В. П. Барабанов, О. Ю. Макарова НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Ключевые слова: теория и практика воспитания, концептуальный подход, воспитательная среда, функционирование воспитательной системы, гражданские ценности, гуманитарный компонент образования.
Проведён анализ концепций воспитания, рассмотрены существующие системы современных научных представлений, основополагающих идей и приоритетных направлений, лежащих в основе концепции развития воспитательной системы вуза.
Keywords: theory and practice of social education, conceptual approach, socio-educational environment, functional socio-educational
systems, civic values, humanitarian component of education.
The author analyzes the conceptions of social education, focusing on existing systems and modern scientific theories, fundamental ideas, and priority directions, that are based on the foundation of conceptions of the evolution of socio-educational systems in higher education.
Реформирование системы высшего образования в Российской Федерации на современном этапе заставляет обратиться к теме воспитания студентов в стенах вуза в период их обучения и становления как молодых специалистов.
Это предъявляет новые требования к уровню образования, социальной зрелости и гражданской активности выпускников вузов и соответственно - к преподавательскому составу, к качественным параметрам их работы.
Указанное обстоятельство требует пересмотра и развития теории и практики воспитания, научного обоснования стратегии воспитательной деятельности в вузах. Концепция развития воспитательной системы вуза представляет собой совокупность современных научных положений, основополагающих идей,
организационно-целевых установок и приоритетных направлений. Решению задачи построения концепции воспитания посвящены многочисленные исследования, разработаны концептуальные подходы, воспитательные системы, что значительно продвинуло изучение общей проблемы воспитания:
1. Концепции социального воспитания
(В.А.Бочарова, А.В.Мудрик, Г.Н.Филонов,
М.И.Шилова и др.), основанные на идеях системносоциального проектирования.
2. Общественно-ориентированные концеп-
ции коллективного воспитания (И.А.Зимняя, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, М.И.Рожков, Н.Л.Селиванова, А.И.Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания,
проектирования и укрепления воспитательных систем.
3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, В.В.Сериков, Е.А.Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-
культурной идентификации, гуманизации воспитания.
4. Личностно-ориентированные концепции
самоорганизуемого воспитания (С.В.Кульневич, Н.М.Таланчук), основанные на идеях
синергетического подхода.
5. Концепция формирования личности А.И.Кочетова [5].
По мнению Е.В.Бондаревской, концепция воспитания в нестабильном, разбалансированном обществе должна базироваться на выявлении реальных особенностей социальной ситуации развития личности, характерной для современного российского общества, изучении естественных трудностей социокультурной адаптации личности в кризисном обществе, где трудно решаемые экономические, военные, межнациональные и другие проблемы обостряют необходимость поиска вариативных стратегий воспитания [1]. Этой же задаче посвящено многолетнее исследование Н.М.Таланчука, который, начиная с 1991г., последовательно разрабатывал теорию и технологию воспитательного процесса.
Достаточно большой интерес вызывают и теория воспитания жизнеспособного поколения, разработанная Б.А.Ручкиным, П.И.Бабочкиным, И.М.Ильинским; региональная концепция воспитания, разработанная в Ярославской области под научным руководством М.И.Рожкова и другие концепции.
Существенно подчеркнуть, что в целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни России.
В целях более полного выявления наметившихся тенденций нами впервые был проведён анализ концепций воспитания (моделей, систем, концептуальных подходов), представленных
такими авторами и коллективами, как Ю.К.Бабанский, П.И.Бабочкин, В.И.Байденко, Б.П.Битинас, Е.В.Бондаревская, В.Г.Гончарова,
О.С.Газман, И.В. Дубровина, И.П.Иванов, И.М.Ильинский, В.А.Караковский, Ю.А.Копылов, В.М.Коротов, Ю.М.Кудрявцев, В. Т. Лисовский, Б.Т.Лихачёв, З.А.Малькова, А.В.Мудрик,
В.С.Мухина, Л.И.Новикова, С.Л.Новосёлова, Л.Ф.Обухов, Пермский политехнический институт, В.Д.Путилин, Н. Л. Селиванова, А.П.Сидельковский,
A.И.Субетто, Н.М.Таланчук, В.И.Шкатулла и др.
Анализ показывает, что в большинстве
успешно реализуемых концепций воспитание трактуется как управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность
воспитателя и т.д. При этом в концепциях разных авторов отмечается гибкость, опосредованность, разнообразие форм этого процесса управления, что позволяет говорить не столько о жёстком
регламентировании, сколько о тщательно
организованном направлении процесса развития.
Методологической основой организации такого «направления» являются: гуманистические подходы, сформулированные в мировой (начиная с Я.-А.Коменского) и в отечественной
(К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко,
B.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.)
педагогике, положения гуманистической
психологии XX в.; теория деятельности
А.Н.Леонтьева, выводы С.Л.Рубинштейна, теория отношения В.И.Мясищева.
Большинство наиболее разработанных концепций имеют достаточно большой разброс в определении того, что является предметом
воспитания: чувства, ценности, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и т.д.
В основном реализуются реалистические, гуманистические и идеалистические модели воспитания.
Авторы разделяют задачи воспитания современного поколения в духе активного
созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития
духовности человека, сохранение его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности; стержнем современных систем воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов.
Большинство концепций рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. При этом в последнее время акцент переносится на создание с помощью определённых психолого-педагогических средств определённых условий для развития и саморазвития личности воспитуемого.
В настоящее время большая часть воспитательных систем разграничивает воспитание
на отдельные сферы: умственное, эстетическое, трудовое, политехническое, художественное, физическое, экономическое и др.
Практические все подходы и концепции ориентированы на развитие человека как целостной личности в её нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах. Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно.
Сам по себе «положительный
воспитательный эффект» может быть
содержательно определён, как мы полагаем, через категорию «цели воспитания».
В теории воспитания всегда огромное внимание уделялось проблемам целеполагания. По существу, цель воспитательной деятельности - это та самая категория, благодаря наличию которой педагогика становится общественной, социально значимой наукой. Через цель или с помощью цели общество осознаёт, каким должен быть совершенный или нормальный человек, в котором нуждается данный, конкретно-исторический социум и который сам как индивид получал бы удовлетворение от жизни в нём.
В цели воспитания выражается идеал личности, который педагоги стремятся реализовать в существующих конкретно-исторических условиях.
Однако необходимо отметить, что в реалистических и идеалистических моделях цель воспитания во всех педагогических теориях и системах является категорией в значительной мере общей, абстрактной, высшей степени обобщённости, отвлечённости от конкретной воспитательной практики, осуществляющейся в той или иной исторически обусловленной системе общественных отношений.
Используя гуманистическую и
прагматическую модели, преподаватели высшей школы опираются в своей деятельности на объективно возникающие и формирующиеся в общественных отношениях эмпирические воспитательные ценности - представления о том, каким нужно быть в этом мире, какими качествами обладать, чего добиваться в жизни и к чему стремиться.
Феномен воспитания многогранен, многофункционален, следовательно, в педагогической литературе встречается множество его определений. В широком смысле большинство учёных рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у воспитуемых систему качеств личности, взглядов и убеждений. Современная педагогика рассматривает воспитание не как прямое воздействие на воспитанника, а как социальное взаимодействие различных субъектов -индивидуальных, групповых и условно-социальных институтов воспитания. При этом важнейшим результатом воспитания можно считать готовность и способность личности к самообразованию.
Воспитание рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека с целью формирования определённых установок, принципов, этических стереотипов, ценностных ориентаций. Авторы типовой концепции воспитания студентов вузов РФ
В.Т.Лисовский и А.Н. Евдокимов [3] видят общую цель воспитания во всестороннем развитии личности будущего конкурентоспособного и креативного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и высокими моральными качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленной на социализацию выпускника вуза.
Концепция развития воспитательной системы вуза включает в себя следующие основные положения: сущность и структура воспитательной системы вуза и требования, предъявляемые к ней; основные цели и задачи воспитательной системы; закономерности, функции и принципы функционирования воспитательной системы; концептуальные приоритеты воспитательной системы; основные этапы становления и развития воспитательной системы; основные направления развития воспитательной системы вуза; управление воспитательной системой и оценка ее результативности. Разработка и обоснование Концепции развития воспитательной системы вуза явилась результатом исследования научнотеоретических и прикладных основ функционирования воспитательной системы в экспериментальных вузах, изучение ее практики, а также организация опытно-экспериментальной работы по совершенствованию и развитию воспитательной системы вуза.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по своем замыслу, содержанию, организации и методике опиралась на утвердившиеся в педагогической науке требования к ней и была направлена на объективную и документальную проверку программы реализации Концепции развития воспитательной системы вуза.
Во-первых, при научной разработке и обосновании Концепции развития воспитательной системы вуза мы исходили из следующих положений. Актуальность и необходимость разработки и научного обоснования Концепции развития воспитательной системы вуза, с одной стороны обусловлены следующими факторами:
• глубиной, масштабностью и сложностью происходящих преобразований в обществе;
• коренными изменениями во многих сферах жизни общества;
• целесообразностью разработки новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания;
• важностью обеспечения моральнопсихологической и социально-правовой поддержки каждого студента;
• трансформацией российского социума,
переходом к рыночным отношениям, процессом демократизации;
• снижением воспитательного потенциала высшей школы в процессе реформирования общества;
• гуманизацией и гуманитаризацией
научно-педагогического процесса.
Можно выделить ряд проблем, имеющих место в организации воспитательной работы в вузе, в частности:
• несоответствие методов обучения и
воспитания требованиям времени и запросам практики;
• малую заинтересованность
преподавателей в организации внеучебной деятельности;
• преобладание ситуативного подхода в организации воспитательной работы;
• недостаточный уровень развития
студенческого самоуправления;
• отсутствие перспектив
профессионального самоопределения после окончания вуза.
Учет этих и других факторов, определяющих замысел научной разработки Концепции воспитательной системы вуза будет способствовать определению конкретных мер по обоснованию наиболее приоритетных направлений (путей) совершенствования теории и практики воспитания в высших учебных заведениях РФ. С другой стороны, актуальность разработки концепции обуславливается необходимостью принятия незамедлительных и действенных мер по развитию теории и практики воспитания, объективной оценки состояния воспитания в вузах. Одним из приоритетных направлений по разрешению этих проблем является реализация системного подхода в воспитании, создание в вузе эффективно функционирующей воспитательной системы.
Во-вторых, Концепция должна отражать научно-обоснованную систему идей и взглядов профессорско-преподавательского состава, по вопросам организации функционирования воспитательной системы вуза. При разработке Концепции учитывался опыт по обоснованию концептуальных положений развития
образовательного процесса в вузах, накопленный многолетний педагогический опыт воспитания в вузах, исходящий из современных требований, предъявленных к воспитанию.
В-третьих, разрабатываемая Концепция развития воспитательной системы вуза не только не заменяет, но и не отрицает ранее разработанные Концепции по воспитанию, а наоборот, аккумулирует все теоретические положения воспитательной практики и рассматривает дальнейшее совершенствование воспитания в вузе как важнейший элемент составной части образовательного процесса.
В воспитательном процессе особое внимание уделяется:
• решению воспитательных задач в ходе образовательного процесса;
• обеспечению единства планирования и организации учебной и воспитательной работы;
• согласованной работе профессорско-преподавательского состава на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания;
• анализу и обобщению достигнутых результатов воспитательной работы;
• участию всех кафедр в воспитательной работе со студентами;
• обеспечению решения воспитательных задач преподавательским составом.
Особая роль принадлежит усилению гуманитарной составляющей профессионального образования, созданию в вузе социокультурной воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании» и иных нормативных документов. Эти требования предполагают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.
Под гуманитарной (социокультурной) воспитывающей средой понимается относительно устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его профессионализации, социализации и индивидуализации.
Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды вуза является формирование корпоративного «университетского климата» в результате сотрудничества студентов и профессорско-преподавательского состава в разнообразных сферах общественноорганизационной, научно-познавательной, духовнонравственной деятельности [2,6]. Дух корпоративности - неотъемлемая принадлежность любого профессионального сообщества. Это нечто трудноосязаемое, трудноуловимое, но достаточно четко фиксируемое чувство принадлежности к определенной корпорации, к особому сообществу, обладающему системой ценностей, которая отличает членов сообщества от прочих сограждан, обеспечивающего поддержание и воспроизводство этих корпоративных ценностей.
Корпоративный климат придает своеобразный и неповторимый смысл каждому элементу воспитательной деятельности, ее результатам, пронизывает все компоненты вузовской среды, обеспечивает непротиворечивость и уравновешенность всех элементов воспитательной системы университета. Корпоративный «университетский климат», являясь средством практической реализации ведущих принципов современного воспитания, фундаментальной основой для воспитательного процесса в системе университетского образования, включает в себя
идеалы, ценности и приоритеты, составляющие духовное пространство университетского сообщества.
Роль гуманитарной компоненты
проявляется в расширении возможностей для всестороннего развития в воспитательном пространстве вуза личности будущего специалиста, его самосознания и саморазвития, для формирования у него гуманистического подхода к своей профессиональной деятельности в виде:
• повышения роли и эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин, в частности, иностранного языка, способствующего формированию у студентов профессиональной и социальной компетентности, нравственности и культуры;
• создания комфортной гуманитарной среды, обновления стиля общения студентов и преподавателей (создания в вузе психологической службы, социально-педагогической поддержки студентов);
• сплочения коллективов учебных групп, курсов, факультетов, создание атмосферы доверия (проведение тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, круглых столов и т.п.).
Необходимо отметить, что основной задачей личностно-позиционного подхода в
обучении и воспитании становится создание условий для формирования субъективнопрофессиональных позиций, обеспечивающих развитие процессов профессиональной
идентичности - самоопределения и самоорга-
низации. В свою очередь, это создаёт условия для реализации смыслов, интеракций и форм профессиональной деятельности. При этом
воспитание в вузе приобретает не только приоритетную направленность, но и выступает как генератор для мотивации учебно-воспитательной деятельности студентов. Функционирование воспитательной системы вуза предполагает усиление воздействия на результативность образовательного процесса, а достижение наивысшего уровня образовательного процесса университета неразрывно связано с творческой деятельностью руководителей кафедр и
профессорско-преподавательского состава, умением ставить перспективные цели, нестандартными способами решения учебных и воспитательных задач, гибкостью, мобильностью [4].
Как ранее уже было отмечено, в структурном плане концепция включала в себя общие положения и основные разделы, раскрывающие сущность воспитательной системы вуза, научно-теоретические и прикладные основы ее функционирования, направления развития.
Концепция, как научно обоснованная система взглядов на теорию и практику воспитания в вузе через моделирование (проектирование) и функционирование воспитательной системы
содержит основные принципиальные положения без детализации и конкретизации. В Концепции изложены главные идеи и приоритеты, которые затем могут развертываться в планы, программы и
т.д. Концепция должна в обязательном порядке затем - утверждение на Ученом совете высшего учебного заведения.
Представляется целесообразным создать программу по реализации данной концепции и тем самым создать механизм повышения эффективности функционирования и развития воспитательной системы. При этом и в концепции, и в программе по ее реализации основной целью должна быть идея о превращении высшего учебного заведения не только в научно-образовательный, но и в воспитательный центр. При этом ориентированность как самой Концепции, так и программы по ее реализации должна полностью соответствовать требованиям воспитания молодого поколения, решая эту проблему за весь период обучения будущего молодого специалиста в вузе.
В процессе реализации Концепции и ее программы во главу угла должна быть поставлена приоритетность курса на фундаментальные знания, сопряженные с научными исследованиями. Такие знания служат базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации выпускников вузов к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, определяющим моментом в высшем образовании выступает симбиоз гуманитарного и профессионального знания, благодаря чему достигается широта образования, свойственная высокому
образовательному уровню. Она является важной предпосылкой разностороннего развития личности будущего специалиста. Принципиально новым следует считать введение в соответствие с государственным образовательным стандартом целого ряда учебных предметов и курсов. Наращиваются требования к выпускникам вузов относительно повышения их профессиональной компетентности. Важнейшим фактором теперь выступает коммуникационная готовность - знание психологии и этики общения, умение разрабатывать необходимую документацию, работать с нею, использовать компьютерную технику, Интернет и другие достижения информационных технологий.
пройти обсуждение на факультетах, кафедрах и
При реализации концептуальных положений важно исходить и из приоритета профессиональной подготовки по всем видам будущей деятельности специалиста. В процессе подготовки Концепции подчеркнута идея о равновесии в образовании между интеллектуальным (образовательным) и воспитательным
компонентами.
Как показал анализ воспитания в вузах, для совершенствования теории и практики воспитания студентов необходимо и целесообразно использовать и опираться на новые научные и опытно-экспериментальные данные, позволяющие в значительной степени совершенствовать воспитание в вузах.
Таким образом, научно обоснованная Концепция развития воспитательной системы высшего учебного заведения представляет систему современных методологических и теоретических взглядов, идей, понятий, целевых установок в области повышения эффективности теории и практики воспитания студентов в вузах.
Литература
1.Бондаревская, Е. В. Образование в поисках человеческих смыслов / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 1995. - 213с.
2.Вяткина, И. В. Моделирование системы профессионального воспитания студентов технического вуза / И.
В. Вяткина // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. №12. - С.61-67.
3.Лисовский, В. Т. Научно методическое обеспечение воспитательной работы со студентами вузов / В. Т. Лисовский, А. Н. Евдокимов. - М., 1995. - 133с.
4. Кирсанов, А. А. Методологические проблемы
инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. -№4. - С.228-249.
5.Кочетов, А. И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы / А. И. Кочетов. - Минск, 1997.
6.Концепция «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2010 года». - М., 2005.
© В. П. Барабанов - д-р хим. наук, проф. каф. физической и коллоидной химии КНИТУ, [email protected]; О. Ю. Макарова - канд. пед. наук, доцент, зав. каф. иностранных языков КГМУ, [email protected].