Научная статья на тему 'Роль института Уполномоченного по правам человека в развитии гражданского общества: региональное измерение'

Роль института Уполномоченного по правам человека в развитии гражданского общества: региональное измерение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чесницкий Игорь Иванович

В статье отражены некоторые аспекты работы краевого правозащитного Института по развитию системы государственной защиты прав и свобод граждан Хабаровского края. Особое внимание уделено совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края, а также вопросам устранения выявленных в ходе рассмотрения обращений граждан «пробелов» в законодательстве и способам их восполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль института Уполномоченного по правам человека в развитии гражданского общества: региональное измерение»

обсуждаем проблему:

состояние и развитие гражданского общества

DOI 10.22394/1818-4049-2017-79-2-92-100 УДК 341.231.14

и гражд денцией

защиты прав и свобод человека 1;анина является основной тен-формировании де

в

Ф

защиты защите

ского правового государства. ная роль прав человека и их подтверждается Конвенцией о прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [2], цией по предупреждению пыток и ловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) и иными международно-правовыми актами [3].

и

Одним из главных направлений деятельности Организации Объединенных Наций (далее - ООН) считается . рование и развитие уважения к и основным свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и гии (ст. 1 Устава ООН).

Во Всеобщей декларации прав века (1948 г.) подчеркивается, что

всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [1].

Прав°в°е демократическое г°судар-ство признает приоритет прав человекa, ограничивая ими свои властные функ-

Чесницкий Игорь Иванович ■

крае (г. Хабаровск). E- mail:,

Уполномоченный по правам '

. Хабаровском

ции. Конституционная обязанность государства - создавать условия для реа-

их защиты.

Немалую важность имеет принятие в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН докум^то^ характеризующихся °бя-зательной юридической силой для всех государств-участников и являющихся главным стандартом в сфере правового регулирования положения личности, ее прав и свобод.

К ним относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [6].

В Венской декларации и Программе действий, принятых в 1993 г. на мирной конференции по правам ка, отмечается:

«Все права человека - универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, га^дарст^ независимо от : cких, экономических и культуртаж систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Эти положения стали своего 1 писанием для приведения ного законодательства в соответствие с н°рмами междунар°дног° права [4].

Российская Федерация является прямым участником международных воров, в том числе и тех, которые 1 лены на защиту прав и свобод личности.

Российским государством ратифицированы вышеназванные Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного, и унижающего достоинство обращения или наказания.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Так, в соответствии со ст. ст. 17 и 18 Конституции, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому

человеку от рождения; они являются непосредственно действующими и устанавливают смысл, суть и применение затаив раб°ту °рган°в государст^™^ власти, местного самоуправления и гарантируются правосудием [5].

Идея приоритета общечеловеческих ценностей сформулирована и в российском уголовном законодательстве. Положениями Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 2) к объектам уголовно-правовой охраны отнесены права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окру^ка^э-щая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества [7].

Соотношение гражданского общества и правового государства — это особая тема, которая часто является предметом дискуссий. При этом идеальной принято считать ^дель когда государств является исполнителем воли общества и в связи с этим наделяется соответствующими властными полномочиями и инструментами.

государств харакгершуегш те^ что

рубъекта: права на независимость от в сти; права на участие во власти; :

от вЛасти объединяет: свободу вер^I, сво

боду вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной C°бcTBеHH°CTИ; свобо^^у передви^^ения по

свобод

свободу выбора профессии и т.д.

Группу политических прав и граждан в рамках правового ства составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами дарства, право гражданина лично щаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т.д.

В группу экономических, социальных и культурных прав входят право на об-

разование,

и, право на

творческой

нетользование своих спосабностей и

имущества, право на социальную пасность и защиту в условиях I цы, право на блaг°приятнуп щуп средс, прато на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жизнь, достойную человека и т.п.

В понимании гражданского общества следует сделать акцент на трех его важных элементах.

Во-первых, гражданское общество -это люди и проявляемая ими активность (гражданские игациагишЬ которая может быть социальной протестной или же

Во-вторых, гражданское общество это совокупность общественных никаций и социальных связей, ленная в деятельности различных институтов граждаНского общества, об-

ганизаций и объединений, политических партий и других).

В-третьих, гражданское общество -это реальная возможность граждан, общественных стр^ту^ институтов гражданского общества влиять на процессы демократии, процессы развития ствa, на принятие управленческих ний, касающихся жизни граждан.

Понятие гражданского общества неразрывно свяЗано с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным

реГулЯтором внутри которого доЛЖно выстспaтЬ Г°судaрство, но госуДарство

демократическое, для существования ктюртго гражданское общество создает необходимые условия. Следовательно, ядром гражданского общества ют социальные институт ющие свободу личности.

Идея создания пPaсовог° государства

и ]

ются актуальными и значимыми темами обсуждения в современном юридическом поле. Господство права призвано обеспечивать подчиненность высшей власти

народу, эффективно регулировать общественные отношения.

Правовое государство рассматривается как одна из высших социальных цен-

ностей^ способн^^х утвердить . ческие начала, обеспечить и защитить

Вместе с тем в реальной жизни российского общества имеют место шения основных прав и свобод ка, продиктованные как объективными условиями его развития, так и субъективнЫми факторами.

В свою очередь, Конституция ской федерации представляет и тирует гражданам право на защиту наи свобод, в том числе в

: или судебном порядке.

защита

пPaсоЗaщитной нaпрaсленности.

туг Уполномоченного по правам

также является частью этой системы [8].

Так, за истекший период к ному обратилось 53 694

Из 32 731 рассмотренных обращений граждан, практически, по каждому третьему Уполномоченный смог полностью или частично оказать содействие в восстановлении нарушенного права.

вопросы в области защиты, ления социальных и личных

79,3% (49,3% и 30%

обращений по проблемам защиты экономических, политических и

оу5<ьтуро, 1%). ^

Обращения граждан являются важ-тм средством укрепления связей между

государственным иНcтитстом правозащиты и населением в целях реализации права граждан на восстановление и предупреждение нарушений их пр^ свобод и законных интересов.

Таблица 1

2006 г. 2011 г. 2016 г.

ОбрЩЩеНОЛТ46''60 поступивших 210 3752 3018

Количество коллективных обращений 12 56 70

Численность 1раждан, поставивших 640 933 2411

Источник: доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на тории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в крае в 2016 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://}

Таблица 2

' по тематическому клаосификатору не ^ в связи с чем, данные отсутствуют)

Количество обращений: 2007 г. 2011 г. 2016 г.

- по вопроса im защиты личных (г ражданских) прав 599 1219 1198

- по вопроса im защиты социальш лх прав 1940 1751 1439

- по вопроса im защиты экономич< еских прав 79 189 287

- по вопроса im защиты политичес жих прав - 13 40

- по вопроса im защиты культурны 1х прав - 6 5

- по иным вопросам 345 574 49

Источник: доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на тории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в крае в 2016 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://}

Уполномоченный придает особое значение и важность каждому обращению, поступающему в его адрес поскольку это предоставляет ему возможность не только осуществлять свои функции по защите прав и свобод граждан, но и посредством жителей края контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

К примеру, жители У

момента

Рассмотрение зволило Уполном

этого

обращения по-выявить не-

ау

жаловались на тов ния,

Совета сельского протяжении

предложить депутатам Хабаровского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в краевой закон. В частности, было установлено, что ч. 9 ст. 3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. №

15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» предуcмaтривает, что решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность глав муниципальн^1х

обPaзовaний, указанных в приложениях 1 и 2 к этому закону, принимаются :

ставитеЛЬн^1ми органами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих муниципальных образований с соблюдением следуюших сроков:

1) не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полном

главы

2) в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования - не позднее чем через 30 дней со дня досрочного прекращения его

3) в случае, если глава ного ^р^мтая полномочия кт^го прекращень1 досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, то не ранее дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, если в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 3 названного Закона предусмотрены

Тем не менее, в принципу единообра гулирования ношений и

целях следования $ия правового ре-

тождественных исключения вероятности

с

посчитал . в п. 3 ч.

края от 26 чный (либо

спекуляций населения, целесообразны 9 ст. 3 Закона ноября 2014 г. иной разумный) по сравнению с пунктом

2 срок принятия представительн^1м органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы : пального образования.

С учётом изложенного шй предложил законодательному органу края рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в п. 3 ч. 9 ст.

3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. № 15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае».

Необходимо отметить, что на основании предложения Уполномоченного постоянным комитетом Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам го-

моуправления 1 № ЗП-У

ограничивающи< ган муниципального образования во времени принятия решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на , ность главы муниципального ния, то пункт 3 содержит лишь момент вPемени, до наступления кот°рог° такое решение не может быть :

Безусловно, ч. 4 ст. закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об

и права на участие в референдуме : дан Российской Федерации» вает, что в случае досрочного

очий органов или депутатов в п. 3 настоящей статьи),

вопросах организации местного правления в Хабаровском крае», предусматривающая закрепление в пункте 3 ч. 9 ст. 3 Закона края от 26 ноября 2014 г. № 15 срока принятия представительным органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы му-

чем через 30 шения

ния полном^ (указанных влекущих за собой неправомочность органа, необходимо проведение досрочных

выборов в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного

комитета и также на внеочередном дании Законодательной

тием решения, а также различного рода

правления в Хабаровском крае» был : нят в качестве краевого закона с указанной поправки.

Таким образом, можно вать, что обращения граждан в дарственные органы и правозащитные институт^1 помогают как охране прав отдельных лиц, так и разрешению многих

социальных правов^1х белов в действующем з< Изучение и анализ зволяют выявлять

устранению преодолению про-

кассационных и надзорных жалоб. Общее количество подготовленны

обращений по-проблемные вопросы в тех или иных сферах социально-экономических отношений и выступают индикатором пробелов в законодательстве. Главной задачей в данной работе было и остаётся оказание заявителям максимально возможной помощи в разрешении их вопросов.

К примеру, в адрес уполномоченного

судебного период работы

в

было подготовлено О действиях Уп

В 2016 г. : джумжтот.

по

занию помощи гражданам в лении их нарушенного права на

поступило обращение жителей района Дружба города Комсомольска-на-Амуре об оказании содействия в обеспечении данного _ _

щью по профилю «педиатрия».

права на cпрaседливое судебное : тельство. Из пояснений заявителя и :

го

с 01

поликлинике микрорайона

2016 г. в : 4

гараж заявителя, а также взыскать рас

ды по оплате услуг предcтaсителя, на :

готовление доверенности, на оплату ка

удар

700^9^. В ходе

ежедневно с указанного времени

земельного участка. В связи

прекращено. Однако решением

прттм судами постановлений в фетных лиц. В свои

IрaсеДЛИвые

и незаконные, на их взгляд, судебные решения (приговоры); недоказанность тех или иных событий ]

1ротивор

и этике поведение отдельных судей.

В 2016 г. в адрес У ступило 220 подобных < усттк и

рые были подробно р

судар стровых работ, сти услуг При р ния Упол

: данного было уста

что cуд, принимая решение о взыскании

с гражданина ф. перечисленн^1х выше расходов, не учел, что:

- сгоргам земельн^1м участком гражданин Ф. пользовался не самовольно, а на основании договора ^вды заключенного с администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района;

учacткa, в результате которого был установлен факт расположения гаража заявителя (гражданина Ф.) на земельном

участке гражданина К., проводилось с целью постановки земельного участка на шсударственныи кадастровыИ учет, а не ДЛя разрешения конфликта, возникшего между сторонами спора.;

- доверенность, выданная вителю истца, является генеральной, на представление любых интересов истца, а не только в рамках указанного сп°ра.

С учетом указанных обстоятельств

и заключенные в 2016 г. 413 о

под

на вышеуказанное решeние, которая правлена заявителем в

судебная коллегия, учитывая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, нила ранее принята решение

. . . „' К. в

удовлетворении иска.

Всего же за 2016 г. поступило 3018 обращений от Хабаровского края, других субъектов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, содержащих 4829 вопросов.

Возросло количество устных ний, что обусловлено активно мыми выездными приемами граждан как Уполномоченным, так и ками его аппарата. Основными ми письменных обращений ченному в 2016 г., как и в предыдущие годы, были люди старшего поколения, малоимущие и социально незащищённые граждане: инвaлиды, ветераны трудa, многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны и другие. Так, в 2016 г. от пенсионеров, ветеранов труда и ветеранов Великой Отечественной войны, безработных и инвалидов поступило 1 116 обращений (43,6% от общего количeствa), поступивших к уполномоченному и содержащ^1х информацию о

Третья часть обращений поступила от рабочи^ служащих и лиц, находящихся в длительном отпуске - 813 (31,8%). Лица, отбывающие наказания в местах

лишения свободы направили

(16,2%).

Только от жителей Хабаровского края в 2016 г. поступило 2904 обращения | количества), в том числе примерно в равной мере в устной форме (52,8%) и в письменной (47,2%).

Наибольшее количество обращений поступило от жителей г. Хабаровска и Хабаровского муниципального района, г. Комсомольска-на-Амуре и ского ^гацт^того р^ота ципального района им. Лазо, Советско-Гаванского и Ванинского муниципальных районов края. Доля обращений от жителей данных муниципальных образований составила 85,2% от общего количества поступивших обращений.

Как было отмечено ранее, кроме дан проживающих на террнгор™ ровского края, в 2016 г. к :

СНГ. В 2016 г. к Уполномоченному : пило 114 обращений указа от общего количества I Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия граждан с правоохранительными органами занимают одно из ведуших мест среди обращений граждан о ЗаШите личных (гражданских) прaв, поступающих в адрес Уполномоченного.

Не найдя решения проблемы в компетентных органах, получив значительное количество отписок и формальных ответов, подготовленных теми же должностными лицами, на которых жаловались, граждане вынуждены обращаться за содействием к Уполномоченному по правам человека.

Наряду с этим, законодатель не наделяет Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации функциями надзора за деятельностью полиции и следствия, равно как и правами участника уголовного судопроизводства, что не позволяет им принимать тетосредстаетаое участие при рассмотрении жалоб на действия (решения) сотрудников правоохранительн^1х органов, знакомиться с уголовными делами в целях установления процессуальных и иных нарушений.

Несмотря на это, Уполномоченный

принимает к рассмотрению подобные обращения и, используя свои полномочия, оказывает содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, привлекая для этого соот-

тетсга^щта надзорные органы.

Для эффективного исполнения своих задач Уполномоченным налажено тесное взаимодействие с органами государственной власти, что делает возможным

там нарушений прав и свобод граждан, принятие мер дисциплинарного характера к виновным должностным лицам, а также позволяет проводить совместную работу, направленную на выявление системных нарушений прав граждан.

Кроме того, практика взаимодействия с органами государственной власти позволяет Уполномоченному проводить прием граждан совместно с руководителями федеральн^1Х государственн^1х структур. Такая практика зачастую

позволяет решить проблему на месте, а вопросЫ, требуюЩие более глу,бокого изучения, взять должностным лицам под личный контроль.

Особое внимание хочется обратить на

власти через привлечение руководителей ^^^р^нгел^к структур к работе кафедры Уполномоченного по правам человека на базе Дальневосточного института. управления - филиала фГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РоссийсКой федерации».

Эти мероприятия носят характер дискуссионной площадки руководителей государственных органов с ским сообществом. Их пления являются о деятельности той или иной власти перед гражданами. мат дает возможность присутствующим задать насущные вопросы напрямую руководителю ведомства и получить ответ от первого лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По инициативе Уполномоченного на радио «Восток России» организован цикл передач, посвященных наиболее актуальным проблемам, которые интересуют жителей края. В текущем году состоялись по темам: «Создание до: среды для маломобильных групп

на территории Хаба

населения

края» и «Обеспечение прав граждан на

блaгопPИЯтНУп ^р^^щ^ среду».

Среди участников этих передач руководители территориальных органов, фе-

^ Хг Хг г Г 7 т

деральных органов исполнительной власти и краевых государственных органов, а также представители органов местного ^^р^л^^ бизнеса науки, общественных организаций. Совместное обсуждение

гр

вопросов

носит не просто повествовательный характер, а позволяет анализировать имеющиеся проблемы и вырабатывать пути их решения.

В формате взаимодействия с населением стоит также отметить участие сотрудников аппарата Уполномоченного в работе передвижного клинико-диагностического центра «Терапевт Матвей Мудров», предназначенного для медицинского обслуживания жителей удалённых от краевого центра населён-н^1х пунктов. В задачу c°трудников аппарата входит оказание гражданам бесплатной юридической помощи. Граждане активно пользуются предоставившейся им возможностью в каждом пункте остановки. Тематика обращений весьма разнообразна: наследственные и трудовые споры, алиментные обязательства, жилищные ^^оти^^^ и другие вопросы. При этом всем обратившимся оказывается необходимая консультативная помощь, а некоторым из них также содействие в подготовке документов для судебной защиты прав.

Оценивая ситуацию с соблюдением прав человека в Хабаровском крае, но сказать, что в настоящее время I няется ряд тенденций предыдущих лет. По-прежнему наибольшее количество по-ступ^щта обращений граждан связано

всего - в жилищной сфере. остаётся доля обращений, связанных с нарушениями прав граждан работниками различн^1х правоохрани-телшьк органов.

Необходимо отметить, что всё чаще в своих обращениях, адресованных Уполномоченному, люди ставят вопрос не о законности тех или иных

решениях органов ственной власти, а о получении

таций относительно порядка

идических действий в конкретно ситуации. По мнению моченного, это положительная ция, поскольку жители края стали более ответственно подходить юридически значимых почитая сначала проблему, а потом действовать. ление все больше интересуется сферой защит^1 своих прав проявляет тельную активность в выявлении ствующих проблем в законодател

тем самым свидетельствуя о становлении основ гражданского общества.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.06.2017). [.Электронный ресурс!. URL:

8. Закон Хабаровского края ном по правам человека в № 44 от31 URL: _

References:

1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheOveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948)

//www.consultant.

cheloveka i 4 noyabrya olneniyami).

nyj resurs].

ru/t

2. Konvenciya o zashchite prav osnovnyh svobod ETS № 005 (Rim, 1950 g.) (s izmeneniyami i dop

' 10.12.1948) ru/2540800/#ixzz4m70wWFA0

[Электронный ресурс].

URL:

5.

нята (с

: Федерации (при-голосованием 12.12.1993) Законами РФ о : 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultani.ru/

6.

ских,

Йорк, 19 сурс]. URL: http://, megdunar/2540291/

заЩите Прав человека и

свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/2540800/#Xzz4m70wWFA0

3. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или. унижающего достоинство обращения или наказания ETS № 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с ниями и дополнениями). [Электронный, URL: http://base.garant.ru/1305480/

4. Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 года. [Электронныйресурс]. URL: http://www.un.org/

üyu

i beschelovechnogo ili unzhayushchego üya ili nakazaniya ETS№ 126 ' g.) (s izmeneniyami i doponeniyami). ßHlektronnyj resurs]. URL: http:// base.garant.ru/1305480/ 4. Venskaya deklaraciw i

№ 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, , 11-FKZ). [EHlektronnyj resurs]. URL:

URL: http://c

megdunar/2540291/

7. Ugolovnyj kodeks ot 13.06.1996 №

Rossijskoj Federacii (red.. ot 07.06.2017). /www.consultant.

8.

(Нью- Upoh

krae № 44 resurs]. URL:

//www.pravo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.