ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗБИТИЯ
УДК 316 ББК 60.5
М.С. Касабуцкая, А.В. Петров
роль интеллектуального капитала в организации труда современных компаний (на примере сектора информационных технологий)
Рассматриваются проблемы изучения роли интеллектуального капитала в развитии организации труда на примере компаний ^-сектора. Исследуется процесс становления современного экономико-социологического подхода к изучению интеллектуального капитала. Авторы анализируют трансформацию внешней социально-экономической среды развития современного бизнеса. Изучаются вопросы становления теории интеллектуального капитала и ее влияние на современные экономические и социологические исследования социального потенциала экономического развития. Анализируются подходы классиков экономической теории к изучению интеллектуального капитала. В статье представлены особенности экономико-социологического подхода к изучению инвестиций в интеллектуальный капитал. В работе излагаются некоторые результаты эмпирического экономико-социологического исследования специфики развития интеллектуального капитала ^-компаний, работающих на рынке Санкт-Петербурга.
Ключевые слова:
инвестиции, интеллектуальный капитал, конкурентоспособность, символический капитал, экономическая социология, экономическое развитие.
Касабуцкая М.С., Петров А.В. Роль интеллектуального капитала в организации труда современных компаний (на примере сектора информационных технологий) // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 74-79.
© Касабуцкая Маргарита Сергеевна - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; email: petroval4@yandex.ru
© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru
Одной из самых актуальных задач развития современной производственно-экономической системы России является задача повышения конкурентоспособности предприятий и производимой в их рамках продукции. В современных условиях конкурентоспособность производства зависит не только и не столько от наличия природных ресурсов, доступа к дешевым инвестициям или даже использования самых современных технологий производства, сколько от трудовых ресурсов и умения руководства современных компаний максимально эффективно их использовать. Современное представление о трудовых ресурсах и их продуктивном применении в производственной системе базируется на новых подходах к пониманию роли персонала в повышении производительности труда и конкурентоспособности предпри-
ятий. Подобное представление сформировалось во многом благодаря исследованиям организации труда и роли человеческого или интеллектуального капитала в развитии производственной системы. Человеческий или интеллектуальный капитал - это не просто трудовые ресурсы компаний, работники с их опытом, знаниями, умениями и навыками. Интеллектуальный капитал - это еще и социальный ресурс компаний, включающий особую организацию социально-трудовых отношений, которая позволяет не только эффективно организовывать выполнение производственных заданий, но и создает благоприятные возможности для персонала подключиться к реализации стратегии развития предприятия посредством активного участия в воспроизводстве структурного капитала (технологий, ноу-хау и т.п.), формирования
имиджа и корпоративной культуры. Все эти не такие уж и новые факторы развития трудовых отношений рассматриваются теперь по-новому в связи с существенным увеличением их влияния на изменение конечных свойств товаров.
На существенные изменения свойств товаров (как нематериальных, так и материальных) и необходимость их изучения специалисты обратили внимание еще в 1980-е гг., предсказав трансформацию производственной системы развитых стран, а затем и всего мирового производства, назвав эти изменения knowledge-value revolution1. «Изучение тенденций, наметившихся во второй половине 80-х годов, показывает, что революция, порожденная создаваемой знанием стоимостью, распространяется по всему миру. В результате изменений, происшедших за эти годы, производство таких ценностей становится главным условием экономического роста и средством обеспечения корпоративных прибылей», - подчеркивал известный теоретик исследований интеллектуального капитала Т. Сакайя [5, с. 359]. Таким образом, основные конкурентные преимущества в современной производственной системе определяются не столько возможностью эффективного управления текущими издержками, сколько более гибкой системой организации производства, ориентированной на стимулирование персонала к творчеству и быстрому внедрению инноваций. Именно поэтому «традиционные» индустриально развитые страны, стремясь укрепить и повысить свою конкурентоспособность, все больше ориентируют производство на создание товаров, обладающих созданной знанием стоимостью, и на развитие интеллектуального капитала корпораций, вынося традиционные производства «индустриальной эпохи» с громоздкими материальными активами и даже самые современные высокотехнологичные производства в развивающиеся страны. Приспосабливаясь к подобным тенденциям, производственные системы развивающихся стран не только стремятся привлечь иностранные компании благоприятными условиями для размещения все более высокотехнологичных производств, но и ориентируются на более эффективное использование уже имеющегося у них интеллектуального капитала, стремясь всеми возможными средствами обеспечить рост инвестиций именно в его накопление и совершенствование.
Необходимость инвестиций в интеллектуальный капитал компании становит-
ся понятной при сравнении величины физического и интеллектуального капитала в любой традиционной компании и в современной компании высокотехнологичной отрасли, например, сектора информационных технологий. Стоит отметить, что традиционная инвестиционная деятельность была направлена преимущественно на материальные объекты. В современной мировой экономике все большую ценность, как основного источника прибыли компаний, приобретают не основные производственные фонды, а новые идеи и различные продукты интеллектуальной деятельности. Соответственно, меняется характер инвестиционной деятельности, она всё больше направлена на интеллектуальный капитал компании. Традиционные инвестиции в материальные активы не исчезают, но уходят на второй план, уступая место иным, более выгодным вложениям - инвестициям в интеллектуальный капитал. Развитие теории интеллектуального капитала в конце XX - начале XXI века существенно изменяет понимание содержания процесса инвестирования, оценки, эффективного использования и непрерывного развития человеческих ресурсов. Формирование и эффективный рост интеллектуального капитала компании возможен лишь при помощи существенного увеличения инвестиций в его воспроизводство. Важно отметить, что интеллектуальный капитал в своей основе имеет трехкомпонентную структуру и состоит из следующих элементов: человеческого, организационного и потребительского капиталов.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. И здесь пока нет однозначного понимания того, как их трактовать. Свой взгляд на проблему Т. Шульц представил в работе 1961 г. «Инвестиции в человеческий капитал». По его мнению, подобные инвестиции - не только затраты на образование в специализированных учреждениях, но и на самообразование человека как дома, так и в процессе трудовой деятельности, а также капиталовложения в сферу здравоохранения и научных исследований [11, с. 8].
Г. Беккер понимает инвестиции в человеческий капитал в широком смысле и предлагает инвестировать в человеческий капитал через образование, накопление производственного опыта, здоровье, географическую мобильность и поиск информации [1, с. 109]. Благодаря его теории человеческого капитала, например, изме-
о
3 ю О
нилось отношение к затратам на образование: инвестиции в образование стали рассматриваться в качестве важнейшего источника экономического роста. Теоретики человеческого капитала отмечают, что расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики персонала, можно вполне назвать инвестициями. Эти издержки будут компенсированы возросшим доходом компании в будущем. Постепенно такие затраты были признаны как производительные, так как инвестиции в персонал приносят ощутимый долговременный экономический эффект. Термин «инвестиции» стали применять к затратам в каждую из составных частей интеллектуального капитала. Например, к инвестициям в человеческий капитал можно отнести различные выплаты работникам, в том числе заработную плату, налоги, премии, стимулирующие надбавки и т.д. Однако, следует помнить и о таком компоненте инвестиций в человеческий капитал, как обучение на производстве, которое теперь является одним из основополагающих аспектов его развития во многих странах мира. Так, еще А. Маршалл в работе «Принципы экономической науки» отмечал важность производственного обучения [4, с. 237]. Поэтому в указанные инвестиции стоит включить затраты на обучение, переподготовку, повышение квалификации работников, участие в тематических семинарах, конференциях, симпозиумах.
Расходы, связанные с ведением здорового образа жизни - проведение профилактических осмотров сотрудников, дополнительное страхование здоровья, выезды на курортное лечение, а так же затраты, направленные на повышение безопасности на рабочих местах и организацию спортивного досуга сотрудников [6, с. 54] - следует отнести не к обычным производственным издержкам на персонал, а к инвестициям в человека, осуществляемым с целью формирования, поддержания здоровья и совершенствования работоспособности сотрудников.
Под инвестициями в организационный капитал теперь также понимаются затраты на развитие корпоративной культуры компании, на научно-исследовательские работы, информационно-правовую систему, программное обеспечение. Под инвестициями в потребительский капитал при данном подходе понимаются затраты, связанные с созданием и продвижением бренда, клиентской базы и поддержанием устойчивых контактов со стейкхолдерами.
Для формирования интеллектуального капитала компании требуются затраты инвестора сегодня с целью получения более высокого дохода завтра, то есть уже в обозримом будущем. Расходы на образование, укрепление здоровья, другие аспекты развития людей дают экономическую отдачу, которая нередко превышает отдачу от инвестиций в физический капитал, поэтому данные виды затрат также следует признавать инвестициями. Данный вид инвестиций измеряется с точки зрения финансовых затрат - в финансовом эквиваленте. Анализ инвестиций в интеллектуальный капитал с точки зрения экономики - это финансовая оценка роста прибыли компании, выраженная например, в разнице предшествующих затрат и полученной прибыли или в увеличении капитализации компании, превышении рыночной стоимости компании над её балансовой стоимостью.
Однако, подобные, теперь весьма популярные взгляды отражают лишь сугубо экономический подход к анализу роли интеллектуального капитала в организации труда. Экономико-социологический подход значительно шире и предполагает анализ компаний и их активов прежде всего как социального института и структуры социально-символических коммуникаций [8, с. 336]. В данной трактовке инвестиции в интеллектуальный капитал позволяют человеку, группе или компании занять привилегированное положение по отношению к другим. Инвестиции организуются в соответствии с предвосхищением - сознательным или неосознанным - средних шансов на извлечение прибыли. Таким образом, вклад в интеллектуальный капитал может принести более существенную символическую выгоду, а в дальнейшем -экономическую. Наличие интеллектуального капитала у высокотехнологичных компаний (в частности компаний 1Т-сек-тора) становится основной ставкой в игре, которая признается в экономике знаний [7, с. 27]. Символический капитал можно произвести с помощью качественного усовершенствования деятельности компании, что свидетельствует об обеспечении компании не просто ростом стандартных финансовых показателей, капитализации и т.д., а свидетельствует о её реальном развитии - качественных (социально-экономических) изменениях ее характеристик. Именно качественные характеристики, лежащие в основе интеллектуального капитала, служат основой для формирования доверия, власти и престижа компа-
нии. В современных условиях все больше прослеживается необходимость действия компании не просто как экономического агента, нацеленного на экономический рост и стремящегося к получению прибыли, но и как социального агента, основной целью которого будет развитие своих трудовых ресурсов, а так же устойчивых взаимосвязей с потребителями. Инвестиции в интеллектуальный капитал компании служат развитию внутреннего и внешнего социального капитала компании. Под развитием внутреннего капитала понимаются инвестиции в человеческий и организационный капитал компании, взамен на которые будут формироваться доверительные отношения сотрудников к компании [10, с. 88], а значит и повышаться эффективность их работы. Развитие потребительского капитала компании с помощью выстраивания сети контактов также способствует доверию и лояльности потребителей и сотрудников к компании. За счет инвестиций в интеллектуальный капитал компания накапливает репутационный ресурс и ресурс доверия как со стороны своих сотрудников, так и потребителей, а значит накапливает свой внешний символический капитал, который в дальнейшем также конвертируется в прибыль - экономический капитал компании.
Уже классическим принято считать пример IT-компаний, прежде всего зарубежных, развитие которых непосредственно определяется качеством их интеллектуального капитала. В современном мире информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, необходимым средством для работы и возможностью для проведения досуга. Все больше и больше людей пользуются компьютерами и программным обеспечением, Интернетом и мобильными приложениями. Такой быстрорастущий спрос на продукцию высокотехнологичной отрасли придал импульс для размещения крупными зарубежными транснациональными IT-компаниями своих офисов в России и, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. На сегодняшний день в Москве и Санкт-Петербурге функционируют компании следующих мировых IT-гига-нтов: IBM, Microsoft, Oracle, Google, EMC, OperaSoftware, OpenWay, GitHub, Яндекс, i-Free, JetBrains и другие. Повышение эффективности использования интеллектуального капитала становится основной целью IT-компаний ввиду того, что они относятся именно к высокотехнологичной отрасли. Поэтому для того, чтобы выжить
в конкурентной борьбе, этим компаниям необходимо развивать свой интеллектуальный капитал [9, с. 76]. Инвестируя в интеллектуальный капитал, компании предоставляют кредит доверия своим сотрудникам в надежде на то, что они в дальнейшем «погасят свои обязательства» [3, с. 127] перед компанией посредством качественной работы и роста прибыли. Интеллектуальный капитал способствует получению непосредственной выгоды -увеличению производительности труда как отдельного сотрудника, так и всей компании в целом.
В 2014-2015 гг. было проведено экономико-социологическое исследование роли интеллектуального капитала в развитии организации труда компаний IT-сектора, работающих на рынке Санкт-Петербурга2.
В экспертном интервью приняли участие 10 респондентов - сотрудников и HR-менеджеров исследуемых компаний. Выборка экспертов производилась методом «снежного кома» в соответствии с выработанными критериями компетентности в области развития интеллектуального капитала компании. В «гайде» интервью было разработано пять блоков, вопросы которых соответствовали определенным критериям. Один из блоков интервью относился к человеческому капиталу. Было выделено 5 основных критериев для анализа инвестиций в человеческий капитал компании: осуществление продуманного HR-найма, развитие знаний, умений и навыков сотрудников компании («Как Вы повышаете Вашу квалификацию, знания, умения, навыки и компетенции? Проводит ли компания тренинги и для сотрудников? Какие? Кто в них участвует?»), мотивация сотрудников, доверие к коллегам, и в эту же категорию относится социальный пакет для сотрудников, необходимый для воспроизводства физического капитала, входящего в состав человеческого. В блоке организационного капитала были выделены следующие 5 критериев для анализа инвестиций в интеллектуальный капитал: организационная структура компании, развитие корпоративной культуры труда компании (комфортность условий труда), следование целям ценностям и принципам компании, развитие научно исследовательских разработок («Имеет ли компания научно-исследовательскую базу, исследовательские лаборатории, центры исследовательских разработок, базы знаний и базы данных? Как развивается R&D? Как Вы участвуете в научно-исследовательской деятельности?»), стимулирование иннова-
ционной деятельности («Как в компании поддерживается инновационная деятельность (создание патентов/ноу-хау и т.д?».), а также развитие собственных инструментов для корпоративного общения («Как осуществляется информационный обмен в компании? Есть ли собственный корпоративный портал?»). Третьим важным компонентом инвестиционной деятельности в интеллектуальный капитал выступают инвестиции в потребительский капитал компании. Пятью основными критериями, которые стали основой для вопросов в блоке про потребительский капитала, были выделены: отношения компании с клиентами, выстраивание сети взаимосвязи с партнерами по бизнесу, активное взаимодействие с ВУЗами («Взаимодействуете ли Вы с ВУЗами (профориентация студентов/лекции)?»), узнаваемость бренда компании и рейтинг компании среди других 1Т-компаний. Также в интервью были блоки, относящиеся к биографии респондента и к общему пониманию интеллектуального капитала, его влиянию и значимости.
Результаты проведенного исследования показали, что данные компании как социальные агенты инвестируют в интеллектуальный капитал, в основном, для развития доверительных отношений среди своих сотрудников и клиентов, а так же для повышения репутации и символической власти компании в уже существующей сети соответствующих взаимосвязей [2, с. 51]. Именно инвестиции в интеллектуальный капитал являются приоритетной целью компаний, потому что взамен этих инвестиций развиваются доверительные отношения к компаниям со стороны потребителей, лояльность сотрудников к компании, накапливаются их социальный и символический капиталы, которые в дальнейшем будут конвертироваться в экономический капитал и прибыль.
В настоящее время руководители 1Т-компаний вполне осознают необходимость наращивания интеллектуального капитала, который все больше трактуется ими как разновидность социального и символического капиталов. Их влияние на конкурентоспособность и эффективность работы компании превышает результат от наращивания материальных ресурсов и дает более долговременный эффект и рост прибыльности. Тем не менее, не во всех компаниях пока в полной мере присутствует комплексная стратегия инвестиций в интеллектуальный капитал.
В разных 1Т-компаниях сложились разные модели инвестиций в интеллектуаль-
ный капитал. Однако к сходным чертам инвестиционной стратегии в интеллектуальный капитал можно отнести следующее:
- компании осуществляют продуманный многоуровневый HR-отбор специалистов с высшим образованием. Весомую роль при отборе заявок кандидатов имеют личные связи кандидатов;
- одной из особенностей политики HR-менеджмента является заинтересованность компании в привлечении молодых, амбициозных, готовых привносить новые идеи работников. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования: возраст сотрудников 1Т-компании варьируется от 20 до 30 лет. Несмотря на отсутствие опыта работы, молодые люди в таком возрасте более обучаемы, креативны и энергичны, готовы развиваться и самореализовываться в труде;
- компании стараются благоустроить офис не только для работы, но и создать комфортные условия для неформального общения сотрудников (теннисные корты, микрокухни, бассейн и т.п.);
- в компаниях создаются собственные инструменты корпоративного общения, что повышает доверие сотрудников к своим же продуктам;
- компании выделяют до 20% рабочего времени для развития собственных проектов, что свидетельствует об эффективной экономии рабочего времени. Те сотрудники, разработки и предложения которых прошли все стадии оценки, вознаграждаются денежной премией. Данная система направлена на развитие и воспроизводство интеллектуального капитала внутри компании;
- компании стараются выстраивать долгосрочные взаимоотношения со своими клиентами, потребителями и партнерами по бизнесу, т.е. воспроизводство интеллектуального капитала ориентировано на воспроизводство клиентского капитала.
На основе проведенного экономико-социологического исследования подтвердилась основная гипотеза, что экономическая эффективность деятельности 1Т-компаний на рынке Санкт-Петербурга в значительной степени зависит от инвестиций в их интеллектуальный капитал. Успех 1Т-компаний во многом зависит от выстраивания внешней и внутренней сети контактов, от развития престижа, репутации и доверия к компании за счет инвестиций в интеллектуальный капитал. Именно интеллектуальный капитал, его активное накопление и развитие, способст-
вует упрочению позиций 1Т-компаний на рынке и обеспечивает их устойчивость и конкурентоспособность в далеко не стабильной экономической ситуации [12, с. 4269]. Их стабильность определяется не столько экономическими параметрами и показателями (хотя они также очень важны), сколько их социальными характеристиками, отражающими их социальный потенциал экономического роста. Именно от социального потенциала, выражающегося
в различных параметрах приращения интеллектуального капитала, зависит эффективность организации труда и повышение его производительности. Таким образом, пример 1Т-компаний свидетельствует о первостепенной важности изучения социальных параметров реализации стратегий экономического развития в современных экономико-социологических исследованиях, и особенно такого важного параметра, как интеллектуальный капитал.
Список литературы:
[1] Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993, № 11-12. - С. 19-145.
[2] Дятлов С.А., Шубаева В.Г. Сетевые формы функционирования интеллектуального капитала в глобальной информационной экономике // Экономика образования. - 2015, № 2. - С. 50-54.
[3] Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001, т. 3. - С. 122-139.
[4] Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. - М.: Прогресс, 1993.
[5] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 340-371.
[6] Чигоряев К.Н., Скопинцева Н.А., Ульященко В.В. Оценка стоимости человеческого капитала на основе произведённых затрат // Известия Томского политехнического университета. Т. 313. - 2008., №. 6. - С. 54-56.
[7] Чудинов Г.В. Повышение эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал в высокотехнологичных отраслях. - М.: Традиция, 2013. - 165 с.
[8] Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю.В. Веселова и А.Л. Кашина. - СПб.: Нестор-История, 2012. - 760 с.
[9] Demartini P. Paoloni P. Implementing an intellectual capital framework in practice // Journal of Intellectual Capital. Vol. 14. - 2013, №. 1. - P. 69-83.
[10] Huysman M. Knowledge Sharing, Communities, and Social Capital // Communities of Practice: A Special Issue of Trends in Communication. - 2014. - P. 77-100.
[11] Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. - 1961, vol. 51(1). - P. 1-17.
[12] Wang E.T.G., Chiu C.H., Chen E. Impact of IT Intellectual Capital on IT Explorative-Exploitative Innovation Strategy and Performance // System Sciences (HICSS), 2015 48th Hawaii International Conference on. -IEEE, 2015. - P. 4266-4275.
1 Революция созданной знанием стоимости.
2 Исследование было проведено с использованием метода интервью с сотрудниками ряда 1Т-компаний Санкт-Петербурга и на основе анализа информации по корпоративной социальной отчетности.
3 ю О