, исследование особенностей дальнейшего функционирования канала может поспособствовать изучению возможностей инетрнет-теле-видения как платформы для размещения важных социальных проектов, адресованных молодежной аудитории, в том числе и патриотической направленности, а также помочь в определении эффективности интернет-телевидения как носителя инструмента пропагандастского воздействия, в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. - 278 с.

2. Данько, Т.П. Управление Интернет-маркетингом: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 196 с.

3. Засурский, И.И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: Издательство МГУ. - 2007. - 242 с.

4. Каплунов, Д. Конент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете. - М.: Манн, Иванов и Фербер, - 2019. - 384 с.

5. Карякина, К.А. Актуальные проблемы и типологические модели новых медиа. // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 2010. - №3. - 128 с.

6. Кеглер, Т., Даулинг, П., Тейлор, Б., Тестерман, Д. Реклама и маркетинг в Интернете М.: Альпина Паблишер, 2003. - 640 с.

7. Кожанова, В.Ю. Рецептивная эстетика блога как медиатекста. Краснодар. 2012. -

123 с.

8. Лазуткина, Е.В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета. - Астрахань: Волга. 2011. - 123 с.

9. Лукина, М.М., Фомичева, И.Д. СМИ в пространстве интернета. - М.: МГУ, 2005. -

87 с.

10. Моргун, О.М. Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе: дис. ... канд. культурологии О. М. Моргун. - Краснодар, 2010.

11. Николайшвили, Г.Г. Социальная реклама некоторые вопросы теории и практики. // Общественные науки и современность (Общество и реформы). - 2009. - №1. С. 101-109.

12. Определение термина «Баннерная слепота». URL: http://netology.ru/glossariy/ ban-nernaya-slepota (дата обращения 09.01. 2021).

13. Селиверстов, С.Э. Социальная реклама: искусство воздействия словом. Самара: Бахрах, 2006. -287 с.

14. Тертычная, М.А. Новые жанры социальной интернет-рекламы // Жанры СМИ: История, теория, практика. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Порто-принт, 2011. С. 64-69.

15. Филатова, О.Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. - № 4. С. 281-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления: 25.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.