обсуждаем проблему:
состояние и развитие гражданского общества
DOI 10.22394/1818-4049-2017-79-2-92-100 УДК 341.231.14
и гражд денцией
защиты прав и свобод человека 1;анина является основной тен-формировании де
в
Ф
защиты защите
ского правового государства. ная роль прав человека и их подтверждается Конвенцией о прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [2], цией по предупреждению пыток и ловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) и иными международно-правовыми актами [3].
и
Одним из главных направлений деятельности Организации Объединенных Наций (далее - ООН) считается . рование и развитие уважения к и основным свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и гии (ст. 1 Устава ООН).
Во Всеобщей декларации прав века (1948 г.) подчеркивается, что
всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [1].
Прав°в°е демократическое г°судар-ство признает приоритет прав человекa, ограничивая ими свои властные функ-
Чесницкий Игорь Иванович ■
крае (г. Хабаровск). E- mail:,
Уполномоченный по правам '
. Хабаровском
ции. Конституционная обязанность государства - создавать условия для реа-
их защиты.
Немалую важность имеет принятие в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН докум^то^ характеризующихся °бя-зательной юридической силой для всех государств-участников и являющихся главным стандартом в сфере правового регулирования положения личности, ее прав и свобод.
К ним относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [6].
В Венской декларации и Программе действий, принятых в 1993 г. на мирной конференции по правам ка, отмечается:
«Все права человека - универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, га^дарст^ независимо от : cких, экономических и культуртаж систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Эти положения стали своего 1 писанием для приведения ного законодательства в соответствие с н°рмами междунар°дног° права [4].
Российская Федерация является прямым участником международных воров, в том числе и тех, которые 1 лены на защиту прав и свобод личности.
Российским государством ратифицированы вышеназванные Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного, и унижающего достоинство обращения или наказания.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Так, в соответствии со ст. ст. 17 и 18 Конституции, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому
человеку от рождения; они являются непосредственно действующими и устанавливают смысл, суть и применение затаив раб°ту °рган°в государст^™^ власти, местного самоуправления и гарантируются правосудием [5].
Идея приоритета общечеловеческих ценностей сформулирована и в российском уголовном законодательстве. Положениями Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 2) к объектам уголовно-правовой охраны отнесены права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окру^ка^э-щая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества [7].
Соотношение гражданского общества и правового государства — это особая тема, которая часто является предметом дискуссий. При этом идеальной принято считать ^дель когда государств является исполнителем воли общества и в связи с этим наделяется соответствующими властными полномочиями и инструментами.
государств харакгершуегш те^ что
рубъекта: права на независимость от в сти; права на участие во власти; :
от вЛасти объединяет: свободу вер^I, сво
боду вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной C°бcTBеHH°CTИ; свобо^^у передви^^ения по
свобод
свободу выбора профессии и т.д.
Группу политических прав и граждан в рамках правового ства составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами дарства, право гражданина лично щаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т.д.
В группу экономических, социальных и культурных прав входят право на об-
разование,
и, право на
творческой
нетользование своих спосабностей и
имущества, право на социальную пасность и защиту в условиях I цы, право на блaг°приятнуп щуп средс, прато на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жизнь, достойную человека и т.п.
В понимании гражданского общества следует сделать акцент на трех его важных элементах.
Во-первых, гражданское общество -это люди и проявляемая ими активность (гражданские игациагишЬ которая может быть социальной протестной или же
Во-вторых, гражданское общество это совокупность общественных никаций и социальных связей, ленная в деятельности различных институтов граждаНского общества, об-
ганизаций и объединений, политических партий и других).
В-третьих, гражданское общество -это реальная возможность граждан, общественных стр^ту^ институтов гражданского общества влиять на процессы демократии, процессы развития ствa, на принятие управленческих ний, касающихся жизни граждан.
Понятие гражданского общества неразрывно свяЗано с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным
реГулЯтором внутри которого доЛЖно выстспaтЬ Г°судaрство, но госуДарство
демократическое, для существования ктюртго гражданское общество создает необходимые условия. Следовательно, ядром гражданского общества ют социальные институт ющие свободу личности.
Идея создания пPaсовог° государства
и ]
ются актуальными и значимыми темами обсуждения в современном юридическом поле. Господство права призвано обеспечивать подчиненность высшей власти
народу, эффективно регулировать общественные отношения.
Правовое государство рассматривается как одна из высших социальных цен-
ностей^ способн^^х утвердить . ческие начала, обеспечить и защитить
Вместе с тем в реальной жизни российского общества имеют место шения основных прав и свобод ка, продиктованные как объективными условиями его развития, так и субъективнЫми факторами.
В свою очередь, Конституция ской федерации представляет и тирует гражданам право на защиту наи свобод, в том числе в
: или судебном порядке.
защита
пPaсоЗaщитной нaпрaсленности.
туг Уполномоченного по правам
также является частью этой системы [8].
Так, за истекший период к ному обратилось 53 694
Из 32 731 рассмотренных обращений граждан, практически, по каждому третьему Уполномоченный смог полностью или частично оказать содействие в восстановлении нарушенного права.
вопросы в области защиты, ления социальных и личных
79,3% (49,3% и 30%
обращений по проблемам защиты экономических, политических и
оу5<ьтуро, 1%). ^
Обращения граждан являются важ-тм средством укрепления связей между
государственным иНcтитстом правозащиты и населением в целях реализации права граждан на восстановление и предупреждение нарушений их пр^ свобод и законных интересов.
Таблица 1
2006 г. 2011 г. 2016 г.
ОбрЩЩеНОЛТ46''60 поступивших 210 3752 3018
Количество коллективных обращений 12 56 70
Численность 1раждан, поставивших 640 933 2411
Источник: доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на тории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в крае в 2016 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://}
Таблица 2
' по тематическому клаосификатору не ^ в связи с чем, данные отсутствуют)
Количество обращений: 2007 г. 2011 г. 2016 г.
- по вопроса im защиты личных (г ражданских) прав 599 1219 1198
- по вопроса im защиты социальш лх прав 1940 1751 1439
- по вопроса im защиты экономич< еских прав 79 189 287
- по вопроса im защиты политичес жих прав - 13 40
- по вопроса im защиты культурны 1х прав - 6 5
- по иным вопросам 345 574 49
Источник: доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на тории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в крае в 2016 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://}
Уполномоченный придает особое значение и важность каждому обращению, поступающему в его адрес поскольку это предоставляет ему возможность не только осуществлять свои функции по защите прав и свобод граждан, но и посредством жителей края контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
К примеру, жители У
момента
Рассмотрение зволило Уполном
этого
обращения по-выявить не-
ау
жаловались на тов ния,
Совета сельского протяжении
предложить депутатам Хабаровского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в краевой закон. В частности, было установлено, что ч. 9 ст. 3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. №
15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» предуcмaтривает, что решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность глав муниципальн^1х
обPaзовaний, указанных в приложениях 1 и 2 к этому закону, принимаются :
ставитеЛЬн^1ми органами
щих муниципальных образований с соблюдением следуюших сроков:
1) не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полном
главы
2) в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования - не позднее чем через 30 дней со дня досрочного прекращения его
3) в случае, если глава ного ^р^мтая полномочия кт^го прекращень1 досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, то не ранее дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, если в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 3 названного Закона предусмотрены
Тем не менее, в принципу единообра гулирования ношений и
целях следования $ия правового ре-
тождественных исключения вероятности
с
посчитал . в п. 3 ч.
края от 26 чный (либо
спекуляций населения, целесообразны 9 ст. 3 Закона ноября 2014 г. иной разумный) по сравнению с пунктом
2 срок принятия представительн^1м органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы : пального образования.
С учётом изложенного шй предложил законодательному органу края рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в п. 3 ч. 9 ст.
3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. № 15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае».
Необходимо отметить, что на основании предложения Уполномоченного постоянным комитетом Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам го-
моуправления 1 № ЗП-У
ограничивающи< ган муниципального образования во времени принятия решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на , ность главы муниципального ния, то пункт 3 содержит лишь момент вPемени, до наступления кот°рог° такое решение не может быть :
Безусловно, ч. 4 ст. закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об
и права на участие в референдуме : дан Российской Федерации» вает, что в случае досрочного
очий органов или депутатов в п. 3 настоящей статьи),
вопросах организации местного правления в Хабаровском крае», предусматривающая закрепление в пункте 3 ч. 9 ст. 3 Закона края от 26 ноября 2014 г. № 15 срока принятия представительным органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы му-
чем через 30 шения
ния полном^ (указанных влекущих за собой неправомочность органа, необходимо проведение досрочных
выборов в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного
комитета и также на внеочередном дании Законодательной
тием решения, а также различного рода
правления в Хабаровском крае» был : нят в качестве краевого закона с указанной поправки.
Таким образом, можно вать, что обращения граждан в дарственные органы и правозащитные институт^1 помогают как охране прав отдельных лиц, так и разрешению многих
социальных правов^1х белов в действующем з< Изучение и анализ зволяют выявлять
устранению преодолению про-
кассационных и надзорных жалоб. Общее количество подготовленны
обращений по-проблемные вопросы в тех или иных сферах социально-экономических отношений и выступают индикатором пробелов в законодательстве. Главной задачей в данной работе было и остаётся оказание заявителям максимально возможной помощи в разрешении их вопросов.
К примеру, в адрес уполномоченного
судебного период работы
в
было подготовлено О действиях Уп
В 2016 г. : джумжтот.
по
занию помощи гражданам в лении их нарушенного права на
поступило обращение жителей района Дружба города Комсомольска-на-Амуре об оказании содействия в обеспечении данного _ _
щью по профилю «педиатрия».
права на cпрaседливое судебное : тельство. Из пояснений заявителя и :
го
с 01
поликлинике микрорайона
2016 г. в : 4
гараж заявителя, а также взыскать рас
ды по оплате услуг предcтaсителя, на :
готовление доверенности, на оплату ка
удар
700^9^. В ходе
ежедневно с указанного времени
земельного участка. В связи
прекращено. Однако решением
прттм судами постановлений в фетных лиц. В свои
IрaсеДЛИвые
и незаконные, на их взгляд, судебные решения (приговоры); недоказанность тех или иных событий ]
1ротивор
и этике поведение отдельных судей.
В 2016 г. в адрес У ступило 220 подобных < усттк и
рые были подробно р
судар стровых работ, сти услуг При р ния Упол
: данного было уста
что cуд, принимая решение о взыскании
с гражданина ф. перечисленн^1х выше расходов, не учел, что:
- сгоргам земельн^1м участком гражданин Ф. пользовался не самовольно, а на основании договора ^вды заключенного с администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района;
учacткa, в результате которого был установлен факт расположения гаража заявителя (гражданина Ф.) на земельном
участке гражданина К., проводилось с целью постановки земельного участка на шсударственныи кадастровыИ учет, а не ДЛя разрешения конфликта, возникшего между сторонами спора.;
- доверенность, выданная вителю истца, является генеральной, на представление любых интересов истца, а не только в рамках указанного сп°ра.
С учетом указанных обстоятельств
и заключенные в 2016 г. 413 о
под
на вышеуказанное решeние, которая правлена заявителем в
судебная коллегия, учитывая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, нила ранее принята решение
. . . „' К. в
удовлетворении иска.
Всего же за 2016 г. поступило 3018 обращений от Хабаровского края, других субъектов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, содержащих 4829 вопросов.
Возросло количество устных ний, что обусловлено активно мыми выездными приемами граждан как Уполномоченным, так и ками его аппарата. Основными ми письменных обращений ченному в 2016 г., как и в предыдущие годы, были люди старшего поколения, малоимущие и социально незащищённые граждане: инвaлиды, ветераны трудa, многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны и другие. Так, в 2016 г. от пенсионеров, ветеранов труда и ветеранов Великой Отечественной войны, безработных и инвалидов поступило 1 116 обращений (43,6% от общего количeствa), поступивших к уполномоченному и содержащ^1х информацию о
Третья часть обращений поступила от рабочи^ служащих и лиц, находящихся в длительном отпуске - 813 (31,8%). Лица, отбывающие наказания в местах
лишения свободы направили
(16,2%).
Только от жителей Хабаровского края в 2016 г. поступило 2904 обращения | количества), в том числе примерно в равной мере в устной форме (52,8%) и в письменной (47,2%).
Наибольшее количество обращений поступило от жителей г. Хабаровска и Хабаровского муниципального района, г. Комсомольска-на-Амуре и ского ^гацт^того р^ота ципального района им. Лазо, Советско-Гаванского и Ванинского муниципальных районов края. Доля обращений от жителей данных муниципальных образований составила 85,2% от общего количества поступивших обращений.
Как было отмечено ранее, кроме дан проживающих на террнгор™ ровского края, в 2016 г. к :
СНГ. В 2016 г. к Уполномоченному : пило 114 обращений указа от общего количества I Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия граждан с правоохранительными органами занимают одно из ведуших мест среди обращений граждан о ЗаШите личных (гражданских) прaв, поступающих в адрес Уполномоченного.
Не найдя решения проблемы в компетентных органах, получив значительное количество отписок и формальных ответов, подготовленных теми же должностными лицами, на которых жаловались, граждане вынуждены обращаться за содействием к Уполномоченному по правам человека.
Наряду с этим, законодатель не наделяет Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации функциями надзора за деятельностью полиции и следствия, равно как и правами участника уголовного судопроизводства, что не позволяет им принимать тетосредстаетаое участие при рассмотрении жалоб на действия (решения) сотрудников правоохранительн^1х органов, знакомиться с уголовными делами в целях установления процессуальных и иных нарушений.
Несмотря на это, Уполномоченный
принимает к рассмотрению подобные обращения и, используя свои полномочия, оказывает содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, привлекая для этого соот-
тетсга^щта надзорные органы.
Для эффективного исполнения своих задач Уполномоченным налажено тесное взаимодействие с органами государственной власти, что делает возможным
там нарушений прав и свобод граждан, принятие мер дисциплинарного характера к виновным должностным лицам, а также позволяет проводить совместную работу, направленную на выявление системных нарушений прав граждан.
Кроме того, практика взаимодействия с органами государственной власти позволяет Уполномоченному проводить прием граждан совместно с руководителями федеральн^1Х государственн^1х структур. Такая практика зачастую
позволяет решить проблему на месте, а вопросЫ, требуюЩие более глу,бокого изучения, взять должностным лицам под личный контроль.
Особое внимание хочется обратить на
власти через привлечение руководителей ^^^р^нгел^к структур к работе кафедры Уполномоченного по правам человека на базе Дальневосточного института. управления - филиала фГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РоссийсКой федерации».
Эти мероприятия носят характер дискуссионной площадки руководителей государственных органов с ским сообществом. Их пления являются о деятельности той или иной власти перед гражданами. мат дает возможность присутствующим задать насущные вопросы напрямую руководителю ведомства и получить ответ от первого лица.
По инициативе Уполномоченного на радио «Восток России» организован цикл передач, посвященных наиболее актуальным проблемам, которые интересуют жителей края. В текущем году состоялись по темам: «Создание до: среды для маломобильных групп
на территории Хаба
населения
края» и «Обеспечение прав граждан на
блaгопPИЯтНУп ^р^^щ^ среду».
Среди участников этих передач руководители территориальных органов, фе-
^ Хг Хг г Г 7 т
деральных органов исполнительной власти и краевых государственных органов, а также представители органов местного ^^р^л^^ бизнеса науки, общественных организаций. Совместное обсуждение
гр
вопросов
носит не просто повествовательный характер, а позволяет анализировать имеющиеся проблемы и вырабатывать пути их решения.
В формате взаимодействия с населением стоит также отметить участие сотрудников аппарата Уполномоченного в работе передвижного клинико-диагностического центра «Терапевт Матвей Мудров», предназначенного для медицинского обслуживания жителей удалённых от краевого центра населён-н^1х пунктов. В задачу c°трудников аппарата входит оказание гражданам бесплатной юридической помощи. Граждане активно пользуются предоставившейся им возможностью в каждом пункте остановки. Тематика обращений весьма разнообразна: наследственные и трудовые споры, алиментные обязательства, жилищные ^^оти^^^ и другие вопросы. При этом всем обратившимся оказывается необходимая консультативная помощь, а некоторым из них также содействие в подготовке документов для судебной защиты прав.
Оценивая ситуацию с соблюдением прав человека в Хабаровском крае, но сказать, что в настоящее время I няется ряд тенденций предыдущих лет. По-прежнему наибольшее количество по-ступ^щта обращений граждан связано
всего - в жилищной сфере. остаётся доля обращений, связанных с нарушениями прав граждан работниками различн^1х правоохрани-телшьк органов.
Необходимо отметить, что всё чаще в своих обращениях, адресованных Уполномоченному, люди ставят вопрос не о законности тех или иных
решениях органов ственной власти, а о получении
таций относительно порядка
идических действий в конкретно ситуации. По мнению моченного, это положительная ция, поскольку жители края стали более ответственно подходить юридически значимых почитая сначала проблему, а потом действовать. ление все больше интересуется сферой защит^1 своих прав проявляет тельную активность в выявлении ствующих проблем в законодател
тем самым свидетельствуя о становлении основ гражданского общества.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.06.2017). [.Электронный ресурс!. URL:
8. Закон Хабаровского края ном по правам человека в № 44 от31 URL: _
References:
1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheOveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948)
//www.consultant.
cheloveka i 4 noyabrya olneniyami).
nyj resurs].
ru/t
2. Konvenciya o zashchite prav osnovnyh svobod ETS № 005 (Rim, 1950 g.) (s izmeneniyami i dop
' 10.12.1948) ru/2540800/#ixzz4m70wWFA0
[Электронный ресурс].
URL:
5.
нята (с
: Федерации (при-голосованием 12.12.1993) Законами РФ о : 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultani.ru/
6.
ских,
Йорк, 19 сурс]. URL: http://, megdunar/2540291/
заЩите Прав человека и
свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/2540800/#Xzz4m70wWFA0
3. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или. унижающего достоинство обращения или наказания ETS № 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с ниями и дополнениями). [Электронный, URL: http://base.garant.ru/1305480/
4. Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 года. [Электронныйресурс]. URL: http://www.un.org/
üyu
i beschelovechnogo ili unzhayushchego üya ili nakazaniya ETS№ 126 ' g.) (s izmeneniyami i doponeniyami). ßHlektronnyj resurs]. URL: http:// base.garant.ru/1305480/ 4. Venskaya deklaraciw i
№ 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, , 11-FKZ). [EHlektronnyj resurs]. URL:
URL: http://c
megdunar/2540291/
7. Ugolovnyj kodeks ot 13.06.1996 №
Rossijskoj Federacii (red.. ot 07.06.2017). /www.consultant.
8.
(Нью- Upoh
krae № 44 resurs]. URL:
//www.pravo.