Научная статья на тему 'Особенности идиостиля ведущего в нетрадиционных формах телевизионного дискурса'

Особенности идиостиля ведущего в нетрадиционных формах телевизионного дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
377
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС / ВЕДУЩИЙ / ИННОВАЦИИ / ИДИОСТИЛЬ / ИНФОРТЕЙНМЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЛОГЕР / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СЛЕНГ / СТРИМ-НОВОСТИ / ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ / КОМЬЮНИТИ / TELEVISION DISCOURSE / TV-HOST / INNOVATIONS / IDIOSTYLE / INFOTAINMENT / SOCIAL NETWORKS / BLOGGER / CIVIL JOURNALISM / SLANG / STREAM-NEWS / INTERNET-CHANNEL / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сомова Е. Г., Вологина Е. В., Абрамова Г. А.

Инновации охватили многие процессы медиаотрасли, повлияв на поиск и обработку информации, обусловив появление новых способов производства, выпуска и распространения новостей, а также формируя новую профессиональную культуру и идиостиль журналиста. Изменились привычные условия работы ведущего новостей, проявившись в возникновении таких феноменов, как инфотейнмент и телевизионный новостной видеоблогинг. В связи с этим изучение специфики работы телеведущего в Интернет-среде представляется весьма актуальным. Цель данной работы заключается в выявлении инновационных техник работы и речевых приемов ведущего новостных программ в современных формах телевизионного дискурса, представленного в Интернете. В статье анализируются трансформационные процессы, произошедшие в деятельности ведущих информационного интернет-канала «Life!», новостные выпуски которого значительно отличались от традиционных, поскольку заимствовались формы трансляции, принятые в социальных сетях: стримы, хештеги, ссылки из соцсетей. Было выявлено, что именно харизматичный ведущий, который обращался в информационных программах к технологиям блогера и шоумена, побуждал аудиторию к просмотру программ. Речевые характеристики ведущих отражали стилизацию под спонтанное импровизированное выступление с учетом особенностей формата и аудитории. Активно использовались новейшие популярные в молодежном сленге заимствования-американизмы. Создаваемый ведущим эффект вовлеченности в процессе трансляции телепередачи существенно увеличивал лояльность привлеченных к просмотру пользователей, которые чувствовали себя полноправными участниками эфира. Наиболее успешной внеэфирной формой деятельности ведущего становится его представленнось в блогах, в которых актуальные темы обсуждаются с целью вовлечения аудитории в комьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE TV-HOST BROADCASTER IDIOSTYLE IN THE NON-TRADITIONAL FORMS OF TELEVISION DISCOURSE

The innovations have covered many processes in Media industry because of the influence on searching and information processing, having conditioned the appearance of the new ways of production, issue and spreading of the news, as well as forming new professional culture and idiostyle of the journalist. The accustomed conditions of the news TV-host work were changed, that was shown in the origin of such phenomena as infotainment and television news videoblogging. In this connection the study of peculiarities of the TV-host’s work in Internet-ambience is introducing more actual. The Purpose of this work is concluded in discovering of the new TV-host work functioning techniques and speech acceptances in the broadcasts of news programs in modern forms of the television discourse, presented in the Internet. The article contains the analysis of the transformational processes, happened in the information internet-channel "Life!". TV-host activity, which newscasts were vastly differed from traditional as they have borrowed the forms of translations adopted from social sets: streams, hashtags, social sets references. It was revealed that only charismatic TV-host, appealing in information programs to the blogger’s or showman’s technologies can motivate the audience to watch the programs. The Speech characteristics of the TV-hosts reflected the pastiche of spontaneous improvised performance considering the peculiarities of the format and audience. Actively there were used the most popular in the youth slang American borrowings. Created by the TV-host effect of engagement in the process of the telecast translating greatly enlarged the loyalty of the users appealed to the watching, which felt themselves enjoying as full rights participants of the broadcasting. The most successful outside broadcasting activity of the TV-hosts becomes their representation in the blogs, where the actual subjects are discussed by the way of involving the audience to the community.

Текст научной работы на тему «Особенности идиостиля ведущего в нетрадиционных формах телевизионного дискурса»

УДК: 82-92; 414+ 002. 703.0

ББК: 80; 81.2+ Рус-5 76.031

Сомова Е.Г., Вологина Е.В., Абрамова Г.А.

ОСОБЕННОСТИ ИДИОСТИЛЯ ВЕДУЩЕГО В НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАХ

ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА

Somova E.G., Vologina E.V., Abramova G.A.

THE PECULIARITIES OF THE TV-HOST BROADCASTER IDIOSTYLE IN THE NON-TRADITIONAL FORMS OF TELEVISION DISCOURSE

Ключевые слова: телевизионный дискурс, ведущий, инновации, идиостиль, инфортей-нмент, социальные сети, блогер, гражданская журналистика, сленг, стрим-новости, Интернет-канал, комьюнити.

Keywords: television discourse, TV-host, innovations, idiostyle, infotainment, social networks, blogger, civil journalism, slang, stream-news, Internet-channel, community.

Аннотация: инновации охватили многие процессы медиаотрасли, повлияв на поиск и обработку информации, обусловив появление новых способов производства, выпуска и распространения новостей, а также формируя новую профессиональную культуру и идиостиль журналиста. Изменились привычные условия работы ведущего новостей, проявившись в возникновении таких феноменов, как инфотейнмент и телевизионный новостной видеобло-гинг. В связи с этим изучение специфики работы телеведущего в Интернет-среде представляется весьма актуальным. Цель данной работы заключается в выявлении инновационных техник работы и речевых приемов ведущего новостных программ в современных формах телевизионного дискурса, представленного в Интернете.

В статье анализируются трансформационные процессы, произошедшие в деятельности ведущих информационного интернет-канала «Life!», новостные выпуски которого значительно отличались от традиционных, поскольку заимствовались формы трансляции, принятые в социальных сетях: стримы, хештеги, ссылки из соцсетей. Было выявлено, что именно харизматичный ведущий, который обращался в информационных программах к технологиям блогера и шоумена, побуждал аудиторию к просмотру программ. Речевые характеристики ведущих отражали стилизацию под спонтанное импровизированное выступление с учетом особенностей формата и аудитории. Активно использовались новейшие популярные в молодежном сленге заимствования-американизмы. Создаваемый ведущим эффект вовлеченности в процессе трансляции телепередачи существенно увеличивал лояльность привлеченных к просмотру пользователей, которые чувствовали себя полноправными участниками эфира. Наиболее успешной внеэфирной формой деятельности ведущего становится его представленнось в блогах, в которых актуальные темы обсуждаются с целью вовлечения аудитории в комьюнити.

Abstract: the innovations have covered many processes in Media industry because of the influence on searching and information processing, having conditioned the appearance of the new ways of production, issue and spreading of the news, as well as forming new professional culture and idiostyle of the journalist. The accustomed conditions of the news TV-host work were changed, that was shown in the origin of such phenomena as infotainment and television news videoblogging. In this connection the study of peculiarities of the TV-host's work in Internet-ambience is introducing more actual. The Purpose of this work is concluded in discovering of the new TV-host work functioning techniques and speech acceptances in the broadcasts of news programs in modern forms of the television discourse, presented in the Internet.

The article contains the analysis of the transformational processes, happened in the information internet-channel "Life!". TV-host activity, which newscasts were vastly differed from traditional as they have borrowed the forms of translations adopted from social sets: streams, hashtags,

social sets references. It was revealed that only charismatic TV-host, appealing in information programs to the blogger's or showman's technologies can motivate the audience to watch the programs. The Speech characteristics of the TV-hosts reflected the pastiche of spontaneous improvised performance considering the peculiarities of the format and audience. Actively there were used the most popular in the youth slang American borrowings. Created by the TV-host effect of engagement in the process of the telecast translating greatly enlarged the loyalty of the users appealed to the watching, which felt themselves enjoying as full rights participants of the broadcasting. The most successful outside broadcasting activity of the TV-hosts becomes their representation in the blogs, where the actual subjects are discussed by the way of involving the audience to the community.

Научно-технический прогресс, ставший отправной точкой для появления и, впоследствии, бурного развития глобальной сети Интернет и цифровых технологий, внес значительные изменения во все отрасли средств массовой коммуникации. Многочисленные исследования показывают, что онлайн-процессы все больше проникают в стабильную работу классических СМИ, меняя тем самым привычные формы журналистики1.

Интернет открыл миру СМК поток бесконечной и молниеносной информации, что, в свою очередь, переместило журналистов на периферию коммуникационных интересов потенциальной аудитории. Сегмент потребителей и активных пользователей интернета все более растет и гомогенизируется. Таким образом, Интернет стал реальным носителем информации, в том числе и новостной.

Во всем мире растет понимание особой значимости Интернет-вещания, поскольку эта коммуникация способна порождать долгосрочные отношения с аудиторией. У пользователей уже сформирована потребность личного общения в Интернете, который сближает коммуникантов, вызывая доверие к транслируемой новостной информации. Инновации охватили многие процессы медиаотрасли, повлияв на поиск и обработку информации, обусловив появление новых способов производства, выпуск и распространение новостей, а также формируя новую профессиональную культуру журналиста. Изменились привычные условия работы ведущего новостей, проявившись в возникновении таких феноменов, как инфотейнмент2, телевизионный новост-

ной видеоблогинг и др. Ведущий стал одной из главных составляющих медиаэконо-мики, превратившись в мультиспециалиста, став связующим звеном всех инновационных компонентов. Современному журналисту-модератору в условиях развития интерактивных технологий и появления новых каналов коммуникации необходимо осваивать новые принципы и формы работы4.

Однако они до сих пор еще недостаточно изучены и требуют серьезного теоретического осмысления. В связи с этим изучение специфики работы телеведущего в Интернет-среде представляется весьма актуальным.

Цель нашего исследования заключается в выявлении инновационных техник работы и речевых приемов ведущего новостных программ в современных формах телевизионного дискурса, представленного в Интернете, что позволяет определить тенденции развития современного информационного вещания. Анализ проводился традиционными методами наблюдения и описания.

Опираясь на зарубежные образцы, российский медиарынок начинает все активнее использовать Интернет-вещание, которое, хоть и «создает коридор возможностей для традиционных СМИ (с. 175), но, безусловно, ликвидирует их монополию на информационном рынке»5. Но он слишком тесен и сложен, чтобы развиваться по привычным для Запада канонам. Анализ показывает, что отказавшись от традиционных

1 Дубровский А.В. Журналистика и Интернет. Саранск.: Красный Октябрь. 2004. - 59 с.

2 Зорков Н.Н. Инфотейнмент на российском телевидении // Электронный научно-культурологический журнал Relga, 2005 , № 1 - с. 68-91.

3 Hahn N. What good in Twitter? The Value of Social Media to Public Service Journalism. - Geneva. 2013.

4 Землянова П.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1999. №2. С. 58-69.

5 Пургин Ю.П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ // Известия АлтГУ. № 2(82).Том 1. 2014.С 170-176.

форм телевещания из-за растущего переноса денег в сферу Интернента, менеджеры и собственники порталов сначала пытаются подстроить традиционное вещание под цифровой формат, а затем в силу разных причин аннулируют даже вполне удачные инновационные формы информационного дискурса, заменяя их менее затратными проектами и агрессивными формами транс-ляций1. Наблюдается постоянное обновление медиаканалов, которые становятся площадкой для апробации новых моделей вещания, способствующих заработку собственников и получивших популярность журналистов.

Это наглядно демонстрируют трансформационные процессы, произошедшие в деятельности информационного интернет-канала «Life!» - проекта российской мультимедийной корпорации «News media» (генеральный директор Арам Габрелянов). «Life!» стал первым частным круглосуточным информационным интернет-каналом в системе отечественного телевещания и первопроходцем среди других СМИ в сфере использования современных интерактивных технологий и новых способов трансляции новостей.

Пик популярности канала «LifeNews» пришелся на 2014 г., когда, по данным службы Медиалогия, его признали самым цитируемым СМИ в стране. Однако, несмотря на это, в апреле 2016 г. телеканал сменил свое название на «Life». Обновленный телеканал снова сумел стать популярным. Он привлекал около 75 миллионов телезрителей ежедневно и имел больше 1,5 тысяч собственных корреспондентов. Безусловно, он мог бы продолжать успешно существовать, но по разным экономическим и политическим причинам был преобразован в большое число оригинальных интернет-проектов, возглавленных полюбившимися аудитории ведущими. Так, М. Савченко, сделавший имя, побывав как военный корреспондент в плену на Украине, возглавил проект Gingarama, И. Миле-хин разработал стрим-проект Black Elepfant, Н. Могутин - новостной паблик Mash, который через год оставил, сменив его на но-

1 Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмурдского университета. № 3-1. 2012. - 48-51.

вый проект - Baza, специализирующийся на расследованиях, А. Кашеварова - Daily Storm, К. Придыбайло - политическое шоу для молодежи без ведущего «Черное зеркало».

Постоянные реорганизации канала, не всегда обусловленные объективными причинами, крайне затрудняют теоретическое осмысление инновационных форм работы его работы. Но можно утверждать, что неизменной константой, позволяющей менять формы трансляций, побуждающей аудиторию к просмотру канала и привлекающей средства рекламодателей была личность ведущего, который в информационных программах обращался к технологиям блогера, шоумена или актера. Поскольку телеканал рассчитывал на молодую аудиторию, привыкшую читать информацию на интернет-лентах или на ютуб-каналах полюбившихся блогеров, он отказался от ведущих в линейных новостях, оставив их только в итоговых выпусках.

Грамотный монтаж также был отнесен к рудиментам новостного вещания. Важным для корреспондентов канала стало первыми оказаться на месте происшествия и успеть «заснять» все по горячим следам, будучи очевидцами события. «Life!» стал полигоном использования гражданских журналистов при помощи специально созданного приложения для смартфонов «Lifecorr». Подача новостей на канале «Life!» отличалась от традиционной, поскольку он заимствовал формы трансляции, привычные в социальных сетях: стримы, хештеги, ссылки из соцсетей и новостных интернет-лент2.

Тематика новостей была представлена в виде хештегов, которые обычно используются в социальных сетях для упрощения поиска нужной информации. Таким образом, запомнив персональные для каждого блока новостей и отдельного сюжета хеште-ги и введя их на сайте Life.ru, в группах в Вконтакте, Твиттере, Фейсбуке, в приложениях Lifenews или Lifecorr можно было не только найти транслируемый ранее видеоматериал, но и дополнительные сведения о событии. В США данный способ трансля-

2 Bownan Sh. Willis Ch. We Media/ How audiencies are shaping the future of news and information http//science.convergencelab.ru/node/30

ции новостей называют «второй экран».

Не менее популярными у аудитории были стрим-новости. Под ТВ-стримом подразумевается сюжет, снятый очевидцем события и записанный им на обычную камеру сотового телефона без каких-либо дополнительных приспособлений и подготовки1. Появление стримов связано со специально созданным мобильным приложением Lifecorr. Это программа для смартфонов, которая работает на платформах Android, iOs и Windows и помогает пользователям как внештатным сотрудникам отправлять в редакцию телеканала разного рода видео. Гражданские журналисты при этом получают не только моральное удовольствие, но и оплату. Вознаграждение приходит на счет номера телефона, деньги можно снять в любом салоне сотовой связи. Достойно оплачивается только по-настоящему эксклюзивный материал. Более того, редакция дает задание, сразу обозначая размер гонорара.

Так, очевидцам взрыва газового баллона в частном доме в Москве в поселке Института Полиомиелита за отснятый материал предложили 650 рублей, а видео пожара в лесу на федеральной трассе Братск-Тулун оценивалось в 975 рублей.

Таким образом, «Life!» стал первым из отечественных телеканалов, объединившим профессиональных и гражданских журналистов.

Профессиональными модераторами информационного вещания были выбраны весьма харизматичные личности. Ведущие «Life!», призванные разрушить все каноны классического новостного вещания, активно обращались к приемам создания имиджа и трансляций информации, принятым в бло-госфере. Их отличали кислотной яркости костюмы, блузы с глубоким декольте, джинсы, выразительный мейк-апп, стильные прически. С 2015 г. они передавали новости, держа в руке смартфон или планшет и активно перемещаясь по просторной студии, снабженной большим мультимедийным экраном, прозрачной светодиодной консолью. Создавался образ современного ведущего, умело пользующегося интерактивными технологиями и призванного при-

1 Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Миф. 2008 - 313 с.

влекать молодежную аудиторию.

Речь ведущих представляла стилизацию под спонтанное импровизированное выступление2. Активно использовались новейшие популярные в молодежном сленге заимствования-американизмы, например, «лук» в значении «внешний облик»; «тренд» - «модное течение»; «хайпить» -«создавать ажиотаж» вокруг какого-либо события или продвигать что-то. Формат канала, работающего на молодежную аудиторию, обязывал ведущих использовать молодежный сленг. Однако, как представляется, в речи достаточно образованных журналистов, явно старше возраста своей целевой аудитории, он был не всегда уместен.

Для большей достоверности в студии обязательно возникал неожиданный объект, заставляющий ведущего обыгрывать его появление. Так, во время подводки о взрывах в Алеппо в студии транслировалась 3D-проекция упавшей бомбы, увидев которую, ведущая должна была проявить актерские способности и испуганно отпрыгнуть в сторону. Также удачно она сыграла, комментируя сюжет о нападении на девушку группы арабов в немецком метрополитене, при импровизированном появлении ступеней экс-калатора.

Журналист, передавая информационное сообщение, явно использовал блогер-ские приемы комментирования транслируемых новостей. Звучащий текст демонстро-вал все признаки авторизации и персонификации: «Наркополицейские снова задержали Гуфа. Правда, не дома, конечно, а в СИЗО, где рэпер Гуф сейчас находится. Я все-таки надеюсь, что нам удастся с ним пересечься, правда, не знаю только в Красноярске или здесь, в студии (Оксана Кочкина). Текс представлял собой стилизацию под устную разговорную речь. Это выражено инверсией, частым повторением вокализаций («ого», «вау», «круто») и личных форм обращения, эллипсисами. Нередко обнаруживалось использование привычных в бытовом общении обращений к аудитории: «так, ребята, не расходимся».

2 Адрианова Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах. URL: http: //www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/iibis _nbuv/

В отличие от традиционных новостных выпусков, в которых ведущий в студии передает слово корреспонденту, в информационных передачах «Life!» наблюдалось простое включение трансляции какого-либо сюжета с помощью подводки: «Вообще ситуация вызывает у нашей редакции чувство дежавю: в декабре прошлого года мы рассказывали о таком же задержании. Чем оно закончилось, помнит моя коллега Дарья Насонова».

Далее кадры комментируются самим ведущим. Это в точности воспроизводит структуру блоговых репортажей1. Но в сюжетах возможно и закадровое озвучивание репортера.

Иногда новостной выпуск плавно перетекал в ток-шоу. Так, Оксана Кочкина, импровизируя, начинала свое выступление с новостной заметки, плавно переводя ее к трансляции сюжета в жанре расследования: «Так виноват Гуф или нет на этот раз. Будем разбираться вместе с его коллегой по группе «Центр». Давид Птаха Нуриев на связи с нами».

Ведущие стилистически и психологически оперативно «подстраивались» к участникам шоу или к своей аудитории. Для этого применялись жаргонизмы и просторечные слова, особенно в эмоционально насыщенных сообщениях: «подсадил на иглу», «подставные копы», «я не я и разборка не моя», «крузак», «тачка» (машина) и др.

Приведем примеры фрагментов новостных текстов: «это они! кладут лицами в асфальт двух молодых людей в возрасте 22 года. Затем начинают месить их прямо по этим самым лицам», «неувязочка вышла, обидчики садятся в свои машины и дают по газам», «мужчина в разборках не участвовал, просто тусил рядом и махал руками, как дирижер».

Канал, нарушая сложившиеся практики, даже приглашал в качестве ведущих людей с дефектами речи, например Алевтину Пенкальскую с выраженной природной картавостью.

Как видим, «Life!» стал телеканалом, стремящимся разрушить стереотипы но-

1 Исакова Е.А. Жанр репортажа в блоге (на материале "Живого журнала» Рустема Адагамова) // Политическая лингвистика. 2015.

востного отечественного вещания. Это выразилось не только в использовании новейших интерактивных технологий и новых способах трансляции новостей, но и в изменении роли ведущего информационных программ, который функционировал не как диктор или рассказчик, а выполнял роль блогера или шоумена.

При создании «LifeNews» его дирекция опиралась на британский прототип «SkyNews», а затем - «Euronews». Постепенно канал резко отказался от ведущих в эфире, оставив зрителям лишь их голоса за кадром, и перестал делить новости на тематические рубрики и отдельные программы. Сюжеты стали транслироваться единым потоком, основная информация выводилась на экран в виде текстовок. После ярких провокационных выпусков с молодыми амбициозными ведущими канал «Life!» резко провел реформирование, приобретя статус «первого по срочным», но бездушным «новостям». Таким образом, с последними изменениями когда-то провокационный и уверенный в себе телепроект «LifeNews» превратился в сплошной поток недостоверных и сухих новостей (в основном снятых с нарушением всех принятых в профессиональной операторской среде правил), которые берутся непонятно откуда и комментируются неизвестно кем.

Реформаторы явно ошиблись с выбором новой стратегии. Как выяснилось, личностно-коммуникативная связь все еще очень важна даже для молодежной аудитории. Персонификация в эфире является мощным средством привлечения телезрителей и повышения их доверия. По опросам, представленным в интернете, изменения в политике канала привели к негативной реакции телезрителей, которые утверждали, что не могут воспринимать закадровый голос без лица его владельца, не любят непрофессионального озвучивания, когда «ведущие запинаются, а речь - безграмотная», «не рассказывают, а орут на камеру»; допускают «косяки в комментариях». Молодежная аудитория утверждала, что «без ведущих канал стал хуже», «раньше был европейский канал с красивой картинкой» и т.д. .

Канал стал терять рейтинги, что кос-

2 Первый независимый сайт отзывов России : http://ru.otzyv.com/lifenews

венно подтверждает важность присутствия креативного ведущего в новостных программах.

Очевидно, невзирая на дискуссии об «умирании» журналистики как профессии в том виде, в котором мы её сегодня представляем, телевидение в погоне за новыми технологиями и инновационными способами трансляции новостей не должно доходить до такого предела, когда журналист-ведущий теряет не только свою индивидуальность, но и статус субъекта массмедиа1.

Главный редактор бывшего телеканала А. Сулейманова утверждала, что «для людей сейчас нет особой разницы, кто им читает новости. У молодой аудитории уже не будет такой классической звезды в новостях, какой была и есть для их мам и дедушек та же Екатерина Андреева, они не воспринимают её таким образом. Звезд-ведущих уже никаких давно нет»2.

Не случайно состав ведущих канала постепенно сократился с 6 бригад до четырех человек. Однако результаты реорганизационных процессов показали, что не столько контент, сколько идиостиль ведущих канала делал его трансляции особо привлекательными для пользователей.

Успешный опыт работы канала «Life!» демонстрирует, что его ведущими был выбран способ подачи информации, наиболее актуальный для установления коммуникативного контакта с современной аудиторией. Потребности времени привели к возникновению нового типа ведущего, предельно приближенного к своим зрителям. К его личностным качествам предъявляются многочисленные универсальные (чувство юмора, способность быстро принимать решения и умение «завести» своих слушателей и т.п.) и обусловленные форматными характеристиками вещания требования. В 90-е гг. ХХ века сформировалось правило: ведущий должен говорить на языке своей аудитории или хотя бы знать этот язык. По мнению журналистов-практиков, аудитория при

1 Мирошниченко А. Партизанская журналистика. Блогеры способны заменить журналиста, но блогосфера не может заменить СМИ: httpA--slon.ru/iuture/partizanskaya_zhurnalistika-456222/xhtrml

2 Сайт студии TDS (студия телеканала «LifeNews».) / - URL: http://tds-pro.com/proiects/studio-channel-

оценке эфира всегда ставит знак равенства между программой и ее модератором: успешность имиджа ведущего неизменно обусловливает высокий рейтинг передачи. Причем главной характеристикой, маркирующей удачный имидж ведущего, становится его яркая индивидуальность3. Кроме того, важно использование понятных аудитории локаций, персоналий и тем для обсуждения позволяют ведущему добиться доверительных отношений с ней. Новые условия работы продуцируют усиление ин-тимизации его общения с аудиторией, что помогает повысить доверие к передаваемой информации. Сегодня одной из удачных форм интимизации общения с аудиторией, помимо выбора специфических речевых характеристик, становится представленность ведущего в блогах социальных сетей. Блоги обычно публичны и предполагают возможность полемики с автором (в комментариях к блогозаписям). Информация, представленная в блогах, может получить такое количество просмотров, что ознакомленная с ней аудитория вполне может быть отнесена к массовой. До сих пор воззрения на функции блогов в системе СМИ остаются весьма противоречивыми. Некоторые исследователи категорически отрицают право блогов служить выразителем журналистского твор-чества4. Другие с учетом достаточно широкого толкования медийного поля допускают возможность существования модифицированных форм и новых средств массовой информации. По их мнению, блоги могут быть отнесены к профессиональной журналистике, так как по своим целевым функциям они отвечают требованиям, предъявляемым к прессе5. Несомненно, неподготовленные специально блогеры, эпизодически производящие значимые для общественного мнения материалы, не могут заменить собой полноценные СМИ. Однако мониторинг блогов некоторых станций показывает, что их авторами выступают не только графоманы, как принято считать, но и профессиональные журналисты. Блогозаписи ведущих

3 Медиапрофи. М. 2009. № 1-2.

4 Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. М., 2005.

5 Кожанова В.Ю. Рецептивная эстетика блога как ме-диатекста. Краснодар. 2012.

на сайтах значительно повышают популярность их телепрограмм.

Как бы то ни было, в общественном сознании информация, полученная от сетевого популярного блогера, Social Media- деятельность которого может быть абсолютно не связана с журналистикой, нередко воспринимается с большим доверием и интересом, нежели от ведущих официальных информационных телепрограмм. Наиболее успешным для современного пользователя становится присутствующее блогам выстраивание информационного поля не по темам, а по хэштэгам, локациям. Актуальные темы в блогах всегда обсуждаются с учетом вовлечения аудитории в комьюнити. Этот горизонтальный способ коммуникации предполагает, что каждый пользователь, независимо от социального статуса, профессии и сферы личных интересов, оказавшись членом комьюнити, будет сотрудничать с другими членами сообщества на равных условиях. Типичным примером такого комьюнити становится объединение в едином блоге людей, имеющих интерес к определенной сфере. Так, к фанатам определенной спортивной команды может относиться болельщик с любым социальным статусом. Общение между пользователями в комью-нити осуществляется виртуально: они вряд ли могли бы встретиться в реальной жизни. Скорость распространения той или иной информации в комьюнити достаточно высока, так как обычно для связи людей в подобных сообществах используются отлаженные схемы коммуникаций в сети Интернет: тематические форумы, обсуждения в группах социальных сетей и так далее.

Вовлечение даже незначительного числа участников комьюнити в диалог с ведущим определенных СМИ создает возможность трансляции нужных интересов внутрь сообщества по отлаженным каналам коммуникаций, что не требует построения дополнительных коммуникационных связей.

Стоит учитывать, что создание комь-юнити - это системная работа с каждым зрителем в момент его контакта со СМИ как посредством электронного обращения, так с помощью мобильной связи. Существует масса несложных опросов, позволяющих

собрать достаточное количество информации о получателе информации. Внося эти данные в таблицы, ведущий создает базу данных о принадлежности аудитории к определенным комьюнити, что помогает ему при необходимости найти информацию, получить экспертное или частное (профессиональное) мнение при подготовке или проведении трансляций. Даже если этот информант сам не в состоянии участвовать в теле-радиопрограмме, наверняка он обладает контактами в той же коммуникативной группе, и эти контакты смогут быть полезны редакции. Эффект вовлеченности в процесс создания теле-радиопередачи существенно увеличивает лояльность привлеченного к вещанию лица к определенному СМИ зрителя, поскольку он чувствует себя полноправным участником эфира.

Нередко ведущий, работая в блоге, должен охватить множество разнородных фактов, наблюдений, впечатлений, мнений, интересных деталей, зарисовок с натуры, поэтому сталкивается с проблемой классификации и обобщения этого пестрого материала, следовательно, возникают трудности при структурной организации материала. В связи с этим современные ведущие, работая в блоге, выработали важное правило: транслируемое событие должно быть свернуто до нескольких наиболее существенных эпизодов. Поэтому текст строится на трансляции одной или двух значимых деталей, способных отразить определённый информационный «срез». Своеобразный блоговый дневник ведущего не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов. Его основная задача состоит не столько в том, чтобы наглядно передать информацию, сколько в стремлении вызвать сопереживание аудитории. Авторское отношение к событию и его участникам неизменно носит активный характер.

В силу того, что любое репортажное описание подчиняется временным рамкам события, факты должны выстраиваться в некой заданной последовательности, а возникающие «пустоты» могут заполняться авторскими отступлениями и ремарками, которые создают необходимый эффект присутствия. Для придания описанию события

особой динамичности ведущий транслирует эпизоды, в которых «проглядывает» действие, а участники события постоянно находятся в тесном контакте.

Таким образом, наблюдения показывают, что новые «любительские» виды трансляции новостей решительно входят составной частью в структуру информационных телепрограмм.

История телеканала «Life!» явно опровергает идею малой значимости личности коммуникатора в эфире. Очевидно, лич-ностно-коммуникативная связь и персонификация важны при передаче информации даже в эпоху комьюнити.

Как представляется, идеальная модель коммуникационного процесса между теле-

ведущим и телезрителем требует учета нескольких доминантных факторов: приближения образа ведущего к образу собеседника в повседневной жизни, но с учетом наличия у него профессиональных навыков, проявления авторской манеры, придающей уникальность сообщаемой информации; ориентации телеведущего на достижение смыслового контакта с аудиторией. Журналист сегодня обязан применять новые стратегии и тактики, заимствованные из сферы гражданской журналистики, выступая в программах не только компетентным ретранслятором новостей, но и экспертом по злободневным вопросам или партнером по задушевной беседе «за жизнь».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адрианова, Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах. - URL: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis _nbuv/

2. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмурдского университета. - 2012. - № 3-1. - 48-51.

3. Дубровский, А.В. Журналистика и Интернет. - Саранск.: Красный Октябрь, 2004. - 59 с.

4. Землянова, П.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. - 1999. - №2. - С. 58-69.

5. Зорков, Н.Н. Инфотейнмент на российском телевидении// Электронный научно-культурологический журнал Relga. - 2005. - № 1. - С. 68-91.

6. Исакова, Е.А. Жанр репортажа в блоге (на материале "Живого журнала» Рустема Адагамова) // Политическая лингвистика. - 2015.

7. Кожанова, В.Ю. Рецептивная эстетика блога как медиатекста. - Краснодар. 2012.

8. Лукина, М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. - М., 2005.

9. Медиапрофи. - М., 2009. - № 1-2.

10. Мирошниченко, А. Партизанская журналистика. Блогеры способны заменить журналиста, но блогосфера не может заменить СМИ. - URL: http--slon.ru/future/ partizan-skaya_zhurnalistika-456222/xhtrml

11. Первый независимый сайт отзывов России: http://ru.otzyv.com/lifenews

12. Попов, А.В. Блоги. Новая сфера влияния. - М.: Миф. 2008 - 313 с.

13. Пургин, Ю.П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ // Известия АлтГУ.

- 2014. - № 2(82). Том 1. - С. 170-176.

14. Сайт студии TDS (студия телеканала «LifeNews»). - URL: http://tds-pro.com/projects/studio-channel -

15. Bownan, Sh. Willis Ch. We Media/ How audiencies are shaping the future of news and information URL:http//science.convergencelab.ru/node/30

16. Hahn, N. What good in Twitter? The Value of Social Media to Public Service Journalism.

- Geneva. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.