господдержка малого и среднего бизнеса северного кавказа
роль институтов развития в активизации
инвестиционных процессов в субъектах скфо
_Аннотация
В статье анализируется ситуация с развитием малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе. Автор констатирует, что она хуже, чем в целом по Российской Федерации. Ключевой вопрос - господдержка финансирования малого и среднего бизнеса решается с привлечением ряда институтов, о
которых и идет речь в статье. _
Ключевые слова: региональный инвестиционный рынок, институты развития, малые и средние предприятия, Северо-Кавказский федеральный округ, микрофинансирование, государственная поддержка
Наиболее распространенные и формализованные структуры среди институтов регионального уровня - фонды поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). Данные фонды с разной степенью эффективности действуют во всех регионах России. В 2010 г. на поддержку МСБ были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд рублей. Кроме того, планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 г. государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- создание новых малых и средних инновационных компаний - в размере 2 млрд рублей;
- реализация программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах - в размере 2 млрд рублей;
- развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе - в размере 1 млрд рублей.
Деятельность малых предприятий по России в целом, по федеральным округам и по субъектам Северо-Кавказского федерального округа носит следующий характер.
Вазиева
Елена Казбековна
аспирантка кафедры
международных
экономических
отношений,
Северо-Осетинский
государственный
университет
им. КЛ. Хетагурова,
г. Владикавказ
численность
_работников,
_занятых на малых
_предприятиях
Северо-Кавказского круга, составляет 2,8%
от общего числа
по России
1. Число малых предприятий по округу составляет всего 2,6% от общего количества по Российской Федерации.
2. Численность работников, занятых на малых предприятиях СКФО, составляет 2,8% от общего числа по России.
3. Оборот малых предприятий СКФО составляет всего 2% от показателя по Российской Федерации в целом.
4. Объем инвестиций малых предприятий СКФО составляет 1,8%.
Проведенные данные свидетельствуют о том, что развитие субъектов малого предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе сильно отстает от общероссийских показателей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что субъекты входящие в СКФО, по объективным и субъективны причинам сильно отстают в развитии от среднероссийских.
Фонды поддержки малого среднего бизнеса в Осетии
целях развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечения субъектам малого и среднего бизнеса доступа к финансовым и материальным ресурсам, Правительство Республики Северная Осетия
- Алания учредило два фонда: «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия - Алания» и «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия - Алания». Оба фонда начали свою деятельность по осуществлению мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в сентябре 2009 года и несмотря на непродолжительный срок существования показывают положительные результаты своей работы.
В Северной Осетии первые девять кредитов на общую сумму в 9 млн рублей были предоставлены объектам малого и среднего бизнеса в сентябре 2009 года [1].
С сентября 2009 года поддержкой Фонда микрофинансирования воспользовались 62 субъекта малого и среднего предпринимательства. Было выдано займов на сумму более 38 млн рублей. Активы Фонда микрофинансирования в 2009 году составляли 38,4 млн руб., из них 28,4 млн руб.
- средства федерального бюджета, 10 млн руб. -
средства республиканского бюджета. Также в 2009 году было выдано 34 микрокредита на общую сумму 29,83 млн. руб. В 2010 году Фонд выдал займов на сумму 39,036 млн рублей, что на 29,3% больше по сравнению с 2009 годом. В отраслевой структуре оборота малых предприятий ведущие места занимают: оптовая и розничная торговля - 34,8%, обрабатывающие производства - 31,3%, строительство - 16,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 7% [2]. В Ставропольском крае стандартная ставка - 10% годовых. Для малого бизнеса моногородов и восточных районов Ставрополья установлена ставка в размере 9%, а для инновационных предприятий - 5% [3]. Одним из критериев оценки потенциального заемщика является его роль на рынке труда. То есть, благодаря микрозайму, оценивается количество рабочих мест на предприятии, которые будут сохранены и сколько появится новых. Также «приоритетными» являются предприниматели из числа ранее безработных и офицеров запаса, получивших государственную субсидию на развитие собственного бизнеса. Специализация Гарантийного фонда - оказание государственной поддержки малому и среднему бизнесу в форме предоставления гарантий по кредитам на срок до 3 лет.
За время своего функционирования Гарантийный фонд РСО-Алании предоставил поручительств на общую сумму более 52,5 млн рублей [4]. Активы Гарантийного Фонда РСО-Алания составляют 147,661 млн руб, из них 132,661 млн руб. составляют средства федерального бюджета, остальные 15 млн руб. - средства республиканского бюджета. За 2009 год гарантийный фонд предоставил гарантии 10 субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитам на сумму 40,662 млн руб. [5]. Для достижения своей основной цели Фонд выполняет функции:
- залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- контроля за целевым использованием средств, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Всего под поручительство Гарантийного фонда банками-партнерами было выдано 17 кредитов на общую сумму более 566,872 млн рублей.
оборот малых предприятий Северо-Кавказского федерального округа составляет всего 2% от показателя по Российской Федерации в целом
..развитие субъектов
_малого предприни-
_мательства
в Северо-Кавказском федеральном округе сильно отстает от общероссийски.
х
показателей
___I ру
/ и с к
-----пр.
--то]
зказ
По данным минэкономразвития КБР, активы Гарантийного фонда составляют 352,45 млн рублей, что позволит привлекать в сферу малого и среднего предпринимательства ежегодно более 1,5 млрд рублей кредитных средств. С 2010 года предоставлено 87 поручительств в размере 422,5 млн рублей по кредитным договорам на общую сумму 740,2 млн рублей [7].
Северо-Кавказский Сбербанк
Особое место среди кредитных организаций, участвующих в активизации инвестиционного процесса в СКФО, занимает Северо-Кавказский Сбербанк. Фактически банк выполняет в своей отрасли ту задачу, которая ставилась государством при образовании нового округа - приблизить федеральные структуры к местным реалиям. В настоящее время портфель проектов СевероКавказского Сбербанка составляет порядка 38 млрд рублей, основные отрасли финансирования - сельское хозяйство, промышленность, металлургия, оизводство медицинского оборудования, санаторно-курортный бизнес. 9 из 20 проектов, номинированных на госгарантии в этом году, должны быть прокредитованы Сбербанком. Среди них такие масштабные проекты, как металлургический завод «СтавСталь» в Невинномысске, тепличный комплекс «Агро-Ком» в Кабардино-Балкарии и кластер инновационных стройматериалов «Ин Ариа» в Ингушетии. Сроки реализации проектов, которые рассматривает банк, колеблются от 5 до 10 лет, норма рентабельности - на уровне 10-15%. Необходимое условие своего участия, на котором настаивает банк: каждый проект должен реализовываться на базе софинанси-рования. Кроме того, банк изучает, есть ли у инициатора опыт в реализации аналогичных проектов.
Корпорация развития Северного Кавказа
Свои критерии отбора проектов и у Корпорации развития Северного Кавказа. Для получения ее поддержки проект должен соответствовать целям и приоритетам, определенным в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) была создана в 2010 году с целью развития инвестиционной среды Северо-Кавказского федерального округа за счет привлечения инвесторов и участия в
реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа. Главными приоритетами Корпорации являются содействие реализации государственной программы, направленной на развитие Северо-Кавказского федерального округа, привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест. С учетом этих ключевых вводных перед Корпорацией поставлены следующие задачи на 20112015 годы [8]:
- содействие привлечению дополнительных инвестиций в СКФО в объеме не менее 70 милрд рублей за счет частных инвесторов (акционерных и долговых);
- содействие реализации в СКФО не менее 120 инвестиционных проектов, создание до 35 тыс. новых рабочих мест;
- формирование в течение 3-х лет собственного инвестиционного портфеля, состоящего из 30-40 проектов.
За год своего функционирования Корпорация развития Северного Кавказа рассмотрела 54 инвест-проекта регионов СКФО. Сумма, необходимая для их реализации, превышает 150 миллиардов рублей. Десять проектов стоимостью более 80 милрд руб. были одобрены советом директоров КРСК. По пяти проектам общим объемом более 14 млрд рублей корпорация уже начала финансирование [9]. При этом предполагаемое участие КРСК в них - около 3 млрд рублей, то есть на каждый вложенный нами рубль приходится почти пять рублей от сторонних инвесторов. Среди получивших финансирование есть как принципиально важные объекты бизнес-инфраструктуры округа - выставочный центр и специализированный аэрозольный индустриальный парк, так и ключевые рекреационные проекты - первый всесезонный горный курорт и центр организации экологического и экстремального туризма. Все эти предложения не только коммерчески эффективны, но и обладают значительным кластерным эффектом, то есть формируют вокруг себя среду для развития малого и среднего бизнеса, сопутствующих производств и предприятий сферы услуг. Именно такие проекты и оказывают самое существенное влияние на снижение безработицы и создание благоприятного инвестиционного имиджа региона.
в отраслевой
структуре оборота малых предприятий ведущие места занимают: оптовая и розничная торговля - 34,8%, обрабатывающие производства - 31,3%, строительство -16,9%, сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство - 7%
региональная э.
Литература
1. Тамерланов Д. В Северной Осетии фонд микрофинансирования выдал первые кредиты малому и среднему бизнесу // Кавказский узел. - 2009. - 17.09.
2. Киреева И.Н. Фонд микрофинансирования Северной Осетии // Информационный портал «15-й регион». -2011. - 25.02.
3. Бизнесменам подставит плечо [Электронный ресуср]. - Режим доступа: http://www.opengaz.ru/issues/04-496/ businessmen_podstavit_plecho.html.
4. Министерство экономического развития РСО-Алания: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economyrso.ru.
5. http://www.glassonweb.ru
6. Республика Северная Осетия - Алания: официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rso-a.ru.
7. Предпринимателей в КБР стало вдвое больше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president-kbr. ru/kbr-events/news/meeting/4499-2012-02-01-09-08-54. html.
8. ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krskfo.ru/ provide.html.
9. За «длинным» рублем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/12/14/reg-skfo/pak.html.
Elena K. Vaziyeva
Postgraduate Student, Department of International Economic Relations, Khetagurov North-Ossetian State University, Vladikavkaz
The Role of Institutions for Development in Activation of Investment in the Regions of North Caucasus Federal District
_Abstract
The article provides analysis of the current situation with the development of small and medium-sized business in North Caucasus. The writer affirms that it is worse than in the Russian Federation on average. The key issue is the state support for the small and medium business, on which decisions are made by a number of institutions accountedfor in the paper.
Keywords: regional investment market, institutions for development, small and medium-sized businesses, North Caucasus Federal District, microfinance, state support