УДК 338.45:622.3
w
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
В. А. Майстер, Е. В. Ширинкина
Введение
По мере становления наукоемкой модели экономики формирование интеллектуальной промышленной собственности как одного из основных компонентов интеллектуального капитала действующих производств требует планирования, четкой организации и мотивирования этого процесса.
Понятие «интеллектуальный капитал» ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт [1] в 1969 г. Как было указано выше, оно шире, чем более привычное понятие «интеллектуальная собственность». Вместе с тем оно близко по смыслу к понятиям «неосязаемый, невещественный, нефизический капитал», используемым в работах по эконометрике как минимум с 1990 г. В классической работе Грилихеса по использованию патентной статистики в экономических измерениях [2] неосязаемый капитал рассматривается как натуральный ненаблюдаемый показатель, повышающий рыночную стоимость фирмы и зависящий от количества имеющихся у нее патентов, объема вложений в НИОКР и других аналогичных факторов.
Первым же, кто подробно обосновал и достаточно широко популяризировал понятие «интеллектуальный капитал», был Т. Стюарт. Именно он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке [3]. В дальнейшем определение интеллектуального капитала уточнялось. Так, Л. Эдвинсон из компании Scandia определил интеллектуальный капитал как знание, которое можно конвертировать в стоимость [4], а по Л. Прусаку из компании IBM - это интеллектуальный материал, который формализуется, обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. В последующих уточнениях понятия интеллектуального капитала упор делался как на статических его характеристиках, связанных с процессом накопления интеллектуальных активов в виде патентов, лицензий, компьютерных программ, авторских прав и пр., так и на динамических характеристиках, связанных с человеческим ресурсом организации и инновационной деятельностью.
Существенные дополнения в определение природы интеллектуального капитала сделали японские ученые, в частности И. Нонака. В его интерпретации акценты смещаются в сторону создания нового знания, инновационного процесса с использованием так называемых тацитных, т.е. неявных знаний [5]. По П. Друкеру [6], таковыми обладает работник знаний, который отличается от всех остальных участников трудового процесса тем, что сам, причем безраздельно, владеет своими собственными «средствами производства»: неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, инициативой, личным опытом. Одним из первых отечественных исследователей, рассмотревших проблему интеллектуального капитала, стал В. С. Ефремов. По его определению [7], интеллектуальный капитал - это знания, которыми располагает организация, но выраженные в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения. Таким образом, из приведенного анализа следует, что понятие «интеллектуальный капитал» может использоваться менеджерами при управлении персоналом и нематериальными активами, при создании благоприятного образа фирмы с целью привлечения инвестиций и при оценке бизнеса, основанного на знаниях, с целью его купли или продажи.
Для выявления взаимосвязи интеллектуального и человеческого капитала рассмотрим их внутреннее строение. К настоящему времени еще не сложилось единого для всех представления о
Описание предмета исследования
структуре указанных объектов. Тем не менее некоторые общие принципы уже наработаны. Так, в фундаментальном труде одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала Т. Стюарта [3] выделяются три его составных части: человеческий, организационный, а также потребительский, или клиентский капитал.
Под человеческим капиталом понимается та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда) [8-10]. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления. Термин «человеческий капитал» введен в научный оборот примерно с 1962 г. Ф. Махлупом, причем позднее он применялся именно в связи с экономикой знаний. В истории развития этой составляющей интеллектуального капитала отсчет ее использования ведется от публикации на японском языке монографии X. Итами [11] и далее к работе П. Сулливана [12].
В организационный капитал включается та составляющая интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, товарные знаки, культура организации и др.). Как видим, в структуру организационного капитала входят элементы интеллектуальной собственности. Организационный капитал по сути своей - это организационные возможности фирмы реагировать на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей своей части является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Понятие «клиентский капитал» ввел в 1993 г. Ст. Герберт. Потребительский, или клиентский, капитал складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. К одной из главных целей формирования потребительского капитала Т. Стюарт относит создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Нами предлагается иная классификация состава интеллектуального капитала, где он подразделяется на внутреннюю и внешнюю структуру, а также на компетенцию персонала. При этом имеется определенное соответствие между структурными составляющими интеллектуального капитала в обоих вариантах их вычленения. Организационному капиталу соответствует внутренняя структура, потребительскому - внешняя, а человеческому - компетенция персонала. К компетенции сотрудников предложено относить: способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификацию, умения и навыки, опыт, энергию, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры, что по классификации Т. Стюарта является человеческим капиталом. Внутреннюю структуру составляют такие элементы, как проекты, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия, организационная структура, культура организации, а также объекты интеллектуальной собственности: патенты, ноу-хау, авторские права и другое, что близко по содержанию к организационному капиталу по Т. Стюарту. Что касается внешней структуры, то под ее элементами понимаются отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами. Кроме того, сюда же включены элементы, которые имеют отношение к интеллектуальной собственности: бренды, торговые марки, имидж организации. Все это согласно Т. Стюарту входит в группу потребительского (клиентского) капитала. Как видим, внешняя структура может укреплять престиж, содействовать приобретению новых потребителей. Внутренняя с помощью трансферта знаний позволяет снижать зависимость организации от человеческого фактора. Компетенция же работников может способствовать разработке новых идей и новых проектов, обеспечивая тем самым своеобразное конвертирование человеческого капитала, используя терминологию Т. Стюарта, в организационный. Окончательно взаимодействие всех структурных компонентов трансформируется в финансовый капитал.
В качестве отдельной позиции выделяется человеческий капитал. В оставшейся же части выделяется составляющая, называемая рыночным (отношенческим, клиентским или брэндовым) капиталом, и составляющая достаточно разнородная по составу, называемая структурным капиталом. Данная классификация вступает в некоторое противоречие с классификацией Т. Стюарта. Согласно этому подходу структурный капитал представляет собой наиболее разнородную часть интеллектуального капитала. Сюда относятся права интеллектуальной собственности, информационные ресурсы, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т. д. В структур-
ныи капитал также входят систематизированные знания, в том числе ноу-хау, в принципе отделимые от физических лиц (работников) и от фирмы. К рыночному капиталу в указанной классификации принято относить: товарные знаки и знаки обслуживания; фирменные наименования (эта часть соответствует по Т. Стюарту организационному капиталу); деловую репутацию; наличие своих людей (insiders) в организациях партнерах или клиентах; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д. (эта часть соответствует клиентскому капиталу). Как видим из вышеизложенного, элементы интеллектуальной собственности входят, по крайней мере, в две составляющие интеллектуального капитала - в рыночную и структурную или организационную.
Методика исследования
Для вещного производства объекты промышленной собственности выступают в качестве конечного инновационного продукта, связанного с разработкой технологических процессов или средств технологического оснащения (оборудования, технологической оснастки, программ управления оборудованием) применительно к подразделениям основного и вспомогательного производств. Целенаправленное системное создание новых технологий, включая средства технологического оснащения, осуществляется на стадии научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) или проектно-технологических (ПТР) работ. Эти стадии охватывают целый цикл работ, значительная часть которых может заканчиваться созданием интеллектуального продукта. В общем случае цикл работ включает этапы:
- генерация идеи и разработка концепции технологии или изделия;
- натурное, математическое или имитационное моделирование процессов, выполнение расчетов по определению параметров процессов или конструктивных элементов;
- выбор или разработку, лабораторные исследования материалов для рабочих органов и технологической оснастки;
- стендовые испытания и экспериментальные проверки;
- разработка, согласование и утверждение технического задания на проектирование технологий или оборудования;
- разработка проектной, технологической или технической документации;
- изготовление опытных образцов оборудования, опытно-промышленной партии продукции;
- производственные испытания опытных образцов средств технологического оснащения или потребительская экспертиза продукции;
- разработка, согласование и утверждение технических условий на средства технологического оснащения или продукцию.
По мере становления наукоемкой модели экономики формирование интеллектуальной промышленной собственности как одного из основных компонентов интеллектуального капитала действующих производств требует планирования, четкой организации и мотивирования этого процесса через анализ затрат, связанных с их созданием. В общем случае в стоимость интеллектуального капитала предприятия должны входить [13]:
- стоимость НИР, ОКР или ПТР, в процессе которых создан данный объект;
- стоимость его патентования или регистрации;
- суммарные выплаты по трудовым контрактам с изобретателями, создающими объекты интеллектуальной собственности по заказу фирмы;
- суммарные затраты по поддержанию режима секретности по созданному ноу-хау.
Таким образом, если объект интеллектуальной собственности на процесс или средство технологического оснащения патентуется на первом этапе генерации идеи в концепцию, то стоимость его создания выразится
С = С + С
где Ски - стоимость капитала идей; Си - затраты на генерацию идей и разработку концепции; Сп - затраты на патентование изобретения.
Для определения стоимости трансформации капитала идей в интеллектуальный продукт, создаваемого предприятием на втором этапе инновационного процесса:
С = С + С + С
^пр ^м 1 ^р 1 ^р?
где См - затраты на создание модели процесса; Ср - затраты на разработку программного продукта; Ср - затраты на получение свидетельства о регистрации.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в случае приобретения объекта интеллектуальной собственности, созданного на стадии лабораторных испытаний, имеет место научно-технический риск, количественно оцениваемый согласно [14] коэффициентом 0,4, т.е. достигающий 60 %. Такой риск после завершения ОКР или ПТР снижается до 30 % при соответствующем коэффициенте 0,7.
Поскольку процесс превращения сырья, материалов или полуфабрикатов в готовую продукцию непосредственно реализуется в основном производстве, то именно в нем сосредоточено наибольшее количество средств технологического оснащения: машин, оборудования, транспортных устройств, технологических сред и оснастки. Функция вспомогательного производства заключается, главным образом, в обслуживании и поддержании средств технологического оснащения основного производства в работоспособном состоянии. Для технологического оборудования предназначены вспомогательные ремонтные подразделения, а для технологической оснастки, например, машиностроительного производства - инструментальные. Если в оборудовании основного производства рабочим органом является среда (технологические растворы), то подготовка и поддержание ее концентрации обеспечиваются соответствующими вспомогательными подразделениями. Эффективность работы основных и вспомогательных подразделений существенно зависит от уровня используемых технологий и технического уровня применяемого оборудования. Технический уровень основного и вспомогательного производства можно оценивать по показателям уровня механизации и автоматизации, среднему возрасту оборудования и процессов, фондовооруженности персонала и другим показателям. Однако эти показатели не позволяют отразить уровень новизны решений, заложенных в технологическую систему производств. Понятие новизны используется при оценке научно-технического уровня продукции, который характеризуется совокупностью параметров, определяющих уровень новизны научного принципа, конструкторских решений, технологии, используемых материалов.
В приложении к промышленной технической продукции более удачным представляется термин «техническая новизна». Техническая новизна является итогом интеллектуального поиска, интеллектуального труда создателей средств технологического оснащения, т.е. интеллектуальным продуктом. Техническую новизну защищают только патенты на изобретения и промышленный образец, свидетельства о регистрации на полезную модель, свидетельства о регистрации авторского права на программы для ЭВМ и базы данных, оформленные в виде технической документации, навыков и производственного опыта «ноу-хау», удостоверения авторства рационализаторских предложений. Остальные объекты интеллектуальной собственности промышленного предприятия (право на товарный знак, наименование места происхождения товара, фирменное наименование) являются средствами индивидуализации продукции или индивидуализации юридического лица.
Рассмотрим возможное распределение объектов интеллектуального капитала по средствам технологического оснащения подразделений основного и вспомогательного производства. Для подразделений основного производства, а также для вспомогательных подразделений, связанных с подготовкой и поддержанием в работоспособном состоянии рабочих сред или других вспомогательных материалов, возможно сочетание всех разновидностей объектов интеллектуальной собственности, характерных для промышленного предприятия. Для ремонтных и инструментальных подразделений, в том числе и подразделений по ремонту технологической оснастки, объекты интеллектуальной собственности возможны, вероятнее всего, в форме исключительных прав на базы данных и программы для ЭВМ, предназначенные для управления процессом технической эксплуатации вспомогательного оборудования. Что касается «ноу-хау» в виде особых навыков и производственного опыта, рационализаторских предложений по технической эксплуатации, то они становятся объектами интеллектуальной собственности только в случае срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев.
Наличие средств технологического оснащения ремонтного и инструментального производств, основанных на праве того же собственника (патентообладателя) на изобретение, промышленный образец и полезную модель практически нереально.
Полученные результаты
Связь между объектами интеллектуального капитала и средствами технологического оснащения вспомогательных производств отражена в виде схемы на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь объектов интеллектуальной собственности с производством основного и вспомогательного производства
Наличие связи между объектами интеллектуального капитала и средствами технологического оснащения производств характеризует только качественную сторону их технической новизны. Количественную оценку целесообразно осуществить по стоимости объектов интеллектуальной собственности, учитываемых в балансе предприятия как нематериальные активы (Сик). Однако абсолютная величина стоимости данных нематериальных активов не позволяет судить о значимости технической новизны. Очевидно, что нужна относительная стоимостная характеристика. Такой характеристикой может служить отношение стоимости интеллектуального капитала к балансовой стоимости активной части основных фондов основного или вспомогательного производства (стоимости оборудования Сопф).
Такой показатель назовем коэффициентом эффективности использования интеллектуального капитала:
С
К„„ = —^
С
опф
Поскольку в развитых странах доля нематериальных активов в суммарных активах промышленной фирмы достигает 50 % [15], а по оценкам «СОИС-8ЕЯУЛЬ» [16] их доля в активах отечественных промышленных предприятий должна достигать 15-20 %, можно предположить, что значение коэффициента, к которому следует стремиться, должно составлять 0,3-0,4.
Заключение
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы и получены результаты:
1. Предложена авторская классификация состава интеллектуального капитала, где он подразделяется на внутреннюю и внешнюю структуру, а также на компетенцию персонала. При этом
имеется определенное соответствие между структурными составляющими интеллектуального капитала в обоих вариантах их вычленения.
2. Предложена система взаимосвязей объекта интеллектуального капитала с технологическими процессами или средствами технологического оснащения применительно к подразделениям основного и вспомогательного производств.
3. Обосновано, что управление интеллектуальным капиталом требует планирования, четкой организации и мотивирования этого процесса через анализ затрат, связанных с их созданием.
4. Предложена количественная оценка эффективности использования интеллектуального капитала. Установлено значение этого показателя как ориентир для достижения производственными фирмами.
Список литературы
1. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. - М., 1969 - 480 с.
2. Griliches, Z. Patent Statistics as Economic Indicators: A Survey / Z. Griliches // Journal of Economic Literature. - 1990, December. - Vol. XXYIII. - P. 1661-1707.
3. Stuart, T. A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations / T. A. Stuart. - London, 1997.
4. Edvinsson, L. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower / L. Edvinsson, M. S. Malone. - N.Y. : Happer Business, 1997. - 240 p.
5. Беспалов, П. В. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации : учеб. пособие / П. В. Беспалов, A. Л. Гапоненко и др. - М. : Социальные отношения, 2003. - 184 с.
6. Друкер, П. Посткапиталистическое общество / П. Друкер // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 2009. - С. 71, 95-96, 98.
7. Ефремов, B. C. Бизнес-системы постиндустриального общества: О труде, капитале и прибыли коммерческого предприятия / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 8.
8. Кауфман, Н. Ю. Развитие бизнес-образования как детерминанта инновационного обновления экономики / Н. Ю. Кауфман, Е. В. Ширинкина // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3 (часть 2). -С. 385-389.
9. Ширинкина, Е. В. Оценка окупаемости инвестиций в человеческий капитал. Достойный труд в экономике XXI века / Е. В. Ширинкина, Н. Ю. Кауфман // Материалы междунар. науч.-практ. конф., 27 ноября 2015 г. - Саратов : КУБиК, 2015. - С. 197-201.
10. Кауфман, Н. Ю. Необходимость разработки стратегии развития вузов в условиях инновационной экономики / Н. Ю. Кауфман, Е. В. Ширинкина // Экономика и социум. - 2016. - № 2 (21). - URL: http://www.iupr.ru.
11. Itami, H. Mobilizing Invisible Assets / H. Itami. - Japan, 1980.
12. Sullivan, P. H. Value-driven Intellectual Capital: How to convert Intangible Corporate Assets into Market Value / P. H. Sullivan. - Wiley, 2000.
13. Кашин, И. Л. Интеллектуальная собственность в промышленности и анализ этапов ее формирования / И. Л. Кашин, М. М. Травин // Проблемы новой политической экономии. - 2003. - № 3. - С. 130-133.
14. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и инновации / С. В. Валдайцев. - М. : Филин, 2007. - 336 с.
15. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. - М. : Пресс-сервис, 2014. - 24 с.
16. Шилова, Е. В. Оценка интеллектуальной собственности : учеб. пособие / Е. В. Шилова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. - 122 с.
Майстер Виктор Аркадьевич
доктор наук в экономике, профессор, член-корреспондент Академии менеджмента и рынка, Сургутский институт международной экономики и бизнеса «Планета»
(628426, Россия, г. Сургут, пр-т Мира, 34/3) E-mail: [email protected]
Ширинкина Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент,
Сургутский государственный
университет ХМАО - Югры
(628426, Россия, г Сургут, ул. Республики, 72-174)
E-mail: [email protected]
Mayster Viktor Arkad'evich PhD in economics, professor, corresponding member of the Academy of Management and Market, Surgut Institute for International Economics and business "Planet"
(628426, 34/3 Mira avenue, Surgut, Russia)
Shirinkina Elena Viktorovna
candidate of economic sciences, associate professor, Surgut State University, Khanty-Mansiysk - Ugra (628426, 72-174 Respubliki street, Surgut, Russia)
Аннотация. По мере становления наукоемкой модели экономики формирование интеллектуальной промышленной собственности как одного из основных компонентов интеллектуального капитала действующих производств требует планирования, четкой организации и мотивирования этого процесса. В статье предложена иная классификация состава интеллектуального капитала, где он подразделяется на внутреннюю и внешнюю структуру, а также на компетенцию персонала. При этом имеется определенное соответствие между структурными составляющими интеллектуального капитала в обоих вариантах их вычленения. Предложено возможное распределение объектов интеллектуального капитала по средствам технологического оснащения подразделений основного и вспомогательного производства.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, инновации, производство, технологическое оснащение.
Abstract. With the establishment of a knowledge-based economy model the formation of industrial intellectual property as one of the main components of the intellectual capital of existing production requires planning, precise organization and motivation of this process. The article suggests a different classification structure of intellectual capital, where it is divided into inner and outer structure, as well as on the competence of personnel. At the same time there is a certain correspondence between the structural components of intellectual capital in both versions of the isolation. Proposed possible distribution of intellectual capital facilities by means of technological equipment units basestion and auxiliary production.
Key words: intellectual capital, innovation, manufacturing, technological equipment.
УДК 338.45:622.3
Майстер, В. А.
Роль интеллектуального капитала в технологическом оснащении производства / В. А. Майстер, Е. В. Ширинкина // Надежность и качество сложных систем. - 2016. - № 1 (13). - С. 107-113.